Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. Справа от царских врат:  образ Похвалы Пресвятой Богородицы, написанный на золоте, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; образ Пресвятой Богородицы межвратный. Слева от царских врат: образ Пречистой Богородицы; образ Прокопия Устюжского в молении украшенный серебром золоченым; образ Пресвятой Богородицы. Над церковными дверьми деисус. Справа от двери образ Ангела хранителя, образ Вседержателя, образ Василия Великого и блаженного Василия Московского в молении. Слева от двери образ Николая Чудотворца. Придел во имя Алексия митрополита Московского. В алтаре на престоле Евангелие с серебряными золочеными распятием и Евангелистами, крест обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Над жертвенником образ Иоанна Предтечи. Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. В приделе Алексия Московского находились: образ Алексия митрополита Московского украшенный серебром резным золоченым; образ Пресвятой Богородицы Знамение в молении; образ Алексия митрополита Московского и Прокопия Устюжского; образ Пресвятой Богородицы межвратный. В 1682 году открыта Великоустюжская епархия. Второй Устюжский архиерей – архиепископ Александр, заступивший на Великоустюжскую кафедру в сентябре 1685 года, в 1690 году начинает строительство Архиерейского двора. С южной стороны церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (параллельно Успенского собора) начинается строительство двухэтажного архиерейского дома. Над церковью Похвалы Богородицы строится крестовая церковь во имя Рождества Христова, о чем свидетельствовал антиминс, хранившийся в Прокопьевском храме. После так называемого Ивановского пожара 24 июля 1715 года верхняя крестовая церковь Рождества Христова и нижняя Похвалы Богородицы с приделом Алексия митрополита Московского выгорели.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Первое достоверное письменное упоминание о теплой церкви Прокопьевского храма находим в «Сотных книгах» 1630 года: «У Прокопия жъ чуд. церковь теплая Алексея митр. Моск. чуд., да въ приделе Василия блаженного Моск. чуд.; образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные къ зиме носятъ отъ Прокопия чуд. …» Как видим, в 1630 году у Прокопьевского храма была теплая церковь во имя митрополита Алексия Московского чудотворца, с приделом во имя Василия Блаженного Московского чудотворца. 4 июня 1672 года, по грамоте митрополита Ростовского Ионы, начато строительство каменной теплой церкви Прокопьевского храма. Согласно данной грамоты, написанной в Ростове 7 марта 1672 года, на старом церковном месте разрешено строение каменного храма во имя Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом во имя митрополита Алексия Московского чудотворца. Строительство велось иждивением купца гостиной сотни Афанасия Федотовича Гусельникова. 21 июля 1672 года церковь освящена во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Престол во имя митрополита Алексия Московского чудотворца освящен 19 октября 1674 года, о чем свидетельствовал древний антиминс, хранившийся в Прокопьевском соборе. Построив оба каменных храма, Афанасий Гусельников снабдил их и всем необходимым: иконами, церковной утварью, Евангелиями, напрестольными крестами, книгами и прочим. В «Писцовых книгах» 1683 года о церкви Похвалы Богородицы написано следующее: «Подле тоежъ холодную церковь того жъ приходу церковь теплая каменная о двух главахъ, главы обиты железомъ белымъ, кресты железные, строение ево жъ гостя Афонасия Гусельникова, а въ ней служба во имя похвалы Пресв. Б-цы, а другая въ приделе во имя Алексия Митрополита Московского…» .   Далее в «Писцовых книгах» дается описание внутреннего убранства храма. Церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В алтаре на престоле Евангелие с серебряным резным Распятием и Евангелистами дар Афанасия Гусельникова; крест благословящий обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии украшенный серебром золоченым и жемчугом. Над жертвенником образ Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Сердечно благодарю Вас за все теплые слова соболезнования, сказанные Вами в связи с кончиной Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх вел церковный корабль в непростое для России время, когда различные вызовы угрожали ее единству. Его миротворческие усилия и призывы к согласию в обществе стали свидетельством глубокой веры в достойное будущее нашей страны. Он всегда стремился к утверждению в обществе духовных и нравственных ценностей, вечных идеалов добра и справедливости. Для людей различных возрастов, религиозных убеждений и социального статуса Святейший Патриарх стал настоящим отцом, образ которого был одинаково дорог, любим и почитаем. Жертвенное служение Святейшего Патриарха Алексия, всего себя отдававшего попечению о народе Божием, навсегда оставило яркий след в новейшей истории Отечества и в благодарной памяти современников. Об этом свидетельствовали потоки людей, приходивших проститься с Патриархом, внимание отечественных и зарубежных СМИ. Да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном! Благодарю Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за помощь и поддержку в организации погребения Святейшего Патриарха Алексия, а также за личное участие в продолжительных траурных мероприятиях в Храме Христа Спасителя. С пожеланиями помощи Божией в ответственном служении Отечеству нашему и народу Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкину Уважаемый Сергей Евгеньевич! От себя лично, от имени членов Священного Синода и всей Полноты Русской Православной Церкви благодарю Вас за соболезнование в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За время Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия наша Церковь духовно окрепла, возросла, сбросила внутреннее оцепенение после многих десятилетий несвободы, прочно встала на путь служения людям в их нуждах, проблемах и заботах.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

Горе вам, если о вас все говорят хорошо. Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия. Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам. Любая проповедь слова Божия, которая делает его актуальным, которая доходит до сознания людей, которая устремляет их внимание к подлинным целям и ценностям жизни, которая возвышает человека в понимании того, что перед Богом он должен нести свой ответ, — немедленно сопровождается либо игнорированием, замалчиванием, либо поношениями и скорбями. И то, что сегодня происходит, о чем многие из вас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Наученные этой историей, наученные словом Божиим, будем стараться различать духов, особенно же различать лжепророков. А это различение возможно только тогда, когда мы живем с Богом в Церкви, когда мы слышим Божественное слово, когда мы укрепляем себя святыми Таинствами, когда мы становимся сильнее всех в мире, потому что наша сила есть сила Божия, оплодотворяющая верных через Таинство святой Евхаристии. Сегодня мы также вспоминаем имена моих блаженнопочивших предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси. В Церкви нет простых времен, и каждый Предстоятель, неся ответственность за всю Церковь, проходит через скорби и внутренние муки. Не были исключением и мои блаженнопочившие предшественники — каждому досталось нести крест, обусловленный историческими обстоятельствами и духовным состоянием народа. И сейчас, когда они предстоят пред Богом (а мы верим, что этот так), мы, молитвенно вспоминая подвиг их жизни, просим у Господа простить им грехи вольные или невольные, которые по человеческой природе каждый совершает, и сотворить вечную о них молитвенную память. А сейчас мы пройдем к могиле приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и совершим о двух Патриархах нашу заупокойную молитву. Храни вас всех Господь.

http://patriarchia.ru/db/text/2813358.ht...

Алексеевский храм Чудова монастыря, содержавший гробницу митрополита Алексия, имел необычное устройство. Фактически это были два пятиглавых бесстолпных храма – митрополита Алексия и Благовещения. Эти храмы имели общую стену, прорезанную аркой, под которой и размещалась гробница. Алексеевская церковь предназначалась только для мужчин, Благовещенская – для женщин (Андреевская – для монахов). Казалось бы, логично было отвести мужчинам тот храм, который выходил во внутренний двор монастыря (напоминаем, что Чудов монастырь был мужским), однако устроители поступили как раз наоборот. Очевидно, отдавая женскому полу северную, то есть левую от входа часть двойного храма, стремились соблюсти обычай греческой церкви (до никоновских времен у нас неизвестный) разделять молящихся, ставя мужчин справа, а женщин слева от центральной оси храма. Особенностью постройки являлся арочный проход, соединяющий алтари обоих храмов. В данном случае он был необходим, поскольку, когда литургия служилась в Алексеевской церкви, то Св. Дары через арку-проход выносились для женщин в алтарь Благовещенского храма. Любопытно также расположение дверных проемов. В Благовещенскую церковь можно было попасть только через трапезную Алексеевского храма, со стороны монастыря входа не было; в церковь апостола Андрея, предназначенную для монахов, наоборот, можно было пройти лишь из монастыря. Столь нетривиальное решение, вероятно, действительно явилось плодом упражнений благочестивого монарха. Федор Алексеевич скончался в 1682 г., и мощи святителя Алексия перенесли в новый храм его наследники – Иван и Петр. В 1680 г. царь Федор Алексеевич разработал весьма оригинальный проект новой Алексеевской церкви на месте разобранной постройки архиепископа Геннадия. Событие это экстраординарное, – не царское это дело, но выполнять его следовало буквально, несмотря на явные противоречия в функциональной организации и композиции комплекса. По царскому чертежу предполагалось построить сразу две церкви, одинаковые по плану, стоящие вплотную друг к другу, с одной общей стеной, в которой был устроен арочный проем, и с общей кровлей. В арочном проеме, соединявшем две церкви, по примеру некоторых новгородских храмов была поставлена серебряная рака с мощами свт. Алексия. Южная церковь, выходившая на Кремлевскую площадь, была освящена во имя свт. Алексия и предназначалась только для мужчин, а северная – в честь Благовещения Богородицы – выходила на площадь монастыря и была отведена для женщин, что создавало немалые трудности для организации отдельных независимых входов в каждый храм. При этом Благовещенская церковь считалась придельной. Поэтому ее пять глав с куполами, идентичных по архитектурному решению деталей главам Алексеевской церкви, существенно меньше последних по высоте, что выглядит несколько странно, хотя логика такого решения понятна и заметно это только из монастырского двора, при взгляде на комплекс с запада.

http://sobory.ru/article/?object=45848

Священный Синод также одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию и касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Пимена Угрешского. Было постановлено включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Феодора Санаксарского и Пимена Угрешского, а также святого праведного Феодора Ушакова. Заслушав доклад председателя синодальной Комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод постановил утвердить предложенную Комиссией программу юбилейных торжеств, а также учредить новые награды Русской Православной Церкви: орден святителя Алексия Московского (трех степеней), орден преподобного Серафима Саровского (трех степеней), орден Славы и Чести, медаль преподобного Серафима Саровского (первой и второй степени). Священный Синод наградил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия орденом святителя Алексия Московского (I степени). Священный Синод заслушал отчетные доклады руководителей синодальных отделов за 2003 год: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева. Священный Синод одобрил работу этих Синодальных отделов. Также был заслушан отчет председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрита Иоанна (Экономцева). Затем Священный Синод заслушал доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. В постановлении Священного Синода особо отмечено единомыслие в понимании сложных проблем современной церковной жизни, проявившееся в ходе переговоров Предстоятелей двух Православных Церквей, и важность дальнейшего развития двухсторонних связей Александрийской и Русской Православной Церквей для укрепления межправославного единства и братского сотрудничества.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

На Нечаевской улице в Егорьевске находится самый маленький в городе храм – во имя святителя Алексия Московского Чудотворца. До 1929 года в этой части города находилась деревня Нечаевская – центр бывшей Нечаевской волости Егорьевского уезда. Состоятельный крестьянин этой деревни Иван Акатьев в начале 1900-х годов воздвиг на свои средства часовню, которая позже была достроена и преобразована в церковь. Изначально «часовня-церковь» не имела своего прихода и была приписана к ныне утраченному Успенскому «Белому» собору Егорьевска. Со временем Алексеевская церковь стала самостоятельной и в советские годы не закрывалась. Святитель Алексий Московский почитался в Егорьевском крае с глубокой древности. Первое упоминание села Высокого – исторического предшественника города – встречается в завещании великого князя Василия Темного в XV веке. Однако, по преданию, эти земли столетием раньше принадлежали боярину Федору Бяконту – отцу митрополита Алексия. Считается, что святитель впоследствии пожертвовал отцовское имение во вновь устроенный Чудов монастырь в Москве. Предание сложно подтвердить историческими фактами, однако Нечаевская волость до середины XVIII  столетия действительно числилась вотчиной московского Чудова монастыря. В эпоху святителя Алексия русские земли находились под зависимостью ордынских ханов, а в Московском кремле располагался двор татарских наместников. В 1357 году хан вызвал в Орду русского святителя, прослывшего человеком праведным и благочестивым. Ордынский правитель велел Алексию помолиться о выздоровлении его ослепшей супруги – Тайдулы, и Господь услышал молитву святителя. Чудесное исцеление ханши произошло в день церковного праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех, которое празднуется 6 сентября (19 сентября по новому стилю). В благодарность за исцеление хан передал митрополиту Алексию участок своего двора в Московском кремле. На этом участке и был основан древний Чудов монастырь. В Егорьевске особо почитался день обретения мощей святителя Алексия Московского – 20 мая (2 июня по новому стилю). В этот день по окончании литургии совершался многолюдный крестный ход вокруг всего города. Вот как описывалось это местное торжество в Рязанских епархиальных ведомостях 1912 года: «Крестный ход начался пением молебна Пресвятой Богородице с чтением акафиста, который разделен был на 4 части и прочитан на 4-х остановках. На остановке при часовне св. Николая близ монастыря был отслужен молебен святителю Николаю Чудотворцу с прочтением акафиста, а в монастыре женском, который основан при кладбище, отслужен молебен Пресвятой Троице и святым, коим посвящен монастырский храм, и панихида по усопшим жителям г. Егорьевска; при остановке на южной стороне города совершено было водосвятие. Крестный ход закончился в 4-м часу пополудни».

http://sobory.ru/article/?object=01795

Несмотря на широкое почитание святителя Алексия, в городе вплоть до XX века не было ни одного храма в его честь. В 1906 году крестьянин Иван Акатьев построил первую Алексеевскую часовню в деревне Нечаевской, рассчитывая служить в ней вечерни в холодное время года. В 1908 году маленькая часовня уже не вмещала всех желающих, и Акатьев обратился к епархиальным властям с просьбой разрешить расширить постройку. Также Акатьев просил позволения устроить алтарь, чтобы священники из соседних храмов служили в часовне литургию хотя бы несколько раз в год. Свое прошение крестьянин подкреплял заботой о духовной жизни фабричного населения Егорьевска, вера которого, как он писал, «под воздействием новых веяний уже начинает значительно слабеть». Кроме того, устройство «часовни-церкви» должно было увековечить важное событие в жизни семьи последнего российского императора Николая II – рождения в 1904 году цесаревича Алексия. Таким образом, Алексеевская церковь имела двойное посвящение. Первое – в честь городского покровителя митрополита Алексия Московского, и второе – в честь наследника царского престола. По сходной логике в 1880-х годах в Егорьевске был освящен величественный собор во имя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. О лояльных царской власти настроениях жителей деревни Нечаевской говорит «адрес» крестьян Нечаевской волости Егорьевского уезда от 9 февраля 1905 года. Вот его строки, обращенные к Николаю II: «Повергаем к стопам Вашего Императорского Величества верноподданнические чувства и глубокую благодарность за милости, дарованные Высочайшими Манифестами 17-го октября и 3-го ноября 1905 года. Всегда готовы отдать свою жизнь за дорогого и любимого Царя… В ознаменование великого события дня 17-го октября мы решили поставить в нашем волостном правлении иконы святого Николая и святого Алексия, имени Вашего Императорского Величества и Наследника Русского Престола, и отслужить молебен о здравии и благоденствии возлюбленного Монарха и Его Наследника».

http://sobory.ru/article/?object=01795

В 1823 г. Алексеевская церковь капитально перестроена, тогда в трапезе устроены были два придела и в настоящей церкви был поставлен иконостас, в котором все иконы были написаны прихожанином Алексеевской церкви академиком Веденецким. В настоящее время Алексеевская церковь имеет вид красивого храма с одним куполом и с колоннами на северном и южном фасадах. Престолов в Алексеевской церкви три: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (с 1823 г.) и придельные в трапезе: правый – во имя св. Алексия митрополита и левый – во имя св. благов. князя Александра Невского. Из древних икон в этой церкви замечательны: св. митрополита Алексия, греческого письма, икона эта находилась еще в деревянной Алексеевской церкви, а написана даже ранее ее построения, в конце XVI ст; Федоровская икона Божией Матери, пожертвование подьячего Чичагова; икона эта, находящаяся за левым клиросом в главном храме, богато украшенная жемчужной с каменьями ризой и дорогим венцом, - составляет предмет глубокого почитания жителей Нижнего Новгорода. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Церковь эта основана в 1642 году, что видно из Синодика 1716 года, и существовала, вероятно, до большого пожара. В 1717 году заложено нынешнее ее здание на счет прихожан и доброхотных дателей, но докончено на счет города. Главными храмоздателями ее были: приходские священник Петр Иевлев и диакон Андрей Поздеев, да подьячий Тимофей Чичагов; а в числе вкладчиков значатся: бывший вице-губернатор Юрий Андреевич Ржевский, капитан Ермолов и бароны Строгановы. Ржевский пожертвовал иконостас столярной работы, пожертвования Ермолова и Строгановых неизвестны. Храм был окончен в 1719 году. Главный алтарь его освящен в честь Феодоровской Божией Матери, местная икона которой, украшенная серебряными венцом и полями и жемчужным убрусом, пожертвована храмоздателем Чичаговым. В 1823 году церковь Святого Алексия Митрополита была переделана также на счет прихожан и доброхотных дателей, в числе которых был главным Ф. М. Стремоухов. В то время Стремоухов занимал должность нижегородского вице-губернатора и жил в Алексиевском приходе. При этой перестройке главный престол освящен вместо Феодоровской Божией Матери в честь Рождества Богородицы, а приделы в трапезе, или теплой церкви: южный – во имя св. Алексия Митрополита, северный – св. Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=33424

I. проект регламента Собора, II. проект документа об обязанностях Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; III. состав Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; IV. проект программы и повестки дня Собора; V. кандидатуры председателей, секретарей и докладчиков рабочих групп на Соборе. ЖУРНАЛ 31 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О исполняющемся в будущем году 15-летии со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: Для подготовки и проведения празднования 15-ой годовщины со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образовать Синодальную комиссию в составе: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - председатель, Архиепископ Истринский Арсений, Епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ОВЦС МП, Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, Протодиакон Владимир Назаркин, сотрудник ОВЦС МП, Пархаев Е. А., директор ХПП «Софрино» ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся с 15 по 28 мая 2004 года первом официальном визите в Россию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. СПРАВКА: С 15 по 28 мая 2004 года Россию посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Во время визита в Москву состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви и делегации Московского Патриархата. Обеими сторонами было выражено желание преодолеть трагическое разделение российского народа, возникшее вследствие революции и Гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви. Во время пребывания в России члены делегации присутствовали на Патриарших богослужениях на Бутовском полигоне, при освящении храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, а также в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, посетили святыни Донского и Свято-Данилова моныстырей, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 21 по 26 мая делегация совершила паломничество к святыням Екатеринбурга, Дивеево, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Курска. 27 мая состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Лавра с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В беседе также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь).

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010