По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003 На рубеже XIX–XX веков Ялта была своеобразной «летней курортной столицей», и основатели Ялтинского собора Александра Невского, торжественно освященного 1 декабря 1902 года, справедливо считали, что новый храм должен стать украшением города, свидетельствуя грядущим поколениям о преданности граждан великим началам, которыми живет русский народ. Средства на строительство собирали всем миром. Возведение собора связано с трагической гибелью российского императора АлександраОсвободителя. При императоре Миротворце Александре III по всей России строились соборы в честь Св. князя Александра Невского, который являлся небесным покровителем погибшего императора. Проект храма утверждал лично Александр III. Совмещавший с русским обликом чисто русскую душу и сердце, глубоко религиозный человек, государь выбрал проект известного в Крыму архитектора П. К. Теребенева. Квадратный в плане, в два яруса, с пятью куполами разной величины, с трехъярусной колокольней в одном объеме с храмом, с открытыми наружными галереями, солидно основательный в нижней части и легко устремленный ввысь в верхней, с обилием характерного русского узорочья из малых архитектурных форм-порталов, пилястров, декоративно оформленных крылец, сердечек, киотцев — таким предстал в этом проекте будущий храм, удивительно напоминавший лучшие московские храмы XVII века. Планировку строительной площадки под храм и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя известный военный инженер, строитель ялтинского мола, ученый А. Л. Бертье-Делагард. Надзор за возведением собора был поручен архитектору Н. П. Краснову. Собор строился в два этажа и имеет в своем составе две церкви: нижнюю церковь во имя Св. Великомученика Артемия вместимостью 600–700 чел., и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского вместимостью 1000–1200 чел. На юго-восточной стороне храма в гранитном киоте с луковицей помещен мозаичный образ Св. Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати. Во втором ярусе по бокам центральной колокольни размещены образа Св. Феодосия и Антония. Над главным входом треугольный фронтон, в плоскости которого изображен Иисус Христос. В храме в двух киотах установлены образы Благоверного князя Александра Невского и святителя Николая. Киоты выполнены в копии, как они изображены в архивных фотодокументах.

http://sobory.ru/article/?object=01025

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

В «уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московск. Успенском соборе» (ок. 1634): ноября «в 23 день князю Александру Невскому трезвон средней бывал, а 139-го, для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу Минею-Четью, а по утру сосуды золотые да шанданы оловянные» (Тимофеев, «Русск. Ист. Библиот.,» III, 36). Об изображениях св. Александра на иконах в «Иконописном подлиннике» под 23 ноября: «Подобием: брада аки козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Первый храм на Руси во имя св. Александра Невского воздвигнут был патриархом Филаретом Никитичем около 1630 года в Московск. Кремле над Тайницкими воротами, как видно из дел патриаршего приказа. 1630 года, июля 7, по указу патриарха, «впервые» выдано на молебен двум священникам и диакону 8 алтын и 2 деньги. Вот, между прочим, некоторые подробности о внутреннем убранстве первого на Руси Александро-Невского собора: Евангелие «поволакивал бархатом червчатым» переплетчик Петр Ермолаев. «Знаменил», т. е. золотил евангелистов и крест знаменщик Петр Матвеев. За киот и образ св. Александра Невского, для ношения в крестных ходах, заплочено иконнику Ондрюшке Ондрееву 16 алтын 4 деньги. За медное кадило заплочено 2 рубля 3 алтын 2 деньги. Над царскими вратами поставлены были образа: Всемилостивого Спаса, Знамения, Пречистые Одигитрии, Пречистые Владимирские, Страстотерпца Феодора и преп. Михаила Малеина. Писаны иконописцем Назарием Истоминым. Протопоп собора с причтом на «праздник св. Александра Невского» ходил к патриарху со св. водою два раза в год: в августе и в ноябре. Петр I сочетался 27 января 1689 года первым браком с Евдокией Феодоровной Лопухиной. Первенец – сын, родившийся 1691 года 3 окт., назван был Александром, в честь св. Александра Невского. В расходной книге казенного приказа значится, что по случаю семейной радости соборному при храме св. Александра Невского протопопу Симеону выдано сукна кармазину 5 арш., священникам: Поликарпу, Иоанну и диакону Иоанну сукна полукармазину по 5 арш., дьячку Егорке, пономарю Андрюшке, сторожу Ивашке, просвирнице Прасковьице сукна «анбургского» по 5 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

2021 год объявлен в РПЦ МП Годом святого благоверного князя Александра Невского, который родился 800 лет назад. Был составлен официальный перечень храмов, построенных нашими предками в честь князя. Однако почему-то в этот перечень не попал собор св. Александра Невского в Бийске, на Алтае.Собор Александра Невского — памятник религиозного зодчества начала ХХ века, расположен в центре города, говорится в официальных документах местных властей. В его интерьере частично сохранились уникальные настенные росписи алтаря с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в 1902 году и освящен в 1905 году. Он был одним из самых больших православных храмов Алтая, и до 1918 года являлся кафедральным собором Бийской епархии (либо викариатства). Краснокирпичная церковь была заложена на месте старой деревянной 8 октября 1900 года. Автором проекта стал талантливый Томский губернский архитектор С.В. Хомич. Строился храм на капитал, завещанный потомственным почетным гражданином, бийским 1-й гильдии купцом А.В. Соколовым, а также купцами-благотворителями А.И. Хакиным, В.М. Рыбаковым и старостой церкви, владельцем бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенковым. Часть денежных сумм была собрана прихожанами.9 октября 1905 года при огромном стечении народа храм был торжественно освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым), начальником Алтайской духовной миссии. Пятиглавый собор с двухъярусной колокольней стал одним из самых величественных сооружений Алтая. Собор имел три престола: главный — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и два других — во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского.Первым настоятелем нового храма был священник Василий Климов. 2 ноября 1908 года Климов стал членом Государственной Думы Российской империи III созыва от Томской губернии. Примкнув к фракции беспартийных прогрессистов, он работал в трех комиссиях: рабочей, переселенческой и по городским делам. Постоянно выезжая по уездам Томской губернии, особое внимание священник уделял «труждающимся и обремененным», Большевики, как известно, присвоили себе почти все храмовые комплексы на территории России. Долгое время в стенах бийского храма велось производство, в 1993 году его здание было приватизировано ОАО «Бийский завод «Электропечь»», учредителями которого являются Евгений Печерский и Юрий Гунин. В алтарной части и под куполом был установлен тяжёлый кузнечно-прессовый агрегат, а в притворе расположились складские помещения. Здание храма несколько раз подвергалось перепланировке и его облик существенно исказился.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/by...

http://www.krim.biz.ua/kerch-16-foto.html …После Крымской кампании, во время которой и здание [Керченского музея древностей на г.Митридат] и его содержимое (предметы древности) подверглись … разорению со стороны «союзников», правительство передало это помещение Духовному Ведомству для обращения его в православную церковь, каковая и была устроена в 1860 году на пожертвованные городом деньги по одной четверти % из сумм, отпущенных городу из Государственного казначейства в возмездие за потери, понесенные им (городом) в войну 1853-56 г., а также на доброхотные пожертвования горожан при живейшем содействии градоначальника П.А. Спицина, и освящена 12 июня 1861 года во имя св.Александра Невского. Но с 1877 года в стенах здания стали показываться трещины, отправление богослужения признано опасным, и с 2 дек. 1883 года храм закрыт, а прихожанам предоставлено право устроить новый… Из очерка «Керчь в прошедшем и настоящем» Хр.Хр.Зенкевича, 1894 г. Глава II. Городские храмы: http://oldkerch.narod.ru/churchk.html Здание этой необычной церкви вплотную примыкает к особняку по улице Свердлова в Керчи. Сегодня храм Александра Невского восстановлен, является действующим и считается одной из архитектурных достопримечательностей этого города. Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского освятили в 1861 году. Она расположилась в бывшем здании музея древностей на восточном склоне горы Митридат. Но в 1877 году в стенах здания появились трещины, по этой причине в 1883 году храм закрыли. В январе 1884 года Керчь-Еникальская городская дума решила построить новое здание церкви на просторной Босфорской площади (ныне стадион бывшей школы 7). А пока регулировались вопросы с отводом земли, разработкой проекта, сбором средств, прихожане на собственные деньги построили временный молитвенный дом по ул. Босфорской, 14 (ныне ул. Свердлова, 20). Просторное, прямоугольное здание с восьмью окнами и железной крышей освятили в конце 1887 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство нового храма оказалось неразрешимо трудным делом, в 1904 году просьба Духовного ведомства была вновь отклонена городской думой. Поэтому прихожане благоустраивали молитвенный дом. После 1910 года во дворе возвели двухэтажное здание, в котором разместили приходскую школу, квартиры священника и причта. К нему примыкала колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=23571

Потом я увидел развалины храма, в котором в то время был склад. Это был храм св. Александра Невского. Я подумал, что этот храм очень нужен городу Пскову. Храм обширный, удобный, у него четыре выхода, цокольная часть, которая тогда была засыпана мусором. Я стал обхаживать разные государственные учреждения, чтобы они помогли мне открыть храм Александра Невского и вернуть ему первоначальный статус. Потому что наши предки строили его не для склада и не для клуба или дома офицеров, а для того, чтобы в нем молились Богу. Я хотел сдвинуть это дело с мертвой точки. Один депутат, который открывал Софийский собор в Новгороде и с которым я был связан, помог разрешить это дело. Мы даже брали интервью на складе, который незаконно размещался в храме Александра Невского. Там был двухэтажный склад, был лифт и на полу церкви до сих пор можно увидеть трещины, образовавшиеся из-за тяжести. Тогда мы стали храм освобождать. Сначала мы служили на улице. Когда дул ветер с одной стороны, мы переходили на другую сторону храма. Так мы и служили с той стороны храма, где не было ветра, где было теплее. Протестанты же и сектанты, проходя мимо из Дома офицеров, смеялись над нами. Но вышло, как в известной поговорке: Смеется тот, кто смеется последний. Мы, православные люди, отвоевали храм. Даже ветераны Великой Отечественной войны, проходя мимо, говорили: «Вот, отец Олег на улице служит». Мы служили литургию на улице даже в мороз. Один год мы служили литургию в день памяти Александра Невского — 6 декабря. Холодно было, но мы отслужили. Митрополит Владимир, в тот день совершавший Богослужение в Троицком соборе, в своей проповеди сказал: «Сегодня праздник, мы служим здесь, в соборе, а отец Олег служит на улице». Так что меня поддерживали. Храм восстановлен. Известен ныне не только в Пскове, во всей России, но и за рубежом. Известен своей широкой общественной, просветительской деятельностью… Сегодня наш храм занимаемся теми, кто к нам обращается за молитвами, за духовной помощью и поддержкой. У нас есть хор мальчиков-алтарников, есть детский и юношеский хоры, хор казачества и большой хор, который насчитывает около 20 человек. Многие воспитанники нашего хора поют в Москве. Наши хористы ездят заграницу. Ян Осин, заслуженный артист России, приходил ко мне еще школьником, проводил каникулы в моем домике, когда я еще служил в Троицком соборе. Потом он привлек иностранцев, которые тоже с благосклонностью относились к Православию. Сейчас у нас уже другой состав хора, но они также очень хорошо поют.

http://pravoslavie.ru/125164.html

В 1934 году церковь была закрыта. В начале войны в 1941 году была взорвана колокольня, в 1962 году был обрушен купол церкви. С 1987 года, сначала энтузиастами НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, потом трестом " Леноблреставрация " началось восстановление церкви на средства из городского бюджета, а с 1995 года церковь реставрируется на пожертвования православных христиан. Большую помощь в проведении строительных работ оказывало любительское объединение " Невская битва " . В 1990 году в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь Святого Александра Невского передана Русской Православной Церкви. До настоящего времени продолжаются работы по восстановлению церкви, по воссозданию ее внутреннего убранства и интерьера. Село Усть-Ижора находится на левом берегу Невы, на Шлиссельбургском шоссе, в 22 верстах от Петербурга... По преданию народному, церковь была здесь еще в XVI столетии. В XIII веке здесь была битва Александра Невского со шведами, и думают, что еще в ранние времена место битвы ознаменовано построением церкви. По более точному показанию, церковь построена здесь во имя св. Александра Невского иждивенем князя Александра Даниловича Меншикова и в его присутствии освящена новгородским митрополитом Иовом. Эта церковь сгорела неизвестно когда. Выстроенный в 1771 году деревянный храм сгорел от молнии. Об этом храме так писано в старинных клировых ведомостях: „церковь деревянная, 1772 года, сентября, подводили фундамент под церковь, ценою за 40 рублей; того же году, сентября, покрывали чешуею за 45 руб. от подрядчика Некрасива; 1773 года, месяца мая, красили зеленою краскою, ценою за 25 рублей; того же году, июня, писали иконы, ценою за 20 руб. " Нынешний каменный храм сооружен при Павле I . В 1835 году он расширен в трапезе и пристроена к нему колокольня. Это сделано на счет прихожан, старанием управляющего селом инженер-генерала Вильсона, с благословения митрополита Серафима. В 1875 - 1876 гг. церковь перестроена и снова освящена. В ней главный алтарь посвящен Александру Невскому, приделы посвящены Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. К достопримечательностям храма принадлежат многие старинные образа, а особенно образ Александра Невского и образ страданий Господа, оба в серебряных ризах.

http://sobory.ru/article/?object=00481

Святые Борис и Глеб связаны с жизнью и подвигами св. Александра Невского. Согласно Житию, накануне Невской битвы 1240 года начальнику стражи Пелгусию было чудесное видение: он видел ладью, плывущую по небу, а в ладье — святые мученики Борис и Глеб. И слышал он, как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Пелгусий поведал о том князю Александру, и тот понял, что пришла небесная помощь, и отправился на битву. На противоположной, западной стене храма также можно видеть изображения святых патронов собора: Николая Мирликийского и Александра Невского. Эта фреска, оформляющая арку западного входа в храм, написана известным современным иконописцем архим. Зиноном (Теодором) в 2007 году. В центре арки помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (полотенце), непосредственно над дверью — образ Успение Пресвятой Богородицы, а с двух сторон арки святые: слева — святитель Николай, справа — Александр Невский. Св. Николай представлен в своем обычном виде — в архиерейских ризах, с Евангелием в руках и благословляющим жестом, а Александр Невский иначе, чем в киотном образе, здесь он изображен в монашеском облачении с жестом молитвенно воздетых рук. Сдержанный и вместе с тем очень изысканный стиль о. Зинона здесь хорошо узнается. Строгий монашеский образ св. благоверного князя, возможно, не очень привычен для наших современников, но он показывает его как молитвенника. Иконы в арке на западной стене храма В древнерусской традиции изображения Александра Невского были именно такими, его писали не как князя, а как преподобного и даже схимника. Дело в том, что перед смертью Александр Невский принял постриг с именем Алексий и так был погребен. Церковь канонизировала благоверного князя не только за его военные подвиги, но прежде всего за благочестие, что и подчеркивает его монашеская мантия. Первые образы Александра Невского появились в XVI веке после его общецерковной канонизации на соборе 1547 года при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного, хотя местное почитание благоверного князя было известно еще с XIII — XIV века. Самыми ранними изображениями считаются образ на иконе-таблетке середины XVI века из Софийского собора Новгорода, где он представлен вместе с преп. Иоанном и Авраамием Ростовским, а также фреска Благовещенского собора Московского Кремля примерно того же времени. И в обоих случаях мы видим, что Александр Невский изображен в монашеском образе: в коричневой ризе и мантии с куколем, закрывающим голову.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1996 г. храм получил малый иконостас с иконами житийного цикла Св. кн. Александра Невского работы палехских мастеров — дар патриарха Алексия II. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» К сожалению, в вышепомещённой статье Олега Гусарова содержится ряд серьёзных неточностей. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи 1916г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 96-го Омского пехотного полка, расквартированного во Пскове, был заложен 11 Июня 1907г., в течение года выстроен и торжественно освящён 4 Октября 1908г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В 1924г. храм был закрыт, а в последующие годы обезглавлен и превращен в так называемый " революционный красноармейский театр " , с 1947г. ставший гарнизонным Домом офицеров, а в последствие превращенный в обычный склад. В 1990г. храм был возвращен РПЦ и благодаря трудам его настоятеля прот.Олега Тэора стал быстро возрождаться и восстанавливаться (проект его восстановления был разработан московскими арх.А.И.Храмцовым и Н.С.Василенко). С 1992г. в храме начались регулярные Богослужения. Неподалеку от него в 1996г. была выстроена часовня во имя Державной иконы Божией Матери, рядом с которой установлены плиты с именами псковичей, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В настоящее время при Александро-Невской церкви, которая является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, работают воскресная и иконописная школы, библиотека и музей. Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, стр.115 Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного князя Александра Невского, 4-е изд., исправленное и дополненное, Псков, 2007 Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

http://sobory.ru/article/?object=01923

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010