Освящение квартиры или дома — зачем мы это делаем? Что такое освящение? Каким должно быть наше участие в церковных обрядах? В чем смысл освящения? Почему необходимы обряды освящения? Почему так важно освящать дома в наше время? Спасет ли нас освящение дома само по себе? Как служится чин освящения нового дома? Как происходит окропление дома святой водой? 7 декабря, 2005 Что такое освящение? Каким должно быть наше участие в церковных обрядах? В чем смысл освящения? Почему необходимы обряды освящения? Почему так важно освящать дома в наше время? Спасет ли нас освящение дома само по себе? Как служится чин освящения нового дома? Как происходит окропление дома святой водой? Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища. Освящение жилища Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо. о. Валентин Мордасов Церковные обряды Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати. Условно все обряды делятся на три вида: 1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви. 2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-osvyashh...

12. Старообрядчество: от выработки миссионерских стратегий к диалогу 12.1. Возникновение единоверия и вопрос о клятвах Первоначально вопрос о клятвах, наложенных соборами 16561667 годов на дониконовские обряды, встал в связи с учреждением единоверия. Старообрядцы постоянно упрекали Синод в том, что, учредив единоверие, Православная Церковь подпала под собственные клятвы. Об отмене клятв на дониконовские обряды начинали размышлять, если речь заходила о присоединении старообрядцев к Православной Церкви 1185 при сохранении дониконовских чинов. Уже в 1783 году в составленных стародубскими старообрядцами условиях воссоединения стояло требование, «чтобы разрешены были клятвы и поречения на старые обряды». 1186 Тогда же был предложен и способ разрешения этой проблемы. Прошение было подано на имя Г.А. Потемкина, который на полях прошения сделал примечание: «Клятва касается только до непокоряющихся Святой Церкви, а которые присоединяются, те не подлежат». 1187 То есть, по мнению всесильного в то время князя, под соборной клятвой находилась лишь та часть придерживающихся дониконовских обрядов, которая не признавала над собой власти Синода. В последующие годы этот аргумент неоднократно воспроизводился в различных посланиях, адресованных старообрядцам. В 1800 году Синод удовлетворил прошение группы московских старообрядцев, желающих присоединиться к Синодальной Церкви, сохранив при этом старые обряды. Предложенные старообрядцами тезисы были переданы митрополиту Платону (Левшину) 1188 , который составил на них комментарии. В литературе эти комментарии принято называть Правилами об единоверии или Пунктами о единоверии. Первый из этих пунктов включал просьбу о том, чтобы Синод снял клятвы на двуперстное сложение и другие обряды. В связи с этим пунктом митрополит Платон предлагал разрешать от клятв не обряды, а переходящих в единоверие старообрядцев. При этом «чтобы сие разрешение было открытее и их более успокаивающее» над каждым присоединяемым читалась специальная разрешительная молитва. 1189

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

II.13. Отношения со старообрядчеством «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Глава I. Происхождение раскола § 1. Обрядовое направление в религиозной жизни русского народа Итак, почему раскол возник по поводу исправления богослужебных книг и церковных обрядов? Начнем с примечания к тому взгляду, который в протесте против поправления текста богослужебных книг и формы церковных обрядов видит результат умственного невежества, приписавшего букве книг и форме обрядов значение догматической неизменяемости. В уважении к тексту богослужебных книг и к форме церковных обрядов ошибочно видеть следствие умственной недоразвитости. В нашей религиозной жизни церковные тексты и церковные обряды бесспорно имеют важное значение. Наша «вера, по апостолу, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». Содержание её заключается в отвлеченных, созерцательных истинах и воспринимается нами внутренно, способностями души. Но так как человек состоит не из души только, но и тела, то и имеет потребность выражать свои внутренние чувствования во вне, наружным образом, чрез известные действия; вместе с тем истины веры необходимо должны быть выражены в слове. Отсюда, Церковь издревле имела так называемые « символы веры »; отсюда же, она постепенно, по мере развития христианского сознания и соответственно обстоятельствам времени, вырабатывала и вводила в употребление различные церковные обычаи и обряды. Таким образом церковные тексты и обряды символически выражают содержание вероучения. Вместе с тем тексты и обряды суть внешние средства, помощью которых религиозное мышление усвояет сокровенную сущность вероучения. В этом заключается психологическое значение текстов и обрядов. Вероучение состоит из истин свыше-откровенных и свыше-откровенных требований – из догматов и заповедей. Догматы превосходят познавательные способности нашего разума, заповеди превосходят естественные влечения человеческой воли. Если так, то, спрашивается, каким образом усвояется вероучение? Например: как может человек усвоить непостижимый христианский догмат о троичности Лиц в Боге? Или: каким образом можно воспитать человека в мысли, что последователю Христа следует любить врагов своих? Эта цель достигается при посредстве религиозного воспитания, отличительную черту которого составляет то, что в нем истины веры преподаются воспитываемому в известных, готовых, определенных формах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Взгляд Аввакума на учение и обряды православной церкви «Лутче, говорит он, прияти чувственнаго змия и василиска в дом, нежели никониянская вера и учение: зело бо суть пагубно и вечной муце [муке] предательно. Никонианской дух самого антихриста дух.» (Материалы для истории русского раскола VIII, 86. 85). Протопоп Юрьевца Повольского, Аввакум был выразителем самых крайних раскольнических воззрений на православную церковь , её учение и обряды. Его отзывы о православной церкви, разбросанные в его разнообразных сочинениях, доведены до абсурда и поражают своей дикой чудовищностью. Аввакум совершенно не узнал православной церкви после того, как в обряды и богослужение её были внесены некоторые исправления при патриархе Никоне . Церковь оставалась той же, с теми же догматами веры, с тем же кодексом законов и правил, какие имела она ранее, но Аввакум вообразил в ней всякое «догматное пременение» и «законом церковным разрушение». Мало того, Аввакум вообразил, что в православной церкви воцарился сам антихрист и невидимо обладает ею, действуя в её учении и таинствах. Такой взгляд на православную церковь Аввакум, по свойственной ему необузданности и крайней запальчивости, беззастенчиво развивал в самой нелепой форме, осыпая православную церковь клеветами, глумясь и кощунственно издеваясь над её установлениями. Аввакум, хотя, по своему времени, был довольно начитан, и как сам говорит о себе, прошёл, «вся священная и божественная писания», но в существе дела совершенно не понимал духа возвышенного христианского вероучения. Верная мысль о непогрешимости священного предания церкви в духе церковного учения в сознании Аввакума получила совершенно превратный смысл и значение. Аввакум думал, что «вся, яже от отец прияша, свята и непорочна суть», и что в церковных книгах, как бы они ни писались и ни переписывались, каждая буква, каждая черта священны; здесь не может быть никаких погрешностей, и, следовательно, не должно быть никаких поправок. «В церкви, – говорил он, – Христос царствует и не дает ей погрешить ей в малейшей чертице канонов и песней». Поэтому каждое отступление от буквы принятого обычая казалось Аввакуму уже отступлением от целого православия, и малейшее изменение в церковно – богослужебных книгах, вроде того, как замена слова веком на веков, заключало в себе, по его мнению, великую ересь. Аввакум разил все Никоновы исправления без разбора, называя их то «Никонианскими затейками», то «еретическими кобями», а новопечатные книги считал сводом ересей всех еретиков, от века бывших. «До насе положено: лежи оно так во веки веком»! твердил он повсюду в своё оправдание и, ничтоже сумняшись, продолжал проклинать православную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

«Я сам русский и сын русского, но вера моя и убеждения греческие», – говорил о себе патр. Никон. Эти слова патриарха определяют ход и характер его церковных преобразований, указывая основу исправления им русских богослужебных книг, чинов и обрядов, т. е. основу того церковно-исторического события, которое послужило ближайшим поводом к отделению части русского общества от единой православной церкви, – к образованию всем известного и прискорбного явления в русской церкви – раскола. Греческая вера, перенесенная на русскую почву, получила со временем свой особенный оттенок: оттенок этот касался хотя не существа веры, но был тем не менее весьма заметен и был не совсем уместен в единой истинной Христовой церкви, какой должны быть церковь греко-российская, восточная. На Руси явились свои обряды, свои чины и даже свои богослужебные книги, – отличные от греческих, – причем чем дальше шло время, тем больше увеличивалась особенность русских богосл. книг и чинов. Эти национальные русские обряды и чины были большей частью весьма неудовлетворительны и далеко не вполне отвечали духу православной церкви. Поэтому появление и распространение их на Руси нельзя не признать явлением весьма прискорбным. И действительно, наши передовые русские люди всегда так смотрели на это обстоятельство и по силе возможности предпринимали против этого начального явления свои меры: стремились объединить русские обряды и книги с греческими. Но все попытки в этом роде не достигали своей цели, потому что большей частью велись поверхностно, потому что исправление наших книг, обрядов и чинов предпринималась на русской почве – без сличения их с греческими. И только во второй половине XVII века, т. е. по прошествии 8 веков нашей христианской жизни, была сознана ясно мысль о необходимости сверить наши обряды и книги с греческими, было признано необходимым обратиться к источному началу нашей веры – и эта-то мысль была выражена вышеприведенными словами патриарха Никона : «я сам русский и сын русского, но вера и убеждения мои – греческие»: сознанная патриархом, она нашла в нем и своего осуществителя. «Никон – это носитель идеи греко-восточного православия; глубокими, неизгладимыми чертами он врезал имя свое в летописях восточной церкви, как охранитель православия» (проф. Заозерский).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

XXII. Обряды богослужения и законы Вся третья книга Моисеева, называемая Левит, заключает в себе, как права и обязанности сего избранного племени и трех степеней священства, Левита, Жреца и Архиерея, (которым соответствуют нынешние три степени церковные, Дьякона, Пресвитера и Епископа) так и законы церковные и частью гражданские народа Израильского. Левиты простые вступали в действительное служение, в двадцать пять лет, и продолжали оное до пятидесяти. Они обязаны были помогать священникам, в делах звания их, и носить скинию со всеми её принадлежностями; но им не позволено было входить в нее, прежде нежели священники покроют кивот завета внутреннего завесой, и не оденут его, так как и другие священные вещи, покровами. Священники долженствовали быть потомками Аарона, законорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении и супружестве. Посему могли вступать в брак только с девой из своего народа, или вдовой священника; не позволялось им употреблять вина пред священнодействиями и запрещались светские обряды сетования о умерших, исключая отца, матери, сына, дочери, брата и девствующей сестры. Во время служения жрецы употребляли четыре льняные одежды: надраги, покрывавшие наготу от чресл до колен, хитон, пояс и кидар, или род малой митры, обвитой длинной тканью. В определенное время приносили они во дворе скинии жертвы, и фимиам в святилище, возжигали каждый вечер светильник, и каждую субботу переменяли хлебы на трапезе предложения; трубами созывали они народ, для снятия ополчения, для праздников и на брань, и очищали молитвенно проказу и другие нечистоты, наставляя народ в законе. Звание Иерея великого, после Аарона, по порядку должно было принадлежать старшему в его потомстве, достигшему по крайней мере гражданского совершеннолетия, т. е. двадцатилетнего возраста. Все отличия и обязанности простых жрецов относились равномерно и к великому священнику, но с некоторыми дополнениями, соответственными его достоинству. Он не мог иметь в супружестве вдовы, не смел обнажить голову или разодрать одежду в знак печали, ни оплакивать самых ближних родственников. Посвящение его отличалось, обильным излиянием мира, сделанного Моисеем и после хранившегося при скинии; преимущества его состояли в праве распоряжать священнодействиями и входить однажды в год, во Святое Святых, с кровью очищения, во образ Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея ( Быт. 28, 18; 35, 14 ). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» ( Исх. 40, 9, 16, 34, 35 ). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа ( 2Пар. 7, 8–9 ). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» ( Ездр. 6:16 ). После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество ( Исх. 40 ; 3Цар. 8 ). Древний обычай освящать храмы Божии унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» ( Деян. 1, 13–14, 2, 1 ). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I-III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Н.И. Державин Обряды Всю церковную жизнь, связанную с богослужением, можно разделить на Таинства и обряды. О Таинствах мы говорили в предыдущей главе. Но бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или просьбам христиан, так называемые требы (или частные богослужения – прим. ред.). Они существуют почти на все случаи жизни: от Крещения младенца до погребения усопшего. Самые распространенные требы или, как их еще называют, обряды, это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома, машины, всякой вещи. Молебны Молебны бывают просительными и благодарственными. Всякое дело принято начинать с молитвы. А если человек начинает что-то особенно для себя важное, то лучше отслужить в Церкви просительный молебен и испросить Божия благословения и помощи в предстоящем деле. Просительный молебен можно также заказать о болящих, путешествующих, заключенных... Благодарственные молебны верующие заказывают, когда хотят поблагодарить Бога за Его помощь. Бывают молебны, которые служатся не по просьбе одного человека, а для всех. Например, благодарственные молебны по случаю храмового праздника, на Новый год или перед началом учебного года. Просительные молебны служат во время стихийных бедствий, эпидемий, войн. Иногда такие молебны бывают с крестными ходами и водосвятием. Акафисты В переводе с греческого слово «акафист» означает «неседальное пение», то есть та часть богослужения, во время которой нельзя сидеть. В древности акафистом называлось большое поэтическое произведение, посвященное Божией Матери. Сейчас этот акафист Божией Матери читают в пятницу на пятой неделе Великого поста. Называется он «Похвала Богородицы» или просто «Акафист». Впоследствии словом «акафист» стали называть богослужебные поэтические произведения. Тексты акафистов очень красивы. Обычно в них прославляется и восхваляется то событие или лицо, которому посвящен акафист. Состоят акафисты из тринадцати кондаков 51 и двенадцати икосов 52 , чередующихся с припевами, которые, как правило, начинаются словами: Радуйся... (например: Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010