Плач, пляски и пение святого царя. Как научиться понимать главную книгу поста Чего в псалмах больше – сокрушения или радости 14 августа, 2019 Чего в псалмах больше – сокрушения или радости В длительное равномерное и неинтонированное звучание псалмов неподготовленному прихожанину часто трудно вникнуть. Непонимание влечет рассеянность, которая мгновенно рождает посторонние мысли и рассуждения. И только вдумчивое и внимательное отношение к этой священной книге может стать ключом к пониманию глубины и красоты великопостных богослужений. Первое датированное европейское издание Псалтири было напечатано 14 августа 1457 года в городе Майнц, Германия. Книга была переведена с древнееврейского языка. Когда Книгу царя Давида переводили на греческий язык, встал вопрос: игрой на каком инструменте сопровождал святой царь пение псалмов. В древности был распространен струнный щипковый инструмент, похожий на современную арфу. Назывался он псалтерий или псалтирь. Сошлись на том, что именно его и использовал Давид. Книга стала называться Псалтирью. «Псалмы», таким образом – это песнопения, исполнявшиеся под аккомпанемент этого инструмента. Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида». И хотя из 151-го псалма царь Давид написал только 73 (согласно еврейскому тексту) или 84 (согласно греческому), именно он стал родоначальником гимнографической традиции Церкви. Царь Давид. Художник Педро Берругете Знакомство с Книгой Псалмов логично начать со знакомства с ее автором. Родился царь Давид около 1000 г. до Рождества Христова. Это потом он станет величественным мудрым правителем с картины испанского художника Педро Берругете. А первые годы своей жизни Давид был простым пастушком, красивым белокурым мальчуганом, наделенным недюжинной силой и удивительным красноречием. Пасти овец – поразительно скучное занятие для любознательного ребенка, поэтому однообразную работу Давид дополнял пением под аккомпанемент струнного инструмента. Однажды, словно в самой волшебной сказке, мимо мальчика проходили придворные вельможи. Пораженные красотой пения, они отвели его во дворец, где тот стал играть и петь, разгоняя уныние, гнев и тоску самого царя Саула. «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 кн. Царств,16:23).

http://pravmir.ru/plach-plyaski-i-penie-...

Сказано в слове Господнем: «Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12). Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги царя Давида , забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову. Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, предреволюционная ситуация ? Говорится: «И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17). Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича . О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

http://pravoslavie.ru/97949.html

Толковая Псалтирь Компилятивный труд Евфимия Зигабена по экзегезе Псалмов. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего (4Цар. 20, 6), отец Сына Божия по плоти, как сказано: книга родства Иисуса Христа Сына Давидова (Матф.1, 1). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов,— наш собственный Орфей—певец; первый краснописец добродетелей;—Давид, первый провозестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь,—Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя— Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку Смотри и в начале толкования 50 Псалма удивительные похвалы соплетаемые Богоотцу и царю-пророку Давиду благоглаголивым и витийственнейшим языком божествствен. Златоуста. Заметим здесь, что имя— Давид, по изъяснению Евсевия, значит уничиженный и помилованный, а по божественному Максиму, имеющий способную руку, а по другим: единственный, вожделенный и возлюбленный. Сей по истине великий Давид был сын Иессея,—младший прочих братьев своих, не видный собою, но прекрасный по душе и божественными дарами богаче и разнообразнее всех военачальников, пророков и законодателей; кротчайший по духу и добрейший по природе, мужественнейший душею и крепчайший телом; сам в себе начальнейший, а для других общительнейший, самого высокого и вместе самого скромного и простого образа мыслей и в то же время самого многообразного, приятный нравом, быстрый в слове, великий умом, восторженный в созерцании существ и особенно в созерцании Бога, самонаученный и Богонаученный, всецело весь орудие Духа. Но минуя прочие совершенства его, скажу в похвалу его только о двух— мудрости и мужестве его. О мудрости своей глубокомысленнее и яснее всякого говорит сам Давид: «руки мои сделали орган, и персты мои устроили псалтирь» (в псалме: Я был меньший между братьями моими).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Изъяснение псалма 26-го. «Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» ( 2Цар. 2, 1 ). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» ( 2Цар. 2, 4 ). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» ( 2Цар. 5, 1 ), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» ( 2Цар. 5, 3 ). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение. Пс.26:1 .  Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, приветствую вас! Сегодня мне хотелось бы поговорить о царе Давиде. Мне кажется, что эта личность, ее влияние на исторический процесс в Ветхозаветной, Новозаветной Церкви и вообще в истории мира просто феерическая. То есть идеи, и мысли, и чувства, и исторические параллели тянутся от этого святого человека в самые разные стороны. Отчасти, я думаю, нужно преодолевать ту дремучесть ума, которой больны многие православные головы, которые считают, что нам нужно говорить только о новозаветных святых, а Старый Завет пусть остается в старых временах. Уже одно то, что на иконе «Сошествие во ад» вместе с Адамом, Евой и Соломоном изображен и Давид, и они ждут Иисуса, заставляет нас пересматривать свое отношение к Ветхому Завету. Вообще меня Давид интересует, и не только Давид, конечно, но и Самуил, и Авраам, но сегодня мы будем говорить о Давиде. И поговорим мы о Давиде с нашей чудесной, до сих пор еще чудесной молодежью. Здравствуйте! Каждый раз, когда мы собираемся вместе, мы совершаем какое-то минно-подрывное дело, потому что мы пытаемся взорвать какие-то залежалые пласты привычных мыслей, чтобы люди по ту сторону экрана почувствовали, что то, к чему они привыкли, к чему они относились традиционно, на самом деле, не совсем такое, чтобы они услышали для себя что-то новое и по-новому посмотрели на старое. Это самое важное, мне кажется, самое творческое и интересное. Кстати, это свойство любого художника и гения. И вот сегодня я хочу поговорить с вами о Давиде. Я уверен, что в этом разговоре начнут искрить какие-то совершенно неожиданные, актуальные, полезные для нас смыслы. Казалось бы, ну зачем мне нужен этот еврейский царь? В XXIbeke мы летаем в космос, разговариваем по мобильному телефону, а тут какой-то еврейский царь. Зачем он мне нужен? Я думаю, что Бог даст нам, и мы докажем себе и всем — он нам нужен. Нам нужен Давид с самых разных точек зрения, а вместе с ним, повторяю, и Авраам, и Ной, и Иов. И Адам, кстати, тоже нам всегда нужен, потому что мы его дети.

http://pravoslavie.ru/122449.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О подвиге Царственных Мучеников и Страстотерпцев, о Царской Голгофе 10.04.2023 1024 Время на чтение 14 минут Из книги «Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов» (Сан-Франциско, 1994). Грех цареубийства После смерти Саула, павшего на свой меч во время битвы с Филистимлянами, один Амаликитянин побежал известить о том Давида, гонимого в то время Саулом. Предполагая, что Давид будет весьма рад принесенной вести, он решил выдать себя за убийцу Саула, чтобы тем еще больше увеличить ожидаемую награду. Однако, выслушав придуманный Амаликитянином рассказ о том, как он, по просьбе раненного Саула, умертвил его, Давид схватил одежды свои и разодрал их, также сделали и все люди, бывшие с ним. Они рыдали и плакали и постились до вечера. «И сказал Давид отроку, рассказавшему ему: откуда ты? И ответил он: я сын пришельца-Амаликитянина». Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» и приказал одному из слуг убить его. При том Давид сказал: «кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «я убил помазанника Господня» (2 Цар. 1: 1-16). Так был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от него Господь, и он являлся гонителем невинного Давида. Из слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа Амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула, однако, он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно название себя цареубийцей и похвальбу сим поступком. В сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах Царя Николая II и его семьи?! В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, Царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/10/...

     Это действительно так. В средоточии, можно сказать, на вершине, венчающей все православное богослужение – Евхаристическом каноне и в самой его сердцевине – формуле пресуществления хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы возносятся к Богу именно святые стихи пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Так же пятидесятый псалом читается в церковном богослужении и в молитвах третьего часа, и в чинопоследовании Таинства Исповеди, и на утрене, и во время каждения священником храма на Литургии, и в последовании молебна о начале всякого доброго дела. В домашней же молитве этот псалом читается в утреннем молитвенном правиле. Используется он и в других случаях. Почему же святые отцы по внушению Святаго Духа так часто прибегают к нему в различных богослужениях и молитвах? Рассмотрим с Божьей помощью историю написания псалма… Если говорить вкратце, то это событие страшного падения и глубочайшего раскаяния. Эта история во всей своей неприглядности, но предельной честности описана в Ветхом Завете во Второй Книге Царств (главы 11, 12). Однажды под вечер святой пророк и царь Давид прогуливался по кровле царского дома (крыши у восточных народов, как мы знаем, плоские). И увидел, наверное, в окне другого дома очень красивую обнаженную купающуюся женщину. Он воспылал к ней блудной страстью. Эту женщину звали Вирсавия. Она была замужем за воином из армии Давида Урией Хеттеянином (хетты – ближневосточная народность). Царь Давид до того потерял голову, что совершил целый ряд ужасных грехов. Он сделал Вирсавию своей любовницей. Она от него забеременела. Давид решил на ней жениться. Но что делать с Урией? Израильтяне тогда воевали с хананейским также ближневосточным народом – аммонитянами. Царь Давид отослал Урию в войско. А в письме своему начальнику Иоаву написал: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11:15). Приказание было в точности исполнено, ситуация разыграна как по нотам. Но на поверку это оказалось запланированное убийство ни в чем не повинного человека в угоду похоти.

http://pravoslavie.ru/101119.html

Сортировать по Исключить новости Амбигва 37. Письмо шестое Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 На слова святителя Григория Богослова: “А теперь почти чревоношение, и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении Киота” 1 Великий Иоанн Креститель есть не только образец покаяния к бесстрастию в соответствии с практическим любомудрием и гностического созерцания, с одной стороны, вестник и Креститель, с другой стороны — как пустынножитель и устранившийся во всем от мира, как левит и священник и Предтеча Бога Слова, но и символ неизменности, так как он сохранил неизменным настрой души в одном и том же от материнской утробы и до самой смерти. Давид же есть образец делания и созерцания как происшедший из Иудиного колена и прежде пастух, а после — царь и истребитель иноплеменных, однако он не является символом неизменности и пребывания нравом в одном и том же. Ибо после познания Бога он впадал в человеческие страсти и нрав добродетели и ведения не сохранил непреложным. Поэтому, как написано, было так, что он не от чрева матери возрадовался, как великий Иоанн, но только после совершенного истребления иноплеменных и установления Ковчега, то есть после удаления от страстей и возвращения на путь познания Бога. Иоанн есть образ всех тех, кто рождается в духе по добродетели и ведению через покаяние и до конца сохраняет один и тот же нрав в преуспеянии; Давид же — образ всех после познания Бога отпавших и снова через покаяние возращающих себе по добродетели и ведению благодатную радость и “взыграние” души. Итак, хотя и кратко в словах, но умозрительно распространив духом широту разума, великий учитель 2 изобразил высотой Божественных речений великих Иоанна и Давида через нрав каждого из двоих как единый для них. Как я полагаю, в соответствии с тропосом, даваемым от каждого из них, для каждого из благочестиво живущих и откликающихся на призыв к добродетельной жизни, они очень ясно возглашают, чтобы вы все, в ком через покаяние, добродетель и ведение зачинается Бог Слово, или как великий Иоанн от начала до конца через преуспеяние имеют взыграние души в себе, совершенно ни в чем не отступая в порок мыслью или неведением, или как блаженный Давид, если и случится с вами что-нибудь невольное на Божественном пути, постарались трудолюбиво через покаяние вернуть себе добродетель и ведение с помощью напряжения терпения и упражнения в Божественных словесах, и леностью это Божественное в себе, я говорю о добродетели и ведении, не предавали страстям, оставляя Киот, иначе павши навзничь у ворот храма в Силоме, претерпите страсть первосвященника Илия и погибнете, сокрушая хребет делания (см.

http://pravmir.ru/ambigva-37-pismo-shest...

Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1й седмицы Великого поста Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! Тропарь первого часа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Во время сегодняшней службы первого часа мы с вами слышали умилительные строки, взывающие ко Господу о помощи и покаянии: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! И далее: Заутра предстану Ти, и узриши мя! Задумаемся о том, кто же хочет так рано, прежде чем покажется солнце и наступит утро, подняться на молитву? К этому призывает нас в Великий пост святой царь Давид (см. Пс.5:4 ). Ничто не мешало ему обращаться к Богу непрестанно, в любое время суток. Даже сама ночь пробуждала в великом угоднике Божием стремление к Богомыслию, ведь мы помним, что псалмопевец говорил: … поминах Тя на постели моей ( Пс.62:7 ). И не только поминал Господа святой Давид, но и в полунощи востах, исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея ( Пс.118:62 ). Что же побуждало его, несмотря на позднее время, когда все отдыхает и безмолвствует, обращаться к Богу с пламенной молитвой? В искреннем общении с Господом в полной мере ощущается Божественная благодать, а вкусивший однажды этой благости всю свою последующую жизнь будет непрестанно к ней стремиться. Святой царь Давид высочайшим вдохновением пророка возвещал миру об обетованном Богом Спасителе. И для него молитвенные труды всегда стояли на первом месте даже по сравнению с самим царствованием, с державной властью. Благодатным Великим постом Святая Церковь недаром повторяет эти вдохновенные и проникающие в самую душу слова, которые побуждают нас на добрые дела – на молитву раннюю, на предстояние пред Господом в покаянном сокрушении сердечном. И, конечно же, заутра услышит глас наш, Царь наш и Бог наш ! Он слышит не только каждое слово, но и безмолвное помышление верующей души.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Псалом 20 Спасение, благословение и прославление Царя при победе над врагами и страшном истреблении их. 1. Псалом Давиду. Псалом этот выражает не только восторг царя Давида и народа Израильского при славной победе их над своими врагами, но и пророчество о вечной славе Царя-Мессии и последней гибели врагов Церкви Божией. 2. Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Царь – глава народа – прежде и более всех отвечает за благоденствие царства, а потому и более всех проникается чувством скорби в день печали ( Пс.19:2 ), – при нападении на его страну сильных врагов: настолько же велика бывает и его радость, когда таких врагов он побеждает. Такова была радость именно царя Давида, потому что он при содействии силы Господней – лучшего, отборного Израильского войска – победил многих неприятелей; такая победа и соединенное с ней спасение радуют Давида; и эту радость он выражает в псалме, при торжественном, богослужении, при общем ликовании народа. 3–4. Желание сердца его дал ecu ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил ecu его благословением благостынным, положил ecu на главе его венец от камене честна. Господь возрадовал и возвеселил царя (ст. 1) тем, что желание сердца его дам ему или дал то, что желало его сердце и хотения устну его неси лишил его, или не лишил того хотения, какое он выражал своими устами, т. е. о чем он молился, именно – о победе над врагами и о спасении отечества (ст. 2). И Господь не только услышал молитву царя, но даже предварил его благословением благостынным – даровал ему благословение, выразившееся в великой благости, ибо не только отразил и истребил врагов, но и особенно прославил царя, возложил на главу его венец из золота, украшенный драгоценными камнями. Так было во время войны с Аммонитянами. Давид, «собрав весь народ, подступил к Аммонитскому городу Равве, и воевал против нее, и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень, и положил его Давид на свою голову»... ( 2Цар.12:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010