в периодике было зафиксировано более 70 его выступлений. Пресса выделяла Е. среди тамбовских регентов, указывала на «солидную известность» его хора: «...он с хором - образец, он - тон на всю епархию» (Тамбовский край. 1907. 15. С. 3). Отмечались также «великолепное», «блестящее», «могучее», «благородное», «музыкально-художественное», «молитвенное» исполнение, умелый подбор голосов (особенно теноровой партии), совершенство хоровой органики: безупречность хорового строя, слитность певч. ансамбля в голосовых партиях. Критические замечания касались «сильно завышенного тона», увлечения «велегласием», произвольного сокращения литургии, «недостаточности отделки сочинений», обращения к «декадентским направлениям в церковной музыке» (т. е. к сочинениям композиторов Нового направления), чрезмерной требовательности к певчим и др. Но все перечисленное не нарушало целостного представления о Е. как о регенте. Он улучшил состояние церковнопевч. дела в Тифлисе, преодолев возникший поначалу конфликт с местными музыкантами. Церковнопевч. репертуар Е. включал более 60 произведений Е. С. Азеева , прот. Димитрия Аллеманова , А. А. Архангельского , Бортнянского, А. Л. Веделя , А. Т. Гречанинова , В. С. Калинникова , А. Д. Кастальского , Н. И. Компанейского , А. Ф. Львова, Дж. Сарти , П. Н. Драгомирова , прот. Петра Турчанинова, П. И. Чайковского , П. Г. Чеснокова , архим. Феофана (Александрова) , Д. М. Яичкова и др., а также его собственные сочинения. Е. является автором церковных и светских (сохр. в рукописях) муз. произведений. Среди первых немало разнообразных обработок знаменного, греческого распевов, образцов серб. и груз. церковного пения. Были изданы: «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» на литургии сербского напева, Херувимская песнь ми мажор, «Милость мира», «Заступнице усердная» 4-го гласа греческого распева, «Глубиною мудрости» и «Тебе и стену» (Духовно-муз. соч. и перелож. СПб., 1911). В обработках Е. использовал приемы подголосочной полифонии, натуральный лад, акустический архаический эффект октавного divisi басов, опирающийся на мелодически развитые партии басов и теноров.

http://pravenc.ru/text/189921.html

Имя В. связывают с особым типом монастырского пения, т. н. «умилительных» песнопений, «дышащих самою задушевною искренностью и религиозным одушевлением» (Смоленский); в них преобладает минор, выразительная мелодия, тихая динамика. Среди самых известных сочинений В.- неск. «Херувимских», «Милость мира» симоновского напева и т. п. По мнению свящ. А. Митропольского, В. в своих песнопениях удалось сгладить «суровость знаменного и нецерковность итальянского пения». Прот. Д. В. Разумовский считает симоновский напев разновидностью киевского распева, отмечая его характерный хоровой состав (альт, два тенора, бас) и тихое исполнение («с сурдиной»). Возникновение напева исследователь относит приблизительно к 1825 г., но не связывает его с именем В. Эти певч. традиции поддерживались в Симоновом мон-ре до 70-х гг. учеником В. иером. Венедиктом, а также на клиросе Данилова мон-ря. Песнопения В. просты по гармоническому складу и фактуре, доступны для исполнения даже небольшими хорами, поэтому они пользовались особенной популярностью в сельских хорах, духовных учебных заведениях. Песнопения В. были известны по всей России, но при жизни автора не были опубликованы; существовали во множестве рукописных списков, поэтому невозможно точно установить авторство нек-рых сочинений, приписываемых В. (к ним относятся: «Моление теплое», «Помысли, душе моя», «Глаголи Симеоне», «Помышляю день страшный», «Егда преставление», «Плачу и рыдаю», «Волею щедре крест», «Вскую мя отринул», «Милосердия двери», Херувимская «вятская» и др.). В кон. XIX - нач. ХХ в. сочинения В. публиковались Придворной певческой капеллой, издательствами Юргенсона, Селиверстова, Киреева и др., включались в Церковно-певческий сборник, помещались в качестве приложения к ж. «Народное образование». Большинство изданных сочинений В. в хранящихся в ОПИ ГИМ автографах отсутствуют; возможно, они были написаны после 1843 г. Муз. соч.: 57 песнопений [в т. ч. «Херувимская» 1, 2, 3), «Милость мира» 1, 2), «Утоли болезни», «Апостоли от конец», «Тока слез моих», «Аз, Дево святая Богородице», «Завещание» («Духовные мои братие»)]//ОПИ ГИМ.

http://pravenc.ru/text/158542.html

В 1907 г. Г. выступил с проектом по увековечению памяти Д. С. Бортнянского , прот. П. Турчанинова и А. Ф. Львова , войдя в состав Временного комитета в качестве секретаря. Г. писал статьи на совр. темы и из истории церковнопевч. искусства, публиковавшиеся в ж. «Музыка и пение» под псевдонимами М. Г., Музыкант и Magon, в 1907-1914 гг. был редактором этого издания. Как регент Г. приобрел достаточную известность благодаря 15-летней работе в Александровской общине Красного Креста и выступлениям на концертной эстраде с хором В. В. Певцовой и Сампсониевским народным хором. 14 и 15 мая 1911 г. Г. вместе с А. А. Архангельским , И. Я. Тёрновым , М. Ф. Гривским (впосл. священник) и И. И. Тульчиевым участвовал (как регент и певец) в 2 концертах на первом народном певч. празднике в Пскове. Творчество Г. часто получало противоречивые оценки современников. Если в провинции его сочинения принимали, то в столицах на них появлялись резко отрицательные отзывы см.: На суд общества//ХРД. 1910. 4. С. 81-83). Д. С. Семёнов, один из знатоков правосл. церковного пения, писал, что «беспристрастный наблюдатель, видевший в духовно-музыкальных сочинениях прежде всего не музыку, а средство для возбуждения религиозно-молитвенного чувства, отнес бы сочинения Гольтисона к школе А. Архангельского, к подражанию его «Милость мира» и причастным». Обращения к народному стилю, по мнению Семёнова, выглядели у Г. как псевдонародные, искусственные («Воскресение Христово видевше») в сравнении с «простыми хорами его херувимских, «Ныне отпущаеши» и др.». При этом он отмечал, что сочинения Г. были популярны в столичных, мн. архиерейских, городских и сельских хорах. Арх.: РГИА С.-Петербурга. Ф. 361. Оп. 1. 999 [личн. дело по С.-Петерб. консерватории]. Муз. соч.: Изд. автора (для смеш. и однородн. хора): «Верую», «Богородице Дево», «Ныне отпущаеши». 1901; «Воскресение Христово видевше», «Уст Твоих», «Слава… Единородный», Блаженны, «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «Благословен грядый», «Видехом», «Да исполнятся», «Буди имя Господне» 3-7 болгарского распева), «Апостоле Христу Богу», «Возлег на перси Учителя Христа», «Кто ны разлучит» (монастырского напева), Херувимская 2, Херувимская 3, «Хвалите имя Господне» 2, «Ныне отпущаеши» 3, «Взбранной Воеводе», «Тебе поем», «Многая лета», «Да возрадуется душа», «Объятия Отча» (дьячковского напева), «Ныне вся исполнишася света», «Душе моя», «За любовь Господню», «Правило веры», «Христу нас ради».

http://pravenc.ru/text/165329.html

Большое значение для певч. практики того времени имела выдвинутая К. и подхваченная многими идея «демества» как духовного внехрамового (концертного) пения. В серии очерков о новых сочинениях такого рода (Современное демество//РМГ. 1902. 6, 38, 47, 49, 50; 1903. 43, 49; 1904. 49; 1905. 13, 14) он писал, что «демество должно воспитывать религиозно-нравственное настроение, развивать любовь и усиливать интерес к обрядовой стороне религии» (Там же. 1902. 6. Стб. 165-166). К. отстаивал идею равенства духовно-муз. творчества с др. сферами профессиональной музыки, предлагая, в частности, ввести церковное пение в консерваторские программы (что осуществлено в наст. время). В ст. «Глумление ли над православною верою художественное пение в храме?» К. призывал к введению курса «религиозной эстетики» в программы духовных учебных заведений и к приходу на клирос крупных талантов - дирижеров и певцов (Баян. 1907. 7/8. С. 102-105; переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 634-638). В исторических этюдах К. дал оценки духовно-музыкального творчества М. И. Глинки , Бортнянского, Турчанинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова , А. А. Копылова , Е. М. Витошинского , П. Г. Чеснокова , прот. М. Лисицына, Д. М. Яичкова и др. Арх.: РГАЛИ. Ф. 723 (С. С. Волкова), 795 (И. В. Липаев); РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенский), 1119 (С. В. Смоленский); РНБ. Ф. 816. Оп. 2 (Н. Ф. Финдейзен). Муз. соч.: Русские церк. распевы в многоголосной обработке. М., 1903-1910. Сер. 1-3. 1-39. (Церк. распевы...; 1-39); Болгарские церк. распевы в многоголосной обработке: «Милость мира», «Тебе одеющагося» 5-го гласа. М., (Церк. распевы...; 40-41); Молитва св. Ефрема Сирина//Сборник духовно-муз. соч. старых и новых авторов/Под ред. М. Гольтисона. СПб., б. г. Вып. 2. 5; Херувимская песнь: Софрониевская//Тр. Моск. регентско-певч. семинарии, 2000/2001. М., 2002. С. 465-470. Соч.: Возражение свящ. В. М. Металлову//РМГ. 1903. 4. Стб. 107-114; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-174 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 497-509); О связи рус. церковного песнопения с византийским//Там же. 29/30. Стб. 657-663; 31/32. Стб. 694-706; 33/34. Стб. 729-741; 37. Стб. 817-827; А. Д. Кастальский (по поводу 4-го вып. его духовно-муз. соч.)//Там же. 13/14. Стб. 359-364; 15. Стб. 391-398; 16. Стб. 425-429; 17/18. Стб. 457-465; Влияние сочинений Глинки на церк. музыку//Там же. 19/20. Стб. 494-503; Обязанность консерватории по отношению к рус. церковной музыке//Там же. 32/33. Стб. 690-697 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 639-644); Старообрядческий духовный концерт//Там же. 1908. 17. Стб. 407-411; О сопричислении регентов к лику духовному//Муз. труженик. 1908. 12/13. С. Письма к С. В. Смоленскому//РДМДМ. 2010. Т. 6. Кн. 2. С. 703-727.

http://pravenc.ru/text/1841866.html

З. написано 3 духовно-муз. сочинения: Херувимская песнь, «Милость мира» и «Отче наш», последнее с посвящением Ивановскому рабочему хору. Они принадлежат к концертному стилю духовной музыки, с широким использованием полифонических приемов (подголоски, имитации, стретты) и усложненным гармоническим языком (обилие альтерированных аккордов, диссонантность). Давая в целом благоприятные отзывы, критика усматривала в духовных сочинениях З. черты подражательности: в интонационном строе Херувимской песни - влияние М. И. Глинки , в песнопении «Милость мира» - П. И. Чайковского , в использовании нонаккордов - Дж. Сарти , в «Отче наш» - заимствование «угловатостей» современника З., композитора С. В. Панченко (ХРД. 1913. 2. С. 40). Как бывш. воспитанник Придворной певческой капеллы З. оставил воспоминания о ее управляющем Балакиреве, добившемся строительства нового здания капеллы, отдельного помещения для регентских курсов, сплотившем лучшие педагогические силы и по-отечески заботившемся об учениках; о Римском-Корсакове, создавшем оркестр профессионального уровня, редактировавшем новое издание «Обихода церковного пения», где впервые в гармонизацию старинных мелодий вводились плагальные обороты вместо автентических; о Лядове, усиленно занимавшемся с учениками, а также об А. К. Глазунове , о В. В. Стасове , о М. М. Иванове, о Н. Ф. Соловьёве и др.; о свойственных хору капеллы высоком качестве певч. мастерства и стилистических особенностях исполнения. Научный труд З. «Фуга: Руководство к практическому изучению» является первым в этом жанре и единственным на рус. языке с полным описанием особенностей фуги. Работа до сих пор не утратила значения для педагогической практики. Как общественный деятель З. в дореволюционное время совместно с С. Н. Василенко и Ю. С. Сахновским проводил в Москве «Исторические концерты» симфонической музыки для рабочих Прохоровской и Цинделевской мануфактур, писал музыку для народного театра суконной фабрики Попова; в советский период был членом жюри Всесоюзных конкурсов: 2-го музыкантов-исполнителей (1935), пианистов (1937), дирижеров (1938).

http://pravenc.ru/text/1671197.html

В 1885-1886 гг. Г. пожертвовал собрание старинных предметов (оружие, монеты и др.) создававшемуся в Воронеже краеведческому музею. Член Воронежского губ. статистического комитета (1885), церковного историко-археологического комитета (1901), губ. ученой архивной комиссии (1901). Соч.: Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1871; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Агапита. СПб., 1872. Воронеж, 18882; Восп. об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом. Задонск, 1879. Воронеж, 18872; Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ г. Задонска. СПб., 1882; Нек-рые черты из жизни почившего в Задонском мон-ре схимон. Митрофана. Воронеж, 18882; Метод богослуж. возгласов, положенных на ноты. М., 1897-1900. 2 ч.; Прп. Кирилл Белозерский. М., 1897; Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского Успенского муж. 1-кл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Ист. очерк Новосильского Св.-Духова мон-ря Тульской епархии. Тула, 1901; Слова и речи. Тула, 1901. СПб., 19022; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Нафанаила. СПб., 19022; Учение блж. Августина о богодухновенности Свящ. Писания. СПб., 1902; Можайский Лужецкий 2-кл. Ферапонтов мон-рь Моск. епархии. М., 1902; Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909. Муз. соч.: «Многая лета» (перелож.), «Спаси, Христе Боже»//Метод богослужебных возгласов. С. 206-207; «Вечери Твоея тайныя»//Сб. великопостных песнопений разных авторов/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., 5; «Душе моя», «Да исправится»//Сб. духовно-муз. песнопений для небольшого смеш. хора из Постной триоди: 2]. СПб.: [П. Киреев], 1912. 14, 24; Кондак свт. Тихону Задонскому//Сб. духовно-муз. сочинений разных авторов для малого смеш. хора под ред. С. Панченко: Кондаки на Акафисте, припевы, концерты двунадесятым праздникам: 6] Пг.: [П. Киреев], 1913. 7; Херувимская (g-moll), «Милость мира» (e-moll), «Господи, что ся умножиша»//Сб. духовно-муз. песнопений, сочинений разных авторов в аранжировке и ред. Г. Извекова для 3-х муж. голосов (2-х теноров и баса): На Литургии: 19]. Пг.: [П. Киреев], 1915. 22, 50, 122; Херувимская 3, «Хвалите имя Господне//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб.: [Г. Шмидт], б. г. Вып. 10.

http://pravenc.ru/text/164863.html

Чтобы понимать произведения даже земного искусства, надо иметь художественный вкус. Возьмем, например, пение. Теперь даже в церковь проникают театральные напевы и мелодии, вытесняя старинное пение, а между тем это последнее часто бывает высокохудожественное, но его не понимают. Однажды я был в одном монастыре у обедни и в первый раз слушал там так называемое «столбовое пение», Херувимская и «Милость мира» и т.д. произвели на меня сильное впечатление. Народу было мало, я стоял в уголке один и плакал, как ребенок. После обедни я зашел к игумену и рассказал ему о своем впечатлении. – А вы, верно, никогда не слушали столбового пения? – спросил меня игумен. – Нет, отвечаю, даже названия не знал. – А что такое столбовой дворянин? – Ну, это значит, имеющий дворянский род. – Так и столбовое пение, это – древнее пение, мы заимствовали его от отцов, а те – от греков. Теперь оно редко где встречается, забывают его, много появилось новых напевов Алябьева, Львова и др. Правда, и из новых есть необычайно талантливые, например Турчанинов. Его напевы известны не только в России, но и за границей, даже в Америке, англичане оценили его тоже по достоинству. Недавно регент спрашивает меня: – Благословите запричастное спеть «Воскресения день». – Бог благословит, – отвечаю, – это и нужно. – Только новым напевом. – Каким же? Пропойте хотя бы на один голос. Он пропел. – Ну, говорю, – такой напев может вызвать только слезы уныния, а совсем не радостное настроение. Нет уж, пойте по-старинному. Так и спели (прп. Варсонофий, 29). Напев пасхального канона составлен Иоанном Дамаскиным , и так дивно, величественно составлен, что он только возвышает душу и исполняет духовной радости по мере приемлемости каждого (прп. Варсонофий, 29). Пение гимнов или духовных стихов не грех . Но это хорошо для мирян. Хорошие мысли и мотивы настроение создают хорошее, не то что мирские песни. Но для монаха пение гимнов не подходит. Они отвлекают от молитвы. Разве может сравниться какое-либо, хоть и хорошее, пение с молитвой Иисусовой? Она превосходит все. Она высшая радость и утешение. Все остальное только мешает молитве. Пение – это мягчайшая пища, а монах должен твердой питаться (прп. Никон, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В большом разрыве детских и муж. голосов (2 октавы) прослеживается влияние Турчанинова. По архивным данным известно о существовании ряда церковных произведений Е., не обнаруженных в наст. время: «Достойно есть» си минор, «Достойно есть» 8-го гласа обычного распева, «Един Свят», кондака и акафиста прп. Серафиму Саровскому, «Видехом свет» и «Да исполнятся уста наша», «Царю Небесный» 3-голосного знаменного распева, тропаря свт. Иннокентию Иркутскому, «Милость мира» на литургии св. Василия Великого, «Буди имя Господне», ектений Грузинской Церкви, «Приидите поклонимся», Трисвятого из русско-груз. литургии (не окончено). В 1915 г. в Петрограде в изд-ве П. М. Киреева вышел в свет «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов» под редакцией Е. 11: Из литургии), в к-рый вошли сочинения композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., а также произведения Е. и П. И. Гребенщикова («Благослови, душе моя, Господа» сербского напева) и обиходные песнопения. В том же году Е. был привлечен Товарищеским хоровым изд-вом в Петрограде в жюри по отбору произведений (см.: ХРД. 1915. 10). Сочинения Е. исполнялись в выступлениях хоров под его упр.: в Тамбове - тропарь «Заступнице усердная» (4 апр. 1908), «Милость мира» (8 сент., 26 дек. 1908); в Тифлисе - «Царю небесный» (25 марта 1911), Херувимская песнь (4 марта 1912), а также в концертах др. известных хоров: С.-Петербургского митрополичьего хора под упр. И. Я. Тёрнова в Нарве и Гунгербурге (ныне Нарва-Йыэсуу, Эстония; 13 июня 1913); хора Иоанно-Дамаскинского церковнопевч. братства и соборного хора под упр. Л. Н. Соколова и И. Н. Казанцева в Н. Новгороде (13 марта 1916). В послереволюционное время Е. потерял работу и перебивался временными заработками. В 1917-1920 гг. работал в хоровых кружках, играл в оркестрах при клубах, в ресторанах, в театрах «Тиволи» и «Сатирагит». С 1921 г. на Тифлисском паровозоремонтном заводе им. И. В. Сталина занимал должности конторщика, зав. конторой цеха, старшего табельщика. В 1926-1929 гг. состоял членом ленинградского Об-ва драматических писателей и композиторов (Драмосоюз; секция духовных композиторов).

http://pravenc.ru/text/189921.html

Л. был редактором первых 6 выпусков «Исторической хрестоматии церковного пения», издававшейся книжно-муз. магазином П. К. Селиверстова в С.-Петербурге (1902-1904). В эти выпуски вошли неск. десятков концертов и других духовно-муз. произведений А. Л. Веделя , Дж. Сарти , С. А. Дегтярёва , М. С. Березовского , иером. Виктора (Высоцкого) , Ф. М. Максименко, В. М. Орлова и архим. Иосифа (бóльшая их часть была напечатана впервые). В духовно-муз. творчестве - сочинениях и переложениях древних распевов - Л. стремился к реализации своих теоретических идей, но его произведения не всегда обладали внутренней стилистической цельностью: в них сочетались черты первых образцов рус. многоголосия, итал. концертного стиля рубежа XVIII и XIX вв. и нем. хоральной музыки, а также особенности языка немецкой позднеромантической гармонии. Наиболее интересны следующие музыкальные сочинения Л.: Херувимская демественная, Пение при архиерейском служении, «Хвалите имя Господне» 14), «Христос воскресе» абиссинского напева 16), Задостойник Пасхи 11), «Покаяния отверзи ми двери» 13). Произведения Л. исполнялись в С.-Петербурге митрополичьим хором под упр. И. Я. Тёрнова , любительским хором В. В. Певцовой и др., в Москве иногда звучали в концертах Синодального хора . В 1917 г. Л. стал членом либерального Всероссийского союза демократического духовенства и мирян . На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Е. М. Витошинский , возглавлявший подотдел по церковному пению отдела о богослужении, проповедничестве и храме, предложил пригласить Л. в числе музыкантов для участия в работе этого подотдела, что, по-видимому, не было осуществлено из-за нехватки средств. изд. автора: совр. изд.: Муз. соч.: изд. автора: Духовно-муз. произв.: Для смеш. хора. СПб., 1902–1913. 1–54; Иоанн Дамаскин. Гимн Воскресению (слова А. К. Толстого): Для муж. хора: Op. 14. СПб., 1903; Молитва («Научи меня, Боже, любить», слова К. Р.): Для смеш. хора: Op. 14. 2. СПб., 1904; Две песни из Апокалипсиса: Для голоса с фп.: Op. 18. СПб., б. г.; изд-во П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч. М., Ор. 6: Для однородного 4-голосного хора. 1: «Слава, и ныне: Единородный Сыне», 2: «Милость мира», 3: «Отче наш», 4: «В память вечную»; Ор. 17: Для смеш. хора. 1: «От юности моея»: Болг. расп., 2: «Достойно есть»: Путевого расп., 3: «Взбранной Воеводе»: Киев. расп.; совр. изд.: Пение при архиерейском служении: Демественное: Патриаршее. М., 1996; «Покаяния отверзи ми двери»//«Покаяния отверзи ми двери». «На реках Вавилонских»: Для смеш. хора/Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2000. С. 23–26; Многолетствование (Ор. 22)//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 79–80; «Дева днесь»: Греч. расп., «Чертог Твой», 2: Киев. расп., «Вечери Твоея тайныя» (соч. 4), «Ангел вопияше» 2 (соч. 11), «Хвалите имя Господне» (соч. 15)//У святого Престола: Литургическая музыка правосл. священнослужителей/Сост.: Г. А. Смирнов. М., 2012. С. 131–138.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Композиторы Нового направления в рус. духовной музыке ввели новые М. р. в свои многоголосные обработки. Первыми опубликованными сочинениями А. Д. Кастальского стали «Милость мира» и «Достойно есть» сербского распева , позже появились его «Херувимская» 30) и «Единородный Сыне» 66) того же распева. В наследии главы московской школы есть херувимские напевы московского Успенского собора 19) и «Владимирская», а также «Тебе поем» груз. распева. Интерес к «экзотическому» груз. распеву появился в кон. XIX в., когда цикл Н. С. Кленовского «Песнопения на Литургии св. Иоанна Златоустого» груз. (кахетинского) распева (1899; М., 1902) вызвал в прессе полемику, связанную с проблемой адекватного отражения в многоголосии специфики цитируемого распева (см. об этом: Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в. М., 2007. С. 146-150). С развитием нотоиздательского дела в кон. XIX в. увеличилось число публикуемых анонимных обработок М. р. Прежде всего это песнопения Обихода - ектении, херувимские, «Милость мира», причастны и др. Наибольшая доля приходилась на московский распев, под которым могли понимать мелодические версии, распространенные в Москве и епархии, поэтому вопрос о его происхождении в каждом случае должен рассматриваться отдельно. Московский распев представлен ектениями (Церковно-певческий сб. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2. 111; Ектении/Ред.-сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. II (сугубые) 7, 8, 15), песнопениями литургии (напр.: «Во царствии Твоем», «О Тебе радуется», «Тело Христово»//Сб. духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8: На литургии. 9, 84, 160), всенощной («От юности моея»//Там же. 1914. Вып. 9: Всенощное бдение. 27), венчания (Там же. 1916. Вып. 21: Венчание. 8, 21), Постной Триоди (Трипеснцы Страстной седмицы//Там же. СПб., 1912. Вып. 2: Из Постной Триоди. 5) и др. («С нами Бог», «Тело Христово», «Радуйся Невесто неневестная», «Во царствии Твоем», «Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние»//Сб. церк. песнопений/Сост.: В. М. Орлов. М., 1897. 1, 3, 4, 9-11).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010