Юрлово. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В наше время у самой дороги близ села Юрлова стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское. Церковь в селе была исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. В 1629 г. село находилось во владении Ивана Елизаровича Бартенева как старинная вотчина его отца и деда. Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. село перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г. заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом в честь великомученицы Екатерины. В 1830-х годах Ельмановым, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казенные и казарменные, прекрасный хлеб пекли дома, рядом со столовой – оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. В 1898 г. настоятелем храма был священник Михаил Афанасьевский. В 1940-60-х годах алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены. Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, 9-10 26-го сентября в престольный праздник храма Воскресения Словущего в селе Юрлово состоялась первая Литургия, не совершавшаяся там уже 80 лет. Разрушенные храмы уже стали печальной приметой нашего времени, вернее, наследством от не столь далекой советской эпохи. Не обошла такая участь и храмы Можайского района. Один из них – храм  Воскресения Словущего в селе Юрлово , прежде носившее название Ельманово-Воскресенское. Храм уже подвергался разрушению от рук литовцев в Смутное время. Свой нынешний вид архитектура приобрела благодаря владельцу села Анисиму Ивановичу Березникову. Наверное, у многих возникнет вопрос о названии  церкви,  а именно, что значит Воскресение Словущее. Все Воскресенские храмы за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

http://sobory.ru/article/?object=06477

Москва. Церковь Воскресения Словущего на Остоженке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С XVI в. на землях Зачатьевской слободы существовал приписной храм Воскресения Словущего, в документах XVIII-XIX вв. значившийся как «церковь Воскресения Христова Новое». Впервые «Церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в окладной книге Патриаршего приказа за 1624-1625 г.: «по окладу дани рубль 8 деньги платил поп Давид». Основное население слободы в это время составляли монастырские священнослужители и причетники, а также монастырские крестьяне. Приходскими храмами слободы были церкви Воскресения Словущего на Остоженке и Николы в Киевцах. В правление Федора Алексеевича в монастыре ведется активное строительство, в 1670-1690 гг.перестраиваются в кирпиче остоженские церкви, среди которых и церковь Воскресения Нового (1683). Храм стоял как бы на мысу, ограниченном Остоженкой и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, его местоположение примерно совпадало с территорией современного сквера. Помимо самого церковного здания, на участке владения храма имелись и другие каменные и деревянные постройки. Все они, кроме дома 17 по ул. Остоженка, также принадлежащего Воскресенской церкви, не сохранились. В конце XVII в. Воскресенский храм был кирпичным, пятиглавым, имел трапезную часть с приделом в честь Покрова Божией Матери и шатровой колокольней. Однако трапезная и колокольня, по-видимому, нуждались в перестройке. Рост числа жителей в приходе также требовал расширения церкви. Священником Георгием Васильевым и прихожанами Воскресенской церкви был начат сбор средств на ремонт храма. Январем 1800 г. датировано дело московской консистории «По прошению священника и прихожан о дозволении перестроить внове трапезу при оной церкви». По просьбе прихожан, жертвовавших деньги на перестройку, в храме был устроен второй придел, в честь великомученицы Варвары. После перестройки церковь приобрела симметричную в плане композицию. Была расширена трапезная часть с Покровским приделом, появились второй придел в честь великомученицы Варвары и красивая стройная колокольня в стиле классицизма. Все фасады церкви получили единую декоративную обработку также с элементами классицизма. Такая композиция плана приходской церкви при сохранении древнего основного объема значительно увеличивала ее площадь. Храм был разграблен французами в 1812 г. и пострадал от пожара, как почти вся застройка Зачатьевской слободы.

http://sobory.ru/article/?object=34848

Поникли. Церковь Воскресения Словущего. Церковь в память Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , Нила Столобенского , Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:между приблизительно 1785 и 1791. Год утраты:приблизительно 1942 (во время Великой Отечественной войны) Адрес: Тверская область, Нелидовский район, д. Каменка, погост Поникли. Координаты: 56.30115, 33.018166 Проезд:По пути из Москвы, свернуть с трассы М9 направо, на север, на деревню Сёлы. В Сёлах повернуть на главном перекрестке налево и ехать на восток до деревни Каменка. Место бывшей церкви (холм) располагается на северо-востоке деревни Каменка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый храм Воскресения Христова в селе Поникли упоминается в окладной книге митрополита Симеона IV, где священником указан Исаия. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой была устроена в 1760 году. Каменная церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с приделом во имя преподобного Нила Столобенского, была устроена тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 году. Придел во имя Тихвинской Божией Матери пристроен усердием тайного советника Антония Михайловича Рачинского в 1818 году. Каменная колокольня пристроена тщанием коллежского асессора Алексея Антониевича Рачинского в 1859 году. Церковь, бывшая ранее холодной, по указу Консистории от 25 сентября 1898 года обращена в теплую. Вокруг храма - каменная ограда. Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников. Приход в 1774 году состоял из 237 дворов. В 1912 году в приходе было 28 деревень и 16 хуторов(всего 549 дворов). По материалам: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1. Бельский уезд. Редков Н.Н. Смоленск, 1915 год». Из воспоминаний о церкви. Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли.

http://sobory.ru/article/?object=24520

Теребени. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Погост и церковь в Теребени упоминаются с конца 16 века. Существующая церковь построена во второй половине 18 века местным помещиком Карауловым. Погост располагался вблизи старой дороги Опочка – Новоржев (бывший Новоржевский военный тракт). Церковь деревянная, обшита тесом. Позднее пристроили колокольню по проекту И. Пузырева. В церкви похоронен отец полководца М.И. Кутузова. Действует. Псковские власти в 2013 году приступят к реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVIII века — храма Воскресения — усыпальницы родителей героя Отечественной войны 1812 года, фельдмаршала Михаила Кутузова. Храм Воскресения Словущего в деревне Теребени Опочецкого района — один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества XVIII века. В его подвале находится склеп, где похоронены родители фельдмаршала Кутузова — генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и его жена Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Церковь является объектом культурного наследия регионального значения. Источник: сайт  " Историческая правда. Россия. Беларусь "    Храм Воскресения Словущего на погосте села Теребени — в сущности, последний источник жизни этого постепенно умирающего села. Ради него в псковскую глушь едут историки, любителей тайн и просто православные люди, которых привлекает личность настоятеля Воскресенской церкви, отца Георгия (Мицова). Погост и церковь находятся на отшибе, дальше только овраг и лес. К воротам ведет узкая дорожка. Рассмотреть церковь издали можно разве что поздней осенью и ранней весной. В остальное время ее закрывают кроны буйно разросшихся деревьев, выглядывает лишь самый высокий купол да шпиль колокольни. Зато перезвон колоколов слышно по всей округе. В абсолютной тишине, которая здесь царит, этот звук пробирает до мурашек. Деревянный храм, сохранившийся с XVIII века — огромная редкость для Псковской области. По поводу года его постройки у историков нет единого мнения: одни называют 1757-й, другие 1778-й, третьи 1889-й. Точность датировки важна даже не сама по себе — от нее зависит имя заказчика. Если церковь заложена в 1757 или 1778 году, то заказчиком был Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик, выдающийся военный инженер, сенатор. Ему принадлежали окрестные земли и имение Ступино, в километре от Теребеней. Если же Воскресенскую церковь возвели в 1789 году, через пять лет после смерти Иллариона Матвеевича, то храм построен по воле его сына — светлейшего князя Михаила Илларионовича, генерал-фельдмаршала, «спасителя Отечества».

http://sobory.ru/article/?object=08143

Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего с приделом Казанской Божией Матери построена на средства Н.О. Телепнёва в 1665-71 гг. Храм и придел объединены общей трапезной с престолом Алексия. Колокольня 1868 г. В 1883 г. здание подверглось частичной перестройке по проекту К.А. Козьмина. Ныне храм отремонтирован и действует. С восточной стороны к церкви примыкает обширный некрополь со старинными белокаменными надгробиями. Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Первое упоминание о селе Битягово встречается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Село возникло на месте древнейшего поселения славян-вятичей, вблизи сохранились их древние курганы. Ранее оно находилось на правом высоком берегу реки Рожайи (теперь Рожайки), где была построена и деревянная церковь в честь Воскресения Христова. Новое село Битягово, уже как помещичья усадьба, образовалось на левом берегу реки. Здесь вновь была построена деревянная Воскресенская церковь. В 1627 году село Битягово - место церковное, помещичье, крестьянских дворов не было. В 1646 году в селе Битягово было уже 12 дворов крестьянских, в которых жили 28 человек, а в 1678 году насчитывалось 18 дворов. 1638 году церковные земли села Битягово числились на оброке у Телепневых, а с 1646 года село Битягово - вотчина Степана Васильевича Телепнева. С.В. Телепнев - сын известного государственного деятеля России, заведующего Оружейной палатой, стольника Василия Григорьевича Телепнева. Иван Степанович Телепнев - внук В.Т. Телепнева, в 1670-1671 годах построил в селе Битягово каменную церковь Воскресения Христова, существующую до наших дней Церковь Воскресения Христова с приделом во имя Казанской Божией Матери, была освящена в 1680 году в царствование Федора Алексеевича Романова. Задержка в освящении была из-за постоянных разъездов храмосоздателя - стольника, заведующего Оружейной палатой Ивана Степановича Телепнева. После кончины Ивана Степановича Телепнева, согласно его завещанию, село Битягово в 1687 году было продано душеприказчиком князю Василию Васильевичу Голицыну, известному государственному деятелю России.

http://sobory.ru/article/?object=01157

Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Воскресения Словущего в Воскресенском Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в рабочем посёлке Воскресенском Нижегородской области есть памятник градостроительства и архитектуры регионального значения – Воскресенская церковь (датировка объекта – 1828-1858 годы, документ о принятии на госохрану 280-м). По сведениям, предоставленным проекту «Места памяти-2013» Диной Коротаевой, это храм в честь Воскресения Словущего. Его строительство было начато летом 1828 года и растянулось на тридцать лет в связи с пожаром 1830 года. Собор удалось подготовить к освящению лишь в 1858 году. Четырехпрестольный, пятикупольный собор с высокой колокольней был выстроен на месте деревянной церкви, обветшавшей к тому времени. В 1938 году церковь в селе Воскресенское была закрыта и переоборудована под Дом культуры. На рубеже 1950-60-х годов полностью были разрушены колокольня, притвор, трапезная, разобраны завершения храмовой части, в интерьере разрушены столбы и своды. В 2000 году храм был передан верующим. http://www.gttp.ru/text/163.htm В начале XIX века в селе Воскресенское Макарьевского уезда существовали две деревянные церкви (одна из них, вероятно, Воскресения Христова — В.К. ), в которых с 1807 года служил протоиерей Петр Семенов Смирнов. Когда и кем эти церкви были построены — история умалчивает, известно лишь, что к началу 1820-х годов они уже изрядно обветшали. По этой причине настоятель задумал построить новую каменную церковь, и в мае 1823 года направил епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею прошение на возведение храма «…по прилагаемому при сем плану и фасаду», выполненными неизвестным на сей день автором. В конце мая храмозданная грамота правящего архиерея была получена. С 1823 по 1827годы шла заготовка строительных материалов. Летом 1828 года долгожданное строительство началось. Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что оно растянется на долгие тридцать лет.

http://sobory.ru/article/?object=29032

Бежецк. Собор Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:между приблизительно 1720 и 1726. Год утраты:1936 Архитектор: Д.В. Ухтомский Адрес: Россия, Тверская область, Бежецк, Советская площадь Координаты: 57.780702, 36.691542 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Напротив храма Иоанна Богослова, по другую сторону Тверской дороги, несколько веков возвышался городской Воскресенский собор. Деревянная Воскресенская церковь упоминается в документах начала XVII в. как издавна существующая. Уже тогда она имела статус соборной. Воскресенский храм несколько раз разорялся поляками в Смутное время. Подвергался грабежам со стороны разбойных отрядов и на всём протяжении XVII столетия. Не обошли его стороной и частые в то время пожары. Поэтому в 1659 г. старая, обветшавшая церковь была заменена новым, значительно расширенным, двухэтажным, но по-прежнему деревянным храмом. Строился он стараниями думного боярина, родного брата жены царя Алексея Михайловича, бежецкого помещика Семёна Ивановича 3аборовского. Новый собор имел 4 престола. Первый - в честь Воскресения Словущего, второй - Богоявленский, третий - в честь Успения Богородицы и новый, четвёртый, был освящён в память строителя храма в честь Симеона Богоприимца. Семён 3аборовский пожертвовал в этот придел образ Святого Симеона работы величайшего русского мастера Симона Ушакова. Он принадлежал к довольно редкому типу двустолпного четверика, увенчанного световыми цилиндрическими барабанами. Своды храма опирались на два массивных восьмигранных столпа, расположенных на поперечной оси четверика. Высокое трёхярусное сооружение обнаруживало некоторое сходство по силуэту и типологическим особеностям с соборной колокольней в Твери (сер. 18 в.). Однако в отличие от своего возможного прототипа, яркого памятника эпохи барокко, бежецкая колокольня сочетала в своей архитектуре черты барокко и раннего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=38496

Москва. Церковь Воскресения Словущего в Крутицах. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена на месте деревянного храма в 1498 г. Первоначально храм назывался в честь Успения Божией Матери. После строительства в 1689 г. нового Успенского собора храм был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В подвалах храма находится усыпальница епископов (15 века). Церковь обновлялась в 17-18 веках. В 1788 г. в связи с закрытием монастыря и подворья храм был упразднен. В 1816 г., после размещения в помещениях монастыря казарм, начата разборка храма, остановленная по требованию общественности. В помещениях храма долго находился армейский склад. Храм недействующий. Расположена справа от Митрополичьих палат. Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. Посетивший в XIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А. Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты. В 1839 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон. В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм. Храм действующий, в нем проводятся службы.

http://sobory.ru/article/?object=05431

Сергиев Посад. Церковь Воскресения Словущего (Петра и Павла) в бывшей Каличьей слободе. Церковь Обновления Храма Воскресения Господня, Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Обновления Храма Воскресения в бывшей Каличьей слободе выстроена кирпичной в конце 1810-х гг., освящена в 1820 г. В 1902 г. пристроена крытая западная паперть, фасады покрыты цементной штукатуркой. Архитектура здания противоречива. При сдержанной внешней обработке с преобладанием черт позднего классицизма типология храма и характер убранства его венчающих частей тяготеют к эпохе барокко. Одноглавый храм с лепестковым планом принадлежит к ярусным сооружениям. Его бесстолнный двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с диагональными лотками, доминирует над пониженными помещениями алтаря и боковых экседр. Последние обеспечили интерьеру поперечную ориентацию. Небольшая трапезная связывала храм с колокольней в четыре яруса, из которых уцелел лишь первый. Устойчивость барочных традиций сказалась в обработке стен храма лопатками, а его верха пилястровыми портиками с фронтонами. Большие прямоугольные окна с мелкой расстекловкой и гладким обрамлением до ремонта 1902 г. имели криволинейные навершия с " ушами " , замком и развитым карнизом. Необычный для своего времени памятник, обезличенный разборкой барабана, крылец и колокольни в советское время, ныне полностью восстановлен. Прежние иконостас и внутреннее убранство утрачены. Художественный интерес представляли двое ворот церковной ограды XIX в. с угловой ярусной башней. Церковь в подмонастырной Каличьей (Кокуевской) слободе основана, по преданию, в надежде воскресения павших при осаде Троице-Сергиева монасчтыря в 1608-1610-х гг. Известна с 1654 г. Существующее кирпичное здание строилось в 1810-х гг., освящено в 1820 г. В 1902 г. была пристроена крытая западная паперть. Престолы церкви: Обновления Храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего), первоверховных апостолов Петра и Павла. В советское время была закрыта, использовалась под производство. Ныне церковь полностью восстановлена и является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00094

Подольск. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в подмосковном Подольске известна с XVI века, когда село Подол на реке Пахре принадлежало Московскому Свято-Данилову монастырю. Польско-литовское разорение, не пощадившее большинство деревянных храмов Московской земли не тронуло монастырскую деревянную клетскую церковь с колокольней на реке Пахре. Писцовые книги начала XVII века (1627 г.) называют нам имя настоятеля Воскресенского храма священника Афанасия Петрова. Прошение о строении в селе Подол в вотчине московского Данилова монастыря каменного храма во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца относится ко времени императрицы Екатерины I, когда в июле 1728 г. настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обращается в Синодальный Казенный приказ за разрешением на старом церковном месте возвести вновь белокаменный храм. Строительство каменной церкви с приделом в трапезе и колокольни продолжалось более 40 лет: закончить строительство на средства монастыря помешал указ императрицы Екатерины Алексеевны о конфискации монастырских владений, в том числе и села Подол у Свято-Данилова монастыря, которое перешло во владение Государственной Коллегии Экономии. По замыслу императрицы при открытии Московской губернии в 1781 г. село Подол с прекрасным белокаменным храмом Обновления храма Воскресения Христова становится центром Подольского уезда. Сравнительно небольшой объем белокаменного храма с приделом Святителя Николая был расширен кирпичной пристройкой придела во имя Святой и Живоначальной Троицы. Обновленная церковь была освящена по благословению митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) в 1790 и 1798 гг., как сообщали надписи на св. антиминсах придельных храмов. Таким образом, церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами с южной и северной сторон становится соборным храмом города Подольска, а соборный настоятель – благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05117

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010