1.Предисловие о книге «Возобличение на Поморские ответы» В 1723 году Святейшим Синодом, и Государем Императором Петром Великим, послан был иеромонах Неофит в поморские пределы, в Выговские раскольнические скиты беспоповского толку; он предложил раскольникам 106 вопросов, требуя от них ответов на оные. Тогда в Выговских скитах жил пресловутый раскольнический писатель Андрей Денисов, который последователей всех раскольнических сект пленил своим красноречием и витийством и оборотливостью речи; так как народ не мог видеть и не умел распутать хитростей его и обоюдностей. Этому-то краснобаю выпала доля писать Поморские ответы, о которых у нас поступает беседа. Вот эти-то ответы 140 лет уже гремят между раскольниками, и все без изъятия секты ими пользуются, и на них утверждаются. Даже писатели окружного послания, и лжеархиепископ Антоний со своими клевретами, на эти ответы сослались, и наши ученые писатели, защитники раскольников, их похваляют; как то «Записка о русском расколе» пишет, что якобы и доныне пастыри Православной Церкви против ответов ничего не находят сказать. Между беспоповскими сектами и поморцами, эти поморские ответы уважаются не менее Евангелия, и Андрея Денисова почитают не менее святого Златоуста, да и другие секты с уважением о нем отзываются. А на самом деле Андрей Денисов, ежели с прямой точки на него посмотреть, некто другой как самый злейший еретик, горше Ария, Евномия и Нестория. Я говорю не пустые слова, но ссылаюсь на сочинения, а наипаче на ответы поморские. Ибо он путался в ответах, и как змий, то лжами, то клеветали, то увертками, и своим красноречием все то закрывал, как смертоносный яд медом. Все усилия употреблены, чтобы противоборствовать Божиему определению, и разрушить Божественное домостроительство, ниспровергнуть Евангельское учение и Апостольское предание, и Святых отец постановления. И семи вселенских и девяти поместных соборов определения и правила, и одолеть Святую Христову Церковь , упразднить таинства церковные, а наипаче сии: вторую тайну миропомазания, третью тайну–хиротонию, или Богом поставленное священство, четвертую тайну–святое причащение тела и крови Христовой, пятую тайну–разрешение грехов законным священством.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Св. Иоанн Златоуст А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) На фоне этой даже государственно колеблющейся почвы и перманентной смуты появилась, не по своей воле, специфически одаренная талантами эллинского красноречия, и к тому же еще аскетически святая личность Иоанна Златоуста. Златоуст цринадлежал к тому слою, который обрабатывал земельные участки солидных размеров, a в городах вел промышленность и торговлю. По-нынешнему, это класс буржуазный. Жизненные интересы побуждали эти семьи давать своим детям наилучшее образование, т.е. платить большие деньги немногим частным учителям. Школа была делом частным, a не государственным. Иначе говоря, люди книжные и просвещенные древней церкви, так называемые отцы, учители и писатели древней церкви, были главным образом детьми зажиточных и культурных семей больших городов, принадлежали к наследственной интеллигенции того времени. Такими их «дворянскими гнездами» были города в центре Малой Азии и в районе Антиохии, около Ливанских гор. Отсюда вышли и «Великие Каппадокийцы,» и вся школа антиохийского богословия: Мелетий Антиохийский, Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский, Флавиан Константинопольский. За ними — Иоанн Златоуст. Он принадлежал к зажиточной семье. Учился y знаменитого тогда профессора риторики Ливания, который кроме Антиохии вызвался читать лекции и в Константинополе. Кажется, вслед за Ливанием и Златоуст в студенческие годы ездил в столицу для прохождения науки именно y Ливания. Последний не мог не оценить особых ораторских способностей Златоуста и предлагал ему стать его преемником по профессуре красноречия. Но Иоанн отдал свое сердце христианству, церкви и принял крещение от Мелетия. Св. Мелетий тогда еще стоял на позиции компромиссного учения ο божестве Сына Божия. Вскоре Мелетий резко порвал с господствующими омиусианами и перешел к чистому никейскому омоусианству. Пока за это Мелетий был в отрыве от своей кафедры, и Златоуст жил со своей овдовевшей матерью. A после скорой смерти ее молодой еще Иоанн проявил влечение к аскезе и убежал жить к сирийским пустынникам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435125/

Святой Григорий Чудотворец был одним из ближайших и преданнейших учеников Оригена . Ему он обязан был своим христианским просвещением, и до конца жизни сохранял память о своем учителе, полную благодарной любви и уважения. Между всеми отцами третьего века он выдается даром красноречия, и по силе своего ораторского таланта должен занимать видное место в истории церковного красноречия III века. От него не дошло столько произведений входящих в круг истории проповеди , сколько дошло их от Оригена , и даже дошло их сравнительно очень мало. Но что дошло, то показывает в нем человека, более и лучше Оригена владевшего художественным словом. Св. Григорий Неокесарийский происходил из знатной фамилии неокесарийской. Отец его, живший в язычестве, не предполагал, что из его сына, называвшегося до христианства Феодором, выйдет знаменитый епископ христианский. Он предназначал для него судебную или адвокатскую карьеру, бывшую в то время одною из самых видных, и в видах будущей успешной деятельности его на общественном поприще хотел дать ему широкое образование, как общее, так в частности юридическое. Но он скоро умер, и мать Григория, оставшись вдовою, решила следовать, по отношению к воспитанию своих детей, тому плану, какой начертал для них их отец. (У Григория был брат Афинодор, впоследствии епископ Понта). И мы видим, что Григорий Неокесарийский в юные годы весь предался науке. По словам св. Григория Нисского (в его слове о жизни св. Григория Чудотворца ) 1 , в молодые годы он отложил все, чем увлекается юношеский возраст, и весь устремился к стяжанию мудрости. После посещения школ в своем родном городе, он для дальнейшего образования отправился в другие страны, славившиеся науками, и жил некоторое время в Александрии, куда отовсюду стекалось юношество учиться философии и врачебной науке. Богатый юноша на чужбине вел в высшей степени строгую и нравственную жизнь, и не принимал участия в тех удовольствиях, каким свободно предавались другие юноши, – его товарищи, и возбуждал даже со стороны их неудовольствие на себя за то, что не хотел жить, как другие, будучи, таким образом, как бы укоризною для неразумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Скачать epub pdf Предисловие В виду отсутствия популярной литературы о нашем церковном календаре, часто приходится слышать, как совершенно некомпетентные в этом вопросе лица выражают недовольство «упрямством» нашей церковной иерархии, держащейся до сего времени старого юлианского календаря и не желающей знать всех практических неудобств его – в особенности для нашей учащейся молодежи в заграничных условиях. Их легкомысленные требования о праздновании нами своих праздников одновременно с инославными – по новому григорианскому календарю, к нашему горю и стыду, красноречиво свидетельствуют о полном непонимании того, от какого ценнейшего сокровища они желают отказаться. Такие неправильные оценки нашего календаря, незаметно внедряясь в сознание членов нашей церкви, легко могут стать чреватыми катастрофическими для нас сдвигами. Для предупреждения этой опасности автор счел своевременной свою скромную попытку популярного объяснения нашего церковного календаря, из чего вытекает и вся важность его сохранения. В основу своего труда автор взял сочинение о «Церковном времясчислении» нашего ученого астронома, счетчика Пулковской обсерватории А. Предтеченского . Этот труд был издан в 1941 г. Русской Духоной Миссией в Пекине, к сожалению, с некоторыми ошибками и с таким сопровождением, которое не совпадало с утверждениями ученого автора. Все приводимые ниже вычисления и цитаты с указанием страниц взяты из его книги. 1. Лунный календарь «Задумчивое светило наших ночей, созданное по словам одного из псалмов «во времена», т. е. для измерения времени, очень рано привлекло к себе взоры человечества изменениями своего вида, и с незапамятных времен стало служить для измерения промежутков времени, превышавших одни сутки. И нужно заметить, что мысль воспользоваться для этого луной была самая естественная и рациональная, пока человечество не научилось производить сложных астрономических наблюдений. Определить продолжительность промежутка времени, протекающего между двумя полнолуниями, несравненно легче, чем узнать – через сколько дней солнце возвращается вновь к точке того же равноденствия или стояния» (стр. 22). Поэтому лунный календарь во всех древних восточных странах – в Палестине, в Сирии, в Египте – еще задолго до Рождества Христова был уже во всеобщем употреблении. К началу же 4-го века до Р. X., после открытия 19-летнего лунного цикла, сделанного греческим астрономом Метоном , он был уже в таком совершенном виде, что сохранился без всяких изменений до настоящего времени. Греки за все время своего исторического существования держались лунного года... А евреи держатся его и до сих пор. Лунный календарь, как календарь библейский, по которому жил, пострадал за нас и воскрес Сам Господь наш Иисус Христос , с самого начала христианства вошел в состав и христианского церковного календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богословские споры и третий Вселенский собор А.А.Васильев. История Византийской империи Первые два вселенских собора окончательно решили вопрос о том, что Иисус Христос есть Бог и вместе с тем человек. Но последнее решение далеко не удовлетворило пытливые богословские умы, которые стали заниматься вопросом о способе соединения в Иисусе Христе двух природ и о взаимном их отношении. Из Антиохии еще в конце IV века вышло учение о том, что полного слияния обеих природ в Иисусе Христе не было; в своем дальнейшем развитии это учение доказывало полную самостоятельность человеческой природы в Иисусе Христе, как до соединения, так и после соединения ее с природой Божественной. Пока это учение не выходило за пределы ограниченного круга лиц, оно не вызывало в церкви больших смут. Но со времени появления на константинопольской патриаршей кафедре убежденного сторонника этого учения, антиохийского пресвитера Нестория, обстоятельства изменились: последний сделал антиохийское учение общецерковным. Новый патриарх, знаменитый своим красноречием, сразу же после посвящения обратился с такими словами к императору: " Дай мне, государь, очищенную от еретиков землю, и я за это дам тебе небо; помоги истребить мне еретиков, и я помогу тебе истребить персов " . Под еретиками Несторий разумел всех тех, кто не разделял его взглядов на самостоятельность человеческой природы в Иисусе Христе. Деву Марию Несторий называл не Богородицей, а Христородицей. Открыв суровые преследования против своих противников, Несторий вызвал в церкви большую смуту. Особенно сильно восстал против учения Нестория патриарх александрийский Кирилл и папа Целестин, осудивший на римском соборе еретическое учение. Император Феодосии, желая положить конец церковным распрям, созвал в Эфесе третий Вселенский собор, который осудил несторианство (431 г.). Сам Несторий был отправлен в ссылку в Египет, где и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/434265/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Духовное просвещение, учение и письменность К оглавлению Древняя наша летопись не упоминает нигде об училищах в России при детях и внуках великого князя Ярослава, но, вероятно, училища продолжали существовать у нас в том виде, как они заведены равноапостольным Владимиром и сыном его Ярославом. Если нельзя с достоверностию принять, то нельзя и отвергать решительно свидетельства сводной летописи Татищева, что великий князь Всеволод († 1093) давал подаяния на училища, что дочь его, известная Янка, основала училище при Киевском Андреевском монастыре для обучения девиц грамоте, письму, пению и разным рукоделиям и что некто Василий, которого рассказ об ослеплении Василька вошел в состав летописи Несторовой, был в 1096 г. во Владимире Волынском «смотрения ради училищ и поставления учителей» . Да и сам преподобный Нестор заметил: «Как случается, что один взорет землю, другой посеет, а третьи пожинают и вкушают нескудную пищу, так и Владимир взорал и умягчил землю Русскую, просветив ее Крещением, Ярослав посеял книжными словесами сердца верных людей, а мы пожинаем, приемля учение книжное» . Знак, что к концу XI и в начале XII в., когда писал Нестор, просвещение было у нас обильнее, нежели во дни святого Владимира и Ярослава. Доказательствами этой мысли служат: 1) сочинения русских писателей, живших во 2-й половине XI и в 1-й XII в. и, вероятно, получивших образование в отечественных школах, 2) сочинения некоторых греков, занимавших тогда нашу первосвятительскую кафедру, и 3) многие произведения письменности иноземной, существовавшие тогда у нас в славянских переводах. I Во главе всех тогдашних писателей наших, собственно русских, стоит митрополит Иларион как по времени, так и по внутреннему достоинству своих писаний. Одно его сочинение, составленное им еще в сане пресвитера и представляющее собою образец ораторского красноречия, мы уже видели. Обратимся теперь к другому, представляющему образец догматического изложения веры, которое написал Иларион уже по случаю рукоположения его в сан митрополита. Это изложение так кратко, а вместе так драгоценно, особенно при совершенной скудости у нас подобного рода древних памятников, что по всей справедливости может быть помещено сполна на страницах нашей церковной «Истории». Вот как исповедал веру свою первый из русских, удостоившийся первосвятительства в отечественной Церкви:

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Агиографические и исторические сочинения Если сравнить литературную деятельность монашества в XVI и в XVII в., то обнаружится очень заметный упадок ее в XVII столетии. С начала 70-х гг. XVI в. и до конца XVII в. мы не увидим ни одного писателя, которого можно было бы по образованию, таланту и красноречию поставить в ряд с теми, кто упомянут в предыдущих параграфах. Новым поколениям, с одной стороны, не хватало внутренней связи с прошлым, велика была вовлеченность в острейшие события своего века, с другой стороны, процесс обмирщения монастырского быта не мог не оказать негативного влияния на духовное состояние монашества. Хотя подробный перечень всех сочинений, написанных за это столетие, и их авторов будет включать в себя много имен, принадлежавших представителям монашества, но эти писатели не имели особенно большого значения для русской церковной литературы . Мы назовем здесь лишь самые важные и оригинальные с нашей точки зрения сочинения. Агиографическая литература, расцвет которой приходится на эпоху митрополита Макария, после него приходит в упадок. Начиная с XI в. до Макария, то есть до 1528 г., когда он еще в Новгороде привлек к агиографическому творчеству образованных монахов и других лиц, в Древней Руси составлено было всего 33 жития; в эпоху Макария написано было 49 житий или других сочинений агиографического содержания, из них 28 составлены были монахами . Из житий, написанных во 2-й половине XVI в. и в 1-й четверти XVII в., упоминания заслуживают следующие. Монах Мисаил из Соловецкого монастыря составил очень полюбившееся народу житие Василия Блаженного и канон святому. В новгородском Антониевом монастыре было переработано житие прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VIII. Русская Православная Церковь 1958-1970 К оглавлению В 1958 году в идеологической обстановке в нашей стране обнаружились явления, которые чреваты были осложнениями взаимоотношений между Церковью и государством. Политическая программа Н.С.Хрущева, не чуждая утопического прожектерства, включала в себя и борьбу за «преодоление религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей. В печати усилились нападки на Христианство. Впервые после эпохи «Воинствующего Безбожника» газеты и журналы заполонили антирелигиозные статьи с кощунственными выпадами против святынь, дорогих сердцам десятков миллионов людей. Ожесточилось давление прежде всего на Русскую Православную Церковь, объединявшую большую часть верующего населения страны. В антирелигиозную кампанию вовлечены были и ренегаты. В 1958 году вышла атеистическая брошюрка, составленная бывшим преподавателем Одесской семинарии Е.Дулуманом; в печати появились заявления бывших протоиереев П.Дарманского, А.Спасского и Черткова об отречении от Бога. 5 декабря 1959 года «Правда» опубликовала статью профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, запрещенного в священнослужении за вступление во второй брак, в которой он публично похулил Бога и Церковь. Статья начиналась игриво: «Да, да, это я, протоиерей, профессор». После статьи в «Правде» начались гастроли по стране этого самого красноречивого и богословски образованного из ренегатов. Одна за другой стали выходить его атеистические статьи и брошюры. Глубокую характеристику его нравственного облика дал в одном из писем своему духовному сыну известный старец игумен Никон (Воробьев): «Ты, конечно, прочитал статью в «Правде» за 5.12 ... Этот несчастный показал себя в своей статье таким нравственным ничтожеством (главное, не замечая того, что статья производит на читателя действие обратное тому, чего хотел автор).

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010