Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (+ 1299) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Св. благоверный князь Довмонт, в святом Крещении (1265) Тимофей, принадлежал к литовскому княжескому роду. Когда в Литве произошел государственный переворот, он должен был со своими родственниками (см. житие прп. Харитина — 5 окт.) оставить родину. Он нашел убежище в вольном городе Пскове, и псковичи избрали его своим князем. Он окружил город высокой стеной, называемой Довмонтовой, и счастливо воевал с врагами своего города — немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего и его рукой надевал свой меч. По утверждению уроженцев города Пскова, это был тот самый меч с надписью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Чести моей никому не отдам», который впоследствии лежал на гробнице князя Довмонта и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе св. князя. Псковичам князь Довмонт говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто молод — тот брат!» Он был женат на княжне Марии Димитриевне (в св. схиме Марфа, память ее 8 нояб.), внучке св. вел. князя Александра Невского (память его 30 авг.), и заботился об отце ее князе Димитрии Александровиче, изгнанном братом своим вел. князем Андреем, до его смерти, а после, как удельный князь, был верен Андрею. За все эти добродетели любили его псковичи. В самый последний год жизни князь Довмонт отбил Псков от немцев, неожиданно захвативших его (см. житие прмч. Иоасафа и Василия — 4 марта). Когда же он умер, была во Пскове «туча великая» — пишет летописец. Св. князь Довмонт погребен в Троицком соборе, и в XIV в. ему уже была посвящена церковь, а в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба.

http://sedmitza.ru/lib/text/437231/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Белорусские свв. - житие Собор Белорусских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 77 угодников Божиих. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор. Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский. 15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси. Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти. Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.

http://pravicon.com/info-1873

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Пятница, 18 октября 2024 г. (5 октября ст.ст.) Седмица 17-я по Пятидесятнице Глас 7, Пост. Пища с растительным маслом мц. Харитины Амисийской (Понтийской) (304) . свтт. Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея Руси чудотворцев . прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071) Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах . прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся, игумении (1281) . сщмч. Дионисия Александрийского, епископа (264-265) . мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344) . прп. Григория Хандзтийского, архимандрита (861) (Груз.) . исп. Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского (1959) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:17-25 Ев.- Лк.7:31-35 свтт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. мученице Харитине Амисийской Тропарь мученице Харитине Амисийской, глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Харитина/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю/и, Тебе ищущи, страдальчествую,/и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./Тоя молитвами,//яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученице Харитине Амисийской, глас 2 Крепким разумом, Харитино,/душу утверждши верою,/борителя врага яве посрамила еси,/у Христа предста, всеблаженная,/червленицу от кровей твоих носящи,/и присно со Ангелы радуешися,//моли за ны, страстотерпице. святителям Московским

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харитина Литовская, Новгородская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская (память 5 октября по старому стилю) Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине. В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее — отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это — отзывчивость, благодаря которой она смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья — мать и отец в одном лице. В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима — не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом. Преподобная Харитина является также небесной покровительницей Литвы и литовского народа. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Харитина Литовская, Новгородская, прп. " .

http://pravicon.com/info-3596

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Харитина Литовская, Новгородская, прп. Описания иконы Харитина Литовская, Новгородская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская (память 5 октября по старому стилю) Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине. В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качест[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 11098.jpg:   Размер: 198x1148, 0.23 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (118) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11099.jpg:   Размер: 894x626, 0.56 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (133) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3187

По памятникам, преп. Харитина была урождённая княжна Литовская и подвизалась в Новгородском девичьем монастыре св. Апостолов Петра и Павла на Синичьей горе 85 . Время подвигов её неопределённо показано в памятника 86 , так я что остаётся определять его соображением; а между тем это время может показать особенность и в духовной жизни княжны. Известно, что каменный храм обители, где почивают мощи преподобной, построен в 1192 г. 87 . Если же храм Петра и Павла существовал уже тогда, как блаж. Харитина начала жить в Новгороде, то время жизни её в Новгороде надобно отнести к XIII столетию; с другой стороны известно, что вторая половина XIII стол. Была бурным, кровавым временем для Литвы. В 1265 году многие лица княжеского Литовского дома поспешно удалились из Литвы в Россию, князь Довмонт – во Псков, а сын князя Товтивилла с двором своим убежал из Полоцка в Новгород 88 . По летописи, Новгородцы хотели тогда перебить прибежавших к ним Литовцев, за прежние обиды Литвы Новгороду; но кн. Ярослав не допустил их до того 89 . Таким образом открывается, что Литовская княжна Харитина была из числа лиц, гонимых бурей времени, помимо личных дел своих. Оттолкнутая миром, она не искала более ничего в мире и посвятила всю жизнь свою на служение Господу. Приняв иночество, она за добродетельную жизнь поставлена была в начальницу обители и до самой кончины своей была образцом смирения, чистоты и строгого воздержания для подчинённых ей. Так христианская добродетель не имеет нужды в счастье для своих успехов; она и от несчастья крепнет и растёт, и переводит чтителя своего с земли на небо. По памятникам, кн. Харитина почила 5 окт. 6000 л. или 7000 л. Обращая это неопределённое время в определённое, после сказанного по летописям, полагаем, что св. княжна игуменья окончила подвиги свои в 6790 – 1281 окт. 5 д. С 1764 г. храм Ап. Петра и Павла, где почивают мощи её под спудом, – кладбищный Софийской стороны. Память её местно чтится 5 октября 90 . Св. святителей Всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Харитина — преподобная. Сведений о жизни Харитины сохранилось очень мало; известно лишь, что она родилась в Литве, принадлежала к княжескому роду, что, переселившись в Россию, приняла монашество в Петропавловском девичьем монастыре на Синичьей горе под Новгородом и умерла в сане игуменьи этого монастыря . Время ее жизни в рукописных святцах неопределенно отнесено к седьмому тысячелетию (в лето 6000); поздняя напись на раке святой сообщает, что она преставилась " в лето от сотворения мира 7000, от рождества Христова 1492, октября 5, при великом князе Иоанне Васильевиче, при митрополите Московском Зосиме Брадатом и при архиепископе Новгородском св. Геннадии " ; можно думать, что составители написи на раке, желая поправить невероятный числовой знак s (=6000) в фразе святцев " бысть в лето 6000 месяца октября в 5 день " и не поняв, что он означает не год 6000-й (т. е. по нашему счислению 492), а тысячелетие, переделали его в знак з (=7000), более естественный, чем прежний. Новейшие агиографы, пытаясь определить время жизни преп. Харитины на основании исторических данных, берут за исходную точку объяснение причины появления литовской княжны в России; пользуясь этим путем, они относят ее деятельность ко второй половине XIII века, когда многие литовские князья, между прочим Довмонт с целым родом, бежали из Литвы от междоусобий и неурядиц своего отечества в псковские и новгородские области. Такого мнения придерживался и преосв. Филарет, считавший годом смерти Харитины 1281 год (т. е. от сотворения мира 6789 и 6790). Определение дня смерти преп. Харитины 5-ым числом месяца октября, вероятно, тоже неверно, так как это день памяти мученицы Харитины, замученной при императоре Диоклетиане в 304 г. Мощи преп. Харитины покоятся под спудом в Новгороде в церкви Петра и Павла, превращенной в 1764 г. в кладбищенскую церковь из бывшего женского Петропавловского монастыря . Преп. Харитина чтится местно, неизвестно с какого времени. По иконописному подлиннику святая изображается на иконах так: " подобием простовласа, девица в единой свите без мантии " .

http://sobory.ru/article/?object=00428

Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276 Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Св. Великая Княжна Анна Всеволодовна преставися в лето 6594 майя в 18 день, в инокинях, в Андреевском монастыре в Киеве, зовома Янка. Св. Княжна Улиана Оболенская. Положена в Печерском Монастыре в лето 6600 июля в 26 день. 2) Новгород. Св. благоверная Княгиня Анна (супруга Св. В. К. Владимира Ярославича). Преставися в лето 6570. Св. Княжна Чехина, инокиня Харитина, в Петропавловском монастыре на Синичье горе, в лето 6600 октября в 5 день. Родом Королевства Литовского. Св. преподобная Гликерия девица, в Новегороде на Легощи улице, в церкви Флора и Лавра. 3) Псков. Св. благоверная Княгиня Мария Димитриевна Александровича Невского, жена Домонтова. Преставися в лето 6808. Преподобная инокиня Васса Печерская. Была сожительница до иночества Ионы-строителя (Печерской обители). 4) Москва. Св. преподобная Великая Княгиня Евдокия, во инокинях Евфросиния, начальница Вознесенского монастыря. Преставися в лето 6915 июня в 17 день. Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, иже на Москве. Преставися в лето 7056 ноября в 8 день. 5) Ярославль. Св. благоверные Княгиня Ксения и Анастасия. Положены в Древлепетропавловском монастыре. 6) Устюг. (Св. праведный Иоанн и) Св. праведная Мария, жена его. Начальники града Устюга. Положены у церкви Вознесения Господня на посаде. Беша в лето 6000. 7) Новоторжск, иначе Торжок. (Св. Князь Симеон Вяземский. Убиен от Князя Юрия Смоленского в лето 6900.) Св. благоверная Княгиня Иулиана, Новоторжская Чудотворица. Убиена от того же Князя за целомудрие в лето 6900. 8) Кашин. Св. благоверная Княгиня инокиня Анна, Кашинская Чудотворица. Преставися в лето 6830. 9) Василев. (Св. и преподобный Гавриил и) сестра его Анастасия, Василевские Чудотворцы. Беша в лето 7000. 10) Суздаль. Св. праведная Княжна инокиня Евфросиния, иже в Ризположенском монастыре. Преставися в лето 6708 сентября в 25 день. Св. праведная Княгиня инокиня София, иже в в Покровском монастыре. Преставися в лето 7000 декабря в 16 день. 11) Шуя. Св. Евфросиния Чудотворица. 12) Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010