Глава третья. Крещение Иоанново Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится. ( Лк. 12:50 ). § 14. Проповедь покаяния. Почему наступление царства Божия есть время суда Божия Общественное служение Господа Иисуса Христа было предварено проповедью Иоанна Крестителя. Он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. Он говорил: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Он действовал, как предтеча Мессии, и называл Его своим πρτοςом ( Ин. 1:31 ). Его задачею было приготовить народ к принятию Мессии и Его царства. Он проповедовал крещение покаяния именно потому, что «приблизилось царство небесное». Наступление царства небесного и деятельность Мессии представлялись Иоанну Крестителю вместе и временем сообщения народу высших духовных даров, и временем грозного суда. «Я крещу вас в воде в покаяние, – говорил он народу; – но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и о гнем» ( Мф. 3:11 ; Лк. 3:16 ), т.е. Его дар будет животворным духом для одних и огнем поядающим для других. Иоанн предвидел Мессию с лопатою в руках, которою вывевают хлеб: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ; Лк. 3:17 ). Это сознание близости наступающего гнева Божия и народной слепоты, закрывающей смысл времени, придавали Иоанну необычайную суровость 39 . Он видел уже секиру при корне дерева, не приносящего плода; он уже чувствовал дыхание неугасимого пламени, в котором сгорает солома. Значение своей деятельности он полагал в том, чтобы спасти от этого пламени то, что еще способно к жизни. Единственное средство к спасению от грядущего суда он указывал в покаянии, в смиренном сознании человеческого недостоинства; он преимущественно вооружался против самодовольства, самоправедности и национальной гордости иудеев; он называл порождениями ехидниными тех, которые думали избежать будущего гнева в надежде на свое происхождение от Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Жизнь в будущем Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Для начала приведу две цитаты не из Священного Писания. Одна из них — с плаката в школьном классе, на котором изображен довоенный локомотив и жирными буквами написано: “Современная жизнь — вздор!”. Другая — из недавней воскресной газеты, в которой я прочел: “Ностальгия — проблема психического здоровья в будущем”. Несомненно, ностальгия — великое дело: в сознании жива только музыка шестидесятых, пятидесятых или сороковых. Легко найти человека, который любит почти все из прошлого. Мы в Англии участвуем в благородном деле защиты природных заповедников, национальных заповедников, государственных музеев и в пересмотре оценок гражданской войны. Даже празднования в 1995 году Дня победы в Европе содержали в себе существенный элемент ностальгии. Но есть ли в этой ностальгии, в этом обращении к прошлому какая-либо связь с тем, что мы испытываем в нашем собственном возвращении к традиции Православной Церкви? От ностальгии к присутствию Бога Мой собственный опыт подсказывает, что ностальгия имеет слишком мало общего с тем, что ищут люди, когда становятся православными. Они стремятся к тому, что дает возможность с доверием смотреть вперед; более того, они делают это вполне осознанно, объединяясь в сообщество, которое мыслит себя как Церковь Соборов, истинно Апостольская в том смысле, что просто по сути своей это Церковь Апостолов. Они ищут то непрерывное преемство, на которое притязает Православная Церковь. Но преемство с чем? Оглядываясь на происхождение Церкви, мы находим, что в Новом Завете Христос начинает Свою проповедь Евангелия, благой вести , словами: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Все, что Он делает, — чудеса, исцеления, изгнания бесов — только указания на это. Сами по себе они ничего не значат: другие также исцеляют людей, изгоняют демонов, и в этом нет ничего необычного. Но когда так действует Христос, это является знамением того, что Царство Небесное приблизилось, что оно рядом.

http://pravmir.ru/zhizn-v-budushhem/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Печать антихриста − единственный грех, который лишает человека благодати крещения» Наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий о том, как могут исполниться древние пророчества о печати антихриста 19.01.2022 1508 Фото: solovki-monastyr.ru Принятие печати антихриста является единственным грехом, который полностью закрывает возможность входа в Царство Небесное, рассказал наместник Соловецкого монастыря Русской Православной Церкви епископ Порфирий в проповеди на Крещенский сочельник, запись которой размещена на УоиТиве-канале монастыря, сообщает «Союз православных журналистов». «Мы знаем, что печать антихриста − единственный грех, который лишает человека благодати крещения. Какие бы смертные грехи ни совершал человек, благодать крещения остается в нем, и он имеет возможность, покаявшись, вновь вернуться в блаженное Царство святых. И лишь один грех не даст человеку возможности возвращения в общество святых, в общество Христовых последователей − если он примет эту печать», − отметил епископ Порфирий. Современные попытки добиться телесного бессмертия, создания искусственных форм жизни заставляют вспомнить о древних пророчествах, считает владыка. «Имея все достижения науки и техники, человек не может создать живую элементарную клетку, одноклеточную амебу не дано человеку создать как живое существо. Эти же безумцы хотят сделать поистине сложнейшее и величайшее из творений Божиих − это сознание. Конечно, эти попытки обречены на провал. Однако, стремясь к ним, люди могут действительно глубоко повредить творение Божие. И, видимо, на этих путях обретут конкретные очертания древние пророчества и возвещения Священного Писания о печати антихриста». При этом епископ Порфирий подчеркнул, что главное, чего следует опасаться христианам − выпадения из спасительного корабля Церкви. «Однако в сердцах наших живет твердая надежда, ибо Господь однажды возвестил, что тем, кто последует за Ним, он таковым дарует жизнь вечную, " и никто не похитит их из руки Моей " , сказал Господь. Возвестил нам и утвердил нас на все времена в том, чтобы лишь хранить себя от греха, быть внимательными в этой жизни, проходя это жизненное поприще, в надежде на спасение, дарованное от Бога, дарованное нам изначально в крещенской купели, в которую однажды Своим Промыслом Божиим, промышлением о нас ввёл нас Господь и через это ввёл в спасительный корабль Святой Церкви. Дай Бог нам заботы о том, чтобы ни при каких обстоятельствах не покинуть, не оказаться вне стен этого спасительного корабля».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/19/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > СВО святого пророка Илии О параллелях с ветхозаветной историей 02.08.2022 1867 Время на чтение 3 минуты Фото: из личного архива автора Время призвания и служения св. пророка Илии выпало на период разделения иудейского народа на Иудейское и Израильское царства. В южном царстве правил тогда благочестивый царь Иосафат, а в северном – нечестивый Ахав. За благочестие царя и народа Бог даровал Иудейскому царству политическое процветание и государственное укрепление. Отделившиеся же колена Израиля, не имевшие возможности участвовать в канонических богослужениях в Иерусалимском храме, впадали в различные зловерия и пороки. В частности, язычницей была жена Ахава финикиянка Иезавель, которая ввела в Иудейском царстве официальные культы Ваала и Астарты. «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]» (4Цар. 16:30-33). Тогда Бог послал к Ахаву Своего пророка Илию для обличения и вразумления. Но злочестивый царь не желал слушать небесных глаголов и обращаться к истинной вере, за что постиг его царство суд Божий. «И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (4Цар. 17:1). Нечто подобное происходит и в наши дни в Русском царстве, от которого после распада СССР отделилось Украинское царство. Царей Замврия и Амрия (президентов Ющенко и Януковича) сменил нечестивейший царь Ахав (президент Зеленский). «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама» (Порошенко), учредившегося Параллельную Церковь Украины и готовившего унию с погаными латинянами, так он еще вступил в предательский политический союз с коалицией языческих царств, веками ненавидевших Россию и Русскую Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/02/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Удерживающий» - высшая имперская идея Roma Aeterna «Римский проект» и его роль во всемирной истории 07.05.2023 5899 Время на чтение 16 минут Высшая имперская идея «Вечного Рима» В канун великого праздника Дня Победы прервем «плавное» изложения становления и развития римской имперской идеи, дав уже сейчас ответ на заданный в предыдущем очерке вопрос: − Во имя чего Рим стремился объединить под своею властью весь мир? Какая высшая – пусть и не осознанная вначале − цель влекла его, придавала внутренние силы воинам и гражданам Рима? Ответ этот будет таков: − Высшие цель и смысл бытия Рима – Вечного Рима, Roma Aeterna , во всех его временных и территориальных ипостасях – быть «Удерживающим». Быть «царством», удерживающим мировое зло в его крайних проявлениях. Многочисленные пророчества гласят, что Антихрист придет к своей мировой анти-власти, не только обольстив большинство человечества, но военной силой сломив оставшиеся очаги сопротивления. Последним из них будет Римское царство, − так говорит свт. Иоанн Златоуст: «Когда прекратится существование Римского государства, тогда он [Антихрист] придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие [анархия!], и он будет стремиться похитить всю − и человеческую, и божественную – власть» . Не правда ли, − очень сиюминутные слова! В свете данного ответа становится прозрачным и смысл мировой истории в целом, равно как смысл противостояния, происходящего здесь и сейчас. Становится ясным, каким может быть и стать непосредственное будущее России и мира. Понятно, что все сказанное справедливо именно в православной парадигме всемирной истории. Следует сразу напомнить, что в целом смысл этой истории очевиден – отбор необходимого числа кандидатов в Царство Небесное, Небесный Иерусалим, описанный в 21 главе Откровения Иоанна. Для нас актуально осознать в Божием замысле мировой истории роль «Римского Проекта», – Римской Империи, в подданство которой по факту своего рождения « написался» при своем Воплощении Господь. И с момента Его Воплощения в Вифлееме божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства: «Инако же Ромейское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/07/...

Нравственная тематика песнопений Страстной седмицы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 42; 2004, 2005 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 42; 2004, 2005 Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей. Ин 12:27 И Царство Твое даровал нам еси будущее. Литургия святителя Иоанна Златоуста Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царствие Божие, кроме Креста Христова. Святитель Игнатий Кавказский Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась “неделей святых страстей”, “неделей спасительных страстей”, “Пасхою крестною”. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею” 1 . Именно грех является причиной отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни, а “без Бога человек становится обреченным грешником, не способным спасти себя и обрести истинное благо и вечную жизнь” 2 . Богослужения этой Седмицы в соответствии с важностью воспоминаемых событий содержат множество нравственных назиданий, помогающих христианину правильно подготовиться к встрече воскресшего Христа. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и ежедневно совершаются особые службы. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая события последних дней земной жизни Спасителя, Церковь внимательно следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать Таинство Спасения. Об этом и говорится в синаксаре Великой Субботы: “Всех бо дней святая четыредесятница превосходит, сия же паки, сия святая и великая седмица больши… Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса, и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася…” 3 .

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Никто не может скрыться от Господа 05.09.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 14-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице Мы слышали сегодня воскресное Евангелие о брачном пире, о человеке, облаченном в небрачные одежды. Эта притча изображает собой тот пир Агнца Божия, о котором говорит Апокалипсис (Апок. 19, 9). Ту вечерю, которая произойдет на закате дня, когда наступит конец истории, когда будет последняя жатва смерти после последней схватки между Богом и диаволом за души человеческие. И мы не просто зрители в этом сражении — мы участвуем в нем и приглашаемся войти в победу Господа нашего, на этот брачный пир, куда Он всех зовет. В притче говорится, что Царство Божие «уподобися человеку царю», и далее рассказывается история званых на пир. Это значит, что Царство Божие раскрывается в человеческой истории, приглашения уже разосланы и были уже отвергнуты, и неоднократно, как мы знаем из истории. В конце концов Господь обращается ко всем — вначале после отвержения богоизбранным израильским народом, затем после отвержения среди верных, — чтобы никто не был лишен этой Божественной радости. Христос, говорят святые отцы, — Жених, а Церковь — Невеста, и все верные участвуют в этом браке, в пире, уготованном для брака, где каждому дается прощение грехов, и мы узнаём, как Бог милостив к нам. Здесь утешение от Самого Утешителя Духа Святого и исполнение всех обетований. В этом царском пире любви могут участвовать те, кто знает, что такое любовь Божия, и кто приобщился этой любви. Кто приглашенные? Все, кто хоть однажды услышал слово евангельское, пусть воспримет это как лично к нему обращенное приглашение от Господа — придти на этот пир. Никто не исключен, кроме тех, кто сам себя исключает. Как заботится Христос о всякой душе! Когда приглашенные медлят придти, Он посылает Своих слуг для созыва всех желающих. Двери пира небесного всегда остаются открытыми, и даже тогда, когда пир начался. Еще можно придти, и все для нас готово. Небеса готовы принять нас. Мы только должны быть для этого готовы. Как восклицает преподобный Силуан Афонский и все святые: «Господи, неужели это для нас!» Как святая праведная Елизавета говорит: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Сама Матерь Божия приглашает лично каждого из нас быть участником Божественного пира Ее Сына.

http://moral.ru/feast/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 4-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 4-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 40 зач., 11, 2—15 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз — по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом — сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними — подлинный Мессия.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пятидесят...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О хранении чувств «О хранении чувств» Никодима Святогорца — ёмкий аскетический трактат. Падший человек порабощен миру, его устройство нарушено: ум, сердце и воображение рассредоточены, чувства подчиненны внешнему миру. Преподобный Никодим Святогорец систематизирует святоотеческое аскетическое учение — это «искусство искусств», дело освобождения и возрождения человека. Никодим Святогорец в книге «О хранении чувств» исследует причины порабощения ума чувствами. Затем пишет о том, как ум освобождается от этого рабства. После этого, последовательно разбирает как надо хранить пять чувств, воображение, сердце и ум. Преподобный Никодим Святогорец О хранении чувств Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело, но я тебе скажу, что, кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем, что в ней, ибо у нас все бывает от них и через них. Но, кто таков, тот сам властвуем бывает от Бога и всецело покорствует во всем воле Божией. Так Царство Божие водворяется, и первоначальный чин восстанавливается. Преподобный Симеон Новый Богослов Предисловие к современному читателю Никто не отказался бы взойти на Небеса и наслаждаться нескончаемым блаженством, если бы этого можно было достичь, не прилагая усилий и подвига. Все мы готовы быть с Господом во славе Его, но мало найдется тех, кто пребудет верным Ему в скорбях и поношениях. И даже если уже решились идти вслед за Христом, при первой трудности наш ветхий человек начинает вопиять о нарушении своих " прав " , о невыносимости такого пути. Он готов, подобно древним израильтянам, вернуться назад к египетским " мясам " , готов обернуться вспять, как жена Лотова. И какой тогда требуется труд, чтобы обуздать его, чтобы сохранить верность Господу и не бросить взятого креста! Тем, кто переживает подобное, адресована эта книжка в напутствие и укрепление. Только узким путем войдем мы в Царство Небесное; только с приложением усилий, по неложному слову Господа, только многими скорбями, только отвергшись себя и возненавидев душу свою, в скверне греховной валяющуюся, возможем мы пронести до конца свой крест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

По этой последней причине напрашиваются несколько соображений. Самое очевидное соображение — это, во-первых, тот факт, что в христианской мысли с самого начала возобладала концепция Парусии — концепция, которая повлияла на общую молитву и вдохновляла ее. Эта черта молитвы говорит нам, что в момент вхождения человека в Церковь через таинство святого Крещения, он получает гражданство, выходящее за рамки преходящих человеческих законов. Христианин, как гражданин Небесного Царства совершенно свободен, хотя его преследуют и иногда лишают свободы. Он живет этой свободой в литургическом пространстве православного богослужения. Во-вторых, совершением богослужения в ночь с субботы на воскресенье до рассвета, когда воскресает Христос, все православная литургическая духовность обогащается пасхальным смыслом. Каждое воскресенье становится воспоминанием и предвосхищением Воскресения Господа нашего и нашего перехода " От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси " (как мы поем в пасхальном каноне). Более того, воскресение стало опытом воскресения всего человечества в конце времен и предвосхищало его. С этим двойным символизмом — пасхальным и эсхатологическим, само литургическое время отличается от нашего конечного времени, приобщаясь к вечности. В литургическом пространстве человеческое пространство превосходит обычное время, даже когда человек все еще ограничен этим временем, предвкушая или предвосхищая вечность. Эта реальность, как писал отец Александр Шмеману, понимается и выражается в торжественном благословении, которое мы произносим в начале Святой Литургии: " Священник начинает богослужение торжественным благословением Царства Отца и Сына и Святого Духа. Царство Божие... — это Царство, которое будет явлено и передано нас в совершении Евхаристии. Так благословение указывает или возвещает направление, конечную цель начинаемого сейчас движения, происходящего сейчас мистического " исхождения " . Мы уже покинули землю с ее мирской суетой, мы восходим, следуя за Христом в его вечном прохождении от мира сего к Отцу " .

http://religare.ru/2_22918_1_21.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010