Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: " Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа " . С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским , память 12 февраля). Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители. В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок». В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла. Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Хот...

За богослужением пел хор Хотьковского монастыря, регент — монахиня Иннокентия (Мноян). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл, после чего новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение. От лица насельниц и прихожан обители Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала игумения Олимпиада, которая преподнесла Его Святейшеству икону Покрова Пресвятой Богородицы, написанную сестрами монастыря. Предстоятеля Русской Церкви приветствовали также воспитанницы монастырского приюта. Затем к участникам богослужения с Первосвятительским словом  обратился  Святейший Патриарх Кирилл. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Боголюбская». Во внимание к многолетним трудам по восстановлению Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове и в связи с отмечаемыми знаменательными датами в жизни обители Предстоятель Русской Церкви удостоил игумению Олимпиаду ордена святой равноапостольной княгини Ольги II степени. Святейший Владыка также вручил Патриаршие награды ряду благотворителей, участвовавших в возрождении Никольского собора. В заключение Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский собор монастыря, где совершил славление у раки с честными мощами преподобных Кирилла и Марии и молитвенно поклонился святыне. Собор в честь святителя Николая Чудотворца, рассчитанный на 3 тысячи молящихся, был построен в Хотьковской обители в течение пяти лет и освящен в сентябре 1904 года. Автор проекта — архитектор Троице-Сергиевой лавры А.А. Латков. Собор имеет три придела: центральный — в честь святителя Николая Чудотворца; правый — в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла; левый посвящен празднику Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В 1932 году храм закрыли, пятиглавый собор лишился всех куполов и внутреннего убранства. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви состоялось в 1990 году. Работы по возрождению храма велись под руководством архитектора-реставратора Н.А. Быковской. В трех приделах установлены иконостасы из белого мрамора по проекту преподавателя Иконописной школы при Московской духовной академии А.Н. Солдатова.

http://patriarchia.ru/db/text/2521583.ht...

Необычна исторически сложившаяся продольно-осевая планировка комплекса с центральной улицей, до середины XIX в, служившей паломникам отрезком дороги " к Троице " . В XVIII в. улица, в соответствии с особножительным монастырским уставом, была сплошь застроена небольшими деревянными домиками келий. Впоследствии, с изменением устава, разделена колокольней на жилую и парадную части с разбивкой соборной площади. Существующая структура следует старой схеме. Покровский Хотьковский монастырь, 3 класса.в 10 верстах от Свято-Троицкой лавры, при железнодорожной станции Хотьково. Основан не позднее первой четверти XIV века. Здесь скончались ( в 1337 году) и погребены праведные Кирилл и Мария — родители пр.Сергия Радонежского, принявшие здесь иночество; при их гробницах поются для богомольцев панихиды. В соборном храме, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, находится свято чтимая икона Богоматери — Толгская, принадлежавшая прежде царице Параскеве Федоровне; драгоценный урбус на эту икону пожертвован императрицей Анной Иоанновной. Здесь же замечательна старинного письма икона Знамения Божией Матери; на этой святой иконе у ног Богомладенца, изображенной во весь рост, начертана гробница Кирилла и Марии, а по сторонам гробницы их дети — Варфоломей (преподобный Сергий), Стефан и Петр, и супруги последних — Анна и Екатерина. При монастыре школа, иконописная мастерская, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Хотьковский Покровский монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нём чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV века, а прославили его родители великого русского святого Сергия Радонежского - ростовские бояре Кирилл и Мария. Точное первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. Известно, что Покровский Хотьковский монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось " Хотково " или " Хотков " , в его основе лежит древнеславянское мужское имя " Хот " . Хотков, - так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого и возник Покровский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00076

преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован, однако до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории монастыря, составляя рукодельную артель. В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. им грозило осквернение или уничтожение. Они помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря. Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовал в этом событии, запомнили место погребения. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых. В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи. В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы. В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

http://pravicon.com/info-2874

После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда ещё Ивана IV. Летом 1544 года 14-летний царь посетил Свято-Троицкую обитель и там, на месте распорядился передать Покровский монастырь под её управления. То есть хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России. Есть сведения, что сразу после этого на месте старой Покровской церкви построили новую - шатрового типа. А по прошествии трёх десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, тёплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое её разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной. В годы Великой Смуты окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. " ...Ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей " , - читаем мы в документе, датированном 1614 годом. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц. Новый этап в жизни обители начинается в 1644 году, когда некий стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Денег хватило, чтобы заплатить архитектору и каменщикам, а также приобрести стройматериалы. Стольник также оплатил роспись храма, приобретение икон и украшений, прочей церковной утвари. Все работы были завершены за четыре года. Уже в 1648-м, читаем мы во вкладной книге, " в троицком Хотьковском монастыре над чюдотворцовыми Сергиевыми родительми воздвигнута каменная шатровая церковь во имя Покрова Пресвятеи Богородицы, да 2 придела - великого чюдотворца Николы да чюдотворца Сергия. У церкви же колокольня каменная, на церквах главы и кресты паяны немецким железом " . После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у её основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии.

http://sobory.ru/article/?object=00081

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых. В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы. В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи. Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих ( имена ). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/prepodobnye-kirill-i-m...

«Преставление святых Кирилла и Марии» khotkovmonastery.ru Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже b XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры. Разоренный Покровский собор, XX век khotkovmonastery.ru В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря) khotkovmonastery.ru В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы. Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотьковского монастыря khotkovmonastery.ru В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

http://foma.ru/prepodobnyie-kirill-i-mar...

Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе. После ликвидации монастыря в безбожные времена XX века рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские, разрешили верующим забрать мощи и даже сами помогли вскрыть пол храма и вынести останки. Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе – место помнили только непосредственные участники этих событий.    Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых. В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей. Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XXI в. Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы после безбожных времен открылся в 1992 году. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось и общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского Преподобные Кирилл и Мария с тропарем О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravoslavie.ru/72399.html

Здания Хотькова монастыря, существующего пять веков с половиною, не сохранили на себе отпечатка древности. Древле существовал один деревянный храм в честь Покрова Богоматери, и уже в 1648 году на место его построена каменная церковь тщанием и иждивением думного дворянина Василия Федоровича Янова, того самого, который в 1672 году на свое иждивение обил серебром иконостас в Троицком Лаврском соборе 23 . Антиминс в новый собор Покрова дан в 1670 году, как видно из надписи па нем: «1670 года при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой и белой России и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, положен в церковь Пресвятой Богородицы Покрова Хотьковского монастыря при Архимандрите Феодосии». В то же время в алтаре новой соборной церкви, на правой стороне, устроен придел во имя Пр. Сергия; антиминс, бывший в сем храме, поступил из Успенского Лаврского собора и имел следующую надпись: «осветился алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церкви Св. Великомученика Георгия лета от создания мира 7165, индикта 4, а от воплощения Божия слова 1658 году, апреля в 23-й день, при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой России и при великом государе святейшем Пиконе Патриархе Московском и всея великой и малой России. Положен быть сей антиминс в церкви Пречистая Богородицы честного и славного Ея Успения в Сергиеве монастыре 24 ». Другой придел на левой стороне алтаря во имя Святителя Алексия устроен уже в нынешнем столетии. Собор Покрова был увенчан тремя главами, и крыша на нем была тесовая 25 . В 1811 году он был разобран до основания и на его месте воздвигнут новый храм в большем размере старанием игуменьи Евпраксии. Он был окончен в 1816 году, и 9-го Июля освящен Августином Архиепископом Московским. В 1857 году в соборе возобновлена живопись и устроен новый позлащенный иконостас старанием игуменьи Евпраксии. Из священных предметов, находящихся в соборном храме, достойны примечания:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010