Монастырское богослужение. Богослужение в обители отправляется со всею точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни–в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 27 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов. Потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчиваются около восьми часов. В половине девятого ударяют к проскомидии в соборе. В девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа, в праздники–более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородицы и преподобным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трёх часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники Богородичные и святых на повечерии читается Акафист Пресвятой Богородице, а на праздники Господств и на воскресные дни–акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-Хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущий оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или, так называемый, „столповой“, старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны: они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Богослужение в обители бывает особенно торжественно в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со священным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов. Престольные праздники бывают в следующие дни: 1. Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа. 2. В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа. 3 и 4. В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, второй– в день перенесения св. мощей, 11-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нелёгкие будни православного духовенства в Полесском воеводстве межвоенной Польши в 1920-е годы “Высокомерие, презрение и гнёт…” 29.03.2024 44 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Снос церкви Преображения Господня (1910 - 1911 г.). Крылов (Kryów), Хрубешувский повят, Люблинское в-в-во. Польша, 8 июня 1938 г. По материалам Государственного архива Брестской области Отличительной чертой политики польских властей на белорусских землях, вошедших в состав Второй Речи Посполитой в соответствии с условиями Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года между РСФСР, УССР и Польшей, стала последовательная и всё более жёсткая дискриминация православного населения, духовенства и православной церкви. Официальная Варшава с самого начала воспринимала православную церковь на территории своих восточных воеводств не просто как нежелательный, подозрительный и чуждый элемент, но и как потенциально враждебный польскому государству социальный институт, который ассоциировался исключительно с Россией и её политикой после разделов Речи Посполитой. Базовый факт, состоящий в том, что православие являлось изначальной верой местного восточнославянского населения, принявшего её в результате крещения Руси святым князем Владимиром в 988 году, польские власти демонстративно игнорировали, трактуя православную церковь в восточных воеводствах межвоенной Польши как результат российской политики после ликвидации Речи Посполитой в конце XVIII века. Именно поэтому польские власти, с одной стороны, стремились максимально ослабить православную церковь в Польше путём сокращения православных приходов и конфискации церковного имущества, а с другой стороны, небезуспешно пытались установить полный контроль над православной церковью, превратив её в послушный инструмент реализации своей культурной и национальной политики в восточных воеводствах (Papierzyska-Turek 2006: 150-151). Всё это самым грубым образом нарушало практически все положения статьи VII Рижского договора, которая провозглашала, что «Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, …все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов» (Польша-Беларусь 1921-1953. Сборник документов и материалов 2013: 34). Однако сразу же после подписания Рижского договора стало ясно, что свои обязательства по гарантии прав национальных меньшинств Варшава соблюдать не собирается.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/29/nelegk...

1891 Беседа о четвертой заповеди и о перенесении базаров с воскресных дней на будничные 85 Помни день субботний, еже святити его Забыта у нас, братья, эта святая заповедь, многими забыта. Кто же должен напоминать вам о ней, как не мы? Мы, ваши пастыри и духовные отцы, много раз напоминали вам о том, что существование в нашем городе базаров во дни воскресные и праздничные есть явное, ничем в настоящее время не извиняемое нарушение четвертой заповеди Божией, есть великое зло и причина постепенного падения нашего города в экономическом даже отношении и обнищания как всех окрестных селений, так и большинства жителей нашего города, есть причина неуспеха во всех ваших делах и предприятиях, а всего еще важнее – есть причина нравственного падения жителей нашего города и всех окрестных его селений, причина растления нравов, холодности к религии, непосещения храмов Божиих целыми тысячами людей, каждый воскресный день до зари спешащих на базар. Поднимали мы вопрос о перенесении базаров с воскресенья на один из дней будничных – и что же? Мы только отовсюду слышали и доселе еще слышим один и тот же ответ, что это все говорит фарисейство и своекорыстие духовных. И какие еще хулы возносят на духовных! «Не о нашем благосостоянии, а только о себе заботятся духовные, чтобы им побольше было доходу в церквах по воскресеньям. Они ничего не смыслят в наших житейских делах и хотят нас разорить, сделать нищими: мы базарами только и живем. Они односторонне смотрят на дело: нам нужно пить и есть, мы крестьянами живем, а крестьянин только и свободен, что в воскресенье. Не будет базара в воскресенье, и крестьянин в город не поедет, и торговля падет, и мы обнищаем», – вот что отовсюду слышим мы уже целых 20 лет и в особенности теперь, когда по мысли и приказанию вами же всеми чтимого иеросхимонаха Амвросия одним из гласных городской думы снова возбужден в думе вопрос о перенесении базаров с воскресенья на будни. Вникните, братья, и по совести скажите, о себе ли самих мы заботимся из года в год в эти 20 лет, при разных случаях, и в церкви и по домам напоминая вам о покое субботнего дня и возбуждая вопрос о непременном и безотлагательном перенесении базаров с воскресенья на будни; о своих ли выгодах и сборах церковных мы хлопочем или же о вашей пользе душевной и о вашем благосостоянии житейском. Сами вникните в требование закона Божия и уставов Святой Церкви и в наши пастырские обязанности, и тогда каждый из вас убедится в том, что мы не о себе, а именно о вас же печалимся, о вашем вечном спасении и временном благосостоянии заботимся, напоминая вам о почитании воскресных и праздничных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Волоколамский Иларион: Не прекращаются попытки отнять у сербского народа его многовековую историю и заглушить его историческую память Источник:  Официальный сайт РПЦ МП Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы сербского информационного агентства " Tanjug " . Интервью было опубликовано 8 декабря с.г. – Как Вы оцениваете отношения Русской и Сербской Православных Церквей? – Отношения между нашими Поместными Церквами поддерживаются на протяжении многих столетий, и никогда эти отношения ничем не омрачались, но всегда были тесными и братскими. Их история изобилует яркими проявлениями искренней дружбы и взаимопомощи. Например, Русская Церковь помогала страждущим сербским братьям в годы османского ига, а в начале XX века в Сербии обрели вторую родину десятки тысяч беженцев из Советской России. В построенном ими Свято-Троицком храме в Белграде с 1946 года действует Русское Подворье, а в Москве имеется Подворье Сербской Православной Церкви. Деятельность обоих подворий направлена на укрепление и развитие двусторонних братских связей, состояние которых и сегодня можно оценить весьма высоко. – Каким Вам видится нынешнее положение Сербской Православной Церкви и вообще сербского населения в Косово и Метохии? – Мне дважды довелось бывать в Косове и Метохии, поэтому я собственными глазами видел будни наших сербских братьев, пребывающих в этом крае. Этих людей отличает особая сила духа, которая позволяет им не покидать Старую Сербию, овеянную молитвой сербских царей, святителей и преподобных. В Косове и Метохии сербы живут посреди непредсказуемого и весьма враждебно настроенного по отношению к ним окружения, в постоянной опасности грабежей и побоев, в страхе потерять связь с Центральной Сербией. В древних обителях за ограждением из колючей проволоки теплится свеча молитвы. Немногочисленные подвижники, поддерживающие там монашескую жизнь, проводят год за годом, словно узники, под охраной вооруженных иностранцев. Быт сербских монахов в Косове, наполненный молитвой, трудом и терпением, напоминает о словах святого Апостола Павла: плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи (2 Кор. 7:5).

http://religare.ru/2_98514.html

армейские будни ЖМП 4 апрель 2011 /  29 марта 2011 г. Борис Лукичев: Священник будет там, где он нужнее В 2011 году Минобороны России продолжает работу по подбору и назначению священнослужителей на штатные должности в Вооруженных силах. Для этого в структуре военного ведомства создано Управление по работе с верующими военнослужащими, основной задачей которого является реализация решения Президента Российской Федерации о возрождении армейского и флотского духовенства. О специфике работы военного священника, характере взаимодействия Церкви и армии рассказывает начальник управления Борис Лукичёв.   — Борис Михайлович, какова структура вашего управления, чем оно занимается в настоящее время и на какой стадии находится реализация решения Президента о восстановлении в Вооруженных силах института военного духовенства? — Решение Президента России Д.А. Медведева о воссоздании в Вооруженных силах воинского и флотского духовенства инициировано, как известно, обращением, которое подписал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также другие лидеры традиционных религиозных объединений России. Оно обусловлено логикой развития государственно-церковных отношений в нашей стране за последние 15–20 лет. Эти отношения развивались на основе современного законодательства в интересах сотрудничества государственных структур и религиозных объединений. К принятию такого решения побуждала и реальная обстановка в ­вой­сках и на военно-морском флоте. Статистика показывает, что верующие люди в Вооруженных силах России составляют около 63% от числа всего личного состава, при этом, кстати, наибольшее количество верующих — православные христиане. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства имеет целью обеспечение конституционных прав военнослужащих. Естественно, учитывался и тот факт, что, в частности, Русская Православная Церковь, как и иные традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, может содействовать и уже много лет содействует активизации духовного просвещения, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

http://e-vestnik.ru/society/svyashchenni...

Архиепископ Савватий о Церкви, о вере и о московской стрельбе «Мое назначение – это, пре­жде всего, психологический стимул для верующих.» 17 февраля, 2014 «Мое назначение – это, пре­жде всего, психологический стимул для верующих.» В начале февраля патриарх Кирилл возвел в сан архиепископа епископа Улан-Удэнского и Бурятско­го Савватия. Столь высокое признание заслуг бурят­ской епархии говорит лишь об одном – православие в республике живет и оно востребовано. Своим взглядом на право­славную культуру, на возрожде­ние веры поделился лично архи­епископ Савватий. В разговоре он затронул и такие резонанс­ные темы, как стрельба москов­ского школьника и сахалинская трагедия, когда вооруженный человек открыл стрельбу в ка­федральном соборе О назначении — Мое назначение – это, пре­жде всего, психологический стимул для верующих. Это ско­рее прихожан повысили. Для меня же новый сан большая опасность задрать нос, воз­гордиться (улыбается. – Прим. ред. ). А по сути я остался тем же управляющим бурятской епархии, каким и был. Трудовые будни остаются, и я буду нести службу с тем же усердием. В церковной иерархии все (от епископа до патриарха) име­ют одинаковую благодать. Это подразумевает полноту церкви. И только среди равных мы вы­бираем достойнейшего на пост патриарха. Если говорить о заслугах, за которые я получил сан архиепи­скопа, то это скорее вопрос не ко мне. Но во время торжест­венной церемонии в храме Хри­ста Спасителя патриарх Кирилл отметил: «За усердное служе­ние». О митрополии — Сегодня наша бурятская епархия идет к тому, чтобы создать митрополию. Что это даст? Архиереи (священнослу­жители высшей степени церков­ной иерархии: епископы, архие­пископы) станут ближе к народу. Это, прежде всего, диктует ло­гику появления новой епархии. Люди в отдалении нуждаются в тесном контакте. Последнее время я часто посещал отдаленные села на­шей республики. Мы старались привозить людям святые мощи, дать им возможность соприкос­нуться с благодатью. И знаете, люди стали привыкать к этому. Количество верующих, посеща­ющих церковь, выросло в разы. Видно, что люди нуждаются в духовном обрамлении. Уверен: создание митрополии будет по­лезно для республики.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-savvatij-o...

В.И. Марченко Скачать epub pdf Архиепископ Никон ( Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашниково Верейского уезда Московской губернии в многодетной семье сельского дьячка Ивана Андреевича. Мать, Ольга Ивановна, была, как говорил впоследствии сам Владыка, «Христова крестоносица» – она несла большой и тяжелый крест по воспитанию огромного числа своих детей. Семья была многодетной – двадцать два ребенка. Жила семья в чрезвычайно бедных, стесненных условиях, так что можно представить тот груз забот, который лежал на плечах этой сельской женщины. Вот как впоследствии сам Владыка описывал свое детство: «С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячок – топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе, –  все говорило детскому сердцу: это – не простое место, это – храм Божий... Я не говорю об участии в Богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять-шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!» ... Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В.М. Скворцов Генри Друммонд и Лев Толстой. (Значение церковных обрядов в религиозной жизни христианина). Мирянин Генри Друммонд – профессор естественных наук Глазговского университета (в Англии). Немногие, вероятно, слыхали это имя и мало кто знаком с его религиозно-нравственными воззрениями. А между тем они таковы, что именно в настоящее время всего уместнее вспомнить о них. Друммонд, как сказано выше, профессор и в будни читает лекции по физике, а по воскресеньям ведет беседы со студентами на нравственные и религиозные темы. Эти его беседы в Англии пользуются громадною популярностью и, будучи отпечатаны, разошлись в 900 тысячах экземпляров. Нашелся добрый человек (С. Долгов), перевел их и на русский язык под заглавием «Самое великое в мире». Брошюрка не большая по объему, но по внутреннему содержанию заслуживает того, чтобы о ней вспомнить, особенно в настоящее время религиозного шатания (книга издана в 1893 г.). Как это ни покажется странным, однако это факт, что Друммонд, хотя иноверец, но многим православным не лишне поучиться у него, «как подобает в дому Божии жити», и особенно тем, которые думают, что они всех и все превзошли и не нуждаются ни в каких наставлениях и пособиях. Это люди, о которых сказал еще апостол Павел: «самолюбцы, величавы, горды, хульницы, предатели, напыщени, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся» ( 2Тим.3:2–5 ). Но не для таковых пишется сие, а ради тех, которых они могут уловить в «преумножении льстивых словес», – «для душ не утвержденных» ( 2Петр. 2 гл.). В последнее время мы читаем и слышим, что не нужна нам церковная служба, не нужна нам молитва и всякое внешнее выражение одушевляющих нас религиозных чувств, ибо религия христианская есть нечто «отвлеченное». Послушаем, что по этому поводу говорит Друммонд, не богослов, а профессор-естественник. «Религия христианская, говорит он, не есть нечто случайное, загадочное и отвлеченное. Это нечто совершенно последовательное и приобщается нам согласно естественным законам. Никто, проводящий жизнь во сне, не может сделаться истинным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

«В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ, БОГОРОДИЦЕ...» Великим постом мы часто слышим в храмах наших эти многознаменательные слова, читаемые за каждым утренним богослужением. «Поистине храм есть земное  небо»,  подтверждает это и наш великий праведник и молитвенник приснопамятный пастырь Кронштадтский о. Иоанн: «ибо, где престол Божий, где страшныя Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно  небо  и небо небесе!..» И действительно, храм наш с совершаемым в нём богослужением для нас, еще живущих на земле, есть как бы преддверие, как бы земное предуготовление той небесной Вечери Агнца Божия, участниками которой призываются быть все христиане в ожидающей нас будущей жизни – там на небе. «Горе имеим сердца!»  слышим мы обращенный к нам призыв священнослужителя, совершающего Божественную службу. И мы, стоя в храме, как бы действительно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем переносимся туда «горе» – на небо, где обитает Бог с безчисленными сонмами Ангелов и Святых. Каждый молящийся в храме, если только он по-настоящему молится, должен ощущать себя стоящим не на земле, а  на небе.  Он должен оставить за стенами храма все свои земные мысли, чувства, желания и переживания, все свои обычные светские привычки, манеры и замашки. Вот почему совершенно неуместно и недопустимо, войдя в храм, вести себя в нем как где-нибудь в гостях, в светском обществе – подходить к своим знакомым, здороваться с ними, спрашивать и разговаривать о том и о сём... Такое поведение, поскольку оно допускается, есть нарушение благоговения, оскорбление неземной, небесной святыни храма! В храме – всё другое: там свой особый мир, не земной, а небесный, там свои законы, свои обычаи, свои правила и приличия, предписываемые церковным уставом. И кто любит храм, кому дорога его небесная святыня, тот всё это должен знать, а если не знает, постараться узнать! И входить в храм и стоять в нем надо с величайшим благоговением и страхом Божиим. Войдя внутрь, надо осенить себя троекратно крестным знамением, совершая при этом в праздники три поясных, а в будни – три земных поклона. Всем стоящим в храме надо равно поклониться направо и налево и занять свое обычное, удобное для молитвы место. Мужчины должны становиться с правой стороны, а женщины – с левой, оставляя свободным проход от царских врат к выходу. Это древний, веками освященный обычай, который нарушать никак не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вечные пастыри. Несколько мгновений из жизни погибших священников Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. 3 февраля, 2011 Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. …Они стали спелыми плодами на древе Церковном. И Господь снял эти плоды и положил в житницу Вечности. Вот это для нас радость. Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. Тела пятерых из них выбросило из автобуса и разбросало по дороге. Еще двоих зажало в кабине под обломками металла. В аварии выжил лишь 48-летний водитель грузовика. Его автомобиль при столкновении вылетел с трассы в посадку. Это были священно- и церковнослужители, которые ехали в паломничество в Святогорскую лавру. Водителю микроавтобуса было 48 лет, его пассажирам — 23, 24, 49, 58 лет… Погибли протоиерей Иоанн Радул, его сын Николай, протоиерей Александр Георгица, протоиерей Михаил Волошенюк, послушник Святогорской Лавры Евгений Бондарчук, Анатолий Ончуленко и Петр Попов. «Безсмертный Боже мой, посмотри милостиво на свечу догорающую, и очисти пламя ее, ибо только чистое пламя поднимается к лицу Твоему и достигает ока Твоего, которым Ты обозреваеши весь свет». Святитель Николай Сербский Седьмое февраля 2010 года. Канун Великого поста. Масляная неделя Украина делает свой выбор. Православный народ голосует за кандидата в президенты. Для Буковины эта тема стоит наиболее остро. И глядя на будни и быт буковинцев, многих без преувеличения уже при земной жизни можно именовать мучениками и исповедниками. Ибо, жертвуя собою, защищают Церковь Христову от посягательств раскольников. Поэтому, после Божественной Литургии, все спешат на избирательные участки.

http://pravmir.ru/vechnye-pastyri-neskol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010