Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными. Так действиями любви без соответствующих чувств любви в конце концов вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью». Об этом же писал епископ Феофан Затворник : «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего». В общении с людьми – и церковными, и нецерковными – святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом. Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу. Для облегчения пользования этим небольшим пособием мы разделили его на следующие части: правила поведения на приходе; правила поведения в монастырях; как вести себя на приеме у епископа; поведение православного вне церкви. На приходе При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве. В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («Целибат» – по-латыни «холост»). Диаконы и священники – целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так:

http://azbyka.ru/chto-nado-znat-o-pravos...

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.   «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве» Комментарии ( 29): Максим Рихтер 17 декабря 2010г. 01:13 Странная формулировка в документе, что " практика рукоположение безбрачных рассматривается как исключительная " . Да с какой кстати эта практика " исключительная " ? Кто эту " исключительность " выдумал? С таким же успехом можно заявлять и утверждать, что епископ-монашествующий - это исключительная практика (поскольку возводить в епископы только из числа монашествующих это всего лишь историческая традиция, а не каноническая установление).  Целибат не является исключительной практикой в Церкви, поскольку de facto целибат был не только на Западе, но и на Востоке (!) среди духовенства. Ничего исклюительного в этой исторической реалии нет и не было никогда. Разве составители документа забыли о 18-ом правиле Эльвирского собора? Что исключительного было в целибате?  Историческую " исключительность " целибат приобретает только в РПЦ, тогда как в других Пом. Церквях и по сей целибат явлется рядовым явлением. И хотя Трульский собор (13-ое прав.) и отверг целибат как обязательный для восточного клирика ( против римской практики насильственного целибата всего клира), тем самым этот собор все-таки не отверг целибат. Иными словами, целибат - это всего лишь альтернатива брачному положению и никакой исключительности нет в безбрачии!  Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться на Востоке безбрачным. Поэтому " исключительность " нужно убрать из документа.        

http://bogoslov.ru/article/1304139

26.09.1893 — по его прошению указом за 4576 перемещен к Рудненской Георгиевской церкви Гдовского уезда. 15.10.1896 — к сей церкви перемещен указом 4233. Состоит законоучителем при трех школах: Заовражской, Новолокской и Кислинской и Машышевской ц-п школы с 1896 года. Состоит председателем местного церковно-приходского Попечительства. С 04.11.1902 состоял духовным следователем 2-го благочинного округа. В 1913 году освобожден от должности следователя. Жена Мария Иоанновна 22.12.1857 гр. Дети Александр 20.11.1880, холост, законоучитель цпш; Николай 15.02.1883 гр. учитель Малышевогорской цпш с 15.01.1900, холост; Константин 02.02.1886 гр. псаломщик Лядской Преображенской церкви Гдовского уезда, холост; Василий 17.02.1894 гр. при отце, холост. Псаломщик Иван Константинович Васильев 15.08.1893 гр., сын псаломщика СПб епархии. 09.06.1910 по окончании курса СПб Александро-Невского Духовного училища указом ДК 1727 определен к сей церкви и.д. псаломщика. Холост. Церковный староста Елисий Васильевич Козырев с 1911 года 47 лет, крестьянин имеет надельную крестьянскую землю. С домашним образованием. Жена Ирина Иоанновна. Св. Служил: в Выскатке, Вейно, Рудно, Новоселье III. Ведомость о прихожанах церкви Число дворов Мужчины Женщины Расстояние до церкви с. Новоселье 30 79 85 при церкви д. Заовражье 40 96 96 в 1 1/2 версте Гверездино 45 142 143 2 Луг 16 57 55 5 Старая Мыза 8 18 19 3 Новые Дворки 6 20 13 5 Кислено 35 84 86 1 Ждовля 13 35 30 1 1/2 Воронино 19 63 52 5 Великое Село 35 89 100 3 Наволок 38 104 113 3 Малышева Гора 34 89 102 2 Косын… Лог 29 84 85 2 Климатино 16 45 50 1 Итого 364 1011 1031 Благочинный 2-го Гдовского уезда Доложской Успенской церкви священник Николай Покровский Помощник благочинного Сиженской Михаило-Архангельской церкви. Василий Тихомиров БВИ. М. 2009. Церковь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Новоселье Самостоятельный приход открыт 16 июня 1897 года. Деревянная, однопрестольная, построена в 1895. В 1899 в приходе состояли село Новоселье, деревни Завражье, Гверездна, Лычно, Луг, Кисмена, Ждовля, Застороны, Воронина, Великое Село, Наволока, Малышева Гора, Климотан, Косьмин Луг (311 двор, в которых 872 мужчины, 989 женщин). Ист.: Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 309; С.-Петербургский духовный вестник. 1897-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. Комментарии и обсуждение Новоселье. 18 июня 2010. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03168

— Только папа может низлагать епископов (пункт 3). — Только папа может пользоваться императорскими регалиями (пункт 8). — Папе цари должны целовать ноги (пункт 9). — Папа может низлагать императоров (пункт 12). — Он не может быть никем судим (пункт 19). — Римская Церковь никогда не заблуждалась и, как свидетельствует Писание, не может заблуждаться (пункт 22). — Римский первосвященник, законно поставленный, несомненно становится святым по заслугам св. Петра (пункт 23). Тот же Григорий VII объявил своим пасомым: «Бог дал мне власть вязать и решить на земле и на небе. В силу этой власти я запрещаю именем Всемогущего Бога, Отца, Сына и Святого Духа, королю Генриху, сыну императора Генриха, управлять Германской и Итальянской империей… Я разрешаю всех христиан от клятвы верности, которую они ему принесли или принесут в будущем, и запрещаю им признавать его в дальнейшем королем». Как видим, папа извращает здесь богословский смысл права ключей и использует это право как средство политической борьбы. Так же поступают и многие его преемники. В отношении духовенства Григорий VII настаивал, что ни у одного клирика не может быть другого государя, кроме папы, и другой семьи, кроме Церкви. И именно такой клир, свободный от стороннего влияния, должен избирать папу. Григорий VII вел борьбу с симонией и за целибат духовенства. В этом он был искусным политиком и соединил две различные по характеру реформы (симония — вопиющее безобразие, а целибатспорное явление). Соединив эти два вопроса воедино, Григорий VII достиг успеха. Его опорой было нищенствующее монашество, так называемые «патарии» (оборванцы) — это странствующие проповедники по благословению папы. Толпы патариев не давали людям ходить в те храмы, где не признавался целибат. Целибат был нужен, чтобы освободить духовенство от других привязанностей, кроме папской теократии. появились трактаты, доказывающие необходимость целибата (Петр Домиани — один из авторов этих трактатов). 2. Борьба за инвеституру Во внешней политике Григорий VII вел борьбу против права монархов облекать епископов их полномочиями, то есть, против светской инвеституры. (Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. И когда назначался епископ с санкции папы, в выборах участвовали местные феодалы данной епархии). Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвеститура принадлежали папе. Земли, принадлежавшие епископам, составляли 1/3 всех европейских земель и передавались следующим епископам без наследования кому-либо. И если бы Григорий VII достиг своего, он мог бы стать владельцем почти половины Европы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Также мне кажется, что для рукополагаемого в безбрачном состоянии должен быть вполне очевиден запрет на вступление в брак после посвящение его в сан, если он имеет хотя бы семинарской образование. А " хорошие люди " , уверенные в том " апостолы нигде не учились " , и в брачном состоянии могут наломать дров.    Еще непонятны хождения вокруг монашества ( " часто посещать близлежащий монастырь " , " по благословению епископа уйдет в монастырь " ). Монаха и мирского человека (ко 2-му типу как раз относятся те, кто не приносил монашеских обетов - женатый священник и целибат) следует различать. А подобное желание заведомо " запереть " целибата в монастырь является следствием неразличения просто безбрачного состояния от монашества, которое предполагает кроме безбрачия и другие обеты. Ведь никто не будет насильно склонять к принятию монашества. Потому не нужно и безбрачного священника понуждать к этому (кроме того. следует вспомнить сколько было проблем до революции со вдовыми священнослужителями, которых заставляли принимать монашество).Поэтому чтобы не было " частых проблемам с целибатным духовенством в будущем " , нужно тщатенее подбирать кадры.  Максим Рихтер 03 января 2011г. 13:23 Иову, Кашира уважаемый Иов, вот честное слово, то, что вы предлагаете (из вашей практики), это чистой воды - лубочное православие! Кому в голову у вас там пришло подобное сочинить, лучше не раскрывать...  Я писал в предшествующих комментариях прот. Сергию Точену о том, что многие мыслять однобоко, видят только что-то одно, при этом не видят цельной картины. Т.е. из одной крайности, впадают - в другую. Вот ваша практика это как раз чистый пример этой крайности. Кто вам сказал, или из какой церковной истории вы взяли, что целибат по статусу своему приблежен к монашествующему? То, что священник-целибат живет один - это вовсе не означает, что его статус приближается к монашескому; и вовсе не означает, что рано или поздно целибат должен уйти в монастырь, став монахом; и вовсе не ознчает, что вдовые священники должны становится монахами... Это мифы! 

http://bogoslov.ru/article/1304139

  Алексей Юдин: Давайте действительно попытаемся, не больше трех отличий с той и с другой стороны. Начнем с католиков. Отец Кирилл, не больше трех, по существу. Священник Кирилл Горбунов: Орган, скамейки, целибат. Алексей Юдин: Прекрасно. Отец Владимир, ваш ответ. Протоиерей Владимир Шмалий: Да, целибат, конечно. Плюс Папа и филиокве. Алексей Юдин: Плюс Папа и филиокве. Анна Данилова: Про целибат есть несколько историй и вопрос. Прекрасный отец Иоанн Танвеер из Пакистана был сначала католическим священником, потом разочаровался в католичестве, ушел из Католической Церкви, женился и через несколько лет был принят в Православную Церковь, сейчас он один из тех исповедников, которые сегодня строят Православную Церковь в Пакистане. Вторая история от одного православного священника, который тоже ушел из католичества, и главной причиной своего ухода он назвал то, что очень было тяжело примириться с мыслью о целибате, и поэтому православие стало прекрасной возможностью одновременно иметь семью и служить у престола Божия. Насколько я понимаю, в Католической Церкви сейчас идет дискуссия по поводу возможной отмены целибата. Так ли это и что будет, если вдруг это произойдет, будет ли раскол? Священник Кирилл Горбунов: На уровне учительства говорится, что целибат – не божественный закон, естественно, существуют католические церкви восточного обряда, в которых есть женатое духовенство. Но для подавляющей части Церкви это принято как правило церковной жизни, которое себя зарекомендовало и подтвердило. Это действительно дисциплинарные вещи, они не на уровне Откровения, хотя и связаны с ним, конечно. Однако людям кажется, что если было принято некое дисциплинарное решение, то оно так же легко может быть отменено. Карл Ранер, выдающийся католический богослов XX века, по этому поводу говорил: «У меня есть серьезный вопрос: не есть ли это некое необратимое решение, которое было принято Церковью, и которое уже изменило ее внутреннюю структуру таким образом, что обратного пути быть не может?» И для меня, честно говоря, большой вопрос именно к традиции женатого духовенства, вопрос к существованию двух классов духовенства. Чтобы быть епископом, чтобы решать что-то в Церкви, ты должен быть монахом. Если ты женатый священник, если ты счел, что для тебя это так важно, значит, ты остаешься на каком-то другом уровне церковной жизни, другом уровне принятия решений. Это наличие двух классов духовенства меня, честно говоря, очень смущает в Церкви.

http://pravmir.ru/katoliki-i-pravoslavny...

В отношении духовенства Григорий VII настаивал, что ни у одного клирика не может быть другого государя, кроме папы, и другой семьи, кроме Церкви. И именно такой клир, свободный от стороннего влияния, должен избирать папу. Григорий VII вел борьбу с симонией и за целибат духовенства. В этом он был искусным политиком и соединил две различные по характеру реформы (симония - вопиющее безобразие, а целибат - спорное явление). Соединив эти два вопроса воедино, Григорий VII достиг успеха. Его опорой было несуществующее монашество, так называемые «патарии» (оборванцы) - это странствующие проповедники по благословению папы. Толпы патариев не давали людям ходить в те храмы, где не признавался целибат. Целибат был нужен, чтобы освободить духовенство от других привязанностей, кроме папской теократии. появились трактаты, доказывающие необходимость целибата (Петр Домиани - один из авторов этих трактатов). Во внешней политике Григорий VII вел борьбу против права монархов облекать епископов их полномочиями, то есть, против светской инвеституры. (Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. И когда назначался епископ с санкции папы, в выборах участвовали местные феодалы данной епархии). Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвесттитура принадлежали папе. Земли, принадлежавшие епископам, составляли 1/3 всех европейских земель и передавались следующим епископам без наследования кому-либо. И если бы Григорий VII достиг своего, он мог бы стать владельцем почти половины Европы. Борьбу с инвеститурой папа начал вести сначала удачно - в Англии, Испании, затем в Богемии (Чехии), Скандинавии, Польше, Венгрии и даже на Западе Руси. Наибольшее сопротивление папа встретил со стороны короля Франции Филиппа I, английского монарха Вильгельма Завоевателя и императора германского Генриха IV. Филиппа I Григорий VII усмирил, пригрозив анафемой, Вильгельма - оставил впокое. Главная борьба папы развернулась с Генрихом IV. На требование папы отменить инвеституру Генрих собрал собор немецких епископов в г. Вормсе. Епископы осудили ложно папу в предосудительной связи с маркизой Тасканской Матильдой (аскетически настроенной), и объявили его низложенным как еретика, прелюбодея и узурпатора императорской власти. Григорий VII ответил отлучением императора и всех епископов, принявших такое решение. Подданные императора были объявлены папой свободными от присяги ему на верность. Князьям Германии папа предложил выбрать нового императора. Одновременно был дан срок, во время которого предлагалось разрешить ситуацию перед угрозой наложения интердикта. Данный указ был зачитан во всех храмах. (На соборе были не все епископы, многие было за папу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

образцу: «Benedictus Dominus Deus Israel» (Лк 1. 68-79) с антифоном - интроит (лат. или нем. псалом) - 3-кратное «Kyrie» (в праздники 9-кратное) - «Gloria in excelsis» (только в праздники) - нем. коллекта - Послание - аллилуия, градуал и нем. гимн (секвенции в праздники и их периоды) - Евангелие - Символ веры («Wir glauben all " an einen Gott») - проповедь - нем. молитва или гимн. Месса продолжалась пением гимна во время приготовления хлеба и вина и собрания причастников - далее префация и «Vere dignum» - «Отче наш» - установительные слова и возношение - причастие («Sanctus» и «Agnus Dei» на латыни, а также псалмы на немецком) - послепричастная коллекта - Аароново благословение. Фундаментальное различие между «Формулой мессы» и Виттенбергским церковным уставом 1533 г. заключалось в том, что устав Лютера был описательным, а устав 1533 г.- директивным и имел обязательную силу в общине Виттенберга и во всех связанных с ней приходах. Лютер провозгласил общие принципы для всех служб и изложил их в общей форме, а Виттенбергский устав 1533 г. содержал точные предписания. Осенью 1539 г. для принявшей Л. альбертинской Саксонии Йонасом был подготовлен на основе более ранних документов новый церковный устав. Йонас предложил 2 чина мессы: одну - для городских приходов и приходов при школах, а другую - для сельских приходов и приходов без школ. В состав воскресной мессы в городских церквах входили: интроит (на латыни) - «Kyrie» - «Gloria in excelsis» (на латыни) - коллекта (на немецком или на латыни) - Послание (на немецком) - секвенция или немецкий псалом или гимн - Евангелие - Никейский Символ веры (на латыни или нем. «Wir glauben all " an einen Gott») - проповедь (на Евангелие) - парафраз и причастное назидание (в праздники лат. префация; префацию праздника Св. Троицы можно было также использовать для др. воскресных дней) - установительные слова - «Sanctus» (на латыни) - во время причастия пелись лат. «Agnus Dei» или нем. гимны и Пс 111 - послепричастная коллекта - благословение.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

   При этом следует сказать, что в целом пастырские и дисциплинарные ограничения Церкви относительно брака после рукоположения и монашествующего епископата не нарушили чистоты православной традиции. Брак не рассматривается этими ограничениями как некое неполноценное состояние: он благословен Богом. «Поэтому, — провозглашает Шестой Вселенский Собор, — если кто, поступая вопреки Апостольским правилам, посмеет кого-либо из священных, т.е пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов лишать союза и общения с законною женою, да будет извержен. Подобно, если кто, пресвитер или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою, да будет отлучен...» (правило 13; см. также 4-е правило Гангрского Собора). Поэтому в православии совершенно невозможны проблемы, перед которыми стоит теперь Римская церковь, в течение многих веков придерживавшаяся взглядов Блаженного Августина на брак, ныне широко оспариваемых, и буквально навязавшая целибат клиру. В России еще совсем недавно приходским священником могло быть только лицо, состоящее в браке, а монашествующее духовенство занимало учебные и административные посты в Церкви. Современная практика отличается еще большей гибкостью и дает возможность многим иеромонахам вести приходскую пастырскую деятельность.    Во всяком случае, вне зависимости от оттенков церковной дисциплины, Православная Церковь твердо считает брачные узы духовенства положительной нормой церковной жизни, если сохраняются принципы единственности и сакраментальности брака. Брак, целибат и монашество    Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предполагающие, казалось бы, различные принципы поведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.    В начале этой книги было показано, что особенностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак — таинство, потому что в нем — будущее Царство Божие, брак — это пир Агнца (Откр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Целибат — и особенно монашество — основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12:25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннулируется. Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, — говорит Христос (Мф. 19:12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14:3—4), служат достойным образцом бесчисленному множеству христианских святых, сохранивших чистоту девства во славу Божию. Древние христиане и Отцы Церкви обращали особое внимание на девство, вероятно, это было естественной реакцией на половую распущенность языческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уникальную ценность христианского брака. Эта безоговорочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер обряда пострижения в монахи. Эта непреходящая ценность брака нашла прекрасное выражение в творениях Климента Александрийского — одного из создателей христианского богословия (III век), а также великого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении). И брак, и целибат, таким образом, являются путями евангельской жизни, предвкушением Царства, которое уже было явлено во Христе и проявится в своей силе в последний день. Вот почему мы можем признать только брак во Христе, скрепленный Евхаристией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, — а не тот брак, что заключен случайно, как некий контракт или результат плотского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет монахов, аскетов, духовных людей, благословляет и христианские браки, но не имеет необходимости благословлять старых холостяков и старых дев.

http://pravmir.ru/brak-venchanie/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010