Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕОС Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете . 18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения . После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте . В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви . М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан ), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд ), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

http://pravenc.ru/text/2562574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие во встрече Глав и представителей Церквей, посвященной положению христиан на Ближнем Востоке РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_115923.html 08 июля 2018 Митрополит Волоколамский Иларион принял участие во встрече Глав и представителей Церквей, посвященной положению христиан на Ближнем Востоке Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5233057.html Официальный сайт Московского Патриархата 7 июля 2018 года в г. Бари (Италия) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие во встрече Глав и представителей Восточных Церквей, посвященной положению христиан на Ближнем Востоке. Во встрече приняли участие Папа Римский Франциск, Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Патриарх Коптской Церкви Тавадрос II, Патриарх Сирийской Ортодоксальной Церкви Игнатий Ефрем II, Католикос Киликийский Арам I (Армянская Апостольская Церковь), Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Геваргис II, Патриарх Коптской Католической Церкви Ибрагим, Патриарх Сиро-Католической Церкви Игнатий Юсеф III, маронитский Патриарх Антиохийский и всего Востока кардинал Бешара Бутрос ар-Раи, Патриарх Халдейской Католической Церкви кардинал Луис Рафаэль I, Патриарх Армянской Католической Церкви кардинал Григор Бедрос XX, архиепископ Антедонский Нектарий (представитель Патриарха Иерусалимского Феофила III), митрополит Констанции-Аммохостоса Василий (представитель Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II), епископ Великобританский и Ирландский Оваким (представитель Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II), архиепископ Алеппский Жан-Клеман Жанбар (представитель мелькитского Патриарха Антиохийского и всего Востока Юсефа), апостольский администратор латинского Иерусалимского Патриархата епископ Пьербаттиста Пиццабалла, епископ Евангелическо-Лютеранской церкви Иордании и Святой Земли Сани Ибрагим Азар, а также генеральный секретарь Ближневосточного совета Церквей д-р Сурайя Бешалани.

http://religare.ru/2_115923_1_21.html

Архиепископ Халдейской Католической церкви обвинил правительство Ирака в бездействии 8 октября, 2014. Новостная служба Башар Варда, возглавляющий архиепархию иракского города Эрбиль, обвиняет правительство страны в том, что оно помогает только беженцам-мусульманам, а христианам никакой помощи не оказывает. 7 октября. ПРАВМИР. Правительство в Багдаде получило большую помощь от международного сообщества для перемещенных лиц из Мосула и Ниневии, но никаких ее признаков в регионе не наблюдается, — считает халдейский иерарх. «Правительство в Багдаде не делает абсолютно ничего, чтобы помочь 120 тысячам христиан, бежавших от террористов», — завил арихиепископ Варда в беседе с генеральным директором  фонда «Церковь в беде»  Карин Мария Фенберт. Делегация фонда побывала в резиденции  курдского автономного правительства в Эрбиле с трехдневным визитом, во время которого обсуждались возможные проекты помощи беженцам в иракском Курдистане, — сообщает пресс-служба организации «Церковь в беде» Германии. Архиепископ Варда рассказал, что беженцы-христиане сегодня озабочены своим будущим больше, чем когда они прибыли в Эрбиль два месяца назад. Большинство нашли убежище в его епархии и окрестностях города Дохук после того, как в августе были изгнаны террористами «Исламского государства» из Мосула и Ниневии, оставшись без крова и своего имущества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 декабря, 2018 14 ноября, 2018 21 января, 2021 29 августа, 2019 11 июля, 2019 27 марта, 2019 22 марта, 2019 28 декабря, 2018 25 декабря, 2018 21 декабря, 2018 14 ноября, 2018 21 января, 2021 29 августа, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/arhiepiskop-haldeyskoy...

Новости Католические епископы Ирака проводят Синод в ситуации обострившейся обстановки в стране 25.06.2014 13:01 Анкав, 25 июня. В Ираке с 24 по 28 июня проводится Синод Католической Церкви халдейского обряда. В связи с обострением обстановки в стране его заседания были перенесены из столичного Багдада в город Анкав вблизи Эрбиля, административного центра иракского Курдистана. Население этого города складывается по преимуществу из христиан восточно-сирийской традиции, в числе которых – и католики халдейского обряда, сообщает Сибирская католическая газета со ссылкой на Радио Ватикана. В Синоде смогли принять участие и епископы из Мосула и Киркука – городов, занятых недавно боевиками ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта). Согласно первоначальным планам, Синод должен был заняться текущими делами, такими как выбор епископов на вакантные кафедры и унификация чина таинств Крещения и Бракосочетания. Однако собравшиеся на Синод иерархи были вынуждены занять определенную позицию в отношении политической ситуации, сложившейся ныне в Ираке, и проблем переживаемых в этой связи христианской общиной страны. Ныне как никогда реальной стала перспектива распада Ирака на три части: шиитскую, суннитскую и курдскую. Католическая же Церковь в Ираке, как и всегда, твердо стоит на позициях необходимости сохранения территориальной целостности и национального единства страны. Эту позицию еще раз задекларировал перед началом Синода Халдейский патриархат. В заявлении Патриархата содержится призыв ко всем людям доброй воли способствовать разрешению внутрииракского конфликта политическими методами, что должно, в частности, выразиться в формировании правительства народного доверия с участием представителей всех сторон конфликта. Подчеркивается, что в гражданской войне не бывает победителей, а есть лишь проигравшие – это и народ в целом, и составляющие его этнические группы. При этом чужие державы, вмешиваясь в процесс, преследуют лишь собственные эгоистические интересы и нимало не заботятся о благе иракцев. Халдейские католики Ирака призывают своих сограждан внять голосу разума, а политиков – к диалогу в поисках примирения. Прибывший на Синод архиепископ Мосула Амель Шамон Нона сообщил, что в этом втором по величине городе Ирака захватившие его исламисты сбросили с башни халдейского кафедрального собора статую Божией Матери, однако при этом внутренние помещения храма разгрому не подверглись.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В результате этих действий в городе не осталось действующих христианских церквей 21 апреля. ПРАВМИР. Представители христианской общины Диарбакыра, города на юго-востоке Турции, обратились в суд с требованием вернуть здания храмов, которые экспроприировали турецкие власти с целью их защиты от курдов. В ходе военной операции против бойцов Рабочей партии Курдистана (РПК) правительство страны приказало экспроприировать значительную часть исторического центра города Диярбакыр, включая расположенные там церкви, сообщает католическое информационное агентство Fides. В числе храмов, национализированных турецкими властями, — армянская церковь св. Киракоса, сиро-яковитская церковь Девы Марии, халдейская церковь Мар Саркис (св. Сергия), а также одна армяно-католическая церковь и молитвенный дом протестантов. Помимо церковных зданий власти изъяли в госсобственность более 6 тысяч жилых домов в исторической части Диярбакыра. Изданное Анкарой постановление разрешает экспроприацию земельных участков общей площадью 120 тысяч квадратных метров в шести районах четырех провинций. В результате этих действий в Диярбакыре не осталось действующих христианских церквей. Город, расположенный на берегу Тигра, оказался центром вооруженного противостояния РПК и турецких правительственных войск. Срочная передача храмов в собственность правительства оправдывается как чрезвычайная мера защиты исторического центра Диярбакыра от разрушений в ходе конфликта с курдами. Изъятие земельных участков объяснялось правительством необходимостью создания «пунктов обеспечения безопасности». Армянская церковь св. Гирага (Киракоса), недавно восстановленная после долгих лет пренебрежения и долгих переговоров с гражданскими властями, является одной из крупнейших армянских церквей на Ближнем Востоке и имеет долгую историю. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/hristiane-diarbakyira-...

Резолюция принята на совещании Предстоятелей и Представителей афтокефальных Православных Церквей. 1948 год. Мы пришли к полному и согласному пониманию, что в настоящий период времени на Православную Церковь направлено влияние инославия, по меньшей мере, с двух сторон. С одной стороны, возглавление Римско-Католической Церкви в лице папства, как бы потеряв чувство спасительной веры в неодолимость Церкви Христовой вратами адовыми и в заботах о сохранении своего земного авторитета идя по пути использования политических связей с сильными мира сего, пытается соблазнить Православную Церковь на соглашение с ним. К этой последней цели папство стремится посредством создания разного рода униональных, по направлению, организаций. С другой стороны, протестантство, во всем его многообразии и раздробленности на секты и толки, изуверившись в вечности и незыблемости христианских идеалов, в своем горделивом презрении апостольских и древнеотеческих установлений, стремится выйти на путь противостояния римскому папизму. Протестантство ищет союзника для этой борьбы в лице Православной Церкви, чтобы приобрести для себя значение влиятельной международной силы. И здесь Православию предстоит еще больший соблазн - уклониться от искания Царства Божия и вступить на чуждое его целям политическое поприще. Такова практическая задача экуменического движения на сегодня. Вместе с собственно Православием тому же влиянию подвергаются и Армяно-Грегорианская, Сиро-Яковитская, Абиссинская, Коптская и Сиро-Халдейская не римско-католические Церкви, а также и старокатолическая церковь, столь родственные Православию. Принимая во внимание, что а) целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании " Всемирного Совета Церквей " с последующей задачей организации " Экуменической церкви " , в современном нам плане, не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь; б) направление своих усилий в русло социальной и политической жизни и к созданию " Экуменической церкви " , как международной влиятельной силы, есть как бы падение пред искушением, отвергнутым Христом в пустыне, и уклонение Церхви на путь уловления душ человеческих во мрежи Христовы и нехристианскими средствами;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1352...

О массовом терроре в отношении христиан в Ираке Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Москва, 14 августа 2014 г. Трагические события, связанные с беспрецедентным террором со стороны боевиков, развязанным в отношении христиан Ирака, заставляют Русскую Православную Церковь вновь возвысить голос в их защиту. В Ираке до 2003 года проживало около 1,5 млн христиан. Начавшиеся еще десять лет назад распространение религиозного радикализма, бандитизм, постоянные теракты, убийства и дискриминация христиан привели к тому, что большая часть христианского населения была вынуждена покинуть страну. В июне 2014 года на севере Ирака началось наступление боевиков экстремистского движения «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), ранее известного по жестоким расправам с мирным христианским населением Сирии. С вторжением боевиков в город Мосул 6 июня 2014 года христиане, опасаясь преследований, стали массово покидать свои дома. По данным информационного агентства AINA, все 45 христианских храмов Мосула были разрушены, разграблены или превращены в мечети. Из них 11 храмов полностью сожжены. 7 июля 2014 года в ходе встречи Предстоятелей Церквей Ближнего Востока в Ливане, глава Халдейской Католической Церкви Луис Рафаэль Сако I привел свидетельства очевидцев, согласно которым боевики «Исламского государства» уничтожили кресты на церквах, сожгли старинные рукописи и храмовую утварь. Христианам было предписано покинуть Мосул, либо обратиться в ислам, отказавшиеся были подвергнуты жестоким казням. В настоящее время в Эрбиле находятся 70 тыс. беженцев-христиан, многие из которых вынуждены ночевать на улицах, в Дохуке — более 60 тыс. Средства массовой информации сообщают, что боевики в Мосуле регулярно казнят детей христиан, отрубая им головы, которые затем выставляются для запугивания населения. Женщины подвергаются жестокому насилию. 7 августа 2014 года экстремисты захватили г. Каракош, населенный преимущественно христианами. Город покинуло около 50 тыс. христиан. Часть христиан бежала в Эрбиль и другие районы Иракского Курдистана. По данным благотворительных организаций в Ираке, беженцы, многие из которых скрываются в горах, испытывают острую нехватку воды, пищи и одежды, люди в лагерях беженцев стали погибать от голода и жажды. Несмотря на попытки иракских властей организовать доставку помощи, гуманитарная катастрофа продолжается и разрастается.

http://pravoslavie.ru/72961.html

Разрушенные дома в северной Сирии  (AFP or licensors) Багдад, 14 августа. С 7 по 13 августа в Багдаде проходил ежегодный Синод Халдейской Церкви Ирака и диаспоры, работы которого возглавил Патриарх Вавилона Халдейского кардинал Луис Рафаэль I Сако, сообщает Vatican news . В итоговом документе собрания прозвучал настойчивый призыв о прекращении войны в Сирии и в других районах Ближнего Востока. Прелаты отмечают ухудшение отношений между Ираном и Соединёнными Штатами Америки и настоятельно призывают оба государства встать на путь диалога и дипломатии, а также избегать принудительных мер, которые лишь ухудшают бедственное положение гражданского населения. «Войны и санкции, - подчёркивают халдейские епископы, - не приносят ничего, кроме негативных результатов, и за их последствия расплачиваются невинные». Патриархи обращаются с настойчивым призывом положить конец кровавому насилию, в которое погружён Ближний Восток. Проанализировав ситуацию, епископы отмечают, что поместная христианская община в Ираке - после жестоких преследований со стороны " Исламского государства " (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России) - постепенно начинает возрождаться. На данном этапе особенно важным является укрепление национального единства; со своей стороны, Католическая Церковь в Ираке подтверждает свою поддержку всем, кто трудится в этом направлении. Страна нуждается в прочной экономике и в повышении занятости населения: к этим целям нужно стремиться, думая прежде всего о новых поколениях, подчёркивается в синодальном документе. Церковь и общество Ирака надеются, что страну возглавит сильное правительство, которое бы относилось одинаково ко всем гражданам во имя равенства, свободы, демократии и плюрализма. По словам халдейских епископов, перед руководством Ирака встанет нелёгкая задача: помочь семьям беженцев вернуться на родину, обеспечить их жилищем и восстановить разрушенные инфраструктуры. Иракская Церковь не скрывает своих опасений относительно будущего в регионе. По этой причине, самой первой и фундаментальной задачей должно стать обеспечение возвращения наибольшего числа беженцев в Ниневийскую долину, преимущественно христианскую область на севере страны. Затем, кроме усиления безопасности, необходимо будет укреплять пастырское, социальное и гуманитарное служение, в то время как верующие будут призваны проявлять терпение и постоянство, сохраняя веру и надежду, говорится в итоговом документе Синода Халдейской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010