Недостоверен и житийный рассказ о путешествии св. Николая Мирликийского в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст в Х веке так описывает его паломничество в Палестину: «святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата» 127 . Но уже в XIX веке выдающийся русский ислледователь ближневосточных церковных древностей архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Кто читал со вниманием житие свя­тителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыть­ся одна, встречающаяся в нем, историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при ца­рях Диоклетиане и Максимиане. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность при императоре Константине и цер­ковь Воскресенья освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя поспе Диоклетианова и Максимианова правления» 128 . Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архи­епископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I u ckohчabшerocя 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю. Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Па­лестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. «Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Нико­лая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII-IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36–54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стефанов монастырь в 17 веке При польско-литовском нашествии монастырь и большинство его деревень пострадали от налетчиков. Монастырь восстановился вновь. В 17 веке на территории обители находились деревянная церковь святителя Николая Мирликийского, деревянная церковь, освященная во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, колокольня и часовня, игуменская келья и кельи братские, а также гостиница. В Вологде имелось подворье Стефанова монастыря. Монастырь был многолюден и имел большую вотчину в Вологодском и Пошехонском уездах. В монастырских селах и на погостах стояли церкви: в Степурине – Христорождественская, в Чернецком – Успенская, на Комеле – Троицкая, на Новом погосте – Иоанно-Богословская. В 1741 году взамен деревянной построена каменная двухэтажная пятиглавая шестипрестольная церковь с каменной колокольней. Вверху находился холодный храм Николая Мирликийского с правым приделом, освященным в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левым во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем храме – главный престол во имя преподобных Стефана Комельского и Онуфрия Великого, правый придел - священномученика Василия Анкирского, левый - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Мощи преподобного Стефана Комельского покоились в церкви под спудом. В 1764 году монастырь упразднен. После упразднения церковь стала бесприходной. В 1811 году здание её пострадало от пожара, второй этаж выгорел полностью. В 1814 году окрестные крестьяне церковь отремонтировали. После пожара были освящены 2 престола: святителя Николая Мирликийского вверху и преподобного Онуфрия Великого внизу. В 1858 году бесприходная церковь была в полном запустении. 19 век. Восстановление пустыни. С 1860 года Озерская пустынь приписана к женскому Горнему Успенскому монастырю в городе Вологда. В 1882 году освящены нижний храм Стефана Комельского и Онуфрия Великого и нижние приделы. В 1911 году освящен вверху престол Николая чудотворца, верхние приделы возобновлены в 1885 году. В 1897 году к востоку от пустыни в версте от неё построена вместо деревянной каменная часовня. Миновав часовню, путник входил в сосновую рощу, насаженную рядом с пустыней самим преподобным.

http://sobory.ru/article/?object=13630

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В настоящее время и впервые за многие годы начались работы по восстановлению и реставрации всего здания храма святителя Николая Мирликийского в Дербеневе. Уже полностью отреставрированы внутренние помещения храма. Установлен временный иконостас, построена крестовидная купель (баптистерий). Частично восстановлены фасады южного и северного пределов. В 2010 году завершились работы по восстановлению кровли. Были так же восстановлены главный купол, малые главы над южным и северным пределами с установкой над ними крестов. Но работы еще очень и очень много. Предстоят работы по восстановлению колокольни, реставрации четверика, главного придела и абсиды. А так же работы по благоустройству территории храма, которые включают в себя восстановление ограды, вертикальную планировку и озеленение. В этой связи, сегодня храм очень нуждается в Вашей помощи – помощи боголюбивых братьев и сестер, воинов и ветеранов, предпринимателей и всех сочувствующих этому святому делу. Не откажите Ему в ней ради Христа. Социальная деятельность [ править править код ] Приход помогает Государственному учреждению (ГУ) Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» . Адрес ГУ: 125475, Москва, ул. Зеленоградская, 35Б, тел. 707-70-20. По просьбе Администрации в Приюте совершаются молебны, проводятся духовно-просветительские беседы с работниками Приюта и подростками.Осуществляется выезд детей и подростков в храм свт.Николая Мирликийского в Дербеневе на богослужения для исповеди, причастия и крещения. По окончании богослужений детям и подросткам, а также сопровождающим их лицам предлагается трапеза. По случаю Рождества Христова, Пасхи и Всемирного для защиты детей дети Приюта получали подарки. Между Приходом и Приютом заключен письменный договор о сотрудничестве. В храме установлена кружка сбора пожертвований на нужды Приюта. В 2010 году Приход стал проводить занятия с детьми и взрослыми по темам духовно-нравственного воспитания и в Государственном учреждении Комплексный центр социального обслуживания «Ховрино» Управления социальной защиты САО г.Москвы, в Отделении психолого-педагогической помощи семьям по программе «Просветитель»( ул. Флотская, 15, корп.1).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Святолуцкий монастырек в 17-18 веках В 1630 году в приписной Святолуцкой пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Николаевская и тёплая с трапезой, освящённая в честь Сретения Господня. Строитель и старцы, присылаемые из Спасо-Каменного монастыря, жили в трех кельях. За монастырской стеной находились двор дьячка, 4 двора монастырских детенышей, конюшня и скотный двор. Бедная малолюдная пустынь упразднена ранее 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Святолуцкий приход Каменная в одной связи с колокольней Николаевская Святолуцкая церковь построена прихожанами в 1786 году. Главный престол вверху – святителя Николая архиепископа Мирликийского, придельные – иконы Божией Матери «Казанская», великомученицы Екатерины Александрийской; внизу – один престол Сретения Господня. Приписные часовни стояли в деревнях: Большое Верхотино, Капустино, Калиново, Малое Линяково, Шера. В 1916 году в деревнях Святолуцкого прихода проживало 2818 человек (мужского пола – 1328, женского – 1490). В церкви служил Николай Николаевич Юшков, диакон – Николай Иванович Батин, псаломщик – Евлампий Алексеевич Черняев. В советское время церковь и часовни разрушены. Македонская Н. М.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=284 Святолуцкая Николаевская церковь. Современное местоположение: с. Погост Лука, Митенское с/п, Усть-Кубенский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Святолуцкого Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь был восстановлен не позднее 1393 г. преп. Дионисием Глушицким, упразднен до 1764 г.Церковь Николая Чудотворца во Святой Луке, в вотчине Спасокаменного на Кубенском озере монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1618 года. Приходская Святолуцкая Николаевская церковь, каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Нижняя церковь устроена в 1786 г., верхняя - в 1790 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Казанская», вмц. Екатерины Александрийской. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 4 ноября 1879 г. Под спудом - мощи прп. Пахомия Великоозерского.

http://sobory.ru/article/?object=53497

Николаевская церковь, построенная в 1693 году в стиле украинского барокко по заказу глуховского сотника Василия Яловецкого, расположена на обширной площади в центре города, поэтому хорошо обозревается со всех сторон. Храм Святителя Николая Мирликийского был главным общественным зданием как казацкой столицы, так и всей гетманской Украины. На площади перед храмом собирались казацкие рады. В самом храме происходили церемонии освящения на гетманство. Здесь молились все выдающиеся религиозные и государственные деятели того времени, приезжавшие в Глухов: святитель Димитрий - будущий митрополит Ростовский, архиепископ Феофан (Прокопович), император Пётр I. Упоминал глуховскую церковь и Тарас Шевченко в поэме " Иржавец " . Почти столетие Николаевский храм считался соборной церковью гетманской столицы, пока в городе не был возведён новый собор, освящённый в честь Пресвятой Троицы. В 1871 году храм святителя Николая Мирликийского был частью перестроен. Появился притвор, завершающийся 45-метровой колокольней. Двухъярусная колокольня стала представлять удачный образец стилизации. Стройным, лёгким силуэтом вновь после поновлений церковь устремилась ввысь. Изящные фасады здания оформлены оригинальными пилястрами, окна - совершенной формы, имеют наличники с небольшими разорванными фронтонами. Исключительно интересен и интерьер храма. Его формы плавно и мягко переходят одна в другую, создавая единое и цельное раскрытое в высоту пространство. Девять икон в позолоченных рамах, расположенных в верхней части иконостаса, были выполнены в 1864 году глуховским художником, итальянцем по происхождению П. Нерушем. После 1930 года храм более 40 лет не действовал, открыт он был только после реставрации, приуроченной к 300-летию освящения - в 1991 году. Из книги: Глухов - забытая столица гетманской Украины. - Kuib. Biдabhuцmbo " Ykpaiha " , 1992 Нынешний храм свят. Николая самою готическою архитектурою своею показывает, что постройка его принадлежит концу 17 столетия. Стены храма расписаны масляными красками, с изображением святых; в куполе слова апостола: «звезда бо от звезды разнствует в славе; такожде и воскресение мертвых». Местные иконы под серебр. ризами; пред иконами 11 серебр. лампад. Евангелие в серебр. окладе подарено в 1684 г. гетманом Иваном Самуйловичем. Крест серебр. почти в аршин вышины, – дар Разумовского.

http://sobory.ru/article/?object=14220

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=03395

За богослужением молились сотрудники Росморречфлота, строители, благоукрасители и благотворители храма, курсанты Академии и колледжа водного транспорта (РУТ МИИТ), учащиеся классов профориентации (клуба юных моряков) при Духовном центре моряков и речников России, прихожане. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы (регент — М.В. Белякова-Бодина). Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Соколова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Братского и Усть-Илимского Константина на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятель Никольского храма иерей Олег Яньшин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Феодоровской иконы Божией Матери. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы церковных наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены заместителю министра транспорта РФ А.И. Пошиваю, руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоеву. В завершение в алтаре состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Иркутской области И.И. Кобзевым.

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

В 1998 году, в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма. В 2000 году был назначен первый представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве, ставший настоятелем храма святителя Николая Мирликийского, — протопресвитер Михаил Дандар. В 2005 году исполняющим обязанности настоятеля стал игумен Симеон (Шевцов). Под руководством игумена Симеона был отреставрирован иконостас в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Был добавлен верхний ряд главного иконостаса. С 25 июня 2006 года по 2 октября 2013 года настоятелем храма был протоиерей Алексий Ющенко. С 3 октября 2013 года по 26 марта 2014 года обязанности настоятеля храма святителя Николая в Котельниках исполнял иерей Андрей Никольский. 27 марта 2014 года решением Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии представителем при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем храма святителя Николая Мирликийского был назначен архимандрит Серафим (Шемятовский). Архимандрит Серафим является автором икон и фресок в храмах России, Чехии, Словакии, США, Швеции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии. С 2010 по 2014 годы был клириком кафедрального собора имени святых Кирилла и Мефодия города Михаловце (Словакия) и личным секретарем архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия. Имеет степень магистра богословия. Святыни [ править править код ] Ковчег с частицей святых мощей святой Людмилы, княгини Чешской Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 109240, Москва, 1-й Котельнический пер., 8 (м. «Китай-город», трол. 45, м. «Таганская», трол. 16, 63)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святителя...

http://agios.itkm.ru/16166 Церковь строилась в честь 300-летия Романовых, поэтому ее предполагалось освятить во имя свт. Николая Чудотворца Мирликийского и свт.Алексия Митрополита Московского (небесных покровителй Императора Николая II и его наследника Цесаревича Алексея). Именно поэтому при постановке храма на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 176) он именуется " церковь Алексия, Митрополита Московского и всея Руси и святителя Николая Мирликийского " ). Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г. Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Церковь представляет собой кубический храм, завершённый главкой на горке кокошников, с пристроенной с запада звонницей на 15 колоколов, украшенный майоликовыми панно. Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. О годе основания свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана. Церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве. После революции храм был разорён, колокольня снесена, маковки на крыше разобраны. Первоначально предполагался к освящению как Николо-Алексиевский, и по ряду сведений так и не успел стать освящённым — революция помешала началу богослужений. В 1938 году настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 году сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде примерно в 1940 году. В советские годы служил общежитием, складом, на 3-х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций Московского театра им. Островского. Открыт в 1989 году, освящён как Спасский и отреставрирован. В 2007 году сгорела относящаяся к ней летняя деревянная церковь Гребневской иконы Божьей Матери, заложенная в 1900 году. С 2015 года ведётся строительство новой.

http://sobory.ru/article/?object=00461

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010