Храм построен рядом с уже существовавшей деревянной церковью того же посвящения (1780–1782 г.г.) с приделом Николая Чудотворца (до наших дней не сохранилась) и изначально был теплым, отапливаемым. Он имел один престол, освященный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обе церкви были окружены деревянной оградой с каменными столбами. После революции на церковь, как и на другие российские храмы, начались гонения. Последний священник Александр Николаевич Преображенский (1877 г.р.) в 1938 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорен «тройкой» НКВД Калининской области к расстрелу. 28 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение (13 июля 1989 г. А. Н. Преображенский посмертно реабилитирован прокуратурой Тверской области). В конце 1930-х гг. церковь была закрыта и разграблена, здание использовалось под склад, несколько раз горело. В 1990-х гг. окончательно обрушилась кровля. В настоящее время храм, являющийся памятником архитектуры XIX столетия, находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Силами немногих верующих местных жителей в здании церкви поддерживается порядок. Храм постепенно возрождается, время от времени священник Игорь Седов проводит здесь службы и молебны. Жители очистили здание от грязи, осуществили ремонт кровли над трапезной, в основном храме был сооружен временный иконостас. В 2009 г. была отслужена первая Божественная Литургия. 11 сентября 2010 г., в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, отслужена первая со времен закрытия Предтеченской церкви Божественная литургия в престольный праздник, ставшая большим событием для всех жителей села и соседних деревень. 29 декабря 2010 г. на храме установили крест. Чин освящения креста совершен настоятелем Казанской церкви села Медного протоиереем Игорем Седовым. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Ивановское представляет собой характерный для Тверской области сельский приходский храм, выстроенный в формах эклектики, имеющий в своей объемной композиции и деталях черты позднего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=20814

11 сентября 1883 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, в сослужении рижского духовенства освятил церковь в память усекновения честной главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. К концу XIX века церковь стала мала и возникла потребность в строительстве более просторного каменного храма. Созданное в 1895 году приходское Попечительство приступило к сбору средств на его строительство. Проект нового храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. К началу строительства приход смог приступить только в 1913 году. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем и революцией, строительство было прекращено. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в прострелянных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. К осени 1929 года строительство храма было завершено и он был освящён священномучеником Иоанном (Поммер) Архиепископом Рижским и Латвийским в честь Усекновения Главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В условиях всеобщих тяжелейших бед и испытаний рижская церковь святого Иоанна Предтечи оставалась действующей. Более того, по отчетам послевоенного времени, она была в числе наиболее посещаемых. Атеистические гонения коснулись и Иоанновского храма. В Совмине ЛССР готовилось постановление о его закрытии и переоборудовании под кладбищенскую каплицу. В этой связи Иоанновскому приходу предписывалось перейти в деревянную Казанскую церковь. Однако прихожане не смирились, им удалось отстоять храм. Но тогда гонение обрушилось на Казанскую церковь, которая в 1964 году постановлением Совета Министров ЛССР была снята с регистрации и закрыта. Православные богослужения в ней больше не совершались, а в начале семидесятых годов распоряжением РИК Московского района эта церковь была передана в ведение Католической курии. Храм переоборудовали под костел, с 18 января 1970 года здесь проводили службы католики.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Радуюсь успехам нашей Общецерковной аспирантуры и надеюсь, что она будет в полной мере развивать все то, что Церковь сегодня считает важным, — для того чтобы мир уверовал, для того чтобы языком богословия Церковь научилась говорить с теми, кто, к сожалению, еще не воспринимает голос церковной проповеди, помогая им видеть в отеческом Предании, Священном Писании, святоотеческих творениях ту великую вечную мудрость, опираясь на которую, мы можем актуализировать древнее, но всегда юное Божественное откровение». Предстоятель Русской Церкви также обратился с Первосвятительским словом ко всем участникам богослужения. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Во внимание к помощи в реставрации храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Святейший Патриарх Кирилл наградил орденом преподобного Сергия Радонежского III степени члена Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгина и генерального директора АО «Трест Коксохиммонтаж» С.В. Фуфаева. Во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 70-летием со дня рождения профессору кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры В.Н. Катасонову была вручена Патриаршая грамота. Храм святых мучеников Михаила и Феодора возведен в память о встрече мощей Черниговских чудотворцев, их честные мощи по повелению царя Ивана IV в 1578 году были перенесены в Москву. Вместе с митрополитом Московским, боярами и простым народом государь встречал мощи на территории современного Патриаршего Черниговского подворья, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Место было выбрано не случайно: рядом проходила дорога из Москвы в Золотую Орду, где погибли князь Михаил и боярин Феодор (ныне улица Большая Ордынка). Мощи были положены в храме в честь Черниговских чудотворцев в Кремле, близ Тайницких ворот. В 1774 году по повелению императрицы Екатерины Великой мощи перенесли в Архангельский собор, где они пребывают и поныне. В память о встрече мощей был возведен сначала деревянный храм в честь Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Храм приписали к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. В 1675 году на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм. Этот храм дал название Черниговскому переулку, соединяющему Большую Ордынку и Пятницкую улицы, а также Патриаршему Черниговскому подворью одному из самых красивых церковно-культурных комплексов Замоскворечья.

http://patriarchia.ru/db/text/5160086.ht...

Затем Предстоятель Русской Церкви в сопровождении митрополита Илариона посетил Общецерковную аспирантуру и докторантуру. История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Сначала был в ведении патриархов, потом преосвященных – Тамбовских, Нижегородских и, наконец, Пензенских. В монастыре находятся храмы: 1) Соборный, двухэтажный, каменный, построен в 1795–1808 г. Престолов в нем три: в верхнем этаже во имя Св. Троицы, а в нижнем в память Успения Божией Матери и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 2) Трапезный храм в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1809–12 г. 3) В колокольне устроена в 1793–96 г. церковь во имя свят. Николая. Внутри монастыря 7 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Вне монастыря на кладбище храм в честь Трубчевской иконы Божией Матери, каменный, построен в 1853–4 г. и 6 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Над пещерами (в 1½ в.) храм каменный, во имя Киевопечерской Божией Матери и свв. препод. Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев и во имя св. великомуч. Варвары, построен в 1866–70 г. При входе и выходе из пещер деревянные часовни. В г. Наровчате каменная часовня и каменный двухэтажный дом. В 25 в. от монастыря на р. Шелдаисе мельница. Земли при монастыре, отведенной по указу царя Алексея Михайловича, 480 дес. 820 саж. Земли пожертвованной 128½ д. Монастырь имеет вкладов на 30,547 р. Монашествующих: настоятель-игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 5, монахов 14, послушников 9, проживающих на испытании 111, обучающихся псаломщическим предметам 5. 6) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный монастырь (от г. Пензы в 185 в., от г. Краснослободска в 5 в.) основан в 1655 г. по грамоте патриарха Никона . В монастыре храмы: 1) в память Преображения Господня, с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, каменный. Холодный, построен в 1796 г. 2) Храм во имя св. благ. кн. Александра Невского, освящен в 1807 г., каменный, теплый. 3) Храм во имя св. и чудотв. Николая, каменный (под колокольней), холодный, освящен в 1855 г. Внутри монастыря 10 каменных зданий; вне монастыря 26 различных каменных и деревянных зданий, в том числе, в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М. Наука. 2000, с. 181-188 Самое знаменитое село в районе – Парское (при реке Парше), известное по письменным источникам с 1399 г. Соколиные охоты князей Шуйских, «княжий двор», где останавливался будущий царь Василий Шуйский, родина казанских походов Ивана Грозного (в округе села формировались войска для покорения Казани), знаменитая Ивановская ярмарка, уступившая славу Нижегородской лишь в 19 веке, - все это Парское. Построенная здесь церковь Усекновения Главы Иоанна Крестителя долго оставалась духовным центром территории, простиравшейся от Шуи до берегов Волги. История не сохранила имя архитектора Предтеченского храма. Строительство его в течение десяти лет (1773-1783 г.г.) вела одна из многочисленных артелей каменщиков, возводивших церкви в Костромской губернии. В это время село только что перешло во владение князей Трубецких. Во второй половине 18 века в Петербурге, где проживал князь Трубецкой, господствовал классицизм. Однако жителям провинций этот архитектурный стиль был малопонятен. Им был более дорог древнерусский стиль допетровской эпохи. Это каменная пятиглавая летняя церковь кубической формы, с шатровой колокольней. Предтеченский храм состоит из основной церкви (четверика), апсиды, трапезной и столпообразной колокольни, поставленной на одной оси. Высокий четверик, традиционный для Костромского края, перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Центральная глава – световая, угловые – декоративные. Барабаны глав небольшие, вытянутые вверх, с чешуйчатым покрытием удлиненных луковиц. Под барабанами два пояса кокошников. Верхний пояс со срезанными углами является как бы основанием под основание глав. Кокошники на углах небольшие, но равные по высоте с остальными, из-за чего они приобрели подковообразные очертания. Сама церковь (четверик), не считая трапезной и алтаря, имеет длину и ширину 14,2 м и высоту от пола до вершины свода 21,3 м. Трапезная, как и сам храм, имеет ширину и длину 14,2 м и также устроена без всяких подпор и столбов, с продолговатым параболическим сводом, высотой от пола в 9 м. Высота колокольни от основания до креста – 42 м.

http://sobory.ru/article/?object=05984

В 1663 г. была принесена в эту церковь и в ней поставлена икона св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Возможно, что нынешний придел во имя св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня и есть первоначальная Богоявленская церковь в Свияжской конной слободе. С самого своего основания эта церковь была построена каменною. В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от тех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви. Первоначально церковь была небольшой… в церковь вели несколько деревянных портиков, крыша ее была тесовая, колокольня каменная, над святым алтарем одна глава; кресты колокольни и церкви были железные; внешний вид церкви был кораблеобразный. К этой-то маленькой церкви в 1734 г. был приделан теперешний храм во славу Богоявления Господня. Храмоздателем был симбирский купец Иван Иванович Воронцов. С построением нового, большого каменного придела, освященного во славу Богоявления Господня, прежняя церковь была переименована в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; при этом она была, вероятно, и несколько поправлена. Вследствие этого 1734 г. и является в церковных документах общим годом постройки обеих церквей. Сведения о Богоявленской церкви начала XIX ст. заключаются в ее «Клировых Ведомостях» 1817 г.: «Богоявленская города Симбирска церковь каменного здания, при ней теплая каменного здания во имя Усекновения честные главы Предтечевой, в состоянии тверды, утварью достаточны»… Некоторое время к ней была приписана кладбищенская Всесвятская церковь. С отчислением ее с окончательным преобразованием Всесвятской церкви в самостоятельную приходскую, при Богоявленской церкви был утвержден штат из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Содержание священно-церковно-служителей всегда производилось и производится на средства от доброхотодателей. Более подробные сведения о церкви можно заимствовать из «описи» 1822 г.: «Церковь во имя Богоявления Господня каменного здания, холодная, без придела, об одной главе, обитой белым железом, с колокольнею каменною ж, крыша как на церкви, так и на холодной листового железа под зеленою краскою.

http://sobory.ru/article/?object=38933

19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба - молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. 15 марта 1922 года новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, была сделана опись имущества Ильинской церкви. 20 марта 1929 года на заседании президиума Вяземского городского совета, под протоколом была рассмотрена докладная записка в губернский исполком об изъятии четырех городских церквей, с актами технических осмотров и договорами. Тогда президиум вяземского горсовета постановил расторгнуть заключенные в 1922 году договоры с группами верующих на пользование зданиями Ильинской, Никитской, Спасской церквей и Иоанно-Предтечева мужского монастыря .3 апреле 1929 года президиум Вяземского городского совета рассмотрел вопрос о создании комиссии по приему в городское имущество Ильинской церкви, ввиду того, что община верующих якобы отказалась от дальнейшей эксплуатации здания храма. В церкви планировалось разместить клуб центрального парка культуры. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, колоколов было 7 медных разного веса, церковная ограда снята и использована для ограждения гражданского кладбища. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации». В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей. В 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «… хорошо делается, что разбирается наконец стоящие в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из-за пыли в сад нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев». Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы ХХ века на месте Ильинского храма была устроена танцплощадка. По материалам http://www.kraevedclub.ru/ В центре города, на высоком холме на юг от Соборного холма, с древних времен существовал Ильинский женский монастырь. Первое письменное упоминание о нем находим в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Хотя монастырь существовал до смутного времени, литовское разорение в начале XVII века, нанеся огромный ущерб городу, не пощадило и Ильинский монастырь. Сведений о нем, относящихся к этому времени сохранилось мало. Из " Писцовых книг " известно, что ко времени их написания (1627 год) в обители стоял деревянный храм во имя Святого Пророка Илии с приделами во имя Святой Мученицы Екатерины и Усекновения Главы Иоанна Предтечи и восемь келий, в которых проживали 10 стариц. В 1655 году " Ильинский девичий монастырь " с церквями Святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на Светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=34510

В 1900 г. построен каменный храм, освященный во имя Живоначальной Троицы с приделами Почаевской Божией Матери и святителя Митрофана Воронежского с пристройками к храму просторных помещений для сестер. В храме помещалось 4000 человек. Для иконостаса этого храма были присланы с Афона две иконы: Божией Матери «Неопалимая Купина» (которою 4 сентября в день ее празднования торжественно обносили вокруг монастыря) и Святого Великомученика Пантелеимона. В то время в монастыре находились и другие почитаемые иконы, выписанные с Афона. Пользовались особым и благоговейным почитанием иконы Богородицы Почаевская, Тихвинская, Казанская, чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, свят. Николая Чудотворца (писанная в 1645 г. Архиепископом Герасимом), преп. Сергия Радонежского. В 1892 г. старая часовня, находившаяся на месте церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, была перенесена на заимку Жуково, а на месте ее заложена новая каменная церковь с усыпальницей (предназначенная для погребения благочестивого рода Дружининых – родителей, сестер и самой игумении Миропии). После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен в честь преп. Серафима Саровского. Здесь поминался царский род Романовых и православных воинов, положивших живот свой за веру, царя и Отечество. Женская обитель стала быстро восстанавливаться. К началу XX века монастырь стал, можно сказать, процветающим. Один из архиепископов, объезжая Сибирь и побывав в Иоанно-Введенском монастыре, нашёл обитель «во всех образцовой». В 1904 г. после смерти матушки Миропии обителью стала управлять ее сестра – монахиня Мария. В 1906 г. она возведена в сан игумении. Число насельниц обители к началу XX века составляло около 250 человек, из них около 70 были монахинями. В монастыре к этому времени имелось уже четыре благолепно украшенных храма: св. Иоанна Предтечи, Введенский, храм преп. Серафима Саровского и великолепный пятикупольный Троицкий собор с приделами в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского. Этот храм располагался на месте теперешнего въезда в монастырь, он был взорван в 1924 году. В 1916 г. построено двухэтажное здание, предназначенное под богадельню с домовым храмом, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в настоящее время здесь находится сестринский корпус и храм).

http://sobory.ru/article/?object=00965

В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Выставка «Свидетели единства: общие христианские святые» Все » Статьи Две церкви в селе полярного летчика Молокова Сидоровское – подмосковная родина профессора Петра Казанского Армения: специалисты изучают никогда не выставлявшееся ранее рукописное Евангелие XIV века Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010