27 марта 1785 г., после перенесения епископской кафедры из Переяслава в Слуцк, И. возглавил Новгород-Северскую епархию. Заботился о развитии церковной образовательной системы, перевел семинарию из Переяслава в Новгород-Северский. После упразднения епархии 1 сент. 1797 г. И. был назначен на Могилёвскую кафедру с титулом архиепископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, но отказался от этой должности. 24 сент. 1797 г. И. уволился на покой, поселился в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре , где похоронен. Соч.: Слова, говоренные на чреде проповедания. М., 1779; Речь при открытии народного училища в Новгород-Северске. СПб., 1789. Арх.: ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 248, 260. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 212; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 202; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 95; Юзефович Д. Иерархия Переяславско-Полтавской епархии//Полтавские ЕВ. 1863. 15. С. 95-96; Полиевкт, игум. Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях//Там же. 1867. 21. С. 361-369; Максимович М. А. Сказание о Межигорском мон-ре//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 282-283; Строев. Списки иерархов. Стб. 26; П-ко Вл. Из истории образования на Украине//Киевская старина. 1905. Т. 90. 9. Отд. 1. С. 236-247; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской Академии. К., 1906. Отд. 2. Т. 3. С. 490; Пархоменко В. А. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии (1733-1785 гг.) в связи с общим ходом малорос. жизни того времени. Полтава, 19102; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. С. 695-697; Ластовський В. В. Православна Церква у cycniльho-noлimuчhoмy жummi Украïни XVIII ст.: (Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьka Черкаси, 2002. С. 116, 134; Титов Ф. А. Имп. КДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1619): Ист. записка. К., 2003. С. 516; Кагамлик С. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури. К., 2005. С. 352-354; Кузьмук О. «Козацьке благочестя»: Biйcьko Запорозьке Низове i kuïbcьki чoлobiчi мohacmupi в XVII-XVIII ст. К., 2006. С. 187; Apxib лаври та зanobiдhuka. К., 2007. Вип. 1. С. 139; Прокоп " юк О. Духовна Kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786). К., 2008. С. 97.

http://pravenc.ru/text/389187.html

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 766; Оп. 205. Д. 450-455; Ф. 815. Оп. 10. Д. 1. Л. 299-301; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 768. Д. 293, 369; Оп. 779. Д. 796; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2691; Оп. 2. Д. 1579. Лит.: Посещение Киева Блаженнейшим Никодимом, Патриархом Иерусалимским. К., 1883; Николаев Н. Н. Великая страда: Иллюстр. история обороны Севастополя. СПб., 1904. Т. В. Кочубинская Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/172050.html

В нач. 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте захоронения старца установлен памятник с надписью: «Рясофорный монах Досифей. Ск. 25.IX.1776 г. Господи, упокой душу раба Твоего в селениях праведных. Вечная память». В 1993 г. Д. был канонизирован Собором УПЦ. Память отмечена под 25 сент. В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско (на основе публикации: Киев, 19113), дополнив портретом Д., на к-ром преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Д. неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей Д. имел хождение список с его более раннего портрета. Арх.: ЦГИАК. Ф.128. Оп. 3 общ. Д. 1-а; Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10; Оп.1 общемон. Д. 1130. Л. 1-8; Оп. 3. Д. 506. 92; Оп. 3 тип. Д. 281. Лит.: Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190; Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141; Лашкевич А. C. Киевский пещерник XVIII ст.//Киев. старина. 1884. 7. С. 541-543; Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906; ЖПодв. Сент. С. 255-270; Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100; Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 244-245; Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом/Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92; она же. Джерела з icmopiï Китаïвськоï nycmuhi XVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових мoмehmib//Православ " я - наука - cycniльcmbo: Питання Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42; она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии//ВЦИ. 2007. 2. С. 235-250; Кагамлик С. Р. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005. С. 342.

http://pravenc.ru/text/180355.html

В 1994 г. на Китай-горе была обнаружена неизвестная ранее пещера; протяженность доступных проходов в пещере ок. 25 м. При расчистке пола археологи нашли фрагменты изразцов, заготовки для ложки-баклуши из липы. В глубине пещеры исследовано помещение, по 3-частному делению атрибутированное как церковь. На престоле находился равноконечный крест, вырезанный из липы. Анализ полученного материала дал основания участнику экспедиции археологу М. М. Стрихарю предположить, что эта пещера могла служить местом подвигов затворника Досифея или его современника. Святыни Ковчег с частицами мощей 12 апостолов, праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы; ковчег с мощами 40 святых; мощи юродивого прп. Феофила (с 2009 в монастырском храме Двенадцати апостолов); вериги прп. Феофила; список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери «Закланная»; икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей; икона мч. Трифона с частицей мощей; икона блгв. кн. Даниила Московского с частицей мощей; икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; епитрахиль и поручи прп. Серафима; икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей. У сев. стены Троицкого храма под спудом находятся мощи прп. Досифея (на предполагаемом месте захоронения устроен кенотаф). Особое почитание прп. Серафима в обители объясняется тем, что, по преданию, в 1776 г. именно здесь старец Досифей благословил на монашеский подвиг Прохора Мошнина (прп. Серафима). Арх.: ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 7594. Л. 115-116 зв., 129; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 19. 1725-1760 гг. 319 л.; Д. 81. 1746 г. 4 л.; Д. 96. 1749-1758 гг. 60 л.; Д. 108а. 1752 г. 3 л.; Д. 160. 1757-1782 гг. 7 л.; Д. 194. 1760-1766 гг. 37 л.; Д. 258. 1763-1764 гг. 8 л.; Д. 308. 1766 г. 11 л.; Д. 566. 1781 г. 101 л.; Д. 2029. 1844 г. 18 л.; Оп. 2 общ. Д. 372. 76 л., 1892-1901 гг.; Оп. 3 общ. Д. 726. Л. 1; Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4; Д. 783; Оп. 1 бухг. Д. 2378; Ф. 725. Оп. 1. Д. 40. 1912 г. 25 л.; Д. 63. 1911-1914 гг. 6 л.; НБУВ ИР. Ф. 160. 491; Стрихарь М. Н. и др. Отчет об архитектурно-археологических исследованиях пещер Китаевского Св.-Троицкого скита XVII в. в Киеве: Ркп.//Науч. архив ИАНАНУ. К., 1994. 12 л.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Север. 1930. 25 апр.). Н. проживал на покое в Тобольске. Похоронен на тобольском городском Завальном кладбище с юж. стороны ц. Семи отроков Эфесских. Соч.: Речь при наречении во еп. Черкасского//ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231. Арх.:РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 139, 218; Архив СБУ. Ф. 6. Д. 38183; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; ЦГИАК Украины. Ф. 128 (Киево-Печерская Лавра). Оп. 3 общ. Д. 1247; ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Д. 52; ГА Киевской обл. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 73; Архив Комитета ЗАГС Администрации г. Тобольска. Актовые книги Бюро ЗАГС г. Тобольска Уральской обл. за 1930 г. Лит.: ЦВед. 1910. 2. С. 3; ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231, 261-263; Рус. Паломник. 1910. 9. С. 142; Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 10-11; Уральские церк. вед. 1928. 7/8. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 13-14; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1403; Акты свт. Тихона. С. 288, 292, 293, 736, 740, 741; Польский. Ч. 2. С. 90; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 1996. С. 546; Боже В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска 1917-1937 гг.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2. С. 185; Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всерос. съезд монашествующих 1909 г.: Восп. участника. М., 1999р. С. 22, 277; Казанское дворянство 1785-1917 г.: Генеалогич. слов./Сост.: Г. А. Двоеносова. Каз., 2001. С. 97; Мат-лы по истории рус. иерархии: Статьи и док-ты. М., 2002. С. 172, 182, 197; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 62, 96, 150-151, 165, 166, 169, 170, 172, 179, 185, 257, 527; Губонин. История иерархии, 2006. С. 215, 494-495, 539, 731-732, 865, 869, 875, 881-891; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 ст./Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 75-78; Малоизвестные страницы церк. служения Экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг.: (По мат-лам следственного дела)/Публ.: А.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Досифей Китаевский. Икона. XX в. Биографические сведения о Д. крайне скудны и противоречивы. Первоначальное Житие Д. было составлено, вероятно, в кон. XVIII в., вскоре после его кончины. Анонимное рукописное жизнеописание Д. кон. XVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в ж. «Киевская старина» (1884. 7. С. 541-543). Согласно этому повествованию, насельник Киево-Печерской лавры рясофорный монах Д. происходил из «великороссийских крестьян», бежал от боярина, желая принять постриг. Пришел в Киев, но, как «беглый раб», не смог поступить ни в один мон-рь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пуст., и долгое время подвизался «в великом воздержании». В документах сведения о подвижничестве Д. впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского ген.-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а). Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной . Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Д. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Д. продолжал жить в пещере. Вероятно, после указа о запрете отшельничества (сер. 60-х гг. XVIII в.) Д. оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры. В 1766 г. Д., к-рый уже был в монашеском чине, вновь перевели из Дальних пещер в Китаевскую пуст. Документы свидетельствуют о широкой известности старца, к-рый к 1766 г. «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Д.

http://pravenc.ru/text/180355.html

Согласно той же описи, на сев. стороне храма, близ иконостаса, помещались 4 образа на медных досках, вероятно, из первоначального деревянного иконостаса церкви, освященной в 1691 г. (в наст. время иконы находятся там же): «Спаситель с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом», «Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», «Прп. Варлаам Хутынский, мч. Варлаам, прп. Варлаам Печерский» (в описи названа иконой «Св. Иоанн Воин с 2 неизвестными святыми») и «Прп. Варлаам с 6 сценами жития». Начало работ по созданию нового иконостаса Введенской ц. относится к янв.-февр. 1819 г.; в нояб. он уже был установлен. В рапорте Духовному Собору иером. Филарет просил сохранить в этом иконостасе 4 иконы местного ряда из деревянного иконостаса (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (общ.). Д. 1449. Л. 3). Царские врата (не сохр.), «среброчеканные, прорезные», с вкладной надписью в медальонах, видимо, тоже были из старого деревянного иконостаса, но частично переделаны. В местном ряду - иконы Спасителя, Богородицы с Младенцем Христом, храмовая - «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Собор всех Печерских угодников»; несохранившиеся оклады на 2 последних иконах датированы 1783 г. (Опись 1892 г. Л. 37. Ч. 170-171. Гл. 5-6). В овальных иконах над царскими вратами - «Коронование Пресв. Богородицы», по сторонам архангелы - Михаил и Гавриил. В цокольном ряду помещены иконы «Иисус Христос Добрый Пастырь», «Встреча Марии и Елисаветы», «Праведные Иоаким и Анна», «Лестница Иакова». На диаконской двери вверху - «Благовещение», внизу - прор. Исаия. Датировка сохранившихся икон, ранее находившихся в деревянных иконостасах всех 3 пещерных храмов, уточняется. Возможно, создание следует связывать с проведением масштабных работ по замене иконостаса в Крестовоздвиженском храме, освященном в 1769 г., и с последовавшим затем украшением пещерных иконостасов. Я. В. Литвиненко Арх.: Опись 1877 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер//ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 294. Л. 36 об., 37, 42, 43 об.; Опись 1892 г.: Главная церковная ризничная опись Ближних пещер Киево-Печерской Лавры, составленная в 1892 г.//Там же. Д. 374. Л. 21-40 (публ.: Опис Блuжhix печер лаври 1892 р.//Лаврський альманах. К., 2012. Вип. 27. С. 126-139); Опись 1893 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, составленная в 1893 г.//ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 383. Л. 27 об.- 52 (публ.: Ihbehmaphuй onic майна Дaльhix печер.1892 р.//Лаврський альманах. 2012. Вип. 27. С. 8-16).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Комплекс сооружений исторического ядра пустыни расположился 6-угольником вокруг ц. Св. Троицы. В течение 1851-1852 гг. Спарро возвел кирпичную ограду вокруг пустыни, устроив с северо-зап. стороны экономические ворота с аркой для проезда и калиткой. Ограда придала законченный вид монастырскому комплексу. Ее высота над экономическими воротами достигала 2,25 м, но в целом не превышала 2 м. В 1867 г. мон. Евкарпий (в миру инженер Е. Наумов) построил т. н. Старый госпиталь в стиле позднего классицизма. В 1869 г. по решению Духовного собора лавры территория пустыни была расширена. Обители предоставили земли для нового кладбища, где позднее был оформлен скит, который иногда называли Китаево-кладбищенским (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2922). Напротив «Болгарского хутора», находившегося неподалеку от пустыни и связанного с деятельностью болг. униат. архиеп. Иосифа Сокольского, по проекту военного инженера А. П. Середы был возведен храм в честь Преображения Господня (1872), 3-нефный, 4-столпный, 1-купольный, со сдвинутым к алтарной апсиде световым барабаном. В 1875-1894 гг. рядом с храмом были устроены кухни, хлебные, кельи, конюшни и т. д. С 1892 г. этот комплекс в документах значился как отдельная адм. единица - Преображенский скит (не сохр.). В 1871 г. на территории хозяйственного двора по проекту мон. Игнатия был возведен деревянный, обложенный кирпичом корпус Нового госпиталя. В 1892 г. по проекту епархиального архит. В. Н. Николаева Троицкий храм был расширен: первоначальные проемы окон растесаны, пристроены контрфорсы на боковых фасадах, вместо парадного зап. портала достроен нартекс длиной 12,8 м. В результате изменился первоначальный облик памятника, поэтому оценить архитектурные особенности храма, построенного Ковниром, сложно. В 1900 г. собор стал отапливаться. В 1894 г. в обители на месте бывш. деревянного корпуса был построен Новый дом для престарелых священнослужителей (архит. Середа). В 1898 г. возведен 3-этажный кирпичный жилой корпус в сев. части уличной застройки монастырского подворья (архит. Николаев). В том же году на территорию пустыни из лавры был перенесен свечной завод, для к-рого по проекту Николаева в 1899 г. построили амбар для воска. В 1900 г. к нему было пристроено боковое крыло, а в 1904 г. на пожертвования митр. Флавиана (Городецкого) - кирпичный объем ц. во имя новопрославленного прп. Серафима Саровского. Последняя выполнена в рус. стиле с применением открытой кирпичной кладки.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Картину жизни лаврской школы 1910-1914 гг. воссоздают воспоминания худож. Редько (1897-1956) и его автобиографическая повесть «Зрачки солнца» (ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10). Обучение в школе выходило за рамки овладения приемами иконописного ремесла. В программе занятий наряду с академическим рисунком были также натюрморт и пейзаж. Проводились сеансы рисования с живой натуры. Учеников знакомили с анатомией и перспективой, искусством эпохи Ренессанса. Иконы писались по образцам, к-рыми служили репродукции. В 1910-1912 гг. преподавателем был А. Е. Чижский, после него - И. И. Мищенко. В свободное время ученики занимались живописью, наиболее способным из них разрешалось писать этюды в стиле импрессионистов. Художники Ижакевич и М. В. Нестеров, часто бывавшие в школе, смотрели и обсуждали с учениками их работы. Неск. раз в год в мастерской устраивались ученические выставки, где лучшие произведения отмечались денежным вознаграждением. После открытой 25 дек. 1913 г. рождественской выставки Редько, получивший 1-ю премию, продолжил обучение в школе Имп. об-ва поощрения художеств в С.-Петербурге. Школа прекратила существование в 1915 г., после начала первой мировой войны. В списке лаврской мастерской за 1918 г. значилось только 5 иконописцев. Смерть иером. Владимира, принявшего схиму с именем Варлаам, в 1919 г. ознаменовала конец истории лаврской иконописной школы. Худож. Редько, увидев в послевоенной лавре разрушенное здание иконописной школы, записал в дневнике: «Погиб родной дом, в котором я узнал, что помимо жизни, составляющей хлеб насущный, существует мир Искусства» (Там же. Д. 22. Л. 228). Е. В. Лопухина Арх.: НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413; Ф. 229. 1-48; РГБ ОР. Ф. 152. 2; РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Ст. 3. Отд. 3. Д. 161; Ф. 835. Оп. 4. Д. 144; ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 3. Д. 167; Ф. 128. Оп. 1 (тип.). Д. 916; Оп. 1 (общ.). Д. 135, 254, 440, 2445; Оп. 1 (благочин.). Д. 3443; Оп. 1 (КДС). Д. 644; Оп. 2 (тип.). Д. 862; ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10, 20, 22. Лит.: Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в.//ЧИОНЛ.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Постоянный доход приносили типография и принадлежавшие К.-П. л. заводы: стекольные, винокуренные, кирпичные, пивоваренный и свечной, а также лесопилка, водяные и паровые мельницы, пасеки, сдаваемые в аренду земли и жилые дома в Киеве. Важным финансовым подспорьем были лаврские гостиницы, принимавшие до 200 тыс. постояльцев в год, а также подворья, где торговали книгами, свечами и иконами, собирали пожертвования среди верующих. Отдельной и весьма существенной статьей дохода являлись многочисленные пожертвования августейших особ, представителей знатных родов, зажиточных граждан и простых паломников. Среди них выделяется вклад гр. А. А. Орловой-Чесменской , к-рая в янв. 1846 г. внесла на счет лавры в Гос. заемный банк 285 715 р. серебром. Проценты от этой суммы должны были идти на украшение храмов, позолоту куполов, ремонт и проч. церковные потребности в лавре и ее пустынях. В целом к сер. XIX в. на банковских счетах К.-П. л. находилось более 800 тыс. р. (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2306. Л. 47), в кон. XIX в.- ок. 1,5 млн р. (Там же. Оп. 1 бухг. Д. 2378. Л. 41), а накануне первой мировой войны (1914-1918) - ок. 3 млн р. при 100 тыс. р. годовых процентов с капитала (Там же. Д. 3124. Л. 9). Финансовая стабильность позволяла К.-П. л. увеличивать число своих насельников за счет принимаемых вне штата. В целом из гос. казны в год на содержание штатов отпускалось 8643 р. 88 к., а кружечная сумма, распределяемая между лаврской братией, в 1882 г. составила ок. 125 тыс. р. (Там же. Д. 2378. Л. 39). В 1838 г. в лавре проживали 134 монаха, 250 послушников и 100 штатных служителей (Там же. Оп. 1 общ. Д. 1919. Л. 3), в 1881 г.- 214 монахов, 363 послушника и 519 служителей (Там же. Оп. 1 бухг. Д. 2378. Л. 14), в 1914 г. в лавре, ее 3 пустынях (Китаевской, Голосеевской и Преображенской) и на 7 подворьях (6 Киевских и С.-Петербургском) - 518 монахов и 618 послушников (Там же. Оп. 1 мон. Д. 379. Л. 1). Киево-Печерская лавра. Литография. 2-я пол. XIX в. (ГПИБ) Киево-Печерская лавра. Литография.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010