Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОХТИШО Бохтúшо [Бахтишу; араб.  ], знаменитая на Ближ. Востоке в VIII-XI вв. династия врачей-христиан. Происходили из сирийцев-несториан из г. Гундишапур (араб. Джунди-Сабур, сир. Бет-Лапат), славившегося своей медицинской школой. Основоположник династии Джурджис ибн Бохтишо († 769), глава местного госпиталя, автор медицинских трактатов, был в 765 г. приглашен к халифу аль-Мансуру, страдавшему от болей в желудке. Исцелив халифа, Джурджис остался при дворе, однако перед смертью испросил разрешения вернуться на родину и был отпущен с большим почетом. Его сын Бохтишо, к к-рому перешло заведование госпиталем в Гундишапуре, был вызван в Багдад халифом аль-Махди (775-785) к тяжело заболевшему наследнику. Несмотря на успешное исцеление больного, Бохтишо вынужден был впосл. покинуть столицу из-за интриг соперников. В 787 г. халиф Харун ар-Рашид, страдавший от головных болей, снова призвал его ко двору и сделал своим личным врачом. После смерти Бохтишо в 801 г. эту должность унаследовал его сын Джибраил, уже снискавший известность как искусный врач (медицинские знания того времени передавались от отца к сыну как секреты профессионального мастерства). Во время предсмертной болезни Харуна ар-Рашида в 809 г. Джибраил впал в немилость за свои слишком откровенные прогнозы и консультации. Некий епископ, лечивший Харуна ар-Рашида после Джибраила, еще более настроил против него халифа, к-рый приговорил его к смерти. Однако везир намеренно промедлил с исполнением приговора, Харун ар-Рашид умер, а его сын аль-Амин снова сделал Джибраила придворным врачом. После свержения в 813 г. аль-Амина его братом аль-Мамуном Джибраил провел неск. лет в заточении, в 817 г. был освобожден и приближен ко двору, через 3 года снова попал в опалу и был заменен своим зятем Михаилом. Однако в 827 г., когда Михаил не смог исцелить халифа от болезни, аль-Мамун в очередной раз призвал в Багдад Джибраила, а затем в благодарность за свое быстрое выздоровление вернул ему придворный пост и все конфискованное имущество.

http://pravenc.ru/text/153277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН свт. (пам. древнегруз. 13 нояб.), архиеп. Эдесский (кон. VIII - нач. IX в.). Житие И. сохранилось полностью в груз. переводе в составе агиографического сборника (Lond. Brit. Lib. Add. 11281 (между 1034 и 1042; изд. с рус. пер. прот. К. Кекелидзе) и в отрывках на араб. языке. Араб. Житие существовало по крайней мере в 4 рукописях; из них сохранилась только одна (Sinait. arab. 411. Fol. 191r - 198r, 1287 г.; со значительными лакунами; Житие опубл. Дж. С. Ламоро и Х. Хейраллой с англ. пер.). Др. араб. рукопись Жития И. (Х в.?), хранившаяся в б-ке Лёвена, сгорела во время второй мировой войны, но отрывок текста об испытании И. ядом был издан с лат. переводом П. Петерсом ( Peeters. 1930. P. 87-89). Сличение Ламоро этого фрагмента с соответствующим отрывком изданного им текста показало, что речь идет о 2 араб. версиях Жития И., восходящих к более раннему тексту, к-рый, вероятно, лег и в основу груз. перевода. Из оглавления рукописи Mingana Chr. Arab. Add. 172 (ок. 1400) и из упоминаний о рукописи 2252 из мон-ря Дайр-эль-Мухаллис известно, что в их состав также входило араб. Житие И. Языком оригинала Жития И. Кекелидзе считал сирийский или арабский, Петерс - греческий, Ламоро и Хейралла - арабский. Житие И. ограничивается изложением только его религ. диспута с иудеем Финеесом в присутствии халифа Харуна ар-Рашида (786-809). Согласно Житию, врач Финеес занимал высокое положение при дворе халифа и, пользуясь своим влиянием, склонил его к отстранению христиан от гос. службы. Узнав об этом, И. на 18 дней затворился в храме перед Нерукотворным образом Спасителя в Эдессе и получил откровение о том, что Бог даст ему силу победить иудея. Собрав подчиненных ему епископов, И. вместе с ними отправился в резиденцию халифа г. Ракку. Харун ар-Рашид, получивший во сне повеление с честью принять И., выехал ему навстречу и предоставил все необходимое для пребывания в городе. Финеесу же было открыто, что он будет побежден и обращен И.

http://pravenc.ru/text/468949.html

Православный святой из племени Мухаммеда (версия для печати) / Православие.Ru Православный святой из племени Мухаммеда Православие.Ru , 1 октября 2010 г. Харун ар-Рашид О житиях древних святых Антиохийской Православной Церкви мало известно, поскольку многие из них были преданы забвению, и лишь сравнительно недавно сокровища православного наследия на арабском языке стали вновь доступны для изучения. Среди этих святых особое место занимает святой мученик Антоний-Равах, живший в конце VIII века в Дамаске. Он был знатным арабом-мусульманином из племени курайш, из которого происходил и основатель ислама Мухаммед. Благодаря чуду обратившись в христианство, он принял крещение, а затем и монашество с именем Антоний. Его история стала столь известной, что сам халиф вызвал его к себе и после короткого собеседования о вере приказал казнить – это случилось 25 декабря 799 года. Его младший современник, епископ Харрана Феодор Абу Курра († 830), знаменитый православный богослов и полемист того времени, писал в своей «Книге о иконах»: «В наше время жил один хорошо известный мученик. Он был родом из знатной мусульманской семьи, и многие знают о его истории. Пусть вспомнит он о нас в молитвах ко Христу! Звали его Антоний. Он рассказывал, что стал христианином из-за чуда, которое видел от иконы святого мученика Феодора». Пересказываемая из уст в уста и обрастающая новыми подробностями история святого Антония дошла до преподобного Григория Декаполита († 842), который записал ее как «Историческое сказание, весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал [и стал] мучеником за Господа нашего Иисуса Христа». Были и другие жития мученика Антония, авторы которых неизвестны. Предлагаем перевод одного из них . Во имя Бога единого, Отца, Сына и Святого Духа. Сказание о святом Антонии, который стал мучеником в городе Ракка во дни [халифа] Харуна ар-Рашида. Св. Феодор Тирон В те времена жил в Дамаске один знатный человек по имени Равах, он обитал в районе Найраб, недалеко от монастыря, посвященного святому мученику Феодору [Тирону]. Сей Равах, происходивший из [арабского] племени курайш, часто приходил в церковь и дерзко похищал святые дары и ел их, разрывал напрестольные облачения, сбрасывал кресты со своих мест и причинял много бед священнику и тем, кто прислуживал за богослужением в церкви святого Феодора. Дом его был обращен в сторону храма, и он следил за всем, что делали христиане, приходившие в воскресный день.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Путин пообещал повысить статус археологических объектов. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Путин пообещал повысить статус археологических объектов 26.07.2010 17:20 Версия для печати Великий Новгород, 26 июля. Премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал повысить статус ряда археологических объектов России. В ходе поездки в Великий Новгород Путин провел видеоконференцию с руководителями археологических экспедиций. Профессор кафедры археологии и этнологии Дагестанского госуниверситета Муртазали Гаджиев рассказал премьер-министру о выдающемся памятнике раннесредневековой оборонительной архитектуры - о цитадели Нарын-кала /город Дербент/. Здесь была найдена древнейшая в мире официальная мусульманская надпись 792 года с упоминанием халифа Харуна ар-Рашида, героя сказок «Тысячи и одной ночи».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Религ. политика первых А. (2-я пол. VIII - 1-я треть IX в.) не отличалась от омейядской. Немусульмане (зиммии) продолжали занимать престижные социальные ниши, играя лидирующую роль в торговле и финансах, многих ремеслах, медицине, гос. аппарате. В правление халифов аль-Мансура и аль-Махди (775-785) мусульмане открыто высказывали недовольство засильем чиновников-зиммиев, однако власти вынуждены были терпеть такое положение дел из-за нехватки образованных мусульман. При аль-Мансуре произошло 2 восстания коптов в Египте против сборщиков налогов; в 759-760 гг. взбунтовались христиане Ливанских гор (разбиты в сражении у Баальбека). Важным источником о положении зиммиев в VIII в. служит сочинение советника халифа Харуна ар-Рашида законоведа Абу Юсуфа, где излагается, как следует обращаться с подданными-немусульманами. Из этого произведения явствует, что, за исключением злоупотреблений при сборе налогов, христиане не подвергались никаким особым гонениям; ограничения, наложенные на зиммиев Омейядами при Умаре II, давно не соблюдались. Однако наместники, в частности, в Египте иногда по собственной инициативе преследовали христиан, разрушая церкви, возведенные после араб. завоевания. Единственное крупное гонение на христиан при Харуне ар-Рашиде произошло в Сирии в 807 г.; его причиной были раздоры в среде яковитского клира, когда одна партия обвинила другую в сношениях с греками; халиф повелел разрушить новопостроенные церкви в пограничной с Византией области (к нач. IX в. в мусульм. праве складывается представление о недопустимости постройки новых христ. храмов; христианам разрешалось лишь ремонтировать старые церкви, построенные до ислам. завоевания); преследования распространились вплоть до Иерусалима; чернь громила церкви, не разбирая, старые они или новые. Следующая полоса бедствий христиан была связана с междоусобной борьбой аль-Амина и аль-Мамуна, сыновей Харуна ар-Рашида, когда Сирия и Египет страдали от голода, смут и анархии (809-813). Противоборствующие армии и банды разбойников грабили христиан и жгли мон-ри. После утверждения власти аль-Мамуна мон-ри были восстановлены и туда вернулись монахи. В 831 г. егип. копты подняли очередное восстание, вызванное, как и раньше, алчностью правителей и тяжелыми налогами. Халиф прибыл в Египет и жестоко подавил мятеж; пленных повстанцев казнили, их семьи продали в рабство, опустевшие копт. деревни заселили мусульмане. С тех пор егип. христиане больше не восставали. В то же время лояльные властям зиммии преследованиям не подвергались. Христиане из окружения халифа легко получали право строить новые церкви. К этой эпохе относится беспрецедентный случай, когда христианин Макар из егип. г. Бура получил должность местного военачальника с правом носить меч и предстоять в мечети на пятничной молитве.

http://pravenc.ru/text/Аббасиды.html

Круглый город. План-реконструкция (по Ласснеру) Круглый город. План-реконструкция (по Ласснеру) Следующие 70 лет, с кон. VIII по 1-ю пол. IX в., были временем наибольшего расцвета Б. Халиф аль-Махди перенес свою резиденцию в ар-Русафу, после чего район на вост. берегу Тигра стал играть все более значительную роль в жизни города и скоро сравнялся по размерам с его зап. частью. При халифе Харуне ар-Рашиде (786-809) Б. достиг зенита своего развития. Во время междоусобной войны сыновей Харуна ар-Рашида, аль-Амина, правившего в Б., и аль-Мамуна, эмира Хорасана, город подвергся длительной осаде (812-813) хорасанской армией. В ходе боев была сильно разрушена зап. часть столицы, впосл. никогда уже не достигавшая прежних размеров. Аль-Мамун (813-833) окончательно перенес резиденцию халифов на вост. берег. Б. в его правление пережил новый подъем и период масштабного строительства. В 836 г. халиф аль-Мутасим из-за постоянных столкновений багдадцев с придворными тюрк. гвардейцами халифа перенес столицу в г. Самарру, вверх по Тигру. Б. тем не менее оставался крупнейшим культурно-экономическим центром мусульм. Востока. В 865 г. халиф аль-Мустаин, тяготившийся зависимостью от своей тюрк. гвардии, бежал из Самарры в Б. и был там осажден тюрками, избравшими нового халифа. За год осады, закончившейся капитуляцией аль-Мустаина, сильно пострадали вост. кварталы города, впосл. восстановленные лишь частично. С 892 г. халифы снова вернулись в Б. и отстроили в его юго-вост. части новый комплекс дворцов, окруженных садами и протяженной стеной; вокруг образовалось кольцо густозаселенных кварталов. В Х в. Б. тянулся по берегам Тигра на 7-8 км; его население, по нек-рым подсчетам, достигало 1,5 млн чел. Заметную часть населения средневек. Б. составляли христиане (А. Мец оценивает их численность на IX-X вв. в 40-50 тыс.). Большинство их компактно проживало в квартале Дар-ар-Рум, находившемся в сев.-вост. р-не Шаммасия (арам. Шаммас - диакон). Средневек. авторы писали, что первыми жителями христ.

http://pravenc.ru/text/77320.html

оригинале и скорее всего не зачитывавшейся Собору ) папа Адриан ставит условия, при которых он согласен прислать своих представителей: проклятие иконоборческого лжесобора; письменные гарантии (pia sacra) со стороны императора и императрицы, патриарха и синклита беспристрастности и безопасного возвращения папских посланцев даже в случае их несогласия с решениями Собора; возвращение конфискованных владений Римской Церкви; восстановление юрисдикции папы над церковным округом, отторгнутым при иконоборцах. Заявив, что «кафедра св. Петра на земле пользуется первенством и учреждена с тем, чтобы быть главою всех Церквей Божиих», и что только к ней может относиться название «вселенской Церкви», папа выражает недоумение по поводу титулования патриарха Константинопольского «вселенским» (universalis patriarcha) и просит, чтобы впредь это титулование никогда не употреблялось. Далее папа пишет, что был обрадован вероисповеданием патриарха Тарасия , но возмущен, что на высшую церковную степень возведен человек светский (apocaligus, букв.— снявший военные сапоги), «ибо таковым совершенно не знакома обязанность учительства». Тем не менее папа Адриан соглашается с его избранием, поскольку Тарасий участвует в восстановлении святых икон. В конце, обещая императору и императрице покровительство св. Петра, папа ставит им в пример Карла Великого , который покорил «все варварские нации, лежащие на Западе», и вернул Римскому престолу отнятое у лангобардов «наследие св. Петра» (patrimonia Petri). Посольство к вост. патриархам ( Политиану Александрийскому , Феодориту Антиохийскому и Илии II (III) Иерусалимскому ), чьи Церкви находились на территории Арабского халифата , встретилось со значительными трудностями. Несмотря на перемирие, заключенное после опустошительного похода буд. халифа Харуна ар-Рашида в 782 г., отношения империи с арабами оставались напряженными. Узнав о цели посольства, православные Востока, привыкшие со времен прп. Иоанна Дамаскина отстаивать иконопочитание от нападок византийцев, не сразу поверили в резкий поворот церковной политики Константинополя.

http://drevo-info.ru/articles/4158.html

наследия. Маргинальная заметка в рукописи Oxon. Bodl. Poc. 10 указывает, что знаменитый сир. гимнограф еп. Павел Эдесский (нач. VI в.) переводил греч. гимны Севира Антиохийского «в традициях Кеннешре». Вероятно, в К. были выполнены переводы на сир. язык мн. медицинских трактатов галеновского корпуса, а также астрономических сочинений александрийской школы, к-рые легли в основу трудов Севира Себохта (VII в.), повлиявших на развитие араб. астрономии. В ряде рукописей Севир назван «епископом Кеннешрина», однако этот титул, по всей видимости, относится не к К., а к Халкиде. Выдающиеся деятели Сирийской яковитской Церкви , к-рые получили образование в К. во 2-й пол. VI-IX в.: автор одной из редакций сир. перевода НЗ (616) Фома Харкальский , возможно, Георгий , епископ арабов (ок. 640-724), еп. Иаков Эдесский (ок. 633-708), патриархи Юлиан I (591-594), Афанасий I (595-631), Феодор (649-667), Афанасий II (684-687), Юлиан II (687-708), Георгий (2-я пол. VIII в.) и Дионисий Телль-Махрский (818-845). В 20-х гг. IX в., в ходе антиаббасидского мятежа Насра ибн Шабаса аль-Укайли, К. был разграблен и сожжен бандой арабов-разбойников. Многие ближневост. мон-ри в эту эпоху подвергались нападению бедуинов, к-рые безнаказанно разоряли христ. обители в условиях политической дезинтеграции халифата и гражданской войны сыновей Харуна ар-Рашида (811-813). Впосл. (до 826) патриарх Дионисий Телль-Махрский получил от правителя Сев. Сирии Усмана ибн Сумамы разрешение вновь отстроить К. Окончательно К. прекратил существование, вероятно, в XIII в. Из К. происходят 3 ранних сиро-яковитских минология, сохранившихся в рукописях Lond. Brit. Lib. 17147 (VII в.?), 14504 (IX в.) и 14519 (XII-XIII вв.): все они начинаются 1 дек. памятью настоятеля К. Барлахи и включают памяти др. настоятелей обители (наибольшее число (6) - в Lond. Brit. Lib. 14504). Ист.: Mich. Syr. Chron. Т. 2. P. 171; T. 3. P. 23; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 259-356; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau.

http://pravenc.ru/text/1684187.html

А после 17 ночей вдруг воссиял во тьме свет, который осветил всю темницу, и раздался голос, сказавший: «Не бойся, Антоний, тебя ожидает [один] венец с мучениками и праведниками». Другие заключенные видели этот свет и рассказали надзирателю, а тот пошел и сообщил судье. Когда судья услышал об этом, то удивился и повелел вывести [Антония] из темницы и посадить в тюрьму с подобными ему [по знатности] курайшитами и арабами. Те беспокоили его спорами, насмехались над его словами и ругали за [принятие] христианской веры. Но Христос помогал [мученику] и вкладывал в его ум доводы против их нападок. Наступила ночь, и перед рассветом [Антоний] увидел двух облаченных в белое старцев, один из которых держал светильник со множеством ламп, горевших без масла, а другой держал венец. И [сей старец] возложил венец на главу мученика. Святой весьма возрадовался такому видению. А когда рассвело, судья приказал вывести его [из тюрьмы] и перевезти в город Халеб; оттуда его переправили к Евфрату, а затем в Ракку. Здесь [Антония] передали правителю по имени Хартама, который запер его в очень тесной камере городской тюрьмы. Весть об этом деле дошла до [халифа] Харуна ар-Рашида, который приказал освободить его от цепей и привести к нему. Когда Харун ар-Рашид увидел [Антония], то сказал: «Горе тебе, благородный Равах! Что заставило тебя сделать с собою то, что ты сделал? И что это за одежда на тебе? Может быть, тебе нужны динары? Я улучшу твое положение, и ты будешь изобиловать благами. Откажись от этого образа мыслей и не заблуждайся». Блаженный ответил: «Нет, поистине меня не ввели в заблуждение, ибо я уверовал и познал Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир; Он – свет и спасение для каждого, кто ищет [Его] и жаждет Его благосклонности. Теперь я – христианин, верующий в Отца, Сына и Святого Духа». Как только ар-Рашид услышал эти слова, он приказал отрубить ему голову. Святой же сказал [халифу]: «Поистине сегодня ты исполнил мое желание, поскольку я троекратно согрешил пред Господом и, полагаю, от этих грехов очищусь только через отсечение моей головы». Ар-Рашид спросил: «Что же это за три греха?»

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

конфликт был связан с управлением вост. диоцезами Сирийской яковитской Церкви мафрианом , кафедра к-рого находилась в Тагрите. Сначала К. назначил на эту кафедру митр. Симеона, однако из-за недовольства паствы его действиями был вынужден отстранить его, что вызвало церковную распрю. В 812/3 г. в Харране по этому вопросу был созван 4-й за время Патриаршества К. Собор. Поскольку его участники не смогли прийти к согласию, Симеон удалился в мон-рь и письменно отрекся от кафедры. Собор утвердил 26 канонов, адресованных преимущественно клирикам и монахиням (The Synodicon in the West Syrian Tradition. 1976. Vol. 2. [Pt. 1.] P. 17-24; [Pt. 2.] P. 18-27). Впосл. К. добился примирения Симеона с вост. епископами и хотел восстановить его на престоле, но тот умер. Его преемником К. поставил Василия из Балада. Василий воспротивился практике ношения митрополичьего титула архиереем Мосула Даниилом, который также имел высокий статус, но должен был подчиняться мафриану. В результате в Мосуле разгорелся конфликт между сторонниками Даниила и поддержавшей его обителью-епископством Мар-Маттай , с одной стороны, и приверженцами Василия и К.- с другой. После взаимных анафематствований и карательных мер, принятых мусульм. властями, К. созвал в авг. 817 г. Собор в Мосуле. На нем в отношениях Тагритского и Мосульского митрополитов был закреплен status quo, о чем было составлено особое послание к «верующим Востока» (имеются в виду вост. диоцезы Сирийской яковитской Церкви, прежде всего обл. Бет-Гармай), сохранившееся в составе «Хроники» Михаила Сирийца ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 495-497; переизд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 471-475). В 829 г. патриарх Дионисий Телль-Махрский закрепил за Даниилом титул мафриана. В 10-х гг. IX в. В. Приевфратье превратилось в арену кровопролитного противостояния бедуинских группировок, а также халифских войск, преданных сыновьям Харуна ар-Рашида: одни - аль-Амину, другие - аль-Мамуну. В связи с этими событиями К., как и всему населению округи, пришлось выдержать немало бедствий, в т.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010