Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских) . К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов. 27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии ; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия . Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО " Мирный " . А. и Х. е. в кон. XVII - нач. XX в. Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 февраля 2006 г. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

I глава В 1682 году, главным образом в целях противодействия усиливавшемуся на севере расколу, была открыта холмогорская епархия. Первый холмогорский архиепископ Афанасий, ревностный борец против раскола, не ограничивался в борьбе с ним одними только внешними мерами, но заботился по мере возможности и о возвышении умственного и нравственного уровня своей паствы, чтобы сделать последнюю менее восприимчивой к проповеди раскола 1 . При этом он обратил особенное внимание на приходское духовенство, в котором ему хотелось видеть учителей народных. Но духовенство выходило из среды того же народа и мало чем от него отличалось. Оно было только грамотным, но почти так же невежественным в истинах христианской веры, как и простая народная масса. Между священниками встречались лица, не знавшие даже как надо совершать богослужение, не говоря уже о прочем. «А литургии Божии, – доносил преосвященному один десятский священник про своего подчиненного, – он, священник Иван, служить не умеет, младенцев крещает без мира и без масла, и в том, что ты, преосвященный архиепископ, укажешь» 2 . В нравственном отношении духовенство стояло тоже не выше своих прихожан. Пьянство, этот общераспространенный порок русской жизни, господствовало среди него в полной мере. «Ведомо тебе, Государю, буди, – писал архиерейскому казначею Авксентию тот же десятский священник, слова которого мы привели выше (Кеврольский Петр Игнатьев), – по указу преосвящ. архиепископа и по памяти велено мне... смотрить тоя-ж церкви (т. е. Кеврольской) над священником Васильем Антониевым, чтоб не пил и не бражничал и церковную службу хранил. И я нищей пособить ничего не могу; и естли ваша милость не накажет и не смирит, и он сам себе пособить не может, а мне выслать его невозможно ради свойства. Да нашего десятка... Воскресенской церкви священник Трофим Кирилов бражничает на кабаке по многия времена, и церковь Божия без пения бывает, а смирить мне без указу невозможно» 3 . Такую жизнь проводили священники. Конечно, не лучше их были и церковнослужители – дьячки и пономари. «Живет он... у церкви, – говорится в современном памятнике про одного дьячка, – и всегда пребывает в безвременном пьянстве, и проклятую табаку пьет-же...» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Дополнения ко второму тому К 51 стр. примеч. Местом пребывания азовского архиерея назначался азовский Донецкий монастырь (Акты Донец. мон. Воронежская Старина... IV, стр. 248). К 55 стр. I примеч. Об епархиальной зависимости донских казаков см. также: П. В. Никольский . Монашество на Дону. Воронеж, 1909 г., стр. 11. К 100 стр. примеч. I -е. Монастыри Холмогорской епархии в конце XVII и нач. XVIII в. названы у В. Верюжского : «Афанасий, архиепископ Холмогорский»... С.-Петербург. 1908 г. стр. 256 – 257. Местечко Красный Бор близ Черевковской пустыни, приписанной к Сийскому монастырю, было пограничным с Устюжской епархией (там же). На стр. 438 – 442 перечислены все приходы Холмогорской епархии конца XVII в. К стр. 373 и др. Переслав-Залесская епархия, выделенная в 1744 г. из Московской епархии бывшей Синодальной области, в нашем исследовании называется то Переяславль-Залесской, то Переслав-Залесской. Последнее наименование употребительнее в документах, но первое нужно считать более древним, имея в виду, что северный Залесский Переяславль получил свое название от Переяславля – южного Киевского. В отличие от последнего – первый назван «Залесский». П. Строев в «Списках рус. иерархов»... (стр. 134) Переслав-Залесскую епархию называет «Переяславль-Залесская». К 399 стр. примеч. Под азиатскими выходцами и афонскими прелазатаями архиеписк. Амвросий разумел, между прочим, Антония, католикоса Грузии, назначенного в 1757 г. архиепископом Владимирским, и мелетийского епископа Анатолия Мелеса (Рус. Старина. 1879 г. к. 2, стр. 579). К 419 – 420 стр. примеч. 2-го янв. 1752 г. Правит. Сенат вместе с Военной Коллегией определил селить в «указанных» заднепровских местах всех православных сербов, македонян, болгар и волохов, отдав их по гражданскому управлению в ведение Военной Коллегии. 20 февр. того же года определением Св. Синода по церковным делам (о постройке и освящении церквей), поставлении священнослужителей, они «до указа» подчинены киевскому м. Тимофею Щербатскому. В сент. 1754 г. инженер-полковник Бибиков доносил воронежскому епископу Феофилакту, что в Воронежской губернии между Бахмутом и Луганью поселились выходцы из Сербии, во главе с г.-м. Прерадовичем и Шевичем. Занятая ими земля названа «Славяно-Сербией». Резиденцией назначен город Бахмут. В своем докладе Бибиков просил еписк. Феофилакта: а) разрешить погребать покойников, по тесноте г. Бахмута, вне города у церкви Николая Чудотворца, кроме штаб и обер офицеров, б) имеющихся в Славяносербии священников наблюдать бахмутскому протопопу «до указа», в) соборные молебствия совершать в церкви Покрова Пресв. Богородицы г. Бахмута, отведенной славяно-сербам и после царствующего града на них поминать Славяносербию, 4) дозволить бахмутскому протопопу Троицкого собора разрешать постройки церквей, закладывать их, следить за постройкой и освящать их по антиминсам, данным киевским митрополитом. Заодно Бибиков просил прислать в Славяно-Сербию еще три антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верить, надеяться и жить! 06.06.2020 379 Время на чтение 15 минут Источник: Архангельская епархия Начало начал Все важное в человеке начинается с детства, когда мир входит в юный разум своими непреклонными реалиями — прекрасными, грозными, поучительными и созидающими. Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий пишет, замыкая цепь младых начал со зрелостью высокого служения: «С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня, еще трехлетним ребенком, в Дом Господень. И с годами осознано, что нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязан будет», когда Самому Богу Живому будет давать он доскональный отчет: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы — это заботы о Церкви». И они радостно обильны и бесконечны... Взгляд в Небеса Владыка Корнилий, говоря о своем нежном возрасте, вспоминает то, что навсегда запечатлелось в трогательном ощущении теплого мира дома, детства и любви. С малых лет его носили на причастие в храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Куйбышеве, которому в 1991 году вернули прежнее имя — Самара. Здесь молились его предки, многие его родные и близкие, его крестная — младшая сестра мамы, Нина. Пятилетний Володя Синяев особенно запомнил свою первую Пасху. Вместе с домочадцами в Великую субботу он приложился к Плащанице, потом освятили яйца и куличи. Няня сказала: «Надо идти домой — уже поздно и темно». А мальчишке, впечатленному красотой храма и торжественностью его сводов, уходить совершенно не хотелось — дух великого праздника стоял в церкви: «Няня, зачем же нам уходить? Люди идут и идут в храм! Давай останемся? Тут так хорошо...» И расплакался. Няня принялась уговаривать малыша, мол, ты скоро устанешь, спать захочешь. Что же я тогда с тобой буду делать?

http://ruskline.ru/opp/2020/06/05/verit_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил - об отношении Православной Церкви к некоторым обывательским вопросам 14.05.2019 681 Время на чтение 10 минут Руководитель епархии - человек разносторонне образованный и очень общительный. А потому, как никто другой, может пролить свет на некоторые устоявшиеся суеверия и обычаи нашей повседневной жизни. Ведь порой мы совершаем сомнительные с точки зрения Церкви поступки просто потому, что так принято. Святыни не выбрасывают - Владыка Даниил, часто слышим, что дети отвечают за грехи своих родителей. Дескать, не везет мне по жизни, наверное, папа нагрешил. - Так проще списать на кого-то свои жизненные неудачи. У каждого человека свой крест. С детей за наши грехи спрашиваться не будет. Но есть другой момент: дети могут нести последствия грехов своих родителей, это доказано медициной. Если отец пил, у сына есть предрасположенность к алкоголизму. Как физические заболевания, так и нравственные передаются по наследству. Если есть слабость к греху, если мать, к примеру, впадала в блуд, а отец любил выпить, значит, детям нужно стараться подальше держаться от этих страстей, потому что можно не справиться с собой. Человеку нужно будет приложить больше усилий, чтобы победить эту страсть. Но если он будет бороться, молиться, то свои наклонности переборет и не передаст дальше, своим детям. - А как относится Церковь к эко-оплодотворению? - Если при такой процедуре гибнет множество оплодотворенных клеток, то отрицательно. - Существует ли контроль над небольшими храмами и часовнями в деревнях? Могут ли их служители правильно совершать церковные обряды? - У нас есть четкое разграничение полномочий. Все зависит от обряда. Если прочитать молитву - это одно, молитвы есть и для мирян. Есть службы, которые можно совершать мирским чином. А вот литургию или церковные таинства (причастие, соборование, венчание и другие) миряне совершать не могут. Епархии все не проконтролировать, но отдаленные храмы, как правило, приписаны к приходам, где есть священник. К нему можно обратиться, если есть подозрения в каких-то нарушениях. Кроме того, епархия проводит проверку по каждому неанонимному обращению.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/14/chast...

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого Иоанна Кронштадтского 14 июня 2015 г. 18:05 14 июня 2015 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского на малой родине святого — в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в Успенском храме Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного в 1899 году по инициативе святого Иоанна Кронштадтского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; епископ Балтийский Серафим , викарий Калининградской епархии ; епископ Кливлендский Петр , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Рубцовский и Алейский Роман ; епископ Глазовский и Игринский Виктор . Также среди сослужащих были: архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря; архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря (Санкт-Петербург); протоиерей Михаил Протопопов, управляющий делами Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; протоиерей Александр Беля, благочинный первого Нью-Йоркского округа и настоятель собора Иоанна Предтечи в Бруклине ( Восточно-Американская епархия ); протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма св.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

Архангельская епархия занимает площадь в 775,386 кв. верст; наибольшая ширина ее от запад- ной границы с Финляндией и Швецией до восточной – с Сибирью более полутора тысяч верст а наибольшая длина от Ледовитого океана до границы Вологодской губернии более 800 верст. Таким образом, Архангельская епархия по величине не только первая в числе епархий Европейской России, но даже превышает многие европейские государства. В состав населения столь обширной территории входят русские, лопари, зыряне, самоеды и корелы. Русские, сплошь населяя шенкурский уезд, составляют господствующее население и в уездах: архангельском, холмогорском, онежском, пинежском и мезенском, хотя здесь заметен уже элемент первобытных обитателей Архангельской губернии финского племени. – Лопари обитают в северной части Кольского уезда, в так называемой Лапландии. Когда поселилиеь они здесь, определенно сказать трудно; известно только, что в XI веке они являются еще в северной части Кемского уезда и дают ей название Лопской земли, но в XIII веке они принадлежали уже к волости Кольской. Христианскую веру они приняли при Иоанне Грозном; просветителями их были преподобные Трифон и Феодорит. – Зыряне живут в Печорском крае и разделяются на печорских и ижемских. Но ни ижемские, ни печорские зыряне не представляют собою чистого зырянского типа, так как в состав тех и других вошло много русских выходцев. Наречие ижемцев совершенно отлично от наречия печорских зырян не только по произношению, но и по составу. Христианскую веру зыряне приняли не раньше XIV века. Нжемские зыряне – все православные и строго нравственны в семейном быту; печорские же большею частью придерживаются раскола. – В мезенско-печорских тундрах кочуют самоеды. Обращение их в христианство началось только в двадцатых годах текущего столетия и надо заметить, что между ними и до сих пор не совсем исчезли следы идолопоклонничества. – Западную и юго-западную часть Кемского уезда занимает финское племя корелов, издавна находившихся под властью Великого Новгорода и входивших в состав Обонежской пятины. Христианская вера проникла к корелам, как полагают, еще в XI веке – при Ярославе I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010