Весной 1922 года усилились гонения на Русскую Православную Церковь. Предлогом для них послужил разразившийся в России голод и якобы существующее сопротивление духовенства и верующих помощи голодающим. Во многих городах, включая Москву, прошли аресты священнослужителей и мирян. С 26 апреля по 8 мая в Политехническом музее в Москве проходил суд над духовенством и прихожанами московских храмов. 8 мая 1922 Сталин подал записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу одиннадцать человек, из них большинство попы. Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать “за” или “против” предложения Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Голосование членов коммунистического Политбюро показало, что Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев были за смертный приговор. Среди приговоренных был и настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Христофор Надеждин.   Священномученик Христофор родился 21 февраля 1869 года в селе Нижний Бело­омут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексея Надеждина. Первоначальное образование Христофор получил в Зарайском духовном училище; в 1889 году он окончил Рязанскую духовную семинарию и был назначен учителем пения и чистописания в Данковское духовное училище. В 1892 году Христофор Алексеевич поступил в Московскую духовную академию. Усиленные занятия учебными предметами и одновременно подготовка материалов для кандидатской диссертации, начатая им почти сразу же после поступления в академию, привели к расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы отправить его на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом. «...До такой степени мы упали нравственно, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражается, может быть, и в предполагаемом ВЦИКом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим....» Из проповеди священномученика Христофора накануне дня Торжества Православия. На основании нее он был арестован,

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-hrist...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) мая Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Весной 1922 года началось новое после 1918 года гонение на Русскую Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и верующих должно было обязательно окончиться казнями. Поводом должно было послужить сопротивление духовенства изъятию церковных ценностей вне зависимости от того, будет ли оказано сопротивление или не будет: ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, какими и были обвиняемые – московские протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Священномученик Василий родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. В 1882 году Василий окончил Переславское духовное училище, в 1888-м – Вифанскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской Закубежской школы в Александровском уезде, которая вскоре, благодаря его усилиям, стала одной из образцовых в епархии, с обширной библиотекой для внеклассного чтения. 16 декабря 1890 года Василий Александрович был рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891-го по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством, – писал он в опубликованных им в журнале «Странник» воспоминаниях уже после того, как со смертью супруги-помощницы жизнь его резко изменилась. – Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: “И нет-то лучше нашего батюшки – что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему!” Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/419/Alek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ВОИН Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) [греч. Ιωννης στρατιτης] (IV в.), мч. (пам. 30 июля). Сказание об этом святом содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.). Согласно этому источнику, И. В. служил в войске имп. Юлиана Отступника (361-363), в т. н. полку таифалов (ν τ νουμρ τν Τα φλων). По свидетельству визант. историка Зосима (кон. V - нач. VI в.), таифалы - «скифский народ», т. е. гот. племя (вост. гот. группа; Zosim. Hist. II 31). Когда возобновились гонения на христиан, И. В. в числе др. воинов был послан истреблять их. Делая вид, что он ревностный преследователь христиан, святой помогал им избежать смерти, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Кроме того, он поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания. Проведя в этих трудах всю жизнь, он скончался и был погребен в К-поле, в месте, называемом Пандекта, где хоронили странников. Год кончины И. В. неизвестен. Спустя нек-рое время после смерти он явился некой благочестивой женщине, указал ей место своего погребения и рассказал о своей жизни. Память И. В. в К-поле отмечалась в храме во имя ап. Иоанна Богослова близ собора Св. Софии. Память И. В. в Александрийском Синаксаре значится под 5 мисри (29 июля), в эфиоп. версии Синаксаря - под 5 нахазе (29 июля), в палестино-груз. Синаксаре - под 4 авг., но нельзя с уверенностью сказать, что это тот же святой. В синаксарном сказании повествуется, что И. В. почил в мире, однако в посвященном ему последовании, сохранившемся в 2 кодексах Великой Лавры (Ath. Laur. Δ. 17. Fol. 20; Laur. H. 96. Fol. 69), сообщается, что И. В. принял мученическую кончину от тирана (Юлиана Отступника?). Местом мученической кончины назван г. Траллы (М. Азия). На Руси И. В. (Воинственник) стал весьма почитаемым святым. Ему посвящен храм в Москве на ул. Б. Якиманка. Первое упоминание об этой церкви относится к 1625 г. Тогда она располагалась на берегу р. Москвы, ближе к совр. Крымскому мосту. И. В. был покровителем стрельцов, живших там с 50-х гг. XVI в. по повелению царя Иоанна IV Васильевича. После подавления стрелецкого восстания храм пришел в запустение, в 1708 г. был затоплен во время наводнения. Согласно легенде, восстановить храм повелел Петр I в честь победы в Полтавской битве, считая И. В. покровителем рус. воинства. Освящение храма 12 июня 1717 г. совершил патриарший местоблюститель митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). В 1812 г. храм был осквернен французами, затем вновь освящен. В советское время храм не закрывался. В 1922 г. был убит настоятель храма о. Христофор (Надеждин), в 2000 г. причисленный к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 28.08.1876, с. Летниково Бузулукского у. Самарской губ.- 26.05. 1922, Москва), прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Еще в детстве решил уйти в мон-рь. Будучи подростком, нашел пещеру, куда удалялся для молитвы. Образование получил в начальном народном уч-ще. На 17-м году жизни отправился в паломничество в Киев, где утвердился в своем решении принять монашество. С янв. 1898 по нояб. 1902 г. проходил воинскую службу. В 1905 г. поступил в Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-рь Московского Кремля. Здесь он окончил монастырскую школу. 8 окт. 1910 г. был зачислен в мон-рь послушником. 22 янв. 1911 г. принял монашеский постриг, 1 февр. того же года был рукоположен во диакона, а 6 сент. 1913 г. - во иерея. С началом первой мировой войны М. был направлен как военный священник в действующую армию. Служил в 400-м подвижном госпитале. Возвратился в Чудов мон-рь в окт. 1915 г. 29 июня 1917 г. был награжден за труды во время боевых действий наперсным крестом. После закрытия Чудова мон-ря стал служить в Сергиевском храме на Троицком патриаршем подворье. 3 апр. 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , М. назвал членов явившейся в храм комиссии грабителями и насильниками. Был немедленно арестован и заключен в тюрьму. Вместе с еще 53 арестованными привлечен к публичному суду (см. ст. Московские процессы 1922 г. ). 8 мая М. вместе с 10 др. священниками и мирянами был приговорен Московским революционным трибуналом к расстрелу. 9 мая патриарх Московский и всея России свт. Тихон отправил ходатайство председателю ВЦИК М. И. Калинину о помиловании. 11 мая лидеры обновленческого Высшего церковного управления также подали ходатайства во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу. Власти решили прошения удовлетворить только частично, оставив приговор в силе в отношении М., протоиереев священномучеников Василия Соколова , Александра Заозерского , Христофора Надеждина и мирянина мч. Сергея Тихомирова , которые были расстреляны и погребены на Калитниковском кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/2561348.html

Успенский храм (Белоомут) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " :54.936104999999997744453139603137969970703125, " lon " :39.3527550000000019281287677586078643798828125, " icon " : " " " imageoverlays " Успенский храм построен 1831 году местным крестьянином, выслужившимся из рядовых в офицеры и став владельцем некогда дворцового села Белоомут. В советское время храм был закрыт, сейчас восстановлен и действует. Содержание История [ править править код ] Село Нижний Белоомут возникло в семнадцатом веке, как поселок дворцового села Белоомут. В 1831 году село Нижний Белоомут купил местный крестьянин, выслужившийся из рядовых в офицеры, который по желанию односельчан начал строить церковь в честь иконы Успения Божией Матери. В 1840 году на южной окраине села было закончено строительство каменной кладбищенской церкви с пределом Успения Божией Матери. В этом же году она была освящена. Причт при церкви не был учрежден, все богослужения правились клириками Преображенской церкви села Нижний Белоомут. Особо значимый вклад в богослужебную и просветительскую деятельность внес священномученник Христофор Алексеевич Надеждин, который более шести лет просвящал прихожан о великом назначении Церкви Христовой в жизни каждого христианина. В 1938 году церковь Успения Божией Матери закрыли, утварь была расхищена, а само здание отдано под склады. В таком состоянии церковь находилась до 1993 года. Зимой 1993 года в церкви была зарегистрирована община и начались реставрационные работы. Весной 1995 года возобновлены богослужения, которые совершаются до настоящего времени. Восьмого июня 2003 года архиепископом Можайским Григорием, викарием Московской Епархии, была освящена церковь с пределом Успения Божией Матери. Жизнь прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики: Преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Одним из этапов гонений на Православную Церковь в первой половине ХХ столетия явилась кампания по изъятию церковных ценностей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим. Не избежала печальной участи и Троице-Сергиева лавра. 3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно. Один из насельников подворья, иеромонах Макарий (Телегин), в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Позднее на допросе он свидетельствовал, что члены комиссии, снимая ценные украшения с Горнего места в алтаре, опирались ногами о престол, против чего ему и пришлось возмутиться. Преподобномученик Макарий (Телегин) Отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом» Иеромонах Макарий (в миру Макарий Николаевич Телегин) родился в 1876-м году в селе Перемениха Бузулукского уезда Самарской губернии, в крестьянской семье. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Будучи подростком, он часто удалялся в отдаленную пещеру для молитвы. Посетив на семнадцатом году Киево-Печерскую лавру, Макарий окончательно утвердился в решении принять монашеский постриг, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения, так как 1 января 1898 года он был призван в армию, где прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905-м году Макарий Николаевич поступил в Чудов монастырь города Москвы и в течение 5 лет исполнял здесь различные послушания. 8 октября 1910 года он был официально зачислен в обитель послушником. 22 января 1911 года был пострижен в монашество, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха. С началом Первой мировой войны отец Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-м подвижном госпитале. Возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года, а в 1919-м году, после закрытия обители, стал служить в Сергиевском храме на Троицком подворье лавры. На следствии отец Макарий прямо сказал, что является «по убеждению монархистом», а также заявил: «Я служитель престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

http://pravoslavie.ru/146375.html

Русская Православная Церковь ХХ век 7 мая 1922 год – Завершился судебный процесс над московским духовенством. По делу проходило 54 обвиняемых –– 20 священников и 34 мирянина. Святейший Патриарх Тихон. Художник Ф.Москвитин, 2005 г. Святейший Патриарх Тихон обратился к председателю ВЦИК М. И. Калинину с прошением о помиловании осужденных. ВЦИК помиловал шестерых. Пять человек: протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин С. Ф. Тихомиров были казнены. Московский ревтрибунал вынес следующее постановление: привлечь «граждан Белавина и Феноменова, именуемых организацией православной иерархии, первый — патриархом Тихоном, второй — архиепископом Никандром, к судебной ответственности». Последний абзац приговора был направлен против всей системы священноначалия в Русской Православной Церкви: объявлялось, что трибунал «устанавливает незаконность существования организации, называемой православной иерархией». Так в итоге судебного разбирательства, руководимого непосредственно Политбюро, было вынесено «юридическое определение», ставившее вне закона всю иерархию Русской Православной Церкви — иерархию, без которой Церкви нет. 1923 год – Председательствующий по делу Святейшего Патриарха Тихона А. В. Галкин обратился к коменданту Внутренней тюрьмы ГПУ с просьбой допустить делегацию обновленческого «собора» к первосвятителю. 1972 год – Предстоятели Антиохийского и Московского Патриархатов, иерархи и духовенство двух братских Церквей – патриарх Пимен и патриарх Илия совершили Божественную литургию в патриаршем соборе Успения Божией Матери в Дамаске. 1990 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод вынес постановление о проведении 6–10 июня 1990 г . Поместного Собора для избрания нового патриарха. Была образована комиссия по подготовке Собора, которую возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Киевский Филарет (Денисенко). 1991 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод благословил открытие в Москве и Московской обл. мужских монастырей — Новоспасского, Донского и Николо-Угрешского.

http://pravoslavie.ru/5442.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Книга 2. Тверь, " Булат " , 2001 год - 528 страниц. Тираж 5 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II........................................   3 Вместо предисловия.........................   5 ФЕВРАЛЬ 08.02 (21.02) Мученики-братья иеродиакон Евфимий и послушник Алексей.......................... 19 20.02 (05.03) Блаженный Виктор, Мария Круглова, Анна Корыгина, священники Дмитрий Горский и Иоанн Крылов............................... 21 АПРЕЛЬ 05.04 (18.05) Блаженная старица Марфа Лаврентьевна....... 30 27.04 (10.05) Мученики шуйские. Протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и миряне Петр Языков, Николай Малков, Анастасия, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев................................... 37 20.05 (02.06) Мученики московские. Священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Алексей Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.................................. 54 07.06 (20.06) Священномученик Андроник, архиепископ Пермский....................... 82 Мученики, исповедники и подвижники благочестия пермские: священники Константин Широкинский, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткин, диакон Василий Кашин, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткии, диакон Василий Кашин, священники Николай Бельтюнов, Александр Савелов, Александр Посохин, Василий Комакин, Иоанн Швецов, Сергий Колчин, псаломщики Анатолий Попов и Александр Зуев, священникиВладимир Белозеров, Павел Соколов, Александр Калашников, псаломщик Василий Петухов, мирянин Петр Мелехов, священник Михаил Жидяев, диакон Александр Ипатов, священники Александр Шкляев,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Белоомут. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Нижнем Белоомуте Карта и ближайшие объекты Каменная кладбищенская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1840 году на южной окраине села Нижний Белоомут. Церковь выполнена в стиле классицизма, построена из кирпича, имеет один купол и невысокую колокольню. Закрыта в 1930-х годах. Церковь возвращена верующим и вновь открыта в 1991 году, отремонтирована в 2002 году. Село Нижний Белоомут возникло в семнадцатом веке, как поселок дворцового села Белоомут. В 1831 году село Нижний Белоомут купил местный крестьянин, выслужившийся из рядовых в офицеры, который по желанию односельчан начал строить церковь в честь иконы Успения Божией Матери. В 1840 году на южной окраине села было закончено строительство каменной кладбищенской церкви с приделом Успения Божией Матери. В этом же году она была освящена. Причт при церкви не был учрежден, все богослужения правились клириками Преображенской церкви села Нижний Белоомут. Особо значимый вклад в богослужебную и просветительскую деятельность внес священномученник Христофор Алексеевич Надеждин, который более шести лет просвящал прихожан о великом назначении Церкви Христовой в жизни каждого христианина. В 1938 году церковь Успения Божией Матери закрыли, утварь была расхищена, а само здание отдано под склады. В таком состоянии церковь находилась до 1993 года. Зимой 1993 года в церкви была зарегистрирована община и начались реставрационные работы. Весной 1995 года возобновлены богослужения, которые совершаются до настоящего времени. Восьмого июня 2003 года архиепископом Можайским Григорием, викарием Московской Епархии, была освящена церковь с приделом Успения Божией Матери. При церкви находится трапезная, где по выходным и двунадесятым праздникам происходит кормление всех нуждающихся в телесной пище, проводятся занятия воскресной школы с учащимися школы-интерната поселка Белоомут, осуществляется просветительская работа с военнослужащими воинской части. В воинской части начато строительство храма-часовни в честь Архистратига Михаила. Источник: Луховицкоеблагочиние Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15720

7 мая подсудимым было предложено сказать последнее слово. Отец Христофор сказал: «По моему мнению, человек, который бывает в храме, слышит слово Божие, должен помогать бедным. Я считал своим святым долгом призывать свою паству к этой священной обязанности, и не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призвал помогать голодающим. По отношению к приходу я не позволял себе получать плату за требы. Отделение Церкви от государства я приветствую , приветствовал всегда. В ту минуту, когда Церковь отделяется от государства, священник становится свободнее». 8 мая 1922 года судья зачитал приговор трибунала: одиннадцать человек были приговорены к расстрелу и среди них — священник Христофор Надеждин. После суда все приговоренные к расстрелу были доставлены в Бутырскую тюрьму, размещены в одиночных камерах и лишены прогулок. После того как стало известно, что исполнение смертного приговора было приостановлено, осужденные подали ходатайства о смягчении условий содержания, но они были тюремной администрацией отклонены. 9 мая 1922 года Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании осужденных. «В силу определения Всероссийского Собора . — писал он, — имею долг печаловаться пред Вами, как представителем высшей государственной власти, о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались». 11 мая снова состоялось заседание Политбюро относительно приговоренного духовенства. На следующий день Троцкий подал в Политбюро свои предложения, которые заключались в следующем: «Всемерно использовать настоящий критический момент для опубликования воззвания от имени прогрессивной части духовенства , разбить тем временем приговоренных на две группы, как на основании обстоятельств, вытекающих из дела, так и на основании отзывов и ходатайств лояльных священников, которые подпишут воззвание». В тот же день лидеры обновленцев, «считая приговор трибунала в высшей степени справедливым», как они о том написали, подали ходатайства во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-hrist...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010