2007. 3/4 (в печати); Куев К. Съдбата на старобълг. ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 67 9), 212-214; Tontscheva E. Über die Formelhaftigkeit in der mündlichen Kirchengesangspraxis auf dem Balkan: (Das Automela-Prosomoia-Singen der Südslaven im 15. Jh. nach Ms. Athens N 928)//Cantus Planus: Papers Read at the 4th Meeting. Pécs, Hungary, 1990. Bdpst., 1992. S. 251-266; она же. За устния църковнопевчески професионализъм в южнослав. ареар - подобно пеене по извори от ХV-ХIХ/ХХ в.//Музикални хоризонти. 1993. Извънреден брой. С. 87-103; она же. Нотацията в Драгановия миней в контекста на византийско-славянската невмена практика през XIII в.//Светогорска обител Зограф. София, 1996. Т. 2. С. 243 и др.; она же. За стилистиката на славяноезичното църковно пеене на Балканите (по музикално-писмени извори от XIV-XVIII в.)//В памет на П. Динеков: Традиция. Приемственост. Новаторство. София, 2001. С. 432-447; она же. «Привежда в благоритъм душата си»: (Псалмодиране в балканската славяноезична песенност през Средновековието)//Българско музикознание. 2003. 4. С. 22-44; Райков Б., Кожухаров С., Миклас Х., Кодов Х. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994. 52; Куюмджиева С. Нотирани песнопения за св. Петка Търновска//Пети Достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 591-600. Рубрики: Ключевые слова: ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ДОБРЕЙШЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Евангелие попа Добрейша], тетр, памятник болг. языка, книгописания и изобразительного искусства XIII в. КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия

http://pravenc.ru/text/ДРАГАНОВА ...

«Осердеченный ум», – выражение Белинского, – Г. покоряет себе мощью и красотой своих исканий истины и социальной справедливости. Жизнь его та же «героическая симфония», с которой сравнивали его произведения, это – фаустовское искание истины и дела, подвига, которому он мог бы отдаться, чтобы сказать мгновению: «остановись, прекрасно ты!». И такими мгновениями была богата его жизнь. Жизнь Г. «горит и жжет». По полноте, яркости и красоте своих духовных переживаний и их отражением в художественном слове, он достиг высших вершин, на какие только подымался русский гений, и в Г. наряду с такими представителями духовного творчества и мысли, как Пушкин, Лев Толстой, Достоевский, Белинский и немногие другие, также залог и обетование не увядающей творческой мощи русского народа. Литература о Герцене. Крупнейший источник для биографии Герцена составляют его сочинения, особенно «Былое и Думы», письма и разнообразные личные заявления и признания во многих статьях. Полного собрания сочинений, однако, до сих пор не существует. В 1875–79 гг. вышло за границей десятитомное собрание, дополнением к которому служат заграничные же – сборник посмертных статей 1870 г. и сборник избранных статей «Колокола», изд. в Женеве в 1887 г. В России был в 1870 г., без имени автора, напечатан сборник «Раздумье», заключающий некоторые произведения Г., напечатанные до отъезда его за границу, и с 1847 г. несколько раз переиздан роман «Кто виноват?». В 1905 г., с разрешения предварительной цензуры, напечатаны в издании Ф. Павленкова в СПб. «Сочинения и переписка Г. с Н. А. Захарьиной», в семи томах, с примечаниями, указателем и 8 снимками (7 портретов и 1 статуя). Это собрание не только не полно, но вдобавок текст Г. во многих произведениях искажен цензурными исключениями до неузнаваемости. Далее изданы Павленковым же некоторые произведения Г. уже с полным текстом: в 1906 г.: «Роберт Оуэн», «Александр ? и В. Н. Каразин», «Княгиня Екатерина Романовна Дашкова», «С того берега», и др.; в 1907 г.: «Статьи о Польше из «Колокола» (книга была конфискована), «О развитии революционных идей в России» (перевод с французского А. Тверитинова). Переводы статей Герцена, появившиеся в 1912 году в журналах: «Пролегомены», «Заветы», 1 (не окончено); «Новая дата русской литературы», «Русское Богатство», 3–4; «В редакцию «Польского Демократа», «Совр. Мир», 6. В настоящее время в СПб. печатается и начнет выходить с 1915 года первое собрание сочинений Г., под редакциею М. К. Лемке, которое будет приближаться, действительно, к полному собранию. Сюда войдет и неизвестная часть «Былого и Дум», и дан будет обширный комментарий. Библиография, наиболее полная, сочинений Г., а также литературы о Г., кончая 1907 г., дана А. Г. Фоминым в книге: Ч. Ветринский. «Герцен. Жизнь. Мысли. Деятельность». СПб. 1908 г. Изд. «Библиотека Светоча под редакцией С. А. Венгерова». Стр. ХV?532. Приводим здесь из литературы о Г. лишь наиболее существенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

7. Православные Церкви вновь утверждают, что вероучительные проблемы в структурах ВСЦ должны считаться существенным элементом членства каждой Церкви. Нельзя принимать решения по таким вероучительным или экклезиологическим проблемам путем голосования или парламентской процедуры (ср. Устав ВСЦ и Правила, ХV/6б). Для православных такие проблемы, как священство женщин, евхаристическое гостеприимство, всеохватывающий язык, когда речь идет о Боге, являются вероучительными. 8. В прошлом православные были вынуждены делать собственные « отдельные заявления» по вопросам, обсуждаемым в ВСЦ. В последние десятилетия, сообща возрастая в экуменическом содружестве, они отказались от этой практики и стали принимать участие в разработке общих заявлений. Нынешняя ситуация создает сложности для православных. Это заставляло их неоднократно напоминать об основных критериях их участия. Некоторые предлагают возвратиться к практике «отдельных заявлений», поскольку православная точка зрения отражается недостаточно. Большинство считает, что «отдельные заявления» неудачны для природы экуменической работы. Следует найти новые пути претворения православной точки зрения редакционными комиссиями, консультациями по определенным проблемам и руководящими органами ВСЦ. 9. Другим источником сложностей является то, что членство неправославных Церквей в Совете постоянно возрастает, еще более затрудняя православное свидетельство. Серьезного рассмотрения заслуживает Процесс приема новых Церквей–членов и их представленность в Центральном Комитете и на Ассамблеях ВСЦ. 10. ВСЦ говорит о себе, о своей церковной природе и значении средствами своего Базиса и сохраняя торонтское заявление Центрального Комитета «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» (1950). Здесь четко сказано: «Церкви — члены ВСЦ считают отношение других Церквей ко Святой Соборной Церкви, исповедуемой в Символах веры, предметом взаимного рассмотрения. Тем не менее членство не предполагает, что каждая Церковь должна считать другие Церкви–члены Церквами в истинном и полном смысле этого слова».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Св. Ростислав князь Моравский Память о миссии свв. иссии свв. Кирилла и Мефодия не была уничтожена, и в Чешских землях всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения. Так в 1346 г. моравский граф (в последствии чешский король и император Священной Римской империи) Карл IV обратился к римскому папе Клименту IX с просьбой о позволении совершать в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Емаусского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и совершавшие богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 г. и получил название " На Слованех " . Он играл особую роль в духовной жизни чехов в ХIV-ХV вв. Стремление к возрождению славянского богослужения привело в начале ХV в. к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г., Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали союза с Восточной Церковью. В 1451 –1453 гг. в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских " утраквистов " (или " подобоев " , т.е. гуситов, ратовавших за причащение под обоими видами) с Православной Церковью. В 1451 г. Константинополь посетил некий " благочестивый иерей " Константин Ангелик, представивший от лица чехов " Книгу веры " . Исповедание гуситов было признано вполне православным, и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. Гуситское же движение стало после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI в. вошло в союз с немецкими протестантами. В XVI в. чешские земли были подчинены Габсбургами. В 1609 г. император Рудольф II издал " Грамоту Величества " , гарантирующую чешским протестантам свободу совершения богослужения. Но взошедший на престол в 1612 г. его брат Матвей эту грамоту отменил, что привело к восстанию в Чехии. В 1620 г. состоялось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Белой Горы под Прагой. Чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого полным ходом начался процесс католизации Чешских земель. 30 тыс. чешских семей вынуждены были покинуть родину. Чехия была лишена политической самостоятельности и превращена в австрийскую провинцию Богемия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1513 году здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьей и двором (Ил.: Александровский кремль в XVI веке. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию», 1627). Царь Иван Грозный (Ил.: Иван Грозный. Парсуна. Национальный музей Дании. Датировки разнятся от прижизненной/ХVI в./до рубежа XIX-XX вв.) переехал в Александровскую слободу в 1564 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. Почти на два десятка лет слобода стала негласной столицей русского государства. Век спустя на развалинах царской резиденции, изрядно разрушенной поляками, был основан Успенский девичий монастырь. Его история связана с именами двух святых: преподобным Лукианом, который основал обитель, и преподобным Корнилием, первым духовником и строителем. В Успенском монастыре жила насильно постриженная в монахини сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, а позже обитель стала тюрьмой для первой жены Петра I, Евдокии Федоровны. После революции монастырь был закрыт, а на его территории открыт историко-бытовой музей. В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, власти передали соборный храм Церкви. А с 90-х годов началось возрождение обители. Сегодня на территории Александровской слободы существуют рядом и монастырь, и музей: можно и помолиться на службе, и посетить выставку и экспозицию (См. панорамное фото Владимира Ештокина с пояснениями): Распятская церковь-колокольня ; Троицкий собор (изначально Покровский) (1513) : Стены Троицкого собора не всегда были белыми. Шведский путешественник Петрей де Ерлезунда описывал внешнее убранство собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест»; Святыни монастыря : В Троицком соборе покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, духовника и устроителя обители. Также здесь находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. По преданию, ее привез из Москвы старец Лукиан (Фото); Кованые Тверские и Васильевские врата Троицкого собора : Привезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода (Фото); Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (изначально Троицкая) (1510-е гг.) : Дворцовый храм Ивана Грозного.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...