Скачать epub pdf Май 1 Тамара Великая, благоверная царица Грузии Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории. В этот период заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году правитель Римского султана Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама . Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужения. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды; 1/14 мая – в день преставления и вторично в неделю жен-мироносиц (переходящее празднование). Герасим Болдинский, преподобный Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf Май Святая Тамара, царица Грузии 14-го мая (1 мая по церк.кал.) Святая Тамара (1184–1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Многие грузины почитают Тамару, как целительницу недугов. Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к святым. Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло. Святитель Афанасий Великий 15-го мая (2 мая по церк.кал.) От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть церковных писателей (преимущественно в епископском сане), которые отличались святостью жизни. Церковные писатели, непризнанные святыми, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия. В трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они выступили защитниками Православия; и их жизнь и деятельность является высоким (достойным) примером духовной жизни. 4-ый век в особенности прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью (ариане отрицали божественную природу Господа Иисуса Христа). Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (293–373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий свое образование получил под руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра. Большое влияние на Афанасия имел основатель египетского монашества преподобный Антоний Великий , жизнь которого он описал. Основательно изучив Священное Писание, творения ранних церковных писателей и древних классиков, он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Закрыть Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской О книге православного историка С.В.Фомина Тамара Дудина   00:48 16.04.2018 1184 Время на чтение 4 минуты «Державная икона Божией Матери - это Покров Царицы Небесной над Россией в XX веке и поныне...» Протоиерей Николай Булгаков 2 марта 1917 года Россия лишилась своего Государя. Народ отрекся от Царя, а тот, ради спасения своих преступивших клятву перед Богом подданных, пытаясь предотвратить начало полномасштабной Гражданской войны, вынужденно оставил власть. И в страшное для России время, когда судьба всей страны и русских людей оказалась в руках богоборцев, Господь не оставил нас. Русскому народу была явлена Державная икона Божией Матери. Самодержавие, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, перешло из земных сфер в небесные. И отныне оно оказалось несвержимо. Об этом почитаемом в России сотню лет образе рассказывает в своей книге «Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской» известный православный историк Сергей Владимирович Фомин. «Русский издательский центр имени святого Василия Великого» выпустил третье издание книги об этой иконе, существенно расширенное и дополненное. Впервые в нем представлено исследование, прослеживающее историческое развитие иконографии Чудотворного образа. В день «отречения» Государя Николая II Державная икона Божией Матери явилась русскому народу. Крестьянке Московской губернии Евдокии Ивановне Андриановой было два сновидения, в которых Царица Небесная указала место обретения своего образа. Женщина отправилась в церковь села Коломенского и там обо всем рассказала настоятелю. Черную от времени икону нашли в церковном подвале, а когда ее отмыли, то увидели Богородицу, изображенную восседающей на троне в красной порфире с короной на голове и со скипетром и державой в руках. Священник отслужил молебен. Весть о явлении Державного образа быстро облетела города и веси. Для прославления иконы приехал Патриарх Тихон, который впоследствии составил службу и Акафист «Державной». В Коломенское начали стекаться паломники.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/16/...

«Повесть о царице Динаре» была создана, по-видимому, в начале – первой половине XVI в. (в конце XV в. начались дипломатические отношения Московской Руси с Грузией; древнейшие списки «Повести» датируются второй четвертью XVI в.). Исторический прототип царицы Динары – знаменитая грузинская царица Тамара, правившая Грузией в конце XII – начале XIII в. (1184–1212). Материалы грузинской летописи «Картлис Цховреба» и народных грузинских преданий, рассказывающие о царице Тамаре, содержат много общего с русской «Повестью о царице Динаре»: Тамара наследовала престол своего отца, Георгия III, еще до замужества; ее царствование прославилось блестящими победами над турками (в Шамхорской битве 1205 г. грузины первые напали на войска оскорбившего царицу алеппского султана Нукардина и разбили его), богатейшими пожертвованиями в христианские храмы и др. (подробный анализ этих исторических соответствий см. в исследовании: Сперанский М. Н. Повесть о Динаре в русской письменности//Изв. ОРЯС. Л., 1926. Т. XXXI. С. 43–92). Рассказы о царице Тамаре, принесенные в Московскую Русь грузинскими дипломатами или афонскими монахами (на Афоне находится крупнейший грузинский монастырь – Иверский, где имя царицы Тамары, создавшей могучее грузинское государство, высоко чтилось), контаминировались с известиями о другой грузинской царице – Динаре, утвердившей православие в западной Грузии (Х в.). Характер сведений о царице Тамаре (Динаре), обработанных русским книжником в начале – первой половине XVI в., отвечал насущным задачам государственного строительства Московской Руси: они содержали идею сильной царской власти, пекущейся о нуждах государства, идею подчиненности (политической и нравственной) боярства авторитету царицы (царя), христианскую идею Божественного Промысла и покровительства Богородицы Иверии (Грузии) и Русской земле; особенно актуальной (для начала – первой половины XVI в.) была идея борьбы православных государств с «агарянами» (татарами, персами, турками) – восточными народами, угрожавшими государственной независимости Руси и Грузии. Идейная близость легенд о царице Тамаре и политической мысли Московской Руси начала – первой половины XVI в. послужила причиной создания русской повести. Повесть о грузинской царице Динаре активно использовалась в официальной культуре Московской Руси второй половины – конца XVI в. Меньшая Золотая палата в Кремлевском дворце была украшена стенной живописью на сюжет этой «Повести» (см.: Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Изд. 3-е. М., 1895. С. 178); в тексте третьей редакции «Казанской истории», созданной в 1592–1617 гг., был использован ее фрагмент: речь Динары к вельможам, содержащая призыв «ускорить» на борьбу с персами, вошла в состав речи Ивана Грозного к боярам перед походом на Казань и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Мати Молебница   Икона Мати Молебница Комментарии Всего комментариев: 829 2019/04/10, 08:42:54 Пресвятая Богородица, молю Тебя, помоги сыну Игорю найти работу по силам. Больших денег не просим. немного, в помощь. Помоги. Ради Христа, помоги. 2019/03/29, 08:36:20 Пресвятая Богородица! Царица Небесная! Моли Бога о сыне моем Александре. Буди ему Помощницей и Защитницей в борьбе его с душепагубными страстями и зависимостями. Не остави его Царица небесная. Укрепи его духовно и телесно, направи его стопы в Храм Божий для покаяния. На тебя вся надежда и все упование мое. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! р.б.Анна 2019/03/28, 06:33:01 Пресвятая Богородица моли Бога о нас грешных прощении грехов РБ Вадиму РБ Анне РБ Елене . Пресвятая Богородица моли Бога за нас . Аминь. 2019/03/17, 17:58:31 Мамочка Божия моли Бога о рб Татиане. Татиана 2019/03/15, 14:01:25 Святые отцы и братья прошу вашей усердной молитвы перед Матушкой Молебницей, о моём сыне Игоре чтоб поставить его на правильный жизненный путь. Пусть он избавится от игровой компьютерной зависимости от пристрастия к пиву. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Благодарю. Галина 2019/03/13, 19:37:19 Матушка молебница , помоги мне грешному разобраться в своей окаянной душе и моём помраченном разуме р.б.Павел 2019/03/13, 13:19:27 Пресвятая Богородица, к Тебе обращаюсь, прошу не оставляй мою помоги нам молитвами Твоими ко Господу нашему об избавлении от печалей, горя и бед. . Аминь. тамара 2019/03/06, 22:21:17 Любимая матушка помоги !!! Дочь меня замучила своим поведением рассели нас в разные квартиры !!! Нет моих сил уже! Устала от нее болеть !!! Низкий поклон монахам Афона ! 2019/02/24, 17:06:20 Божья Матушка Молебница, исцели моего сына Игоря, мы так устали... ПОМОГИ, 2019/02/22, 11:04:52 Мати Молебница! Благодарю за скорбь и за радость,за всяческую помощь в жизни и моли Бога и сына Своего опрщении грехов Ольги Алевтине Аркадию Иулиании Александру Александру . Устрой женитьбу Аркадию если Богу угодна на благочестивой девушке . Аминь

http://isihazm.ru/1/?id=2026&c_pid=2

Активисты автономии «Вардзиа» с настоятелем прихода у строящегося храма ЖМП 4 апрель 2023 /  20 апреля 2023 г. 12:00 Милосердие на Дону В РОСТОВСКОЙ ЕПАРХИИ СПАСАЮТ БЕЗДОМНЫХ, ОКОРМЛЯЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ И ПОМОГАЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ВОСПИТЫВАТЬ ТЕОЛОГОВ Гостеприимная Донская земля издавна принимала и стремившихся к вольнице казаков, и желавших потрудиться для обустройства южных рубежей Отчизны славян из северных пределов, и искавших лучшей доли переселенцев из Азии, Причерноморья и Кавказа. Принимала и по-матерински взращивала их, не забывая воспитывать и окормлять в Православии, глубоко пустившем корни на берегах великого Дона. О том, как православные ростовчане строят храм в стиле древнего грузинского церковного зодчества, создают хор в византийской традиции, пекут василопиту, читают пьесы современных авторов и изучают китайский язык, рассказывает побывавший в Ростовской епархии обозреватель «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. «Будем молиться — и дипломаты услышат» Из полутора сотен проживающих в Ростове-на-Дону народов 22 официально зарегистрировали свои национально-культурные автономии. Большинство из них относятся к этносам, давно и органически исповедующим Христову веру. Знакомство с Ростовской епархией начинаем с визита в некоторые из таких общин. По легенде, юная царица Тамара, гуляя с родным дядькой в уединенном ущелье на юге Грузии, потерялась в пещерах недостроенного монастыря. Обеспокоенный родственник стал искать ее и громко звал по имени. «Ак вар, дзиа!» — «Я здесь, дядя!» — вскоре отозвалась девочка. Обрадовавшись спасению дочери, грузинский царь Георг III приказал увековечить эту фразу. С тех пор эта историческая местность в верховьях реки Кура зовется Вардзиа. Национально-культурная автономия «Вардзиа» помогает ростовским грузинам не потеряться — особенно тем из них, для кого наша страна поначалу была чужбиной. Воскресным утром члены землячества съезжаются к храму во имя просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины на Бодрой улице. Звонарь Акакий Ланчава дает мерный благовест, под этот мелодичный звук глава национальной культурной автономии «Вардзиа» Дмитрий Гвазава объясняет мне, как старшее поколение нынешней грузинской диаспоры, насчитывающей в пределах областного центра около десяти тысяч человек, оказалось на гостеприимной Донской земле еще в советское время:

http://e-vestnik.ru/reports/miloserdie_n...

епископ Кирион (Садзаглишвили) Предисловие Предлагаемое сочинение есть первый опыт изложения краткой истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие, опыт тем более трудный, что он составлен почти исключительно на основании не разобранных и не изученных еще архивных документов, из которых извлеченные нами сведения впервые делаются достоянием печати. При написании его имелось в виду, по возможности, обнять все более или менее выдающиеся проявления религиозной жизни нашей церкви за целое столетие, со дня присоединения Грузинского царства к единоверной Российской Империи (с 12 сентября 1801 года по 12 сентября 1901 года). Желание выпустить книгу ко дню юбилея заставило нас значительно сократить некоторые отделы её. В ней читатель заметит отсутствие вопроса о бывших грузинских монастырях вне Грузии и об их имениях, но этот важный вопрос мы опустили намеренно, так как рассмотрению оного специально посвящается особая книга, которая скоро выйдет в печати. Надеемся, что настоящее наше сочинение, в виду отсутствия в русской литературе подобного труда, послужит не бесполезным пособием при изучении истории многострадальной Иверской церкви за истекшее XIX столетие, находящейся ныне под благопопечительною заботливостью православной России. г. Тифлис. 1901 г. Сентября 22 дня. Введение I. Церковно-политические сношения Грузии с единоверной Россией Всматриваясь в историю развития сношений православной Грузии с единоверною Россией, мы видим, что сношения эти завязываются в глубокой древности, проходя длинною, лишь изредка прерывающеюся нитью ряд столетий и затрагивая собою целую цепь поколений. По словам русской летописи, еще в XII веке князь Изяслав Мстиславич (в 1154 году) женился на царской дочери из Обез, под каковым именем обыкновенно разумеют дочь грузинского царя Димитрия I (1125–1154). Правнучка его, знаменитая царица Тамара (1184–1212), по совету грузинского духовенства и знатнейших придворных вельмож, выходит замуж за русского князя Георгия, сына Андрея Боголюбского. С XIII века до второй половины XVI века, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть I. Жизнеописание. Глава I. В родительском доме Иеросхимонах Иннокентий (в миру Иван Игнатович Орешкин) родился в 1870 году (по другим сведениям, в 1869-м), 23 мая/5 июня, в деревне Ерюхино Калужской губернии, Боровского уезда, Рождественской волости в крестьянской семье. Родители его, Игнат Петрович и Наталья Ларионовна, были искренне верующими людьми. О своем детстве отец Иннокентий рассказывал мало. Известно, что у него был брат, сестра Татьяна, умершая молодой от туберкулеза. Вспоминал, что, хотя они и жили бедно, отец его любил подавать нищим милостыню, говоря: «Лучше подавать, чем принимать» 3 . Видя, как часто мать, пытаясь свести концы с концами, молила Пресвятую Богородицу и Николая Угодника о помощи и защите или со слезами благодарила их, мальчик и сам с полной доверчивостью относился к Богу, Пречистой Богородице и святителю Николаю, к которым обращался особенно часто со своими детскими просьбами. И они помогали. Эти чудеса и поражали ребенка, и укрепляли в нем веру во всемогущество Господа и святых. Чего бы ни попросил молитвенно Ваня: свечки для храма, которые не на что было купить, или «бабки» для игры с ребятами, Богородица, Господь и святые не оставались безучастными. Духовная дочь батюшки Тамара Ивановна Федосеенкова вспоминала о времени, когда Ваня работал у хозяина разносчиком. Озорства ради швырнул он как-то камень наугад и разбил окно. Испугавшись, что хозяин его выгонит да еще накажет, Ваня пустился наутек и вдруг видит, что несут крестным ходом икону Царицы Небесной. Проказник спрятался за икону и стал просить Богоматерь заступиться за него. Когда вернулся, то застал жалобщиков, уверявших хозяина, что окно разбили его мальчишки. Тот вывел детей и спросил: «Который из них?». На Ваню не показали. «Царица Небесная скрыла меня», – улыбался батюшка, всегда с благодарностью вспоминавший о помощи Богородицы. Он ведь мог лишиться важного для семьи заработка. Серафима Сергеевна Спиридонова в своих воспоминаниях пишет: «Как-то на Пасху носили крестным ходом по домам иконы. И Ваня тоже носил. После крестного хода иконы возвращали в храм; часть из них надо было занести в алтарь. В честь праздника были открыты царские врата и всех предупредили: проходить через них нельзя, так в алтарь входит только священник. А Ваня, забывшись, пошел через царские врата. И услышал: «Значит, священником будет " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Вячеслав Тулупов Скачать epub pdf Предисловие В 1208 году в православную Грузию вторглось войско мусульман. Возглавлял его султан персидского города Ардебиля. В день праздника Пасхи, на рассвете, мусульмане внезапно ворвались в город Ани и, разграбив его, убили двенадцать тысяч христиан. Грузинская царица Тамара, узнав о случившемся, приказала своему знаменитому полководцу Захарии Мхаргрдзели осуществить акцию возмездия. Военачальник дождался начала мусульманского поста и отправился с войском в Персию. В ночь полнолуния его отряды сосредоточились около города Ардебиля. На рассвете, когда горожане только-только начали пробуждаться от сна и муллы с минаретов возвестили об окончании поста, грузины завладели городом. По приказу Захарии Мхаргрдзели он был разрушен до основания, а двенадцать тысяч его жителей умерщвлены. Казнь настигла и захваченного в плен ардебильского султана. После этого случая мусульмане перестали совершать набеги на грузинские земли в дни великих христианских праздников. Во время правления царицы Тамары Грузинское государство достигло вершины своего могущества. Полководцы Тамары прославили Грузию многими удачными походами и сражениями. Однако сама царица была чужда какой-либо воинственности. Наоборот, Тамара всегда стремилась к разрешению споров с соседними государствами путем мирных переговоров. Ее войска постоянно занимали оборонительные позиции и переходили в наступление только тогда, когда к этому их вынуждал противник. Как свидетельствуют арабские и персидские источники, в Грузии во время царствования Тамары мусульмане жили в лучших социальных условиях, чем во многих исламских государствах. Благоверная царица отменила смертную казнь и даже запретила наказывать людей розгами. Она ежегодно отпускала из казны одну десятую часть государственных доходов на помощь нуждающимся и часто целыми ночами собственными руками шила одежду для бедняков. Тамара каждый день молилась за литургией в дворцовом храме. Современники удивлялись ее мудрости, смирению и благочестию. За свою праведную жизнь она была причислена Церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тамара Грузинская, блгв. Описания иконы Тамара Грузинская, блгв. - житие Житие Святой Благоверной Царицы Грузии Тамары. День Празднования – 1 Мая, и в Неделю жен-мироносиц. Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия третьего. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории, царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида третьего Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году правитель Румского султаната Рукн –эн-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиана грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Тамара Грузинская, блгв. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Грузия. XII.] Георгий III, св. царица Тамара и Лаша-Георгий (фрагмент). Фреска церкви Рождества Богородицы. Монастырь Бетания. Грузия. XII век. Файл 10379.jpg:   Размер: 488x1200, 0.59 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (270) , (12) . Описание: [Грузия. XII - XIII.] Георгий III и св. царица Тамара перед Спасителем (фрагмент). Фреска. Церковь св. Николая. Кинцвиси. Грузия. XII - XIII века. Файл 10381.jpg:   Размер: 511x1200, 0.61 MPix, 151 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (169) , (4) . Описание: [Украина. 2006.] Свв. Давид и Тамара (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа). Фреска. Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2006 год.

http://pravicon.com/icon-2975

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010