Корсунский И.Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М.,1898. Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII ст.//ТКДА. 1869. 5. Куликовский. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903. Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873. Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903. Леонид, архим. Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских Церквей на Балканском полуострове. СПб., 1871. Макушевич В. Исторические памятники южных славян и соседних им народов. Варшава, 1864. Маркович Василий. Православное монашество и монастыри в Средневековой Сербии. Сремские Карловцы, 1920. Мордвинов Владимир. Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874. Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб., 1898. Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. Речь на годичном акте СПб. духовной академии. 1891 г. Пальмов И. С. Новые данные к вопросу об учреждении Сербской архиепископии св. Саввой (в XIII в)//«Христианское чтение». 1892. Т. 1. Пальмов И. С. Перевод сербского закона о церковных властях//«Христианское чтение», 1891, январь- июнь. Пальмов И. С. Церковное устройство, судоустройство и судопроизводство в Сербии по закону 1890 г. СПб., 1893. Петрович В. История о Черной Горе. «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете», 1860, июнь. Пичет И. Очерк истории Православной Сербской Церкви. «Православное обозрение» М., 1870., 1, 3, 4, т. 1. Покрышкин П. Православная церковная архитектура XII —XVIII стол. в нынешнем Сербском Королевстве. СПб., 1906. Попов И. В. Краткий очерк истории Сербской Церкви до падения царства Сербского.//ТКДА, 1866. 9. Попов Нил. Нынешнее состояние Православной Церкви в Сербии. М., 1874. Попов Н. Православная Церковь в Далмации под венецианским, французским и австрийским владычеством (XVI —XIX вв.)//«Православное обозрение», 1873. 1-е и 2-е полугодие.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Все же эти могли быть из язычников, которым божественный певец вменил в долг славословить Эммануила, говоря в духе: благословите языцы Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его ( Пс.65:8 ). Итак, Иуда в этом месте означает призванных чрез веру к хвалению и исповеданию; тысячники же, поставленные над ними, начальники и вожди – божественных учеников. Так их можно видеть восклицающими и говорящими поклонникам Спасителя, как бы неким воинам: станите убо препоясани чресла ваша истиною и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити ( Еф.6:14–16 ). Итак, тысячники, и это вполне справедливо, суть божественные ученики. Они и скажут, говорит, в сердцах своих: обрящем себе живущыя во Иерусалиме; ибо божественные ученики желали, чтобы истинно святой Иерусалим, то есть Церковь оказывалась наполненною поклонниками, и чтобы она справедливо превозносилась, как бы некий город, знаменитым множеством своих обитателей. Посему они проповедовали веру, благовествуя об Иисусе, знамениями и чудесами запечатлевая слова свои. Однако они не убеждали, так как (народ) остался упрям и непреклонен подобно невзнузданному коню. Посему они стали искать, наконец, себе жителей святого города о Господе Вседержителе Бозе их, то есть во Христе, и обра- —179— тились уже к язычникам, говоря народу Иудейскому: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки: тако бо заповеда нам Господь ( Деян.13:46–47 ). Оттуда они искали граждан Церкви, о которой и божественный Давид напоминал говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс.86:3 ). Поискав же, обогатились и собрали неисчислимое множество. И вот уже говорят святому городу: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужа твоя, и колия твоя укрепи; еще на десно и на лево простри ( Ис.54:2:3 ). Он же радуется множеству своих обитателей и, как бы удивляясь собранию собственных детей, говорит: аз же безчадна и вдова, сих же кто породи мне? сии же мне где быша? ( Ис.69:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. продолжил сочинять духовную и светскую музыку, преимущественно для смешанного хора. Написал Отпевание фа-диез минор для смешанного хора (1887; к 100-летию со дня рождения В. Караджича ), новые рапсодии цикла «Из моей родины», «Две песни XVI века» и обработки ряда песен. Также сочинял произведения для женского и детского хоров. В 1892 г. стал руководителем церковно-певч. об-ва «Корнелий Станкович», хор к-рого регулярно пел на службах в белградском соборе арх. Михаила. В тот период М. создал такие церковные композиции, как 2 стихиры Великой пятницы («Тебе одеющагося», «О, како беззаконное») по напеву Белградского митр. Феодосия (Мраовича) , «Во Иордане», величание свт. Савве Сербскому, Акафист Пресв. Богородице. В хоре познакомился со своей буд. супругой Марией Мицей Предич, с которой обвенчался в 1898 г., в следующем году у них родился сын Момчило (впосл. профессор-химик). Для исполнения в церкви написал песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста, записывал традиционные напевы в исполнении опытных певцов: так, бывш. директор гимназии М. Татич напел ему херувимскую песнь 1-го гласа карловацкого распева . В 1894 г. М. завершил Литургию для смешанного хора (к-рая в наст. время считается одной из вершин хоровой духовной музыки a cappella), в следующем году Белградское певч. об-во и хор «Корнелий Станкович» исполнили ее под управлением М. в соборе арх. Михаила в Белграде. По его инициативе в 1896 г. к отд-нию духовной музыки Белградского певческого об-ва присоединились хоры «Даворье» и «Корнелий Станкович». С этим расширенным хором М. впервые исполнил большинство своих произведений, много концертировал в Сербии, Греции, в Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империях (1896: С.-Петербург, Н. Новгород, Москва, Киев). Турне Белградского певческого об-ва стали не только культурной миссией, но и успехом дипломатической службы Королевства Сербия. Это было время самых значимых композиторских и исполнительских достижений М. Он продолжал писать хоровые рапсодии (в общей сложности 15), песни для голоса и фортепиано, праздничные хоровые композиции, обработки тур., венг., румын., укр. народных песен.

http://pravenc.ru/text/2564032.html

Посвятил неск. публикаций распространению влияния Ватикана в Албании, Македонии, Косове и Метохии в предвоенный период (Ватикан и Албанци у npboj пол. XX в. (до 1941). Београд, 2000; Католич. Церковь и православие в Албании, Македонии, Косове и Метохии в период между 1-й и 2-й мировыми войнами//Balcanica. Београд, 2003. 34. С. 341-356). Влияние католич. Церкви на рост хорват. национализма Ж. продемонстрировал на примере биографий 2 видных католич. деятелей - архиеп. Загребского Антуна Бауэра († 1937) и беатифицированного в 2003 г. боснийца Ивана Мерза (1896-1928), основателя хорват. антивоенной молодежной орг-ции (Хрватски митр. Антун Бауер//Istorija ХХ. v. Београд, 1990. Год. 8. Бр. 1/2. С. 175-188; Иван Мерз - хрватства//Там же. 2005. Год. 23. Бр. 1. С. 45-62). В монографии «Ватикан, Сербия и Югославия, 1853-1935» (Ватикан, Cpбuja и Jyrocлabuja, 1853-1935. Београд, 2008) Ж. высказал мнение, что принятие 9 сент. 1853 г. кн. Александром Карагеоргиевичем (см. Карагеоргиевичи ) закона о свободе вероисповеданий христ. конфессий, учреждение католич. общества в Белграде и проведение в целом либерально-буржуазной политики сербской династией Обреновичей (кон. XIX в.) способствовали усилению влияния Римской Церкви в Сербии, а также - подписанию в 1935 г. конкордата между Королевством Югославия и Ватиканом и последовавшему в 1935-1937 гг. острому конкордатскому кризису в югославском обществе. Соч.: Jyrocлabuja и Ватикан: Однос jyrocлob. државе и римске Цркве, 1918-1935. Београд, 1994; Верски либерализм и политичка активност Српске православне Цркве у Jyrocлabuju//Istorija ХХ. v. 1995. Год. 13. Бр. 2. С. 51-62; Римокатоличка Црква и хрватство: Настанак и paзboj великохрватске uдeje//Bojhoucmopujcku гласник. Београд, 1996. Год. 44. Бр. 1/2. С. 74-90; Преговори Cpбuje и Ватикана око конкордата 1914. г. и Аустроугарска//Istorija XX. v. 1997. Год. 15. Бр. 1. С. 35-46; Хрватска и Хрватство у jyrocлobehckuм и хрватским и ucmopuorpaфckoj лит-ри//Десети конгрес историчара Jyrocлabuje, Београд, 15-17 jah. 1998: Зб. радова. Београд, 1998. С. 693-700; Ватикан, Хабзбурговци и Mycoлuhujeba Umaлuja на Косову//Српске органске cmyдuje. Београд, 1999. Бр. 1. С. 113-122; Jyrocлabehcmbo римокатоличке Цркве: Илиризам, аустрославизм и римокатоличко jyrocлabehcmbo//Српска слободарска мисао. Београд, 2000. Год. 1. Бр. 2. С. 235-250; Римокатоличка Црква и хрватство у Цphoj Гори и Боки у npboj пол. ХХ. в.//Istorija XX. v. 2001. Год. 19. Бр. 2. С. 35-46; Римокатолицизам и хрватство у Банату, Бaчkoj и у npboj пол. ХХ. научни скуп «Балкан и Nahohuja кроз ucmopujy», Нови Сад, Сремска Митровица, 9-10 2005: Зб. радова. Нови Сад, 2006. С. 347-358; 160 година владавине права: Врховни суд Cpбuje, 1846-2006. Београд, 2006; Либерализам и Срби у npboj пол. XX в.: Из ucmopuje uдeoлoruje либерализма. Београд, 2007.

http://pravenc.ru/text/182375.html

После отстранения М. полтора года жил в предместье Белграда фактически под домашним арестом. С разрешения серб. властей 11 апр. 1883 г. он уехал в Стамбул, где К-польский патриарх Иоаким III принял его как канонического предстоятеля СПЦ. Также он посетил Св. землю, 2 месяца прожил в афонском мон-ре Хиландар и через Болгарию и Румынию летом 1884 г. прибыл в Россию. Он жил то в Киево-Печерской лавре, то на Сербском подворье в Москве, посещал С.-Петербург и другие города, где его встречали с большим почетом. Находясь фактически в изгнании, он продолжал заниматься устройством сербских студентов в российские вузы, решал некоторые церковные вопросы, во время сербо-болг. войны 1885 г. просил политиков России оказать Сербии поддержку. В 1887 г. Королевство Сербия назначило М. пенсию. В янв. 1889 г., после отречения кор. Милана Обреновича от престола в пользу несовершеннолетнего сына Александра, в серб. обществе был сразу поднят вопрос о необходимости возвращения М. на Белградскую митрополию. По приглашению правительства в мае он триумфально вернулся в Белград. 26 мая митр. Феодосий в сопровождении еп. Жичского Никанора (Ружичича ; впосл. епископ Нишский) и еп. Нишского Димитрия (Павловича ; впосл. патриарх Сербский) посетил М. и передал ему дела митрополии; перед визитом они подали прошения об отставке, к-рые были удовлетворены правительством. 28 мая вышел гос. указ о возвращении М. на Белградскую митрополию. М. принял активное участие в разработке нового закона о церковных властях, в бурное обсуждение которого были вовлечены духовенство, правительство, скупщина и все политические партии Сербии. Хотя закон «О церковных властях восточноправославной Церкви» и был принят 27 марта 1890 г. при формальном согласии митрополита, но светские власти по-прежнему управляли делами Церкви. Закон провозгласил Православие гос. религией королевства, митрополит избирался Архиерейским Собором (в составе всех епископов), но при участии гос. чиновников и с последующим утверждением избранного кандидата королем; король одобрял кандидатуру для избрания епископом, а после хиротонии издавал указ о назначении епископа на кафедру. Митрополит и епископы приравнивались к чиновникам, им выплачивалось жалование, ежегодно они должны были подавать отчеты министру просвещения, для поездки за границу им необходимо было получить разрешение короля. Также закон зафиксировал деление Белградской митрополии на 5 епархий (Белградскую, Жичскую, Нишскую, Будимскую и Тимокскую).

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Глава II. Сербская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности;борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками 7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковьюи государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания;зарубежная паства 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1.Краткая история с древнейших времен 2.Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3.Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви Предстоятели Македонской Православной Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) — ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), —а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии. Югославия расположена на берегу Адриатического моря. Граничит с Албанией, Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией ( границы бывшей СФРЮ). Площадь — 255.800 кв. км (быв. СФРЮ). Население — свыше 23.600.000 (на 1989 г.). Столица — Белград — 1.500.000 (с пригородами). В СФРЮ входили 6 республик: Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория. В СРЮ входят Сербия и Черногория.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Блохин В. С. Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском Необходимо указать на то, что современная Сербская Православная Церковь сложилась из трех, исторически возникших, ветвей: 1) Церкви в королевстве Сербия; 2) Патриархата в Австро-Венгрии и 3) Черногорской митрополии. Рассмотрим, как возникли и развивались эти три ветви Сербской Церкви. Первую проповедь Святого Евангелия Балканский полуостров услышал от святых апостолов Андрея Первозванного (мученически скончавшийся в Ахаии), Павел (прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова) и Тита (проповедовавшего в Далмации). В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная – Дравой и Савой). До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где жили сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826 – 869) и Мефодий (820 – 885), создавшие славянскую азбуку. Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конкордат и его последствия Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 16.02.2010 1621 Время на чтение 8 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Что такое Конкордат? Конкордат - это договор некоей страны с Ватиканом, регулирующий вопросы, связанные с правами и обязанностями Римско-католической церкви по отношению к этой суверенной державе. Конкордат регулирует целый ряд вопросов, являющихся точками соприкосновения государства и католической общины. Конкордат пытается объять все грани общественной жизни: образование, воспитание, семью, брак - вплоть до попытки воздействия на законодательную власть государства. Сербия вошла в конкордатские переговоры еще в эпоху Ильи Гарашанина (1812-1874). Особенно сильным было давление на Сербию в связи с обязательствами, закрепленными на Берлинском Конгрессе 1878 года. Ватикан ставил в пример Сербии Черногорию, конкордат с которой был к тому времени уже подписан. (Дело в том, что после территориального расширения Черногории, последовавшего за победой России в войне с Турцией 1877-1878 годов, подданными этого государства стали славяне и албанцы, исповедующие римский католицизм.) Однако это давление столкнулось с сопротивлением. Особенно активен был министр просвещения и исповеданий Йован Бошкович. В Сербии - с ее 2,5 миллионным населением - проживало лишь около 10 тыс. католиков, да и те были иностранцами. Однако Европа - как сейчас, так и тогда еще - требовала от Сербии как можно большей «толерантности». «Западная Европа лишь тогда поверит в то, что в Сербии существует веротерпимость, когда в Белграде появится купол католического собора», - писал в 1902 году Несторович. После долгих переговоров в Риме, Сербия в июне 1914 года подписала договор. И даже успела ратифицировать его на заседании Скупщины. После этого Сербия отправила в Рим свое посольство, однако Ватикан присылать своего представителя не торопился. Очевидно, уповая на то, что сербские земли в обозримом будущем будут завоеваны, аннексированы и переварены Австро-Венгрией. Однако война закончилась совсем иначе, а потому в дальнейшем Ватикан - пусть со скрипом - вынужден был признать Королевство сербов, хорватов и словенцев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

В Сербии реабилитированы православные священнослужители, осужденные коммунистами 26 января, 2014. Новостная служба Посмертно реабилитированы епископ и 2 священника, осужденные в 70-е годы ХХ века 26 января. ПРАВМИР. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви. Приговоры против священнослужителей были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви, в 1970-е гг. выступавшие с проповедями и критиковавшие коммунистическую власть, сообщает Седмица.ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Окружной суд г. Чачак посмертно реабилитировал епископа Жичского Василия (Костича) и священников Тихомира Величковича и Радишу Драшовича и отменил вынесенные против них судебные приговоры. По решению Общинного суда Горнего Милановца (без даты) епископ Жичский Василий (1907 г. р.) был признан виновным и приговорен к заключению на 30 дней. Владыка был осужден за проповедь во время освящения храма после реставрации 3 октября 1971 г. в с. Брези, на площади, где проходила сельская ярмарка, перед почти 2 тысячами собравшихся верующих. Епископ подверг критике югославскую систему школьного образования и воспитания молодежи и предлагал изменить югославский гимн на гимн Королевства Югославии (до 1941 г.) «Боже Правый» (сейчас это гимн Республики Сербия). Отбыл наказание в тюрьме г. Кралево. Священник Тихомир Величкович по решению суда выплатил 500 динаров за призывы к собравшимся на том же мероприятии верующим не забывать свою веру и свое сербское происхождение, что, по мнению судей, являлось подстрекательством к распространению «идей велико-сербства». Священник Радиша Драшович по решению суда выплатил 300 динаров за то, что в своем слове к собравшимся на освящении напомнил, что «только Церковь является духовным спасением сербов». Прошение о реабилитации священнослужителей подало Епархиальное управление Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Рассмотрев дела, суд Чачака пришел к заключению, что приговоры против епископа Василия и священников Тихомира и Радиши были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили и подлежат полной реабилитации.

http://pravmir.ru/v-serbii-reabilitirova...

В экспозиции будут представлены редкие документы и фотоматериалы из архивного собрания Дома русского зарубежья 2 февраля 2014 г. 4 февраля в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына пройдут мероприятия, посвященные истории РПЦЗ 4 февраля 2014 года в 18.00 в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына пройдут мероприятия, посвященные истории Русской Православной Церкви Заграницей. Директор Фонда русской истории протоиерей Владимир Цуриков (США) представит книгу " Митрополит Антоний (Храповицкий) -- архипастырь русского рассеяния. Материалы конференции " . Основу книги составили доклады на международной конференции памяти первого иерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), проведенной в 2006 году Свято-Троицкой духовной семинарией РПЦЗ (Джорданвилль, США) при участии покойного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра, нынешнего предстоятеля РПЦЗ митрополита Илариона, а также историков и богословов из России, Германии, Италии, США и других стран. Помимо докладов, в сборник вошли статьи по истории РПЦЗ и фотографии из архива Свято-Троицкой духовной семинарии. В этот же день состоится открытие выставки " К истории создания Русской Православной Церкви Заграницей " , посвященной драматичной истории Русской Церкви в диаспоре - от Сремских Карловцев (Сербия) до Джорданвилля (США). Гонения, начавшиеся с первых месяцев большевистской власти, вынудили значительную часть духовенства покинуть Россию. Оказавшейся в изгнании Русской Церкви понадобилось заново осознавать себя и свое вселенское призвание. С другой стороны, было необходимо как можно скорее объединить паству, рассеянную по всему миру. С 1920 года в Константинополе стало действовать Высшее церковное  управление заграницей. Возглавил его один из старейших и авторитетнейших иерархов Русской Православной Церкви - митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Год спустя Высшее церковное управление переехало в Соединенное Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. С 1922 года приходы Русской Зарубежной Церкви подчинялись пребывавшему в Сремских Карловцах Архиерейскому Синоду. Во главе его вплоть до 1936 года стоял митрополит Антоний (Храповицкий).

http://e-vestnik.ru/annonce/istoriya_rpt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010