Перескоковы , несколько человек – помещики, 1568 г., Ярославль; Перескоков Иван Карпович, 1568 г., Ярославль Перетепиха Алексей Васильевич Плещеев [см. Плещей], середина XV в. Перетрутов Петр, коломнич, убит в 1557 г. под Казанью; Давид Федорович, 1571 г.; Перетрутовы позже во Пскове и Рязани Перетятна Илья Федорович Ивков [см. Ивков], вторая половина XVI в., Новгород Перешевников Андрей, городовой приказчик, 1547 г., Суздаль Переяславцевы : Никита Логгинов, подьячий, 1491 г.; Никита Иванович, писец, 1541 г., Романов и Пошехонье Перина кн. Дмитрий Федорович Моложский, начало XV в. Пернастый , крестьянин, 1500 г., Новгород Персид Никитич Греков [см. Греков], 1599 г. Персидский кн. Семен Иванович Трубецкой, боярин, 1535–1558 гг. Перский Мясоед [см. Мясоед], 1565 г., Казань Перстятин Гридя [см. Гридя], новгородский своеземец, 1495 г. Перфуров Василий, 1495 г., Новгород Перхушков Григорий Михайлович, 1484 г., Белоозеро Перцев Михаил, помещик, 1593 г., Арзамас Перша, Першин Русин [см. Русин] Семенович, 1568 г., Ярославль [см. Ленивцев, Маета] Перша – Перфирий, Перфилий, Порфирий Песелка Осип, крестьянин, 1627 г., Белев Песенка Федор Андреевич, 1498 г., Новгород Песик , крестьянин, 1545 г., Новгород Пест, Пестовы : Прокош Пест, крестьянин, 1495 г., Новгород; Дмитрий Федорович Пестов, 1550 г., Кашира; Пестовы, 1540 г., вторая половина XVI в., Тверь, Коломна и Кашира [см. Несосед] Пестовский Иван Андреевич , 1568 г., Ярославль Пестокрад Андрей, крестьянин, 1608 г., Владимир Пестрик, Пестриковы : Пестрик, дьяк кн. Андрея Васильевича Углицкого, вторая половина XV в.; Пеняй [см. Пеняй] Пестриков, послух, середина XV в., Переяславль; Пестриковы, помещики, с конца XV в., Новгород; Иван Семенович Пестрик Толызин [см. Каверзин, Мещеряк, Осютин, Толыза] Пеструха, Пеструхины : кн. Федор Федорович Пеструха Палецкий, сын Федора Пестрого [см. Пестрый], вторая половина XV в. Пеструха – 1) глухарка, тетерка, 2) сорт яблок, 3) форель, 4) рябой (Даль) Пестрый кн. Федор Давидович Палецкий, 1425 г. 66 [см. Гундор, Пеструха]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А я архиепископ Великого Новагорода и Пьскова владыка Макарий с своим господином великым отцем Данилом Митрополитом всеа Русии и иже о Святем Дуси с своею братиею со архиепископом и епископы со всем священным Собором на то Божественое великое дело имею един совет и согласие и едину волю и хотение и даю господину великому и отцю своему преосвященному Митрополиту Данилу всея Русии и иже о Святем Дусе дегтем его а своей братии архиепископу и епископом [Л.1564] (и все)му священному собору сию свою поволную грамоту. А подписал яз архиепископ Макарей Великого Новагорода и Пьскова своею рукою лета 7044-го месяца февраля 17 день (ГИМ. Син. 997. Великая Макарьевская Четья Минея месяц Август XVI в.). 9. Благословенная грамота Новгородского архиепископа Макария на построение церкви в Лодомской волости (1536, июня 30) Се яз, преосвященный архиепископ Великого Новагорода и Пскова, владыка Макарей, пожаловал есми великого князя черно-кунцов Перщу Савина сына, и во всех крестьян место, в Заволочье, на Двинском устье, в Лодме, что ми бил челом и сказывал тот Перша Савин, и во всех в Лодменских крестьян место, что приходили они лодменские крестьяне к старой церкви, ко архистратигу Михаилу на усть Двины, на Пурнаволок, и та де от них церковь архистратиг Михаил поудалел верст с пятьдесят, и то де и за мхи, и за болоты, и за водами; и в том им сказывают, нужа велика бывает, и мне бъ их пожаловати и благословити в их волости в Лодме церковь поставити во имя святаго Христова великомученика Георгия. И ож будет так, как мне тот Перша бил челом и сказывал во всех крестьян место, и яз пожаловал и благословил: в той их волости в лодме велел церковь поставити во имя святого Христова великомученика Георгия. И хто у тое церкви учнет пети поп, и тому Георгиевскому попу и всему причту церковному давати им в дом Святии Софеи, и мне за мой подъезд, и за все мои пошлины з году на год по две гривны по московские. А десятинником нашим дает тот поп и весь причет церковный за корм, и за дар, и за все их десятинничи пошлины з году на год по гривне по московской. А привозити им самим те деньги к нашим десятинником и подъездщиком в монастырь к архистратигу Михаилу на Пурнаволок тогды, как наши десятинники и подъездщики в том монастыре будут. А десятинники наши к ним по пошлину сами в Лодме не ездят и подвод и проводников у них не емлют, зане ж деи та церковь в стороне верст с пятьдесят. А дана грамота в Великом Новегороде, лета 7040 четвертаго, июня в 30 день. А по господинову слову преосвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Макария подписал дьяк Васьян Александров сын Воробьев (Акты Лодомской церкви Архангельской епархии//Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 25. Стб. 11–12). 10. Челобитная боярина Андрея Шуйскаго Новгородскому архиепископу Макарию об исходатайствовании помилования по случаю опалы (1533–1538 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тогда князи констентиновския пошли на вылоску и вознели руце на небо «О, Господи, Господи, Боже наш! Ты создал нам святое свое крещение, а мы должны истинне, верне служить Господу Богу! А раба твоя, государыня наша царица, к тебе веру держит для того, что нам царевича мудра и сильна порадила!». И пошли в соборную церковь , и взяли со слезами на руки образ, и понесли на градовую стену, и поставили высоко, а сами рекли гласно «О, злогонители, Христовы хульники! Приимите со града распятого Господа Бога!». И оне, злочестивыя враги, с радостию ко граду приидоша, и лестницы приставиша. И в той час вышло из града войско, и прогнали, и побили много. И вышли Долматовы богатыри и хановы, и вбили во град войска, и заперлися накрепко. И сами просят Христа на поругание, и упросили, а сами идут по граду князи с плачем, пошли ко царице. И увидили из темницы два разбойника Перша да Ивашка. У Перши руки медью проволошной перевиты, на ногах – сапоги соромятныя, подковы медныя; а Ивашка на ногу припадывает, башмаки турецкия на нем желтыя, чулки зеленыя, шелковыя, говорят, что в трубу трубят: «Великии наши государи, князи и бояри! Донесите наши слова нашей государыни царицы, что мы силу неверною двое всю положим и не станут творити пакости!». И услышали князи, кинулися к царице «Государыня царица Ирина, скажем тебе повесть добрую! Есть у нас в темнице сидят два разбойника, Перша да Ивашка, вельми сильны, хвалятся одни силу неверную побить, и царей от града отогнать, и за Христа пострадать, чтобы их ослобонить!». И царица рече «Пожалуйте, освободите и приведите ко мне их, к царице!». И царица рекла им «Ой еси, разбойники! Можете ль вы нас оборонить и за Христа пострадать?». И рече ей «Великая государыня царица, Ирина Дмитревна! Нам глас с небеси явился, чтоб тебе при печали не быть, а царя твоего, мужа, Господь приказал смерти предать за то, что он призвал неверных царей и хощет Христа на поругание им отдати, а тебе с сыном радостно царствовать во веки!». Потом царица возвела руце на небо «О, Господь мой и Бог мой! Что воздам ти, твоему образу святому, только рада воздавать хвалу тебе и радоватися о сыне своем! А что ты хощешь, тако и творишь!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но кто из них был основателем «Емецкого волока, Благовещенские пустыни» – прямо указать нет никакой возможности. Основателей же известных нам 11 монастырей мы означили в скобках. Однако в 7070–1562 году пустынь эта уже существовала, ибо была записана в Сотной книге Никиты Яхонтова: «А... пашня – говорится в грамоте Благовещенской обители – под монастырем в денежных доходах обелена, по Сотной книге Микиты Яхонтова с товарищи, в 70 году» 57 . Следовательно монастырь этот относительно древний, особенно в сравнении с Кодлозерской, Хергозерскою, Юрьегорской и другими молодыми обителями нашего севера!.. В 1584–1598 гг. он уже делается владельцем царской жалованной грамоты: «Была де у них, – рассказывали емецкие старцы, – блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Руссии жаловальная грамота. А по той грамоте велено им владеть землею и всякими угодьи и промыслы вверх по Онеге реке до речки до Пяленги на четыре версты, а вниз до Каркуса порога на пять верст (всего на 9 верст в одну сторону...), да в Емце реке до мосту, ниже Оленья броду на версту. Да по той же грамоте Новгородского Митрополита десятильником к ним в пустыню въезжати, и кормов и подвод с них имать, и никаких обид им чинить – не велено» 58 . Затем в 7123–1615 г. монастырь попал в «приправочную книгу письма Семена Языкова, да подъячего Семена Осокина» 59 , описывавших земли... Наконец подвергся и разорению Литвы, как надо полагать в 1619 году: «И в разоренье-де, – сказывали монахи, – Литовские люди в той их пустыне старцев посекли, а жалованную грамоту сожгли...» 60 . Но сожгли-ли еще что (кроме грамоты), чернецы не говорят; церковь же, вероятно, была пощажена врагами, ибо через 2–3 года после «разоренья», едва-ли мог построить ее единственный тогда монах Осия 61 , тем более, что окольным крестьянам тогда было не до того, чтоб церкви строить. Вот в каком состоянии описывается эта обитель в 1621– 22 гг., т. е. спустя 2–3 года после «разоренья». В новгородской четверти, в каргопольских писцевых книгах письма Ивана Воейкова да дьяка Третьяка Копнина, 129, и 130 году, написано: «В каргопольском уезде, в тур-часовском стану, на Онеге реке, на Емецком волоку, монастырек убогий, Благовещенский; а в нем церков Благовещения Пречистые Богородицы древяна, стоит без пения, и церковного строенья нет ничего. А в том монастыре живет в келье старец Осей. – Пашни паханые худые земли около монастыря осмина, да перелогом три четверти в поле, а в дву потомуж; в живущем пол-пол-пол-четверть выти, впусте полчетверти и полполчетверти выти, сена на живущее и на пусто, против Каркуса по горе 15 копен; да того ж монастыря пустошь Гора, а в ней место дворовое: пашни – перелогом худые земли осмина, да лесом поросло 7 четвертей в поле, а в дву – потому ж; в пусте подвыти и пол-пол- пол-четверть выти; сена нет; обоего – пашни паханые и перелогом 12 четей; в живущем пол-пол-пол-четверти выти, впусте пол выти и пол четверти и пол-пол-четверти и пол- пол-пол-четверти выти; сена 15 копен» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Я. Шреер-Ткаченко опубликовала Херувимскую Д. из Службы Киевской. Обнаружение списков сочинений Д. в Ин-те рукописей НБУВ НАНУ (Ф. 312. 43п/ХVIII-16) открыло подлинные масштабы таланта композитора и его значение для развития рус. и укр. музыки: Д. принадлежат концерты на 8 голосов: «Тело Христово», «Вошел еси во церковь», «Прийдите, людие»; на 4 голоса: «Иже образу Твоему», «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви»; циклы: литургия на 4 голоса, литургии (службы) на 8 голосов Препорциальная (ГИМ. Син. певч. 712) и Киевская (названа по месту нынешнего хранения), Воскресенский канон (обозначение по ркп.). В хранилищах имеется ряд отдельных партий Служб Московской, Смоленской, Реквиальной и безымянной (4-голосной), партия цикла 8-голосных произведений вечерни (18 номеров). Записанная с помощью крюковой нотации Херувимская знаменного распева представляет многоголосие постоянного типа (опубл. в: Идеа грамматики мусикийской). Нек-рые сведения содержатся в Реестре нотных книг б-ки Львовского Успенского братства (ныне не существует) от 1697 г. В нем упоминается три 8-голосные службы в одном комплекте, одна - в другом и 8-голосный канон на Рождество Христово (с пометой «другий»). В киевском собрании хранится большинство ныне известных произведений Д. Концерт «Прийдите, людие», не имевший указания на автора, был атрибутирован на основе сравнения с партией 1-го дисканта (в указ. цикле вечерни, находящейся в РНБ. Ф. 354. 146). Авторство Д. для 4-голосного «Иже образу» (ГИМ. Син. певч. 114 (3 партии)) было установлено Протопоповым. 4-голосная служба была найдена и реконструирована Н. А. Герасимовой-Персидской (ГИМ. Син. певч. 486 (3 партии, 4-я реконструирована); впосл. служба была выявлена (с полным комплектом партий, но без имени автора) в РНБ (Тит. 932/935)). Литургия Препорциальная Н. П. Дилецкого. Кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 712) Литургия Препорциальная Н. П. Дилецкого. Кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 712) В 1981 г. вышло собрание всех открытых к тому времени сочинений, дополненное в изд.

http://pravenc.ru/text/172032.html

4. С. 256-263; 1960. Т. 11. Ч. 1. С. 30-36; Я. Д. Hebiдoмa пам " ятка украïнськоï icmopiorpaфiï 2-ï пол. XVII ст.//Укр. icm. журнал. К., 1970. 2. С. 66-72; он же. Першодрукар Ibah Федоров i виникнення друкарства на Ykpaïhi. Льbib, 1975; он же. Cycniльho-noлimuчha та культурна дiяльhicmь братств: Питання nepioдuзaцiï//Прогресивна cycniльho-noлimuчha думка на Ykpaïhi: Тез. респ. наук.-теорет. конф. Льbib, 1988. С. 7-9; он же Лimepamypha спадщина Ibaha Федорова. К., 1989; он же. Льbibcьke Успенське братство, його школа i друкарня//Льbib: Icm. нариси/Упор.: Я. и др. Льbib, 1996. С. 82-89; он же. Peлiriйhe життя i kyльmypho-ocbimhiй рух в Ykpaïhi: Друга пол. XVI - перша пол. XVIII ст.//Katolicyzm w Rosji i Prawoslawie w Polsce (XI-XX w.)=Католицизм в России и Православие в Польше (XI-XX вв.). Warsz., 1997. S. 108-123; Патрило I. Нарис icmopiï Галицькоï npobihцiï//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1982. T. 11(17). P. 43-130; Bendza M. Prawosawna diecezja Przemyska w latach 1596-1681: Studium historyczno-kanoniczne. Warsz., 1982; Вертоградов В. С. Православная Церковь в Галиции в древнейший рус. период//БТ. 1990. Сб. 30. С. 241-278; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995; Александрович В. Ikohocmac П " ятницькоï церкви у Льbobi//Льbib: Icm. нариси/Упор.: Я. и др. Льbib, 1996. С. 103-144; он же. Льbibcьke середовище укр. мaляpib у XVI ст.//Центральна i Cxiдha в XVI-XVIII ст.: Питання соц.-екон. та noлim. icmopiï: До 100-piччя biд дня народження проф. Д. Похилевича. Льbib, 1998. С. 152-161; он же. Три boлuhcьki мaляpi kihця XVI - початку XVII ст.: З непубл. рукоп. мamepiaлib//Рукописна ykpaïhika у фондах ЛНБ та проблеми створення ihфopм. банку даних: Мат-ли мiжhap. наук.-практ. конф., 20-21 вересня 1996 р. Льbib, 1999. С. 363-374; он же. Зaxiдhoykpaïhcьki мaляpi XVI ст.: Шляхи розвитку npoфeciйhoro середовища. Льbib, 2000; он же. Npubiлeй Перемиського Ahmohiя Радиловського для дрогобицького Хрестовоздвиженського братства з 1556 р.//Дрогобицький зб.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Июня 8, в село Владыкино работным людям 5 пуд соли бузуну. Июня 10, конюху Анисиму Иванову давать обиход против его братьи конюхов в то время, как он бывает на конюшенном дворе у работы. Отпускать обиход Ивану Могутову против служебных подьячих, покамест он у хлебной записки в хлебне будет и муку 130 четьи в хлебы перепекут. Июня 12, помесного приказу старому подьячему Федору Корюкину осетр, да молодому подьячему Семену Иванову осетр же, за домовые дела. Июня 13, велено кузнецу Ивашку Яковлеву отпускать рыба и икра и соль, что отпускано отцу его Ивашкову Федке Яковлеву. Июня 15, помесного приказу старому подьячему Дмитрею Иванову от долговых дел за работу белуга, 10 фунтов икры, 10 пучков вязиги. Июня 16, Василью Всеволоцкому петровского сроку чалбуш белужей, да ему же за его работу 5 фунтов икры. Приказу сыскных дел дьяку Калине Патрикееву: белуга, осетр, пол-пуда икры. Старому подьячему Якову Голубцову: белуга, пол-пуда икры, 10 пучков вязиги. Молодым подьячим, Андрею Телицыну, Осипу Карачарову, по осетру, по 10 фунтов икры. З дьяком Иваном Вешняковым на дорогу в Троицкой Сергиев монастырь: хлеб брацкой, звено косяка мякотного, осетр, 2 семги, пол-пуда икры, мерка снетков, 5 тешек межукосных. Июня 17, з дворецким с Матвеем Григорьевичем Баскаковым на дорогу, что он, по указу святейшего патриарха, послан для розводу земли в деревни Петрищево да Савенково, обиходу: 5 хлебов брацких, 2 белуги, 2 осетра, 10 тешек межукосных, косяк мякотной, пол-пуда икры паюсной изернистой, четверть ведра кавардаку, 10 пучков вязиги, пол-пуда семги, 2 спинки провесные, четверик снетков, звено тешевое, четверик муки крупичатой, четверть ведра масла ореховова, пол-ведра конопляного, пол-осмины круп грешневых, пол-пуда соли, пол-фунта збитню, четверик луку, кроме сухарей. Июня 17, стряпчему Андрею Григорову, да подьячему Максиму Тиханову, что они посланы в Переславской уезд Залеского в домовое село Покров, для сыску: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, 10 фунтов семги, 10 фунтов икры, 10 тешек межукосных, 10 пучков вязиги, четверик круп, пол-пуда соли, 4 мерки снетков, косяк хрящевой, пол-четверика луку, четверть фунта перцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое и основное положение гласит: «Иисус Христос облек Петра первенством почета и управления во вселенской Церкви, т.е. поставил его главою оной» Положение это составляет исходный пункт всей системы; в нем замечателен этот прием папистов -мнимо-логическое, фиктивное восхождение от слабейших представлений к более сильным и содержательным: сперва первенство почета, затем рядом первенство управления во вселенской Церкви, и наконец главенство. Так Петр из первого апостола возводится в достоинство главы всех Апостолов и всей апостольской Церкви. Когда таким образом установлена точка отправления, вести дальнейшее построение системы становится легко; потому автор продолжает: «первенство свое Петр получил непосредственно от Самого Христа» (2-е пол.); «оно должно нескончаемо продолжаться в Церкви» (3-е пол.); «Петр был в Риме и учредил римское епископство и правил оным до своей кончины» (4-е пол.) «римские первосвященники, как преемники Петра в римском епископстве, наследовали его первенство в силу его божественного права, а не по какому-либо человеческому распоряжению, церковному или политическому» (5-е пол.); «власть первенства есть власть епископская, простирающаяся на всех во Христе правоверных и самих епископов (?)» (6-е пол.); «римский первосвященник, в силу своего первенства, обладает верховную властью над всеми епископами, даже во вселенском Соборе соединенными» (7-е пол.); «в силу опять первенства, ему подобает созывать соборы, председательству» (8-е пол.); «римский первосвященник, кафедрально (ex cathedra) дающий определения о вере и нравственности непогрешим, а его догматические приговоры, даже до выраженного согласия Церкви, вовсе не могут подлежать пересмотру» (9-е пол.); «это положение (будто бы) неопровержимо выводится из Священного Писания и Предания» (10-е пол.) и что «оно, наконец, «подтверждается и фактически, так как нет возможности указать на какого-либо римского первосвященника, когда-либо погрешившего в каком-либо определении, касающемся веры 170 (11-е пол.). Оборвите первую петлю этого хитроплетения, и оно распустится. Ложно начало, основанное на смешении понятий, ложен и вывод, так как он больше причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Микифору Рагозину, для посылки в Венев монастырь: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, семга, 5 фунтов икры, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков. Домовому конюху Гришке Козмину обиход всякой давать против его братьи. Мая 24, отпущено з дворецким Матвеем Григорьевичем Баскаковым в домовые подмосковные села обиходу: 6 хлебов брацких, 3 белуги, 3 осетра, 20 тешек межукосных, полпуда икры зернистой, 10 фунтов паюсной, 10 фунтов арменской, пол-ведра кавардаку, пол- связки вязиги, пуд семги, 2 спинки провесных, пол-осмины снетков, пол-осмины муки крупитчатой, пол-пуда масла коровья, пол-ведра конопляного, четверть ведра орехового, звено тешевое, осмину круп грешневых, фунт збитню, пуд соли, пол-осмины сухарей, четверик луку. Мая 25, дьяку Якову Никонову: теша, косяк мякотной, пуд икры арменской. Ивану Федорову сыну Еврееву на дорогу: хлеб брацкой, осетр, семга, 5 фунтов икры паюсной, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков, что оп послан для правежу рублевых денег. Мая 28, велено домовых дворян, дву человек, да подьячего, которые у дровяной покупки, по воскресным дням и по праздником кормить, покамест они у того дела будут. В колодничью полату колодником, 25 человеком, на корм пол-третья хлеба, чалбуш осетрей. Мая 29, велено домовому портному мастеру Федке Обросимову обиход отпускать по прежнему. Обиход садовнику Елисейку Иванову на два человека июня по 17 число, а 17 числа по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова обиходу отпускать не велено. Июня 3, мытные избы сторожам Ивашку Алексееву с товарыщи, для пропуску домовых покупных дров в плесо, осетр, 3 хлеба брацких. Межевшику Федору Калзакову: теша белужья, белуга подурлюшная, косяк мякотной, семга болшая, пуд икры паюсной. Июня 7, помесного приказу старому подьячему Ивану Иванову белуга, пол-пуда икры; да молодым подьячим, 2 человеком, по осетру, по 10 фунтов икры; а им быть по указу великого государя у межевшика. Земского приказу дьяку Матвею Власову белуга, пол-пуда икры арменской; того ж приказу старым подьячим Евтифею Урускову белуга ж, 10 фунтов икры; Гуру Чюрашеву белуга, семга 10 фунтов икры, от домовых дел за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вадм Косниченко " За православие и самодержа­вие " . - Гдовская заря. 11.03.2001. (11322). Ветвеник - деревня в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области. Расположена на берегу Чудского озера. В Ветвенике находится церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  Впервые упоминается в писцовой книге 7093-7095 (1585-1587) г.г. письма Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. Судя по сохранившемуся краткому описанию Ветвеницкой губы, на Погосте на Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла и и церковно-приходская школа. «Губа Ветвеницкая, а в ней деревни и пустоши монастырские и церковные розных монастырей и церквей. Рожества Пречистые Снетогорского монастыря: Погост на Ветвенике, да 8 деревень, да 5 деревень пусты, да 4 пустоши, да пустошь в пашню припущена, сошного писма в живущем пол пол пол чети сохи и 3 чети без полуосмины пашни, а в пусте пол сохи и пол пол пол чети сохи. Иванского девичья монастыря из Завеличья: дрв. на ручью пуста, в пусте 10 чети перелогу. Николского ж монастыря, что во Гдове, да Петра и Павла, что в Руднице, да Петра же святого, что в Кунести, да Петра святого, что на Ветвенике: пус. Дорошейки, всего 2 пустоши, сошного писма в пусте пол пол пол чети сохи и 5 чети без полуосмины перелогу. Никольского ж монастыря: четверть пустоши Городища, а 3 четверти в дворце, монастырские земли 3 чети перелогу. Петра и Павла, что на Ветвенике: четверть пустоши Подберезья, всего в четырех пустошах по четверти, а 3 жеребья тех пустошей в дворце царевны, в пусте 11 четвертей с полуосминою перелогу. Николская дрв. Незнано Поле, в пусте 14 чети»  (РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, 355, л.л. 536об.-537об.; опубликовано: Псков и его пригороды. Кн. 1./Сборник Московского архива министерства юстиции. Т.5. М., 1913. С. 248. Текст приведён по редакции данного издания). В 1792 г. в Ветвенике взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 г. она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 г. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена в Ветвенике в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

http://sobory.ru/article/?object=01040

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010