Сортировать по Исключить новости » Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » Начало Великого поста. Покаянный канон преподобного Андрея Критского 11 марта, 2008. Митрополит Иларион (Алфеев) Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его     В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходят, один за другим, образы библейских героев — праведников и грешников, о которых говорится в Ветхом и Новом Заветах. Многим из нас имена людей, упомянутых в Великом каноне, ничего не говорят, потому что мы плохо знаем Библию, так как не читаем ее ежедневно.       А между тем Библия — это не только история израильского народа, но и летопись души человеческой — души, которая падала и вставала пред лицом Божиим, которая согрешала и каялась. Если мы посмотрим на жизнь людей, о которых говорится в Библии, то увидим, что каждый из них представлен не столько как исторический персонаж, не столько как личность, совершившая те или иные дела, но как человек, предстоявший перед лицом Бога Живого. Исторические и иные заслуги человека отходят на второй план, остается то, что всего важнее: сохранил человек верность Богу или нет. Если мы будем читать Библию под этим углом зрения, то увидим, что многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, является ни чем иным как летописью нашей души, наших падений и восстаний, нашего греха и покаяния.      Вспомним Иону. Многие из нас читали книгу, повествующую об этом ветхозаветном пророке, и многие, вероятно, восприняли ее как прекрасную древнюю сказку, как легенду о человеке, которого Бог спас из чрева кита. И немногие, наверное, задумывались о том, что история Ионы — это история многих тысяч, миллионов людей, на которых Богом была возложена та или иная миссия, но которые, не справившись с ней, пытались бежать от лица Божия. Разве не случалось и с нами, что мы отказывались исполнять повеление Бога и пытались скрыться от Него? Разве не оказывались мы порой в бездне обезбоженности и оставленности, подобно Ионе «во чреве китове»? Разве не взывали из этой бездны к Богу, поняв, что от Него некуда бежать?      В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю четырнадцатую (Мф.22:1–14) И ныне мы слышали притчу, так как и в прошедшую неделю. Сам же Богочеловек объявил, для чего Он часто говорил притчами: «сего ради, сказал Он, в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют» ( Мф.13:13 ). Колькратно Иисус Христос говорил Иудеям не прикровенно, без иносказания и притчей: но развращенные из них, вместо пользы, вред токмо получали. Повреждались же того ради, что видя телесными очами, не видели очами душевными, и слыша телесным слухом, глухи были душевным. Слышали сие: «ядый Мою плоть, и пияй Моя кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем», – и немедленно возопили: «жестоко есть слово сие, и кто может Его послушати?» ( Ин.6:56, 60 ) Слышали сие: «Аз и Отец едино есма», – и абие взяша камни, «да побиют Его» ( Ин.10:30–31 ). Видев слепого прозревшего, возгласиша: «мы вемы, яко человек сей грешен есть» ( Ин.9:24 ). Видев жену, которая была сляченная, исправившуюся, негодовали: «зане в субботу исцели ю Иисус» ( Лк.13:14 ). Беседовал убо Иисус притчами, то есть гадательне, чрез подобие, чтобы зломысленные, худо понимая откровенно сказуемая, не соблазнились. Из таковых притчей, которых и ученики Его понять не могли, Сам Он толковал, прочие же сами они собою понимали: «вам есть дано ведати тайны Царствия Божия, прочим же в притчах» ( Лк.8:10 ). Поелику убо притча скрывает смысл высокий и спасительный, того для нужно на оную тщательнейшее изъяснение. Господи! посли нам свет Твой, да уразумев ныне чтенную притчу, изъясним оную для душевной пользы слушающих и читающих оную. Мф.22:1–2 .  Рече Господь притчу сию: уподобися Царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему. Чрез сию притчу объявил Богочеловек Иисус, что не токмо Иудейский народ отпал небесного Царствия, вместо же оного введошася туда прежде бывшие неверные языки; но что и самые уверовавшие в Него, не сотворившие же добродетельных деяний, лишаются Царствия Божия и предаются на истязания мук. Притча начинается переносно, чрез небесное Царствие именуя небесного Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В неделю по просвещении Слово 12. Действия покаяния Покайтеся, приближибося царствие небесное. ( Мф. 3:2 ) . Так Предтеча, явившись в пустыне Иордановой, воззывал Иудеев в устранении от житейского волнения к принятию грядущего Мессии. Предуготовляя путь Грядущему, взывал он в силе духа: покайтеся, – остановите поток житейской рассеянности, войдите в себя, соберитесь с мыслями, уготовтесь обузданием нечистых склонностей, отложением порочных дел принять грядущего Мессию. Приближибося царствие небесное: –приближилось то царство, которое обещал Бог восстановить на земли посредством обетованного Избавителя. Это царство не земное, a небесное; Царь этого царства – Сын Божий грядет с неба, блага приносит небесные, – истинное богопознание и благочестие, царство будет устроят небесное, будет уготовлять граждан на земли для неба. Покайтеся: я послан крестить и крещаю вас водою, чтобы предъочистить для достойного принятия грядущего Мессии, a Грядущий вслед меня будет крестить вас Духом Святым: небесною истиною будет просвещать ваши умы, Божественною чистотою исправлять сердца, благодатною правотою направлять на всякое добро. При таком духовном крещении, Он, как сердцеведец, будет о каждом судить по внутренним свойствам и послушных слову Его, как пшеницу, будет уготовлять в небесную житницу, a бесплодных, как плевелы, назначать на сожжение неугасаемое. Так проповедывал Предтеча. Народ благоговел к нему. Мытари и грешники смирялись, самые Фарисеи и Саддукеи не смели противовещать проповеднику законной правды, который в подвижническом виде своем представлял совершенный образ покаяния. И Сам проповеданный им Избавитель, вступив в великое служение спасения человеческого, начал проповедь свою также с покаяния: отселе начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся – приближибося царство небесное ( Мф. 4:17 ). Начал проповедь с покаяния не как приготовление, но как открытие проповеданного уже царства, начал и как царь,–учредитель этого царства, и как исполнитель воли Отца небесного, и полагая основание благодатному царству небесным учением, благодетельностию чудес, a паче Божественными своими добродетелями, своею проповедию возвещал тоже, что обетованное царство Мессии настало и открылось посреди тех, которым проповедуется. Покайтеся, приближибося царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Велико опустошение в духовной жизни нашего народа, проведенное последними двумя годами «освободительного движения». Как ни заметен был, поэтому, перелом в общественном настроении, однако, осадок тлетворных влияний, – осадок противорелигиозной и противоцерковной агитации остается в душе народной, и с ним нужно будет неминуемо считаться и бороться. Не станем делать всестороннюю оценку общественному движению последних двух лет. Взглянем на него беспристрастно только с точки зрения пастырской и исключительно со стороны интересов религиозно-нравственных. Факт несомненный, что на религиозном настроении народа это движение отразилось только отрицательно. Принижено и ослаблено религиозное чувство; все заполнила игра в оппозицию и игра в политику. Литература, газета, листок, общественные речи, школа, улица, домашний круг, – все было увлечено одними политическими интересами, насыщено борьбой, злобой, заполнено исключительно земными интересами, запросами жизни царства земного, человеческого, а не царства небесного и Божьего. Средство, – земной быт, царство земное, – таким образом, было обращено в цель, и в ожесточенных спорах об упорядочении и улучшении средств для высокой цели – царства Божия – самая цель ушла из внимания спорящих и была совершенно забыта. Решительно всюду по всей России обращало на себя внимание печальное явление: храмы значительно опустели; у чтимых святынь всенародных было значительно меньше богомольцев; число говевших в Великий пост минувшего года заметно сократилось; понизился прилив пожертвований на дела церковные и благотворительные; вообще как бы замерли религиозные порывы и искания души народной. Даже в среде раскольников и сектантов, несмотря на объявленную свободу всех вероисповеданий, и публичного оказательства, никакого оживления не было заметно, не было заметно и усиления прозелитизма. Все поглотила и здесь политика. В области миссионерского дела, приходской жизни, благотворительности христианской, – всюду чувствуются недочеты, лишения, понижение деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XI Осуждение Богом на погубление животных, птиц и гадов в водах потопных. Вопрос о расстройстве видимой одушевленной и неодушевленной природы по грехопадении человека. «Проклятие Божие» земли за грех человека; что принесло собою это проклятие Богом земли? Земля и все, кроме человека, царства земной жизни в отношении к земле. Выводы. В чем явилась суета твари? Мир как космос. Видимая природа и царства ее в отношении к человеку падшему. Видимая природа сама в себе и в своих царствах: неодушевленная и одушевленная жизнь в видимой природе. Есть ли зло в царствах природы? Выводы и заключения. Человек и царства природы. Стон жизни и страда жизни. Выводы. Вместе с человеком Господь, как свидетельствует Св. Писание, осудил на погубление в допотопном мире царство животных, птиц и гадов, исключая тех представителей родов и видов оных, которых Ной, по повелению Божию, взял в ковчег: «...истреблю с лица земли , – говорит Господь, – ...от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт.6:7–17 ). Этот суд Божий, произнесенный над царствами неразумных земных существ за вину и нравственное растление человека, ставит пред нами вопросы: действительно и в каком отношении видимая одушевленная и неодушевленная природа подверглась расстройству после грехопадения человека? Так называемое физическое зло есть ли зло на самом деле? Что мыслить о суете твари, находящейся, как говорит Апостол Павел, «в работе нетления» , совоздыхающей и соболезнующей доныне «за повинувшего ю» , т.е. за человека? ( Рим.8:20–22 ) Что видимая природа, в данном случае земля с ее стихиями, стала находиться в иных отношениях к человеку, по его грехопадении, чем какие должны и могли быть к нему несогрешившему, и что пользование человека землею и тем, что с нею соединено, подверглось изменению в неблагоприятном и худом для человека смысле, на это ясно указывает Св. Писание, свидетельствуя, что земля подверглась проклятию Божию за грех человека: «...проклята земля за тебя, – сказал Господь Бог согрешившему человеку, – со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Двадцать восьмой день. Поучение 2-ое. Препод. Харитон исповедник. (Почему путь в царствие небесное, указываемый Евангелием, узок?) I. В день преподобного ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях Харитона, достигшего царствия небесного узким путем сначала страдания за I. Христа при императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничеством в основанных им монастырях, уместно, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о том, почему путь в царствие небесное, указываемый Евангелием, должен быть тесным и узким, т. е. трудным и скорбным. II. Путь в царствие небесное узок: а) ибо он не даеть прохода нашим страстям и нашим порокам. Евангельский путь вам кажется слишком узким? Вы хотите его расширить? Каким образом? Всякий желает, чтобы дали волю любимым склонностям: один – его честолюбию, другой – его стяжательности, третий – его преступным привязанностям, четвертый – его злопамятству и злорадству, а все вместе – их тайному идолопоклонству. Ничто не раздражает вас более евангельского заявления, что самоотречение без оговорок есть единственное разумное служение Богу христианскому. Попытаемся же расширить путь, и пусть исполнится ваше желание. Создадим нравственное учение вам по сердцу. Вы теперь им удовлетворены. Но кто поручится мне, что вы будете им удовлетворены и завтра? Кто скажет мне, что ваши страсти, все более и более выходящия из пределов и ничем не удовиетворяющияся, не потребуют от Евангелия новых уступок? И если, именно, вы сумеете положить им предел, то кто уверит меня, что другие сумеют остановиться, подобно вам, и не приступят, во имя широты, к разрушению остальных преград, еще противостоящих их прихотям? Нет более узкости, скажут хором все страсти и вожделения! Дайте нам широкий путь! Прочь религиозные предрассудки, эту пустую добросовестность боязливых душ и все эти цепи, слишком долго нас обременявшие! Для нас наслажденье, для нас настоящий час со всеми его радостями, для нас, – чтобы омочить наши запекшиеся губы, – чаша удовольствий, из которой счастливцы без нас уже утолили свою жажду! И в ужасном хаосе всех этих вожделений, без сомнения, останется победа на стороне самого дикого самолюбия, самого животного эгоизма. Вот последнее слово человеческой широты! Итак, остается выбирать или широкий путь порочных страстей, приводящий к аду, или узкую дорогу святости, вводящую в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Помните всегда о терновом венце Христа…» 26.04.2022 804 Время на чтение 8 минут Источник: Попечение Руководитель проект а «Попечение» о  первой Пасхе вне стен и уз в кипящем страстями столичном муравейнике … Опытом встречи Светлой Пасхи в местах вроде и не столь отдаленных, но все же удаленных от большей части сует и хлопот, присущих привычному нам образу жизни,  делился , находясь еще за колючей проволокой. Упоминал тогда и  «Слово в третий день Светлой Седмицы»  святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского и Симферопольского (1947). Особенно глубоко в сердце и тогда, и сейчас отзывается вот этот момент: « Крест – крест надо помнить всегда, крест всегда носить в сердце своем, даже в эти светлые, полные радости дни помнить о святом Кресте Христовом. Господь Своим Крестом указал путь, которым мы должны идти, страданием Своим изобразил наш христианский путь – путь страдания, страдания ради того, чтобы войти в Царство Божие. … Помните всегда о терновом венце, который шипами своими впивался в главу Христову и обагрял каплями крови Его Святое Чело. Помните, что предстоит знойное лето, а после сумрачной осени снова может быть весьма тяжкая зима. Помните, что не знаете вы, когда померкнет свет в очах ваших, и воцарится вечная тьма. Знайте, что все праздники даны от Бога, как краткие остановки на нашем тернистом пути…» Прошедшие непростыми извилистыми тропами судьбы хотя бы часть жизненного пути, петляющими то в пропасть на краю гибели, то ведущими в прекрасные небесные сады, на личном опыте убедились в необходимости регулярно возвращать себя и окружающих в реальность бытия, осознавая его мимолетность. « Помните, что в течение лета надо делать запасы, делать, покуда есть силы телесные и душевные. Делайте эти запасы, запасы не только хлеба, зимнего топлива – делайте запасы, которые отверзают вход в Царство Небесное: накапливайте больше слез, собирайте сокровище добрых дел, дел милосердия, которые откроют вам путь в Царство Божие», – это продолжение той проповеди святителя Луки, врача, доктора медицинских наук, профессора, лауреата Сталинской премии за свои уникальные научные исследования в области оперативной хирургии и вместе с тем священника, пронесшего за свои христианские убеждения  тяжелый крест  многолетних ссылок и лагерей.

http://ruskline.ru/opp/2022/04/26/pomnit...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Так Путин царь или не царь?! Расшифровка доклада и прений на заседании «Русского Собрания» в Союзе писателей России 21 Июня 2017 года с дополнениями и пояснениями 13.07.2017 3883 Время на чтение 30 минут Предисловие По итогам июньского заседания «Русского Собрания» на «Русской Народной Линии» 28 Июня 2017 года был опубликован довольно подробный отчет «Татарский сепаратизм, Самодержавное Царство против политического монархизма. В Москве прошло заседание международной общественной организации " Русское Собрание " ... » В отчете, в частности, говорилось: « С основным докладом... выступил член Центрального совета Московского регионального отделения «Русского Собрания» историк и публицист Леонид Евгеньевич Болотин. По его мнению, Конституция РФ вполне монархическая. Де-факто в России существует форма монархии. Но православные исповедует не монархию как единоличное, единовластное правление, а Православное Самодержавное Царство, которое является иконой Царства Небесного. Царь является Главой земной Церкви, в этом проявляется духовное измерение Царства. Докладчик призвал различать монархию как принцип единовластного правления и духовное Самодержавное Царство. Надо отделиться от политического монархизма, этого пути заблуждения, пути к воцарению антихриста-антипомазанника... России надо быть готовой к восстановлению не политического монархизма, а Православного Самодержавного Царства. " Ныне в России уже есть царь, это - Владимир Владимирович Путин " , - с пафосом заявил докладчик. Де-факто Путин уже является Императором. Он привёл аналогию с Римской империей, где императором провозглашался победитель в войне. Наш же национальный лидер одержал несколько побед - чеченскую, в войне с Грузией в августе 2008 года, крымскую. Есть перспектива провозглашения В.Путина Императором уже на юридическом уровне и связана она с мipobымu событиями ». В православных монархических кругах вырванная из контекста и немного измененная фраза « Ныне в России уже есть царь! Это Владимир Владимирович Путин» вызвала совершенно неожиданные для меня критические комментарии. Никак не подвергая сомнению профессионализм, добросовестность и корректность составителя отчета, все же прежде, чем предложить читателям текст моего доклада и прений по нему, которые сами по себе раскрываю ситуацию, сделаю краткое пояснение.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/14/...

Несмотря на несомненное влияние манихейства , а также ересей павликиан и мессалиан , Б. было самобытным и имеющим собственные корни религ. движением. Согласно учению богомилов, к-рое изложено в их главной кн. «Иваново Евангелие, или Тайная книга», вначале существовал только добрый Высочайший Бог, к-рый создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии и управлял ими вместе со своим первородным сыном Сатанаилом. Последний, завидуя Отцу, решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлек на свою сторону и часть подчиненных ему ангелов. Бог узнал об этом и низверг их с Неба. Но Сатанаил не успокоился. Он с помощью неотнятого божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил и человеческие тела (Адама и Еву), но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления их. Бог сжалился и оживил первых людей. Поэтому, по учению богомилов, тело человека - от злого творца, а душа - от доброго Бога. Постепенно Сатанаил полностью подчинил себе род человеческий, так что лишь немногие из людей знали о своем первоначальном назначении - заменить падших ангелов. На Земле надолго установилось царство Сатанаила, к-рого люди считали Верховным Богом. Но наконец Высочайший Бог решил освободить человечество от власти Сатанаила. Он произвел из Себя второго (младшего) Сына, Иисуса, или Слово, к-рый явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Иисус через три дня после своей призрачной смерти явился перед Сатанаилом во всем своем величии, отсек из его имени слог «ил», тем самым лишив его божественности, и оковал цепями, теперь уже как злого духа - Сатану. Затем Иисус вознесся на Небо, занял 2-е после Отца место и получил власть над всеми ангелами. После этого Высочайший Бог произвел из Себя Св. Дух, к-рый действует на души людей. Те, кто ощутил на себе действия Св. Духа, а это прежде всего богомилы, не умирают, а переселяются в царство Небесного Отца. Царство же Сатаны на Земле продлится до Второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад.

http://pravenc.ru/text/богомильство.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010