«Се грядут в Ростов две гостьи: Царица небесная и царица земная; только я уже видеть их здесь не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готову быть тебе казначею». 1 Рукоп. жития свят. Димитрия Ростовского в консистор. деле, лист 214 на обороте. Так высказал свое распоряжение святитель Димитрий казначею своего дома иеромонаху Филарету после того как он услышал весть о скором принесении в Ростов иконы Божией Матери из монастыря Толгскаго и о имеющем совершиться прибытии из Москвы в Ростов вдовствующей государыни, царицы Параскевы Федоровны. 2 Царица Параскева Федоровна, супруга царя Иоанна Алексеевич а, умершего в 1696 году 29 дня генваря. В этих словах св. Димитрия, полных дивной прозорливости, мы можем, не стесняясь ничем, видеть прямое предсказание святителя о близкой кончине его земной жизни. Повидимому ничто не предвещало такой скорой смерти митрополита, ни лета, ни состояние его здоровья. Он постоянно занимался своими делами и не мог быть назван безнадежно больным. За три дня до своей кончины митрополит начал явно изнемогать; открылись у него сильные припадки кашля. Октября 26 числа, в день своего тезоименитства, он хотя и с большим трудом, сам совершал Божественную литургию и занимался с бывшими в тот день гостями. Последний день своей земной жизни 27 октября он тоже не ложился в постель и был на ногах, даже сделал визит того дня к монахине Варсонофии Козинской 3 Варсонофия Козинская была кормилицею царевича Алексея Петровича, впоследствии судимаго императором Петром великим. по ея усиленной просьбе, навестив в ее сопровождении одного архимандрита, а ночью на 28 число октября он тихо скончался. Смерть его последовала 1709 года на 58 году от рождения. И так проречение св. Димитрия о себе самом в точности исполнилось. Угодник Божий не хотел дать покоя своему ослабевшему организму и в последния минуты своего земнаго существования. Вечером 27 октября он отпустил из своих покоев певчаго, который особенно трудился в переписывании его сочинений, потом всем своим служителям приказал идти на покой; а сам, затворившись в особой комнате, на коленах провел всю последнюю ночь земнаго бытия в горячей молитве к Господу неба и земли. Во время такой предсмертной молитвы последовала тихая кончина праведника, и душа его оставила многомятежный мир сей, отлетев в селения горния, в содружество блаженных духов, в обители света и блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как это событие преднаписует нынешний праздник! Мудрый Соломон это – царь царствующих и Господь, Вседержитель Бог, бесконечная премудрость Которого излита на всем – земном и небесном, видимом и невидимом: вся премудростью сотворил еси ( Псал. 103:24 ); поэтому пророк Давид говорит: во всю землю изыде вещание Его, и в концы вселенныя глаголы Его ( Пс. 18:5 ). Царица Савская это – Царица неба и земли, Владычица ангелов, Богоотроковица Мария, Которая ныне встав пошла, направляясь из Своей страны, из отеческого дома, в сопровождении не вооруженных воинов, но свещеносных дев: приведутся Царю девы в след Ея, в веселии и радовании введутся в храм царев ( Пс. 44:15, 16 ). Она шествует в дом таинственного Соломона, во храм Божий, и здесь приносит Ему в дар цветы, то есть человеческую плоть, которая, как цветок, увядает: человек, яко трава дние его, яко цвет сельный тако оцветет ( Пс. 102:15 ). Этой плоти не было в небесном царстве Божием, так как на небе все невещественно и нетленно. В ответ Дева получает от Бога книгу божественной благодати, чрез посредство которой легко входить на небо, в рай сладости. О, благословен час, в который входит в храм Божий Дева, ведущая нас к божественной благодати! О, благодатный день, в который Предвечный Отец принимает в Своем доме Свою Дщерь, Сына – Матерь, Дух Святой – Невесту! О, радостный праздник, в который Иоаким и Анна веселятся, приводя в храм Дщерь, Которая сделается вместилищем Божества! Святое святых украшается, дабы принять Святейшую святых: небесное сорадуется земному и весь мир таинственно торжествует. И как тогда, входя в храм Божий, Дева услышала целование и приветствие Захарии, так и мне подобает приветствовать Ее ныне торжественным словом. Но так как у меня нет достаточной силы, то я прибегну к Той, Которая, имея в будущем стать Материю Слова, дарует устам моим слова для Ее же прославления. Итак, я говорю: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той же и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждилева исполнение»!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Мати Молебница   Икона Мати Молебница Комментарии Всего комментариев: 829 2014/07/10, 02:55:41 Матушка Пресвятая Богородица помолись за РБ Вадима даруй ему здравие душевное и телесное помоги Матушка пройти calculas РБ Вадиму на А .утверди его в вере православной . Аминь . 2014/07/09, 07:46:38 Пресвятая Богородице, Матерь Божия, согрешила маловерием, враг рода человечексого смутил ум и чувства мои, заставляет меня творить свои хотения, но Ты Благословенная, Царица Неба и земли, прости и помилуй мя грешную, умоли Сына Твоего простить мне мои согрешения. Заступись и очисти ум мой, Защити от людей через страсти их, которых причиняют мне и моей семье боль и проблемы. Матушка Богородице, помилуй, помоги и научи прощать всех без остатка обид в сердце моем, с терпением и со смирением принять все происходящее как Волю Божию! Елена (тюмен. обл.) 2014/07/08, 13:59:06 Пресвятая Богородица, благослови меня всегда хорошим рабочим местом до самой моей пенсии.Аминь. Лариса 2014/07/03, 08:01:23 О, Мати Молебница! Прошу Ваших молитв за р.б. Георгия вывести ему из долгов и кредитов и найти работу под силу. Спаси Господи! Матушка , слезно прошу. Во имя отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. Георгий 2014/07/03, 04:20:07 Матушка Пресвятая Богородице! Благодарю Тебя за все благодеяния, которые Ты до сего дня совершаешь над нами. Прошу Тебя,помоги сегодня нам р.б. Татьяне и р.б. Роману во всех делах . Помомлись за Романа чтоб у него все получилось и он сдал физику.. Слава Богу за все!!! Елена Татьяна 2014/07/02, 21:02:13 Матушка Пресвятая Богородице! Благодарю Тебя за все благодеяния, которые Ты до сего дня совершаешь над нами. Прошу Тебя, пошли мне мужа хорошего, достойного и надежного. Слава Богу за все!!! 2014/07/01, 01:49:14 Царица Небесная, услышь меня, рабу Божью Наталью. Попроси за меня сына своего, Господа нашего, да простит он мне все мои грехи, да не оставит меня и не отвернется от меня грешной, недостойной. Покрой меня своим покровом и защити от врагов и всех бед. Помоги мне в моих семейных и житейских нуждах, примири меня с врагами моими и смягчи сердца злых людей, восстающих на меня. Ненавидящих и обидящих меня прости и помоги мне жить по заповедям Божьим. Аминь

http://isihazm.ru/?id=2026&c_pid=10

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании Божией Матери Православная Церковь возвеличивает Божию Матерь, почитает Ее как Царицу неба и земли, поклоняется Ей, превысшей всех сил небесных, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Почему Православная Церковь так почитает Приснодеву Марию? Потому что Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог предназначил быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа: через Нее Слово стало Плотью, Сын Божий, Слово Отчее, воплотился в образе человека. Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел праотец Иаков: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, а вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней...» ( Быт.28:12–13 ). Прообразом Пресвятой Богородицы были и неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь. Через Еву, матерь рода человеческого, которая ослушалась Бога, поддавшись диавольскому внушению, в мир вошли грех и смерть, через Приснодеву Марию, смиренно исполнившую волю Божию: «да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ), принявшую в Себя Духа Святого и родившую Спасителя мира человечеству, было возвещено избавление от власти диавола и воскресение. Богоизбранность Пресвятой Девы была предсказана ветхозаветными пророками. Святой пророк Исайя за много веков предрек, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы. На это пророчество указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:23 ; Ис.7:14 ). Пророк Иезекииль предвидел, что Матерь Божия и после рождения Христа навсегда останется Девой: «И сказал мне Господь: ворота cuu будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будет затворены» ( Иез.44:2 ). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается пророком Давидом: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте ... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» ( Пс.44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы. Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод ). Или когда библейское название используется как метафора ( содом и гоморра, голгофа ). И, конечно, во фразеологизмах ( иудин поцелуй ). Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ). Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли . Кстати, и слово « Небо » в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы. Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство. Больше всего путаницы бывает со словом « божественный », и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении « относящийся к Богу » пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: « божественный апостол »). А вот прилагательное « Божий » всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий. С почтением к святым отцам Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как « преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

XIII. ПОКРОВ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В СУДЬБАХ РОССИИ Помяну имя Твое во всяком роде и роде ( Пс. 44:18 ) Подобно православной Греции, и Россия в разное время испытывала очевидное заступление Небесной Ходатаицы рода христианского. Почти при самом начале государства Русского Царица неба и земли чудесно послала Свой икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветившемуся христианской верой всему отечеству нашему. Память многих других чудных событий записана в летописях истории, увековечена построением святых храмов и обителей 74 и учреждением крестных ходов. Подробный рассказ о благодатном покрове Божьей Матери над Россией потребовал бы целой книги. Здесь мы лишь вкратце приведём важнейшие случаи очевидного заступления Царицы Небесной и Её чудесные явления соотечественникам нашим – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. В 1155г. сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собой образ Божьей Матери, привезённый из Константинополя. В 10 вёрстах от Владимира, лошади княжеские, вёзшие святую икону, вдруг остановились и не шли вперёд; перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея (18 Июля), явилась ему Богоматерь и объявила, что икона Её должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбово, как ознаменованное знамением любви небесной. Скоро после того он сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицей. Сам князь сподобился мученической кончины, признан к лику святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 Июня). Около 1160г. инок Киево-Печерского монастыря Эразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На 8 день внезапно встал и поведал братьям: «видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Эразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм встал, исполнил повеленное ему – и на третий день скончался (24 Февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Архив Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Празднование 24 октября/6 ноября Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость (с грошиками) " Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли: В Тебе — надежда и спасенье. Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней Склони всевидящее око. Святая Русь — твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем: Иной никто о нас не знает. О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей От наших скорби и страданья. Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»… Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате. Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная.

http://pravoslavie.ru/put/051106130450.h...

архим. Антоний Милосердие. Чудо 22-е в 1676 году Бодрою си молитвою и не тщетною простынею ущедри нас и подаждь душам нашим милосердие свое во веки источающи (Пов. велик.) Около ворот Ильинского монастыря лежал нищий, по имени Стефан. Ноги его до того болели, до того покрыты были ранами и гнойными струнами, что он совершенно не мог сдвинуться с места. Лежа у ворот целое лето и питаясь подаяниями богомольцев, Стефан дошел, наконец, до такого состояния, что просил Бога прекратить столь горестную жизнь. В то же время не переставал он усердно молить Пресвятую Богородицу о подании исцеления, обещаясь в таком случае остаться и трудиться во всю жизнь в той обители. Лежа в ранах, он, подобно Лазарю, желал воспользоваться хотя бы крупицей благодати от богатой милостью и щедротами Царицы неба и земли, Пресвятой Богородицы. И молитва его не была тщетна; чрез некоторое время он получил просимое исцеление – полное здравие, после чего всю жизнь с усердием работал в Ильинской обители, непрестанно прославляя свою милостивую Целительницу. Беседа 22-я Ни на земле, ни на небе не встретишь такого обширного милосердия, каково милосердие Пресвятой Богородицы. Милосерды на небе, например, Ангелы, ибо предстательствуют и повсюду нас охраняют, однако Давид видел их беспощадно избивающими людей ( 2Цар.24:15–17 ). Встречаются и на земле, между людьми, милостивые, но не настолько, как Пресвятая Богородица. Ее милосердие можно сравнить с одним только милосердием Божиим, ибо то и другое одинаково именуются бездною. О милосердии Божием св. Дамаскин говорит так: В бездне греховной валялся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну (Гл. 2, песн. 6-я). Так же воспевает и милосердие Владычицы. Милосердия твоего бездну, призывающу, подаждь ми, яже Благосердого рождшая (Посл, мол., песн. 4 я). И кто может измерить сию бездну? О, глубина милости к роду человеческому! Подобно больнице, мир сей преисполнен разного рода калеками и больными, могущими занять более, чем пять, при овчей купели, притворов. Кто же врачует такое множество немощных? Ты, премилостивая Царица! Возмущение воды при овчей купели было один раз в год, один из больных получал и исцеление, а воды Твоего, Пресвятая Богородица, милосердия, кипят непрестанно и врачуют не одного, но целые сонмы немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

В очерке подробно анализируется фраза 3Цар. 19:12 (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра), рассматриваются различные варианты перевода и толкования. Настоящий очерк посвящен анализу очень важного с догматической точки зрения фрагмента – стиха 3Цар. 19:12 , в котором описывается Богоявление пророку Илии на Хориве. Наша цель – представить объяснение фразы Священного Писания (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра). Для достижения этой цели мы будем использовать данные филологического анализа, проведенного современными библеистами, также сравним основные существующие толкования данной фразы, находящиеся в современных комментариях. Кроме этого, будут использованы труды святых отцов и богослужебные тексты. Прежде чем приступить к разбору указанной фразы, вспомним ее контекст. После впечатляющей и, казалось бы, полной победы пророка Илии в борьбе с культом Ваала на горе Кармил, после того как были убиты многочисленные жрецы Ваала и Ашеры, царица Иезавель, главная покровительница ваализма, произносит клятву: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них ( 3Цар. 19:2 ). И пророк Илия, движимый страхом смерти, бежит как можно дальше от мстительной царицы – сначала на самый юг Иудеи в Вирсавию, затем еще дальше – на гору Хорив (ее другое и даже более известное название – Синай). Об этом его страхе красноречиво говорится в «Слове на Усекновение главы Иоанна Предтечи», которое традиционно атрибутируется святителю Иоанну Златоусту (однако принадлежность Златоусту является спорной): «Увы! Пророк Илия убоялся женщины? Он, словом своим заключивший дождь для вселенной, низведший огонь с неба, молитвою воскресивший мертвых, убоялся женщины? Да, убоялся. Ничья ведь злоба не сравнится со злобою злой женщины» 1 . Итак, после того как храбрость пророка была подорвана и он оказался на грани отчаяния, Господь является ему на Хориве и это Богоявление описано в 3Цар. 19:11–12 : И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Празднование 24 октября/6 ноября Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли: В Тебе — надежда и спасенье. Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней Склони всевидящее око. Святая Русь — твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем: Иной никто о нас не знает. О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей От наших скорби и страданья. Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»… Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате. Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная.

http://pravoslavie.ru/1948.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010