Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Установление Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. обозначилось особенно ярко. В то же время нельзя не видеть в учреждении Патриаршества на Руси несомненного проявления Промысла Божия. Русь не только получала свидетельство своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась перед лицом грядущих испытаний Смутного времени, в которых именно Церкви будет суждено выступить в качестве силы, организовавшей народ на борьбу с иноземной интервенцией и католической агрессией. Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви. После утверждения независимого от греков статуса Московской митрополии стало осознаваться то исключительное значение Русской Церкви в православном мире, которое она получила как наиболее влиятельная, многочисленная, а главное – связанная с бытием единственного в мире православного государства Поместная Церковь. Было очевидно, что рано или поздно, Патриарший престол будет утвержден в Москве, государь которой стал преемником Императоров Ромеев и уже к середине XVI в. увенчался царским титулом. Однако возведению Московской Митрополии на степень Патриаршества в то время мешали напряженные отношения с Константинопольским Патриархатом, обиженным на Русь за переход к автокефалии и горделиво не желавшим ее признавать. В то же время без согласия Восточных Патриархов самостоятельное провозглашение Русского Митрополита Патриархом было бы незаконным. Если царя на Москве можно было поставить самим, силой и авторитетом православной державы, то учреждать Патриаршество без предварительного решения этого вопроса первенствующими кафедрами было невозможно. Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской Церкви через установление Патриаршества лишь к исходу XVI столетия, в правление царя Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436299/

Слово второе в неделю Православия Грозный суд, который вы вскоре услышите, слушатели, относится, между прочим, к «отмещущим вся таинства святая, церковию Христовою содержимая». По благодати Божией, все мы, принадлежащие к православной церкви, твердо содержим святые таинства; не смеем и думать, чтобы можно было отметать их. Но близ нас довольно таких, которые не страшатся отказываться и от такой тайны, какова тайна святой евхаристии; не страшатся даже произносить иногда и страшные хулы на сию страшную тайну. Не для чего скрывать болезни и некоторых из нас, братия. Довольно между нами таких, которые, хотя не отмещут языком святой тайны, и однакож не участвуют в ней по разным предлогам. Приблизимся к смыслу суда церковного на отмещущих тайны размышлением о том, как нужно нам всем приобщаться святого таинства евхаристии, и как неосновательны предлоги, по которым многие не приобщаются сего таинства. Кто установил таинство святой евхаристии? Сам Сын Божий, Господь Иисус. «Приимите, ядите , — говорил Он ученикам, — сие есть тело Мое, за вы ломимое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета» . (1 Кор. 11:24—25; Мф.26:27—28). Слышите ли, Господь Сам повелевает: Пийте от нея вси. Повеление решительное, повеление, относящееся ко всем без исключения, повеление самого Господа. Чего больше? послушаем другого свидетеля о том же. «Аз бо приях от Господа , — говорит апостол, — еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови. Елижды бо , — присовокупляет апостол, — аще есте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11:23—26). Что может быть яснее слов сих? Апостол с точностию повторяет волю Господню: приимите, ядите. Апостол передает волю Господа в словах, совершенно ясных и определенных; для всех принадлежащих к новому завету, говорит он, установлена сия вечеря: сия чаша новый завет в крови Моей; все, которые хотят помнить Господа, должны участвовать в сей вечери: сие творите в Мое воспоминание. Апостол присовокупил еще и свои слова о смысле слов Господних; дотоле, говорит он, имеет совершаться сия вечеря, пока приидет Господь на суд, т. е. до скончания века: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Теперь спрашивая: нужно ли исполнить волю Господа? Без сомнения, нужно; ибо горе непокаряющимся воле Господа. Нужно ли исполнять такую волю Господа, которая простирается на все времена? Еще более нужно; ибо в этом случае горе каждому, кто бы он ни был, и когда бы он ни жил, если только презирает он эту волю. Итак, подумайте, нужно ли приобщаться вечери Господней, когда она установлена самим Господом, установлена на все времена, установлена для всех?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2985...

преосвященного Флавиана, митрополита Киевского, от 11 декабря 1905 года О составе Собора Всероссийской Церкви Под именем собора в церковно-каноническом смысле всегда разумелось собрание представителей высшей иерархии, именно епископов, для обсуждения и решения вопросов христианской религии и морали, а также и предметов церковно-канонического характера, относящихся к внутренней стороне церковной жизни. Соборная форма церковного управления – весьма древнего происхождения; но по вопросу относительно её происхождения, по вопросу о том, кому принадлежит первоначальное установление соборного института, существуют различные мнения. Главное из них то, по которому первоначальное установление соборов принадлежит Самому Иисусу Христу, Который сказал: «Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Практическое применение этого божественного установления соборной формы церковного управления усматривается в апостольских соборах, которые приводят в непосредственную связь с церковными соборами вообще. Но это мнение не может быть признано состоятельным. В приведённых словах Спасителя невозможно без особенной натяжки видеть установление соборов, как особенных органов церковного законодательства и управления. Слова эти проще и правильнее можно отнести ко всякому собранию христиан во имя Христово, а более всего к собранию молитвенному (Архим. Михаил: «Толковое евангелие», т. I, с. 334). А потому едва ли апостольские соборы можно привести в непосредственную связь с последующими церковными соборами. Особенности церковной жизни в век апостольский до того были исключительны, что Церковь последующих, даже ближайших столетий, стараясь во всём, во всех своих учреждениях сохранить дух апостольской Церкви, должна была по необходимости изменить некоторые формы её. Так случилось и с соборным институтом. В апостольских собраниях принимали участие все христиане, как об этом свидетельствует книга апостольских Деяний (гл. I, VI, XV), а на соборах последующего времени решающее значение принадлежит уже одним епископам. Такое изменение произошло, конечно, как оттого, что миряне после апостольского времени не имели уже тех «даров духовных», которыми обладала «братия» апостольского времени, так и от той высоты положения, которое заняла в жизни Церкви епископская власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ § 229. Связь с предыдущим, понятие о Елеосвящении и его названия Таинство покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех Христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для Христиан, больных по самому телу, и имеющее целию врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные. Такое понятие об елеосвящении дает нам православная Церковь , когда говорит: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Простр. хр. катих. ч. 1, чл. 10). Это таинство издревле называлось и называется в православной Церкви елеем 1450 , святым елеем 1451 , елеем, соединенным с молитвою 1452 ; в нашем отечестве – елеосвящением, елеопомазанием, иногда, в просторечии, соборованием в соответствие тому, что совершается обыкновенно собором пастырей. Названия, данные елеосвящению собственно в римской Церкви, каковы: последнее помазание 1453 , таинство отходящих или умирающих 1454 , суть позднейшего происхождения и, как увидим, не совсем точны. § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность I. О таинстве Елеосвящения со всею ясностию говорит в св. Писании св. апостол Иаков, когда, наставляя Христиан: злостраждет ли кто в вас; да молитву деет: благодушествует ли кто; да поет, непосредственно продолжает: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак. 5, 14. 15 ). Из этих слов равно открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства. 1. Божественное установление. Ибо, с одной стороны, очевидно из связи речи, что апостол говорит об елеопомазании не как о чем-то новом, чего прежде не знали Христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео) Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. 14 июня, 2020 Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский). Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. История Дня Всех Святых Праздник известен с kohцa IV — haчaлa V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

К числу семи таинств, в православной Церкви верно хранимых и по богопреданному чину совершаемых, относится таинство елеосвящения. Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные 1 . Назначение сего таинства для болящих иногда смущает малодушных, и побуждает их боязливо уклоняться от принятия его. Бывают больные, которые, со дня на день, ослабевая, продолжают думать, будто им еще рано освятиться елеем, и если бы кто предложил такому слабому душою и телом человеку позвать пресвитеров церковных, да помажут его елеем, то он принял бы предложение сие, как верное предсказание своей близкой кончины. Такое предубеждение против сего спасительного таинства между чадами Церкви православной предотвращается и пресекается чистым учением ее; но Церковь римская сама поддерживает этот предрассудок, когда елеосвящение называет «последним помазанием, таинством отходящих» 2 из сей жизни. Существенные черты или принадлежности каждого таинства суть: Божественное его установление, обетование даров благодатных, в нем преподаваемых, и видимый знак, при посредстве которого таинство преподается. Посему все учение о таинстве елеосвящения может быть совмещено в трех частях, из которых в первой будет показано Божественное установление его и употребление в древней христианской Церкви, как таинства; во второй будут указаны благодатные плоды таинства елеосвящения; в третьей рассмотрены будут принадлежности сего таинства, относящиеся к его совершению. I. Божественное установление таинства елеосвящения, и употребление его в древней христианской церкви Когда Спаситель, призвав двенадцать учеников; послал их на проповедь ; то они, изшедше, проповедаху, да покаются… и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк.6:12,13 ). Нет никакого сомнения в том, что Апостолы сие делали по повелению Господа. Ибо Господь, как свидетельствует другой Евангелист, послав их на проповедь , дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Какие предания подлежат изменению и какие не подлежат Старообрядцы говорят: «двуперстное сложение есть предание; а предание не подлежит изменению». Правда,– есть предания неизменяемые, каковы догматы веры; но есть предания и изменяемые, каковы относящиеся к обрядам. И нужно заметить, что под именем «предания» преимущественно и собственно разумеются догматы веры, преданные Апостолами и утвержденные соборами: сие то предание и должно быть неизменно соблюдаемо, по слову Апостола Павла в послании к Тимофею: О Тимофее, предание сохрани (посл. 1, зач. 279). Но есть, как выше сказано, и недогматические предания, которые правильнее называть: древние обычай, или установления обрядовые; они только служат к поддержанию благочестия и нравственности, а в сущности не суть догматы. И таковые-то древние обычаи и обрядовые установления, для общей пользы, к лучшему могут быть изменяемы церковью, – только именно церковью, т.е. общею церковною властью, вселенскою, а случайно и местною, но не частными лицами, хотя бы даже и епископами. Например, Апостольское обрядовое предание: подобает епископу быти единые жены мужу (Тим.1, зач.283), и: «не отпустити жены епископу подвигом благоверия» (5 пр. св. Апост.), вселенская церковь на соборе изменяет, устанавливая вместо «не отпустити» – «неотменно отпустити» (12-е прав. 6-го всел. соб.). К числу таких обрядовых преданий, подлежащих изменению от церковной власти, относятся и некоторые действия, или установления, имеющие тесную связь с догматами веры и даже утвержденные на соборах. Поскольку они не суть самые догматы веры, не подлежащие изменению, а только внешние, обрядовые действия, служащие к выражению, или приложению догматов веры, то церковью и были изменяемы по благословным винам. Представлю несколько примеров. Причащение тела и крови Христовы необходимо для спасения каждому христианину, по слову Самого Спасителя, рекшего: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач.23), и в частности о чаше крови своей заповедавшего: пийте от нея вси (Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Крестные ходы на Востоке и в Москве В ряду крестных ходов, которыми так богата наша первопрестольная столица, крестный ход 23-го июня, в честь Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, один из самых замечательных. Замечателен он уже по своей древности: он установлен в 1480 году и, следовательно, существует более четырех столетий. Но еще более замечателен он потому, что установлен в память окончательного избавления России от татарского ига при великом князе Иоанне Васильевиче III. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукой, почиталась главной святыней старой Москвы. К молитвам пред ней московская Русь прибегала всякий раз в крайних обстоятельствах своей жизни и всякий раз по предстательству Царицы небесной получала необходимую помощь. Когда, в 1480 году, грозные силы хана Ахмата отступили от пределов московских, гонимые непонятным для них страхом, чем и было положено начало совершенному освобождению России от ига татарского, – благочестивые жители московские, в благодарное воспоминание об этом явном заступлении Божией Матери, положили ежегодно 23 июня совершать большой крестный ход в Сретенский монастырь. На месте монастыря была встречена москвичами Владимирская икона 26 августа 1395 года. По молитвам перед ней в тот же день чудесно был прогнан сильный завоеватель Востока Тамерлан, в память чего и построен сам монастырь и также установлен к нему крестный ход из Кремля. Обычай совершать крестные ходы весьма древний. Подобные учреждения существовали еще в церкви ветхозаветной. История народа Божия представляет немало примеров священных шествий. Употребление таких благочестивых шествий в Церкви христианской освящено примером Самого Иисуса Христа, который торжественно вошел в Иерусалим на крестные страдания, в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:7–9 ). В состав христианского богослужения торжественные шествия, уже с крестом во главе, крестные ходы, вошли еще в глубокой древности. Основание этому, несомненно, лежит в человеческом сердце, которое в тяжелой скорби и в великой радости ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Еще о Константине Великом известно, что он не иначе отправлялся на войну, как в сопровождении священников, с преднесением креста и перед сражением с неприятелями имел обыкновение совершать крестный ход, supplicationibus (λιτας) ac precibus Deum placans (Eusebii, De vita Constantini, lib. II, cap. 4 et 14). Императором Юстинианом уже законодательным порядком были определены отчасти время, а главное порядок совершения крестных ходов (Nov. CXXIII, сар. 32 et cet.). Он узаконил совершать крестный ход пред началом постройки монастыря, храма или часовни и запретил крестные ходы без епископов и клириков. Он узаконил хранить священные предметы, употребляемые при крестных ходах, только в местах священных и позволил носить их во время ходов только хоругвеносцам, qui consuete eas (sanctas cruces) portare solent.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Москва. Церковь Стефана Пермского в Южном Бутове. Карта и ближайшие объекты Пятиглавый трёхапсидный четверик с декором в духе владимиро-суздальского зодчества XII в. возводится попечением главы ЗАО " Мосфундаментстрой-6 " В. И. Нестеренко. Храм в честь святителя Стефана Пермского сможет вместить не менее 500 прихожан. В настоящее время на главах церкви установлены все купола и кресты, в здании - окна и двери, полностью завершены кровельные работы, смонтирована вентиляционная система. Строители продолжают отделочные работы по фасадам и в техподполье храма. Крыша построенного дома причта, предназначенного для ведения социальной жизни прихода, покрыта мягкой кровлей. В здании установлены окна, заканчивается устройство фасадов, полностью оштукатурены перегородки подвальной части здания. Осенью 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень на месте будущего строительства храма в честь святителя Стефана Пермского. Пояснительная записка к проекту интерьеров храма святителя Стефана Пермского - подворья Патриарха Московского и всея Руси в Южном Бутове г. Москвы. Адрес храма: г. Москва, Южное Бутово, пересечение улицы академика Семёнова и Бунинской аллеи. Настоящий проект представляет собой предложение по архитектурно-художественным решениям интерьеров храма святителя Стефана Пермского в районе Южное Бутово города Москвы. Основной объем данного храма спроектирован ГУП МНИИТЭП, Мастерская Название проекта: Храмовый комплекс православной церкви из сборных конструкций вместимостью 500 прихожан на базе проекта XVII-200/500 (вариант в монолитном исполнении). В настоящее время основной объем храма построен: воздвигнуты стены, перекрытия, барабаны, купола, установлены оконные и дверные проемы. Вследствие чего возникла необходимость создания проектного предложения, включающего в себя разработку архитектурных и художественных решений интерьеров храма. Представляемый проект содержит собой попытку создания архитектурных решений общей богослужебной функции, выраженной в архитектурно-планировочных предложениях, таких как расстановка предметов церковного интерьера, зонирование храмового, богослужебного пространства и т.п. Кроме вышеуказанных функциональных решений, проектом предполагается увязка эстетического решения отделки интерьера (полов, стен, колонн, пилястр), иконостаса с решениями монументально-декоративных композиций живописного убранства. Исходя из вышеперечисленного, данный проект включает в себя как архитектурно-декоративную часть, так и художественную, выраженную в разработке композиций живописных сюжетов, украшающих настенное и подкупольное пространство помещения храма.

http://sobory.ru/article/?object=24206

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Кирилл (Павлов). Свобода во Христе: не отделяясь духовно от Церкви, монах отделяется от навязываемых Церкви мирских установлений.   Архим. Кирилл (Павлов). Свобода во Христе: не отделяясь духовно от Церкви, монах отделяется от навязываемых Церкви мирских установлений.   Эти высказывания легендарного старца Кирилла записал монах Симеон Афонский . Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон   Исстрадавшийся дух мой вопиет к Тебе, Господи, неусыпно и неустанно, дабы, мудро водимый Тобою, обрел он вечное поселение в обетованной земле свободы Твоей - Царстве Святого Духа. Нет для меня ничего притягательного в жизни сей, покрытой тьмой мирского неведения и порождающей тьму. Ищет слезно душа моя света Твоего и видит его восходящим из пределов земли Твоей - земли несказанной духовной свободы, лишенной всех земных пут.     В дверь, не постучавшись, заглянул хмурый келейник, но батюшка продолжал говорить: -    Истина - это свобода во Святом Духе, и ради нее монах отрекается даже от самого себя, становясь блаженным или юродивым. Старец потянулся за большой подарочной кружкой, стоявшей на тумбочке. Я привстал, чтобы помочь ему. Но в комнату быстро вошел келейник и налил батюшке горячий чай из термоса, опередив меня. Пока отец Кирилл неторопливо пил чай, помощник ходил по келье, переставляя пузырьки и баночки, при этом недовольно поглядывая в мою сторону. Когда он вышел, батюшка продолжил: -    Многие думают, что Христос приходил на землю и распялся для того, чтобы мы умели правильно свечки зажигать в храме. Избегай этого поверхностного понимания и стремись, отец Симон, пока жив, постичь Евангелие как можно глубже! Христос сказал ученикам в молитве Своей к Отцу Небесному: Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17:17)- Вот к этой-тоистине и следует всемерно устремляться!   Вне церкви невозможно стать христианином. Никакое христианство не может быть безцерковным. Но когда сообщества христиан связывают монаха, идущего к Истине, политическими или идеологическими обязанностями, - это последнее и очень тяжелое искушение после клеветы. Поэтому ради стяжания Истины - Христа, подвижник избирает совершенное удаление от всякого общения и ограничивает себя так, как не могут ограничить его никакие церковные уставы и постановления. Так он приходит к безграничной свободе во Святом Духе и пребывает в ней, словно птица небесная...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010