Открываются царские врата (во время возгласа священника). Хор: «Аминь». Хор: «Иже Херувимы...» до слов «...отложим попечение». Вместо Херувимской песни в Великий Четверг поется «Вечери Твоея...», а в Великую Субботу «Да молчит всякая плоть...» Диакон после открытия царских врат берет кадило и совершает каждение, читая про себя 50 псалом, престола с четырех сторон, жертвенника, алтаря; затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас, входит в алтарь, кадит священника и предстоящих, опять выходит на амвон и кадит клиросы и молящихся. Окончив каждение, становится рядом со священником, молящимся пред престолом. Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни: «Никтоже достоин...» Если священник служит без диакона, он кадит во время молитвы «Никтоже достоин...» (Перед чтением «Никтоже достоин...» скуфьи и камилавки снимаются, и так служат до конца литургии, до последнего явления Даров). По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконам каждения, оба они с умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь (в Великий четверг и Великую Субботу вместо Херувимской, то же, что и Хор). Священник: (произносит) «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Диакон: (продолжает) «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». И делая крестное знамение после всей Херувимской песни, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом. Священник во время чтения Херувимской песни руки возвышает горе (вверх), а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как во время ектении. Затем священник целует антиминс, а диакон престол и отходят к жертвеннику; священник непосредственно от престола налево, а диакон через горнее место, обходя престол. При соборном служении, остальные священники, кроме предстоятеля, не возвышают руки; но все без исключения по окончании чтения Херувимской песни, делают по одному земному поклону. При соборном служении, целует антиминс и отходит к жертвеннику предстоятель. Великий вход

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По указанию в стиъх песнопениях на славу Бога, диакон призывает присутствующих в храме поклониться Ему, Святому или Достопокланяемому, с чувством благоговения прославить Его, возглашая: Свят Господь Бог наш! . В известное время Литургии присутствующие во храме особою песней призывают друг друга оставить помышления о всех житейских делах, какие у кого есть вне храма, таинственно изображая собой херувимов и животворящей Троице воспевая трисвятую песнь, для того, чтобы поднять (сретить) Царя всех. Что сказывается об этой песне, когда она называется трисвятою? Песнь, в которой употреблено рассматриваемое нами выражение, обыкновенно называется херувимской песней: это название дано ей от начального ее слова «иже херувимы»; но песнь эта поется от лица верных, – христиан, присутствующих при Богослужении, – и с эту песнь не входят слова той херувимской песни. которую пели Богу Серафимы и в которой трикратно возглашалось ими слово свят (Иса. 6:3.1 Езек. 10:3.4. Иса. 66:4). Поэтому словом трисвятая песнь здесь не указывается на песнь херувимов. Не считаю этого слова и приспособлением к слову «Животворящей Троице»: при благоговении, каким проникнут был составитель ее, выразивший ею это свое чувство пред Богом, неуместно предполагать в нем хотение играть словами. так что же оно здесь значит? В греческом выражении частица «трижды» в сложении с именами, особенно прилагательными, дает качеству более силы: преблаженный, пресчастливый, пренесчастный, чрезвычайно счастливый. Потому трисвятая песнь есть песнь Животворящей Троице, которую мы должны петь Ей с глубочайшим благоговением, ни о чем земном не помышляя. Потому что наступает та часть литургии, в которую мы должны верой сретить Царя всех, невидимо, в сопровождении чинами небесных сил, приходящего пресуществить хлеб и вино таинства Евхаристии в Свое тело и кровь, чтобы дать Себя в снедь верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

1. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. – Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды). По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе – таинственно изображая, или таинственно представляя из себя; животворящей – жизнь дающей; припевающе – воспевая; отложим – оставим; житейское попечение – заботу о житейском; яко да – чтобы; подымем – поднимем, прославим; дориносима – торжественно носимого, прославляемого ( «дори» – слово греческое и значит: копье, так что «дориносима» значит; копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, при чем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми – ангельскими чинами; аллилуиа – хвала Богу! Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь – хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата , и диакон совершает каждение , а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем, священник с диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Песнь 9 Ирмос: Вижу необычайное и чудное таинство: пещеру – небом; Деву – престолом херувимским; ясли-вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем. 1. Волхвы, видя необычайное течение необыкновенной, новой, недавно явившейся, блиставшей больше небесных светил звезды, уразумели, что Христос Царь родился на земле в Вифлееме для нашего спасения. 2. Когда волхвы говорили: Где новорожденный Младенец Царь, звезда Которого явилась; мы пришли поклониться Ему; тогда безумный богопротивник Ирод смутился и в бешенстве устремился убить Христа. 3. Ирод выведывал время появления звезды, путеводимые которой волхвы в Вифлееме поклоняются с дарами Христу; ею же они, будучи отведены в отечество, оставили посмеянным жестокого детоубийцу. Ирмосы второго канона, гл.1. Песнь 1: Владыка в древности чудесно спас народ, осушив влажные морские волны; а родившись добровольно от Девы, Он пролагает нам легкопроходимый путь к небу; Его, по существу равного Отцу и человекам, мы прославляем. Песнь 3: Внемли песнопениям рабов Твоих, Благодетель, и смири надменную гордость врага, а певцов вознеси, Всевидящий, превыше греха, непоколебимо утвердив их, Благой, на основании веры. Песнь 4: Пророк Аввакум в древности предвозвещает в песнопении восстановление человеческого рода, удостоившись таинственно видеть его прообраз, ибо новорожденный Младенец – Слово произошел от горы – Девы для восстановления людей. Песнь 5: К нам ныне, по пробуждении от ночи дел мрачного заблуждения, воспевающим песнь Тебе, Христе, как Благодетелю, приди и даруй очищение и благонадежный путь, по которому проходя мы достигнем славы. Песнь 6: Иона, находясь в глубинах моря, молил Бога придти и утишить бурю: а я, уязвленный стрелою мучителя, умоляю, Христе, Тебя, истребителя зла, приди скорей ко мне, беспечному. Песнь 7: Юноши, объятые любовью к Вседержителю, презрели богохульство страшно озлобленного безбожника царя, и сильный пламень покорился им, взывающим к Владыке: «Благословен Ты во веки». Песнь 8: Ветхозаветные юноши, неопально объятые огнем, прообразуют утробу Отроковицы, сверхъестественно рождающую без утраты девства; одна же чудодействующая благодать, совершая то и другое, возбуждает людей к пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

«Иже херувимы тайно образующее, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» . В греческом тексте херувимской песни имеется сравнительно немного разночтений благодаря тому, что большинство служебников не приводят литургические гимны полностью, а лишь начальные их слова. Так, в тексте славянской транслитерации XV века стоит вместо первоначального чтения В результате слово «ныне» вошло в общепринятый текст херувимской песни в славянском переводе . Кроме того, в некоторых достаточно поздних рукописях причастие будущего времени заменено аористным причастием Такое изменение свидетельствует об утрате первоначального, истинного смысла гимна: принятие «Царя всех» относится уже не к причащению верующих, которое произойдет в будущем, а к совершаемому в данный момент обряду переноса святых даров. Аллилуия, которой завершается гимн, является обычным окончанием византийских тропарей; так, например, завершается третий антифон Божественной литургии («Приидите, поклонимся» и далее). Первоначально в конце херувимской была только однократная «Аллилуия», что подтверждается ранними источниками . Славянский перевод «Иже херувимы» также неоднозначен. Дониконовский перевод выглядит немного иначе, чем вышеприведенный общеупотребительный текст: «Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь приносяще. Всяку ныне житейскую отвержем печаль. Яко да Царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми» . Вариант приносяще, вероятнее всего, является результатом ошибочного прочтения вместо корректного в греческом тексте. (Однако необходимо заметить, что этот вариант поддерживается армянской версией гимна , а также содержанием молитвы херувимской песни). Подъемлюще и отвержем являются в основе своей простыми стилистическими изменениями, появившимися в XVI веке. Вариант дароносима (иногда даже дары приносим) появился в результате ошибки переводчика, смешавшего («сопровождаемого») и («мы дары приносим»).

http://pravoslavie.ru/32024.html

Скачать epub pdf Литургия верных – Еще в начале 90-х годов после «Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии» можно было заметить людей, покидающих храм: некрещеные знали, что им нужно уйти. Сейчас этого не стало: то ли все уже крещены, то ли просто перестали значение этому придавать. А для ранних христиан это было принципиально – чтобы при принесении бескровной жертвы присутствовали только те, кто родился уже во Христе? – Полагаю, да. Более того: в греческих храмах той эпохи оглашенные могли пребывать только в специальном притворе, не там, где совершалась Евхаристия. И, когда она совершалась, диаконы закрывали двери основной части храма, чтоб никто из оглашенных не вошел. Отсюда (забежим немного вперед) возглас диакона «Двери, двери, премудростию вонмем», говорящий о том, что сейчас происходит священнодействие и присутствовать должны только верные. – В начале Литургии верных звучит Херувимская песнь – таинственная, волнующая, трогающая даже тех, кто очень мало еще знает о смыслах богослужения. Почему ее поют именно в этот момент? – Уточним: Литургия верных начинается двумя небольшими ектениями, первая из которых – «…да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Вторая представляет собой мирную ектению в сокращенном виде, содержит четыре ее начальных и два заключительных прошения. А Херувимская – довольно древний гимн, датируемый примерно VI веком. Почему он поется именно в начале Литургии верных? Потому что в нем говорится о том духовном состоянии человека, которое необходимо для участия в Таинстве Евхаристии. Не все знают, что Херувимская песнь в чинопоследовании Литургии разделена на две части. А чтобы понять смысл первой части – «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…», нужно знать, что «херувимы» здесь – вовсе не подлежащее. Слово «херувимы» стоит в винительном падеже, который в данном случае совпадает с именительным. Подлежащее в этой фразе скрыто, а смысл ее таков: мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Вторая часть Херувимской песни говорит о том, ради чего мы должны отрешиться от житейского: «Яко да Царя всех подымем», чтобы принять Царя всех. Профессор Николай Дмитриевич Успенский , разбирая глагол «подымем», приходит к выводу, что наиболее точный перевод его – примем Царя всех. Но вторая часть поется, уже когда священник, предваряемый диаконом, входит в алтарь и предложение Честных Даров помещается на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– В начале Литургии верных звучит «Херувимская песнь» – таинственная, волнующая, трогающая даже тех, кто очень мало еще знает о смыслах богослужения. Почему ее поют именно в этот момент? – Уточним: Литургия верных начинается двумя небольшими ектениями, первая из которых – «…да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Вторая представляет собой мирную ектению в сокращенном виде, содержит четыре ее начальных и два заключительных прошения. А «Херувимская» – довольно древний гимн, датируемый примерно VI веком. Почему он поется именно в начале Литургии верных? Потому что в нем говорится о том духовном состоянии человека, которое необхожимо для участия в Таинстве Евхаристии. Не все знают, что «Херувимская песнь» в чинопоследовании Литургии разделена на две части. А чтобы понять смысл первой части – «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…», нужно знать, что «херувимы» здесь – вовсе не подлежащее. Слово «херувимы» стоит в винительном падеже, который в данном случае совпадает с именительным. Подлежащее в этой фразе скрыто, а смысл ее таков: мы, таинственно изображая херувимов и воспевая «Трисвятую песнь» Троице, дающей жизнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Вторая часть «Херувимской песни» говорит о том, ради чего мы должны отрешиться от житейского: «Яко да Царя всех подымем», чтобы принять Царя всех. Профессор Николай Дмитриевич Успенский , разбирая глагол «подымем», приходит к выводу, что наиболее точный перевод его – примем Царя всех. Но вторая часть поется, уже когда священник, предваряемый диаконом, входит в алтарь и предложение Честных Даров помещается на престол. – А что происходит в алтаре и затем на солее храма, когда поется первая часть «Херувимской песни»? – Диакон отворяет царские врата и совершает каждение всего храма и алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поется трисвятая песнь: «Святый Боже...», читается Апостол, а затем Евангелие; произносится сугубая ектения, ектения за умерших и за оглашенных, которые приглашаются выйти из храма: «Оглашеннии, изыдите!» Литургия верных. За этой важнейшей частью литургии разрешается присутствовать только верным, то есть крещеным. Она начинается словами диакона: «Елицы (которые) вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Отверзаются царские врата и начинается пение Херувимской песни: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие Животворящей (дающей жизнь) Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы принять Царя всех (всего мира), невидимо сопровождаемого воинством (дориносима) ангельских чинов. Аллилуиа. Диакон совершает каждение; священник молится, чтобы Господь удостоил его принести Ему Дары; оба читают Херувимскую песнь и идут к жертвеннику. В середине Херувимской, после слов «отложим попечение», через северные врата выходят священнослужители; диакон несет на голове дискос, священник в руках – чашу. На солее они громко поминают Государя с его Семейством, св. Синод, молящихся и всех православных христиан, затем входят в алтарь и ставят Дары на лежащий на престоле развернутый антиминс, покрывая их воздухом. Царские врата затворяются, а певчие оканчивают пение Херувимской песни. Этот вход называется великим и напоминает шествие Спасителя на Голгофу для вольных страданий. Начинается приготовление верующих к освящению Даров просительной ектенией о предложенных честных Дарех, о даровании нам мирного и безгрешного дня, Ангела Хранителя, прощения грехов, всего доброго и полезного душам нашим, о том, чтобы остальное время жизни (живота) нам провести в мире и покаянии, иметь кончину безболезненную, мирную и дать добрый ответ на страшном суде Христовом. Бескровная жертва может приноситься только среди мира и любви между приносящими. Поэтому священник говорит: «Мир всем», а диакон призывает верующих ко взаимной любви словами: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» (чтобы единодушно объявлять веру), а певчие оканчивают за него: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем», то есть затворим двери нашего ума и сердца для посторонних мыслей и будем внимательны при принесении Жертвы. Клир исповедует от лица молящихся веру в пении или чтении Символа веры : «Верую во единого Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

К Тебе ныне прихожу и умоляю, преклонив главу мою: не отврати Лица Твоего от меня, и не изринь из сонма детей Твоих, но содействуй, дабы Дары, приносимые мною, грешным и недостойным рабом Твоим, были благосклонно приняты Тобой. Ибо Ты, Христе, приносящий (Дары) и приносимый (Дар), принимающий и раздающий (Дары), 102 и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Херувимская песнь Варианты изложения с глаголом «приимем» и «сопроводить» 1) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь 103 с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем с ангельскими, невидимо копиеносными чинми. Аллилуя. 2) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 3) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образ являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. 4) О вы, что херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) являете и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспеваете, – всякое ныне житейское (да) отложим попечение! Ибо днесь Царя всех примем в сонмах невидимо копьеносных ангелов. Алллилуя. 5) Мы все, херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 6) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 7) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. Просительная ектения Первая

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ибо Ты, Христе, приносящий (Дары) и приносимый (Дар), принимающий и раздающий (Дары), 100 и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Херувимская песнь Варианты изложения с глаголом «приимем» и «сопроводить» 1) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь 101 с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем с ангельскими, невидимо копиеносными чинми. Аллилуя. 2) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 3) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образ являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. 4) О вы, что херувимов (таинственно, символически, мистически, духовно) являете и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспеваете, – всякое ныне житейское (да) отложим попечение! Ибо днесь Царя всех примем в сонмах невидимо копьеносных ангелов. Алллилуя. 5) Мы все, херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 6) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 7) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. Просительная ектения Первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010