IV. Характеристика царства Божия с внутренней стороны: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:20–21). Учение св. отцов о царстве Божием. Устроение Христом Спасителем царства Божия. Виды пастырского служения В III главе мы определили царство Божие органически как царство природы, царство благодати и царство славы, как три ступени единого царства, в котором владычествует Бог и в котором должна исполняться Его святая воля. Человек живет в царстве природы, освящается и укрепляется благодатию в царстве благодати и все свои устремления обязан направлять к царству славы. Какова же нравственная природа царства Божия? В Свящ. Писании царство Божие противопоставляется царству мира сего, или мира дьявола. Последнее – царство греха и всякой неправды, зла и смерти, когда первое – царство добра и вечной жизни. В основе царства Божия лежит святая и праведная воля Божия, в царстве дьявола действует воля дьявольская или соблазненная, извращенная грехом человеческая воля. Первое царство является изначальным, самобытным, а потому и вечным. Второе не имеет самостоятельного бытия – оно явилось во времени, после измены Богу и уклонения от Его праведной воли, и подлежит упразднению. Сущность этого последнего царства не реальная, а метафизическая или, вернее, нравственная: она состоит в извращении в человеке образа Божия, в уклонении воли тварных существ от воли Творца, в извращении воли человеческой, ставшей самостною, богоборческою. Отсюда и победа над этим царством может быть только нравственной: оно держится на развращении воли, оно побеждается приведением воли человека к согласию с волей Божией, утверждением этой воли в добре. Христос Спаситель положил начало торжеству небесного царства Своим подвигом совершеннейшего подчинения Своей воли воле Отца, до слияния своей воли с волей Отцовской. Это подчинение было совершенно добровольным ( Ин.6:38 ; Ин.10:17–18 ), ибо оно утверждалось на признании совершеннейшей истинности воли Божией ( Ин.18:3 ; Ин.5:30 ), абсолютно совершенным, ибо никто не мог обличить Богочеловека в грехе, и, наконец, доведенным до последнего предела, ибо оно завершилось искупительной жертвой Богочеловека за грехи всего человечества. В лице Иисуса Христа явился миру вместо не выполнившего своего назначения первозданного Адама новый родоначальник и первый, и по времени и по достоинству, совершеннейший член небесного царства. А так как, кроме Него, сразу же наметились и другие члены этого царства в лице Апостолов, все оставивших и последовавших за Христом, и в лице других учеников Христовых, и так как с этого времени уже никогда не прекратится привлечение, а вместе с привлечением и постоянный прилив новых и новых членов этого царства, то понятны заявления Спасителя, что «приблизилось царствие Божие» ( Мк.1:15 ), уже «достигло до вас царствие Божие» ( Мф.12:28 ) и как пояснение к тому и другому: «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В „Богосл. Вестн.“ закончилось печатанием «богословско-апологетическое исследование» прот. П. Светлова «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания». Последняя, IX, глава этого «исследования» (дек. 1903, янв., март, май 1904 г.) дает «очерк положения вопроса о царстве Божием в русском богословии». Разработка этого вопроса находилась, говорит автор, в неблагоприятных условиях. Имело здесь значение, во-первых, влияние византинизма и латинства. Первое отражалось равнодушием к идее царства Божия, как более практической, чем умозрительной; второе вело к смешению царства Божия с церковью. Но «в особенности» были и остаются неблагоприятными «два обстоятельства». Первое – духовная цензура, которая, подозрительно относясь ко всему новому и оригинальному в богословской литературе, допускает и разработку вопроса о царстве Божием «лишь в направлении общепринятого взгляда, которым Царство Божие отождествляется с церковью». Другое неблагоприятное обстоятельство – разработка богословия почти в одном только духовном сословии. В силу своей замкнутости и отчуждения от жизни это сословие тяготеет к односторонне-аскетическому пониманию христианства, а на почве такого понимания возникает эсхатологическая концепция царства Божия, которая «неизбежно сопровождается смешением церкви и царства Божия». По всем указанным причинам в русском богословии даже «еще совсем не прочищена дорога к правильному понятию о царстве Божием», а за отсутствием самой идеи в правильном ее понимании, разумеется «нет и не может быть» никакого влияния ее на богословскую мысль. «Кое-что», впрочем, по вопросу о царстве Божием писалось русскими богословами, и «краткое обозрение» этой скудной литературы (именно пяти журнальных статей) заняло лишь 5–6 страниц в исследовании. «От авторов, которые только пишут и холодно рассуждают о царстве Божием», о. П. Светлов переходит к авторам, которые, по его словам, не только пишут, но и живут, двигаются идеей царства Божия во всей своей литературной деятельности и в жизни. Эти авторы суть: свящ. Г. С. Петров, Н. Н. Неплюев и Вл. С. Соловьев .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

По поводу книги проф. Протоиерея П.Я. Светлова «Идея Царства Божия» Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием § I Два основных определения о. Светловым Царства Божия. Рассмотрение первого определения; его несостоятельность. Заявление о. Светлова, что язычники, общества, государства и вся вселенная входят в состав Царства Божия; что искуплением Христа дьявол изгнан из мира и его власти подчинены только падшие духи и люди, окончательно подпавшие силе греха. Несостоятельность этих заявлений. Книга проф. протоиерея П. Я. Светлова (изд. св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1905 г.) представляет собою капитальный труд в 467 страниц. К сожалению, этот труд, стоивший автору больших усилий, имеет в своей основе ложную мысль. Последняя проходит через всю книгу от начала до конца и, прежде всего, выражается в главных определениях Царства Божия. Царство Божие, – говорит прот. Светлов, – есть единение каждого человека и всех людей вместе с Богом, дарованное нам во Христе, Царе и Господе нашем (С. 81). В другом месте книги мы находим такое определение: «Царство Божие в общем или широком смысле есть постепенно устрояемый Провидением совершенный порядок вещей в природе и истории, в котором возглавляемое Христом человечество участвует во всех благах осуществленного Им Божественного совета об искуплении мира» (С. 97). К словам этих определений следует присоединить и ряд однородных им по смыслу заявлений, которые нами будут рассмотрены ниже. Нельзя не отметить, какие великие заблуждения содержат в себе указанные определения Царства Божия. Остановимся своим вниманием на первом из них. Прот. Светлов говорит, что Царство Божие даровано нам Христом и состоит в единении каждого человека и всех людей вместе с Богом. Но из первосвященнической молитвы нашего Господа мы знаем, что о единении со Христом, истинным Богом нашим, можно говорить, имея в виду не каждого человека и не всех людей, а только истинно-верующих во Христа. «Не о сих же молю токмо, – говорит Господь, – но и о верующих словесе их ради в Мя. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал» ( Ин.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf 3. 3 неделя по Пятидесятнице. Ищите же прежде Царствия Божия. Иметь только необходимое, искать только спасительное. Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия (Мф. 6:22–33) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Не заботьтесь о завтрашнем дне,... довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф. 6:33–34 ). В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали слова Господа о том, что никто не может служить двум господам..., Богу и мамоне, ибо любя одного, возненавидит другого и будет нерадиво служить ему. Что следует разуметь под словом «мамона»? Ближайшим образом под «мамоной» следует разуметь излишества в материальных благах и средствах к жизни. Сюда относится и дорогая, богатая обстановка в квартире, дорогие, изысканные вещи и безделушки, излишняя одежда, изобилие запасов продуктов питания и прочее. Но не только всё это входит в понятие «мамоны», но и пристрастие, и любовь ко всем этим материальным средствам и благам, и уверенность, что только в них всё благо и счастье человека, что, имея хорошие материальные средства, человек имеет всё, не имея их – не имеет ничего. Братия и сестры! Прилепление сердца человеческого к материальным сокровищам потому предосудительно, что оно исключает всякий интерес и заботу о предметах высших, материальных, спасительных, духовных, ибо, как сказано, где (в чём) сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). Человеку, конечно, нельзя обойтись без пищи, одежды, крова, домашней обстановки. И заботы о них нам разрешены и для нас предусмотрены ( Мф. 6:11, 34 ). Не разрешается нам лишь увлекаться всеми этими заботами, переступать границу умеренности и разумности, переходить от забот о сегодняшнем дне к заботам, тревогам и волнениям о грядущих днях. Ибо тогда не остаётся ни времени, ни сил, ни желания позаботиться и о том, что является единым на потребу, т. е. позаботиться о благах духовных, вечных. Господь хочет, чтобы мы имели для себя лишь самое необходимое и довольствовались им, не оглядываясь по сторонам и не завидуя тем, кто служит «мамоне». Господь желает, чтобы мы, любя Бога, относились к ближнему своему как самому драгоценному сокровищу на земле, данному нам для нашего спасения. Ведь на пути к Богу всегда стоит человек и от нашего отношения к нему (человеку) зависит судьба наша и в этой, земной, и в будущей, загробной, жизни ( Мф. 6:13 ; Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово при посещении Харьковской епархии, сказанное в Успенском соборе города Богодухова 30 июня 1843 г. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ) Царствие Божие, братие мои, есть состояние столь вожделенное, до того превосходящее все радости и утехи земные, что одно позволение искать его могло бы составить милость великую и расположить каждого к тому, чтобы, оставив все, употребить все силы и средства к приобретению сего Царствия. А если бы вместе с этим заверено было совершенно, что всякий, кто только надлежащим образом будет искать Царствия Божия, непременно получит его, то оставаться хладным к этому Царствию и не искать его, значило бы уже (проявить – Ред.) крайнее нерадение о своем благе и неразумие величайшее. Но человек, в настоящем его состоянии греха и смерти, так действительно неразумен и невнимателен к истинному благу своему, что, несмотря на непрестанно делаемое ему предложение искать Царствия Божия, искать в вечную свою собственность, несмотря на все заверения, что искомое им непременно обрящется и будет получено, большей частью вовсе не думает об этом Царстве, и вместо того, чтобы искать его и употреблять для того надлежащие средства, занимается приобретением самых ничтожных благ и вещей, а от Царствия Божия, когда оно даже сретает его, отвращается и убегает, как от некой потери и несчастья. Что же делает любовь Отца Небесного? – Она могла бы со всей справедливостью лишить неразумного и неблагодарного человека всех прав на это Царствие, воспретить ему, яко недостойному, даже желать его. Но она не делает сего, а обращается к другому средству. Видя, что предложение одного Царствия не трогает человека, зная в то же время, что исканием этого Царствия он не озабочивает себя между прочим и потому, что считает нужным заботиться о снискании других малоценных и ничтожных вещей, но кажущихся ему необходимо нужными, любовь Отца Небесного присовокупляет к предложению Царствия и обещание этих самых вещей, за которыми гоняется бедный человек, как бы говоря так: «Ты не хочешь искать Царствия Божия, а желаешь стремиться за благами земными, – пусть будет по-твоему! Поскольку и последние, равно как и первое, в Моей власти, то Я отдаю тебе их вместе с Царствием; ты получишь и их, – только ищи «прежде» Царствия, яко блага высшего и вечного: «Ищите... прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам " " .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Н.О. Лосский. Религиозность русского народа Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро, без всякой примеси зла и несовершенств, существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, и потому они творят лишь абсолютные ценности, – нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Блага относительные, т. е. те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а для других – зло, не привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, т. е. лиц, которые не обладают совершенною любовью к Богу и предпочитают себя своему ближнему, если не всегда, то, по крайне мере, в некоторых случаях. Так как члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, то тело их – не материальное, а преображенное. В самом деле, материальное тело есть следствие эгоизма: оно получается как завоевание некоторой части пространства путем актов отталкивания, создающих относительно непроницаемый объем. Такое тело доступно ранениям и разрушению, оно полно несовершенств и связано необходимо с борьбою за существование. Преображенное тело состоит из творимых небожителями процессов света, звука, тепла, ароматов и служит выражением их духовного творчества, создающего абсолютные ценности. Такое духовно-телесное целое обладает идеальною красотою. Не содержа в себе актов толкания, преображенное тело не может быть подвержено отталкиванию; поэтому оно способно проникать через все материальные преграды, оно недоступно никаким ранениям и ничем не может быть разрушено. Телесной смерти члены Царства Божия не подвержены. Вообще никаких несовершенств и никакого зла в этом Царстве нет 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Тихон Нравственное совершенство, – уподобление совершенному Отцу небесному, должно быть, по слову Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, целью всей жизни и деятельности христианина: будьте говорит, совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Все роды деятельности разумной, все лучшие стремления человека, возвышающие его ; как существо разумное и свободное, как превосходнейшее творение Премудрого Художника, должны сосредоточиться в одной прекрасной цели – быть истинным подобием небесного Отца, подражателем Его благости и любви, оживотворяющей Своим всемогущим влиянием все творения даже до крин сельных, – одним словом, быть сыном Божиим. Цель и достойная человека, самая благородная и возвышенная, но вместе с тем не разом достигаемая, но постепенно, и притом не без собственной деятельности и усилия и не без стороннего наставления, вразумления и руководства. Высокая, говорим, цель, стремиться к выражению в себе, в своем сердце и своей деятельности подобия совершенств Божиих и таким образом соделываться истинными чадами Божьими, подражателями Единородного Сына Божия. При своей возвышенности, такое стремление, деятельно выражаемое, должно вести человека к истинному благу, составляющему постоянный предмет исканий его, – предмет жажды сердечной и неизъяснимых желаний: быть Сыном Божиим – тоже, что быть наследником царства Божия, быть прекрасным гражданином небесным. А быть гражданином неба не тоже ли, что быть самым лучшим гражданином земли? He правда ли, что благочестие на все полезно и имеет обетование нынешнего века и грядущего? Что, если бы общества человеческие состояли из членов, в тесном общении братской любви усиленно и деятельно ищущих гражданства небесного, истинных подражателей Сына Божия Единородного, подражателей Его смирения, терпения, кротости, любви; то утратили ли бы они блага гражданства земного? Напротив, такие общества представили бы прекрасное подобие царства Божия, царства мира, любви и истинного счастья, какое только доступно обитателям земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 14-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 14-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 16 зач., 4, 10—23 Тогда приступили ученики к Иисусу наедине и спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! Когда Господь оставался один, не только двенадцать, но и другие, близкие им, пользовались возможностью спросить Его о значении притч. И Господь отвечал им с любовью, так что они узнавали тайны Царства Божия. Он учил их тому, что они сами были неспособны постигнуть. Те, кто знает тайны Царства Божия, должны знать, что это дано им. От Господа они приняли свет и способность видеть. Говоря притчами о тайнах Царства Божия, Господь вовсе не имеет в виду, что это Царство бесконечно далеко от нас, и его невозможно постигнуть. Но Он имеет в виду, что это Царство абсолютно недоступно тому, кто не хочет отдать свое сердце Господу. И что только тот, кто принимает Его как Своего Учителя и Господа, может понять, что Царство Божие означает.

http://moral.ru/?p=114

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 14-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 16 зач., 4, 10–23 Тогда приступили ученики к Иисусу наедине и спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! Когда Господь оставался один, не только двенадцать, но и другие, близкие им, пользовались возможностью спросить Его о значении притч. И Господь отвечал им с любовью, так что они узнавали тайны Царства Божия. Он учил их тому, что они сами были неспособны постигнуть. Те, кто знает тайны Царства Божия, должны знать, что это дано им. От Господа они приняли свет и способность видеть. Говоря притчами о тайнах Царства Божия, Господь вовсе не имеет в виду, что это Царство бесконечно далеко от нас, и его невозможно постигнуть. Но Он имеет в виду, что это Царство абсолютно недоступно тому, кто не хочет отдать свое сердце Господу. И что только тот, кто принимает Его как Своего Учителя и Господа, может понять, что Царство Божие означает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010