В.А. Фурсов Сегодня, когда в школах России стали преподаваться Основы религиозных культур и светской этики и учащиеся стали знакомиться с культурными и педагогическими пластами православия, ислама , буддизма, иудаизма, воспитываться на идеалах этих учений, имя Епископа Хрисанфа (Ретивцева) , который впервые в России широко взглянул на мировые религии, в том числе традиционные для нашего Отечества, выдвигается на первый план не только как историка религии, но и как педагога, который обратил взгляд культурной и педагогической общественности на воспитательные пласты религиозных учений. Для преподавателей курса ОРКСЭ («Духовная культура народов России») может стать настольной книгой капитальный труд Епископа Хрисанфа (Ретивцева) «Религии древнего мира и их отношение к христианству», к которому обращались виднейшие деятели русской культуры Лев Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов. Ключевые слова: епископ Хрисанф (Ретивцев) , исторический метод, наука о религии, современная общественно-религиозная ситуация возвращение традиций изучения религий Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1831–1883) был одним из видных ученых своего времени – талантливым богословом, историком, и, в значительной степени, философом. Наш современник выдающийся священник и богослов о. Александр Мень прямо называет епископа Хрисанфа «пионером русского религиоведения». Родился будущий Владыка Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивцев) в небольшом селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Бежецком духовном училище и Тверской духовной семинарии. Уже в эти годы отличался способностями к учению и успехами в учебе. Как лучший воспитанник, Владимир Ретивцев был отправлен семинарским начальством для получения высшего образования за казенный счет в Московскую духовную академию, где вновь выделялся своими способностями и трудолюбием. По окончании академии в 1856 г. назначается преподавателем Священного Писания в Костромскую духовную семинарию, затем становится бакалавром по курсу основного богословия в Казанской духовной академии. В 1865 г. направляется в Санкт-Петербургскую духовную академию, где первоначально был преподавателем, затем инспектором и, наконец, в 1869 г. стал ректором. Заслужил уважение преподавателей и студентов своей эрудицией в различных областях и интересными глубокими лекциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Хрисанф, до пострижения Владимир Николаевич Ретивцев, епископ Нижегородский, род. в 1832 г., умер 6 ноября 1883 г. Сын священника села Эська, Бежецкого уезда Тверской губернии, преосвященный Хрисанф первоначальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее в Тверской семинарии и высшее в Московской духовной академии. Уже при поступлении в последнюю в 1852 г. он зарекомендовал себя с отличной стороны на приемных испытаниях и принят был в академию в числе первых по списку студентов. Относительно написанного им в самом начале 1852 года сочинения на латинском языке «An praeter vitam individuorum universalis quoque vita est praesupponenda?» знаменитый профессор философии в этой академии Ф. А. Голубинский († 1854) заметил: «Опровержение дельно. Слог ясный и твердый. Знание латинского языка хорошо». За тем и во время дальнейшего прохождения академического курса Ретивцев обнаружил, при обширной начитанности, такие способности и уменье овладевать предметом и вести дело исследования, что писанные им даже на младшем курсе семестровые сочинения, например, по словесности и всеобщей истории, ходили по рукам студентов не только младшего, но и старшего курса, как нечто выдающееся из ряда обыкновенного. Вместе с тем у него уже тогда, особенно под влиянием профессора Н. П. Гилярова-Платонова († 1887), постепенно развивался и все более и более твердо устанавливался философско-исторический метод исследования предметов, о которых ему приходилось рассуждать. Этот метод вносил большое оживление в господствовавшую дотоле схоластическую систему преподавания и исследования, хотя, конечно, не очень нравился представителям старого, диалектического метода схоластической системы, видевшим в нем ненужное и отчасти даже вредное нововведение, как последствие влияния западной, преимущественно Гегелианской философии, далеко не во всем согласной с православным учением. Кроме того, как человек весьма живой, пылкий и впечатлительный, Ретивцев и в поведении своем, по молодости, был не всегда безукоризнен. Поэтому не удивительно, что он, хотя в 1856 г. и кончил академический курс в числе первых магистров, однако, главным образом вследствие нежелания начальства иметь его на кафедре Московской академии, 15 октября того же 1856 г. был определен в Костромскую духовную семинарию на кафедру Священного Писания . Здесь он 29 сентября 1857 г., по прошению, был пострижен в монашество. Извещая об этом наместника Сергиевой лавры архимандрита Антония, митрополит Московский Филарет, после замечаний о «чужемудрии» некоторых из бывших профессоров подведомой ему академии, в том числе Н. П. Гилярова-Платонова , писал: «О Хрисанфе преосвященный Евгений (Сахаров-Платонов) говорит, что преосвященного Платона (епископа Костромского) предваряли, чтобы он не спешил постригать его, продолжил испытание его, но преосвященный Платон не послушал. Благодарение преподобному Сергию, что мы предостережены, чтобы не взять Хрисанфа в академию».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

I.   Христианство, в своем существенном содержании, в характерных чертах своего учения, есть религия, безусловно, новая, из предшествовавшего ему развития религиозного сознания в древнем мире невозможно вывести его основные истины. Уже самый общий взгляд на Бога и человека в древнем мире существенно разнится от всего библейского воззрения, как новозаветного, так и ветхозаветного. Исходя из начал натуралистических, язычествующее сознание не доходило до идеи о Боге премирном, отдельном от бытия конечного, как ни отвлекалось иногда и ни возвышалось оно в своих понятиях. Язычник, по требованию чувства, представлял своих богов живыми, действующими, личными существами: но это быль обман сердца, который необходимо исчезал, как скоро мысль начинала действовать. На высших ступенях своего религиозного развития он представлял созданных им самим богов и идеалами своей нравственной жизни; но идеалы эти не обладали полным, тем более бесконечным совершенством и чаще всего были призрачными. Бога, в смысле существа бесконечного, древний мир не знал, и именно потому, что искал Его в мире конечном или смешивал с этим миром, не имея возможности отрешиться от природы. Еще более, существенно расходится христианское воззрение с язычеством в своих собственных, евангельских догматах о Боге триедином, о Сыне Божием Искупителе и об обновлении и воссоздании человеческой природы. В общем языческом воззрении на Бога и человека еще можно находить нечто, близкое, по–видимому, к истинному понятию о Божестве и о природе человека; если не в самой основе, то в частных чертах этого учения есть как бы предчувствие истины. Таковы некоторые нравственные свойства, приписываемые в язычестве богу природы. Но для учения о внутренней таинственной жизни бесконечного Бога и для идеи о тайне искупления не было в язычестве и не могло быть никакой основы, никакой почвы. Все это должно было действительно представляться эллинам безумием. Тайна спасения через смерть Богочеловека, тайна благодатных действий Духа для воссоздания внутреннего человека – это понятия и верования, которым не было места в древнем религиозном мировоззрении. Для всего языческого мира они были не только непонятны, но и не нужны и излишни. Все, что более или менее напоминает эти христианские догматы или вернее, в чем хотели бы видеть сходство с ними или зародыш, почву для высокого евангельского учения об искуплении, оказывается, по своему смыслу чуждым христианской истине и стоящим вне исторической связи с этой, безусловно, новой религией.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Все религии древности, как мы видели, подвержены были мифологическому процессу в своем развитии, и все они проходили через политеизм. Начиная более или менее неопределенным и смутным представлением о божестве, как силе природы, они расчленяют затем эту силу на множество сил частных. Если многие из них в дальнейших моментах своей истории приходят к единству, к идее одного абсолютного существа, то это совершается большей частью при посредстве философии и в ее сфере, а не в области самой религии. Но этот монизм не уничтожал собой всецело политеизма и не стоял в противоречии с ним; он представлял собой только обобщение тех же понятий, какие содержались в политеизме. Идея единого высшего Божества в религиях языческих заключала в себе тоже натуралистическое понятие. Еврейская религия, напротив, свободна от мифологии и ей чужд политеизм от самого начала и до конца ее истории. Монотеизм и притом безусловный, исключающий собой всякое политеистическое представление, – ее отличительный характер. Единый сущий – в противоположность многим богам и богиням язычества – вот первый, основной и главнейший догмат еврейской религии. Бог один и только Он один есть Бог. Слушай, Израиль, Господь Бог наш Господь един есть ( Втор.6:4 ). Вот что постоянно внушали и закон, и другие свящ. книги евреев. Я Господь Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ( Исх.20:3 ). Идея единства божества нигде ни в одной религии не раскрывались с такой ясностью, так положительно и настойчиво, как в религии евреев. Монотеизм есть, можно сказать, основная мысль всего Ветхого Завета. Эта идея, безусловно отрицавшая политеизм, сама собой указывает уже на возвышенное понятие о божестве, как о существе беспредельном и всесовершенном, а единство, это внешнее количественное понятие, служило выражением внутреннего, в нем скрытого и им предполагаемого, представления о божестве, как о существе возвышенном над всем конечным миром, и о безусловности и неограниченности его бытия. Единство Бога значило, что Он есть существо исключительное, которое не может быть сравниваемо ни с чем конечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Евреи нашего времени от души верят уже в совершенно счастливое для них окончание начавшегося переворота в их судьбе, – они убеждены, что время страданий и презрения к ним для них миновало навсегда и не возвратится, что Всевышний снова воззрел на сынов своих милостиво, что скоро они совсем сольются с христианскими народами и опять сделаются народом историческим. Приводим замечательное в этом отношении, полное поэзии и глубокой искренности место из книги Штерна. «Над Евреями», говорит он, – «в последнее время вновь повторилась история борьбы с Богом, бывшая в древности с их праотцом Иаковом. Библейская история повествует между прочим, что в одно из путешествий Иакова – среди пустыни, ночью на него напал таинственный незнакомец и хотел сокрушить его. – Иаков боролся с ним в продолжении целой ночи. Противник был сильнее, но Иаков не был совершенно уничтожен. Когда появилась заря, таинственный борец хотел оставить Иакова и говорил ему: «пусти мя, взыде бо заря». Но Иаков отвечал: «не пущу тебе, аще не благословиши мя» ( Быт.32:26 ). Мне кажется, замечает Штерн, что здесь я читаю историю Евреев от средних веков до настоящих дней. Изгнанные из отечества, они скитались в продолжении: нескольких веков, напрасно ожидая возврата в потерянную Палестину. Над головами их тяготела беззвездная, мрачная ночь изгнания и всеобщего презрения. И среди этой ночи напал на них сильный враг, который, казалось, хотел совсем стереть их с лица земли и уничтожить. Поддался могучему гнету этой силы ослабевший народ, но не был побежден окончательно. Он напрягал усилия, и, как будто, ждал чего-то. И вот, наконец, на горизонте появилась заря и осветила мрак. Это был свет просвещения, которое начали заимствовать Евреи от христианских народов. Как скоро луч этого света пал на глаза евреев, враг, боровший их, сказал им: «довольно!». Но теперь уже сами Евреи, подобно своему праотцу, не отпускали врага от себя и начали просить, чтоб он благословил их. Да! С той минуты, как христианские народы перестали преследовать евреев, эти последние сами хотят сближения с своими прежними врагами. Им мало того, чтобы их не преследовали; им нужно, чтобы христианские народы полюбили их, признали их своими братьями, благословили их. Невидимый духовный борец – Провидение – в лице европейских народов – еще не сказало своего последнего слова сынам Израиля в ответ на эту мольбу презренного народа, и борьба, говоря строго, еще не кончилась для них, как кончилась она для Иакова, но то несомненно, что исход ее близок? 1

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Китай в его нынешнем состоянии представляет собой загадочное явление в истории. Китайцы рано достигли известных степеней культуры и в отдаленной древности были одним из самых цивилизованных и образованнейших народов мира. За десятки столетий до нашей эры в Китае сделаны были очень важные и замечательные, особенно для того времени, открытия в области естествознания 44 . Вообще в области изучения природы и в практической стороне жизни, Китай имеет некоторое право даже на историческую заслугу. Но развитие этого замечательного народа давно уже окончилось и нынешний Китай весь и исключительно в прошедшем. Целые века он остается в неподвижности, до самого последнего времени упорно и сознательно отрицая всякое влияние на него других цивилизованных народов и пребывая в горделивом и самодовольном отчуждении. Эта устойчивость форм китайского быта и жизни, доходящая до неподвижности, составляет выдающуюся, отличительную черту китайского характера и всей истории Китая. Народ «срединной империи» давно опочил на той мысли, что его страна – средоточный пункт во вселенной, а сам он – цвет человечества, первенец между народами, не нуждающийся в дальнейшем развитии. Язык Китая, состоящий из односложных слов, весьма скуден и представляет собой остаток первобытных форм в образовании языков; – внешний орган этого бедного языка – идеографическое письмо китайцев также носит на себе следы той стародавней формации в развитии письменных знаков слова, за которою непосредственно следует уже предметная символика слова и иероглифы 45 . Письмо это вместе с языком представляет одну из преград к дальнейшему развитию народа и к восприятию влияний других народов, – наряду с той вещественной преградой, какую представляла некогда стена, окружавшая Китай. Словом – Китай это какой-то автомат в истории человечества, это стародавняя формация цивилизации, отвердевшая и окаменелая. Это народ «кристаллизованный», как назвал его Гете в своем «Фаусте» 46 . Явление это тем страннее и непонятнее, что Китай и доныне, как и прежде, как и всегда, с формальной стороны – в принципе стоял и стоит за образование и науку более, чем другие народы. Нигде, по-видимому, так не уважается образование и наука, как в Китае, нигде научное образование не ограждено такими строгими законами и требованиями, как в срединной империи. Нигде, с другой стороны, нет таких настойчивых требований и предписаний относительно труда и всего того, что зовут обыкновенно цивилизацией, как в той же срединной империи. Что же значит эта неподвижность китайской истории, где причины застоя и той мертвенности, какую представляет собой жизнь Китая?

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Первое место между божествами финикийской религии занимает, так известный из Библии, Ваал. Это то же, что вавилонский Бэл по своему значению, а имя его – финикийская форма того же имени Бэл и значит так же господин. Греческие писатели и его, как Бэла, отождествляют то со своим Юпитером, то с Сатурном, то называют богом солнца. Как и вавилонский Бэл, Ваал был бог неба в общем смысле животворной, оплодотворяющей землю – световой силы, не привязанной исключительно к солнцу, хотя и выражающейся по преимуществу в этом средоточии света, или, что, быть может, исторически вернее, – бог солнца, выродившийся потом в более широкое и общее понятие о производительной и вседержащей силе неба. Он называется и Baalsamin, иди Baal-schamaim, т. е. владыка неба, и конкретнее – «Baal-semel», т. е. владыка солнца. Первоначально он не имел изображений; символами его, как и Бэла, служили камни, или каменные столбы 1514 ; а в позднейший период он представлялся, так же, как и Бэл, в человеческом виде, с венцом на голове из лучей солнца. В качестве высшего из богов страны, он назывался Ваал Берит (Berith), т. е. «Ваал союза», – владыка всех, вместе государственно соединенных, финикийских, или сирофиникийских родов и племен 1515 . Вследствие того же он имел и особые местные названия, в качестве покровителя известных, отдельных городов или территорий. Был Baal-Tsour, т. е. тирский, Baal-Sidon, т. е. сидонский; Baal-Tars, т. е. тарсийский, Baal-Hermom и Baal-Phegor, т. е. бог гор Ермона и Фегора. В качестве местного бога, он конечно приобретал некоторые особые свойства; но это не мешало ему сохранять свое первоначальное универсальное значение. Особенно известен и выдвигался культ тирского Ваала, т. е. Ваала одной из финикийских метрополий, который, – как и Бэл халдейской столицы, носил имя Mel-karth, т. е. «царь города» или «царь столицы» 1516 . Греческие писатели, а за ними и позднейшие историки несправедливо отделяли этого Мелкарта от Ваала, признавая его особым богом и отождествляя с Геркулесом 1517 . Иногда имя Ваал, в значении общего, отвлеченного понятия о верховном Божестве употреблялось и во множественном числе Baalim – Ваалим, выражая идею вседержительства, могущества 1518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Предлагая для печати свою характеристику протестантства, мы имеем в виду недостаток подобных сочинений в нашей духовной литературе. У нас есть не только монографии, но и системы, в которых секты и ереси обличаются и опровергаются на основании Св. Писания и предания Церкви, но в этих сочинениях мы напрасно стали бы искать решения вопросов о том, что такое эти ереси сами в себе, – что лежит в основе их и дает им силу и живучесть, какой их характер, какое они имеют влияние на жизнь практическую и общественную и т. д. Нет сомнения, что сопоставление неправых учений с «образом здравых словес», завещанных Церкви – есть сильнейшее и самое решительное осуждение их. Но с другой стороны – и обращение внимания на внутренние силы, которые движут известным ложным религиозным воззрением и дают ему вид цельности, на характер, с каким оно является в истории и т. под., не только не излишне для Богословской науки, но и – напротив совершенно необходимо для полного и всестороннего обсуждения истины. Каждое вероучение есть, или, по крайней мере, хочет быть непременно чем-либо цельным, законченным в себе самом, – создается не вдруг, а постепенно; ищет, наконец, оправдания в жизни и т. д. Разъяснение того, что и в целом оно также ложно, как по частям – в дробности, что против него говорит сама история его образования и развития, что оно отвергается самою жизнью и т. под. также весьма важно в деле приговора о нем. Опыт подобных Богословских исследований у нас первый представил Хомяков в известных брошюрах своих об отношении православия к католичеству и протестантству. Характеристика католичества и протестантства у него верна и метка, но довольно обща и не проведена чрез всю историю католицизма и протестантства. Из иностранных сочинений этого рода можно указать на «Символику Мелера» (Symbolik . Mhler), Марайнеке (Mohrheineke) и неоконченное сочинение Байера: Symbolik der Christlichen Confessionen und Religions – Partheien, где высказан только общий взгляд на историю и начало католицизма. Общий взгляд на начало протестантства в их историческом обнаружении

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Речь к воспитанникам Санкт-петербургской духовной семинарии по окончании первого учебного года после преобразования семинарии Источник Отныне окончание каждого учебного года будет законченным моментом в истории нашего заведения и временем для решения ваших судеб… Многие из вас, – в настоящие минуты в последний уже раз предстоят здесь в качестве воспитанников школы, приносят последнюю молитву в том храме, пред святыней которого молились так долго и так часто… Вас ожидает первый решительный шаг в вашей еще молодой жизни, – и я уверен, что ваша мысль в настоящие минуты всецело устремлена в ваше будущее с вопросами, ожиданиями, недоумениями относительно этого будущего, всегда тревожного по своей неопределенности, а ныне, в переходную эпоху нашей жизни, особенно тревожного… Минуя тех немногих, которые оставят нашу школу затем, чтобы продолжить и закончить начатое в ней образование в одном из центров русской богословской науки, – так близком к нам и пространством, и отчасти внутренним бытом 1 , я обращаюсь, прежде всего к тем из вас, которые уже закончили здесь свое научное развитие и из школы прямо должны перейти в жизнь, – на то великое служение, для которого и устроено собственно наше учебное заведение. Но..., не о величии этого служения я хотел бы говорить с вами в эти последние минуты вашего пребывания среди нас. И о величии пастырского служения, равно как и о том, в чем должно состоять оно, вы уже слышали, слышали много, – а трудно передать в короткой беседе то, что служило содержанием целой науки и притом, не одной науки. Если бы, впрочем, мне нужно было в последние минуты вашей жизни среди нас вкоротке напомнить вам о том, что было предметом науки о пастырстве, священстве, я сказал бы вам следующее не многое; вы должны быть для остального общества представителями высших, идеальных начал человеческой жизни, т. е. того, что не дает человеческой мысли затеряться среди дробных явлений материи, того что единственно препятствует человеческому эгоизму обратить жизнь человеческих обществ в одну чисто животную «борьбу за существование», что единственно благородит эту жизнь мыслью о небе, о том, что есть нечто высшее обычных земных, эгоистических, меркантильных расчетов, того без чего наша жизнь сделалась бы бесплодным и бездельным процессом, за которым одно ничтожество, того наконец, без чего не только умерли бы все, так называемые нравственно-социальные интересы, но и едва ли уцелела бы сама наука… Вот ваше великое призвание в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Речь, произнесенная 21 апреля, по прочтении Высочайшего Манифеста о вступлении русских войск в пределы Турции Источник Скачать epub pdf Итак совершилось, – конец нашим ожиданиям. Услышано нами мощное царское слово, призывающее к брани. И мы знаем уже, что она началась, что пролилась уже русская кровь... Никаких вопросов не может быть с нашей стороны о причинах и целях этой войны. Все это мы уже передумали и перечувствовали. Да! Вместе с тем, как Верховный вождь наш думал свою крепкую думу, с ним думала вся необъятная страна наша, весь великий народ наш. И – чудное дело, ничто не могло отвратить от нас эту брань за веру и братьев. Усилия сохранить мир, повидимому, только делали более очевидною неизбежность брани... Неисповедимы пути Господни в судьбах народов и царств. Часто никакая человеческая воля, никакая человеческая предусмотрительность не может остановить неудержимого потока событий и только, по совершении их, становятся понятны для нас их цели и значение. Это – глас Божий в человеческой истории, это – откровение Божественной мысли в жизни народов и государств. Мы стоим теперь пред таким таинственным будущим. Что скажет оно нам? Что начертано на нем перстом Божиим? Не знаем, и быть может, не скоро узнаем, но не можем не видеть в ходе этих событий особых путей Провидения, не можем не признать в них особой о нас воли Божией. Одно знаем мы, что мы правы, что стоим за самое высокое и святое дело, что мы подвиглись – пока одни из всех христианских народов – на защиту угнетенных исповедников имени Распятого и Его вечной любви. В одном уверены, что идем путем наших доблестных предков, следуем их завету. Исконный враг христианской веры и наших братьев есть вместе и давний враг нашей собственной страны. В борьбе с поклонниками лжепророка возрастал, крепнул, мужал наш народ, расширялось и объединялось наше государство. В сознании этой правоты своей и высоких чистых целей брани, мы можем с полным упованием на промысл Божий сказать теперь: да будет воля Твоя, – невидимый Верховный Правитель царств и народов. Мы готовы на подвиг, к которому Ты зовешь нас устами своего Помазанника, – нашего земного вождя, мы на все готовы, – благодарим, что избираешь нас в орудие Твоих премудрых путей. Преклоняемся пред Твоими таинственными о нас велениями...

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010