11. Царство Божие Термин «царство Божие» служит в Евангелии самым общим обозначением предмета Христова учения. Проповедническую деятельность Христа Евангелист Матфей изображает такими словами: «проходил Иисус по всей Галилее, по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царства " 1280 . Другой Евангелист, Лука, называет царство Божие собственным предметом Евангелия, тем, что придавало Христовой проповеди характер благовестия: Он проповедовал и благовествовал царство Божие 1281 . Евангелие Христа есть Евангелие царства Божия 1282 . Первыми словами, которыми началась проповедь Его к иудеям, были: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» 1283 . Когда Его удерживали в одном городе, Он говорил, что «и другим городам должно Мне благовествовать царство Божие, ибо на то Я послан» 1284 . С народом Он беседовал о царстве Божием 1285 . Учеников Своих Он посылал проповедовать царство Божие 1286 . Его собственное учение было словом царства, λγος   τς βασιλε ας  1287 . Его притчи были изображением царства Божия: «чему уподобим царство Божие? или какою притчею изобразим его»? 1288 «Царство небесное подобно» – так обычно начинаются евангельские притчи. Учеников Его отличает от прочих людей не что иное, как разумение тайны царства Божия ( τ μυστ ριον δδοται τς βασιλε ας το θεο) 1289 . Евангелие говорит вообще о книжнике, наученном царству небесному 1290 . В благовествовании о царстве Божием ив его наступлении Христос указывал основной признак новозаветного времени 1291 . Однако это основное выражение Евангелия, подобно всем другим основным евангельским понятиям, не представляет из себя нового христианского слова, но заимствовано новозаветным Учителем из ветхозаветно-иудейской сокровищницы. Евангельское учение было обращено к слушателям, которые «ожидали царства Божия» 1292 . Предтеча Христа, Иоанн Креститель, проповедовал близкое наступление царства Божия 1293 . Первые слова евангельской проповеди были повторением этих слов Крестителя. Проповедуя царство Божие, Христос шел навстречу определенным и устойчивым ожиданиям иудейского народа. Уже это одно заставляет нас быть сдержанными в установке значения этого термина в системе евангельского учения. То же внушается нам и сравнением ветхозаветно-иудейских ожиданий, объединявшихся в идее царства Божия, с евангельским учением по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Какую позицию занял Святейший Синод, когда зашатался царский трон? Об истоках проблемы священства и царства в Росии и позиции Святейшего Синода в 1917 году  на Международной  конференции  «Религия и русская революция», прошедшей в октябре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, рассказал историк Михаил Бабкин. В чем проблема священства и царства Позвольте мне осветить позицию Святейшего Синода в период февраля 1917 года. Поскольку вокруг этой темы ломается много копий, ведутся споры, я акцентирую ваше внимание, что существуют две парадигмы, в которых работают исследователи. Первую парадигму можно назвать патриархоцентричной, а вторую парадигму можно условно назвать императороцентричной. Всё сводится к тому, кто является главой Церкви, земной Церкви – патриарх или император? Эта проблема обусловлена, в свою очередь, историко-богословской проблемой священства царства: то есть кто на земле является земным образом Царя Небесного, Христа? Потому что как известно, Иисус Христос – Царь всем царям и Архиерей всем архиереям, и в нем, в Иисусе Христе, царство и священство сходятся воедино. Встает вопрос, кто в мире дольнем на земле является живым образом Иисуса Христа – царь или патриарх? Проблема эта с теоретической точки зрения неразрешима. Понятно, что в сторону одного доводов, что священство выше царства, найдется множество, и не меньше доводов, что царство выше священства. Но с исторической точки зрения, не с богословской, а именно исторической, понятно, что в истории Византии и в истории Московского царства, и Российской империи на практике имеем, что царство было выше священства. Хрестоматийно считается, что проблема священства и царства в истории России – это противостояние патриарха Никона и Алексея Михайловича, середина XVII века, потом следующая узловая точка – это отмена патриаршества Петром I, точнее, учреждение Святейшего Синода. Потом в качестве узловой точки указывается обычно в литературе секуляризация церковных имений Екатерины II, и провозглашение императором Павлом I себя главой Церкви в 1797 году. Строго говоря, себя не провозглашал главой Церкви Павел Петрович, но в его акте о престолонаследии говорилось, что «понеже император и главы церкви суть» – это не прямое объявление себя главой церкви, но косвенное. Потом этот тезис находил отражение в российском законодательстве, в своде законов Российской империи, в комментарии к одной из статей.

http://pravmir.ru/1917-god-problema-svya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

265. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. соборе июня 25; напечатано в Моск. Вед. 1851 г., в Твор. Св. От. 1851 г., в Москвитянине 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии: всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите ( 1Nemp. II. 16–17 ). Что важнейшия из сих заповедей, преподанных Апостолом, знакомы нам, и не остаются у нас без действия, – о том свидетельствовать может нынешний день. Заповедь – «Царя чтите» – является в действии, когда благословенный день рождения благословенно царствующего Царя вы воспоминаете радостно и торжественно. Заповедь – «Бога бойтеся» – является в действии, когда вы вашу радость о Царе, ваши о нем желания и надежды приносите пред Бога, чтобы Он благословил вашу радость, призрел на ваши желания, совершил ваши надежды. И да будет неразрывен союз сих двух заповедей, прекрасный и благотворный! Народ – благоугождающий Богу – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ – чтущий Царя – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие. Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного: то так же бесспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Ucx. XXV. 40 ), то есть, на высоте Боговидения. Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного. О, если бы все Цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

монах Митрофан Часть вторая. Внутренняя связь и взаимное отношение между живыми и умершими Духовно-нравственное царство и члены его Духовно-нравственное царство Божье, царство Господа нашего Иисуса Христа составляют бессмертные духовно-нравственные существа ( Лк.20:38 ; Рим.14:8,9 ), как бессмертен и Сам Творец их. Эти существа – ангелы и души. Ангел и душа не безличные духовные силы, но существа действительно личные. Душа, пока пребывает в теле, находится на земле: после разлучения с телом переходит в мир ангельский, духовный, загробный. Человек, по своей двойственной природе – душе и телу, стоит на грани миров невидимого и видимого, заключая в себе дивное сочетание духовного с вещественными, небесного с земным, вечного с временным. Человек – связь миров настоящего с загробным. Его прямое назначение – быть земным ангелом и небесным человеком. Св. апостол Павел учит, что как живые, так и умершие верующие – Господни. Только верующих Господь признает Своими, по словам Господа Иисуса Христа, говорившего: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» ( Лк.20:37 ), как веровавших в единого Бога. Между тем какое множество людей было на земле, современных Аврааму, Исааку, Иакову; но как они не веровали в истинного Бога, то Он и не признает их Своими, гнушается ими. Они не члены великого царства Божьего и, по выражению священного Писания, они – сыны дьявола, погибшие для царства Божьего, а, следовательно, и не Господни. Верующие называются сынами Божьими. Они наследники царства небесного. Царство или Церковь Господа нашего Иисуса Христа составляли, составляют и будут составлять только истинно в Него верующие. Следовательно, членами Его Церкви сделались: все верующие в Него ветхозаветные, все верующие в Него новозаветные, все верующие в Него и перешедшие уже в загробный мир и все добрые ангелы, как свидетельствует св. ап. Павел: «Но приступили вы к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр.12:22 ). Богочлены духовно-нравственного царства, составляющие одно духовное тело Христово, Его Церковь ( Еф.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Глава 1 2 3 4     О книге пророка Ионы Сведения о пророке Ионе , как о большинстве ветхозаветных боговдохно­венных писателей, отличаются большою скудностью. Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле – посольстве и проповеди в Ниневию, о нем самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-oм, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» ( 4Цар 14:25 ). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город ( Нав 19.13 ) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до Р. X. и занимал израильский престол 41 год ( 4Цар 14.23 ). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» ( 4Цар 13:14–20 ). Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до Р. Х.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 9. Безбрачие ради Царства Божия и проблема пола С первых веков существования Церкви Христовой на земле ее верным чадам было заповедано два пути жизни: святой христианский Брак и святое христианское Девство. Все верующие в Господа Иисуса Христа, состоящие в Браке, вдовствующие, монашествующие, а также еще не вступившие в Брак, призваны к полноте христианской жизни и к совершенству любви. Путь монашества и, в частности, путь добровольного отказа от супружества, девство ради Царства Божия, есть особый благодатный дар Отца Небесного некоторым избранным членам Церкви, дабы они могли предаваться неразделенным сердцем одному лишь Богу. Согласно учению апостола Павла, истинно христианский Брак и безбрачие ради Царства Божия – две качественно различные харизмы, два различных дара Божия. Харизма безбрачия – великий дар, и недооценивать его – значит отказываться от всего многовекового опыта православного монашеского подвижничества. В безбрачии есть свои особые добродетели, которых нет в Браке; с этой точки зрения можно считать, что это состояние «лучше» Брака. Но и у истинного христианского Брака есть достоинства и добродетели, которых нет в безбрачии и монашестве. Само противопоставление Брака и Девства искусственно, ибо противоречит духу христианства. Оба пути прекрасны и без восполняющей человеческое несовершенство благодати Божией неосуществимы. Для всякого человека лучше то, что наиболее соответствует его личному призванию, его личной харизме. В истории Церкви, к сожалению, были периоды, когда «безбрачие» становилось синонимом «совершенства», его обязательным средством. Такое положение приводило к тому, что люди, стремившиеся к евангельскому совершенству, отказывались от Брака, хотя личной харизмы Девства не имели. Иногда это приводило к трагическим искривлениям духовного пути, падениям и даже отступничеству. Еще в первые века христианства, когда Церковь испытывала мощный натиск гностических и манихейских лжеучений, отрицающих Брак и вообще все плотское в человеке (и в особенности связанное с полом), с тех давних времен где-то подспудно затаилась мысль, что пол по сути своей дурен и освящается в таинстве Брака лишь для продолжения рода человеческого. Это глубоко неверное и опасное мнение веками приносило и приносит горчайшие плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый и последний… Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов 30.11.2019 2003 Время на чтение 7 минут Бога бойтесь, Царя чтите (1 Пет. 2, 17) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога!» Старец Николай Гурьянов Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8). «Альфой и Омегой», всё содержащей, всему имеющей начало и конец, безначальной и бесконечной, называет Себя Господь, открывая нам в этом имени Свою Божественную природу. Земным образом Божиим – альфой и омегой Русского Православного Царства промыслительно явились на Земле Русской первый Царь Иоанн Васильевич Грозный и последний император Российской Империи – святой Царь-мученик Николай II. Они двое из сонма благочестивых правителей России исполнили всю полноту царского служения и стали живым орудием в руках Промысла Божия, не дав восторжествовать тайне беззакония на нашей земле. …По слову святых отцов, царская власть несет в себе одушевленный образ Царя Небесного. И, как утверждает христианское учение о царской власти, именно Царь-Богопомазанник есть глава земной воинствующей Церкви, на которую Господь возлагает труднейшую миссию устроения земного царства по образу Царства Небесного (свт. Димитрий Ростовский). Об этом же свидетельствуют и законы Российской Империи, гласящие о том, что «Император, яко Христианский Государь, есть верховный Защитник и Блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой Благочиния. В сем смысле Император именуется Главою Церкви» (параграф 64, ст. 42. Осн. Зак. Рос. Имп.). Более того, как говорит апостол Павел, до тех пор не явится на земле и не откроется человек греха, сын погибели, – антихрист, – и тайна беззакония… не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Сол. 2, 7). «От великих и богомудрых отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть Самодержец Христианский» (сщмч. Иоанн Восторгов). «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею, – говорит о царской власти святитель Григорий Палама. – Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/pe...

О том, как утешительно благовестие, о покаянии и близости Царства Небесного 324 Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф. 4:17 ). Таково начало проповеди Христа Спасителя! Такова, можно сказать, и сущность благовестия Христова! – О, какая бездна любви, премудрости и благости Божией заключается в сем благовестии: покайтеся, приближися бо царство небесное! Это не тот же ли небесный мир на земли, не то же ли благоволение Божие к человекам, о котором благовествовали Ангелы при самом рождении от Пресвятой Девы Спасителя мира, свидетельствованного, при Иордане, от Отца предвечного, что Он есть Сын Его возлюбленный? ( Лк. 2:13,14 ) Так, братья, неисповедимый в судьбах своих Бог, которого беспредельное милосердие равно Его беспредельному правосудию, являет здесь исполнение обетования, данного нашим праотцам, – о избавлении их от греха, проклятья и смерти! Если сам обетованный Спаситель, пришедший в мир, вещает людям: покайтеся, то это значит, что Отец Небесный уже готов примириться с людьми, – даровать душам их вечный и неотъемлемый мир, только бы они обратились к Нему всем сердцем. Если сам Царь благодатного царства благовествует, что Его небесное царство уже приближилось, то, значит, оно действительно весьма близко от всякого, обращающегося с верой и любовью к сему небесному Царю. Что же может быть вожделеннее сего благоволения Божия к человекам, христиане-братья?! Не рай земной, а царство небесное дарует нам Христос Спаситель! По Его божественному уверению, это царство вечного блаженства к нам близко, и до того близко, что всякий из верных последователей Христовых, кто бы он ни был, может войти в него; и для этого ничего больше не требуется, кроме истинного покаяния: покайтеся, приближися бо царство небесное! О, благовестие сладчайшее и превожделенное, душеспасительное и радостотворное для всякого человека, каково бы ни было его звание, а особенно, каково бы ни было его состояние душевное! Размыслим о сем, братья. Много бед породил и порождает грех на земле: трудно исчислить их! Но из безчисленного ряда бедствий, угнетающих род человеческий, укажем хотя на два, встречаемые в сем мире повсюду: нищету, во всех ее видах, и смертоносные болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Богословские сочинения Архиепископ Иннокентий  (в миру Иван Алексеевич Борисов ;  15 (27) декабря 1800 , Елец , Орловская губерния  — 26 мая (7 июня ) 1857 , Одесса ) — епископ  Православной Российской Церкви ; с 24 февраля 1848 года  архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии  (1836 ). Член Святейшего Синода  с 26 августа 1856 года . Знаменитый проповедник. Богословские сочинения свт. Иннокентия Херсонского, вместе образующие целостное учение: О Боге вообще. Учение о Боге вообще — в Самом Себе. Учение о Боге троичном в Лицах, или о Святой Троице. Учение о сотворении мира. О Промысле и Провидении. О существах, высших человека, или о духах. О Боге вообще - как Учредителе Царства нравственного или Небесного Вступление   Чтобы исчерпать обширный предмет сей, нужно обратить внимание на следующие главные пункты его: Во-первых, рассмотреть самое Существо Божие, в Котором находится существо и основание всего мира. Существо Божие имеет две стороны: единство природы и троичность Лиц. Отсюда нужно рассмотреть: I) Бога в Самом Себе, Его свойства и действия; и II) Бога в трех Лицах (учение о Святой Троице). Первая из сих двух частей есть философская - естественная, ибо и разум учит о Боге вообще и Его свойствах; последняя часть есть собственно христианская. После должно, во-вторых, показать, как произошел от Бога мир вообще. Хотя, мы говорим о царстве нравственном, однако не можем не коснуться и мира физического, ибо он есть условие мира нравственного, есть поприще действий существ разумных. Это мирословие не есть значения собственно религиозного; оно есть богословская физика, но в системе богословия оно необходимо. В-третьих, сказав о происхождении мира вообще, скажем потом о существах нравственных в частности: сперва об Ангелах, а потом о человеке -его происхождении и первобытном состоянии. Наконец, в-четвертых, об отношении царства нравственного к Богу или о Промысле. Из сего составится учение о Боге как Учредителе Царства Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010