Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие Святого епископа Цезария. Vita Sancti Cæsarii episcopi. О житии Цезария Основной источник, рассказывающий нам о жизни и деяниях Цезария Арелатского, – Житие Цезария (Vita Cæsarii), составленное по просьбе Цезарии Младшей, аббатисы Арльского женского монастыря, которая, возможно, была его племянницей. В этом монастыре житие было закончено спустя семь лет после смерти Цезария. Над его созданием трудились пять священнослужителей, которые были лично знакомы с Цезарием. Свой труд они разделили на две книги, и в целом он выдержан в хронологической последовательности жизни Цезария. Первая книга была выполнена тремя местными епископами: епископом Тулона Киприаном, епископом Узеса Фирмином и епископом Вивенцием 847 . Она охватывает период жизни Цезария от рождения до церковного собора в Оранже (529 г.) и письма папы Бонифация (531 г.). По большей части в ней освящены основные события жизни Цезария: его церковная карьера от монаха до епископа Арля, его нововведения в церковной жизни, административные и проповеднические дарования, а также отношения с епископами и варварскими королями. Авторами второй книги были клирики Арльской церкви, монах Мессиан и дьякон Стефан, которые меньше знали эту сторону его жизни. Эту книгу можно разделить на три части. Первая (II, 2–36) включает топосы о повседневной жизни святого и рассказы об излечении и изгнании нечистой силы благодаря его вмешательству. Вторая часть (II, 38–44) содержит рассказы о чудесах, свершившихся уже после смерти Цезария, и чудодейственности его мощей. Третья часть (II, 45–50) хронологически продолжает первую книгу с момента перехода Арля под власть франкского короля Хильдеберта (536 г.) и завершается описанием последних дней жизни Цезария и его похорон 848 . Авторы жития просят у своих читателей не критиковать их «стиль изложения за грамматику и отсутствие красноречия», что, безусловно, представляет собой литературный штамп, которому отдали должное и Иларий, и Иероним, и Августин, и Сидоний Аполлинарий, и сам Цезарий. Текст, хотя и далек от идеала поздней латинской литературы, написан образованными людьми на достаточно правильной латыни как по грамматике, так и по стилю. Это и неудивительно. Ведь Южная Галлия оставалась одним из наиболее романизированных регионов Западной Европы, в частности, в Арле в VI в. большинство прихожан были грамотны и могли сами читать Библию 849 . И хотя авторы жития отличаются друг от друга и по социальному статусу и, возможно, по образованию, этот момент не сильно сказывается на самом тексте, а имеющиеся различия не существенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Интроит (входное песнопение) 1-го воскресенья адвента. Антифонарий XI в. (Б-ка мон-ря Санкт-Галлен. Sang. 339. P. 33) Появление А. относится к IV - сер. VI в. и, вероятно, связано с галло-испан. церковной традицией. У св. Илария Пиктавийского (сер. IV в.) и в 4-м прав. Собора в Сарагосе (Испания, 380) упоминается особый период (3 недели) перед праздником Богоявления, аскетический характер к-рого, возможно, был связан с подготовкой оглашенных к предстоявшему таинству Крещения (Righetti. P. 50). Сохранились 2 гомилии Максима , еп. Туринского (нач. V в.), озаглавленные «In Adventu Domini» (О Пришествии Господа), но их тексты не приурочены к к.-л. времени церковного года. В кон. V в. еп. Перпетуй Турский установил в своей епископии правило поститься по понедельникам, средам и пятницам в течение 40 дней, начиная с дня памяти св. Мартина Турского - 11 нояб. (Григ. Тур. Ист. франков. X 31). О приготовлении к Рождеству говорится в нек-рых проповедях Цезария Арльского (502-542), а собрание гомилий свт. Григория I Великого (590-604) начинается с проповеди на 2-е воскресенье А. Особые молитвы для месс периода А. содержатся в Равеннском свитке (V-VI вв.), а также в древнем Геласия Сакраментарии (VI-VII вв.), согласно к-рому А. длился 5 недель. Впосл. А. был сокращен до 4 недель, что засвидетельствовано для Италии в Капуанском лекционарии 546 г. (ркп. из Фульды), а для Рима - в Григория Сакраментарии (кон. VI - 1-я треть VIII в.), окончательно такая продолжительность была утверждена в XI в. папой Григорием VII . В богослужении галликанского и испано-мосарабского обрядов особые мессы для воскресений А. впервые встречаются в VII в. По 9-му прав. Собора в Маконе (Галлия, 583), мессы должны были совершаться в те дни, к-рые столетием ранее были определены в Туре как постные (см. выше). В X-XI вв. свои особенности богослужения А. были в беневентанском (молитвы в Бенедикционале Вармунда) и кельтском (песнопения - тропы ) обрядах. С началом вытеснения галликанского обряда римским (VIII-IX вв.) и последующим распространением рим. обряда на Западе богослужение А. подвергается унификации по рим. образцу, что было закреплено в XIII в. в миссале Римской курии, окончательно же - Пием V в 1570 г. Свои особенности сохранил лишь амвросианский обряд .

http://pravenc.ru/text/Адвент.html

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) I. Символы и исповедания веры ИБО Я ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРЕПОДАЛ вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор 15, 3–4 ): эти истины представляют собой уже нечто вроде краткого Символа христианской веры. Есть и другие; как, например, утверждение: Иисус – Сын Божий; а также то, которое ясно выражено в финале Евангелия от Матфея (28, 19): Троичный Бог – Отец, Сын и Святой Дух. Собранные в краткие, точные определения, соединенные в единое целое, они составляют содержание первых исповеданий веры. Было совершенно нормально, что раннее христианство излагало суть Вести, которую оно должно было нести народам, в законченных формах. Оно делало это ради поддержания единства веры. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф 4, 5 ). Со временем к требуемому от катехумена исповеданию веры, к Символу, который он должен был знать и уметь повторить, добавятся новые формулы, полученные в результате исследований и дискуссий об основных истинах, а также уточнения, необходимость которых вызвана заблуждениями и ересями, посягавшими на эти истины. Не изменяя своей природы, проливая свет на некоторые аспекты, развивая некоторые важнейшие пункты, различные Символы продолжают утверждать ту же христианскую веру. Принятые Учительством Церкви, которая ввела Символы в литургию, сделав закон молитвы нормой веры, обнародованные Вселенским Собором, одобренные либо формально одним из пап, либо – молчаливо – епископами, Символы, со своими прямыми утверждениями, обладают бесспорной догматической ценностью. В этих внешне сухих формулах, чья сдержанность вызвана, однако, насыщенностью самих Тайн Божиих, проявляется жизнь Церкви, которая дорожит ими и ставит в центр всего христианского бытия. Апостольский символ В X в. этот Символ уже был в употреблении во всей Западной Церкви. Карл Великий ввел его в число законов своей империи. Сущностное тождество связывает его с одним текстом, упомянутым в проповеди Цезария Арльского (ум. 543), и с другим, цитированным епископом Маркеллом Анкирским в 340 г. Апостольское Предание, литургический канонический сборник, датируемый 215 г., позволяет, оставаясь в том же «русле», восстановить этот крещальный Символ. Можно вернуться еще дальше назад, поскольку один из литургических текстов конца II в., сообщенный папирусом из Дер-Бализеха, приводит исповедание веры в Троицу, объясняющее заключительные стихи Евангелия от Матфея (28, 19). Игнатию Антиохийскому (нач. II в.), Иустину (ум. ок. 165), Иринею Лионскому (ум. ок. 202) были известны подробности, касающиеся Христа, которые можно было бы связать с Credo Первого послания к Коринфянам (15, 3–5). Исповедания Троицы и Христа сливаются в одно в Символе, произносимом крещаемыми и являющемся для них знаком признания, единения и свидетельством взятой ими на себя ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Диадох Фотикийский, блж. Блаженный Диадох Фотикийский (приблизительно 400—474) — епископ Фотики в Эпире Иллирийском в V веке, автор богословных и аскетических трудов. В славянской рукописи — Хлудовском прологе (1370) — под 31 августа записана память мученика Диадоха. Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях всероссийского святителя Макария, причем пояснено: «Святый мученик Диадох мечём скончался». Блаженный Диадох Фотикийский — духовный авторитет христианского Востока, учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы. Известен он также и на западе, так как оказал влияние и на западную традицию — от Цезария, архиепископа Арльского, до Игнатия Лойолы и Терезы Авильской. Биография Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Святитель Константинопольской Церкви Фотий в своем труде «Библиотека» неоднократно именует его «епископом Фотики в Древнем Эпире». Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство «халкидонитов» и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами. В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген. Сочинения В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Слово аскетическое (сто глав). Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово против ариан. Видение святого Диадоха. Катехизис. Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Его творения, в особенности «Слово аскетическое», известны в церковной литературе гораздо более, чем их автор, самое имя которого подвергалось сомнению. Они сохранились в многочисленных древних греческих рукописях и помещались иногда наряду с некоторыми книгами Священного Писания. «Слово аскетическое» известно было и в России по переводам, встречающимся во многих славянских рукописях. Новейшие переводы принадлежат Паисию Величковскому и преосвященному Феофану (в 3 томе «Добротолюбия»).

http://lib.cerkov.ru/authors/697

Архив Святые и святыни Житие святителя Мартина Думийского, просветителя Галисии Святой Мартин Думийский. Кодекс Альбелденсе, монастырь Эль Эскориал. Мадрид Святой Мартин Думийский происходит родом из той же далекой страны Паннонии, современной Венгрии, что и его славный тезка святой Мартин Турский (+397), чудеса которого привлекали к его могиле людей любой нации и любого происхождения. Святой Мартин Думийский родился, вероятно, где-то в 510-520 годах. О его юности нам ничего не известно. Укажем только, что за век до этого (после 414 года) умер за свою землю у берегов Дуная знаменитый писатель Нисета из Ремезианы, чьи творения св. Мартин, должно быть, прочел, прежде чем совершить свои знаменитые паломнические путешествия. Вероятно, уже первое из них привело его в Палестину, где он принял монашество и изучил греческий язык. Монашествующие в те времена много путешествовали, и Мартин, оставшись на некоторое время в Палестине, затем продолжил свои странствия. Вероятно, он побывал в египетских пустынях. Из Палестины он принес с собой дух восточного монашества, его традиции, которые святой впоследствии утвердит в галисийских землях. Его перу также принадлежат два сочинения: " Слова старцев " и " Поучения египетских отцов " , раскрывающие основы христианской аскетики. Эти труды лягут в основу устава основанного им позднее на северо-западе Испании Думийского монастыря. Из Палестины и Египта он направился в Рим и оттуда во Франкское королевство в Арль и Тур, чтобы поклониться мощам прославленного своими чудотворениями святителя Мартина Турского. Возможно, он побывал также в монастыре святого Цезария Арльского и ознакомился с его уставом. Тесные связи с великими христианскими подвижниками франкского королевства повлияли на его более долгое пребывание в Галлии. Следующим местом, куда прибыл святой Мартин и где он окончил свою жизнь, стало королевство германского народа свевов на северо-западе современной Испании и севере современной Португалии в области, называемой Галисией. Издревле свевы были языческим народом. В начале пятого века они переселились с берегов Рейна на берега реки Миньо, разбив римлян и франков. Свевский король Рехила, который провел свои победоносные войска до земель Бетики (нынешней Андалузии) и завоевал Севилью (Гиспалис) , умер язычником  в 448 году. Хронист Идаций оставил такое сообщение: " Язычника Рехилу сменил на троне его сын, православный Рехиарий. За обращением короля последовало обращение всего народа " . Кому и чему мы обязаны этим обращением, остается тайной истории, истории свевского народа, в которой столько темных пятен.

http://pravoslavie.ru/put/040506135545.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дuaдox Фотикийский, свт. Описания иконы Диадох Фотикийский, свт. - житие Блаженный Диадох Фотикийский (приблизительно 400—474) — епископ Фотики в Эпире Иллирийском в V веке, автор богословных и аскетических трудов. В славянской рукописи — Хлудовском прологе (1370) — под 31 августа записана память мученика Диадоха. Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях всероссийского святителя Макария, причем пояснено: «Святый мученик Диадох мечём скончался». Блаженный Диадох Фотикийский — духовный авторитет христианского Востока, учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы. Известен он также и на западе, так как оказал влияние и на западную традицию — от Цезария, архиепископа Арльского, до Игнатия Лойолы и Терезы Авильской. Биография Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Святитель Константинопольской Церкви Фотий в своем труде «Библиотека» неоднократно именует его «епископом Фотики в Древнем Эпире». Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV В[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1616

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Цезарий Гейстербахский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Цезарий Гейстербахский (ок.1180–ок.1240) [лат] – богослов. Из всего наследия Ц.Г. наиболее известно сочинение " Диалоги о чудесах " , в котором рассказывается о разных диковинных событиях и явлениях.  Библиография работ о персоне: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.   Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989. Дубровский И.В. Церковная десятина в проповеди Цезария Арльского: язык эксплуатации деревни//Одиссей. 1997 – М. Наука. 1998. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.100, 135. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого/Пер. с франц. – М.: Прогресс, 2001 .    Пояркова М.К. Брак и семья по проповедям Цезария Арелатского//Историческая демография докапита­листических обществ Западной Европы. М., 1988. С. 61–74. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Цезарий Гейстербахский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Штейн А. История испанской литературы: Средние века и Возрождение. – М.: Высшая школа, 1976. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/3177415

Палимпсест, открытый Моне и находящийся ныне в придворной библиотеке г. Карлсруэ 253), состоит из рукописи-пергамена в 4-ю долю листа и содержит на первых 45 листах восстановленного текста одиннадцать литургий на латинском языке, из которых нет ни одной полной от начала до конца, но каждая заключает в себе несколько молитв или из начала, или из середины, или с конца литургии, большею частью без рубрик и заглавий молитв и без всякого указания священнодействий между молитвами. Впрочем, так, что из всех их вместе может составиться довольно полная литургия, начиная с молитвы после чтений из Ветхого Завета и оканчивая молитвами после причащения Святых Таин, с повторением одинаковых по содержанию и месту в чинопоследовании литургии, но различных по выражениям молитв по нескольку раз. По всем признакам эта часть рукописи есть не что иное, как один из литургийников, называвшихся в древности на Западе libellus по своему малому формату, и заключает в себе образцы литургий, совершавшихся в пределах Галлии не позже IV в. Что эти образцы литургического богослужения принадлежат именно Галликанской церкви, а с тем вместе и Испанской, – так как Испания в то время находилась в тесной связи с Галлией, – это доказывается, во-первых, местом, где найдена упомянутая рукопись. Она открыта в северной Галлии, именно в аббатстве Авгиенском (Рейхенау, Константского округа), куда, вероятно, была привезена Пирминием, основателем этого аббатства, около 724 г. из его отечества, древней Австразии, или Лонгобардии, потому что в конце VIII в. она уже находилась здесь, как видно из сделанной на ней другой рукой и другими чернилами надписи о принадлежности ее епископу Иоанну, аббату Авгиенскому (управлявшему с 760 до 781 г.). Притом в ней, кроме литургий, находятся еще между палимпсестами отрывки из проповедей Цезария, епископа Арльского (Arles), что в южной Галлии, жившего в первой половине VI в. († 542); во-вторых, доказывается особенностями латинского языка, на котором написаны литургии. По заключению Моне , основанному на изучении западной латинской литературы первых веков христианства, которая в переходное время от классического языка к романским наречиям отличалась солицизмами и варваризмами, язык этих литургий идентичен языку письменных памятников древней Галлии от III до VII вв., так что все уклонения от чистой латинской речи, какие в них неоднократно встречаются, большей частью согласны с тогдашним народным наречием, употреблявшимся в Галлии и соседних с нею областях 1145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому и Христос-Всеведец плакал об Иерусалиме — Он видел развалины великого города еще задолго до разрушения его Титом Веспасианом. Так плачут обо всем мире и святые, которые видят далеко вперед. Про одного старца рассказывали, что он всегда был в слезах и говорил только одну фразу: «Что будет, братья, что будет…». Дарит Бог подобную незавидную прозорливость многим гениям пера, и они также мучаются таким знанием. Можно попытаться представить, как тяжело было жить, например, Достоевскому, написавшему «Бесов» еще за несколько десятилетий до революции. Он видел прекрасно, что ожидает Россию, и, хоть написал роман-предупреждение, понимал необратимость катастрофы. Жить, зная о грядущем разрушении того, что тебя окружает, — это ад. И в этот ад придется заглянуть всякому, полюбившему Писание. Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями У блаженного Августина и свт. Цезария Арльского можно обнаружить еще одно толкование. Есть уста Церкви и чрево ее. Уста — это духовные люди, чрево — плотские. Поэтому и говорится, что Божьи заповеди для уст сладки, а для чрева горьки. Для кого-то повеления Божии тяжелы и неприятны, а кто-то не может насытиться ими. Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями. Пока еще все эти люди находятся в Церкви, но Господь знает Своих, и последующее разделение неминуемо. Сладость и горечь Писания также хорошо известны любому проповеднику, который свидетельствует об истине, но встречает непонимание и противление. Сладко говорить о Христе, но горько видеть непринятие Христа, отречение от истины. Проповедь вообще горькая задача. Она похожа на то, как если бы мы начали будить в три часа ночи крепко спящего человека. Вполне вероятно встретить отторжение и даже агрессию. Проповедник и есть такой будильщик. Он всегда рискует быть обруганным и изгнанным, и на такую возможную «награду» за благовестие и указывают слова о горечи Писания. Пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова, тайнозритель Иоанн Богослов — в 1 веке по Рождеству. С тех пор изменилось многое, но действие слова Божьего в человеке остается тем же. Все так же людям необходима пища для души. Можно всю жизнь кормить душу каким-то суррогатом, каким-нибудь духовным ГМО — но без слышания слов Господних душа будет болеть и страдать. Все так же божественные изречения кажутся сладкими на вкус, но сообщают горечь, если проникают в сердце и заквашивают всю жизнь. По-прежнему горька для людей правда Божия, и объявлять о ней есть тяжелый подвиг. Неизменно существуют люди-чрево и люди-уста. Писание, вобрав в себя слова Христа, стало еще слаще, а разрыв между Богом и миром, не принимающим Его, усугубляется все больше и делает все более горькой жизнь христианина в мире. Закончится все окончательным разделением, и об этом также свидетельствует слово Божие — но тогда уже горечь нашего поражения сменится на нескончаемую радость Христовой победы.

http://pravoslavie.ru/99455.html

(3 июля 529 г.) Опубликование Indiculus [ХВ 527–534, 537–540] не положило конец полупелагианским спорам, которые продолжались до начала VI в. Они прекратились лишь благодаря важному поместному собору, собравшемуся в Оранже под председательством Цезария Арльского (ок. 470–543), чьи постановления были подтверждены в 531 г. папой Бонифацием II. Несмотря на то, что на Соборе в основном говорилось о благодати [ХВ 541–547], он, тем не менее, вновь подтвердил, в двух своих первых канонах, учение о первородном грехе. Каноны (272, 371) 1. Если кто-либо говорит, что из-за прегрешения, воспоследовавшего от злоупотребления Адама, человек не был полностью, душой и телом, «изменен к худшему состоянию» 147 , и если кто-либо полагает, что только одно тело подверглось порче, тогда как свобода души осталась незатронутой, [если кто-либо говорит так], будучи введен в заблуждение ошибкой Пелагия, то он противоречит Писанию, которое говорит: «Душа согрешающая, она умрет» [ Иез 18, 20 ], и «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» [ Рим 6, 16 ]; и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» [ 2Пет 2, 19 ]. (273, 372) 2. Если кто-либо утверждает, что злоупотребление Адама повредило лишь ему одному, а не его потомству, или если заявляет, что только телесная смерть как наказание за грех, а не [сам] грех – смерть души, вошла через одного человека в весь род человеческий, то он приписывает Богу несправедливость, противореча Апостолу, который говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ] 148 . Письмо Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому (конец 1201 г.) В письме, посвященном Крещению, папа вынужден провести различие между первородным грехом и повседневным грехом, ссылаясь на понятие личного согласия, и вследствие этого подчеркнуть различие наказаний, которые они за собой влекут. ХВ 685 Декрет о первородном грехе Ближайшим поводом обратиться к вопросу о первородном грехе на Тридентском Соборе было заблуждение Лютера. Для него этот грех заключается в дурном вожделении, которое остается в человеке непобедимым, не будучи ослаблено даже Крещением: человек остается грешником, просто грех ему больше не вменяется. Однако, не довольствуясь опровержением Лютера, Собор излагает все учение о первородном грехе в его связи с другими догматами. Пелагианские заблуждения вновь приведены и осуждены; а вместе с ними ошибки манихеев и присциллиан, которые отрицали наличие первородного греха у детей, рожденных от христианского брака. Учение изложено в пяти подробных тезисах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

  001     002    003    004    005    006