Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), находится на окраине с. Пощупова Рыбновского р-на Рязанской обл. Основан не позднее 1237 г. По легенде, начало И. Б. м. положили в кон. XII - нач. XIII в. греч. монахи-миссионеры, принесшие в дар великому князю Рязанскому от патриарха К-польского чудотворную икону ап. Иоанна Богослова, написанную в VI в. мальчиком-сиротой ( Иловайский. 1858. С. 117; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) События, связанные с ранней историей И. Б. м., отражены в грамоте патриарха Адриана , выданной в июне 1692 г. митр. Рязанскому Авраамию. В дек. 1237 г. полчища хана Батыя, захватив и разграбив Рязань, направились к И. Б. м., но были остановлены неким «явлением» ап. Иоанна Богослова. Вместо того чтобы разорить И. Б. м., Батый по прибытии в обитель «приложил» (привесил) к иконе ап. Иоанна «печать свою златую, и тем его святым явлением починися православному служительству многонадежное и безбедное от них вранов защищение...» (цит. по: Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48. Сн. 161; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). В 1653 г., при архиеп. Рязанском сщмч. Мисаиле , когда чудотворный образ ап. Иоанна временно пребывал в старом Успенском (ныне Христорождественском) соборе Рязанского кремля, золотая печать, «приложенная» Батыем к иконе, была снята «на позолоту водосвятной чаши сребряной, в коей весу 30 фунтов». Печать в источниках так и названа Батыевой ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48; С. 71. § 203). В 1922 г. Мисаилова водосвятная чаша была изъята из кафедрального собора г. Рязани (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 91. Кн. 7. Л. 54), в 2010 г.- в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Первоначально И. Б. м. находился, вероятно, неск. южнее совр. местоположения, на склоне холма.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную поездку по монастырям Вятской митрополии 31 июля 2023 г. 19:49 24-27 июля 2023 года члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную ознакомительную поездку по монастырям Вятской митрополии . Члены коллегии — наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска игумен Мелетий (Кисняшкин) и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) — посетили в Яранской , Уржумской и Вятской епархиях четыре женских монастыря, женскую монашескую общину при архиерейском подворье, один мужской монастырь с подворьем, ознакомились с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем насельниц и насельников и основными направлениями деятельности обителей. В Уржумской епархии участники поездки побывали в единственной в епархии действующей монашеской обители — Христорождественском женском монастыре в г. Вятские Поляны. Членов коллегии встретила настоятельница обители игумения Кирилла (Коршунова), возглавляющая монашескую общину с первых дней ее существования. В обители подвизаются 12 насельниц, поступивших в монастырь в основном в первые годы его возрождения и в настоящее время пребывающих в преклонном возрасте. При обители действует воскресная школа. В ней обучаются 70 человек. Сестры в течение года производят многочисленные заготовки для трапезы участников ежегодного Великорецкого крестного хода, во время которого на полевой кухне кормят обедом до восьми тысяч человек. Во время посещения обители состоялась встреча с приехавшим туда начальником Архангельского архиерейского подворья иеромонахом Иринархом (Колупаевым). Он рассказал членам коллегии о скромной жизни небольшого братства подворья и о трудностях организации монастырей в Уржумской епархии. Далее участники направились на в монастырь Владимирской иконы Божией Матери в с.

http://patriarchia.ru/db/text/6047246.ht...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89669.html 18 октября 2011 Фаустова Милена Цитадель Визит Патриарха Кирилла в Молдавию Источник:  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6195 Фома Традиционно во время визитов Патриарха основное внимание СМИ приковано к его собственным словам, официальным мероприятиям и порой различным политическим событиям околоцерковного характера. Журналистка Милена Фаустова решила взглянуть на патриаршие поездки под другим углом. В своем материале для " Фомы " она постаралась рассказать в первую очередь о людях, встречавших Патриарха во время его визита в Молодову и немного о жизни самой Молдавской митрополии, территорию которой Милена назвала " цитаделью Православия " . ...Примерно в 60-ти километрах от столицы республики Молдова – города Кишинева, находится Куркиевский мужской монастырь. Дорога к нему лежит через живописные равнины, села, с характерными каменными домиками, придорожными колодцами. Цивилизация, правда, несколько изменила старинный облик мест. Супермаркеты и современные заправочные станции уже мало кого удивляют. Гораздо больше удивление вызывают выточенные из камня или вырезанные из дерева православные распятия, которые можно увидеть практически через каждые 100 метров дорожного полотна. Несмотря на то, что современная независимая Молдова сегодня стоит перед нелегким решением, кого выбрать в политические союзники – Россию или ЕС, в духовном плане подобного выбора не стоит. Она была и останется православной страной, крепко хранящая свои восточно-христианские традиции. С 8 по 10 октября республику посетил Патриарх Кирилл. Это был его первый визит Предстоятеля Русской Церкви в республику с момента его восхождения на патриарший престол... К приезду Первоиерарха готовились трепетно и тщательно. По всему городу можно было увидеть билборды с приветственными словами на молдавском и русском языках в адрес высокого гостя. В ночь перед Божественной литургией предстоятеля около Христорождественского кафедрального собора вовсю кипела работа. Рабочие монтировали и украшали цветами помост, на котором будет утром служить Патриарх, устанавливали подобие гигантского пасхального яйца, увенчанного крестом, проверяли технику. Даже утренний дождь, который внезапно обрушился на город, приняли как хороший знак – в республике несколько месяцев царила засуха. С приездом Патриарха Кирилла природа словно смиловалась. Ни ливень, ни пронизывающий осенний ветер и холод, – ничто не могло помещать верующим прийти к главной площади города. Кордоны полиции относились к верующим с пониманием и проход излишне не ограничивали. Гораздо труднее было найти место, с которого был виден Предстоятель. Многочисленные зонты закрывали обзор, но зато было слышно каждое слово.

http://religare.ru/2_89669_1_21.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским. Постриженик Прилукского Христорождественского мон-ря близ Углича, прп. Павел по благословению игумена перешел к прп. Сергию Радонежскому и 15 лет жил в «отходной келии» близ его обители. Затем по благословению прп. Сергия он ушел в безлюдные заволжские леса. На прощание прп. Сергий дал прп. Павлу медный крест, который тот хранил всю жизнь. В поисках места для уединения он посещал различные пустыни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1393 г. прп. Павел поселился на Глушице, вскоре отправился в Комельский лес, где 3 года прожил в дупле липы на берегу р. Грязовицы, а затем на р. Нурме построил келью и выкопал колодец. Любимым собеседником и духовником прп. Павла был прп. Сергий Нуромский, основавший свою обитель ок. 1389 г. Место жительства преподобного стало известно, к нему потянулись желающие быть его учениками. Собравшееся братство сначала не имело своей церкви. Как следует из Жития прп. Сергия Нуромского († 1412), перед самой смертью прп. Сергия прп. Павел рассказал ему, что слышал колокольный звон. Прп. Сергий указал, что на том месте должен быть устроен мон-рь во имя Св. Троицы. Пасхальной ночью 1414 г. прп. Павел увидел «свет ярче солнечного» на месте буд. монастырского собора. Он отправился в Москву к митр. свт. Фотию просить благословение основать на этом месте ц. во имя Св. Троицы. Вместе с прп. Павлом в Москву пошел его ученик Алексий, постриженик прп. Сергия Нуромского, 1-й игумен Обнорского мон-ря. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь получил откровение, что напрасно оскорбил «человека святого и избранника Божия». Святитель повелел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословенной грамотой и богатой милостыней (АИ. Т. 1. 257. С. 485-486). Т. о., на левом берегу Нурмы самим преподобным и его учениками был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный мон-рь. В память о встречах преподобных между П. О. м. и Сергиевым Нуромским в честь Преображения Господня мужским монастырем была выстроена часовня и в 1905 г. учреждены крестные ходы на престольные праздники Св. Троицы (в П. О. м.) и Происхождения Честных Древ Креста Господня (в Сергиевом Нуромском приходском храме упраздненного в 1764 мон-ря; ныне восстанавливается). Тогда же был учрежден и крестный ход в Грязовец.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

поиск:   разделы   рассылка Фаустова Милена Цитадель Визит Патриарха Кирилла в Молдавию Источник:  Фома Традиционно во время визитов Патриарха основное внимание СМИ приковано к его собственным словам, официальным мероприятиям и порой различным политическим событиям околоцерковного характера. Журналистка Милена Фаустова решила взглянуть на патриаршие поездки под другим углом. В своем материале для " Фомы " она постаралась рассказать в первую очередь о людях, встречавших Патриарха во время его визита в Молодову и немного о жизни самой Молдавской митрополии, территорию которой Милена назвала " цитаделью Православия " . ...Примерно в 60-ти километрах от столицы республики Молдова – города Кишинева, находится Куркиевский мужской монастырь. Дорога к нему лежит через живописные равнины, села, с характерными каменными домиками, придорожными колодцами. Цивилизация, правда, несколько изменила старинный облик мест. Супермаркеты и современные заправочные станции уже мало кого удивляют. Гораздо больше удивление вызывают выточенные из камня или вырезанные из дерева православные распятия, которые можно увидеть практически через каждые 100 метров дорожного полотна. Несмотря на то, что современная независимая Молдова сегодня стоит перед нелегким решением, кого выбрать в политические союзники – Россию или ЕС, в духовном плане подобного выбора не стоит. Она была и останется православной страной, крепко хранящая свои восточно-христианские традиции. С 8 по 10 октября республику посетил Патриарх Кирилл. Это был его первый визит Предстоятеля Русской Церкви в республику с момента его восхождения на патриарший престол... К приезду Первоиерарха готовились трепетно и тщательно. По всему городу можно было увидеть билборды с приветственными словами на молдавском и русском языках в адрес высокого гостя. В ночь перед Божественной литургией предстоятеля около Христорождественского кафедрального собора вовсю кипела работа. Рабочие монтировали и украшали цветами помост, на котором будет утром служить Патриарх, устанавливали подобие гигантского пасхального яйца, увенчанного крестом, проверяли технику. Даже утренний дождь, который внезапно обрушился на город, приняли как хороший знак – в республике несколько месяцев царила засуха. С приездом Патриарха Кирилла природа словно смиловалась. Ни ливень, ни пронизывающий осенний ветер и холод, – ничто не могло помещать верующим прийти к главной площади города. Кордоны полиции относились к верующим с пониманием и проход излишне не ограничивали. Гораздо труднее было найти место, с которого был виден Предстоятель. Многочисленные зонты закрывали обзор, но зато было слышно каждое слово.

http://religare.ru/2_89669.html

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Трапезный храм в честь Рождества Христова. Христорождественская церковь на втором этаже Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова с трапезной - пример представительного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. В первом этаже сохраняются части построек 17 в., в том числе старой надвратной церкви. К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины, - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр - в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Все эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором - филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа - небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей - арочные, частью ложные, со скромными рамками. Эффектны барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части - с очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проемов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

http://sobory.ru/article/?object=02749

Тверь. Церковь Арсения Тверского в Первомайском. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство началось в конце 2004 года. В понедельник Светлой седмицы 2005 года по благословению Владыки состоялась первая литургия в строящемся храме, после которой был совершен крестный ход вокруг будущей церкви. Недалеко от места, на котором строится храм, ранее находился монастырь, основанный святителем.  Святитель Арсений, избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, через четыре года на свои средства здесь, недалеко от будущей церкви, на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. За святую жизнь свою епископ Арсений был прославлен Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти.  http://hram-tver.ru/tver/arsentv.html    Храм в честь святителя Арсения Тверского в Твери построен в 2004–2007 г.г. Церковь расположена в микрорайоне «Первомайский», в 1,5 км от Успенского Жёлтикова монастыря, основанного в 1394 г. святителем Арсением, епископом Тверским. В конце XIV века на месте современного микрорайона «Первомайский» был густой лес. Неподалеку проходила тропа, по которой из Жёлтиковой обители в Христорождественский монастырь шли богомольцы, чтобы успеть к поздней Литургии. По этой тропе ежегодно в первое воскресенье после 12 июля, праздник святых апостолов Петра и Павла, проходил и крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, следовавший из Спасо-Преображенского собора в Успенский Жёлтиков монастырь. 27 сентября 2004 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в микрорайоне «Первомайский» установили поклонный крест. В конце 2004 г. по желанию жителей микрорайона здесь началось возведение храма во имя Святителя Арсения, епископа Тверского. Строительством занималась община церкви святителя Николая Чудотворца на Красной Слободе во главе протоиереем Сергием Дробой – настоятелем этого прихода, а также ктиторы Никольского прихода, в том числе В.Н. Калачин, Н.В. Самойленко, А.Г. Йорданов, И.Н. Русаков, В.В. Васильев.

http://sobory.ru/article/?object=04433

Архитектор Василий Михайлович Дружинин Список храмов, которые построил Василий Михайлович Дружинин (или с его участием) Кировская область Христорождественский монастырь. Колокольня Слободской район, Слободской Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: 1893 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Всех Святых (утрачена) Слободской район, Первомайский Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: Между 1886 и 1901. 1886 - 1898 - строительство каменной часовни Всех Святых; 1898 - 1899 переделка часовни под церковь; 1901 - строительство деревянной колокольни. Церковь Вознесения Господня Слободской район, Вахруши Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: Между 1890 и 1894 Церковь Алексия человека Божия при бывшем Епархиальном училище Вятка (Киров), город, Вятка (Киров) Архитектор: А.С. Андреев, В.М. Дружинин Год постройки: не ранее 1882 Александро-Невский Филейский мужской монастырь. Церковь Александра Невского (утрачена) Вятка (Киров), город, Вятка (Киров) Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: Между 1892 и 1898 Часовня Вознесения Господня (утрачена) Уржумский район, Уржум Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: не позже 1887 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Троицы Живоначальной Нолинский район, Зыково (Луговское) Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: 1903 Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Белохолуницкий район, Иванцево Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: Между 1883 и 1889 Церковь Петра и Павла Белохолуницкий район, Елёво (Петропавловское), урочище Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: 1907 Церковь Казанской иконы Божией Матери Лебяжский район, Мелянда Архитектор: В.М. Дружинин Год постройки: Между 1896 и 1907 Церковь Владимирской иконы Божией Матери Лебяжский район, Кузнецово Архитектор: И.А. Чарушин (?), В.М. Дружинин (?) Год постройки: Между 1891 и 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Троицы Живоначальной Свечинский район, Старица Архитектор: В.М. Дружинин (?) Год постройки: не ранее 1900 Церковь иконы Божией Матери " Скоропослушница " Даровской район, Порели, урочище

http://sobory.ru/architect/vmdruzhinin

Успенский Вышенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Вышенский монастырь — женский (ранее мужской) монастырь в Рязанской области. Основан в XVI—XVII веках. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х гг., возвращен Церкви в 1990 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место. Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность. Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Выше...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010