Покорностью Даниил завоевал расположение Батыя, и по этому случаю, летописец произнес фразу, ставшую знаменательной для всего ордынского периода: «О, злее зла честь татарская». Сам Даниил тяжело перенес свое пребывание в Орде. «ХОЖДЕНИЕ В ОРДУ». Опустошенная ордынским нашествием русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. Гигантский размах этого мира наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев XIII века. В этих курултаях участвовали (помимо монгольских князей средней, северной и восточной Азии) русские великие князья, грузинские и армянские цари, иконийские (сельджукские) султаны, кирманские и моссульские атабеки и прочие. К центру монгольской власти - Каракоруму, должны были тянуться люди из разных концов материка по административным, торговым и тому подобным делам. В первые годы ордынского владычества Батый вызывал к себе всех русских князей, которые должны были засвидетельствовать ему свою покорность и из его рук получить ярлык на княжество. В дальнейшем был установлен строгий порядок, по которому русские князья и митрополиты должны были являться в Орду в случае воцарения нового хана, и он давал ярлыки всем князьям на их княжества, а митрополиту - на митрополию. Поэтому в течение почти двух столетий русские князья и митрополиты вынуждены были «ходить в Орду». Ипатьевская летопись сообщила, что в 1243 году, когда, что Батый «воротился есть из Оугорь» (Венгрии), великий князь Ярослав Всеволодович первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. В Новгородской летописи имеется рассказ об этой поездке князя Ярослава в Орду: «Великий князь Ярослав поехал в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла в Канови (Хара-Хорин). Батый же почти Ярослава великого честью и мужи его и отпусти и рек ему: «Ярославе. Буди ты старшей всем князем в Русском языце». Ярослав же возвратился в свою землю с великой честью». Но монголы не удовлетворились посещением Каракорума Константином а не Ярославом Всеволодовичем, и потребовали приезда самого Великого князя.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

Много других чудес совершил муж Божий, о чем я поколебался написать, дабы не вызвать нареканий внимающих, тем более, что народ наш завистлив и любит хулу. Как-то он увидел некоего мужа из церковнослужителей, который направлялся к нему в пустынь, чтобы покаяться и исповедаться. Он ясно увидел дьявола, взобравшегося ему на плечо, как на телегу. Когда тот был уже близок к входу в келью, [дьявол] оборотил мужа назад и обнаженным мечом, бывшим у него в руках, стал погонять как осла и, повернув назад, погнал его вскачь. Увидев это, добродетельный [Ованес] послал ученика и велел силой привести его обратно. И спрашивает его: – Почему, подойдя так близко, ты вдруг повернул обратно? – Не знаю, – отвечал он, – я шел с раскаянием к святым стопам твоим и вдруг вспомнил мою порочную любовь к возлюбленной и, преследуемый ею, бросился прочь. Тогда святой муж Божий поведал ему о том, что видел, и, помолившись, избавил его. Этот достоверный рассказ, который мы записали, поведал нам монах, ученик чудотворца, трижды блаженного вардапета Ованеса Саркавага, благодаря которому еще более прославилось Слово Божье. Как и благодаря вардапету Погосу из Тарона 321 , написавшему Книгу [об исповедании] веры в Рим 322 и укротившему рты многим раскольникам, а также благодаря его ученикам Саргису Харкаци 323 , Степаносу и многим другим. В это же самое время славные мужи были и в стране Тарсонской 324 , на Черной горе 325 , и на горе Кармир 326 , и в пустыни Хорин 327 . В Дразарке 328 [подвизался] Барсех Пиавеци 329 , прославившийся удивительным житием, который упорядочил свою епархию. Он не ел ни мяса, ни яиц, и лишь в праздничные и воскресные дни немного [отведывал]. И установил он полунощницу в канун каждого воскресенья, по сей день имеющуюся в упорядоченном им каноне. Также после него в этом [монастыре] были светлые душой вардапеты Георг и прославленный Игнатиос 330 , написавший Толкование Луки по просьбе владыки Григориса 331 . Были и другие блаженные [мужи], которым выпал жребий прожить благую жизнь, [которые, однако] неведомы нам и известны лишь Богу и славимы истинным ценителем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Священник оказался для большевиков почти «своим», что и обусловило мягкость приговора, вынесенного трибуналом: о. Орлову лишь было выражено общественное порицание . Ещё одно дело было возбуждено осенью 1919 г. в Аткарском уезде. Благочинный священник Александр Казаков был обвинен в клевете на советскую власть за сообщение епархиальному совету о состоявшемся решении комитета бедноты села Киселевка, который решил закрыть приходскую церковь, изгнать из села священника Иоанна Столыпина «как ненужного человека», а его имущество реквизировать и распродать. Интересно, что настроил приход против священника псаломщик Андрей Никольский! Сам же обвиняемый о. Александр писал в заявлении следователю: «Я, стоя на платформе Советской Власти, не решился и не решаюсь до настоящего времени обсуждать деяния комитета бедноты села Киселевки по отношению к священнику Столыпину и дать то или иное свое заключение» . Арестов по делу не производилось и, очевидно, оно было в итоге замято. В марте 1919 г. вольский священник Василий Баюшев вместе с председателем церковного совета Бачуровым был обвинен в самочинном и незаконном собрании прихода, где осуждались действия советской власти. Дело было возбуждено местной ЧК и затем передано в трибунал. Велось оно, однако, крайне медленно и неактивно, а заключение по нему дал в феврале 1920 следователь той же ЧК Хорин: «Факт виновности священника Баюшева, председателя церковного совета Бачурова и члена исполкома Новикова считаю доказанным на основании того, что подобные собрания и выступления вызывают на восстание против власти рабочих и крестьян, но ввиду возникновения дела в марте месяце 1919 года, подошедшего под амнистию, предлагаю прекратить и сдать в архив» . Скажем ещё об одном деле 1919 г. Оно касалось молодого пастыря, священника Александра Анисимова, который окормлял Краишевский женский монастырь Аткарского уезда. В августе 1919 г. священник ехал к заболевшим монахиням, обособленно проживавшим на хуторе Петровский. Недалеко находился фронт Гражданской войны, поэтому о.

http://bogoslov.ru/article/1426309

Весь ход событий в Золотой Орде свидетельствует о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «естества чин» и недалекий человеческий расчет. А потому история Золотоордынского государства актуально звучит сегодня и для России, и для Казахстана. И, думается, что знание общего прошлого поможет глубже проникнуть во внутренний смысл и духовное значение исторических явлений, в то, что составляет сущность России и Божий замысел о близких ей народах. НАЧАЛО ЗАВОЕВАНИЙ. Во второй половине XII века разрозненные племена кочевников, обитавших на среднеазиатском плоскогорье, известном под этнографическим именем Монголии , соединились в одно могучее государство, получившее название Орда. Это произошло благодаря завоевателю Темучину, владельцу одной орды, кочевавшей по реке Онону (приблизительно на границе Китая и Забайкальской области). В 1206 году на Великом курултае диких племен хан Темучин был провозглашен Самодержцем (Чингисханом), то есть великим ханом или императором всей монгольской степи. Для своей столицы в 1220 году он основал город Каракорум, называвшийся на Руси Хора-Хорин, который располагался к югу от нынешнего города Кяхты (Бурятия). Чингисхан и его потомки были одержимы далеко идущими завоевательными планами. Речь шла о покорении Европы и дальнейшем всемирном господстве. Чингисхан мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. С ревностью посланника небес он устремился к достижению намеченной цели и уже в 1207-1208 годах старшим сыном Чингисхана Джучи были совершены первые завоевательные походы и покорены киргизы, обитавшие к северу от реки Селенги, в верховьях Енисея и в восточных областях Средней Азии. В 1207-1209 годах Чингисхан подчинил уйгуров и бурят. Завоевав Тибет и Восточный Туркестан, он повел войну с Северным Китаем и к 1215 году захватил значительную часть империи Цзинь. Не докончив эту войну, Чингисхан повел войска в Западный Туркестан. Маршрут движения монгольских войск пролегал от реки Иртыш через самые заселенные и освоенные земли современного Казахстана - через Семиречье в пределы Средней и Нижней Сырдарьи.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

Взгляд Б. на христианство определился в виде парадигмы, позднее усвоенной рядом иудаистских мыслителей XX в. (Ш. Бен-Хорин и др.): сравнительно мягко выраженное, но определенное дистанцирование от христ. веры в Воплощение уравновешивается подчеркнуто позитивным интересом к человеческому облику Иисуса Христа как «великого Брата» (Zwei Glaubensweisen. Hdlb., 1986. S. 3). Такой интерес при всей эмоциональной искренности Б. был детерминирован чисто культурной ситуацией: Б. ощущал себя принадлежащим одновременно к евр. традиции и к европ. культуре, воспринимая последнюю как христ. в ее глубинной сути, а потому требующую ради подлинного единства с ней вникания в образ Христа. Лит. творчество Б. (философская проза, пересказы хасидских легенд, произведения беллетристических жанров, напр. повесть из жизни мистически настроенного еврейства времен наполеоновских войн «Gog und Magog» (Гог и Магог. 1941)) представлено в различных языках и культурах. Немецкоязычные тексты Б. обладают столь высокими лит. достоинствами, что нем. писатель Г. Гессе пытался выдвигать их на Нобелевскую премию по лит-ре. Однако переселение в Палестину и жизнь в Израиле побуждали его к творчеству на иврите; для нек-рых книг создавались авторские версии на обоих языках. Особый интерес представляет новый перевод ветхозаветных книг на нем. язык, начатый Б. в 1925 г. совместно с Ф. Розенцвейгом и после смерти последнего (1929) доведенный Б. до конца (Die Schrift, zu verdeutschen unternommen/von M. Buber gemeinsam mit F. Rosenzweig: In 13 Bde. Köln, 1926-1938). Этот перевод, желающий быть подчеркнуто «еврейским», спорит с европ. традицией библейских переводов - впрочем, противопоставляет ей не столько иную трактовку вероучительных вопросов, сколько иную эстетическую программу, по замыслу ориентированную на воссоздание подлинной архаики текста. Главное его достоинство - блестящая передача ритмов, живого звучания библейской поэзии; главный недостаток - словесная нарочитость, искусственность языка и манеры, связанная с неожиданным на первый взгляд, но по сути неизбежным для Б. влиянием эстетизма нем. символистской культуры нач. XX в. (кружок С. Георге и т. п.). Крайности сходятся: лит. образ библейской архаики, «первозданности» на деле оказывается зависимым от вкусов времени. При всех своих спорных чертах это импонирующее явление языковой стратегии высокого уровня, оказавшее влияние на последующие опыты библейского перевода, прежде всего на франц. перевод А. Шураки, по отношению к к-рым оно остается недостижимым образцом.

http://pravenc.ru/text/153541.html

Милангор. Брачные обряды. Призыв души. Искуп жизни. Проводы души. Милангор Душа, поставленная жребием судеб на пороги земной жизни, видит пред собою четыре моря – орчилангун далай. По первому носится колыбель, обуреваемый Адами. По четвертому – гроб, окруженный лютыми Иргачинами. А два срединные представляют кипучую бездну страстей и болезней, соборище альбинов, буков, лусов, оролонов, шимнусов и подобных им существ. Все эти моря человек должен проплыть; должен одолеть всех врагов, прежде нежели достигнет безмятежных обителей Нирваны (exemption de la douleur. Burn. p. 590). В видах споспешествования на великом сем поприще, совершается обряд Милангор. В третий день по рождении дитяти, сзываются родственники и приглашается Лама. Жрец принесши обычные молитвы, раскрывает книгу Джурхейн-лите, и при руководстве ее старается определить отношения, какие имеют к рождению: а) восьмистихийные начала – найман кулил, находящиеся в непосредственной связи со стихийными духами. b) девятицветные знаки – юсун мынге, служащие символами разных предметов духовного мира. с) Додекада, 102 определяющая собою значение годов, месяцев, суток и даже часов. d) Седмица дней – долон гарак, обыкновенно начинающаяся с субботы 103 и служащая ближайшим указателем дней благоприятных и злосчастных. е) Суточный отдел, заключающий в себе 360-т степеней. f)Гocnoдcmbyющue созвездия, особенно 25-ти звездное – хорин–табун одон, и другие, могущие иметь влияние на судьбу человека. Определив все эти условия, жрец торжественно возвещает, что по неложному указанию Дзурхейн лите, рождение дитяти последовало (pro exemplo): в стихии огня, под красным знаком, в год тигра, в месяц овцы, в день вепря, в час дракона; в сороковом отделе (муцу) суток; под влиянием десятой звезды; и потому новорожденному усвояется имя Демберел и пр. В этом же тоне составляется и письменный акт, для справок при разных обстоятельствах жизни. Затем родственники омывают дитя Аршианом, а жрец читает молитвы и заклинания по книге пяти богов хранителей – табун сакиану банзаракца. Продолжительность такого чтения определяется достатком хозяина. Ежели он богат, то Лама каждомесячно, в течении года, приходит в юрту и всякой раз прочитывает над дитятею по главе из книги Банзаракца. Вообще же гурум этот оканчивается домашним праздником, носящим исключительное название Милангора. Брачные обряды

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

18 По этому же правилу и все прежде получившие землю могут сдать свою землю в казну, и в замен оброка получать из казначейства узаконенное количество серебра. 20 В случае недостаточности состояния знаменного для выкупа своей земли, арендатор его может сделать это на свой счет и, по количеству взнесенной на выкуп суммы, освобождается от платежа оброка. 22 Для поселений в Кобдо и Тарбагатае достали семян хлебных из России, как свойственных тамошнему климату. 23 Здесь остались еще следы прежнего земледелия, вероятно времен Юаньской династии; тогда множество земель было распахано в окрестностях столицы Хорин. 24 Полусажень эта употребительна и между плотниками, потому что большая сажень по своей величине не очень удобна в употреблении. 25 240 квадратных полусаженей составили 1 му, 100 му – 1 цин. До времен же Танской династии, только 100 полусаженей считали за 1 му. 28 Такое произвольное употребление меры, при размежевании земель, может внушать сомнение на счет, верности итогов пахотных земель в Китае. 29 Есть и у китайцев цифры, пишущиеся также от левой руки к правой. Они употребляются вообще торговыми людьми для сокращенного изображения больших чисел и пишутся так: , (или –,=, ≡), X, , . , , Х… По моему мнению они суть не что иное, как изображение чисел, положенных на счеты: это особенно очевидно в числах , и , где верхняя продольная черточка означает шарик меньшего отделения, а поперечные черты шарики большего отделения; знак же показывает, что в меньшем отделении счетов положен шарик, а в большем – ноль. Только знак Х (4) очевидно изобретен для сокращения четырех черт, а от него произошел и ?. В сложных числах эти знаки пишутся рядом и под первым из них подписывается его достоинство. Так напр. 3308 пишется (китайские символы см. сноску 1 на стр. 100). 31 В Китае у Буддистов всего три формы: чжен-фань (та, которую я намерен изложить), и-фань и хун-фань. По словам Хэшана различие между ними больше в порядке, словах, приемах, нежели сущности дела. Не знаю, может быть и правда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом обнаружились 18 рукописей из ок. 50, ранее отмеченных Гибсон как утраченные, но выяснилась пропажа 4, имевшихся ранее. Каталогизацию араб. части новонайденных в 1975 г. рукописей осуществил в 1985 г. И. Э. Меймарис, выделивший 156 позиций: 70 манускриптов и единичный фрагмент на пергамене и 85 рукописей на бумаге. Единица описания в его каталоге представляет кодекс либо фрагмент кодекса, возможно сохранившегося в основной части собрания либо утраченного, что затрудняет определение общего числа кодексов. Т. о. араб. собрание Е. в. м. насчитывает ок. 750 кодексов. Публикации, отождествления и исследования араб. рукописей осуществляли Г. Л. Флейшер (1854), Й. Эструп (1897), Э. Нестле (1897), A. Меркс (1898), Гибсон (1894-1899), Н. Я. Марр (1906), И. Ю. Крачковский (1909-1914), Ф. Кренков (1926), Р. Н. Бойд (1942), У. Бен Хорин (1961), И. Дик (1961), И. Блау (1962-1965), Р. В. Гварамия (1965), Й. Ю. Нессим (1967), Ж. Тропо (1970), А. Н. Тер-Гевондян (1968-1973), Ж. Гаритт (1968-1977), Ж. М. Соже (1969-1976), Х. Стаал (1969-1984), Самир Халил Самир (1975-1981), А. В. Пайкова (1985), Б. Пироне (1991), А. Дринт (1999), Х. П. Монферрер-Сала (2000), Ж. Валантен (2003), А. Бруни (2004), С. П. Брок (2004), Т. В. Пентковская (2004), A. Трейджер (2005), Г. Р. Парпулов (2006), Х. Кашу (2007) и др. Старейшие датированные рукописи относятся к 867, 868, 873, 897, 901, 901/2, 909, 965, 977, 989, 995 гг. В старой части собрания 12 отнесены к XI в., 22 - к XII в., 115 - к XIII в., 33 - к XIV в., 12 - к XV в., 5 - к XVI в., 19 - к XVII в., 20 - к XVIII в., 4 - к XIX в. Находка 1975 г. выявила, в частности, старейшую датированную араб. рукопись Евангелия (фрагмент, состоящий из последних 5 листов кодекса), отнесенную автором каталога к 859 г., но содержащую указания на дни месяцев и день недели, совпадение которых, причем очень точное, имело место только в 873 г. В удельном соотношении наиболее полно представлен XIII в., к которому относится ок. половины рукописей (332 в старой части), что объясняется монг.

http://pravenc.ru/text/189637.html

61 О совершенствах Абиды дают понятие приписываемые ему Буддийскими книгами эпитеты, каковы например: 1) Теригулеши угей – безначальный; 2) Дагере угей дегеду бурхан – всевышний Бог; 3) Хамок иртынцуйги хубилгаксан – зиждитель всех миров: 4) Тоголаши угей галабуди убур деген хуриаксан – вмещающий в себе бесчисленные века; 5) Хамок айладакчи, хамоги уйледукчи бугет – всевидящий, вся действующей; 6) Буини цацаргу-лакчи, хамоги болбасоргулакчи – насадитель добра и виновник всякого бытия; 7) Хотолойги барикчи, хамоги эркедор-ен хуриакчи – все содержаний и всевластно своею объемлющий и проч. К тому, для доставления понятия о Боге, делаются разные применения к зримой природе. Манин намтар особенно изобилует ими. Там встречаем следующие апотегмы: Легче исчислить звезды небесные, нежели определить свойства Божие – бурхану чинари тоголан улин улу чидаю. Удобнее по атому разложить всю землю – ниджигет, ниджигет-ер цум бурине, нежели постигнуть премудрость Божию – бурхану эрдем билыги. Можно перечесть капли 12– летнего дождя – арбан хоир джилдор ороксан хурейги, но не достанет ни у кого сил, чтобы определить меру благотворительности хотя одного из шести священных слов – мани еце ниген усугун ачи ту-сейги тоголаху. Кто в состоянии исчерпать воду морскую, всбросить на воздух капли ее и перечесть их – гадагаду далайн осуй-ги цум бурине дегекшиде цацогат, ниген осун дусул болган тоголан чидаю? Но пусть и найдется такой исполин; однако же и ему не удастся никогда определить свойства Шакшабадов. См. Мани Гам. и Манин нактар. 62 Читателям, желающим поверить сказания наши об Абиде и его свойствах, рекомендуем: 1) Абидейн шингот, 2) Абидейн намтар, 3) Дотогаду ном. Последняя из сих книг считается таинственною и Буддисты очень дорожат ею. 63 В Манин намтар, между прочим сказано: Абида бурхан хорин табун тариалангун орон убур деген хуриан т. е. вмещает в себе самом 25-ть райских мест. 64 . Г. Васильев, из сочинения которого заимствуем сказание о Шигемуни, говорит: «слово Будда в первоначальном своем значении не имеет в себе ничего божественного», это просто значит – мудрый (Кит. шэн), и ни при жизни, ни в ближайшая времена после смерти, Шакьямуни, при всем почете, которым он пользовался, на мог иметь бòльших претензий. Будд. ч. 1. стр. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

– поведал он в своём телеграм-канале. Мало того что опыт молдавской истории учит, что без российских миротворцев там никакого мира не будет, а будет только война, так действующие власти фактически заявили позицию уровня непримиримости, практически идентичную той, которая привела в 1992 году к кровавой войне на берегах Днестра. Ещё одна война, к чему явным образом толкают Молдову западные кураторы вместе с их кишиневскими прислужниками, для нищей и уже сегодня живущей за счет внешних подачек Молдовы равносильна самоубийству. Именно об этом и предупреждает Лавров. Но тот уровень зомби-невменяемости, который демонстрирует кишиневская власть, четко указывает на то, что именно по такому пути им приказано следовать. 15 ноября вышеупомянутый Попеску сообщил о решении Кишинёва присоединиться к четырем пакетам антироссийских санкций. 23 ноября решение было реализовано. 24 ноября на заседании парламента Молдавии постановили расторгнуть договоры о сотрудничестве Службы информации и безопасности (СИБ) Молдавии со Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности РФ. 29 ноября новый посол Великобритании в Кишинёве Ферн Хорин побеседовала вице-премьером по вопросам реинтеграции Олегом Серебряном, не обойдя вниманием и «приднестровский вопрос». Украинский конфликт создал благоприятные условия для урегулирования проблемы ПМР, многозначительно заявил Серебрян, отметив важную поддержку, оказываемую Лондоном в процессе урегулирования конфликта. Ранее в Кишинёв нагрянул выделяющийся своей антироссийской позицией новоиспечённый хозяин Форин Офиса Дэвид Кэмерон, прямо перед этим побывавший в Киеве и Одессе. Тогда же в местных СМИ появились предположения о том, что наиболее активно подталкивают кишинёвские власти к силовому сценарию на левом берегу Днестра именно британцы. Наконец 1 декабря правительство Молдовы утвердило проект закона о государственном бюджете на будущий год с дефицитом в размере 15,5 млрд леев (880 млн долл.), который планируется покрывать в основном за счёт кредитов. Тем не менее в такой практически отчаянной финансовой ситуации правительство запланировало рекордный рост расходов на военные цели, которые возрастут на 15%, до 1809 млн леев (102 млн долл.).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/02/polyhn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010