Большое участие принимал Зерн в педагогических курсах, учрежденных при Харьковском университете в начале 60-х годов с целью доставить средним учебным заведениям основательно приготовленных учителей. Зернин читал на педагогических курсах специальные лекции по русской и всеобщей истории. Много трудов положил он на устройство и упорядочение минц-кабинета при Харьковском университете; кабинет этот по богатству, разнообразию и полноте находившихся в нем предметов принадлежал в то время к числу первоклассных собраний редкостей. В нем было монет и медалей до 22000, снимков с гемм и камей до 1000, несколько статуй и бюстов и ряд специальных сочинений по нумизматике. В 1859 г., с упразднением преподавания искусств в университете, в минц-кабинет поступили бюсты, фотографические снимки и большая картинная галерея, приобретенная в Италии и пожертвованная университету членом-корреспондентом Бецким, бывшим воспитанником Харьковского университета. В заведование Зернина минц-кабинет поступил в 1847 г. Упорядочив кабинет, он составил систематический каталог. Эта огромная и трудная работа выполнена им была почти бескорыстно. Но главный интерес Зерна сосредоточен был на русской истории, которую он глубоко любил. Список трудов Зернина определяет круг интересовавших его вопросов. Вот этот список в хронологическом порядке: 1) «Об отношении Константинопольского патриарха к Русской иерархии». СПб. 1846 г.; 2) «Учреждение в России патриаршества» («Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», изд. Калачовым, кн. II, 1. Отзыв об этом соч. в «Москвитянине» 1855 г., т. VI, 21–22); 3) «Нифонт, епископ новгородский» (там же); 4) «Заметка о Петре Великом « («Харьковские Губернские Вед.», 1852 г., 11); 5) «О крещении Руссов» («Московские Ведомости», 1852 г.); 6) «Царь Алексей Михайлович. Историческая характеристика из внутренней истории России XVII столетия» («Москвитянин», 1854, т. IV, стр. 41–82. Отзыв об этом сочинении в «Отеч. Записк.» 1854 г., т. 96, отд. IV, стр. 56); 7) «Император Василий Македонянин « («Современник «, 1854 г., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1862 10) Принкипо. Письмо из Константинополя от 20 августа 1861 г.//Духовный вестник. Харьков, 1862. 2. с. 195. Отд. оттиск: Харьков, 1861. 25 с. 11) О поездке в Тризину//Иллюстрированный листок. СПб., 1862. 12) Поездка в Вифинию//Христианской чтение. СПб., 1862. Т. 2. с. 660. 1863 13) Вифиния//Христианское чтение. СПб., 1863. Т. 1. с. 422; Т. 2. с. 67, 229, 493. 14) А. Б. О Влахернской иконе Покрова Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. СПб., 1863. Т. 3. с. 245. 15) Письмо от 26 марта 1869 г. к митрополиту Исидору (о рукописи Филонида/Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. l. с. 422. 16) Письмо от 4 ноября 1863 г. к обер–прокурору Св. Синода А. П. Ахматову (о Вселенском Патриархе Софронии)//Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. 1. с. 492. (См.: Письма Митрополита Филарета, изданные архиеп. Саввой. СПб., 1888. Т. 2. с. 197). 17) Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее, приписанные на греческом синаксаре//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса. 1863. Т. 5. с. 594–628. 18) Acta patriarchatus Constantinopolitani//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1863. Т. 5. с. 963–966. 1864 19) Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. 402 с. 1865 20) Древние акты Константинопольского Патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю (1317–1396)//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1865. Т. 5, отд. 2. с. 445–473. 1866 21) А. А. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году//Душеполезное чтение. М., 1866. 1–4. Отд. изд.: М., 1866. 113 с. 22) Посетитель Вифлеема. Праздник Рождества Христова в Вифлееме//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. 9. с. 126; 10. с. 141. Отд. оттиск: СПб., 1866. 16 с. 23) Латинское богослужение последней Недели Великого поста в Иерусалиме//Христианское чтение. СПб., 1866. с. 468.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Глава 26. Иконоборчество (717–775 гг.) Глава 27. Святой Бонифаций (715–755 гг.) Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Глава 29. Восточная церковь – Споры века Карла Великого (775 –814 гг.) Глава 30. Восточные секты Глава 31. Дополнительная Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Глава 34. Греческая церковь – Патриарх Фотий (842–898 гг.) Глава 35. Испания – Англия – Миссии IX столетия Глава 36. От низложения Карла Толстого до смерти папы Сильвестра II (887–1003 гг.) Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Глава 38. Британские церкви – Миссии X и XII столетий Глава 39. Ереси (1000–1052 гг.) Глава 40. Дополнительная Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Приложение 3. Хронологическая таблица соборов Приложение 4. Список главных источников и пособий     Предисловие Изданными раньше переводами избранных произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять, по мере сил, существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже заграницей. Но, к сожалению – вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православное богослужение благодатно воздействует на человеческую душу, и потому анализ этого воздействия и исследование источников тех живых кладезей, которые питают священнодействие Богослужения, не могут быть признаны излишними или тщетными. Каждый, кто молится в храме, кто возлюбил церковную доброту, красоту святого Богослужения, тем самым уже причастен Литургическому Богословию; он учится и учит – как мудрствовать, как проходить жизненное поприще с помощью молитв и славословий тех столпов Духа, которые посвятили свои творчество и жизнь служению Церкви, устрояя чинопоследование Богослужения. Одним из таких столпов Духа, наиболее ранних и огненных деятелей на поприте песнотворчества, несомненно является преподобный Андрей, архиепископ Критский († 712). Преподобный Андрей жил и писал в тот период византийской церковной поэзии, который признается профессором И. А. Карабиновым порой ее расцвета – с V по IX век 2 . Это происходило в восточной части Византийской империи, в Сирии, откуда позднее определилось движение церковной поэзии на запад, где, в частности в Константинополе, увеличилось число гимнографов. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, указывает, что период, в который жил и творил преподобный Андрей, был наполнен бедствиями, которые Святая Церковь терпела от магометанства, монофизитства и монофелитства. Хронологические рамки этого периода он определяет с 620 по 850 гг. 3 Творчество святителя Критского в значительной мере предваряло труды известных гимнографов – преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Космы, епископа Маиумского, которые творили преимущественно в середине и конце восьмого столетия. Преподобный Андрей родился в седьмом веке в Дамаске, где и получил домашнее образование. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского 4 , святой Андрей был немым до семи лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин. Протоиерей Сергий Булгаков 5 также отмечает этот факт. На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он вскоре стал письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской Патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он был направлен вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской Патриархии в Константинополь на Шестой Вселенский Собор и привез список определений Собора. Святитель Димитрий указывает, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в сане архидиакона 6 . Преосвященный Филарет отмечает, что преподобный Андрей был вторично вызван Патриархом Константинопольским в Константинополь и там посвящен им в сан диакона Великой Софийской церкви 7 . Подвиги преподобного Андрея в Иерусалимской обители, усердное изучение в ней слова Божия и писаний святых отцов навсегда сохранили за ним именование Иерусалимлянина. При соборе Святой Софии преподобному Андрею была поручена Патриархом Константинопольским должность питателя сирот, он был также служителем болящих и попечителем странников 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Ни один писатель первой половины XVII в., касавшийся событий начала века, не обошелся без тех характеристик политической ситуации и Григория Отрепьева, его намерения «веру крестьянскую попрати и православных крестьян в латынскую и люторскую ересь привести и погубити», которые содержатся в грамоте И. от 14 января 1604 г. в Сольвычегодский Введенский монастырь. Публицистическая направленность литературы первой трети XVII в. определилась еще в сочинениях И. Соборное определение и Утвержденная грамота об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. СПб., 1836, т. 2, 6–7), написанные под его руководством, если не им самим, послужили источником и литературным образцом для Утвержденных грамот Василия Шуйского и Михаила Федоровича Романова, в которых было выработано идеологическое освещение «Смуты». Остается невыясненной роль И. в создании известной В. Н. Татищеву, но утраченной впоследствии летописи о Смутном времени – «Истории Иосифа о разорении русском». Старец Иосиф был келейником И., пользовался неограниченным доверием патриарха, работал с литературными и документальными материалами богатейшей патриаршей библиотеки. Почти совсем не изучались послания, грамоты и речи И. (перечисляются в хронологической последовательности): 1) Послание грузинскому царю Александру (апрель 1589 г.); 2) Послание к митрополиту Николе и «всему священному собору Иверския земли» (апрель 1589 г.); 3) Грамота константинопольскому патриарху Иеремие (март 1592 г.); 4) Утешительное послание царице Ирине по поводу смерти царевны Феодосии (1592 г.); 5) Грамота в Казань митрополиту Гермогену о трехдневном молебне по поводу избрания на царство Бориса Годунова (15 марта 1598 г.); 6) Окружная грамота о трехдневном молебне по случаю восшествия на престол царя Бориса Федоровича (15 марта 1598 г.); 7) Послание к царю Борису Федоровичу в ответ на царскую известительную грамоту о походе против крымского хана (2 июня 1598 г.); 8) Приветственная речь царю Борису Федоровичу по возвращении его из Серпуховского похода (июль 1598 г.); 9) Речь во время венчания на царство Бориса Годунова (3 сентября 1598 г.); 10) Благословенная грамота земскому старосте города Слободской об устроении Богоявленского монастыря (4 января 1599 г.); 11) Жалованная несудимая грамота Волоколамскому Иосифову монастырю на вотчину в Осташковой слободе (5 февраля 1601 г.); 12) Грамота в Сольвычегодский Введенский монастырь о ежедневном молебне по случаю войны царя Бориса Федоровича с Гришкою Отрепьевым и о проклятии самозванца со всеми его сообщниками (14 января 1604 г.); 13) Духовная грамота (1604 г.); 14) Статейный список о посылке за бывшим патриархом И.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Патриарх Никифор, занимавший константинопольский престол с 806 г. вплоть до начала новой фазы иконоборчества в 815 г., наряду с многочисленными богословскими сочинениями написал также «Краткую историю» ( στορα σντομος), охватывающую годы с 602 по 769 184 , отчасти используя те же неизвестные нам источники, что и Феофан. Сведения Никифора менее подробны, чем у Феофана, однако его сочинение почти не уступает ему по исторической ценности и в целом отличается большей обстоятельностью. Напротив, весьма ограниченной ценностью обладает составленный им хронологический список ( χρονογραφικν σντομον), простирающийся от Адама до года смерти автора (829). Определенную замену скудных греческих источников представляют собой сведения восточных писателей. На первом месте здесь следует упомянуть сочинение армянского епископа Себеоса , написавшего в 60-е гг. VII в. (предположительно в 661) «Историю Ираклия» 185 . История Ираклия и его великого врага Хосрова II является центральной, хотя и не единственной темой этого сочинения, которое начинается кратким сообщением о предыдущих временах, продолжает повествование вплоть до восхождения Муавии на трон халифов (661) и подробно рассказывает о церковных делах Армении. Очень важной для начала правления Ираклия является имеющая, к сожалению, значительные пропуски и сохранившаяся в поздней эфиопской версии всемирная хроника египетского епископа Иоанна Никиуского конца VII в. 186 Следует также выделить несколько современных и позднейших анонимных сирийских хроник 187 , а также использующую более ранние сообщения хронику митрополита Илии Нисибинского 188 , а также чрезвычайно важный труд Михаила Сирийца 189 . Огромным значением для истории славянских вторжений на Балканы являются « Чудеса св. Димитрия », в которых с большой живостью и многочисленными яркими подробностями описываются нападения славян и аваров на Фессалонику (Солунь) в конце VI и начале VII в., а также во второй половине VII в. 190 Это агиографическое произведение, которое значительно дополняет наши скудные знания о жизни южных славян на их новой родине, состоит из двух частей: первую часть около 620 г. составил арихиепископ Солунский Иоанн, а вторую – один из его учеников в 80-е гг. VII в. (добавленная позднее третья часть не имеет значения) 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псевдонимы эти он сам открыл и указал нам в оттисках статей своих, в бытность нашу в Иерусалиме в 1873– 1874 годах. К немалому сожалению, нам вовсе неизвестны корреспонденции его в Афинской печати, а они в свое время производили немалое впечатление в Иерусалиме и даже на Западе Европы. Вообще, литературная деятельность отца архимандрита Антонина была так сложна и так продолжительна, что для полного изображения ее потребуется еще немало трудов нескольких лиц. Мы даем, что можем, и в то же время сознаем, что труд наш, по местным обстоятельствам, далек от желанной полноты. 1850 1) Седмица Страстей Христовых. Стихи. Киев, 1850. 2) А. А. Круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 1850. Т. 1. (Рец.: Москвитянин. М., 1850. 19. с. 107//Отечественные Записки. СПб., 1850. Т. 74. Отд. 6. с. 41). 1853 3) Некролог архимандрита Феофана (Авсенева), начальника миссии нашей в Риме//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. 77. Отд. 7. с. 101–108. 1854 4) О христианских древностях в Греции//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. 2. с. 31, 143. 1859 5) О разрытиях внутри российско – посольской церкви в Афинах//Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2. Вып. 3. с. 129–145. 1860 6) Избрание Патриарха на Константинопольский престол (митрополита Кизического Иоакима) и патриаршее служение//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1860. 50. с. 770–782. Отрывок: Патриаршее служение//Странник. СПб., 1861. Отд. 4. с. 26. 7) Заметки поклонника Святой Горы (1859)//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860. Кн. 1 ; 1861. Кн. 2, 10, 11; 1862. Кн. 5, 6, 11; 1863. Кн. 1, 4, 5, 7. Отд. изд.: Киев, 1864. 402 с. 1861 8) А. А. Известие о присоединении к Православию мельхитов (или сирийцев)//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. 13. с. 87–90; 17. с. 443. 9) С Востока. (О Богословском училище на острове Холки)//Христианское чтение. СПб., 1861. Т. 2 (октябрь). с. 270. Отд. оттиск: СПб., 1861. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Содержание Введение Предисловие Введение, содержащее указание литературы Краткие в сочинениях: Пространные в сочинениях: Понятие канонизации и слово: канонизация О канонизации святых в Греческой церкви: I. Канонизация святых в Русской церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547-го и 1549-го годов II. Макариевские соборы 1547-го и 1549-го годов III. Пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода  А. Список святых, время канонизации которых известно точным или приблизительным образом Б. Список святых, время канонизации которых остается неизвестным XII века: XIII века: XIV века:  XV века: XVI века: XVII века: IV. Время от учреждения св. Синода до наших дней Обращаемся к святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию Обращаемся к местным святым, канонизованным в текущий Синодальный период, насколько они нам известны Киевские святые Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Ближней или Антониевой пещер Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Дальней или Феодосиевой пещере V. Русские святые в святцах печатных богослужебных книг и в печатных святцах, отдельно изданных Список святых первой группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март Апрель Май Июнь Июль Август Список святых второй группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Месяцесловы уставов 1682-го и 1695-го годов и нынешнего Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Июнь Июль Август Алфавитный список Русских святых, находящихся в главе Устава, содержащей последование по месяцеслову Русские святые в синодике недели православия VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской церкви Списки почитаемых усопших I. Список усопших, на самом деле почитаемых II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых Приложения А. Греческие I. Список епископов – патриархов Константинопольских, II. Хронологический список императоров и императриц Константинопольских и лиц из императорских семейств, III.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В древнерусской рукописной традиции дошло 52 списка летописца XIII–XIX вв. Древнейший список – в так называемой Новгородской Кормчей (ГИМ, Синод. собр., 132, кон. XIII в., л. 567 об.–576) – издан в приложениях к т. 1 ПСРЛ и, по мнению Н. В. Степанова и М. Н. Тихомирова, относится ко 2-й редакции. Все дошедшие списки разделяются на три основные редакции: 1-я, Нераспространенная (определение дано А. А. Шахматовым: Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ, 1934, т. 4, с. 62–69), 2-я, Распространенная и 3-я, Сводная (Пиотровская Е. К. К изучению «Летописца вскоре» константинопольского патриарха Никифора//ТОДРЛ, 1975, т. 29, с. 170–177). В свою очередь тексты списков 2-й и 3-й редакций разделяются на виды (вторая – на четыре, третья – на три). Кроме этого, существуют две особые редакции, каждая из которых представлена в единственном списке: ГПБ, собр. Кир.-Белоз., 22/1099, XV в. (Ефросиновская редакция, см. о ней: Лурье Я. С. Литературная и культурно-просветительская деятельность Ефросина//ТОДРЛ, 1961, т. 17, с. 130–168) и список XV в. из Никифоровского сборника, имеющий обширные вставки из Хроники Георгия Амартола (см. о нем: Белокуров С. А. Русские летописи: (1. Летописец патриарха Никифора. 2. Летописец Переяславля суздальского. 3. Хроника русская (Летописец вкратце) проф. Данилевича)//ЧОИДР, 1898, кн. 4, с. 1–90). Существуют и такие списки XVI–XIX вв., которые хотя и приписывают Л. в. патриарху Никифору, однако не соотносимы ни с одной из установленных редакций (например, ГПБ, Солов. собр., 831/941, XVI в., л. 403–407; ГПБ, собр. Погодина, 1568, XVII в., л. 114 об.–116 об.; ГБЛ, ф. 228, собр. Пискарева, 197 (М. 632), втор. пол. XVII–XVIII вв., л. 179 об.–182 об.; ГБЛ, ф. 299, собр. Тихонравова, 600, XVIII в., л. 180–185 об.; Научная библиотека Саратовского государственного университета, собр. Шляпкина, 588 (Шл. 341), кон. XVII в., отдельная тетрадь; ГБЛ, Вологодское собр., 168, 1885 г., л. 1–2 об.). Как правило, они содержат выборочные сведения и описания из Л. в., а также дополнительные хронологические выкладки из других хронографических сочинений, по-видимому, из не отождествленных еще малых хроник.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010