РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил Смирнов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картин Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием… В предъявленном обвинении виновным себя не признаю». |
Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил (Смирнов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картино Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием. В предъявленном обвинении виновным себя не признаю». |
Как икона Божией Матери учит нас благодарной жизни Икона Нечаянная Радость – это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции Русской Православной Церкви. Подробнее в статье! Икона Нечаянная Радость: история возникновения Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить. В Москве, совсем недалеко от метро «Кропоткинская», есть храм Илии пророка. Многие москвичи называют его еще Обыденным. Храм Илии Обыденного. Почему? Да, сейчас слово «обыденный» по отношению к храму нас удивляет, мы уже давно и прочно вкладываем в него свой далекий от духовного значения смысл. А наши предки хорошо знали, что такое обыденный храм. Это храм, построенный в один день. Да, да, собрались всем миром еще затемно, быстро распределились, кто, где, и – строили. По кирпичику, по камушку, по дощечке. И к вечеру – Господи, благослови нас в Твоем новом доме! Вот и храм Илии пророка тоже обыденный. И переулок, на котором стоит храм, тоже называется Обыденным. В 1592 году на этом месте был в один день поставлен деревянный храм. А уж потом, через сто лет, каменный. Господь уберег храм Илии Обыденного от большевистского разора, он не закрывался. «Мелким хулиганством» отметили его: сбросили в 1933 году колокола. На том и обошлось. Храм стал пристанищем святынь из тех церквей, которые попали под горячую руку, дурную голову и пустое сердце строителей новой жизни. Именно таким образом и оказалась в храме Илии Обыденного чудотворная икона «Нечаянная Радость». Сначала помещалась она в Кремле в малом храме равноапостольных Константина и Елены, затем, после его разрушения, перебралась в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а уже с 1944 года – здесь, в Обыденном переулке. Икону «Нечаянная Радость» очень любят. К ней несут цветы, к ней идут на поклонение даже те, кто оказывается в Москве проездом. Нечаянная Радость… Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. «Радуйся, Благодатная…» только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал: |
Красноярск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Красноярска - Собор Воскресения Христова был заложен летом 1761 года по грамоте тобольского митрополита Павла. Строительство собора осуществлялось на средства прихожан приглашенными из Енисейска мастерами, сначала под руководством зодчего П.Т.Сокольникова, а с 1769 года – С. Паклина. По грамоте тобольского епископа Варлаама, собор был освящен 10 ноября 1773 года. В 1779-1782 годах были пристроены теплые придельные храмы: южный - во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия митрополита Ростовского (грамота на освящение выдана 12 ноября 1781 г.) и северный - иконы Владимирской Богоматери (освящен 22 июня 1782 г.). В 1799-1823 годах на средства красноярских купцов П. Попова и И.Н. Яковлева вокруг здания была возведена великолепная с мотивами рококо металлическая на кирпичных устоях ограда. В западной линии ограды было выстроено одноэтажное кирпичное здание богадельни. В начале 1820-х годов под руководством красноярского мастера И. Быкасова первоначальное шатровое завершение колокольни было заменено купольным восьмигранным покрытием с главой. В 1850-х годах западная часть здания Воскресенского собора была значительно реконструирована. В процессе работ объем первоначальной колокольни был разобран до верхней отметки ее нижнего четверикового яруса. Новая колокольня, возведенная на продольной оси здания, была соединена с ранним объемом собора двухэтажной пристройкой, на втором этаже которой разместился придельный храм во имя святого великомученика Никиты. Предположительно проект новой соборной колокольни и придельного храма был выполнен губернским архитектором Я.М. Алфеевым. С апреля 1853 г. надзор за строительством осуществлялся губернским архитектором А.В. Илышевым. Храм Никиты, сооруженный на средства красноярской купчихи А.В.сМясниковой, был освящен, вероятнее всего, осенью 1855 года. В 1859 году на новую колокольню были подняты два колокола весом в 513 и 1119 пудов. Строительство колокольни завершилось в 1860-1861 гг. |
Воспоминания монахини Игнатии (Петровской) о избрании Патриарха Алексия I 30 января, 2009. Монахиня Игнатия (Петровская) Второе заседание Собора проходит еще более торжественно. Восемь раз при встречах высоких архипастырей звучит чудное От восток солнца до запад. Сердце верующих, кажется, готово полностью излиться в эти звуки — буди Имя Господне благословенно отныне и до века. Кажется, при пении этих слов звук соперничает со светом, по-прежнему теми же сказочными лучами озаряющим храм. Читайте также: Монахиня Игнатия (Пузик): Ученый с мировым именем, монахиня-гимнограф. Журнал «Альфа и Омега» Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец. Облачное светлое утро 31 (18) января — день памяти великих святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. В воздухе чисто, свежо, светло, изредка перепархивает легкий снежок. Так же чисто и как-то легко около Воскресенского храма в Сокольниках, где на почтительном расстоянии от его высоких ступеней толпится в молчании народ… Светлое напряженное ожидание. У подъезда к храму и вокруг него в большом порядке и тишине охраняется широкая дорога, по которой, начиная с 12 часов дня, подъезжают машины. В спокойствии, чинно и благообразно прибывшие поднимаются по высоким ступеням к дверям паперти, где их встречает целый хор в светлых парчовых облачениях, и исчезают в глубине. Входные двери на паперть на минуту открываются и закрываются вновь, скрывая за собой прибывших… Народ жадно протягивает головы, перешептывается; хочется знать, кто прибыл. Вначале прибывает представитель Сербской Церкви, затем Экзарх Америки, потом Патриарший Местоблюститель. Легкий шорох проходит по народу: все узнали Первосвятителя в привычном белом клобуке. Опять ожидание. Подъезжают и исчезают в дверях храма посланники от Церкви Вселенской и Святого Иерусалима. Наконец, последними прибывают самые маститые гости: Блаженнейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский. Радостно звучит входное: От восток солнца до запад . Встреча окончена. Храм в этот облачный день светел больше, чем при ярком солнце. |
Памяти протоиерея Василия Дыгаева — †07.10.2008) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Любовь никогда не перестает… (1 Кор 13:8) Среди подмосковных лесов и полей, среди лугов, пестреющих полевыми цветами, на крутом берегу Истры высится храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его белоснежная колокольня, словно горящая перед Господом свеча, возносится над округой. Так горел любовью перед Господом наш незабвенный батюшка, протоиерей Василий Дыгаев, восстановитель и настоятель храма. Его часто можно было видеть на рассвете прогуливающимся по каменным дорожкам вокруг любимого им “детища”. Ныне он покоится за алтарем воздвигнутого им из руин величавого храма. Крест над батюшкиной могилой как будто благословляет всех, приходящих к отцу Василию, безутешных, тоскующих по батюшкиной отзывчивости, душевной теплоте, страдающих без его действенной молитвы. Удивительный человек покинул нас. Батюшка был талантлив и одарён во всех отношениях: ростом, силой, умом, красотой, добротой и мудростью. Богатырь и духом, и телом. По всем земным меркам он должен был жить ещё очень долго, претворяя в жизнь свои многочисленные творческие планы и принося духовную пользу как пастырь Церкви Христовой многим и многим людям. Однако Господь судил иначе, и мы как христиане призваны отныне смириться с потерей духовного отца, талантливого и трудолюбивого пастыря, каким был отец Василий Дыгаев. Василий Александрович Дыгаев родился 18 ноября 1948 года. Будучи по образованию художником-реставратором, работал на мебельной фабрике. Но Господь уготовил ему иное служение. Однажды в Великую Субботу во время освящения куличей Василий Александрович столкнулся в храме с парторгом фабрики. Эта встреча перевернула всю его жизнь — исключение из комсомола, увольнение с работы, трудности, безденежье. Но веры Василий Александрович не посрамил, устоял, не отрёкся. И пришло осознание того, что основная задача человека на земле — славить своего Творца. Василий Александрович принял решение отныне посвятить свой художественный талант единственно Господу. А талант был поистине недюжинным. За свою жизнь отец Василий расписал тридцать три храма в Московской, Рязанской, Ростовской, Тверской областях. В Москве принимал участие в росписи храма Воскресения Христова в Сокольниках. Тридцать три храма — это число неслучайно, как всё неслучайно в этом мире. Тридцать три — срок земной жизни Сына Человеческого. Этот путь был возрастанием будущего пастыря “в меру возраста Христова”. |
Скачать epub pdf (фрагмент) К 55-летию со дня избрания на Патриарший престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского; 1877-†1970) «Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец.» Облачное светлое утро 31 (18) января – день памяти великих святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. В воздухе чисто, свежо, светло, изредка перепархивает легкий снежок. Так же чисто и как-то легко около Воскресенского храма в Сокольниках, где на почтительном расстоянии от его высоких ступеней толпится в молчании народ... Светлое напряженное ожидание. У подъезда к храму и вокруг него в большом порядке и тишине охраняется широкая дорога, по которой, начиная с 12 часов дня, подъезжают машины. В спокойствии, чинно и благообразно прибывшие поднимаются по высоким ступеням к дверям паперти, где их встречает целый хор в светлых парчовых облачениях, и исчезают в глубине. Входные двери на паперть на минуту открываются и закрываются вновь, скрывая за собой прибывших... Народ жадно протягивает головы, перешептывается; хочется знать, кто прибыл. Вначале прибывает представитель Сербской Церкви, затем Экзарх Америки, потом Патриарший Местоблюститель. Легкий шорох проходит по народу: все узнали Первосвятителя в привычном белом клобуке. Опять ожидание. Подъезжают и исчезают в дверях храма посланники от Церкви Вселенской и Святого Иерусалима. Наконец, последними прибывают самые маститые гости: Блаженнейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский. Радостно звучит входное: От восток солнца до запад. Встреча окончена. Храм в этот облачный день светел больше, чем при ярком солнце. Огонь прожекторов проникает туда, куда не проникает даже луч солнца; высокие своды храма озарены снопами света. Потоки прозрачного голубовато-фиолетового огня озаряют широкими радостными потоками иконы, ризы, молящийся народ. Яркими точками светятся огоньки в темно-коричневом иконостасе, который так величественно возвышен над всем остальным храмом и собравшимися в нем. Легкий гул голосов, гул ожидания, игра прожекторов, а среди их света тихое скромное мерцание лампад у икон: красные, розовые, синенькие фонарики. |
«Чудо чудное, диво дивное» – русский народный костюм О Марии Николаевне Мерцаловой и ее призвании Мария Виноградова М.Н. Мерцалова Уже давно я чувствую потребность поделиться своими воспоминаниями об удивительной женщине – христианке, перенесшей многие тяготы времени правления в России коммунистического режима и сохранившей веру в Бога и веру в будущую судьбу России – о Марии Николаевне Мерцаловой, известном специалисте по истории русского костюма и быта. Мария Николаевна с самого моего детства считалась моей крестной, хотя до времени таковой не была. Она одним своим присутствием, поведением и удивительно правильной, красивой русской московской речью заставляла окружающих вести себя достойно, говорить по-русски без сленга и междометий, как и подобает православному российскому человеку. А сама обстановка в ее доме, размеренная трапеза с беседой, неспешное чаепитие с приготовленными ею вкусностями по старым русским или изобретенным ею самой рецептам – а готовила она отменно, особенно постную еду, – переносили всех нас, присутствующих, в Москву XIX века, быт интеллигентного дома прежней, дореволюционной России, прежней Москвы. Это оставило неизгладимое впечатление, повлияло на всех нас и заставило с уважением относиться и к истории своей родины, и к своим предкам, да и в жизни вести себя по возможности менее суетно и достойно, несмотря на темп жизни сумасшедшего технократического века. Так один человек может повлиять на судьбы многих только лишь своим присутствием. Я не знаю, чем я заслужила такое счастье – иметь крестной матерью Марию Николаевну Мерцалову. В моем еще советском детстве я не понимала многого, и многое мне не объясняли, опасаясь, что эти знания помешают мне в моей судьбе, хотя мама часто тайком посещала храм Воскресения Христова в Сокольниках (у Иверской иконы молилась еще подростком перед войной), а бабушка тихо перед сном читала молитвы обо всех нас… Так я и жила некрещеная, но при этом зная, что у меня есть крестная – М.Н. Мерцалова, самая близкая подруга мамы. |
В Алексеевский ставропигиальный монастырь возвращена старинная икона преподобного Алексия, человека Божия 28 июня, 2016. Новостная служба Образ, написанный в XIX веке сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках 28 июня. ПРАВМИР. В воскресенье, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялся престольный праздник. В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона Небесного покровителя обители — преподобного Алексия, человека Божия. Алексеевский женский монастырь в Москве возвратил себе икону покровителя обители — святого Алексия, человека Божия. О том, как это было, читайте в статье! Алексеевский женский монастырь в Москве В этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» после обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар древний образ Спаса Смоленского с предстоящими — точная копия того образа, который когда-то находился на Спасских воротах Кремля. После молебна в храме Воскресения Христова украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек. В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане, говорится в сообщении Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Праздничную Божественную литургию в монастырском храме Всех святых возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Владыка Пантелеимон поздравил обитель с возвращением святыни, передал благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумении Ксении и сестрам обители на дальнейшее укрепление и процветание монастыря. Поздравляя присутствующих с праздником, Его Преосвященство, предположив, что святые есть и среди присутствующих, но Господь хранит это до времени в тайне, призвал не искать в окружающих внешней высоты и красоты, отдавая каждому дань любви и уважения. |
Веска, село. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Весковский приход входил в III Благочинный округ. C. Вески, при прудах, в 15 верстах от уездного города, в 140 в. от губернского. По старым книгам значилось как Весьское. В 1408 году принадлежало великому князю Ивану дмитриевичу. В 1628-1629 гг селом владели братья Шемляковы. В это время в селе уже была деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1730 году была построена деревянная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1808 году помещиком Батюшковым Николаем Львовичем был построен каменный храм. В приход храма входили сельцо Бугримово в 2 верстах от церкви, сельцо Шешуково в 4 в., деревни Малое Палицино в 2 в., Юрино в 2 в., Головино в 2 в., Большое Палицино в 3 в., Воскресенское в 3 в., Малое Сокольниково в 2 в., Родионцево в 2 в., Осинки в 2 в. Добронравов В. " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " 1895 г. Ч. II. Александровский и Переславский уезды, стр. 185-186; сайта Российской Государственной библиотеки. http://dlib.rsl.ru/ Село Вески, при пруде, находится в 15 верстах от уездного города и в 140 верстах от губернского. По писцовым книгам 1628 – 29 гг. треть села значится за Афанасием Савельевичем Шемяковым, а две трети за его родными братьями. На общей их земле была в то время церковь Николая чудотворца… В 1728 г. прихожане задумали построить для зимнего времени теплую церковь, отдельную от Никольской церкви, и подали о том прошение в синодальный казенный приказ. Под прошением подписались: поп Михайло Васильев, дьячок Лука Константинов, майор И. Г. Поливанов, капрал С. Шемяков, крестьяне деревни Палицына, сельца Осинок, деревни Савельева - вотчина думного дьяка Г. Ф. Деревнина. Новая церковь устроена была в 1730 г. и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эти две деревянные церкви существовали в Весках до 1808 г. В 1808 г. тщанием помещика Николая Львовича Батюшкова вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в этом храме три: в холодном - во имя Пресвятой Троицы, в трапезе теплой - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. |
| |