Он даже написал учебник русского языка, под редакцией профессора Тишковского. То есть он был очень одаренным человеком в смысле литературы, языка, во многом мне помогал в смысле проповеди. Когда я готовил проповеди, я папе давал на проверку. Когда я делал мои первые шаги в священстве, необходимо было готовить поучение, я давал папе свою проповедь на проверку, и он всегда мне помогал. Когда я готовил проповеди, я папе давал на проверку – А когда вы уже имели духовную практику и духовное окормление, как вы соблюдали посты? – Когда я был женат, у нас уже, естественно, был духовник, отец Николай. И мы всегда контролировали себя в смысле поста. Я не могу сказать, чтобы это было очень строго, бывали случаи, конечно, когда и нарушался пост. Но наши духовники не относились к этому как-то догматически, дескать, что это какой-то великий грех. Во всяком случае, мы старались соблюдать пост, елико возможно. Среда и пятница, особенно Великий и Успенский посты – те, которые наиболее строгие. А в остальные, менее строгие посты разрешались рыбные блюда: когда пост Петра и Павла, Рождественский, – здесь можно было и рыбу употреблять. То есть догматически к этому тогда не относились, но в настоящее время, слава Богу, мы стараемся придерживаться поста строго. Поворот к Церкви Храм Илии Пророка в Обыденском переулке – В некоторых советских храмах все же совершалось богослужение, не все они были закрыты. Не помните какие-то особенности богослужебные в те годы, которые, может быть, сегодня забыты или утрачены. – У меня это совпало с периодом, когда я посещал наш любимый храм (1941 год, начало войны) Илии Пророка в Обыденском переулке (или храм Илии Обыденного). Это Третий Обыденский переулок, напротив храма Христа Спасителя. Это был наш любимый храм, куда я ходил. Мои родители работали, они были преподаватели (отец преподавал русский язык, мать закончила Институт иностранных языков, преподавала иностранный), и у нас были дома домработницы. Всегда были какие-то няни, которые со мной были, которые готовили обед и т.д.

http://pravoslavie.ru/guest/132213.htm

4Цар. 2:12 . И Елисей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Исраилева и кони его. И не виде его ктому, и ятся Елисей за ризы своя, и раздра я на двое. Отче, отче Елисей называет Илию Отцем своим по духовному сродству с ним, как ученик его. Колесницею и конями Израиля Елисей называет Илию потому, что военные колесницы, в которых Израильские цари искали опоры могущества и безопасности своего царства, служат символом той могущественной духовной поддержки, какую Илия оказывал соотечественникам служением своим. Если царство Израильское еще продолжало существовать во дни Илии, то этим оно обязано тому, что в нем среди господствующего нечестия еще сохранялось святое семя, а сохранялось оно потому, что дух веры и благочестия возбуждаем и поддерживаем был в народе пророками, во главе которых стоял Илия. – В знак печали о разлуке с великим учителем и господином своим, Елисей разодрал свою одежду на двое, т.е. сверху до низу. 4Цар. 2:13 . И взят милоть Илиину Елисей, падшую верху его. И обратися Елисей, и ста на брезе Иордана. Падение на Елисея милоти Илииной служило знаком удостоверения для него в том, что его желание наследовать дух Илии в сугубой мере удовлетворено, а для учеников пророческих – в том, что вместо Илии в лице Елисея им дан новый глава и руководитель, к которому они должны относиться с таким же уважением и покорностию, с каким относились к Илии (15). 4Цар. 2:14 . И прият Елисей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елисей: где убо есть Бог Илиин, апфо? И удари Елисей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху. Дух Илии в сугубой мере сообщен Елисею. Желая поскорее видеть на деле проявление этого духа, Елисей, по примеру Илии, ударяет его милотию воды Иордана, с надеждою, что за этим действием последует то же чудо, какое произведено Илиею. Но вопреки ожиданию, чуда не последовало. Пораженный безуспешностию опыта, которая была допущена Господом для утверждения преемника Илии в смирении и преданности Богу, Елисей воскликнул где убо есть Бог Илиин, апфо? Восклицанием выражено не сомнение в присутствии Господа, а только желание, чтобы Господь проявил Свое присутствие в чуде, подобном тому, какое Он совершил чрез Илию. «Не Ты ли, Господи, – как бы так говорит Елисей, – удостоверил меня в наследовании духа Илии, ниспослав мне милоть его? Не этою ли милотию разделил он воды Иордана? Почему же не даешь мне совершить то же чудо тою же милотию теперь? Куда сокрыл Ты от меня Свое лице? Нет, Боже Илии, не посрами меня, его преемника, даруй мне испытать, что Ты так же близок ко мне, как был близок к моему учителю» – Оставленное без перевода Греческими и Славянскими переводчиками Еврейское слово апфо, значит именно: «Он», или «Он самый» 16 , т.е. Бог Илии. Вслед за тем Елисей ударил милотию вторично, и воды расступились, и он по суху перешел на другой берег, где встретили его ученики пророческие и поклонились ему до земли, как своему учителю и руководителю (15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рассматриваемая с этой стороны, деятельность пророка Елисея, как продолжение деятельности его грозного предшественника, и сторонах соприкосновения обеих, носит судейский характер и представляет завершение наказывающей и преобразовывающей деятельности Илии. Но как продолжение служения Илии при обстоятельствах времени, значительно измененных предшествующей деятельностью великого пророка, служение Елисея представляет не мало и новых черт деятельности –мирной и спасающей, проникнутой духом любви и направленной на внутреннюю сторону жизни верных Иегове. Большая численность последних в период служения Елисея, а равно и меньший объем зла и нечестия среди народа Божия, частью подавленных, частью и вовсе искорененных деятельностью Илии, а в зависимости от этого и уменьшение опасностей для теократии, – всё это в своей совокупности обусловливало гораздо больший – сравнительно с деятельностью Илии – объем мирной, благотворительной и вспомоществующей деятельности Елисея, предуказывающей в отдаленном будущем на то веяние благодати, которое имеет в полной мере открыться способным к восприятию её. Таким образом, служение пророка Елисея носит двусторонний характер, вытекающий однако, как следствие из основания, из характера служения его предшественника: без грозной и величественной деятельности Илии была бы не мыслима мирная и благотворительная деятельность пророка Елисея; нужно было сначала расчистить почву зла и нечестия, чтобы затем сеять на ней семена мира и любви. В виду этого пророк Елисей и в своей благотворительной чисто евангельской деятельности является продолжателем служения пророка Илии. В долгий промежуток времени после удаления пророка Илии с заемного поприща, обнимающий собою более 50 лет, Елисей оставался духовным средоточием теократической жизни в израильском царстве. Мы не видим, чтобы он постоянно удалялся, по примеру Илии, в сокровенные и уединенные места и оттуда являлся внезапно в стране для устрашения царского дома и язычествующего народа. Он имеет собственный дом в Самарии ( 4Цар.6:32 ), где проживает подолгу, тихо и бесшумно исполняя свой пророческий долг, и отсюда путешествует по пределам родного государства с целями насаждения и утверждения истинной веры 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Между Мал 3:22 и Нав 1 существует тесная связь: как Иисус получил задание призвать народ к верности Моисееву Закону, так же происходит и у Малахии, который в самом конце пророческих писаний вновь призывает Израиль помнить Моисеев Закон – центральный пункт веры и идентичности народа («для всего Израиля»). Когда добавленный к книге Малахии отрывок, со ссылкой на Нав 1 и в определенном смысле на все девтерономическое богословие, был составлен, Моисеев Закон был уже в сердце жизни Израиля.   Возвращение пророка Илии 23-24 стихи вводят вслед за Моисеем фигуру пророка Илии. Он, как помним, герой длинного и прекрасного рассказа, содержащегося в 3 Цар 17-19, 21 и в 4 Цар 1-2. Расположение Моисея и Илии вместе, несомненно, подсказано тем фактом, что в 3 Цар 19 образ Илии намеренно приближен рассказчиком к образу Моисея. Как и Моисей, Илия встречается с Богом на Хориве после сорока дней странствования по пустыне. Однако эта встреча Илии с Богом необычна и очень отличается от того, какой сам он мог ее себе представить: в противоположность Синайскому богоявлению (ср. Исх 19:16-19) Бог является Илии в «голосе легкого молчания» (3 Цар 19:12). Выражение «пророк Илия» встречается, в частности, в 3 Цар 18:36, в повествовании о вызове, брошенном Илией пророкам Ваала на горе Кармель. В следующем стихе пророк просит Господа продемонстрировать то, что Он способен обратить сердце народа: «Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердца их!» (3 Цар 18:37). То есть Илия просит Господа открыть народу истину, что Он – единственный для Израиля Бог. Малахия возвращается к этой идее и развивает ее в свете темы пришествия «вестника», описанного в Мал 3:1. Илия должен вернуться, он – тот вестник, которого ожидает Израиль. Это один из первых моментов развития той традиции, которая в пост-библейском иудаизме станет весьма популярной: учение о возвращении Илии. Цель возвращения Илии – «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их», то есть примирить новое, вернувшееся из плена поколение, с его собственным прошлым – для того, чтобы Господь не поразил землю проклятием. Здесь Малахия пользуется словами, которые в книгах Второзакония и Иисуса Навина используются для описания уничтожения завоеванных Израилем народов.

http://bogoslov.ru/article/2005166

Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами 19 . На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Ariocъ пророкъ Бoжiй Uлiя. 20 “ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец. 21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина 22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая. 23 “ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедеи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел (4,17). Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами, не лишись ангельской записи (4,21). Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни (4,25). Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни ввели великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела свои (4,25). Наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтоб под бременем утучненной плоти не сокрушились силы (4,27). Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост (4,28). Заботящийся о пользе поста должен беречься вреда его, т. е. тщеславия (51,160). Пост тогда делается жертвою, приятною Богу, когда он будет украшен плодами любви (авва Феодор; 50,69). Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он – сожитель трезвенности, виновник целомудрия (24,16). Пост – доблесть в бранях. Пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов. Пост возводит молитву на небо (24,16). Пост – мир в домах. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире (24,16). Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старца, добрый спутник путешественникам (24,16). Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (24,147). До крайности простертый пост и пресыщение пищею предосудительны, потому что и далеко простертое воздержание и наполнение себя пищею одинаково худы. Одно делает подвижника бессильным и совершенно неспособным к деятельности, а другое чрез меру возбуждает плотские страсти и воздвигает сильную брань на душу (24,404). Пост есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие… спокойствие, тишина, любовь, радость и мир, кротость и бесчисленные блага (35,2). Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу (35,5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

арабо-христианских писателей ( Holmberg. 1989. P. 89), за исключением диалога между И. и ас-Сарахси, где это слово встречается 3 раза (Laurent. Arab. 299. Fol. 155r; 156r). 5. Историчность диалога между И. и ас-Сарахси иногда подвергается сомнению; его текст приписывается не И., а митр. Илии Дамасскому, имя к-рого упоминается в предисловии к диалогу. Но в таком случае параллели между диалогом и «Посланием...» указывали бы на то, что вероятным автором последнего был Илия Дамасский, а не И. Если бы это было так, то существовали бы параллели между «Посланием...» и диалогом с ас-Сарахси, с одной стороны, и сочинениями Илии Дамасского - с другой. Вопрос осложняется тем, что авторство мн. произведений, традиционно относимых к Илии Дамасскому, нельзя считать безусловно доказанным. Ряд произведений приписываются Илии Дамасскому, Илии Иерусалимскому, Илии аль-Джаухари, Али ибн Убайду (ибн Давуду), Али ибн Давуду аль-Арфади. Среди исследователей нет единого мнения, следует ли считать эти имена принадлежащими одному лицу, или это разные писатели, жившие в разные эпохи с IX по XI в. Тем не менее ни одно из сочинений, автором к-рых считается Илия Дамасский, не имеет параллелей по форме и содержанию с диалогом И. и ас-Сарахси и «Посланием...». Следов., нет оснований предполагать, что 2 последних сочинения принадлежат перу митр. Илии Дамасского. 6. Самым существенным аргументом против того, что автором «Послания...» был И., является упоминание в нем полемики с ан-Наши аль-Акбаром об отношениях Бога с тварным миром, а также о т. н. правилах противоречия (§ 102-118). Ан-Наши аль-Акбар, богослов-мутазилит, стал известен как полемист лишь после смерти И. (872). Хольмберг предлагает 2 возможных решения этой проблемы. Во-первых, полемику с ан-Наши в «Послании...» можно расценивать как некое приложение ко 2-й ч. трактата. Однако в этой «вставке» стиль, лексика и учение вполне совместимы с предшествующим текстом, что говорит против гипотезы о позднейшей интерполяции ( Holmberg. 1989. P. 97). Во всяком случае, если речь идет о вставке, она должна была быть сделана лицом, способным подражать стилю трактата и глубоко понимать логику рассуждений автора. Др. возможным решением хронологической проблемы является признание того, что ан-Наши аль-Акбар был известен автору «Послания...» до 872 г. Источники ничего не сообщают о том, когда ан-Наши начал ученую карьеру. Известно лишь, что он жил в течение долгого времени в Багдаде, но покинул Ирак после 892 г., проведя остаток жизни в Египте. Согласно мнению Й. ван Эсса, ан-Наши полемизировал с философом аль-Кинди (ум. между 870 и 879) ( Ess J., van. Frühe mu(?)lsquo;tazilitische Häresiographie: Zwei Werke des Nai " al-Akbar (gest. 293 H.). Beirut, 1971. S. 4), следов., вполне возможно, что И. был знаком с учением ан-Наши. Хольмберг не исключает вероятности того, что вставка с опровержением ан-Наши была сделана самим автором ( Holmberg. 1989. P. 99).

http://pravenc.ru/text/675017.html

Можно полагать, что по разрушении Соломоном своих капищ, они потом были неоднократно восстановляемы нечестивыми царями Иудейскими – под именем Соломоновых. Глава 19. Ревность пророка Илии против распространившегося в Израильском царстве идолопоклонства а) Клятва гневной Иезавели об отмщении Илии за истребление жрецов Вааловых (ст. 1–2). б) Удаление Илии в Вирсавию, и затем – в пустыню на день пути (ст. 3–4). в) Подкрепление от ангела принесенной пищей, и путешествие до горы Хорива (ст. 5–8). г) Явление Бога в веянии тихого ветра на горе Хориве, и божественные повеления пророку Илии (ст. 9–18). д) Помазание Елисея в преемники Илии (ст. 19–21). Ст. 1. И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков (Вааловых) мечом… Судя по тому, что Ахав показал некоторое раскаяние под впечатлением Кармильских событий, даже плакал 511 , и, умиленный, возвращался домой в сопровождении Илии 512 , можно полагать, что он своим рассказом хотел подействовать на жену в пользу Израильской религии. Но Иезавель оказалась закоренелой и фанатичной язычницей, Ахав же – слабодушным и бесхарактерным угодником ее. Эти черты слабодушия и бесхарактерности проходят через всю историю Ахава. Ст. 2. …И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них… Т. е., если ты, Илия, в своих поступках так смело опираешься на свое достоинство пророка Иеговы и так превозносишься своим именем; то и я хочу дать тебе почувствовать, что значит Иезавель, чтительница Ваала. Пусть же чем угодно накажут меня боги, если я так же не убыо тебя завтра, как ты убил моих жрецов. Достойно примечания, что Иезавель не только не скрывает своего мстительного замысла, но спешит предупредить о нем пророка Илию. К этому увлек ее сильный и безразсудный гнев, овладевший всей ее душой, а, может быть, и тщеславное желание показать презрение к силе пророка, и самого его заставить трепетать в ожидании казни. Между тем, Провидение Божие все эти замыслы и желания нечестивой царицы обращает в средство ко спасению для пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Посему Елисей назвал великого Илию колесницей Израилевой и конником, потому что его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам» (блаж. Феодорит, вопр. 8). Приведенное выражение пророка Елисея при кончине его употребил царь Иоас израильский в отношении к нему ( 4Цар.13:14 ). В знак печали о разлуке с пророком Илией Елисей раздирает одежды свои. 4Цар.2:13 .  И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 4Цар.2:14 .  и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Взятая теперь Елисеем милоть Илии была знаком принимавшего отселе Елисеем пророческого служения (сравните стихи ( 4Цар.2:8 ) и ( 3Цар.19:19 )), залогом исполнения просьбы Елисея ( 4Цар.2:9–10 ). С этим символом пророческого звания пророк Елисей идет назад к Иордану и, подобно Илии ( 4Цар.2:8 ), ударяет его (согласно LXX, Vulgata, славянскому текстам – «дважды»), – со словами молитвенного вопроса: «где Иегова, Бог Илии, – Он Самый?», евр. аф-гу; семьдесят толковников (LXX), не понимая этого выражения, написали его лишь греч. буквами: φφ, слав.: «аффо». Принимая чтение LXX, блаж. Феодорит говорит в объяснение ст. 14: «пророк, вознамерившись перейти Иордан, подражал учителю, и ударил по воде милотию, не сказав при сем ничего, но думая, что для совершения чуда достаточно одной милоти. Поскольку же не повиновалось ему естество водное, то призвал Бога учителем, невидимого и неприступного для человеков. Ибо слово «аффо» по изложению других переводчиков толкуется «сокровенный» (блаж. Феодорит, вопр. 9 на 4 книгу Царств). Как для самого Елисея, так и для близстоявших сынов пророческих чудо разделения Иордана было знаком того, что дух Илии почил на Елисее; в прообразовательном смысле это чудо, как и переход евреев через Чермное море и через Иордан, предсказывало спасительные воды крещения (см. Тропарь 5 января в навечерие крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Состязание на Кармиле, закончившееся истреблением пророков Ваала, вызвало ярость Иезавели, Илия бежит на юг, в пустыню Вирсавии. В отчаянии он просит у Бога смерти, но получает свыше силу идти на Хорив, где был заключен некогда завет с Богом, и Бог являл Себя Моисею и народу. Здесь Бог является и Илии, но не в грозе и буре, как Моисею и древнему Израилю, но в веянии тихого ветра. В ответ на жалобу Илии Господь открывает ему, что он не единственный истинный почитатель Его, но еще семь тысяч израильтян не преклоняли колен перед Ваалом и не лобызали его. Господь не одобряет желания Илии прекратить деятельность, а напротив, повелевает ему возвратиться, продолжать свою пророческую миссию и дает ему конкретные указания: помазать Азаила в царя над Сирией, Ииуя – над Израилем, а Елисея – сына Сафатова, – «в пророка вместо себя», т. е. в качестве своего преемника. Эти три помазанника будут орудиями наказания нечестивой династии Амврия и израильтян, по примеру своих царей предавшихся ваализму (19, 1–18). Здесь рассказ обрывается. О возвращении Илии не говорится, далее сообщается тольно о призвании Елисея, скорее не как пророка, а как помощника Илии, который " " стал служить ему» (19, 19–21), «подавать воду на.руки Илии» (4 Цар. 3, 11). 20 гл. Первая арамейская война. Рассказы об арамейских войнах в глл. 20 и 22, не упоминающие Илию, иллюстрируют отношение Ахава к другим пророкам Господним, современникам Илии. Венадад II, возглавлявший союз 32 арамейских нарек, напал на северное царство и был так самонадеян, что его бесчисленная армия, по его словам, могла уности прах осажденной столицы Самарии на руках своих воинов. Его неразумный приказ – схватить живыми 232 воина противника – был следствием его чрезмерной гордости и началом поражения в этой войне, если судить по-человечески. Священный автор, однако, изображает победу над арамеянами как следствие вмешательства всемогущего Ягве. В этой войне, навязанной Венададом II, Ахав действует согласно мудрым советам анонимного пророка, которые учитывали просчеты и слабые стороны врага (20, 1–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010