КАРТАВЕНКО Елена, психолог - Православный журнал «Фома» Открыть навигацию Ваш профиль Поиск Помочь Закрыть меню Помочь Рубрики Основы Православия Непридуманные истории Психология и отношения Культура и искусство Все материалы Вопросы священнику Новости Смотреть все Коллекции Какой сегодня праздник Райсовет Читаем с детьми о вере Смотреть все Войти Журнал ФОМА - Авторы - КАРТАВЕНКО Елена, психолог КАРТАВЕНКО Елена, психолог Семейный психолог благотворительного фонда «Словом и делом», преподаватель в РХГА (Русская Христианская Гуманитарная Академия), Санкт-Петербург. Образование 2016 г. — 2018 г. — Санкт-Петербург, Русская Христианская Гуманитарная Академия, кафедра философии и психологии человека, аспирантура. 2009 г. — Санкт-Петербург, Русская Христианская Гуманитарная Академия, кафедра философии и психологии человека, психолог. 1992 г. — 4-е медицинское училище, акушерка. Повышение квалификации 2022 г. — Учёба на 4-м курсе программы профессиональной переподготовки «Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании в России». 2020 г. — АНО «НИИДПО» профессиональная переподготовка по программе «Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений». 2019 г. — «Арт-терапевтические методы работы с парой: Путешествие в страну Родительства, Путешествие в страну Беременности, Путешествие в страну Родов», ИПРП, Филиппова Г. Г. 2019 г. — «Частная психосоматика», Л. Третьяк. 2018 г. — «Сказкотерапия. Сказка — основа спасения. Возможность сказкотерапии в работе с ПТСР», Институт практической психологии «ИМАТОН». 2017 г. — Российский государственный социальный университет, кафедра «Клинической психологии», профессиональная переподготовка. 2017 г. — «Репродуктивная психосоматика», ИПРП, Филиппова Г. Г. 2016 г. — «Психологическая работа с женщинами в ситуации аборта», «Психологическая работа в ситуации отказа от ребёнка», ИПРП, Филиппова Г. Г. 2016 г. — «Арт-терапия в работе с репродуктивной психосоматикой», Институт перинатальной психологии и репродуктивной сферы.

http://foma.ru/authors/kartavenko-elena-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конференция «Христианская психология в эпоху перемен» состоялась в рамках XXXI Рождественских чтений Участники подготовили доклады как академического плана, так и практической, прикладной тематики МОСКВА. Конференция «Христианская психология в эпоху перемен» состоялась в рамках XXXI Рождественских чтений в Российском православном университете св. Иоанна Богослова (РПУ). Участники – священнослужители и миряне – подготовили доклады как академического плана, так и практической, прикладной тематики. Послушать их собралось около двухсот участников Рождественских чтений из разных городов России. Ведущий конференции – декан факультета психологии РПУ профессор Борис Братусь в своем вступительном слове отметил, что конференции, посвященные христианской психологии, в рамках Рождественских чтений проводятся уже без малого четверть века. Несмотря на такой солидный срок, дискуссии о соотнесении светской и христианской психологии, об особенностях и сути последней продолжаются. Наталья Инина, старший преподаватель факультета психологии РПУ, посвятила доклад этой теме. По ее словам, в условиях нынешней «экстраординарной психической нагрузки» обнаруживается «резкий разворот» светской психологии «в сторону духовных аспектов человеческого бытия». Значит ли это, что у светских и христианских психологов теперь общие задачи? С одной стороны, оба направления призваны помогать человеку «не расчеловечиться», уберечь его от примитивизации, сводимой лишь к задачам выживания. С другой стороны, кризисная ситуация может подтолкнуть человека «к трансцендентности, к выходу за рамки эго» – но куда? И это ключевой вопрос: по словам Ининой, позитивистская светская психология менее всего задается этим вопросом, ее антропоцентризм диктует сосредоточение на проблеме «откуда». При этом речь может заходить о некоей собирательной «духовности» («трансвитальность», «личная вселенная», «традиционные ценности» и т.д.), но она понимается скорее как «очередной психологический инструмент, продукт человеческой активности». «В материалистической науке небо духовное заменяется небом психологическим», – отметила докладчица.

http://sedmitza.ru/text/10217097.html

Прошла конференция по христианской психологии февраля 2020 " Сегодня мы сталкиваемся со множеством проблем как духовного, так и психологического свойства - это и атомизация общества, и пропаганда греха, затмевающего человеческий рассудок, и огромный процент разводов. Вечное подменяется временным, ложное выдается за истинное. Со всеми этими и многими другими проблемами необходимо работать, и настоящая конференция - это отличная площадка по выработке общего мнения касательно заявленных вопросов. Необходимо также напомнить о том, что, по нашему глубокому убеждению, истоки нынешних острых проблем современности лежат не в политической, экономической, экологической, но как раз в духовной плоскости. Именно греховность человека привела к тому, что " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8:22). Следовательно, выход из любого как как глобального, так и локального кризиса может быть только духовным " , - сказано, в частности, в приветствии. Профессор СПбДА, председатель Епархиального общества православных психологов Лариса Шеховцова отметила, что в своих работах святитель Феофан Затворник часто обращался к теме богословского взгляда на природу человека, писал, что необходимо ввести и развить христианское направление в психологии, и общество православных психологов как раз этим и занимается: " Мы анализируем святоотеческое наследие и совмещаем его с данными современной психологии. Это основная задача нашего общества и цель встреч, которые мы проводим " . В первый день конференции основной темой сообщений стал вопрос семьи и брака. В своих докладах участники рассмотрели главные проблемы, с которыми сталкиваются многие современные семьи: измена, конкуренция за право главы семьи, зависимое поведение одного из супругов, вмешательство родителей и неправильное развитие отношений. Выходом из ситуации является совмещение знаний современной психологии с православным опытом духовной жизни. Также докладчики рассказали о преодолении семейных конфликтов на примерах из собственной практики.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

– На мой взгляд, и православная педагогика, и православная психология активно формируются в последние годы. Прошло уже больше 20 лет с тех пор, как стали появляться первые публикации российских православных ученых, в которых явно прослеживалась ориентация на соотнесение научных знаний со знаниями богооткровенными, запечатленными в Священном Писании и Священном Предании. Большая заслуга в формировании нового направления научной мысли принадлежит священнику и психологу протоиерею Борису Ничипорову (к сожалению, ныне покойному), докторам психологических наук Т.А. Флоренской, Б.С. Братусю, В.И. Слободчикову, Ф.Е. Василюку, В.В. Абраменковой. Следует отметить, что уже создан Институт христианской психологии, ректором которого является священник Андрей Лоргус. Все названные мною люди являются представителями научной школы Московского государственного университета. В Санкт-Петербурге также есть активно работающие и в научных, и в церковных кругах специалисты, которые разрабатывают различные вопросы психологического консультирования и психотерапии. Наиболее крупные имена – доктора психологических наук Л.Ф. Шеховцова и М.Я. Дворецкая, кандидат психологических наук Ю.М. Зенько. Все эти ученые внесли ощутимый вклад в развитие православной педагогики и психологии, причем не только в систему теоретических знаний, но и в практику. Хочется заметить, что в 1990-е годы почти одновременно сразу в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и других – появились психологические службы по оказанию практической помощи людям, попавшим в сложные жизненные и семейные обстоятельства. Это не может не радовать. Это означает, что православная педагогика и психология набирает обороты и начинает оформляться в самостоятельную область научного знания и особенную форму практической деятельности. Другое дело – терминология. Одни авторы говорят о создании «христианской педагогики и психологии», другие – о «духовно ориентированной педагогике и психологии» или используют иные близкие понятия. О понятиях спор еще не закончен, это правда. Но стремление ученых явно выражено: приблизить современную науку к пониманию человеческой души, открытому святыми отцами Православной Церкви в ходе их аскетических подвигов.

http://pravoslavie.ru/35898.html

Священник Андрей Лоргус: С христианской точки зрения одиночество - это ненормальная жизнь человека. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Священник Андрей Лоргус: С христианской точки зрения одиночество - это ненормальная жизнь человека 24.03.2010 10:06 Версия для печати Зимой этого года начал свою работу Институт христианской психологии. О том, где будут востребованы его выпускники и какими с точки зрения христианской психологии видятся пути выхода из кризиса семьи, корреспондент " Интерфакс-Религия " Ольга Гуманова попросила рассказать ректора нового учебного заведения священника Андрея Лоргуса. - В последнее время мы слышим много разговоров о том, как увеличить рождаемость. Идут споры о том, с помощью чего можно было бы улучшить демографическую ситуацию - денежных пособий, льготного жилья, эффективной социальной рекламы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Поскольку не существует некой специфической энергии, соответственно и учения, основанные на существовании этой энергии, ложны. Псевдонаука (иначе лженаука), как минимум, бессмысленна, а часто даже вредна для любого честного человека, не только психолога, и даже не только христианина. Но в руках психолога она особенно опасна, всё же к психологу люди обычно приходят в состоянии кризиса и психической, духовной неустойчивости, и потому чрезмерно открыты для любых, даже вредных воздействий. Ну и если психолог вообще позволяет себе всерьёз использовать понятие такой энергии в работе, то возникают сомнения в качестве его образования. Потому что в первые же месяцы обучения нам вдалбливают в головы, что психолог не имеет права использовать в своей работе методы, не имеющие рационально объяснимой методологической базы. Психология, даже светская, не христиански-ориентированная (про которую говорят, с «вырванной из неё душой»), все же основана на смеси медицины, философии, социологии и т. п., а вовсе не на оккультизме. И в психологии довольно чётко объясняются суеверия и причины верований в ложные учения. Знающий всё это психолог не станет оккультистом. Но допустим, что я, вслед за учеными, ошибаюсь, и существует какая-то такая энергия. Но тогда христианину иметь с ней дело тем более не стоит, так как свойства и эффекты этой энергии не соответствуют православному учению. Недаром эти понятия – «жизненная энергия» и «энергетика человека» (в буквальном, а не метафорическом смысле) используются именно оккультистами. Эта «энергия» занимает стойкое место в пространстве служения греховным страстям. Достаточно изучить цели и задачи человека в рамках любого эзотерического учения, и становится ясно, что они далеки от Православия. Люди, которые пропагандируют всякие псевдопсихологические приемы, типа позитивного мышления для исполнения мечты, и те, кто их слушают, утверждают, что это работает в их жизни. Вы отрицаете это или, опять же, просто предостерегаете христиан не лезть в это, потому что неполезно для души?

http://sueverie.net/psevdopsihologija-i-...

Рубрики Я страдаю от ревности. Что делать? Отвечает семейный психолог 14 мин., 24.07.2018 Поделиться Что делать если беспочвенная ревность изнуряет и не дает покоя? Откуда берется это чувство и как от него избавиться? Как связаны между собой ревность и любовь? И что делать человеку, который страдает от чужой ревности без причины? На эти и другие вопросы отвечает психолог, проректор Института христианской психологии Ольга Красникова.   — Ольга Михайловна, как и по каким причинам в человеке возникает ревность? — Давайте сразу определимся с терминами. В отношениях между двумя людьми мы сталкиваемся с ревностью как эмоциональной реакцией и ревностью как чувством. Есть такое выражение «укол ревности». Оно про ревность как эмоциональную реакцию. Эти неприятные уколы — всегда сигнал к тому, чтобы разобраться в отношениях или в себе. Представьте картину более или менее здоровых супружеских отношений: люди вступают в брак, потому что любят друг друга и хотят быть вместе всю свою жизнь. Такие муж и жена друг для друга — единственные. А остальные мужчины и женщины для них становятся просто людьми. Да, муж может отметить, что эта женщина симпатичная, а жена, что этот мужчина приятный, но они смотрят на них, как и на тысячи других симпатичных и приятных людей, не более. Поэтому причин для ревности здесь просто нет! Если между супругами любовь и согласие, вряд ли кто-то будет смотреть на сторону и искать себе каких-то приключений. И вряд ли найдется повод постоянно не доверять и подозревать своего супруга в неверности. Конечно, увы, бывают исключения из правил, иногда и у человека, состоящего в счастливом браке, случаются влюбленности, увлечения. Но все же это именно — исключительные ситуации. Если у одного из супругов возникают уколы ревности — это повод разобраться с причинами. Задуматься: есть ли у моей ревности реальная почва? Мой супруг (или супруга) охладел ко мне и действительно испытывает интерес к другой женщине (мужчине)? И если вы понимаете, что ни в какую сторону ваш супруг не смотрит, что он по-прежнему любит вас без памяти, но при этом вас почему-то задело то, как приветливо он общается, к примеру, со своей коллегой по телефону, тогда вопрос к вам: что заставляет вас испытывать эту неприятную ревностную реакцию? Нет ли у вас проблемы, связанной с вашей самооценкой? Возможно, вы почувствовали себя уязвимой, или у вас временно утратилось ощущение собственной безусловной ценности как личности? С этим надо обязательно разбираться.

http://foma.ru/ya-stradayu-ot-revnosti-c...

Скачать epub pdf Выбирая тему своего доклада, я исходил из той темы нашей конференции, которая звучит следующим образом: «Научная психология и возрождение духовности: pro и contra». Но говорить в полной мере об отношении научной психологии к духовной жизни я не могу по той причине, что первая не имеет к последней прямого отношения. По моему глубокому убеждению, только святоотеческая психология дает полные знания о душе. Что же касается психологии научной, то предмет ее изучения более узок, и к тому же сфера ее изучения не пересекается с духовной жизнью души. Чтобы понять это, надо признавать то утверждение святоотеческой психологии, согласно которому, душа состоит не только из части душевно-телесной (физиологической) и душевной (психической), но еще и духовной, а также и то, что каждая из этих частей имеет свою собственную жизнь. Из этих представлений понятно, что научная психология занимается сферами низшими, видимыми, доступными для чувственного восприятия, т.е. сферой физиологической и отчасти психической, духовную же сферу она не знает, не признает и поэтому не изучает. Впрочем, и святоотеческая психология, хотя и знает духовную жизнь души, но непосредственно ее изучением тоже не занимается. Изучением духовной жизни в полной мере занимается аскетика, которая и именуется прямо наукой о духовной жизни. Глагол σκω от которого производится общеупотребительное теперь слово аскетизм включает в себя такое понятие как старательные упражнения, развивающие телесные и душевные силы. Еще до появления христианства у философов стоической школы слово σκησις, переводимое как практика, употреблялось в смысле упражнения в добродетелях. Христианские подвижники заимствовали такое понимание и через свой практический опыт со временем выработали целую аскетическую науку, представляющую собой проверенную до мельчайших подробностей систему тщательного упорядочения человеческой природы в определенном, целостном направлении. Но, развивая эту науку, они всегда старались рассматривать человека в его нынешнем состоянии всегда при свете понятия о том состоянии и о том направлении жизни, которыми он характеризовался до падения своего и которые он снова должен усвоить в Царствии Небесном. Исходя из этого, вся аскетическая литература, не только указывает пути освобождения от наследственной и свободно приобретенной греховной испорченности и разрабатывает методы достижения совершенной жизни о Христе, но и сообщает нам различные сведения о природе человека, а также свойствах и законах, по которым протекает жизнь его души. И поэтому некоторые отождествляют святоотеческую психологию с аскетикой, хотя это не одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

ЦВ 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г. Чем православные психологи могут помочь современной семье Для преодоления кризиса семейных ценностей необходимо заниматься укреплением современной семьи и созданием условий, от которых зависит благополучие супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Только в условиях духовно-здоровой семьи люди могут усвоить христианское отношение к брачной жизни, рождению и воспитанию детей. Православные психологи могут оказать современной семье помощь на этом пути. Ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы медико-психолого-педагогической и социальной поддержки современной семьи, ориентированной на формирование христианских семейных ценностей. Создание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных проблем. Особо важные направления работы православных психологов сегодня: — духовная и психологическая подготовка подростков и молодежи к созданию семьи, вступлению в брак, рождению и воспитанию ребенка в христианской традиции; — духовно-нравственная, социальная и психологическая поддержка молодых супругов в период беременности, в первые месяцы после родов и в течение всего периода дошкольного детства; — психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; при этом специалистам необходимо понять, что единицей образовательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственно-психологический уклад; — создание комплексных развивающих программ для взрослых, детей, подростков и молодежи, реализуемых в системе социальной защиты населения и предназначенных для психолого-педагогической поддержки социально-незащищенных слоев населения: пенсионеров, многодетных, неполных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами и т.п., — испытывающих большие трудности в решении проблем адаптации к условиям современной жизни. — медико-психолого-педагогическая поддержка воспитанников детских домов и интернатов, решение проблем их социальной адаптации к условиям современной жизни;

http://e-vestnik.ru/society/chem_pravosl...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей-психолог Андрей Лоргус: Миф помогает людям выжить Мифы оказывают огромное влияние на жизнь и отдельного человека, и целых народов, они чрезвычайно живучи, и чтобы от них избавиться, нужна огромная рациональная и духовная работа личности над собой, утверждает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. 24 июня, 2014 Мифы оказывают огромное влияние на жизнь и отдельного человека, и целых народов, они чрезвычайно живучи, и чтобы от них избавиться, нужна огромная рациональная и духовная работа личности над собой, утверждает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус рассказал в интервью РИА Новости, что такое миф и какова его роль в нашей жизни, особенно в условиях информационной войны, когда все ее участники обвиняют противоположную сторону в создании ложной, мифологической картины происходящего. Беседовала Марина Борисова. Миф обслуживает страх — Отец Андрей, мифом зачастую называют самые разные вещи. С какой трактовкой чаще всего сталкиваетесь вы? — Психология и идеология исходят из гипотезы, что миф обслуживает определенные потребности человека, в том числе и неосознаваемые. Самый простой вариант — это когда он обслуживает страх. Ведь страх, который испытывает человек, племя, народ, вполне может быть понят рационально, а может — через миф. И благодаря работе мифа, людям становится легче, у них появляется ощущение, что они знают, где выход, знают, что надо делать. Типичный пример – Вавилонская башня. Ее строителей воодушевлял миф, что если они построят эту башню, то достигнут такой неимоверной реализации человеческого бытия, что, по сути дела, станут повелителями Вселенной — богами. Главное — договориться и создать правильный проект. — Но это же та модель, по которой развиваются все цивилизации. — Одна из моделей. Например, когда начинается война и народ понимает, что, если он не создаст современную боеспособную армию со всеми ее тылами, заводами и так далее, он не выживет. И народ создает такую армию и побеждает. И это – не миф. Это – реалистическое отношение к действительности. И когда человек понимает, что, если он не посеет пшеницу, то он на следующий год будет голодать, – это реальность. Но в той же ситуации можно жить мифом, что, если мы не отнимем хлеб у соседней деревни, которая забрала наш хлеб, мы умрем с голода.

http://pravmir.ru/protoierey-psiholog-an...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010