6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Подобно есть царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу ( Мф.13:47 ). «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». Так Господь Иисус Христос начал Свою притчу. Божие Царство, Церковь Святую, Он сравнивает с неводом, орудием большим для улова рыб. Море означает весь род человеческий. Рыболовы, которые закинули невод, это Сам Господь Иисус Христос, Его святые Апостолы, их преемники и все продолжатели их святого дела. Спаситель обещал Апостолам сделать их ловцами человеков. Проходя однажды вскоре после начала благовестия о Царстве небесном по берегу Галилейского озера, Иисус Христос «увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). Так для будущего уловления людей в Царство небесное Спаситель из числа слушателей избрал еще некоторых до двенадцати. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.9:36;10:1,5–7 ). Вот ловцы человеков посылаются Господом для уловления людей в Царство Божие, в Церковь Святую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава 22 Зач. 89-е. Притча о браке царского сына Читается в 14-ю неделю по Пятидесятнице 1. И вщавъ паки реч имъ въ притчахъ, гл: Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Отвещав, по-русски «продолжая говорить». Притча (о притчах чит. 13, 3) о браке царского сына высказана была И. Христом после притчи о работниках в винограднике. Там Он высказал Иудеям, что царствие Божие, т. е. истинная церковь Божия со всеми её благами, отнимется от них, как недостойных, и дано будет другому народу, достойному, как приносящему плоды его (гл. 21, ст. 33–43). В притче же о браке царского сына Господь высказывает, какому именно народу будет передано царство Божие. В ней ясно изобразил Господь отвержение Иудеев и призвание вместо них язычников. Христианская вера прежде всего предназначена и проповедана была Иудеям, как народу, который Самим Богом был избран для сохранения истинной веры и приготовляем к принятию Христа Спасителя. Но так как Иудеи отвергли Христа, то проповедь Его веры была обращена уже к язычникам, и те приняли сию спасительную веру, оставив свою языческую. 2. уподобис нбное человк царю, иже сотвор браки сын своем Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего Царство небесное, это, как уже не раз было объяснено (см. 3 гл. 2 ст. 13 гл. 1 ст.), христианская церковь на земле и рай на небе. Человек царь, который сделал брачный пир для сына своего, это Бог Отец, Царь всего мира; жених сын его, это Мессия, Господь И. Христос; брачный пир, это учреждение царства Мессии, или церкви Христовой на земле (см. объясн. 15 ст. 9 гл.). В книге царя Соломона «Песнь песней» в образе жениха и невесты представлены Христос и Его церковь . Св. ап. Павел в своем послании к Ефесеям изображает И. Христа, как жениха, а церковь , как Его невесту (5 гл. 23–27. 32). «Царство небесное называется браком, говорит св. Златоуст, для того, чтобы мы познали попечение Божие и любовь Его к нам и что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Брачный пир будет праздноваться собственно по кончине мира; но и теперь Агнец Божий Христос Спаситель уже заклан; Его пречистое тело и божественная кровь предлагаются в церкви Его всем верующим вся готова суть: крещение, покаяние, все дары Божии, и самое царство небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Скачать epub pdf Глава 22 Притча о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Ответ фарисеям о дани кесарю ( Мф.22:15–22 ). Ответ саддукеям о воскресении ( Мф.22:23–33 ). О наибольшей заповеди в законе ( Мф.22:34–40 ). Христос – чей сын ( Мф.22:41–46 ). Мф.22:1 . Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: «Продолжая говорить»: собственно – отвечая ( ποχριυει’ξ), т.е. на враждебное покушение фарисеев схватить Иисуса Христа, не приведенное в исполнение только по страху пред народом ( Мф.21:46 ), Господь отвечал им новым обличением приточным – о пире брачном. «Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: и «дано будет» (царство Божие) «народу, приносящему плоды его», Иисус Христос показывает здесь, какому оно дастся народу» (Злат.). Мф.22:2 . Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего «Царство Небесное подобно» и пр.: см. прим. к. Мф.3:2 и Мф.13:1 ; т.е. Бог действует в отношении к людям, призываемым в царство Мессии так же, как некоторый царь и пр. – «Человеку царю, который» и пр.: царем называется здесь Бог Отец – Царь всего мира; Сын Его жених (ср. Мф.25:1 ; Откр.21:2,9 ), – Мессия, Господь Иисус; брачный пир – учреждение царства Мессии, или церкви Христовой в мире (ср. Мф.9:15 ; Еф.5:27 ). «Почему Царство Небесное называется пиром брачным? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом ( Ин.3:29 )» (Злат.). Притча эта очевидно изображает отвержение иудеев и призвание язычников. Евангелие прежде всего предназначено и проповедано иудеям как народу избранному, но в своем ослеплении они отвергли его; тогда оно обращено было к язычникам, и они приняли его, – такова мысль, лежащая в основе притчи. Что касается до подробностей и частностей, то многие из них служат лишь простым украшением образной речи и не заключают в себе таинственного знаменования (ср. прим. к Мф.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

23 января 2017 года в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась лекция на тему «О главной цели духовной жизни», прочитанная епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) – наместником московского Сретенского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии, главным редактором интернет-портала Православие.Ru . Лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) (продолжительность: 1 час 29 мин.) Рейтинг: 9.7 Голосов: 1330 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 28 февраля 2017, 05:14 прочитала книгу О.ТИХОНА И НЕ ОДИН РАЗ Я БЛАГОДАРНА ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОЗНАКОМИЛАСЬ С ВЛАДЫКОЙ ТИХОНОМ Татьяна 23 февраля 2017, 17:35 nikita.bogoljub18 февраля. Спасибо Никита, я думала что это Апостолам сказано, про Царство Небесное внутри человека, когда Дух Святой приходит в чистую душу. Когда Уверен, что человек не будет падать, как свинья и возвращаться как собака к греху. Так приятно думать, что Царство Божие есть в каждом человеке хотя бы в зародыше, как горчичное зерно.Я жертвую на обед для нищих в храме, потому что они пропивают деньги. Это легко, когда есть деньги,но это не плоды, а просто милостыня за кого-то. Плоды это что-то другое, неведомое. nikita.bogoljub 18 февраля 2017, 12:29 Татьяне 29 января 2017, 22:00 Цитата: " ...Непонятно, как можно совмещать смирение - т.е. считать себя хуже всех, и надеяться стяжать Дух Святой,...найти Царство Божье у себя в сердце, как у святых. получается когнитивный диссонанс . " - Чтобы избежать когнитивного диссонанса (воображаемых противоречий) есть простой путь-обратиться за разъяснением к Св.Писанию: " Царство Божие внутри вас есть " -исчерпывающее указание что Оно уже там , " Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное " -гордые не способные каяться,а " смиренным дается благодать " .А как стать смиренным? Жить праведно и приносить плоды покаяния. " По плодам узнаете их " .Плоды-это дела веры:подайте нищему,накормите голодного,...-на деле!

http://pravoslavie.ru/100472.html

Глава третья. Цель Христова пастырства § XIV. Царствие небесное Спасителя есть не земное а чисто духовное После того как мы присутствовали при первоначальном зарождении единственного из человеческих дел, которое возникло не помимо сознания Его Основателя, должно перейти к стороне положительной и материальной. – Но здесь, судя по всему, первый вопрос есть отнюдь не методический, спрашивающий: как Спаситель вел дело основанного Им христианского пастырства. Как бы там ни казалось, но более кардинальным является вопрос о цели, для которой основано христианское пастырство. И в этом случае, начиная с критической стороны мы встречаемся с взглядом, который принято считать явившимся в 18 в.; здесь высказал его Реймарус и обнародовал в Вольфенбюттельских фрагментах. Реймарус полагает, что цель пастырства Иисуса Христа есть Царство Божие, Царство Небесное, но под этим царством нужно разуметь не то, что разумеют «ортодоксальные» богословы, – не царство духовное, а царство земное, наступления которого ждали Евреи. Аргументация, которою обставил Реймарус это оригинальное мнение представляет нечто замысловатое и по местам довольно искусное. Он указывает во 1-х на то, что во время Своей проповеди Спаситель постоянно говорил о Царстве Божием, но или с той стороны, что Он принес его, или с той, что оно не замедлить возникнуть, или с той, как оно будет распространяться, – словом сказать, со всех возможных сторон; но того, в чем оно заключается и как его представлять по существу, этого Он не указывал. А если Он не касался этого, то, значит, и не считал нужным по общеизвестности дела; таким образом, значит, давал полное право и возможность подкладывать под идею Царства Божия своим слушателем те представления, которые существовали у них раньше. А так как тогда существовало представление о Царстве Божием как о царстве земном, какого представления держались бесспорно все евреи; то, следовательно, и Сам Спаситель разумел под ним царство земное. Во 2-х, Иисус Христос, посылая учеников на проповедь, ничего не говорит им об уничтожении предрассудков Еврейского народа в их представлении о Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

246. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре Ноября 20-го; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собрании 1861 г.) 1849 год Господне есть царствие, и Той обладает языки ( Nc. XXI. 29 ). Замечали-ль вы, что при начатии церковных молитвословий обыкновенно мы возглашаем: «благословен Бог наш», или: «слава Святей Троице»; а при начатии моления о Благочестивейшем Государе нашем, в день Его воцарения, или царскаго венчания, употребляем особенное славословие: «благословенно царство» Святыя Троицы? И если вы сие замечали: то помышляли-ль о том, что значит сия особенность? Не думает ли, может быть, Церковь представить менее высоким царство земное, нарочно превознося над ним царство небесное, в то самое время, когда верный народ с особенною торжественностию чтит своего Царя молитвою и радостию? Нет. Церковь имеет при сем другую – лучшую мысль и намерение. Она возвышает и утверждает царство человеческое, связуя оное с царством Божиим. Воспоминая начатие благословеннаго царствования, и с сим вместе благословляя Бога именно в качестве Царя, она чрез сие дает нам разуметь, что высшее начало царствования сокрыто в Боге, хотя и открывается посредством земнаго закона престолонаследия, по воле главы царствующаго рода; и что, если доблестями и подвигами Царя, Его мудростию, крепостию, благостию, пользуемся мы для нашего блага: то за сие «благословенно царство» Божие, ниспосылающее нам сии дары. При таком умопредставлении, как высок Царь, когда власть Его есть орудие и проявление власти Царя Небеснаго! Как Он тверд на своем престоле, который поддерживается Вечным и Всемогущим Вседержителем! И какое сильное в сем умопредставлении заключается побуждение для Царя ко всякой добродетели и совершенству, чтобы Ему быть достойным орудием Царя Всесовершеннаго! Какое сильное и чистое побуждение для подданнаго, не только повиноваться Царю, но и благоговеть пред Ним, не только исполнять Его законы и повеления видимыми действиями, но и предаваться Ему верным и любящим сердцем на жизнь и на смерть пред очами Всевидящаго Царя царствующих!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Понятие о царстве Божием. Царство природы. Проявление греха и его последствий в этом царстве. Роль человека – две обязанности: положительная и отрицательная. Орудия борьбы с грехом и его последствиями Раскрытие понятия о царствии Божием поможет нам уяснению сущности и объема пастырского служения. В Катехизисе м. Филарета при объяснении слов из 7-го члена Символа веры : «Его же царствию не будет конца», царствие Божие определяется как царство природы, царство благодати и царство славы. Под первым (царством природы) разумеется весь мир, под вторым – Церковь Божия, или общество верующих в Иисуса Христа на земле, под третьим – Церковь небесная. Это определение, раскрывающее, так сказать, органическую природу Христова или Божия царства, стало принятым во всей Православной Церкви. Поэтому мы считаем себя вправе на нем базировать дальнейшие наши рассуждения. М. Филарет, таким образом, в царстве Божием различает три ступени: низшую, среднюю и высшую. Остановимся сначала на первой составной части царства Божия – царстве природы, понимаемом в смысле «весь мир». К нему, конечно, относится не одна неодушевленная природа, хотя бы и взятая вместе с царством растительным и с царством неразумных животных, но и весь род человеческий, обитающий на земле и как принадлежащий, так и не принадлежащий к следующему, более возвышенному царству благодати. Основы и законы жизни этого царства от Бога, ибо не кто иной, как сам Господь Бог, неодушевленную природу наделил разнообразными силами, подчинив развитие и ее жизни и действие ее сил строго определенным законам. Тот же Господь и для существования, и для общежития животных установил определенные порядки и нормы. Наконец, тем же Творцом не только вложено в душу человека тяготение к Первоисточнику (религиозное начало), но также вложена и способность к различным формам творческой деятельности, как даны и основы для семьи, для общественной и государственной жизни. В царстве природы, таким образом, все Божие. Не от Бога только зло – грех и развившееся под влиянием греха ложное направление воли человеческой, отразившееся на жизни всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Слово в день Праведного Лаврентия 47 Ищите царствия Божия, говорит Иисус Христос (Лк·. 12:31). Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царство Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Казалось, не нужно бы занимать внимание ваше благоч. слушатели, предложением такой истины, которая всем и каждому известна, не нужно бы говорить христианам, чему учит самое христианство . Но что делать, опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт заставляет напоминать: ищите Царствия Божия. Празднуя память праведного Лаврентия, который пекся только о стяжании благ духовных, не заботясь о приобретении каких-либо благ чувственных, и – стяжал, – который занимался только делом спасения души, убегая угождения плоти и – спас, – и который подвизался ради только вечного блаженства, забывая все временное, и получил блаженство в небесах; – празднуя память сего Угодника Христова, – чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не размышлением о необходимости искания Царствия Божия, размышлением не для удовлетворения любознательности ума, но для назидания и утешения сердца? Приступим к размышлению. Видимый мир есть царство Божие. Творец его есть Царь, разумные существа суть служители Царя, все твари суть подданные, силы, по коим действуют служители и подданные, суть законы в царстве сем. Но сего ли царствия искать заповедует нам Господь? Очевидно, что есть другое царство Божие, которого должно искать. Христианский мир есть Царство Божие. В нем Христос есть Царь, верующие в Него суть подданные, заповеди Христовы суть законы. Но и сие ли царство имеет в виду Господь, заповедуя нам искать царствия? Не сие ли царствие должно быть предметом наших исканий? Не о том ли мы должны заботиться, чтобы открылось в нас это царствие, о котором сказано: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Преподобного Сергия 51 Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное ( Мф. 5:3 ). Господь Иисус Христос, призывая всех и каждого в Царство небесное, к наследию живота вечного, поставляет первым условием блаженства нищету духовную. Иметь сию нищету значит не иметь в себе ничего собственного. Когда нет ничего собственного ни в разуме, ни в воле, ни в мыслях, ни в желаниях, когда все потеряно, чем когда-либо думаем обладать в себе самих и мы воздыхаем ко Господу о помощи: тогда в сию праздную пустыню сердца, в сию нищету духовную входит Царь неба и земли, утверждает в ней храм святыни Своей, и исполняет ее неизглаголанными сокровищами: правдою, миром и радостию о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Блажени нищий духом, яко внутрь их царство Иисуса Христа. Но сие внутреннее царство, начинающееся на земле, совершается в небесах, где источник всякого блага, Иисус Христос, исполняет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). Тот, кто стяжал здесь начаток благ духовных, даруемых из царства небесного, будет наслаждаться ими в полной мере в области вечной славы. Нищие духом, как верные последователи Божественного Подвигоположника Иисуса Христа, навсегда опочиют от трудов своих в беспредельной Его любви; и как победители мира, плоти и диавола, по слову Божию, наследят вся ( Откр. 21:7 ), яко тех есть Царство небесное со всеми теми благами, сущность коих отказался изъяснить языком человеческим Божественный Апостол. Сей Праведник, днесь нами ублажаемый, чем стяжал Царство славы, если не нищетою евангельскою? и нищета сия чем восполнялась, если не благами мира духовного? Он блажен был на земле, имея сокровенным живот свой со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ), блажен и на небеси, вошедши ныне в радость Господа своего. Если сего высочайшего блаженства желаем и ищем мы, благочестивые слушатели, то вникнем в свойство нищеты духовной, составляющей наше блаженство, и посмотрим, имеем ли ее в себе самих. Кто не имеет живой веры во Иисуса Христа, не может иметь и нищеты в своем духе. Источник, из которого истекает нищета духовная, есть вера, споспешествуемая любовию ( Гал. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора). I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться за святую церковь . Поистине, что глава для тела, то царь для государства. Посему-то святая церковь каждый день, каждую службу неоднократно влагает в уста чад своих молитвы и прошения о царе. Но в дни, для царя и царства особенно знаменательные, она усиливает свои моления о верховном представителе народа. К таким дням относится и настоящий день венчания на царство благочестивейшего Государя нашего. II. Между прошениями о помазаннике Божием, возносимыми церковию в настоящий день, наиболее останавливает на себе внимание по своей знаменательности сие прошение: «Неисчетный в милости, Боже наш! Подаждь рабу Твоему благочестивейшему Государю нашему благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову к славе имени Твоего», то есть святая церковь испрашивает у небесного Царя царей православному царю нашему все те лучшие качества, которые украшали правителей избранного Богом народа израильского. а) Обратите внимание на первое качество: благопоспешество Моисея. Моисей извел народ свой из земли египетской, не пролив ни одной капли крови его, так благопоспешно, что навел страх на окрестные народы. От чего зависело благопоспешество его в столь великом деле? От непосредственнаго, явного содействия Божия во многих знамениях и чудесах. Посему всю славу сего великого дела он единственно приписывал Всевышнему; тем не менее имя Моисея, как достойного посредника между Богом и Его народом, навсегда останется великим. Моисей, изведши народ свой из земли египетской, не только довел его до земли, текущей медом и млеком, но даровал ему новые законы, учредил для него и наилучшее управление, как залог будущего благоденствия. Итак благопоспешество Моисея зависело главным образом от непосредственной помощи Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010