Х. Мат-лы для истории г. Пензы//Тр. Пензенской УАК. 1904. Кн. 2. Ч. 2; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 30-33; он же. Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Там же. С. 58-62; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 165; он же. Спасо-Преображенский мужской мон-рь//Там же. С. 168-169; Тюстин А. В. Кладбище пензенского Спасо-Преображенского муж. мон-ря: Пензенский некрополь. Пенза, 1999; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 461, 575; Дусавицкая В. А. Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 114-116; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003. С. 13, 14, 52-53, 112, 114, 115; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологич. аспект. Саранск, 2006; Белохвостиков Е. П. Городской некрополь: XIX в.- 1916 г. Пенза, 2007; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 3. С. 36-40; 6. С. 36-41; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь: 325 лет. Пенза, 2014; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007; Полосин Н. И. Организация правосл. духовного образования в Пензенской губ. в кон. 18 - сер. 19 вв.//Религия в истории нац. культур: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 149-156; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы: История пензенских улиц: Улица Троицкая. Пенза, 2012. С. 37-44; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Г. Аристова. М., 2018. Лит.: Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Набоков Н. Пензенское духовенство в первые дни рус. свободы//Пензенские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 9/10. С. 257-267; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 49, 110, 121, 153, 238-239, 294, 312, 340, 456, 500, 651; Цыпин. История РЦ; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Кн. 1: Ист. очерк. Пенза, 1999; он же. Покровский архиерейский собор: К 250-летию сооружения. Пенза, 2015; он же. Храмы Пензенской митрополии. Пенза, 2017. Ч. 1; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. РПЦ при Сталине и Хрущёве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Белохвостиков Е. П. Церковь без крестов: Гонения на Православие в г. Пензе//Пензенские ЕВ. 2002. 4. С. 55-79; он же. Гонения на Православие в Пензенской обл.: 1917-1963//Пензенский временник любителей старины. 2004. Вып. 14. С. 86-141; он же. Святые источники Пензенской земли. Пенза, 20073; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. По храмам Пензы. Пенза, 20122; он же. Тебе Единому жить: Свт. Иннокентий Пензенский и его эпоха. Пенза, 2019. Кн. 1-2; «Обновленческий» раскол; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений (1917-1941). Пенза, 2007; Лебедев М. А., прот. Очерки истории Пензенского края. Пенза, 2007; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церковное подполье в СССР. М., 2008; Зелёв С. В., Зелёв В. П. Святой старец Иоанн Оленевский и его время: Житие, история, фотомат-лы. Пенза, 2008; Рогозный П. Г. Церк. революция 1917 г.: (Высшее духовенство Рос. Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 140; Аристова К. Г. Обновленчество в Пензенской епархии в 1917-1923 гг.: Первые уроки сов. власти. Пенза, 2012; Богохранимый край/Ред.: игум. Нестор (Люберанский). М., 2013; Крапивин М. Ю. Всеволод Путята в контексте религ. политики органов ВЧК (1919-1920 гг.): Новые док-ты//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 247-311; он же. Всеволод Путята в контексте религ. политики органов ВЧК (1920-1921 гг.)//Там же. 3/4(31/32). С. 287-342; он же. Всеволод Путята в контексте религ. политики органов ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (1922-1936 гг.)//Там же. 2014. 1/2(33/34). С. 231-282; Головина А. Ф. Великая благотворительница. М., 2014; Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий: Архиеп. Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000). Пенза, 2015. Ч. 1; 2016. Ч. 2; Соколов А. В. Гос-во и правосл. Церковь в России в февр. 1917 - янв. 1918 гг. СПб., 2015; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. (МИЦ; 54); он же. Временный высший церк. совет и его роль в истории РПЦ: (1925-1945). М., 2018. (МИЦ; 59); Зелёв С. В., Аристова К. Г. Сщмч. Иоанн (Поммер): Пензенский период служения (1918-1921). Пенза, 2018.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Лит.: Маловский В., свящ. Игуменья Пензенского жен. мон-ря Надежда: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 22. С. 30-36; Дубасов И. И. Загадочная монахиня//ИВ. 1881. Т. 4. 3. С. 691-694; Киреев А. А. Белая монахиня в Пензе в нач. 1860-х гг.//РС. 1889. Т. 63. 7. С. 193-194; Мешков Г. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Сб. Пензенского губ. стат. комитета. 1893. Вып. 1. С. 1-4 (3-я паг.); Х[вощёв] А. [Л.] Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 10. С. 349-375; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; М. Игум. Рахиль, настоятельница Пензенского жен. мон-ря: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1909. Ч. неофиц. 6. С. 239-244; Артоболевский С. Таинственная старица: (Из архивных дел XIX в.)//Там же. 1910. 19. С. 752-772; То же//РС. 1910. Т. 141. 3. С. 665-679; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия//Пензенская правда: Газ. 1989. 3 нояб.; Тюстин А. [В.] «Пребывая в безмолвии…»//Мир людей: Газ. Пенза, 1997. 9 янв. С. 4; он же. Игуменьи//Точка зрения: Газ. Пенза, 1998. 12 авг. С. 4; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Дворжанский А. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1998. 3. С. 3-4, 6; 6. С. 37-47; 8. С. 61-67; он же. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Троицкий жен. мон-рь//Губ. город Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 64-68; То же//Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 160-162; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Рус. монастыри: Юж. часть Центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 127-143; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь. Пенза, 2015; Дусавицкая В. А. Троицкий жен. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 123-125; Белохвостиков Е. П. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 7. С. 33-40; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц: Ул. Троицкая. М., 2012. С. 153-178; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Логинова Т. В. Игумения Митрофания (Перетягина): Очерк. Пенза, 2015; Мешков Г. И. Записки о г. Пензе/Публ.: Е. Е. Жаринова//Пензенское краеведение. 2015. 4(16). С. 9-10, 12-14.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

сост. А.Попов VIII. Город Пенза и Пензенский уезд Губернский город Пенза лежит при впадении реки Пензы в Суру и находится под 53° 11 сев. шир. и 62° 42 вост. долг. Расстояние от С.-Петербурга – 1276 вер., от Москвы – 667 вер. и от соседних городов: от Мокшана – 40, от Городища – 48, от Нижнего Ломова – 103 и от Чембара – 116 вер. В 1666 г. на месте города Пензы, на левом берегу Суры, при устье реки Пензы, т. е. в нынешней Черкасской слободе, находился острог, или крепостца; с названного же года, по повелению царя Алексея Михайловича, начал строиться город Пенза. С 1708 г. Пенза была уездным городом Казанской губернии, в 1719 г. сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1780 г. – губернским городом вновь учрежденного Пензенского наместничества. В 1797 г. Пензенская губерния была упразднена, и Пенза сделалась уездным городом вновь учрежденной Саратовской губернии; в 1801 г. Пензенская губерния восстановлена, после чего Пенза снова сделалась губернским городом. Пространство города равняется 896 десят. По статистическим данным в Пензе числится жителей: мужского пола 21.944, женского пола 24.940, обоего пола 46.884 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 45.413, римско-католиков 778, лютеран 321, евреев 284, магометан 78. В городе считается церквей: при архиерейском доме 2, кафедральный собор 1, приходских 10, придельных 4, домовых 11, кладбищенских 3, часовен и молитвенных домов 4, церквей при монастырях 7. В числе церквей – каменных 34, деревянных 4. Учебные заведения Пензы: духовная семинария 1, мужских духовных училищ 2, женское епархиальное училище 1, церковно-приходских школ в городе 5, школ грамоты 1, городских начальных народных училищ – мужских 6, женских 4. Кроме того, гимназий мужских 2, женская гимназия 1, женская прогимназия 1, учительская семинария 1, реальное училище 1, училище землемерное 1, училище садоводства 1, железнодорожное техническое 1, уездное училище 1, музыкальная школа 1, ремесленных школ 2, фельдшерская школа 1, школа сельских повитух 1, воскресных школ 2, частных школ приготовительных 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Пензенского и Саратовского. СПб., 1845. Ч. 1. С. I-XXXII; Троицкий Д. И. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский: Очерк жизни его и деятельности. Пенза, 1882; Жмакин В. И., прот. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк//ХЧ. 1884. Ч. 1-2; 1885. Ч. 2 (переизд.: СПб., 1885); он же. Обличитель масонства: Жизнеописание свт. Иннокентия Пензенского. М., 2006; Иннокентий, еп. Пензенский// Поселянин Е. Русские подвижники 19 в. СПб., 1910. С. 28-40; Бриллиантов А. И. Преосв. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк. СПб., 1912; [Фотий (Спасский), архим.] Сказание о житии и подвигах блж. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 г. окт. 10 дня. Пенза, 1912; Талин В. Епископ-подвижник (к 135-летней годовщине со дня блаженной кончины Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского)//ЖМП. 1954. 11. С. 15-19; Феодосий [(Погорский)], архиеп. Ивановский и Кинешемский. Преосв. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский//ЖМП. 1969. 10. С. 66-72; Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 36-48; он же. Житие свт. Иннокентия, Пензенского Чудотворца. Пенза, 2000; он же. Свт. Иннокентий, первый святой Пензенской земли. Пенза, 2001; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители Земли русской: Биогр. очерки саратовских архиереев (1799-1832). Саратов, 2000. С. 141-190; Жизнеописание преосв. Иннокентия, еп. Пензенского//«Живите достойно неба»: Житие. Слова. М., 2002. С. 3-31; Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский/Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв Иконография Свт. Иннокентий, еп. Пензенский. Икона. Ок. 2000 г. (Успенский собор г. Пензы) Свт. Иннокентий, еп. Пензенский. Икона. Ок. 2000 г. (Успенский собор г. Пензы) В собрании НКПИКЗ хранится поясной портрет И. 1-й четв. XIX в., поступивший в 20-х гг. XX в. из Златоверхого Михайловского мон-ря в Киеве.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Первая пятница – 6-й день марта, в которую Адам нарушил заповедь Божию и был изгнан из рая. Вторая пятница – перед праздником Благовещения, в которую Каин из зависти убил Авеля, брата своего, это был первый покойник на земле. Третья пятницаСтрастная, в которую в девятый час дня предал себя на распятие Христос, Бог наш, по обетованию, чтобы спасти заблудших. Четвертая пятница – перед праздником Вознесения Господня, в которую затоплены были в один день Содом и Гоморра и другие три города. Пятая пятница – перед днем Сошествия Святого Духа 171 , в которую агаряне захватили в плен многие земли и изгнали (жителей) их на остров Крит, и если они верблюжье мясо, пили козью кровь, и там на острове расплодились. Шестая пятница перед мясопустом 172 , в которую был захвачен во 2-й час Иерусалим халдеями во времена Иеремии пророка, и великое пленение; тогда стоял Иерусалим (пуст) 73 года. Тогда иерусалимляне сидели на реке вавилонской и плакали, развесив свои органы 173 . Тогда попросили пленившие их: «Спойте нам сионские песни сынов израилевых». Они же сказали: «Не будем мы песни петь (сейчас) и потом, пока не поселимся на земле своей». И поэтому латиняне поют «аллилуйя», а не «Слава Отцу и Сыну» за воскресенье до нашего мясопуста, и до Великой Субботы, и тех дней 70 и 3. Еще же бывает пятница во 2-ю (неделю) июля, тоже переменная. Седьмая пятница – перед Петровым днем 174 , в которую Господь руками Моисея и Аарона послал на землю египтян десять казней, превратил их реки в кровь в 5-й час дня 175 . Восьмая пятница – перед праздником Успения святой Богородицы 176 , в которую появились над морем крылатые измаильтяне и захватили в плен множество народов и стран, владели (ими) до (границ) Великого Рима и западной страны 70 и 3 года, рассеялись они по лицу всей земли по повелению Божию. Девятая пятница – перед днем Усекновения главы Иоанна Предтечи 177 , в которую убил Ирод Предтечу в 10-й час дня. Десятая пятница – после праздника Воздвижения честного креста 178 , в которую Моисей разделил жезлом море и провел (по нему) израильтян, а врагов его море покрыло в первый час дня, тоже переменная (пятница). Одиннадцатая пятница – перед днем апостола Андрея 179 , которая ознаменована киотом пророка Иеремии 180 , взятым ангелом из врат и поставленным между двумя столпами горными в девятый час дня, и его покрывает огненное облако до второго пришествия. Двенадцатая пятница – после Рождества Христова, в которую царь Ирод избил младенцев, тоже переменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страстн а я седьмица... Изрядно крестьянских обычаев и обрядов породила Страстн а я седмица Великого Поста, согласно евангельским событиям предшествующая Воскресению Христову. Со дня Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) крестьяне ставили освященную вербу на божницу, вербой же ласково били друг друга и выгоняли скот со двора, вербные пушинки крошили в семенное зерно, - и все сие творили в память о том, как Иисус Христос, сидючи на осляти, въезжал в Иерусалим, и восторженные иудеи устилали дорогу ветвями пальмы, что на Святой Руси обратилась в пушистую вербу. Увы, те же иудеи, уже не восторженные, озлобленные, вопили, глядя на поруганного Иисуса Христа: «Распни!..» Но вернемся к Страстн о й седмице Великого поста... В чистый четверг в память о Тайной вечере в обрядовом ходу была четверговая соль, ибо «омочивый на тайной вечери руку в солило, в знак предстоящего отступничества и предательства, вызвал обычай очищать ту соль, которая некогда была осквернена прикосновением нечистых рук нечестивого Иуды. Пережженную, сероватого и черного вида соль перемешивают с квасной гущей, кладут в старый лапоть и бросают в огонь. Пережженную соль столкут, просеют и затем считают настолько чистою и священною, что приписывают ей даже целебную силу, помогающую как людям, так и скоту. Эта соль считается в особенности пригодной для того, чтобы присолить ею первые освященные после заутрени пасхальные яйца. (...) В воспоминании о преломлении хлеба каждый крестьянин подаёт в церкви заздравную просфору, по силе своей равнозначную с благовещенской. В иных местах этой просфоре (в Александровском уезде Владимирской губ.) приписывается иное значение, так как крестьяне верят, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собираются и хранятся как святыня, пригодная и полезная к употреблению во время болезни.» (С. Максимов). А в Приангарье «накануне Великого четверга, как лечь спать, хозяйка дома ставит на стол в «переднем углу» ковригу (хлеб) и соль, а под стол - пепел и смолу; соль и хлеб как воспоминание о «вечерней трапезе» Христа с Его учениками и предательстве Иуды; смола - как указание на смоляные факелы, с которыми искали Христа в Гефсиманском саду; значение пепла не удалось выяснить (Ангара). Перечисленные вещества получают название «четверговых» («четвергова соль» и т. д.) и применяются в сибирской народной медицине и ветеринарии... (...) Восставши на следующий день до солнца, «четверговой смолой» мажут «хресты» на дверях изб и скотских «клевов» (хлевов), чтобы колдуны и колдуницы не могли войти; «смоляны хресты» мажут на детишках, на коровах и овцах - во избавление от «порчи», чар «волхиток»...» (А. Макаренко).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

Ист.: Опись церквей и ризниц/ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2710; Паспорт памятника истории и культуры СССР: Часовня-мемориал в Аргамаково/Госинспекция по охране памятников истории и культуры [сост. арх. Федотова М. И.]. Пенза, 1979; Паспорт на Троицкий-Сканов мон-рь в г. Наровчат, Наровчатского р-на, Пензенской обл. Пенза, 1985. Лит.: Церкви, причты и приходы Пензенской епархии/Сост.: А. Попов. Пенза, 1896; Архив кн. Ф. А. Куракина. Саратов, 1899. Т. 10. С. 90; Евпсихий, архим. Ист.-стат. описание Нижне-Ломовского Казанского 2-классного муж. мон-ря. Ниж. Ломов, 1911. С. 10-12; Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях»/Изд. Св. Синода. М., 1911. С. 3, 50; Дьяконов М. В. К биогр. слов. моск. зодчих XVIII-XIX вв. (извлечения из архивов)//Рус. город. М., 1982. Вып. 5. С. 195; Градостроительство Моск. гос-ва XVI-XVII вв./Общ. ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1994; Клименко Ю. Г. Творчество архит. Н. Леграна (1738/41 - 1791): Дис. М., 2000. С. 253; Оя Я. В. Архитектура храмов Пензенской губ. в XVIII - 1-й пол. XIX в.: Дис. М., 2000; Кириченко Е. И. Образцовые проекты храмов// Кириченко Е. И., Нащокина М. В. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2001; Шмельков В. П. Село Владыкино//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 91; Дворжанский А. И. Постройки А. Е. Эренберга в Пензенской губ.//Пензенский временник любителей старины. 2004. Вып. 13. С. 37-43; Чекмарев А. В. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконогр. образец//Архитектура в истории рус. культуры. М., 2007. Вып. 7. С. 317-362; Белохвостиков Е. П. Архитекторы старой Пензы. Пенза, 2009; Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке: Прототипы и повторения//Архит. наследство. М., 2009. Вып. 51. С. 228-251; Пензенский край в истории и культуре России/Ред.: О. А. Сухова. Пенза, 2014; Калитин В. А. Нормальные и детальные чертежи проектов сельских церквей архит. И. И. Свиязева и образцовые проекты иконостасов к ним архит.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

М., 2004; Фёдоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. М., 20012; Белорыбкин Г. Н. Золотаревское поселение. СПб., 2001; он же. Зап. Поволжье в ср. века. Пенза, 2003; Справ. по адм.-терр. делению Пензенского края (1663-1991 гг.). Пенза, 2003; Ставицкий В. В., Хреков А. А. Неолит - ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья. Саратов, 2003; Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004; Археология Мордовского края. Саранск, 2008; Егоров В. Л. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 20082; Саляев Е. И. Освоение «Дикого поля». Пенза, 2009; Халиков А. Х. Основы этногенеза народов Ср. Поволжья и Приуралья. Каз., 2011; Белоусов С. В. Пензенская губ. в эпоху Отечественной войны 1812 г.: Хроника событий. Пенза, 2012; Белоусов С. В., Власов В. А., Волков В. Г., Сухова О. А. Пензенский край в истории и культуре России. Пенза, 2014; Долина древней мордвы. Ижевск, 2016. С. В. Кузьминых, Е. И. Саляев , А. В. Тюстин П. о. входит в Поволжский экономический р-н, является индустриально-аграрным регионом РФ. Объем промышленной продукции по стоимости примерно в 3 раза превышает объем сельскохозяйственной продукции (2012). На долю П. о. приходится значительный объем российского производства тракторных сеялок, сахара-песка, нек-рых видов фармацевтической продукции. Религия Большинство верующих в П. о.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ на 13 мая 2019 г., в П. о. зарегистрированы 557 религ. орг-ций, из к-рых 425 представляют РПЦ (входят в Пензенскую митрополию ). Также действуют 5 общин старообрядцев, 1 - католиков, 27 - протестантов, 96 орг-ций мусульман, 1 - община иудеев, 1 - адептов международного об-ва «Сознание Кришны» , 1 - бахаистов. Русская Православная Церковь Первые свидетельства существования христиан на территории совр. Пензенского края относятся к домонг. периоду. В городищах, селищах, могильниках XI-XIII вв. археологи находят крестики, ладанки, мощевики с христ. символикой (Золотарёвское, Юловское, Фелицатовское городища и др.).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010