3.7. Символическое значение истории патриархов 3.8. Патриарх Иосиф Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.7. Символическое значение истории патриархов Путешествия патриархов символизируют странствие человечества, или странствие отдельного человека к своему отечеству Небесному, но в несколько разных смыслах. Так, Авраам, который идет из Харрана в землю Ханаанскую, в себе изображает движение от состояния природно-естественного к состоянию благодатному, поскольку обетованная земля, Палестина, везде в Священном Писании символизирует собой Царство Небесное. Путешествие Иакова, который выходит из Ханаана в Харран, потом возвращается, изображает хождение сына благодати между сынами природы – жизнь души христианской в миру. 3.8. Патриарх Иосиф Далее история повествует нам о некоторых сыновьях Иакова. Мы уже рассматривали историю Иуды и Фамари. Была история избиения сихемлян Симеоном и Левием. Но центральной фигурой повествования является предпоследний сын Иакова, Иосиф, в котором тоже ярчайшим образом проявляются грядущие черты служения Спасителя. Так, мы видим, что Иосиф за свою чистоту, за свою избранность ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за Свое превосходство над ними. Эта нелюбовь выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии фактически равном убийству – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан – 20 серебренников – как бы нарочито несколько меньше той, за которую был продан Спаситель. И очень характерно имя брата, который придумал совершить эту сделку, — Иуда. Затем – безвинное оклеветание его в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте. И через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев, – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте Цафнаф-панеах (Быт. 41:45) – Спаситель мира – говорит само за себя.

http://sedmitza.ru/lib/text/430898/

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли крестить человека не на его мирское имя. Мы крестили мужа на Сергея, а зовут его Александр, что нам теперь делать. Он постоянно чувствует какой-то дискомфорт, и часто ругает меня - ведь это я ему посоветовала. Мы с мужем хотели бы прийти к церкви, православию. Какие должны быть наши первые шаги. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Потребность иметь только одно имя вполне соответствует восприятию человека себя как единой, неповторимой личности. Вместе с тем наличие нескольких имен у человека с древних времен было явлением обычным и ни к какому раздвоению не вело. У многих библейских лиц было два имени: у патриархов Иакова (Израиль) и Иосифа (Цафнаф-панеах). Пророку Даниилу в Вавилоне дали второе имя – Валтасар. Он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях. Поэтому второе его имя было в постоянном употреблении. От имени (Даниил), которое ему было дано при обрезании на 8 день, он никогда не отказывался. Симона, брата Андрея Первозванного, Господь наш Иисус Христос, принимая в число Своих апостолов, назвал Петром (Ин.1:42). Имя, данное родителями, также сохранилось во время его дальнейшей жизни: «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин!» (Ин.21:15). У многих русских святых было два имени: вел. кн. Ольга (в св. крещении Елена), вел. кн. Владимир (в св. крещении Василий). Дети его: св. Борис (Роман) и Глеба (Давид). У монахов часто не совпадает имя мирское и то, которое дается при постриге. А так как в паспорте имя остается прежним, то при оформлении какого-нибудь документа  приходится называть прежнее имя.   Дорогая Любовь! Если Вашему мужу не удается привыкнуть к новому имени и напряжение остается, то в качестве крайней меры можно поступить так. Пойти в храм. Объяснить священнику ситуацию и попросить прочесть «Молитву, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» (имеется в Требниках). Тогда его имя в крещении будет Александр. Определить небесного покровителя нужно по календарю: ближайшее после дня рождения празднование памяти святого Александра.     Духовную жизнь надо начинать с регулярного участия в церковных таинствах (исповедь и причастие). Обязательно посещать праздничные и воскресные богослужения, соблюдать святые посты, утром и вечером совершать молитвенное правило, регулярно читать новозаветные священные книги и творения опытных духовных наставников. Главное же – стараться исполнять евангельские заповеди. 4 марта 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6569.html

1397 г. (РНБ. F.6. Л. 113 об.) На Древнем Востоке, включая древний Израиль, была широко распространена практика толкования снов; считалось, что Бог посредством снов входил в общение с человеком (Быт 20. 3; 28. 12-15; 31. 11-13, 24). То, что видели правители во сне, толковали как указание на особую связь фараона с божеством ( Westermann. 2002. P. 86-87). И. в отличие от др. толкователей приписывал умение распознавать смысл снов не себе самому, а Богу (Быт 40. 8; 41. 16). Пораженный мудростью 30-летнего И. (Быт 41. 39) фараон последовал советам бывш. узника и назначил его на высокую гос. должность, поставив над своим домом (т. е. хозяйством) и «над всею землею Египетскою» (Быт 41. 41). Возможно, И. стал везиром, т. е. 2-м лицом в гос-ве после фараона ( Vergote. 1959. P. 102-114). Библейское повествование о величии И. при фараоне содержит подробное перечисление титулов и полномочий, к-рые И. получил от фараона, что отражает широко развитую егип. бюрократическую систему. Как представитель царской власти, И. носил на руке перстень фараона (Быт 41. 42; ср.: Есф 3. 12; 8. 8). Др. атрибутом наивысшей власти служила золотая цепь на шее И. Подобные атрибуты власти упоминаются в сообщении Ашшурбанипала о поставлении на должность фараона Нехо I (ANET. P. 295). Из описания чина вступления в должность И. известно, что фараон повелел везти И. на своей 2-й колеснице и провозглашать перед ним «преклоняйтесь» (значение слова   неясно; возможно, оно образовано от   - преклонять; Быт 41. 43). Кроме того, он дал И. егип. имя Цафнаф-панеах (Быт 41. 45), означающее, по мнению комментаторов, «Бог говорит: он жив» ( Wenham. 1994. P. 396; Westermann. 2002. P. 96). Под контролем И. находилось даже личное имущество фараона (Быт 41. 40; 45. 8), но, несмотря на властные полномочия, согласно Свящ. Писанию, И. всегда обращался к фараону в 3-м лице. Такой оборот является риторическим приемом, отражающим обычную для Ближнего Востока практику обращения к властям предержащим (Быт 41. 16, 25). И. именовал себя «отцом фараона» (Быт 45.

http://pravenc.ru/text/578394.html

«Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие». (Быт. 41, 23—32) И посоветовал царю Иосиф избрать мужа разумного и мудрого и поручить ему принять меры против предстоящего во вторые семь лет голода, распорядившись запастись хлебом на весь Египет в первые семь урожайных годов. «И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. …Вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской». (Быт. 41, 39—46) В продолжение семи урожайных лет Иосиф собирал хлеб по всей земле и хранил его в запасных житницах, которые он для этой цели устроил во многих городах. Когда же наступили неурожайные годы, то запасов оказалось так много, что их доставало не только на продовольствие всего Египта, но и на продажу в соседние края. Голод между тем пришел и в Ханаанскую землю. И оттуда прибыли в Египет для покупки хлеба сыновья Иакова за исключением Вениамина, которого отец оставил при себе. Они, в числе других иноземцев, были приведены к главному правителю всей Египетской земли, брату их Иосифу, но они не узнали его. Он же узнал их, и вспомнились ему сны его в юности, предвещавшие будущее величие и что братья его поклонятся ему.

http://pravoslavie.ru/2794.html

Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской. Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция      Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть , Ефрем — плодородный .

http://pravoslavie.ru/103644.html

Так и появился первый в истории человечества алфавит, который развился потом в алфавит финикийский, от которого берут начало практически все современные алфавиты... В гипотезе проф. Гольдвассер нас смущает только одно. Неужели на такой поистине гениальный шаг, «переплавку» иероглифов в буквы, были способны малограмотные ханаанские гастарбайтеры? Не слишком ли это фантастично? Ведь шахтеры, конечно, не могли владеть сложнейшим египетским письмом, которое и в самом Египте было доступно лишь для жрецов и дворцовой элиты... Смущение эти быстро исчезнет, если мы вспомним, что ханаанцы, потомки Хама, и евреи, потомки Сима, хотя и не были родственными народами, говорили практически на одном и том же языке. А согласно библейской хронологии, век до РХ — это время жизни Иосифа Прекрасного и его братьев, время, когда все 12 сынов Израиля вместе с отцом переселились в Египет... В своей нашумевшей и даже скандальной книге «Древнейший алфавит мира. Иврит как язык протоконсонантной письменности» другой учёный, американец сербского происхождения, проф. Дуглас Петрович, утверждает, что ему удалось расшифровать синайские надписи и установить имя гениального автора первого в истории алфавита. Дуглас Петрович утверждает, что ему удалось расшифровать синайские надписи и установить имя автора первого в истории алфавита Имя его, как считает учёный, Манассия. Да, да, тот самый Манассия, которого умирающий Иаков благословил левой рукой, возложив правую руку на его младшего брата Ефрема (Быт. 48, 13–14). Помните, Иосиф Прекрасный, любимый сын Иакова, в 17 лет проданный братьями в Египет, с помощью Божией стал там вторым человеком после самого фараона? Он был обучен жреческой премудрости, имел египетское имя Цафнаф-Панеах и взял себе в жены Асенефу (Аснат), дочку илионопольского жреца (Быт. 41, 45) А Манассия и Ефрем, прародители двух из 12 колен Израиля, как раз были сыновьями этой еврейско-египетской пары. Излишне говорить, что два брата должны были прекрасно владеть и языком еврея-отца, и языком матери-египтянки. Причем, как утверждает на основе изображений и расшифрованных им надписей в храме Хатхор проф. Петрович, старший брат Манассия, который вынужден был уступить первородство Ефрему, лично руководил экспедициями еврейских шахтеров, отправляющихся из дельты Нила на Синай на добычу драгоценного для египтян сине-зеленого камня...

http://pravoslavie.ru/154791.html

в) при каком именно фараоне И. оказался в Египте, неизвестно. Исходя из того, что израильтяне оставались в Египте 430, а не 215 лет (⇒ Летосчисление , IV,2–4), можно предположить, что И. пришел в Египет в период между XIX и XVII в. до Р.Х.; известно только, что он появился там на 20 лет раньше Иакова. Часто эти события связывают с т.наз. Вторым переходным периодом (⇒ Египет ) и со временем правления гиксосов (ок. 1786–1540 гг. до Р.Х.). От того, правильна ранняя или поздняя датировка исхода, зависит и точное определение времени, в которое И. находился в Египте. Библ. сведения о пребывании И. в Египте вполне соответствуют данным, получ. в результате археол. раскопок и из других источников, касающихся жизни древнего Египта; г) вначале жизнь И. в Египте складывалась удачно; он добился расположения своего хозяина, который сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Отвергнув домогательства жены Потифара, И. по ее ложному обвинению был брошен в темницу. Но Бог вновь поддержал И., и начальник тюрьмы сделал его надсмотрщиком над заключенными ( Быт. 39 ). Иосиф истолковал сны виночерпия и стольника фараона, и сказанное им исполнилось. И. оставался в заточении два года, пока о нем не вспомнили, когда фараону приснились сны о коровах и колосьях и никто не мог их разгадать. И. привели к фараону, и он истолковал сны так: за семью годами изобилия в стране настанут семь лет голода, поэтому фараону следует найти разумного человека, который бы за семь урожайных лет собрал и сохранил пятую часть урожая как запас на голодные годы. Совет так понравился фараону, что он назначил И. сборщиком этих запасов. Одежда узника сменилась дорогой полотняной одеждой, подаренной фараоном. На шею И. возложили золотую цепь, а на палец надели цар. перстень. Подарив И. одну из своих колесниц, фараон повелел, чтобы перед едущим провозглашали: «Преклоняйтесь!» Фараон поставил 30-летнего И. начальником «над всею землею Египетскою», дав имя Цафнаф-панеах, означающее, вероятно, «спаситель жизни» или «Бог говорит: он живет». Женой Иосифа стала Асенефа, дочь жреца Потифера из города Она, или Илиополя; она родила ему двух сыновей. Предсказание И. сбылось, и после семи лет изобилия настал голод ( Быт. 41 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

не было никого, кто бы истолковал. См. 40,8 и ком. 41 как он истолковал нам, так и сбылось. «Так сбылось» потому, что эти истолкования были словом Господа (см. Пс. 104,19 ). 41 переменил одежду. См. 39,13 и ком.; 4Цар. 25,29 . 41 это не мое. См. 2Кор. 3,5 . 41 сон фараонов один. Образы этих снов повествуют об одном и том же: тучное пожирается тощим; первый сон имел отношение к скотоводству, второй к земледелию. Как и в случае с самим Иосифом (37,9 и ком.), сны фараона повторяются дважды. что Бог сделает, то Он возвестил. И сны, и их истолкования исходили от Бога (40,8 и ком.). В отличие от волхвов, Иосиф говорил по вдохновению от Господа. Ни фараон, ни его слуги не могли говорить столь властно; эта власть принадлежит Богу и тем, кто Ему служит. Это стало особенно очевидно несколько столетий спустя, во времена Моисея. 41 понравилось. Спасение приходит к людям, когда они верят слову Божию и действуют в соответствии с ним. 41 Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати. 41 я поставлю тебя над всею землею. Иосиф был верен в малом (39,4.22), и теперь ему доверено многое ( Лк. 16,10; 19,17 ). 41 перстень свой. Перстень с печатью являлся символом фактической власти. одежды. См. 39,13 и ком. 41 Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте. Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что «цафнаф» означает «кормилец», а «панеах» «жизнь». Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как «раскрывающий скрытое». Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии. Асенефу. Имя Аснат (Асенефа) означает: «она принадлежит (богине) Нат». Ее не следует причислять к хананеям. Потифера. Значение этого имени см. в ком. к 37,36, однако не следует путать жреца Потифера с царедворцем Потифаром. 41 тридцать лет. Иосиф был вызволен из рабства, где провел около тринадцати лет, и, будучи тридцати лет от роду, получил власть, равную царской (см. также 2Цар. 5,4 ). Он был в том же возрасте, что и Иисус Христос в начале Своего общественного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Про­ти­­возаконным расто­чением семени» называет такой грех святой Иоанн Златоуст , и, конечно же, он оскорбителен для Того, Кто дал живительную силу мужскому се­мени. Кроме того, этот грех наносит непоправимый грех здоровью молодых людей – для многих он оканчивается порой мужским бес­си­лием (импотенцией). Поистине, как мы можем прочитать у апо­стола Павла: «всякий грех, какой делает чело­век, есть вне те­ла, а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6:18 ). Мы, верующие, должны стремиться не только к чистоте душевной, но и плотской. В Писании сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.5:23 ). Прекрасный Иосиф был прекрасен и душой, и телом – он был подлинно гармоническим человеком. Он по-настоящему боролся за свою чистоту, избегая любых форм осквернения. Вот подлинный пример для нашего юношества, для нашей молодежи. Испытание братьев (Беседа вторая) Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Бытия. Прекрасный Иосиф вновь будет в центре нашего с вами внимания. Фараон возвышает Иосифа, и ему дается новое имя. Сказано: «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах…» ( Быт.41:45 ). У египтян было принято: когда человек получал новую должность, менялось и его имя. Это имя означало: «цафнаф» – «кормилец», а «пенеах» – «жизнь». Иногда это имя переводиться с иврита, как «раскрывающий скрытое», или «открывающий тайное». Фараон не только меняет имя Иосифа и его социальное положение, делая его из раба повелителем, но и дает «ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского…» ( Быт.41:45 ). Породнив его с жреческой кастой, фараон окончательно меняет его (Иосифа), положение, в египетском обществе. Таким образом Иосифа вводят в тайный мир египетских жрецов, мир, закрытый для обычных людей. Теперь он сам становится элитой Египта. Как пророк Божий Иосиф начинает проповедовать слова Бога запутавшимся в оккультизме и магии египетским старейшинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

420 Енох – седьмой ветхозаветный патриарх, о котором в книге «Бытия» (5, 24) сказано: «И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его». Эти слова дали повод дохристианским толкователям Пятикнижия утверждать, что Енох, подобно пророку Илие, вознесен на небо живым. Агада расцвечивала это событие красочными подробностями. Благодаря одному из посланий, приписываемых апостолу Павлу ( Евр. 11:5 ), такой взгляд утвердился и в христианской экзегетике. 422 Авраам – родоначальник еврейского народа. Согласно одному из множества толкований этого имени, оно возникло как прозвище и первоначально звучало Га-ивра, т. е. «[прибывший] из-за Евфрата», Книга Бытия рассказывает, как Бог многократно являлся Аврааму и говорил с ним, а устами пророка Исайи даже называл его «Своим другом» ( Ис. 41:8 ). Этот титул закрепился за Авраамом в иудейской, а затем и в христианской литературе. 425 Бет-Эль (евр. «Дом Божий»), в традиционной транскрипции – Вефиль, ханаанский город, расположенный к востоку от среднего течения Иордана и первоначально называвшийся Лузом ( Быт. 28:19 ). Согласно Книге Бытия, ночевавший близ Бет-Эля Иаков выдержал рукопашную борьбу с Самим Богом и «видел Бога лицом к лицу», а потому вновь переименовал местность, назвав ее «Пенуэл», т. е. «Лицо Божие» (32:30). 426 Иосиф – один из сыновей патриарха Иакова, проданный братьями проезжим купцам и перепроданный теми в Египет. Благодаря Божественному наитию, Иосиф сумел истолковать фараону его вещие сны и получил за это титул Цафнаф-панеах ( Быт. 41:45 ), т. е. «охранитель мира». Однако Иосиф Флавий, за которым, видимо, следует в данном случае автор апокрифа, называет другой титул – «Псофомфанех» и толкует его как «Открывающий тайное» (Древности, II; 6, 1). 427 Согласно книге «Исход» (3:1–10), пасшему овец Моисею Бог явился в виде языков пламени на терновом кусте. 428 Перечисляемые Хананией случаи Божественной помощи еврейскому народу во время его бегства из Египта описаны в книгах «Исход» и «Числа». Море Суф (букв, тростниковое) – древнееврейское название Суэцкого залива. В Септуагинте переводчики использовали греческий топоним – Красное море, в русских же переводах его традиционно называют «Чермным».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

  001     002    003    004    005    006