Самые ранние сохранившиеся изображения «Ж. И.», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение «Ж. И.» встречается в росписи ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки 2 ангелов; причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери «Ж. И.». Тогда же, в XIV в., мастером визант. выучки была создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св. Павла на Афоне). Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Для Руси изображение «Ж. И.» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сб. «Небо Новое» (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи» (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Теплый храм во имя Живоноснаго Источника Божией Матери старанием и попечением Отца Игумена Исаии, в 1844 году на иждивение усердствующих, переделан вновь; на место одной небольшой главы увенчан пятью большими, величественными куполами, которые осенены пятью крестами; главы сии, равно и кресты на них, покрыты медью и ярко вызолочены червонным золотом. Церковь Живоноснаго Источника о пяти главах огромного размера теперь служит лучшим украшением Саровской пустыни, к сей Церкви с боковых сторон приделаны колонны, что делает очень красивый вид и она замечательна своим великолепием сравнительно с прежним храмом; бывшие прежде внутри храма четыре столпа совсем уничтожены и верх устроен чашею, где живописно изображен Спаситель, пятью хлебами насыщающий 5000 человек. Храм, по внутреннему своему расположению, стал гораздо обширнее, великолепнее, светлее, и приводит в духовный восторг каждого посетителя. Наружная архитектура храма отличается великолепием и весь внутренним изяществом. Стены расписаны живописью; между окнами, которые увеличены, кругом стен, в богатых рамах помещены картины священного содержания и отличного письма. Клиросы вновь возобновлены, и местами вызолочены. В олтаре за престолом в полукруглом углублении поставлен иконостас с иконами; верх над сводом устроен чашею, на коей резьба, репьи в виде звезд вызолочены и благолепно украшены. По упразднении каменных столпов, на месте двух тех, кои стояли ближе к иконостасу за правым и за левым клиросами, сделаны два разные богатые кивота, с колоннами, над ними сияние с двумя Ангелами; кивоты украшены резьбой и вызолочены по полименту и составляют украшение сего храма. В сих кивотах вставлены две храмовые Святые иконы, стоявшие прежде на столпах, кои уничтожены; в кивоте за правым клиросом Чудотворный образ Живоноснаго Источника Божией Матери, а в кивоте за левым клиросом образ Успения Пресвятыя Богородицы. За образом Живоноснаго Источника устроено Игуменское место, а за образом Успения Божией Матери место для чередного служащаго Иеромонаха, который во время утрени и вечернего правила произносит с сего места и возгласы. Иконостас устроен в отличном вкусе, а старый перенесен в больничную Церковь . Расположение храма для помещения братии так удобно, что они во время Церковных служб, стоя под арками по обеим сторонам, никакого не терпят беспокойства при многочисленности мирских богомольцев, и могут покойно внимать отправляемому Богослужению. Пол в олтаре и до половины Церкви дубовый паркетный, остальная же половина оного покрыта краской; величественный свод и купол храма покоится на четырех огромных столпах: два из них при входе в храм назади, а другие два в олтаре за самым иконостасом. Кроме других красивых зданий обители, преимущественно зрение посетителей поражается величием двух Соборов холодного и теплого.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

После 1845 года храм приобрел свой окончательный вид. В отличие от «летнего», т.е. неотапливаемого Успенского собора, церковь Живоносного Источника была отапливаемой. Поэтому зимой, когда Успенский собор не действовал, главные службы шли в ней, за что и получила она название «зимний собор». После прославления прп. Серафима в 1903 году его мощи на зиму торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» собор Живоносного Источника. Летом храм, как правило, был закрыт. В подвале церкви была устроена монастырская житница. После закрытия монастыря храм в честь иконы «Живоносный Источник» использовали для хозяйственных нужд. Старожил города Мария Федоровна Шемякова пишет: «25-й корпус – это церковь Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного Источника, перестроенная после закрытия монастыря в общежитие ремесленников. Это было большое здание; купола снесли, в цокольном этаже находились какие-то склады, после 1946 года там разместили общежитие ФЗУ, а на втором – открыли столовую и назвали ее «Веревочкой», так как опорные столбы по углам были как бы обвиты веревками. Вход в нее был с южной стороны, там, где были солнечные часы, а с северной, в приделе, располагался продуктовый магазин. Во время войны я часто стояла в очереди за хлебом по карточкам». В 1953 или 1954 году церковь взорвали, в 2000-е годы место ее алтаря обозначили крестом. Летом 2018 года сотрудники Волжской экспедиции Института археологии РАН полностью расчистили фундаменты храма во имя иконы Божий Матери «Живоносный Источник», на котором начали заново отстраивать этот храм. Ученые сделали много находок, относящихся как к монастырскому, так к советскому и даже средневековому периоду, т. к. истории православного Сарова предшествовала необычайно богатая культура. Редко археологи обнаруживают столько целых находок на одном участке. Например, при раскопках Чудова монастыря на территории Московского Кремля нашли одну металлическую застежку-фибулу, а в Сарове — полтора десятка. Одной из наиболее важных находок стали осколки мемориальной доски, которая была установлена на Царском дворце в память о пребывании Государя Николая II с семьей на Саровских торжествах 1903 года по случаю канонизации прп. Серафима. Надпись золотыми буквами легко читается. До нас дошло много исторических фотографий и воспоминаний участников этих торжеств, но очень мало реликвий того времени.

http://sobory.ru/article/?object=54491

В 8 км от монастыря находился Сретенский скит. Монастырь передается Церкви поэтапно с 1993 г. Действующие храмы: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери-Живоносный Источник, храм в честь свт. Николая, храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Из справочника " Монастыри Русской Православной Церкви " Тихонова Успенская пустынь, общежительная, заштатная, на берегу реки Вепрейки, в 18 верстах от Калуги. Основана в 1485 году преподобным Тихоном (см. 16 июня); разорена была в 1610 году; восстановлена в царствование Михаила Федоровича. Соборный храм во имя Преображения Господня перестроен в 1886 году. За правым клиросом находится серебряная рака преподобного Тихона. В нескольких шагах от монастыря находится шестигранная, наподобие столбов, часовня, построенная в 1838 году над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии преподобный Тихон. В 3 верстах от монастыря находится священный колодец, вырытый преподобным Тихоном; в 1887 году здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Богоматери, именуемой «Живописный Источник». При монастыре странноприимный дом и двухклассная школа. Монастырю принадлежит Сретенский скит, устроенный в 1871 году, в 8 верстах от обители. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1918 г. монастырь был закрыт и разграблен, а потом объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. С 1920 по 1950 годы здания были повреждены, частично разрушены. Полностью разрушились храм Преображения, больничный и настоятельный корпуса, деревянные гостиничные корпуса, снесена почти вся каменная ограда с башнями, разгромлена церковь в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Спущены каскадные пруды и приведены в аварийное состояние колокольни и храм Успения Божией Матери. На протяжении долгих лет власти боролись с почитанием памяти преподобного Тихона, на его источнике неоднократно бетонировали колодец, обносили забором из колючей проволоки его скит. Во время Великой Отечественной войны колокольня и храм подвергались постоянным бомбежкам со стороны обеих воюющих сторон, так как колокольня являлась стратегически важным военным объектом, служащим наблюдательным пунктом.

http://sobory.ru/article/?object=00801

Двустолпная двухпридельная трапезная с системой парусных сводов соединяет храм с небольшой, в два яруса шатровой колокольней. Общей композицией близкая образцам XVII в., колокольня получила ордерную разработку нижнего четверика, что сообщило ее архитектуре свойственные памятнику черты эклектики. Свободное высокое пространство двусветного храма и усложненное пониженной трапезной слабо связаны между собой. Настенные сюжетные росписи второй половины XIX в. не сохранились. Помещения в 1990-х гг. оштукатурены заново. Пол выстлан метлахской плиткой Иконостасы временные. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; Архив ИИМК, ф. P-1II, 3959. Метрика, 1887 г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 427, д. 19. 1846-1847 г.г. Недалеко от станции Белые Столбы находится церковь, которая была построена в 1866 году в русском стиле по проекту архитектора П.А. Елецкого. Первая церковь на этом месте была освящена во имя бессребреников Космы и Дамиана, но после пожара начала XVIII столетия новый деревянный храм стал Богородице-Рождественским. Сохранившаяся до нашего времени каменная церковь вновь сменила название и стала именоваться «Живоносный Источник». Такое имя утвердилось за меткинской церковью по местной святыне – чудотворному образу Божией Матери, который почитался в этом храме до революции. В первой четверти XVII столетия село Меткино являлось вотчиной Богородице-Рождественского монастыря в Москве. В писцовых книгах о нем говорилось следующее: «Вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домьян древена клетцки». Двадцать лет спустя в окладных книгах помимо престола в честь Космы и Дамиана упоминался также придел Николая Чудотворца. В 1701 году деревянная церковь в Меткино сгорела, и на ее месте была построена временная часовня, в которой сберегли уцелевшие в огне святыни. В сохранившейся описи тех лет упоминаются древние образы Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, чудотворцев Космы и Дамиана, Николая Угодника, Илии Пророка, Архангела Михаила. В 1703 году была построена новая деревянная церковь, которая получила посвящение уже в честь Рождества Богородицы, хотя по одному из приделов ее продолжали называть Космодемьянской. В 1829 году в селе Меткино была явлена икона Божией Матери Живоносный Источник, которая с тех пор стала почитаться в этом приходе и округе. С 1840 года чудеса, совершаемые по молитве у иконы, стали привлекать в меткинский храм все больше и больше богомольцев. Настоятель церкви Владимир Дометиев указывал в письме благочинному Подольской епархии Василию Иванову на многие случаи исцеления больных от иконы Живоносный Источник. Например, на второй день Пасхи после молебна у почитаемого образа прозрела четырехлетняя девочка, а затем исцелился сухоногий мальчик.

http://sobory.ru/article/?object=02603

Кроме того, обитель удивляла своей грандиозной пятиярусной колокольней с часозвоном. Построена она была в 1894 году, и главный ее колокол весил 1560 пудов (25 т). В монастырской ризнице хранилось множество предметов церковной старины. Вблизи монастыря в 1838 году была построена часовня, вместившая в себя дуб, в котором подвизался преподобный Тихон. А над целебным источником в 1887 году была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». При обители существовали свечной завод и странноприимный дом, управлял обителью архимандрит. В XIX b. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову пустынь преподобный Макарий Оптинский . Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские , направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (ум. 25 июня 1884 года). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона. В начале ХХ в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту – в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери. Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимный дом. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще один странноприимный дом, а также кельи для проходящих послушание при этих домах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на реке Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями. В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 году в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем. В 1918 году монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20х годов в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы Советской власти полностью были разрушены два монастырских храма – Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями. Возрождение обители началось в 1991 году, когда решением облисполкома Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. С 1993 года ведется поэтапная передача монастырских зданий.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи». В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон. При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим. За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Калужская_Тихо...

По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника в честь чудотворной Косинской иконы Божией Матери в Косино стекалось множество богомольцев издалека. Почти при каждом крестьянском доме в саду стояли врытые в землю столы со скамейками, где богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром шли в храм. В праздничные дни служба была необыкновенно торжественная: приезжало духовенство не только из соседних сел, но и из Москвы. Служили в этот день знаменитые протодиаконы Михаил Кузьмич Холмогоров и Максим Доримедонтович Михайлов. После торжественной службы совершался многолюдный крестный ход на Святое озеро. До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса не сохранилась в связи с беспощадным послереволюционным временем 30-гг. ХХ века. Как  уже было сказано выше, храм здесь был не всегда, здание церкви до 1990-х годов было насосной станцией местного косинского совхоза имени Моссовета. В отличие от многих храмов, в советское время преобразившихся в хозяйственные постройки, музеи, склады и прочее, эта, наоборот, была перестроена в 2004 г. из бывшей (уже брошенной) насосной станции. И это главный фактор неканоничности строения храма. Из-за близости воды вход в храм расположен на северной стороне церкви, алтарь на южной. Соответственно и кресты на головках церкви направлены на юг, а не на восток, как это принято. В XXI веке православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино восстановил порушенную и перестроенную святыню - часовню-храм иконы Божией Матери " Живоносный Источник " на Святом озере. Ещё в 2007 году отец Михаил с прихожанами и неравнодушными кожуховцами начал работы по обустройству часовни в бывшем здании насосной станции, которая в советские годы выкачивала воды Святого озера для поливки огородов и произрастающей продукции в многочисленных теплицах местного совхоза. В настоящее время воссоздано внутреннее убранство часовни-храма, возведена шатровая крыша над основным четвериком, установлен позолоченный купол на барабан, облагорожена прилегающая территория и заход в воды Святого озера.

http://sobory.ru/article/?object=29403

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010