Митрополит Иларион: Наука и религия — две разных области познания 11 ноября, 2014 8 ноября 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал научный редактор телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. http://youtu.be/UjpHrcvoF7w Митрополита Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и науке. У меня в гостях – научный редактор телеканалов «Россия.2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. Здравствуйте, Иван! И. Семенов: Здравствуйте, дорогой Владыка! Спасибо за предоставленную возможность поговорить с Вами. Наука и религия – это две сферы человеческой жизни, которые возвышают человека, поднимают его от земли. Еще, конечно, культура, которая немножко, как мне кажется, ближе к религии. Что общего и что разного в научном и религиозном способе познания мира? Является ли теология полноценной наукой с Вашей точки зрения? Митрополит Иларион: Наука и религия – две совершенно разные области. Но при этом они не являются взаимоисключающими. И хотя нам не раз говорили: наука доказала, что Бога нет, ведь Гагарин полетел в космос, но Бога там не увидел, — мы понимаем всю абсурдность таких аргументов. Но не будем забывать, что именно на аргументах такого уровня и качества были воспитаны несколько поколений, оторванных от Бога. И в те времена прийти к Богу было очень трудно во многом потому, что пытались доказать и доказывали на разных примерах, что наука противоречит религии. Наука не имеет никаких противоречий с христианским мировоззрением. Мы видим, что наука и религия – две разных области познания. Наука занимается, прежде всего, нашей земной жизнью, материальным миром. Наука объясняет мир моделями (законами) с разной степенью точности, объясняет, как устроены планеты, как устроено мироздание и предлагает решения для улучшения нашей жизни на этой земле. В этом – смысл научного прогресса. Религия занимается совершенно иными вещами. Опять же, наука требует доказательств, усилий разума, а религия основывается на вере и безусловном принятии Истины. Она имеет отношение к душе человека, к тому вечному измерению, которое неподвластно никакой науке, которое не измеряется ни метрами, ни литрами, ни какими-либо другими человеческими мерами. Это «высшее» измерение присутствует в душе всех людей, но каждый осознает его по-разному. В этом причина многообразия религиозного опыта. Но этот религиозный опыт не противоречит данным науки, научному опыту. Вот почему среди ученых есть и неверующие, и огромное число верующих.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nau...

Уолтер Мартин (баптист) Глава 5. «Христианская наука» Исторический обзор Десятилетиями «христианская наука» занимала главенствующее положение среди «наук Высшего Разума». Располагая большой и все возрастающей численностью прихожан, сочетая в себе светское с религиозным и имея в своем распоряжении большие средства, Мать- церковь преобладала среди «наук о Разуме», являясь более важной во всех отношениях, чем «христианская школа единства», «наука Разума», «религиозная наука», «божественная наука» и их различные ответвления. Однако 60-е годы нашего века внесли перемены в это течение. «Христианская наука» начала терять приверженцев, и ее доходы сокращались постоянно и значительно. К середине 70-х годов последователи «христианской науки» и средства массовой информации осознавали, что упадок будет долгосрочным и постоянным. В 1976 году Мать- церковь села на мель предъявленных ей обвинений в финансовой, моральной и духовной коррупции среди ее высших служителей. Сейчас, в начале 80-х годов, культ «христианской науки» перегруппировал свои силы. Внутренние разногласия были устранены, финансовые потери уменьшились, да и сам культ повернулся к миру спокойным лицом. Будущие десятилетия покажут, сохранились ли у «христианской науки» силы выжить и пустить корни после невзгод. Тем не менее, даже сейчас культ «христианской науки» – мощная сила, с которой евангельские христиане сталкиваются повсюду. Мы рассмотрим его истоки, познакомимся с основателями, с имевшимися разногласиями и сопоставим это учение с ясным словом Писания. Ни одна из личностей, которым суждено было получить известность в религиозных кругах XIX века, не может затмить своей яркостью Мэри Энн Морс Бейкер, которая больше знакома последователям «христианской науки» как Мэри Бейкер Эдди, «мать» и руководитель, «открыватель и основатель» организации «христианская наука». Мэри Бейкер родилась в Бау, Нью-Хемпшир, в 1821 году в неказистом поместье ньюхемпширской фермы и была воспитана в духе строгого конгрегационализма. Ее родителями были Марк и Абигайл Бейкер. Жизнь юной Мэри Бейкер до времени, когда ей исполнилось 22 года, отмечена частыми болезнями, как души, так и тела. 33 Ее лечили, обращаясь к только что появившейся науке месмеризма, и это лечение давало некоторые положительные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Название науки, основные моменты ее содержания: наука Нравственное богословие, предмет ее исследования – нравственность и источник раскрытия – богословие; сущность духовно-нравственной природы человека, природа семьи и Церковь ; порядок изучения Нравственного богословия: усвоение естественных нравственных основ самой природы человека и сверхъестественного закона, данного в Божественном Откровении. Примирение человека с Богом, участие в нем двух сил; благодатные средства Церкви Христовой. Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Об основах христианской нравственности говорит наука, именуемая Нравственное богословие. В ее названии кроется указание на предмет исследования (нравственность) и на главный источник, с помощью которого этот предмет раскрывается (богословие). Нравственное богословие охарактеризовывает свой предмет, показывая сущность духовно-нравственной природы человека, созданного по образу и подобию Божию, как об этом говорят первые страницы Библии ( Быт. 1, 25; 2, 7 ), а также сущность природы семьи и Церкви, в которых человек обитает и с членами которых он постоянно взаимодействует. Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? Нравственное богословие предлагает нам систематическое усвоение, во-первых, христианского понимания естественных общечеловеческих нравственных основ, имеющих место в самой природе человека: нравственного чувства, совести, нравственной свободы и других, действующих в духе-душе человека и подтверждающих существование естественного нравственного закона и его особенностей. Во-вторых, Нравственное богословие говорит о сверхъестественном законе, данном человеку в Божественном Откровении. Раскрывая содержание богооткровенного закона, наука показывает его тесную внутреннюю связь с естественным нравственным законом, ибо «принципиально они – одно и то же» 1 , и отмечает его благотворное влияние на естественный нравственный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наука и религия Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — уникальная личность: епископ, хирург и ученный с мировым именем, которому пришлось жить в годы советских гонений. Вся новоевропейская культура внушала людям мысль, что наука и религия несовместимы. В СССР за отрицание этого «догмата» можно было лишиться свободы, если не жизни. Поэтому свидетельство (греческое слово, переводимое на русский как «мученичество», буквально значит «свидетельство») святителя Луки, епископа и ученного, особо красноречиво. Книга «Наука и религия» примыкает к другому подобному труду святителя — «Дух, душа, тело». В ней святитель доказывает, что несовместимость науки и религии в сущности — недоразумение. Святитель Лука вскрывает суть науки и религии, много размышляет о христианском гуманизме, о Христе — как идеале человеческого; о мучениках и свидетельствах исторического бытия Христа; о взглядах художников, писателей, ученных и философов на Христианство и Библию. Наука и религия Предисловие На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии? 1. Что такое наука? Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия. Поэтому постараемся дать точные определения обоих рассматриваемых нами понятий — и тогда сравним их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Скачать epub pdf Эдди Мэри Бэйкер и «христианская наука» Церковь Сайентологии, получившая широкое распространение во многих странах мира, принципиально отличается от традиционных христианских конфессий по своему вероучению, традициям и практике. Учрежденная в 1954 году в США, она возрастала на подготовленной почве: предшественницей Сайентологии была «Христианская наука» (Christian Science) – Церковь , основанная во второй половине XIX в. Вот что сообщалось, например, об этом в мартовском номере журнала «Миссионерское обозрение» за 1915 год: «С половины прошлого (Х1Х-го) столетия в христианских странах Нового Света возникло и к настоящему времени развилось до весьма больших размеров особое движение, так называемое духовное врачевание (mind cure movement). На почве этого течения за последнее время возникло много сект, в главных чертах очень сходных между собой, – писал автор статьи священник Д. Ахматов. – Наиболее ранней и резкой формой этого движения и более других распространенной ветвью его в настоящее время является секта «Христианская наука» (Christian Science). Весьма многочисленные последователи ее (сциентисты) представляют из себя организованную секту с определенным катихизисом и многими большими роскошными храмами в городах Соединенных Штатов Северной Америки и отчасти Европы» 6 . Основательницей «Христианской науки» была Эдди Мэри Бэйкер (1821–1910), написавшая трактат под названием «Наука и здоровье». Эта книга была опубликована в 1875 году и стала главным духовным руководством последователей Э.М. Бэйкер. Первоначально сочинение состояло из 8 глав, а в 1884 г. к нему был добавлен «Ключ к Священному Писанию », и с этого времени книга выходила много раз. 7 Но и у Эдди Мэри Бэйкер, в свою очередь, были предшественники. В 1775 году австрийский врач Франц Антон Месмер выдвинул учение о «животном магнетизме» (точнее: «магнетизме живого тела»), которое рекламировал как выдающееся научное достижение. Путем регуляции воздействия на человека особой световой субстанции («флюидов»), доказывал он, можно излечивать психические заболевания, прежде считавшиеся безнадежными, и нередко демонстрировал это на своих сеансах. Позже стало ясно, что Месмер, сам того не подозревая, использовал механизм воздействия на человека гипноза.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Алексей Нестерук Содержание Предисловие к русскому изданию Предисловие Введение. Православие и наука: особый опыт Глава I. Святоотеческое богословие и естественные науки: исторические вехи Введение Проблема в ее историческом контексте Христианские апологеты и греческая религиозная философия Философия и наука в сотрудничестве ради истины Вера как условие знания Истолкование природы Законы природы Преображение природы От единообразия в природе к Слову (Логосу) Божьему. Святой Афанасий Преподобный Максим Исповедник о логосах мироздания Отстраненность от природы и любовь к ней Латинская церковь и естественные науки Августин Гиппонский и естественные науки Наука как служанка богословия в трудах Августина «Семенные причины» и естественный закон у Августина Отличия греческого подхода к естественным наукам от латинского Глава II. Особое место богословия по сравнению с другими науками: святоотеческое понимание против современного Богословие как опыт богообщения: как святые отцы понимали богословие Неизбежность мистического аспекта в богословии Уникальность богословия Церковные определения как границы веры Апофатизм православного богословия Человеческая способность, делающая богословие возможным, и ее роль в богомыслии Что в богословии может быть соотнесено с наукой? Воплощение Христа как основание богословия «Сравнение» богословия и науки Духовный ум и посредничество между богословием и наукой Православное богословие и философия Православное богословие и наука: эпистемологическая формула Глава III. К богословской методологии посредничества с наукой Философия и апофатизм Научный монизм и апофатизм Антитетическая диалектика и антиномический монодуализм Апофатическое богословие и трансцендентальная философия Возражения Канта на доказательство бытия Божьего из замысла мира Святоотеческий ответ Канту: от монистического субстанциализма к обусловленной онтологии Логосы творения и мироздание Логосы творения и антиномии Ипостасное измерение в религиозных умозаключениях, сделанных из наблюдения за тварным миром Вселенная как «во-ипостасная» в Логосе Божьем Глава IV.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наука верующих или вера ученых: век XX Современная российская действительность характеризуется все возрастающим влиянием религии на общество и государство. Вырвавшись из тисков советского атеизма, Православная Церковь набирает все больший вес и голос Ее звучит все влиятельней и громче. Но является ли уходящее в глубины истории церковное мировоззрение подходящим для современной технологической цивилизации? Нет ли противоречий между новейшими научными достижениями и древними истинами христианской веры? В этой книге профессор Санкт-Петербургского государственного университета, лауреат премии Президента РФ в области науки и технологий для молодых ученых, Президент Международной Минералогической Ассоциации диакон Сергей Кривовичев рассматривает эти вопросы на примере верующих ученых XX и XXI веков. Как они – в эпоху бурного развития науки и техники – совмещали свои научные исследования с религиозными представлениями? Влияли ли сделанные ими научные открытия и изобретения на их религиозные убеждения? Сергей Кривовичев Наука верующих или вера ученых: век XX © Кривовичев С. В., 2015 © ООО «ТД Алгоритм», 2015 Предисловие Про одного известного английского ученого рассказывали, что однажды после публичной лекции к нему подошла экзальтированная дама и спросила, придерживается ли он какой-либо религии. Утвердительный ответ ее не удовлетворил. – Какой конкретно веры вы придерживаетесь? – Веры настоящих джентльменов, – последовал ответ. – А какова вера настоящих джентльменов? – не унималась упрямая дама. – Настоящие джентльмены никогда не говорят о своей вере. Этот краткий анекдот отражает отношение большинства ученых к религиозным вопросам: они не любят говорить о них с посторонними. В научной среде встречаются верующие люди, но это никак не отражается на восприятии их научных результатов: наука имеет свои критерии истинности экспериментальных данных и проверки гипотез. Иногда, правда, из среды ученых (хочется сказать, особо ученых) раздаются голоса о том, что наука и религия несовместимы, что наука опровергла религиозные догмы раз и навсегда, что религия представляет собой архаичное мировоззрение, что церковь всегда преследовала ученых и сжигала их на кострах, что вот-вот чуть – и активная клерикализация нашего общества отбросит нас обратно в «средневековье» (а много ли мы о нем знаем?) и т. п. С другой стороны, антирелигиозная активность отдельных представителей научного общества порождает естественное отторжение у верующих людей – у многих еще жива в памяти атеистическая пропаганда советских времен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Неамериканский миссионер «Трудно молодому человеку войти в современную церковную жизнь? — Да. Но тем, кто всюду ищет только легкость, не интересны ни Евангелие, ни Апокалипсис. Тот юноша, что испугался наших «бабушек», уж точно не устоит перед «зверем из бездны»…» — говорит протодиакон Андрей Кураев. «Неамериканский миссионер» — это цикл статей на тему отношений Церкви и современной молодёжи. Особенно она пригодиться, воцерковляющимся молодым. Поможет православной молодежи перед вызовами современности не превратить свою веру ни в «модернизм», ни в сектантство, ни в неофитский фанатизм. Книгу «Неамериканский миссионер» составили следующие статьи о. Андрея: Материалы к реферату на тему «Религия и наука» Наша брань не против науки: клонирование и Церковь Беседа о медицинской этике В защиту компьютера Человек и его компьютер или компьютер и его человек? Разговор в университете Как говорить с молодыми Исповедь сверстнику О пути не монашеском Закон Божий и «Хроники Нарнии» Церковь и рокеры Диакон Андрей Кураев Неамериканский миссионер Материалы к реферату на тему «Религия и наука» Вопросы, уводящие от стереотипов.- Чего нет в Библии? – Аскетизм и наука.- Доброе слово об инквизиции.- Вера научных революционеров . Уже века этак полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ – это тот, который окапывается где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку, с помощью которой вышколенный человек твердит: «Наука и христианская догматика несовместимы!!! Наука рождалась, преодолевая яростное сопротивление церковных мракобесов! И только по мере высвобождения людей от оков средневековой схоластики родилась научная мысль!». Этот словесный поток настолько привычен (ибо начал он свое журчание еще в дореволюционных школах, тем самым и готовя «великий переворот»), что желания поверить его кажущуюся «гармонию» с помощью «алгебры» (то есть логики и истории) не возникает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Введение Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь . Задача литургики состоит в том, чтобы: показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви; раскрыть значение содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачения, священных сосудах и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Лекции по Литургике ВВЕДЕНИЕ Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, то есть всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а Святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том смысле и виде, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели Древней Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности, храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (службы суточного круга, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010