Октавий Август Цезарь процарствовал 56 лет 302 . От него римские императоры, равно как и месяц (прежде называвшийся секстилием), получили имя «август», что значит «севаст» 303 . В ту ночь, когда он родился, его отец увидел во сне, как из лона его матери восходит солнце. 2 . Антоний же, римский военачальник и консул, убив Кассия и Брута, убийц Юлия Цезаря, прибыл в Сирию, охваченный страстью к Клеопатре, – из-за этого он решил не возвращаться в Рим, чтобы дать отчет. Тогда Август, собрав италийское войско, приходит к Антонию, и в происшедшем сражении Антоний уступает и бежит вместе с Клеопатрой в Египет. И Антоний покончил с собой 304 , а Клеопатра, избегая триумфа в Риме, взяла аспида и, поднеся к себе этого зверька, умирает. Гелиос и Селена, ее дети, схваченные, были проведены в триумфе в Риме 305 . 3. При Августе берет начало четвертое царство, которое Даниил в своем видении четырех зверей называет четвертым, страшным зверем. (Август тогда впервые стал единоличным правителем в Четвертом царстве, когда и Создатель первых четырех стихий, заключивший в них четыре конца света, – Иисус Христос , Сын Божий, Коему принадлежит Царство Небесное, – принял ради нас рождение от Жены Приснодевы.) 306 4. Некий мудрый муж Меценат был любим Августом: однажды, когда кесарь вершил суд и многих приговорил к смерти, он, не в силах из-за множества людей поговорить с ним, написал: «Встань, палач!» и, запечатав, бросил ему за пазуху. Прочтя это, кесарь встал, приказав отменить свои приговоры. 5 . В другой раз один из воинов, любимый им, попросил его присутствовать на совещании о нем. А когда он сказал, что занят и поручил кому-то из своих друзей придти и исполнить необходимое, тот, разгневавшись, сказал: «Я-то, когда ты столько раз просил меня о помощи, не посылал другого вместо себя». Тогда кесарь, покраснев, пошел с ним и исполнил его дело. 6. Был у него и Афинодор Александрийский, человек весьма мудрый, который, обличая кесаря в самых позорных делах, исправлял его. А кесарь, часто восхваляя Афинодора в сенате, добавлял, что сам он был исправлен Афинодором, живя прежде дурной жизнью. И вот Афинодор, состарившись, попросил отпустить его к себе на родину, ведь, говорил он, кесарь достиг совершенства во всяком любомудрии и деле. Собираясь уезжать, он поцеловал его и, наклонившись, попросил на ухо, чтобы каждый раз, как тот разгневается, он отдавал приказы о том, что следует сделать, не раньше, чем пересчитает про себя двадцать четыре буквы (ведь он знал, что тот вспыльчив и легко переменчив). Кесарь же, выслушав это, сказал: «Раз ты даешь мне совет, значит, я еще не совершенен. Поэтому я не позволю тебе уехать в родные края». 7. Этот Август, отправившись в Дельфы, вопросил, кто воцарится после него. Когда же Пифий ничего не ответил, и Август снова спросил, почему молчит оракул, Пифия сказала следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богата ты и реками, и драгоценными камнями, и пурпуром, рождаешь ты и правителей, и то, что прилагается к власти. Ты столь же щедра на украшения вождям, сколь счастлива бываешь рождать их. Уже в давнее время тебя законным путем полюбил златой Рим, глава народов, и хотя в первый брак тебя взяла доблесть Ромула, 521 однако процветающее готское племя после многих побед по всей земле захватило тебя силой и полюбило, и до сих пор наслаждается прочной властью среди знаков царской власти и многих богатств. Начало истории 1. Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты», чем «Гог и Магог». 522 Их описывают как очень храбрый народ, который стремился опустошить даже Иудею. 2. На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость. И в самом деле, ни одно племя на земле не доставило Римской империи стольких хлопот, как они. Ведь их даже Александр велел избегать, их боялся Пирр, и Цезарь страшился. На протяжении многих веков ими правили сначала вожди, a затем цари. По порядку их царствования следует излагать последовательный ход событий и соединять куски из рассказов о том, под каким именем они правили и как действовали. 3. В год XII до установления эры, 523 когда Гней Помпей и Юлий Цезарь начали гражданскую войну за власть, готы пришли в Фессалию на помощь Гнею Помпею против Цезаря. В войске Помпея сражались эфиопы, индусы, персы, мидяне, греки, армяне, скифы и иные восточные народы, собранные против Юлия, однако мужественнее всех сопротивлялись Цезарю готы. Рассказывают, что Цезарь, пораженный их числом и доблестью, уже думал о бегстве, если бы ночь не положила конец сражению. Цезарь тогда сказал, что Помпей не умеет побеждать, а Цезарь не может быть побежден, потому что если бы Помпеи умел побеждать, то с такими стойкими силами он одержал бы сегодня верх над Цезарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этого времени иудеев стали преследовать неудачи и различные бедствия. После её смерти Аристовул и Гиркан, её сыновья, сражаясь между собой за власть, дали римлянам повод для вторжения в Иудею. Итак, Помпей, придя к Иерусалиму, захватил город, отворил Храм и, войдя в святая святых, увёл с собой побеждённого Аристовула, а первосвященство утвердил за Гирканом. Затем он назначил Антипатра, сына Ирода Аскалонита, прокуратором Палестины, а Гиркан оставался в должности первосвященника 34 года. При консулах Помпее и Крассе в округе, что зовётся Анды, неподалёку от Мантуи, родился Вергилий Марон. Захватив Иерусалим, Помпей обложил иудеев данью. Вергилий получает образование в Кремоне. Цезарь покоряет германцев и галлов, а также британцев, которые до него не знали даже имени римлян; получив заложников, он заставил побеждённых платить дань. 3925 г. Клеопатра, сестра Птолемея, 22 года. Когда между Цезарем и Помпеем вспыхнула гражданская война, Помпей был побеждён, отправился в Александрию и был там убит Птолемеем, от которого надеялся получить помощь. Вскоре в Александрию прибыл Цезарь. Названный Птолемей решил и ему устроить засаду, но был побеждён в начатой против него войне и погиб в водах Нила. Цезарь, овладев Александрией, передал царство Клеопатре, с которой имел обыкновение предаваться разврату. С третьего года правления он первым из римлян получил единоличную власть; поэтому и римские правители называются цезарями. Клеопатра с царской свитой вступила в город. 3940 г. За высокомерие нравов Цезарь был заколот в курии составившими против него заговор 70 или более римскими сенаторами и всадниками, через четыре года и шесть месяцев после того как он начал править. Кассий, захватив Иудею, ограбил Храм. 3966 г. Октавиан Цезарь Август, вторым из римлян правил 56 лет и шесть месяцев; от него римские цари называются августами; 15 лет он правил при жизни Клеопатры, после чего прожил ещё 41 год. В 11-й год Августа, когда в Иудее окончилась власть первосвященников, Ирод, не имея на то никаких прав, а именно, будучи сыном Антипатра Аскалонита и матери Киприды Арабской, получил от римлян власть над иудеями и удерживал её в течение 36 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Начало истории    1. Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты», чем «Гог и Магог». Их описывают как очень храбрый народ, который стремился опустошить даже Иудею.    2. На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость. И в самом деле, ни одно племя на земле не доставило Римской империи стольких хлопот, как они. Ведь их даже Александр велел избегать, их боялся Пирр, и Цезарь страшился. На протяжении многих веков ими правили сначала вожди, а затем цари. По порядку их царствования следует излагать последовательный ход событий и соединять куски из рассказов о том. под каким именем они правили и как действовали.    3. В год XII до установления эры, когда Гней Помпей и Юлий Цезарь начали гражданскую войну за власть, готы пришли в Фессалию на помощь Гнею Помпею против Цезаря. В войске Помпея сражались эфиопы, индусы, персы, мидяне, греки, армяне, скифы и иные восточные народы, собранные против Юлия, однако мужественнее всех сопротивлялись Цезарю готы. Рассказывают, что Цезарь, пораженный их числом и доблестью, уже думал о бегстве, если бы ночь не положила конец сражению. Цезарь тогда сказал, что Помпей не умеет побеждать, а Цезарь не может быть побежден, потому что если бы Помпеи умел побеждать, то с такими стойкими силами он одержал бы сегодня верх над Цезарем.    4. В эру 294 (­ AD 256), в первый год царствования Валериана и Галлиена готы спустились с альпийских гор, где они жили, и опустошили Грецию, Македонию, Понт, Азию и Иллирик. Почти пятнадцать лет они держали в своей власти Иллирик и Македонию, пока император Клавдий не разбил их и они не вернулись на свои места. Августа Клавдия римляне почтили почестями за то, что он отогнал от границ республики такое сильное племя. Ему поставили золотой щит на форуме и золотую статую на Капитолии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И посланные принесли юно­шу. Увидев его, народ смутился. А Павел сказал им: “Ны­не, братия, да явится вера ваша: восплачемся же ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он оживил этого отрока, и вы останетесь беспечальны”. Когда же все восстенали, дыхание вернулось к отроку и его, усадив на коня 48 , отослали живого вместе с другими, бывшими из кесарева дома. II. Нерон же, услышав о смерти Патрокла, сильно опечалился, и когда пришёл из бань, приказал другому быть виночерпием 49 . А слуги возвестили ему: “Кесарь, Патрокл жив и стоит перед трапезой”. Но кесарь, услышав, что Патрокл жив, испугался и не хотел, чтобы он вошёл. Когда же тот вошёл, Нерон увидел Патрокла и, изумившись, спросил: “Патрокл, ты жив?”. А тот ответил: “Жив, кесарь”. Тогда Нерон сказал: “Кто оживил тебя?”. И отрок, охваченный духом веры, ответил: “Иисус Христос, Царь веков!”. Но кесарь, взволновавшись, сказал: “Так Он собирается царствовать над веками и разрушить все царства?”. И Патрокл ему ответил: “Поистине, Он разрушает все царства под небесами, и Сам будет единственным Царём во веки, и не будет царства, которое бы избегло Его”. Нерон же, ударив его по лицу, спросил: “Патрокл, и ты воинствуешь 50 этому Царю?”. И Патрокл ответил: “Истинно так, повелитель кесарь, ибо Он воскресил меня, когда я умер!”. И Варсава Иуст плоскостопый, и Урий 51 Каппадокиец, и Фест Галат, первые у Нерона, сказали: “И мы воинствуем тому же Царю веков”. Тогда Нерон их, которых весьма любил, жестоко мучив, заключил в темницу и приказал отыскать всех воинов великого Царя, и издал такой указ: “Всех, которых найдут христианами или воинами Христа, убивать” 52 . III. Тогда в числе многих других приводится и Павел. К нему присоединялись все, схваченные вместе с ним 53 , так что кесарь решил, что он и есть предводитель воинов. И сказал Павлу 54 : “Человек великого Царя, но мой пленник, с какой целью задумал ты тайно придти в Римское государство и набирать воинов на моей территории?”. Павел же, исполненный Святого Духа, прежде всего сказал: “Кесарь, мы набираем войско не только на твоей территории, но со всей вселенной. Ибо так приказано нам: не отвергать никого, желающего служить моему Царю, Который — если и тебе будет угодно служить Ему — спасёт тебя. Ибо не богатство, ни блеск твоей нынешней жизни не спасут тебя, но только если покоришься Ему и умолишь Его. Ибо Он намеревается в один день 55 в огне сотворить брань с миром” 56 . Услышав это, кесарь приказал сжечь в огне всех заключённых, а Павла обезглавить по закону Римлян. Павел же не умолкал в слове, но был в общении с префектом Лонгом и центурионом Кестом.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

134 Кесарь Иоанн Дука (о котором еще неоднократно будет идти речь), брат императора Константина Χ Дуки, – весьма колоритная фигура в византийской истории того времени. В государстве он играл вторую роль после императора. Состоявший с кесарем в переписке Михаил Пселл восхищался его умом, высокими чувствами и практичностью (PG, 122, col. 1181–1185). После смерти Константина Иоанн Дука становится воспитателем его детей, в том числе и будущего императора Михаила. В период правления Романа Диогена Иоанн отходит от государственных дел и даже отправляется в изгнание. Однако сразу же после низвержения Романа Диогена в 1071 г. кесарь вновь принимает самое активное участие в решении судеб империи. Благодаря стараниям Иоанна Дуки на престол возводится его воспитанник и племянник Михаил. Во время возвышения Никифорицы – фаворита слабовольного Михаила VII – кесарю приходится опять удалиться в Малую Азию. В 1073 г. вместе со своим сыном Андроником Иоанн участвует в походе против Руселя, попадает в плен, и Русель провозглашает его императором (см. прим. 32). Выкупленный из плена Михаилом, в страхе перед наказанием Иоанн принимает постриг. Однако на этом не заканчивается политическая карьера кесаря. Источники этого времени (Михаил Атталиат, Никифор Вриенний, Продолжатель Скилицы, Зонара) неоднократно упоминают его имя. Кесарь – постоянный вдохновитель всевозможных интриг и инициатор политических браков. Кесарь – ловкий и неутомимый интриган, его действия отличаются смелостью, решительностью и размахом. Такой образ Иоанна Дуки создает и «Алексиада». Дата смерти кесаря неизвестна, его имя исчезает со страниц наших источников после 1081 г. Причина понятна: хотя кесарь и присоединился к перевороту Комниных 1081 г., тем не менее, как свидетельствует Анна (III, 6, стр. 126 и сл.), главную роль в государстве играла старая противница Дук – Анна Далассина. Видимо, для Иоанна при дворе Алексея не нашлось места. Судя по замечанию Анны (II, 7, стр. 103), что ей приходилось немного видеть Иоанна, он умер не раньше конца 80-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Было также в древности обыкновение у языческих народов и иудеев, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо от себя в знак уважения и любви. Люди бедные обыкновенно приносили в подобных случаях яйца домашних птиц. Поэтому является вполне правдоподобным предание, что равноапостольная Мария Магдалина, явясь к римскому императору Тиверию, прежде чем начать проповедь христианства, поднесла ему красное яйцо, как эмблему 31 , поясняющую ее учение. В библиотеке монастыря св. Афанасия, близ Солуня (Фессалоники), есть древний греческий рукописный устав, в конце коего после молитв в день св. Пасхи говорится следующее: «Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздает им яйца и говорит: «Христос воскресе!» Так и мы приняли от св. отцев, которые это обыкновение от самых времен апостольских содержали; ибо св. равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения». Явление Марии Магдалины к Тиверию полно интереса и любопытных подробностей. В них говорится, что когда кесарь Тиверий услыхал от пришедших в Рим сестер Лазаря (Марфы и Марии) и Марии Магдалины о Христе, чудесах Его и смерти, то послал в Иерусалим за исцеленными от Христа недужными, за воскрешенным Лазарем и бывшим на страже у креста сотником Логгином. Когда же они, прибыв, вошли во дворец кесаря, то вдруг почувствовалось сильное землетрясение. Кесарь, недоумевая, ради кого из них было это знамение, велел им выйти из дворца и снова входить в него по-одиночке: и когда вошел в свою очередь сотник Логгин, то землетрясение повторилось. Ужаснувшийся кесарь стал разспрашивать сотника, и этот, разсказав о смерти Иисуса, объявил Тиверию, что на нем в настоящую минуту находится риза Иисуса, доставшаяся ему по жребию при разделе одежд Распятого. Причем присовокупил, что он, болевший в то время глазами, увидав, при прободении копием Иисуса, что из раны Его истекли кровь и вода, уверовал в Сына Божия, взял этой святой крови и помазал ею себе глаза, – и в тот же миг исцелился от недуга. Кесарь повелел ему снять с себя ризу Христову и по исполнении сего, приняв ее от Логгина, облобызал. В это время Марфа и Мария обратились к кесарю с советом, чтобы он, имеющий с давнего времени большой струп на лице и немогший ничем от него избавиться, обтер лицо свое этою ризою; кесарь исполнил это, и в то же мгновение струп отпал. Обрадованный чудным исцелением, Тиверий возблагодарил Христа и пришедших проповедниц отпустил с честию и дарами домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но искать подвигов ради подвигов, славы ради славы - значит не находить в себе самом достаточного содержания. Великий человек дает, а не берет. Ему у других ничего не нужно взять, и он идет к ним, чтобы дать от своего избытка. Цезарю же и подобным ему великим людям народы нужны, как арена для их действий, как трофеи для их славы. Плутарх, несмотря на то, что считает для Цезаря Галльскую войну началом новой жизни, с удивительной настойчивостью при каждом случае объясняет нам, что исключительным мотивом всех действий Цезаря было его честолюбие, жажда славы. Вся его биография - один длинный ряд свидетельств об этом, подробный комментарий к словам Цезаря о первенстве в деревне и о славе Александра. " Его презрение к опасностям не внушало удивления именно вследствие его страсти к славе " ,> - говорит Плутарх. Передавая о предположениях и проектах, которыми Цезарь уже после победы над Помпеем собирался облагодетельствовать римлян, Плутарх замечает: " Это было стремление к новой славе, как будто старая поблекла и износилась. Эта страсть была не чем иным, как ревностью к самому себе как к сопернику, упорное желание затмить свою прошлую славу новыми деяниями " .> Одно это столь глубоко психологическое замечание Плутарха могло навести Шекспира на мысль создать своего Цезаря именно таким, каким мы его видим в драме. Но Плутарх почти во всем, что делает Цезарь, в наиболее на вид благородных поступках его отыскивает независимую от благородства цель. Как ни поражают его военные успехи Цезаря, он все не верит в этого героя. Сообщая, что Цезарь велел восстановить статую Помпея, Плутарх приводит следующие слова Цицерона: " Цезарь, восстановив статую Помпея, тем прочнее укрепил собственные " .> Затем Плутарх ставит в упрек Цезарю триумф за победу над Помпеем, ибо " чувство чести " не позволяет торжествовать по поводу несчастия величайшего из римлян. Брандес приводит слова Цезаря, произнесенные им по прочтении книги Цицерона о Катоне: " При чтении твоей книги мне казалось, что я сам стал красноречивее " ,> Плутарх же говорит: " Написанное Цезарем по поводу умершего Катона сочинение не доказывает дружественного или примирительного отношения к нему; да и как бы стал он при жизни щадить человека, если он после его смерти излил на него столько желчи? " >

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Аминь. Вера есть действие Духа Святого Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Каждый год мы вспоминаем Сретение Господне — встречу Господню, если перевести на современный язык. Вот и сегодня мы празднуем это многозначительное событие. Главное в нем то, что Спаситель, еще будучи младенцем, был перед народом назван Христом, хотя, как мы видим из евангельского повествования, почти никто не отреагировал на это как должно. Как происходили эти события? Иосиф Обручник должен был отправиться в Вифлеем, для того чтобы участвовать в переписи кесаря Августа, или, как называет его история, Гая Октавиана Августа. Он был фактически первым римским императором. Царствовавший до него Юлий Цезарь не имел такого титула, а был просто единовластным правителем, и официально империя началась с кесаря Августа. Кесарь — это, как бы мы сейчас сказали, царь. Кроме того, этот титул, присвоенный себе Гаем Октавианом Августом, происходит от имени Юлия Цезаря («цезарь» по-славянски произносится «кесарь»). Август не был родным сыном Юлия Цезаря (тот не имел детей), но был им усыновлен, а потому имел право претендовать на престол. После длительной гражданской войны между претендентами на престол Римской империи, вернее, сначала между сторонниками императорской власти и республиканцами, потом уже между самими сторонниками империи, — наконец воцарился Гай Октавиан. Империя нуждалась в средствах: истощенная войнами государственная казна была пуста, нужно было собрать налоги. Для этого и была учреждена перепись, и Иосиф, будучи мужем праведным и мудрым, покорился этому установлению безбожного императора, потому что не видел в его распоряжении ничего, что могло бы противоречить совести верующего человека. Он пришел в Вифлеем со Святой Девой, которая была непраздной, то есть должна была скоро родить. Даже это обстоятельство не удержало его от того, чтобы исполнить свой, как бы мы сейчас сказали, гражданский долг. Иосиф смирился перед властью императора, подчинился его повелению о переписи — и благодаря этому исполнилось пророчество: Дева родила в Вифлееме Богомладенца Христа. На восьмой день после Рождества, как мы знаем из Евангелия от Луки, было совершено обрезание, а потом нужно было принести жертву Богу за первенца. По закону Моисееву первенца следовало посвятить Богу, а поскольку родители оставляли детей у себя для воспитания, то они приносили за первенца выкуп. С этой целью родители Христа пришли в Иерусалим, о чем и повествуется в сегодняшнем чтении Евангелия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Какое согласие между Христом и Велиаром? Что общего у света со тьмою? Какое соучастие верного с неверными?» ( II Kop. 6,14–15 ). С Константина В. церковь получила мир, которого она жаждала и который был ей необходим, но он повлек за собою помимо ее воли преклонение под чужое ярмо – ярмо римского кесаря и римского закона. Произошло то, чего боялся ап. Павел, – смешение света и тьмы и участие верных с неверными. Когда совершилось величайшее чудо истории: римский кесарь стал христианином, то христиане забыли о мучительном для них в свое время вопросе, может ли кесарь стать христианином, оставаясь кесарем. Факт обращения в христианство кесаря всецело заполнил христианское сознание. Оно не заметило, завороженное этим фактом, что римская империя осталась той же, какой она была, когда преследовала Церковь , не говоря о том, что империя Константина в моральном идуховном отношении была гораздо ниже империи Траяна или Марка Аврелия. Никакой перемены, никакой «metanoia» в ней не произошло, чтобы она могла стать христианской. Римский кесарь не склонен был к покаянию государства и к отказу от тех принципов, на которых покоилась империя. Если бы даже он хотел, то не мог бы этого сделать, не разрушая «pax romana» т. к. единственным ее принципом могло быть только право. Он остался кесарем, сделавшись христианином, и внес в Церковь языческое имперское сознание Он стал господствовать в Церкви, как он господствовал в государстве, тем более, что ясные границы были стерты между Церковью и государством. Не сказал ли один из них, что основные принципы церковной жизни, ее законы, покоятся в нем, а это означало, что римское государство – церковь, в которой господствует кесарь. Несмотря на это, или точнее в силу этого, широкие и блестящие перспективы, открывающиеся перед церковью, родили дерзновенную мысль, что царство кесаря стало «civitas christianorum» Некоторые христианские деятели продолжали еще некоторое время отталкиваться от царства кесаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010