поиск:   разделы   рассылка Арсений Загуляев Архитектура храмов: новый аскетизм " Многие уверены, что древнерусская архитектура храмов неприкосновенна. К ней относятся, как к пин-коду: введем правильный код, будет Литургия " Источник:  Нескучный сад Во время конференции " Богословие образа, литургические искусства и новые технологии " , состоявшейся 29 сентября в культурном центре " Покровские ворота " , завязалась оживленная дискуссия на тему, каким должен быть храм будущего. Несколько участников предложили как альтернативу " тиражированию в сто первый раз церкви Покрова на Нерли " , сусальному золоту и грубым мозаикам храмы с минимальной отделкой и максимальной выразительностью форм и образов. Открывая конференцию, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин с горечью заметил: " Строятся тысячи храмов, но никакого обобщения опыта не произошло. Если мы говорим и об архитектуре, и о церковных искусствах в целом – мы не перешагнули рубеж XXI века. Мы находимся в прошлом, может быть, немножко осознаем настоящее, но, безусловно, не видим будущего " . Между тем, к примеру, лицо церковной Москвы уже через 5-10 лет радикально изменится вследствие строительства 200 храмов по специализированной программе. " Самосознание москвичей будет во многом связано с тем, как будут вписаны храмы в спальных районах " , – напомнил Чапнин. По мнению ряда участников конференции, новым словом в архитектуре храмов должно стать широкое использование природные материалов и света, смелость архитектора, не боящегося резкости, даже нарочитой грубости форм, которая призвана стать свидетельством нового аскетизма, идущего на смене увлечению пышными формами, характерному для перового времени восстановления церковной жизни. Так священник Константин Камышанов, архитектор по образованию, отмечает: " Многие уверены, что древнерусская архитектура храмов неприкосновенна. К ней относятся, как к пин-коду: введем правильный код, будет Литургия " . Он полагает, что сегодня в храм приходит много народа и традиционное решение пространства – четверик и трапезная – становится неудобным: не все прихожане видят богослужение, в праздничные дни молящиеся стоят плотной стеной и невольно слышат исповедь, в храме бывает душно.

http://religare.ru/2_97076.html

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: На критику Церкви следует отвечать добром Источник: Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви)      19 февраля у православных верующих начнется Великий Пост. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказал " Интерфаксу " , как подготовиться к этому событию, чтобы радостной душой встретить праздник Пасхи. Он также поделился мыслями о нехватке храмов в спальных районах северной столицы, работе с молодежью и как, по его мнению, стоит отвечать на критику Русской Православной Церкви. - Владыка, в своих интервью Вы отмечали, что в России не хватает храмов. Как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге? Хватает ли приходов? Планируется ли создание новых? - Этот вопрос действительно важен. Нам следует помнить, что строительство храмов - это не только восстановление исторической справедливости или создание новой архитектурной доминанты, это потребность большого числа верующих людей. Храм, при всей его широкой функциональности, огромном культурном значении, в первую очередь, является домом Божиим, который соединяет земное и небесное, а для человека является местом молитвенного общения с Творцом. На протяжении последних тридцати лет было построено большое количество храмов, открыто множество приходов, однако то, что было утеряно и разрушено в советское время, не так просто восстановить. Особенно это сказывается на новых, так называемых спальных районах, где градостроительная политика прошлого периода истории не подразумевала возведение церквей. Санкт-Петербург в этом вопросе не исключение, а скорее правило. Приходы регистрируются, однако далеко не всегда выделяются земельные участки, возникают задержки в оформлении, которые могут тянуться несколько лет. Надо понимать, что инициатива открытия храма зачастую исходит от местных жителей, которые хотят рядом со своим домом видеть дом Божий, постоянно участвовать в богослужениях, таинствах, общаться со священнослужителями - это особенно актуально для людей пожилого возраста, которым тяжело добираться до храмов, располагающихся в центре города.

http://pravoslavie.ru/110778.html

Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Семена Спиридонова Холмогорца Основание и освящение христианских храмов издревле восприниматось как великое деяние, имеющее сокровенный смысл и знаменующсе победу религии. Под видом храма видимого материального создатели величественного церковного обряда подразумевали Церковь невидимую во главе со Спасителем, собрание верных ее членов. Торжественный обряд освящения на основание храма, предусматривающий несколько этапов священнодействия, заключался совершением ектении. В смутные времена этой части чина уделялось особое внимание. Кратко упоминая о проведении литургии, ярославские митрополиты XVII в. в своих письменных указаниях подробно перечисляли тех, для кого следует просить высшей милости. 972 Обстоятельствам, сопутствующим созданию храма, где с очевидностью проявлялось небесное покровительство новой церкви, ее донаторам, священникам, городу, всему государству, придавалось огромное значение, поскольку «просительные» мотивы обряда и явленные деяния служили выражением идеи устремления мира к Богу и обращенности Бога к миру. Чудесные истории церквей не только скрупулезно описывались в летописях и сказаниях 973 , они находили отражение практически во всех видах религиозной культуры – в установлении специальных празднеств, освящении престолов, иконографических программах иконостасов и отдельных памятников. В наше время иконографические программы нередко становятся единственными свидетельствами. Целью данной работы является попытка установить некоторые события периода освящения знаменитых ярославских храмов – Иоанна Златоуста в Коровниках и Николы Мокрого (чьи архивы практически не сохранились) – путем изучения особенностей иконографических программ двух икон, исполненных для них холмогорским иконописцем Семеном Спиридоновым (1642–1694/95). Предлагаемые к изучению иконы играли важную роль при совершении литургии, поскольку занимали в местном ряду иконостасов ближайшие к царским воротам «места»: икона «Спас Вседержитель на Престоле, с Марфой и Марией в двадцати восьми клеймах» – первое «место» справа; икона «Богоматерь Одигитрия на Престоле, в сорока клеймах» (в другой церкви) – также первое «место», но с левой стороны. 974 При этом важно, что они были написаны к повторному освящению храмов после перестройки церковных иконостасов 975 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Накануне Великого поста митрополит Варсонофий дал интервью ИА " Интерфакс-Северо-Запад " февраля 2018 У православных верующих 19 февраля начнется Великий пост.  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  рассказал " Интерфаксу " , как подготовиться к этому событию, чтобы радостной душой встретить праздник Пасхи. Он также поделился мыслями о нехватке храмов в спальных районах северной столицы, работе с молодежью и как, по его мнению, стоит отвечать на критику РПЦ. - Владыка, в своих интервью Вы отмечали, что в России не хватает храмов. Как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге? Хватает ли приходов? Планируется ли создание новых? - Этот вопрос действительно важен. Нам следует помнить, что строительство храмов - это не только восстановление исторической справедливости или создание новой архитектурной доминанты, это потребность большого числа верующих людей. Храм, при всей его широкой функциональности, огромном культурном значении, в первую очередь, является домом Божиим, который соединяет земное и небесное, а для человека является местом молитвенного общения с Творцом. На протяжении последних тридцати лет было построено большое количество храмов, открыто множество приходов, однако то, что было утеряно и разрушено в советское время, не так просто восстановить. Особенно это сказывается на новых, так называемых спальных районах, где градостроительная политика прошлого периода истории не подразумевала возведение церквей. Санкт-Петербург в этом вопросе не исключение, а скорее правило. Приходы регистрируются, однако далеко не всегда выделяются земельные участки, возникают задержки в оформлении, которые могут тянуться несколько лет. Надо понимать, что инициатива открытия храма зачастую исходит от местных жителей, которые хотят рядом со своим домом видеть дом Божий, постоянно участвовать в богослужениях, таинствах, общаться со священнослужителями - это особенно актуально для людей пожилого возраста, которым тяжело добираться до храмов, располагающихся в центре города.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

поиск:   разделы   рассылка Александр Закатов – директор Канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировн Удастся ли задушить проект царского храма в Москве? " На богослужениях в церковные праздники даже в центре Москвы, где храмов сохранилось больше, тесно и душно " Первый за всю постсоветскую эпоху царский храм в Москве должен быть заложен в войковском районе. Но его проект подвергается ожесточенным информационным атакам со стороны радикал-атеистов – антиклерикалов и коммунистов из РКРП. Через 12 лет после канонизации царской семьи этот факт нельзя назвать иначе как позором для Москвы. Вот что сказал на этому тему порталу " Religare " директор Канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны Александр Николаевич Закатов. – Задуманный храм на Войковской – это первый царский храм в Москве. Почему, на Ваш взгляд, до сих пор ни одного царского храма в Москве не было? – Я не стал бы в данном случае использовать словосочетание " царский храм " . Царскими можно называть дворцовые домовые храмы или церкви, построенные для всеобщего посещения, но на личные средства того или иного монарха. Если же храм строится в честь того или иного прославленного в лике святых государя, то всё равно это храм народный. В Москве есть ряд храмов, освященных в честь святых монархов – св. Владимира Равноапостольного, св. благоверного Александра Невского, свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, св. благоверного Димитрия Донского. Есть Данилов монастырь, носящий имя св. благоверного князя Даниила Московского. Есть домовый храм св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Но храмов во имя святых Царственных страстотерпцев пока нет. Хотя их почитание распространено весьма широко, и в каждом храме есть их иконы. По моему глубокому убеждению, не стоит делать из посвящения храмов святым Царственным страстотерпцам что-то экстраординарное. Они такие же святые, как и другие прославленные Церковью подвижники, мученики и праведники, и сооружение храмов в их честь – дело абсолютно естественное и традиционное.

http://religare.ru/2_97590.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Предстоящее 250-летие преподобного Серафима Саровского станет общенациональным праздником 19.03.2004 463 Время на чтение 6 минут Владыка, в Нижнем Новгороде при участии регионального правительства и представительства президента в ПФО реализуется проект " Ильинская слобода " , предусматривающий восстановление храмов в исторической части города. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. За последнее десятилетие усилиями покойных митрополита Николая и митрополита Евгения сделано очень много в части возрождения храмов Нижегородской епархии. Когда я приехал в Нижегородскую область, то увидел такое количество разрушенных святынь, что трудов хватит не на один век человека. Вызывает страдание видеть то, из каких руин, из какого запустения мы возрождали храмы и обители. Служение Русской православной церкви и Нижегородской епархии направлены лишь на одно - на духовное возрождение человека. Поэтому и не ставится сама цель возрождения храмов без духовной жизни. Если мы будем идти по этому пути, мы очень скоро превратимся в бездушную религию, а православная церковь является живой, действенной, возрождающей. Поэтому возрождение храмов является существенной вехой в возрождении духовной жизни и человека и народа. У нас складываются очень хорошие отношения с администрацией губернатора Нижегородской области, с губернатором, с мэром, с полномочным представителем президента РФ Сергеем Кириенко. Последний пример этого - реализация проекта " Ильинская слобода " . Проект предусматривает, в том числе, восстановление нескольких святынь - церкви Вознесения, Сергиевской церкви, церкви Успения Божьей Матери, церкви Жен-Мироносец, храма Иоанна Предтечи. Всего называется 104 объекта, которые будут восстанавливаться, но к епархии относится только 10 из них. С начала года уже немало сделано, например, на церкви Вознесения появились колокола, которых не было на ней более 60 лет. После необходимых преобразований территория в районе Ильинской горы может стать местом работы паломнических центров и туризма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Среди оригинальных явлений Русской религиозной жизни выдающееся и едва ли не первое место занимает отношение Русского народа к основному христианскому догмату – Св. Троице. В недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Церковный устав не знает храмов, которые носили бы имя Триединого Бога. Всё это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и всё свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным Богом святым, или же воспоминаниям замечательных событий из Священной и Церковной истории. Между тем Русский народ, независимо от высших богословских соображений и церковных уставов, но с глубоким смыслом выбрал один день в году для нарочитого прославления Св. Троицы, именно – день Пятидесятницы. Этот праздник всюду на Руси известен под именем Троицына дня, и лишь немногие, знакомые с богослужебными книгами, знают, что св. Церковь воспоминает в этот день событие Сошествия Св. Духа на Апостолов и этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Собственно же для Троицына дня нет ни тропаря и кондака, ни паремий, ни канона, ни Апостола и Евангелия, и даже во всём богослужении этого дня о Троице особо напоминает лишь одна стихира «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». Между тем с давних пор на Руси построено и множество храмов, носящих имя Св. Троицы. Этим созданием Троицких храмов чествование Св. Троицы уже перестаёт быть чисто народным: оно освящается авторитетом Церкви и делается церковным. Явление замечательное! Невольно подымается вопрос: как это всё произошло? Давно ли и кто именно содействовал такому переходу праздника из народного в церковный? Всякий православный Русский человек легко и правильно ответит на эти вопросы. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и Преп. Сергия. «Троице-Сергий» и «Сергие-Троица» стали для нас однозначащим собственным названием Лавры Преподобного. В ожидании Троицына дня мы невольно мыслью переносимся в эту святую обитель, вместе с нею своим чувством переживаем её торжества и этот праздник признаём собственным лаврским праздником. Эта тесная связь даёт верную нить для решения поставленных вопросов. Но чтобы показать самостоятельное Русское начало празднования Св. Троицы, необходимо заглянуть в историю. Не было ли Троицких храмов и Троицкого праздника ещё раньше на востоке или на западе, и если были, то почему должно признать Русские Троицкие храмы и Русский Троицын день независимыми от них, самостоятельными?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг. 17.05.2013 822 Время на чтение 44 минут В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30-40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы - закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. В результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинг рада был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов - в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Успенская и Преображенская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ивановская обл, Лухский р-н, с. Порздни Координаты: 57.004635, 42.548773 Проезд:От Луха около 20 км, от Пучежа около 40 км. От Пучежа участок дороги от Гари до Макаровского - плохая грунтовка, сложная даже в сухую погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1751 г. Имеет приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1763 г. Существовала ограда, сохранились ворота и часовня, входящие в ансамбль. Рядом стоящая Преображенская церковь (с колокольней и каменной оградой) построена в 1768 г. на средства князя Петра Григорьевича Вяземского. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, имела престолы: во славу Пресвятой Троицы, Преображения Господня, и в честь Божьей Матери, празднования её Благовещенья. Часть села Порздни в 1830-1840 гг. принадлежала Дмитрию Бутурлину, кузену А.С. Пушкина, прототипу Евгения Онегина. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображениясер. 18 - сер. 19 в.; рубеж 19-20 вв. Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.

http://sobory.ru/article/?object=06043

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010