Глава 58. Троичны песни, на 8 гласов. Кия поются во святую великую 40-цу, и в прочия посты, егда поем Аллилуиа, во глас осмогласника, со стихи его: От нощи утренюет дух мой: и прочия стихи Ведомо буди, яко в Троичных глаголем, в понедельник убо в конце сих, сице: Предстательствы безплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи твоего помилуй нас. В среду: Силою Креста Твоего сохрани нас Господи. Подобне и в пяток. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николаа помилуй нас. А у прочих двою троичнов глаголати, якоже в концах их писано есть. Песни троичны, глас 1: Плотскими образовании, безплотных сил, к мысленному и невещественному возводими уму, и трисвятою песнию Триипостаснаго Божества приемлюще сияние, херувимски возопиим единому Богу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Со всеми небесными силами, херувимски сущему в вышних возопиим, Трисвятую возсылающе хвалу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих, помилуй нас. И ныне: Воставше от сна, припадаем Ти Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти сильне: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Светилен: Свет возсияй Господи, душу мою очисти от всякаго греха: В концах же светильнов. В понедельник убо к первому: Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя. В вторник же: Молитвами Господи Предтечи Твоего, и спаси мя. В среду и пяток: Силою Господи Креста Твоего, и спаси мя. В четверток: Молитвами Господи апостол Твоих, и спаси мя. Во второе на Слава, глаголати всегда в концах: Молитвами Господи святых Твоих, и спаси мя. В третие же на И ныне, в концах глаголати: Молитвами Господи Богородицы, и спаси мя. Песни Троичны, глас 2: Вышния силы подражающе на земли, победную песнь приносим Ти Блаже: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Несозданное естество всех Зиждителю, устне наша отверзи, яко да возвестим хвалу Твою вопиюще: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: От одра и сна воздвигл мя еси Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Ведомо буди, яко в Троичных глаголем в понедельник убо, в конце сих сице: Да будет известно, что говорится в конце всех троичных восьми гласов. У первого троична говори так: Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас. В понедельник: Предстательством бесплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас. Во вторник: По молитвам Предтечи Твоего помилуй нас. В среду и пяток: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В среду и пятницу: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас. В четверг: По молитвам святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас. А у прочих двою Троичнов глаголати, якоже в концах их писано есть. А у двух других троичных говори, как написано в конце их. Песни Троичны. Глас 1: Плотскими образовании Безплотных сил/к мысленному и невещественному возводими уму/и Трисвятою песнию Триипостаснаго Божества приемлюще сияние,/херувимски возопиим Единому Богу:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Вещественными образами бесплотных сил/возводимые к духовному и невещественному познанию,/и с трисвятою песнью принимая/сияние Сущего в трех Лицах Божества,/как Херувимы воззовем Единому Богу:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш:” Слава: Со всеми Небесными силами/херувимски Сущему в Вышних возопиим,/трисвятую возсылающе хвалу:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. Слава: Со всеми небесными силами,/в Вышних Живущему как Херувимы воззовем,/трисвятую воспевая хвалу:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш, по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!” И ныне: Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже,/и Ангельскую песнь вопием Ти, Сильне:/Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. И ныне: Восстав от сна, припадаем к Тебе, Благой,/и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!” Песни Троичны. Глас 2: Вышния силы подражающе на земли,/победную песнь приносим Ти, Блаже:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troichny-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

МАЛЫЙ ВХОД НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ В заключение пения стихов третьего антифона на литургии оглашенных совершается торжественный обряд входа в алтарь с Евангелием, называемого малым, в отличие от великого входа со Святыми Дарами во время Херувимской песни на литургии верных. Малый вход совершается так: отверзаются Царские врата. Священник и дьякон перед святым престолом творят три поклона. Потом священник, взяв с престола книгу Евангелия, вручает ее дьякону. Начинается шествие. Впереди идет свещеносец со светильником. За ним следуют дьякон с Евангелием и священник. Они обходят престол с правой стороны, выходят из алтаря северной дверью и, став напротив отверстых Царских врат, преклоняют главы. Дьякон говорит: Господу помолимся , и священник про себя читает молитву входа. В ней он просит Господа, чтобы с их входом Он сотворил вход святых Ангелов, сослужащих им и славословящих благость Божию. По окончании молитвы священник восклоняет главу, и дьякон, указуя ему правой рукой на восток, говорит тихо: благослови, владыко, святый вход . Священник благословляет рукой на восток, произнося: благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков , – и целует Евангелие, находящееся в руках дьякона. Затем дьякон становится впереди священника лицом к востоку, и, дождавшись окончания третьего антифона, несколько возвышает Евангелие, и, делая им небольшой крест, возглашает: премудрость, прости . Затем он вступает в алтарь и полагает Евангелие на престоле. За дьяконом, поклонившись, входит священник. Оба целуют край святой трапезы. Между тем певцы поют: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий поющие ти: аллилуиа , – и к этому присовокупляют пение разных тропарей и кондаков. Затем следует пение Трисвятого, соединяемое с тайной молитвой священника в алтаре, чтобы Господь, внемлющий трисвятой песни от Серафимов, принял ее и от людей. Таков устав малого входа. Теперь надлежит изъяснить значение его в составе литургии оглашенных. Надобно заметить, что устав малого входа на литургии сходен с уставом входа на вечерне, положенного в воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1903 год   1/14 января 1903. Среда. За Литургией, кроме учащихся, весьма мало в Церкви. Потом обычные поздравления японцев, после полудня – русских. Исаия Мидзусима представил подписи Церквей: Ситая, Хонго, Хондзё и даже Хориноуци (где он состоит катехизатором), что продавать дом, где живет о. Симеон Юкава, они не позволют. В Асакуса сегодня умер один христианин, и хотели просить другого священника для погребения, но я сказал, что это нельзя, пусть похоронит свой священник, о. Семен Юкава. 2/13 января 1903. Четверг. Начали обычные занятия: в школах классы, у нас с Павлом Накаи перевод – с «Ин» ирмос шестой п. в неделю Святых Отцов и чтение корректуры Пентикостария, сегодня дошедшего до девяносто шестой страницы. После полудня перевод расписок к отчету. 3/16 января 1903. Пятница. Диакон Петр Уцида, по словам Петра Исикава, теперь действительно старается о примирении христиан Асакуса с о. Семеном Юкава; ходит по домам и убеждает. И странно: отдельно каждый христианин не имеет ничего против о. Семена и высказывает расположение к нему, а как соберутся несколько вместе, то и начинают злословить. Был Reverend Petec, из Окаяма, с другим протестантским миссионером из Кобе, отбирать разные статистические сведения по нашей Миссии. Показал и рассказал им все, что они хотели, отвел взглянуть их на училища. И охотники же эти протестанты до статистики – то и дело, что собирают и составляют сведения. 4/17 января 1903. Суббота. Петра Исивара, одного из здешних церковных старост, попросили отправиться сего дня вечером в Асакуса на собрание христиан. Он прежде жил в том квартале, имеет там много друзей и крестников и может повлиять на них в смысле примирения с о. Семеном Юкава. Отправится также Василий Ямада, красноречивый говорун, начальник общества молодых людей. 5/18 января 1903. Воскресенье. Сколько раз уже я испытывал, что не в меру медленное пение охлаждает и прогоняет молитвенное расположение, а спешное совсем убивает его! Сегодня и то и другое пришлось опять перестрадать. «Херувимскую» так тянул этот несчастный урод, лишенный всякого чувства и смысла меры, Львовский, что мы кончили все не только у престола, но и у жертвенника, а он еще не начинал третьей части песни. Послал я иподиакона сказать, чтоб «не тянул», но все же таки пришлось стоять у жертвенника и ждать, пока он кончит. А затем «Верую», «Отче наш», «Достойно» так рвал, что слова нельзя было разобрать, да и певчие не выговаривали слова. В камень надо обратиться, чтобы молиться с такого рода пением, только камень может ли молиться? На всенощной Львовского не было, пел в Посольстве, но Обара продолжал спешную линию, начатую им, что расстроило меня до крайности! Точно деревянные, ничего не вдолбишь им!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

26 августа. ПРАВМИР. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия — Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в XVIII веке).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение о наградах Русской Православной Церкви I. Преамбула. Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные. II. Иерархические награды Русской Православной Церкви. Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: - повышение в сане; - элементы литургического облачения, несущие духовное значение; - богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до «Отче наш») В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению – викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 1. Последовательными наградами для епископата являются: - Возведение в сан архиепископа - Возведение в сан митрополита Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии .

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

IV. Чиноположение или устав обители В церковном чиноположении, Оптина Пустынь следует, вообще, постановлениям св. отцов, принятым во всех русских православных монастырях, основанных на правилах общежития. В частности, церковная служба с 1795 года отправлялась в обители по уставу Песношского монастыря, который введен был в ней строителем Иосифом; а потом, в 1824 году, преосвященным Филаретом, епископом Калужским и Боровским, утверждено было сообразоваться во всех действиях уставу Коневской Пустыни, на что и дана, за подписанием преосвященного, грамота, выше нами приведенная. Службы в обители отправляются ежедневно: утреня, ранняя и поздняя Божественная литургия, вечерня и, наконец, после вечерней трапезы – правило (вечерние молитвы и помянник с поклонами). Пение в Оптиной Пустыни, обыкновенно, столповое. Также удержано древнее, так называемое, пение «на подобны», сохранившееся в немногих русских обителях; введена в Пустыни в тридцатых годах старцем иеромонахом Макарием. Крестных ходов (на воды) отправляется в сей обители ежегодно четыре: 1 мая, в день преполовения, 1 августа и 14 сентября. Относительно поминовения усопших, в Оптиной Пустыни установлен такой порядок: заведены большие синодики, в которые вписываются имена благодетелей и их роды. Всех синодиков четыре. Из них, древнейший, ведет свое начало от 1670 года. Во всех четырех синодиках заключается больше 6000 родов, а имен, примерно, можно положить более 50000. Так как служащему иеромонаху нет возможности помянуть, при совершении проскомидии, несколько тысяч имен, то для устранения этого неудобства, а главное, чтобы все, внесшие свои имена в синодики, были помянуты, сделаны выписки из больших синодиков, более, нежели на сто переплетных тетрадях малого формата. Когда начинается проскомидия, то предстоящим братиям раздаются для прочтения, как самые синодики, так и, сделанные из них, выписки. Чтение больших синодиков продолжается до херувимской песни. Пред начатием ее, полагается закладка на том месте, где прервалось чтение; а в следующую обедню продолжается поминовение от закладки, далее, до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Дети-инвалиды в храме Мир всем, дорогие форумчане! Давно собиралась задать этот вопрос, но как-то не было времени. А сегодня все-таки созрела. В нашем приходе есть молодая мама и ее сын с синдромом Дауна . Мальчик достаточно беспокойный (ему лет 5 наверное), много плачет в храме. Они приходят обычно во время Херувимской песни или чуть позднее к Причастию. В общем прихожан беспокоит этот шум и плач, но все молчат и терпят как и полагается Дело не в этом. Просто на фоне их пребывания в храме у меня всегда возникает вопрос об отношении Церкви к таким людям (даунам), нуждаются ли они в Таинствах, ведь они все равно ничего не понимают и не осознают. И есть ли что-то у святых Отцов что-нибудь по этому вопросу? Спасибо. Последнее редактирование модератором: 19 Сен 2017 Мир Вам, Нина Николаевна! Вот мнение Русской Православной Церкви Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента.

http://azbyka.ru/detforum/threads/deti-i...

Август 1881 г. 1 августа После утрени. Благодарю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа за избавление от диавольского озлобления на дьячка во время утрени при пении и чтении канона Кресту и Маккавеям из-за одного движения голоса его, что не так мотивировал слово Бога (человеком невозможно видети 79 ), как я пою обыкновенно и другие. И как сильно умертвил меня супостат этим озлоблением тайным! Я не мог успокоиться, но был в смятении, тесноте и умерщвлении во всё время пения хвалитных стихир до каждения на Слава в вышних Богу... Тут Господь за мою веру и покаяние искреннее и за упование мое непостыдное избавил от козней демонских, и я почувствовал исчезновение злобы, братское расположение к сослуживцу и мир и простор в сердце. Отпуст большой говорил спокойно и молитву Христе, Свете истинный. После обедни и крестного хода. Пред самой обедней и во время обедни в начале ее до Херувимской песни я выдержал с Божией помощью ужасную бесовскую бурю из-за пустой причины, по-видимому, именно из-за того, что настоятель не захотел прийти в церковь для крестного хода, а пожелал отправиться частным образом один в Биржевой ряд и там ожидать крестного хода; я же думал, что он и туда не придет, и негодовал и озлоблялся на него за уклонение от общения с братией и церковной церемонии, почитая это важничанием. Пред обедней и в начале ее диавол совсем меня растрепал, разбил, парализовал, и только покаянием и молитвой усердной, усиленной я едва избавился от волновавших меня помыслов касательно настоятеля и огорчения. Благодарение Господу: все напасти и беды мои силою благодати Божией исчезли, и я совершил литургию с умилением и слезами и причастился Святых Таин животворно; заамвонную прочитал всю спокойно, выразительно, отпуст тоже. Ну уж и буря была сокрушительная, ужасная! Какая причина была моего огорчения на настоятеля за то, что он не изволит идти с нами в крестном ходу? Подозрение с моей стороны настоятеля в гордости, самолюбии и необщительности, зависть его беструдности и спокойствию, на которые он обрекает себя, втягивая нас во все труды, в коих не замешан его личный интерес (но не лучше ли труд, чем бездействие? И не следует ли жалеть человека праздного, да и какой ему почет от Бога и людей?), зависть к его большому не по заслугам и трудам приходским доходу, ископленному скряжничеством богатству (о, моя глупая, земная ревность! О, глупая, дерзкая зависть! Кто я, чтобы равнять себя со старцем? И меньше ли я его получаю содержания, если считать мою гимназию?). Да, я завистлив, окаянный, и свою зависть показал сегодня и дома, когда узнал, что для детей племянниц готовится особый скоромный стол, тогда как для меня постный, невкусный, и разгневался и озлобился на жену. Вот какие во мне страсти: алчность и зависть, лакомство, чревоугодие, плотоугодие, отпадение от любви, которая есть сущность всего закона Божия, ибо любовь есть исполнение закона [ Рим.13:10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010