Царство Небесное — это где моя мама? Царство Небесное — это там, где я буду со своей женой и со своими детьми? Царство Небесное — это то место, где Христос, Которого я знаю и в жизни, не видев в лицо никогда глазами, в какой-то момент мое сердце вот так очень сладко, болезненно пронзил, и я уже не могу успокоить свое сердце. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский  отвечает на вопросы  ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Давайте тогда разберемся, что такое ад и что такое рай? Прот. Алексий Уминский: Давайте разберемся. Александр Карлов: Нам раньше геенну огненную рисовали, вроде как верили. Прот. Алексий Уминский: Если рай — это языковский санаторий, то не дай Бог. Александр Карлов: Где все это расположено? Прот. Алексий Уминский: Сначала здесь, прежде всего. Начинается все здесь. Когда Христа спросили: скоро придет Царство небесное, где это Царство Небесное? Он говорит: Царство Небесное внутри вас». И вот все начинается здесь. Когда человек, и это связано, в том числе, с целью поста, чтобы вот здесь, наконец то, что-то такое, Царство Небесное в тебе родилось. Царство Небесное — это такое слово, которое уже навязчиво звучит. Мы привыкли уже к такой идиоме и не представляем, что такое Царство Небесное. Где это? На облаках, в каком-то космосе где-нибудь? Конечно, мы понимаем, что это не имеет своего географического расположения, Царство Небесное. На ракете туда не долетишь. Александр Карлов: А как тогда жить по правилам Церкви? Мы не знаем сколько звезд в отеле в этом раю. Прот. Алексий Уминский: Хочется о Царстве Небесном узнать что-то иное. Там ли моя мать сейчас? Это мне очень важно знать. Там ли моя мама? Я думаю, что там, конечно, уверен, но все-таки это тайной остается, и мне это очень важно, потому что это моя любовь. Там ли моя любовь, в этом Царстве Небесном, которая на этой Земле мне дала самые главные и важные знания о том, как я должен жить, кто я такой вообще на свете, что вообще во мне бурлит и здесь понятно.

http://pravmir.ru/chto-takoe-ad-i-raj-ot...

11. Царство Божие Термин «царство Божие» служит в Евангелии самым общим обозначением предмета Христова учения. Проповедническую деятельность Христа Евангелист Матфей изображает такими словами: «проходил Иисус по всей Галилее, по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царства " 1280 . Другой Евангелист, Лука, называет царство Божие собственным предметом Евангелия, тем, что придавало Христовой проповеди характер благовестия: Он проповедовал и благовествовал царство Божие 1281 . Евангелие Христа есть Евангелие царства Божия 1282 . Первыми словами, которыми началась проповедь Его к иудеям, были: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» 1283 . Когда Его удерживали в одном городе, Он говорил, что «и другим городам должно Мне благовествовать царство Божие, ибо на то Я послан» 1284 . С народом Он беседовал о царстве Божием 1285 . Учеников Своих Он посылал проповедовать царство Божие 1286 . Его собственное учение было словом царства, λγος   τς βασιλε ας  1287 . Его притчи были изображением царства Божия: «чему уподобим царство Божие? или какою притчею изобразим его»? 1288 «Царство небесное подобно» – так обычно начинаются евангельские притчи. Учеников Его отличает от прочих людей не что иное, как разумение тайны царства Божия ( τ μυστ ριον δδοται τς βασιλε ας το θεο) 1289 . Евангелие говорит вообще о книжнике, наученном царству небесному 1290 . В благовествовании о царстве Божием ив его наступлении Христос указывал основной признак новозаветного времени 1291 . Однако это основное выражение Евангелия, подобно всем другим основным евангельским понятиям, не представляет из себя нового христианского слова, но заимствовано новозаветным Учителем из ветхозаветно-иудейской сокровищницы. Евангельское учение было обращено к слушателям, которые «ожидали царства Божия» 1292 . Предтеча Христа, Иоанн Креститель, проповедовал близкое наступление царства Божия 1293 . Первые слова евангельской проповеди были повторением этих слов Крестителя. Проповедуя царство Божие, Христос шел навстречу определенным и устойчивым ожиданиям иудейского народа. Уже это одно заставляет нас быть сдержанными в установке значения этого термина в системе евангельского учения. То же внушается нам и сравнением ветхозаветно-иудейских ожиданий, объединявшихся в идее царства Божия, с евангельским учением по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Скачать epub pdf Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю Великого поста (7 марта) 8 Некогда, братие, патриарх Иаков видел чудную лестницу, которая соединяла землю с небом и наверху ее видел Самого Бога. Эта лестница, виденная Иаковом, и сам он, прозванный Израилем, т.е. созерцающим Бога, у святых мужей и подвижников рассматриваются как образ нашего духовного восхождения на небо в царствие Божие путем борьбы со страстями и путем очищения сердца от пороков. Ибо, если только мы хотим действительно быть христианами на самом деле, а не называться ими только по имени, то, конечно, должны знать, что восхождение от смерти к духовной жизни, восхождение от царства диавола – греха и смерти – в царство Христово – небесное. А это царство Христово, царство небесное, братие, может, или вернее, должно для нас начинаться еще здесь на земле, и здесь то, именно мы должны полагать начало восхождения в него. Припоминаются мне слова одного святого мужа и подвижника, который так рассуждал о царстве Божием, в которое мы должны стремиться: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), – сказал Христос; а внутри нас не что иное может, как знание и ведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство диаволу или Христу. И апостол описывает это царствие Божие, когда говорит: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Св. Духе» ( Рим.14:17 ). Итак, если царство Божие внутри нас и проявляется в радости и мире духовном, то значит, кто имеет этот мир и радость духовную, тот уже и вошел в царство Божие. А кто живет в неправде, и раздоре, и печали, и всяких пороках, тот находится в царстве диавола. Так, братие, отсюда весьма ясно, что, если мы хотим войти в царство Божие и как бы начать предвкушение будущего блаженства в царстве небесном, то должны изгнать из своей внутренней жизни, а вместе, конечно, и внешней все страстное, все порочное, всякий раздор и неправду и украситься добродетелями, соблюдая то благодатное настроение любви и мира, которое принес на землю Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава четвертая. О втором прошении: Да придет Царствие Твое Царство благодати и славы В сем прошении под словом: Царствие, разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. Необходимость Царства благодатного Человек по падении своем находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни мыслить 54 , ни творить что-либо благое без Бога 55 ; душа его, как отломленная от древа ветвь, не может сама собою приносить, по слову Божию, никакого спасительного плода, если не будет на Животворной Лозе Иисусе Христе 56 . Очевидно, что одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к благочестивой и добродетельной жизни, и созидать все возможное благополучие в сем месте странствования; и вести к приобретению вечного блаженства. Понятно из сего, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное вселение в него Царя Небесного, Утешителя, Духа истины. Возможность приобрести Царство благодати Но сколь необходимо для нас Царство благодати, столь же возможно и приобрести оное. Ибо и Сам Всевышний благоволит жить не столько в рукотворенных церквах 57 , сколько внутрь нас 58 , избирая обителью своею сердца, любящия Его 59 ; и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена 60 ; поскольку посредством крестной жертвы Агнца Божия, Ходатая Бога и человеков, теперь умилостивлен к верующим Отец Небесный. Притом Сам Искупитель мира, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование умолить о них Отца, и послать им инаго Утешителя, да будет с ними во век, Духа истины 61 . Сие обетование Искупителя, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение оного продолжалось и потом во все христианские веки, продолжается ныне, и будет продолжаться до скончания века. Никто не должен сомневаться, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, то есть всем православно верующим и провождающим истинно христианскую жизнь: поскольку и Пророческое Слово о сем предмете весьма ясно: излию от Духа Моего на всяку плоть 62 ; и Сам Богочеловек столь же ясно говорит о сем во Святом Евангелии: Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже в небесе, даст Дух Свят просящим у Него 63 . Средствами же к приобретению даров Духа Святого служат: усердная молитва и таинства Церкви 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Неизвестный автор Введение I. Видимый мир, начало его. – Вселенная в обширном смысле слова – цвет физический и свет духовный. – Три царства. – Великая книга природы. – Светлые надежды жизни в Боге. Безначальный Бог , во Святой Троице единый, всемогущий, всеблаженный, вседовольный, всесовершенный не имел надобности в тварях. Бесконечная благость Его возжелала иметь участников в Своем вечном блаженстве. Царство славы, или Царство небесное, уготовано для любящих Бога, бессмертных сил небесных, устоявших в добродетели пред соблазном. Одному из светлейших и могущественнейших духов представилось заманчивым выйти из повиновения Создателю и основать свое собственное царство, противоположное Божиему, дабы властью своей уподобиться Всевышнему Богу Небесному. Последствия сего известны. Денница сделался диаволом, врагом Божиим и врагом всех любящих Бога тварей. Соблазн неповиновения заразил многих духов, так что новое царство зла наполнилось последователями начальника тьмы. Устоявшие во время гибельного искушения, в награду за это укрепились помощью Божией и соделались вечными сынами правды. Царство славы, или Царство небесное по воле Творца, не должно оставаться ненаполненным. В восполнение как бы явились новые существа, хотя не в светоносной, но в вещественной оболочке, то есть во плоти. И они, в лице Адама и Евы, явились из рук Творца прекрасными, как венец Премудрости Создателя. И новосозидаемая тварь, по определению Премудрости Божией, явилась из ничтожества, и вселенная, для неё устрояемая, возникла по гласу Божию из вод и океанов пылинок, созданных в начале (хотя в истории творения, записанной Моисеем, о начальных пылинках вселенной не упоминается, тем не менее, выражение книги Притчей ( Притч. 8:26 ) о начальных пылинках, очевидно, имеет характер вполне подходящий в смысле научном, приближающий к понятию более современному о начальных атомах). Величие Творца сказалось в этих начальных атомах, ибо они, несмотря на свое ничтожество, бесформенность, невидимость и неустроенность, послужили материалом для устройства не только царства природы, но и человека, предназначенного царствовать в природе и совершенствоваться до единства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

О том, как утешительно благовестие, о покаянии и близости Царства Небесного 324 Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф. 4:17 ). Таково начало проповеди Христа Спасителя! Такова, можно сказать, и сущность благовестия Христова! – О, какая бездна любви, премудрости и благости Божией заключается в сем благовестии: покайтеся, приближися бо царство небесное! Это не тот же ли небесный мир на земли, не то же ли благоволение Божие к человекам, о котором благовествовали Ангелы при самом рождении от Пресвятой Девы Спасителя мира, свидетельствованного, при Иордане, от Отца предвечного, что Он есть Сын Его возлюбленный? ( Лк. 2:13,14 ) Так, братья, неисповедимый в судьбах своих Бог, которого беспредельное милосердие равно Его беспредельному правосудию, являет здесь исполнение обетования, данного нашим праотцам, – о избавлении их от греха, проклятья и смерти! Если сам обетованный Спаситель, пришедший в мир, вещает людям: покайтеся, то это значит, что Отец Небесный уже готов примириться с людьми, – даровать душам их вечный и неотъемлемый мир, только бы они обратились к Нему всем сердцем. Если сам Царь благодатного царства благовествует, что Его небесное царство уже приближилось, то, значит, оно действительно весьма близко от всякого, обращающегося с верой и любовью к сему небесному Царю. Что же может быть вожделеннее сего благоволения Божия к человекам, христиане-братья?! Не рай земной, а царство небесное дарует нам Христос Спаситель! По Его божественному уверению, это царство вечного блаженства к нам близко, и до того близко, что всякий из верных последователей Христовых, кто бы он ни был, может войти в него; и для этого ничего больше не требуется, кроме истинного покаяния: покайтеся, приближися бо царство небесное! О, благовестие сладчайшее и превожделенное, душеспасительное и радостотворное для всякого человека, каково бы ни было его звание, а особенно, каково бы ни было его состояние душевное! Размыслим о сем, братья. Много бед породил и порождает грех на земле: трудно исчислить их! Но из безчисленного ряда бедствий, угнетающих род человеческий, укажем хотя на два, встречаемые в сем мире повсюду: нищету, во всех ее видах, и смертоносные болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: " Вот, Царствие Божие внутрь вас есть " (Лук. 17: 21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми " (Варух. 3: 36–38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? " Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель " (Ис. 45: 14, 15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " (Деян. 4: 12). Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: " Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его " (Пс. 8: 5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: " За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами " (а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти) (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1595...

С. Успенский Девятый член Символа веры Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Ветхозаветный прообраз Церкви Христовой Однажды царь вавилонский Навуходоносор видел сон. К утру он забыл его. И тогда царь созвал всех мудрецов страны и потребовал, чтобы они вспомнили и отгадали забытый сон. Но никто не мог исполнить желание царя. Разгневанный Навуходоносор приказал умертвить всех мудрецов, как людей бесполезных. В числе осужденных был и иудей Даниил, исповедовавший веру в Единого Истинного Бога. Узнав о приказании царя, Даниил обратился с молитвой к Богу, и Господь открыл ему сновидение Навуходоносора. – Ты видел, – сказал Даниил царю, – огромное и страшное тело, у которого голова золотая, руки и плечи серебряные, стан медный, а ноги частью железные, частью глиняные. Потом невидимой силой отторгшийся от горы камень ударил в глиняные ноги великана, сокрушил его в прах, а сам вырос в великую гору и покрыл всю землю. Твое видение означает четыре великие царства, которые последуют одно за другим. Золотая голова великана изображает собой твое славное могущественное царствование. После тебя будет царство меньшее и слабейшее, это и означают серебряные руки и плечи, а после этого будет царство медное и, наконец, четвертое – железное, могущественное, но непрочное, потому что оно наполовину глиняное. Потом восставит Бог Небесное Царство. Выслушав это, Навуходоносор сказал Даниилу: – Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей, Царь царей... После этого он поставил Даниила главным начальником Вавилонской области. Какие же это царства, о которых предсказал Навуходоносору святой пророк Даниил? События последующих веков показали, что за Вавилонским царством последовало царство Грекомакедонское, уничтоженное четвертым царством – Римским. Что же это за камень, без помощи рук человеческих отделившийся от горы, и что это за Царство Вечное? По изъяснению святых отцов и учителей Церкви, камень – это Господь Иисус Христос, а Царство Его – Святая Церковь христианская. Священник И. Виноградов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Св. Троицы Благодать Св. Духа есть самое драгоценное для нас благо. Будем дорожить этим сокровищем, избегая всякого греха Ныне св. Церковь празднует сошествие благодати Св. Духа на апостолов. С этого момента начала существовать на земле св. Церковь , ибо благодать есть ее основа. Если бы сошествия благодати Св. Духа не было, то не было бы на земле св. Церкви Христовой. Тогда не было бы и таинств, через которые Церковь преподает верующим сию благодать. Тогда спасение от греха, проклятия и смерти не могло бы совершаться в нашей жизни; мы не могли бы соединяться со Христом, ибо этим спасающим и соединяющим нас с Богом средством является благодать Св. Духа, и мы были бы обречены на вечные мучения. Вот почему ап. Павел сказал: «Благодатию бо есте спасени чрез веру» ( Еф. 2:8 ). Если бы на апостолов не сошла благодать Св. Духа, тогда не воссияло бы в сердцах верующих людей Царство Божие с его святостью и райским блаженством, ибо благодать является основою и Царства Божиего. Недаром тот же ап. Павел сказал: «Царство Божие... правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Иначе сказать, св. апостол в этих своих словах говорит, что Царство Божие есть благодать Св. Духа в ее дивных проявлениях праведности, мира и радости. И как же может быть иначе, когда сам Господь приточно уподоблял Царство Божие многоценному бисеру ( Мф. 13,46–47 ), сокровищу, сокровенному в поле ( Мф. 1 " 3:44), и талантам ( Мф. 15,14– 30 ). Под Царством Божиим, как свидетельствуют св. отцы Церкви, разумел именно эту возрождающую благодать Св. Духа, которая сошла на апостолов в 50-й день, а затем стала сообщаться верующим через таинства Церкви. Отсюда понятно, почему св. Симеон Новый Богослов учит, что возрождающая благодать Св. Духа есть Царство Божие, есть Царство Небесное. Ясно, что сия благодать является самым великим, самым драгоценным для нас благом. Она была венцом и целью всего Божественного домостроительства в деле нашего спасения. Ради дарования нам сей благодати Господь пролил Свою кровь на кресте. Поэтому-то Он и сказал Своим ученикам: «Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: ащели же иду, послю Его к вам» ( Ин. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010