II. Царица Ирина и междуцарствие Когда не стало в живых царя Феодора Иоанновича и когда утихла первая скорбь о почившем, патриарх и бояре, предстоявшие у смертного одра его, тут же приговорили присягнуть единственному лицу царского семейства, самому близкому к почившему царю, носившему царский титул, царице Ирине Феодоровне, происходившей из рода бояр Годуновых. Все с ревностью исполнили этот священный обряд, целуя крест в руках патриарха. За патриархом и боярами Москва и все города присягнули царице Ирине Феодоровне. Всё государство признало её права на власть и вручило ей власть неограниченную, самодержавную. Управление государством стало совершаться именем царицы: от её имени отдавались приказания и указы, на её имя присылались бумаги, в церквах молились на ектениях за царицу. Но вскоре печальная столица узнала, что вместе с Ириной вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нём праздно, и что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: „царица Ирина Феодоровна на великих своих государствах Российского царствия не изволила быть, а изволила, по своему обещанию, оставить превысочайшую честь и славу и высоту Великороссийского государства и восприяти иноческий ангельский образ». Царица отказалась принять самодержавную власть, не пожелала остаться на осиротевшем престоле и объявила бесповоротное решение своё уйти в монастырь и стать инокиней. Эта весть поразила Москву. Святители, дума, дворяне, воинство и „многочеловечный народ» собором, „с великим воплем и неутешным плачем» молили царицу, милости просили и били челом, чтобы не оставляла их в ужасном сиротстве, но государыня осталась непреклонна. Много раз приходили к ней и били челом, но она не согласилась остаться на престоле, и в девятый день по кончине царя Феодора Иоанновича царица Ирина выехала из Кремлёвского дворца в Новодевичий монастырь и там постриглась в инокини и приняла новое имя Александры. Россия осталась без главы. В Москве открылось междуцарствие и началось искание царя. Тревога и волнение охватили всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XII. Царь Никифор I. Споры двух империй из-за Венеции. Внутренняя деятельность. Преподобный Феодор Студит Ф. И. Успенский. История Византийской империи Царица Ирина была единодержавной владычицей в течение пяти лет, с 797 по 802 г. Часть этого времени главное влияние на дела имел евнух Ставракий, а после его смерти в 800 г.— его соперник, евнух Аеций. Тот и другой временщики нашли себе при дворе своих приверженцев, и влияние политических партий отражалось на внешних и внутренних делах, не говоря уже о постоянном раздоре церковных партий. Трудно при таких условиях стать на сторону Ирины и говорить о твердости ее характера и последовательности в системе управления. Напротив, нередко собственное ее положение подвергалось опасности вследствие излишней слабости ее и доверия к любимцам. Ирина, устранив сына от власти, открывала дорогу честолюбивым притязаниям вождей придворных партий и предводителей военных отрядов. Ей необходимо было принять во внимание вопрос о преемнике и разрешить династическое затруднение, неизбежно имеющее возникнуть, или кооптацией, или браком, но она об этом не думала, или ей не позволили отнестись самостоятельно к этому делу ее советники и любимцы. Перед самой смертью Ставракий имел намерение произвести переворот и даже подготовил в столице заговор, подкупив деньгами стоявшие в Константинополе полки. Но за ним следил Аеций, и царица приняла своевременные меры к обузданию Ставракия и ограничению его власти среди войска . По смерти Ставракия все влияние перешло к Аецию, но и этот последний, оставляя царице весь внешний блеск власти и обаяние всеобщего поклонения, под рукой принимал меры к тому, чтобы отыскать преемника Ирины, который основал бы новую династию. Последние годы Ирина была наверху счастья, ей удалось осуществить неслыханные доселе притязания.

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы? Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. 15 февраля, 2011 Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья! Иконы Богородицы Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Особое покровительство В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии. Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Царица Ирина и Карл Великий. Две империи Ф. И. Успенский. История Византийской империи Византийская империя, поглощенная религиозными вопросами и борьбой партий, не могла уделить достаточного внимания внешней политике, за исключением ближайших своих окраин, угрожаемых арабами и болгарами. Т. к. усиление этих врагов затрагивало самые существенные и живые интересы государства, то византийское правительство не могло задаваться более отдаленными задачами и целями, кроме тех, которыми удовлетворялись насущные потребности. Между тем империи предстояло осуществление мировых задач. Мировое значение империи обусловливалось тем, что ее владения находились в Европе и Азии, т. е. охватывали весь известный тогда культурный мир и включали множество племен и народов. Могущество императора, кроме войска и флота, заключалось в том, что под его рукой были и восточные патриархи, и римский папа. Но со времени иконоборческой борьбы, когда император отлучен был Римской Церковью и объявлен схизматиком, римский папа стремится к тому, чтобы стряхнуть с себя власть императора. Достигнув этого при помощи лангобардского оружия, папа, однако, скоро понял, что лангобардский король гораздо опасней для Рима, чем отдаленный от Италии обширными пространствами император. В половине VIII в., хорошо взвесив и обдумав предпринимаемый политический акт, папа заключил секретно от императора союз с Каро-лингом Пипином Коротким. В основе этого союза лежала взаимная услуга и выгода: папа разрешил Пипину низвергнуть своего короля Хильдерика III и самому стать на его место, а Пипин дал Римской Церкви политические права и земельные владения в Италии и положил начало Папской области или светской власти папы. Следствием этого было, с одной стороны, уничтожение лангобардской власти в Италии и присоединение отвоеванных у лангобардов земель к Франкскому государству, с другой же стороны — распространение власти франкских королей на Италию и Юго-Восточную Европу и зарождение идеи Западной империи. Намеченные здесь события имеют европейское, если не всемирно-историческое значение и делают перелом в истории. Нам предстоит в этой главе попытаться дать оценку одной из важнейших страниц византийской истории. Роковой смысл происшедших в небольшой период времени событий состоит в том, что на одной стороне стоял всемирный исторический деятель и гений в лице Карла Великого, а на другой — обыкновенная женщина, к тому же поставленная в крайнее затруднение религиозной смутой и дворцовой интригой.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Пресвятая Дева Сама пришла к нам…» К принесению в Москву из Костромы чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская» Николай Кокухин   00:56 24.05.2023 638 Время на чтение 4 минуты Фото: автора Святая Русь снова процветет, «аки крин небесный» Царица Небесная много раз спасала Россию от верной гибели. И ныне, когда мировое зло снова ополчилось на наше Отечество, Она с нами, на переднем рубеже, помогая нам выстоять в последней решающей схватке. Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская», прибыв из Костромы в Москву, находится в Храме Христа Спасителя. Православные христиане (как москвичи, так и гости столицы) устремились к Ней, чтобы облобызать святыню и излить Ей свои нужды и печали. В один из погожих солнечных дней я вошел в Храм. Цепочка людей медленно продвигается к чудотворной иконе, которая находится на возвышении, вблизи амвона; слева и справа от нее корзины с белоснежными хризантемами и ярко-красными розами. Приблизившись к святыне, христиане кладут земной поклон, осеняют себя крестным знамением, а потом с трепетом и благоговением прикладываются к ней. Они просят Царицу Небесную о самом главном - о спасении России, о том, чтобы бандеро-нацистские банды были как можно скорее сокрушены и сатанинский киевский режим подписал безоговорочную капитуляцию. Я помолился о том же. Многие богомольцы не спешат уходить из Храма, слушают вечернее богослужение, которое совершается за закрытыми Царскими вратами, продолжают молиться. Я познакомился с двумя из них. -Я приехала в Москву из Саратова с мамой (ее зовут Ирина Евгеньевна), - поведала мне Юлия Елисеева. - Мама пенсионерка, у нее онкологическое заболевание. Мы обращались ко многим врачам, долго лечились, но болезнь никак не отступала. Когда узнали, что чудотворная икона Божией Матери прибыла в Москву, то решили обязательно увидеть ее. Конечно, в первую очередь мы молились, чтобы Царица Небесная посрамила врага рода человеческого, который натравил на нас очередного антихриста, а потом со слезами попросили Ее, чтобы Она исцелила мою мамочку. И очень надеемся и уповаем, что наши просьбы не останутся втуне.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Иностранцы о России. Феодор Иоаннович, Борис Годунов ФЕОДОР ИОАННОВИЧ Царь Феодор Иоаннович Престол перешел к Феодору Иоанновичу, человеку весьма благочестивому и — на их московский лад — богобоязненному. Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда Будучи очень набожными, Царь (Феодор Иоаннович) и Царица (Ирина Борисовна) пешком обошли главные церкви города, а на Троицын день предприняли путешествие в известный монастырь, называемый Троице-Сергиев, в 60 милях от города Москвы. Царица из набожности шла всю дорогу пешком. Горсей Джером (после 1626) — английский дворянин, исполнял дипломатические поручения английского правительства Великий Князь велел поднести господину послу в знак милости превосходного вина в чарке из чистого золота, усаженной дорогими каменьями, также и каждому из сидевших за столом все в золотых же чарках. Такая честь и жалованье повторялись много раз за обедом, и каждый раз напитки были разные, но все же в золотых чарках, а чара, из которой пил господин посол, была усажена большими алмазами. Варкоч Николай -австрийский дипломат, XVI в., трижды приезжал в Москву Достойно памяти, что Великим Князем Феодором Иоанновичем в 1595 году было послано императору Рудольфу II. Подарки были следующие: 1003 сорока соболей, 519 сороков куниц, 120 черно-бурых лисиц, 337 000 лисиц, 3000 бобров, 1000 волчьих шкур, 74 лосиных шкуры. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник/А. Олеарий. Описание путешествия в Московию Уезжая, я выхлопотал еще две милости. Первая — свобода и прощение всех лифляндцев, мужчин и женщин, вдов, детей с их семействами, сосланных в пустынное место. Список всех их имен был составлен и отдан. Михаил Консов был немедленно послан с поручением и письмом от Царя к воеводе об их освобождении. Горсей Джером (после 1626) — английский дворянин, исполнял дипломатические поручения английского правительства Были по всей стране смещены продажные чиновники, судьи и военачальники и наместники, их места заняли более честные люди. Большие подати, налоги и пошлины, собиравшиеся во времена прежнего Царя, были уменьшены. А некоторые совсем отменены, и ни одно наказание не налагалось без доказательства вины. Словом, последовали основательные перемены в правлении; однако все произошло спокойно, тихо, мирно, без труда для Государя, без обиды для подчиненных, это принесло Государю безопасность и честь.

http://pravoslavie.ru/1761.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Крестный путь на другой континент Беседа с протоиереем Георгием Зелениным, настоятелем храма архангела Михаила в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси, США) Сентябрьские дни в Москве выдались солнечными и не по-осеннему теплыми. Очень верно сравнил их с пасхальными иеромонах Роман (Красовский) из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, один из 34 членов делегации Русской Зарубежной Церкви, сопровождавшей Курскую-Коренную икону Божией Матери в Россию. А протоиерей Георгий Зеленин, настоятель храма архангела Михаила в городе Патерсоне близ Нью-Йорка, заметил, что в храме Христа Спасителя, кажется, и время сегодня ощущается и течет по-иному. Несмотря на многочасовое дежурство у святыни, пение акафиста, стояние в длинной очереди, усталости не чувствуют ни священнослужители, ни люди, с утра до позднего вечера притекающие к долго ими жданному святому образу. Мы беседуем с протоиереем Георгием Зелениным, который первым среди священнослужителей РПЦЗ нес дежурство у чудотворного образа в храме Христа Спасителя. – Отец Георгий, вы были одним из первых священнослужителей, кто дежурил у чудотворной иконы в храме Христа Спасителя… – И ощущал в присутствии святыни то же чувство трепета, что и девятнадцать лет назад, когда семинаристом впервые сопровождал икону из Джорданвилля в Нью-Йорк. Тогда икона стояла у меня на коленях, и было необычайно острое ощущение, что ты прижимаешься к Матери Божией, к Ее Богомладенцу и что вся российская история в это время находится у тебя на коленях. И от этого единения рождалось особое чувство, ведь именно эта икона была в покоях царя Феодора Иоанновича, для нее царица Ирина своими руками вышивала ризу; вспоминался и князь Дмитрий Пожарский, который имел ее при своих войсках в годину Смутного времени, когда этой иконой благословлялось русское воинство изгонять из российских пределов тех, кто творил беззаконие в земле русской; вспоминался и почитавший образ фельдмаршал А.В. Суворов, единственный полководец за всю историю, который не проиграл ни одного сражения.

http://pravoslavie.ru/32155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010