24 января 1903 года – по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой. 15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года – Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) – они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом – обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.

http://sobory.ru/article/?object=27237

Иконостас в этом храме дубовый с резьбою позолоченною, построен в 1873 году при игуменье Максимилле. В иконостасе местные иконы следующие: 1 . Икона сошествия Иисуса Христа во ад – в ризе серебряной, с позолоченным венцом. 2 . Икона крещения Господня в ризе с серебряным венцом. 3 . Икона Введения Божией Материхрамовый. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с короной и сиянием; в венце 2 камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . Икона Смоленской Божией Матери в ризе (аплике) с серебряным венцом. 5 . Икона Фёдоровской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной, стоит за левым клиросом. 6 . Икона Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; писан в 1750 r., стоит на стене за левым клиросом. B иконостасе иконы местные, кроме иконы Смоленской Божией Матери (аплике), в серебряных ризах; но замечательных по древности и искусству в живописи – нет. Для украшения местного образа Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1702 нарочито послана была старица Анфиса, и она привезла образ украшенным так: риза на нём и венец серебряные, золочёны; по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зелёных и красных камешков и 2 алмазные искры; на краях венца искры красные и зелёные, 8 бурмицких зёрен и 4 изумруда, на зарукавье 4 жемчужины и 2 изумруда. Кроме этого образа есть ещё образ Введения Божей Матери, стоящий во храме святого Феодора Стратилата. На нём риза серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на руках обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. В двух приделах этого храма местные иконы – вклад архимандрита Фотия. В Знаменском приделе храмовая иконаикона Знамения Божией Матери с историческими событиями войны Андрея Боголюбского с Новгородом. Риза на иконе серебряная, вызолочена и имеет другие драгоценные украшения. Венец с короною низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запайками алмазные искры; зарукавье жемчужное с такими же искрами. Письмо на иконе XVII века. Другая икона Знамения Божией Матери вставляется в средину иконы, пожертвованной Фотием – и есть также вклад его. На ней венец Божией Матери и Младенца серебряные, позолочены; на полях 22 изображения ангелов, пророков и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села. Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 г. Он строился на средства Императрицы Екатерины II. Освящение во имя Смоленской иконы Божией Матери произошло в 1785 г. Здание находилось в центре селения к западу от Петербургского шоссе на высоком холме правого берега реки Пулковки. Оно играло роль важной архитектурной доминанты, организуя и упорядочивая окружающее пространство, выявляя особенности природного и культурного ландшафта местности. Вход в прямоугольный в плане с полукруглой апсидой храм оформлял четырёхколонный портик, над ним по углам возвышались две колокольни. Одновременно по проекту Дж.Кваренги построили два одноэтажных каменных дома для причта, в одном из которых размещалось также и приходское училище. При церкви находилось кладбище. Более старый его участок располагался прямо у стен храма – «старый участок», второй был отнесён к западу на высокий берег реки Пулковки – «новый участок». Деревянный храм был разобран в 1793 г. В 1823 г. на средства петербургского купца В. Семьянова пристроили каменный притвор. До 1862 г. ремонт и содержание храма и причта производились на средства Царскосельского дворцового правления. Остатки разрушенного храма и стоявшего рядом причтового дома были обнаружены в период проведения изыскательских работ вблизи территории, на которой планируется к 2014 г. построить один из крупнейших конгрессно-выставочных центров Европы - «ЭкспоФорум». Компания, реализующая этот проект, решила отдать дань памяти великому итальянскому зодчему, внесшему большой вклад в создание архитектурного облика Санкт-Петербурга, и воссоздать храм по сохранившимся архивным материалам, - сообщает пресс-служба компании.

http://sobory.ru/article/?object=07055

Из книги Андрея Рощектаева " Путеводитель по святыням Казанской епархии " Однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца построен в 1746 году тогдашним владельцем села капитаном Д.Ф.Аркатовым. Само село Аркатово было основано его отцом Феодором Аркатовым в конце XVII века. На этом месте по преданию было болото, пастухи нашли икону Божьей Матери, плавающую ликом вниз и отнесли ее к Аркатову - богатому купцу, владельцу села. Он велел поставить ее в часовню при въезде в деревню. 3 раза уходила икона в воду, и тогда понял Аркатов, что должен построить в этом месте храм или монастырь. И храм был воздвигнут за очень короткое время - 1746-1747 гг. На колоколах и паникадилах сохранилось клеймо Аркатова.  С тех пор летний придел освящен в честь Седмиозерной иконы, зимний - в честь Святителя Николая. Храм отстроен в стиле барокко. Здание осевой композиции, асимметричное из-за входящего в трапезную северного придела. Четверик храма высокий и массивный, двусветный, восьмерик под сомкнутым сводом, увенчанным главкой на барабане. Колокольня восьмерик на четверике с высоким шатром, нижний ярус с арочным входом в храм, грани восьмерика прорезаны арочными окнами. Большая полукруглая апсида покрыта высокой конхой. Трапезная под двускатной крышей размещена в промежутке между колокольней и храмом. Городковый венчающий карниз трапезной и апсиды разделяют четверики храма и колокольни по вертикали. В оформлении церкви использованы: огибающие лопатки, наличники с «петушиными гребешками», ширинки и т.д. Сохранилась также ограда, с каменным основанием и кованой решеткой меж кирпичных столбов, построенная в начале XX века. В храме до 1930-х годов находился местночтимый список Смоленской иконы Божией Матери. Храм ныне действующий. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Двухпрестольный храм построен в 1746 на средства помещика Д.Аркатова. Храмовая икона Смоленской Божьей матери с начала 19 в. почиталась местным населением как чудотворная. Храм осевой композиции, асимметричный из-за входящего в трапезную се-верного придела. Четверик храма – высокий и массивный, двусветный, восьмерик – под сомкнутым сводом, увенчанным главкой на барабане. Колокольня: восьмерик на четверике с высоким шатром, нижний ярус с арочным входом в храм, грани восьмерика прорезаны арочными окнами. Большая полукруглая ап-сида покрыта высокой конхой. Трапезная под двускатной крышей размещена в промежутке между колокольней и храмом. Городковый венчающий карниз трапезной и апсиды разделяет четверики храма и колокольни по вертикали. В оформлении церкви использованы: огибающие лопатки, наличники с " петушьими гребешками " , ширинки и т.д. Сохранилась также ограда, с каменным основанием и кованой решеткой меж кирпичных столбов, построенная в начале 20 в. Памятник культовой архитектуры в стиле русского барокко.

http://sobory.ru/article/?object=11081

Троице, второй - Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». По благословению митр. Филарета прошение на строительство было подано от лица груз. царевны Тамары, почитавшей старца и согласившейся «быть орудием устроения» 1-го храма в З. п. (Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р. Ч. 1. С. 195-198). Указом Синода от 4 нояб. 1837 г. разрешалось возведение храма «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости ее здоровья, литургии» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 624. Д. 33. Л. 35). В июне 1838 г. состоялась закладка, а в кон. того же года - освящение каменного храма во имя Св. Троицы с колокольней. К 1855 г. на средства московского купца С. Л. Лепёшкина и др. благотворителей храм был расширен приделами во имя прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского (южный) и прп. Марии Египетской (северный), покровительницы вкладчицы М. И. Головиной. Великое освящение расширенного Троицкого собора совершил 1 окт. 1855 г. митр. Филарет, затем он прочитал «Беседу на освящение храма» (Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332). Храм возведен в формах, отражающих влияние русско-визант. стиля К. А. Тона . К необычному, значительно вытянутому в длину основному объему, перекрытому 2-скатной кровлей и увенчанному главой на невысоком основании (восьмерик на четверике), примыкают низкие, также вытянутые в длину объемы боковых приделов. В Троицком храме похоронены игум. Вера (Верховская), схим. Маргарита (Верховская; 27 июля 1859). Надвратный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» возведен в память одноименного чудотворного образа, хранившегося в часовне ближнего сел. Рыжкова (Кузнецова). Икону приносили в обитель для молебнов. На средства некой женщины, исцелившейся от этой иконы, был построен и 27 июля 1852 г. освящен надвратный Одигитриевский храм, в к-рый мать исцеленной, титулярная советница Е. П. Арсеньева, отдала «древнюю чудотворную икону Одигитрии Смоленской» (Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. 1903. С. 38). Храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи был устроен в колокольне (на средства братьев В.

http://pravenc.ru/text/Зосимова во имя ...

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Богородицко-Игрицкий монастырь был основан в 15 км к югу от Костромы, на р. Песочне (Песошне), на месте явления чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Икона была обретена 12 июня 1624 г. крестьянами местного помещика Емелиана Исаева в полуразрушенной церкви погоста Никольского «на Игрищах», запустевшего свыше 50 лет назад в результате морового поветрия (эпидемии чумы). От обретенной иконы стали происходить чудотворения, и к иконе, которую стали именовать также Игрицкой, началось паломничество окрестных жителей. В 1624 г. по благословению Патриарха Филарета посадским человеком из г. Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывшего погоста был основан монастырь. Согласно данным писцовых книг в 1628 г. число братии достигло 30 человек, кроме того, в монастыре жили 5 дьячков и 20 «служебников». В центре обители был сооружен деревянный «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом, близ храма стояли 12 келий, ограда рубленая «на городовое дело». 10 ноября 1634 г. в монастыре случился пожар, уничтоживший церковное строение. Тогда по благословению Патриарха Иоасафа из посада Большие Соли был перевезен храм «строенья окольничего Михайла Михайловича Салтыкова» в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами прп. Михаила Малеина и св. благоверного царевича Дмитрия. По-видимому, в тот же период были выстроены святые врата с увенчанной 2 шатрами надвратной церковью во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, в день памяти которых произошло обретение Игрицкой иконы, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К середине XVII в. в Богородицко-Игрицком монастыре возвели деревянную шатровую колокольню, на которой в 1688 г. размещалось 11 колоколов и большие часы с боем. В мае 1625 г. Самсон Иванович Салманов пожаловал вновь основанной пустыни территорию бывшего Никольского погоста с прилегающими к ней угодьями - 10 четей земли.

http://sobory.ru/article/?object=23808

Именно св. Ермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы.  Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (впоследствии - св. Патриархом Ермогеном) и очень скоро через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.   Подлинник иконы находился до июня 1904 года в Казанском Богородицком монастыре, когда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что похищен был список, а подлинник был еще в 1612 году отправлен в Москву. После св. Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской Православной церкви 22 октября старого стиля (4 ноября нового стиля). В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. – Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия  икона Грузинской Божией Матери.   В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобрзованная в 1732 году в Казанскую Духовную Семинарию.  В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Архитектор, составивший проект этого величественного храма, может быть и усадебного дома, парка, каскада прудов, достоверно не известен, хотя родившийся в усадьбе Поповка князь, министр-председатель и министр внутренних дел Временного правительства первых двух составов (с марта по июль 1917 года) - Георгий Евгеньевич Львов в своих " Воспоминаниях " описывая усадьбу, замечает, что " ...все постройки хорошего архитектора, кажется, Жилярди, который строил Вознесенский женский монастырь в Московском кремле, что стоит у Спасских ворот " . Возможно, храм строили представители его школы, а может быть и сама рука великого архитектора была причастна к возведению Поповской церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. В целом, можно сказать, что этот памятник является образцом высокого уровня развития архитектуры первой трети XIX столетия. При церкви хранились копии метрических книг, опись имущества, а церковная библиотека составляла 24 книги. " Храм невелик, - пишут о нём М. Дунаев и Ф. Разумовский, - но полон почти соборного величия, напоминая созданные В. П. Стасовым столичные пятиглавые соборы. Однако, идейно-образная сторона Смоленской церкви по-своему сложнее, оригинально сочетая героизм и гражданственность с человечностью и тонким лиризмом. Художественная выразительность памятника, почти лишённого декоративного убранства, достигается исключительно средствами архитектуры " . В традиционной трёхчастной композиции церкви, характерной для позднего классицизма, основное внимание уделено кубическому объёму, в центре которого находится круглый в плане световой барабан. По углам здания расположены четыре барабанчика с миниатюрными полусферическими куполками с треугольными фронтонами. С западной стороны примыкает трапезная, а за нею трёхъярусная колокольня, соединённая с трапезной небольшим переходом. Выделяется своей архитектурой верхний ярус с дорическими полуколоннами по сторонам проёмов, увенчанный высоким шпилем на полусфере. После закрытия усадьбы в 1920-х годах в храме ещё лет десять прходили службы. После 1930-х годов церковь всё же была разграблена и осквернена представителями новой власти. С куполов сброшены кресты, а с колокольни были сняты и сброшены на землю все колокола. В помещении устроили зерновой склад. Позже храм был брошен на произвол судьбы, который стал разрушаться ещё большими темпами.

http://sobory.ru/article/?object=09490

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010