Это обосновывалось идеей вездеприсутствия Божия, Который пребывает в каждой точке пространства своей Шхиной (с ивр. букв «присутствие») – Божественной славой, Божественным светом. Следовательно, не важно, в каком месте ты находишься, сколь почетно твое положение в обществе и сколь значимые дела ты выполняешь, – главное, чтобы они соответствовали предписаниям Бога. И тогда любое ничтожное дело не будет в принципиальном смысле отличаться от самого великого, поскольку и то, и другое исполнено стремления угодить Творцу. Сам цаддик призван являть пример подобного отношения. Считается, что отличительной чертой цаддика является двекут (с ивр. букв. «прилипание») – привязанность в Богу, искренняя любовь к Нему, доходящая до самозабвения. Главное средство стяжания двекут – молитва (ср. с ролью суфийского шейха) 110 . Вместе с тем хасидизм наделяет сакральностью такой аспект человеческой жизни, как веселье. В связи с этим акцентируется внимание на значимости трех субботних трапез, сопровождающихся не только молитвой, но и обильными яствами, употреблением спиртных напитков, песнями и танцами. Иначе говоря, здесь весьма важны экстатические переживания, поскольку именно при их посредстве и реализуется связь Божественного и человеческого. Вообще хасидизм настроен критически в отношении аскетических усилий. Суровые посты и вообще практика самоограничения признаются малоэффективными на пути духовного восхождения. Сам Исраэль Баал-Шем-Тов настаивал на том, что самыми главными являются три добродетели: любовь к Богу, любовь к Его народу и любовь к Его Закону. Сегодня самые крупные хасидские общины находятся в Израиле, США и на Украине. Хабад (Хабад-хасидизм или Хабад-Любавич 111 ) – движение, возникшее во второй половине XVIII века внутри хасидизма. Название религиозной группы является акронимом еврейских слов, обозначающих ключевые духовные ценности адептов учения, посредством которых осуществляется богопознание и богообщение: хохмá – «мудрость», бина – понимание, даат – «знание». Перечисленные категории подчеркивают смещение акцентов, произошедшее в связи с появлением данного течения: интеллектуальные переживания потеснили эмоционально-экстатические.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Татьяна Кротова: «…Есть официальная позиция («ХаБаД Любавич Ор Авнер Пермь») - проявлять толерантность (по отношению к христианам). А внутри организации мы все знали, что Христианство жёстко отрицается… Если детей куда-то вели, на экскурсию, например, то обязательно выбирали места, чтобы мимо христианской церкви не проходить, а если всё-таки она была видна или даже виден только купол церкви, то дети должны были отворачиваться, чтобы не смотреть на кресты… Хотя есть короткий путь мимо церкви, но раввин запрещал им пользоваться и требовал с детьми обходить стороной церковь. То есть, Хабадом Христианство отвергается и отрицается. Я прямо скажу: к Христианству со стороны Хабада выражается нетерпимость и ненависть… Я бы охарактеризовала его (отношение к неевреям) как фашистское! То есть это - нелюди! Унтерменши, недочеловеки. Хабад придерживается идеи, что только евреи - люди. Причём, только евреи по маме, они - чистокровные евреи… Эта идеология прописана в главной книге Хабада - «Тания». Это учение для круга посвящённых… Саму книгу «Тания» я читала, потому что она в свободном доступе у нас была. Мне было интересно проверить ссылки, вправду ли там так написано, что неевреи не то чтобы не люди, а даже грязь, слякоть и даже то, что на букву «г». Такое отношение Хабада ко всем неевреям… Я помню, учителя говорили, что еврейские дети, когда приходят в первые классы - они ещё открытые для всех, а те, кто уже несколько лет отучился - они уже с презрением и высокомерием смотрят на всех неевреев. В том числе и на учителей-совместителей, которые русские к ним приходили... Этот расизм прописан в книге «Тания», которая к священным книгам (Тора, Библия, Коран и Ганджур) никакого отношения не имеет. Это только внутрихабадская книга, чисто хабадская литература, написанная основателем Хабада. И раввин Залман обучает по ней тех взрослых членов хабадской общины, кто уже достаточно созрел, по его мнению… Да, это правда (ритуальные жертвоприношения животных). Надрез делают, они (птицы) потом долго кровью истекают, чтобы побольше крови вышло, пока птица живая. Над головой умирающую курицу крутят, молитвы читают. Обязательно детей на жертвоприношение приводят, чтобы дети видели это всё… Специальный резник приезжал из Москвы, потому что не каждый это может делать. Все на это смотрят, и дети тоже…».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/02/oj...

Третье: как это простые православные люди сами без помощи государства построили себе Обитель на выкупленных землях? Вот грандиозные мечети в Чечне, Дагестане и Татарстане построены на переданных безвозмездно государством землях. Синагоги Хабад Любавич в Саратове и Перми построены или планируются к строительству на государственных землях, передаваемых общинам даром (в Перми, кстати, стоимость парка, который передается под строительство синагоги, превышает 70 миллионов рублей). А Ельцин-Центр в Екатеринбурге, стоимостью в 7 миллиардов без стоимости земли? Он целиком построен на государственный счет на государственной земле. А эти православные выпутались из ситуации – строят на свои деньги и на честно выкупленных землях. Не порядок, запретить. Виновен! Выпивал ли о. Николай? Да, в последнее время выпивал. После смерти его брата Виктора Стремского, казачьего атамана, главного строителя обители, здоровье батюшки резко пошатнулось. Даже МК признает, что в свои 55 лет он выглядит на 70. Многочисленные болезни, в частности, псориаз, приносили ему невыносимые страдания. И, наверное, как и любой из нас, чтобы заглушить вечный зуд, о. Николай стал прибегать к алкоголю. Этого никто в обители и не отрицает. Но вот «пьяное вождение» с погонями и арестами – это уже, как говорится, «из другой оперы». Выпивать и управлять автомобилем пьяным – разные вещи. В статье есть попытка провести «логическую» цепочку: пил – выпивал за рулем. Так неужели в МК нет автомобилистов, которые иногда выпивают? Теперь я не верю. Конечно, есть, но это не значит, что они садятся за руль пьяными. А может и садятся. Ведь что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Эта история началась достаточно давно. О. Николай ,будучи в Москве на встрече со спонсором обители, выпил немного вина и после встречи сел за руль автомобиля. Он был остановлен сотрудниками ГИБДД, был зафиксирован уровень алкоголя и о. Николай понес заслуженное наказание. Этого никто не скрывал. Но вот потом начались чудеса. На о. Николая началась настоящая охота. По словам самого батюшки, эту «охоту» организовал начальник саракташской милиции Александр Столярик. Но один из сотрудников ГИБДД рассказал работникам обители, что один из экипажей решил «похалтурить» и встал на трассе «Оренбург – Орск» в 30 километрах от Саракташа. Проезжавший мимо губернатор Оренбургской области Юрий Берг остановился и с присущей ему эмоциональностью потребовал, чтобы сотрудники лучше занялись ловлей «пьяного попа» в Саракташе, а не прохлаждались на трассе. Саракташское ГИБДД восприняло это как прямой приказ, и стало ловить «пьяного попа». Желание губернатора понятно, ведь в случае повторного задержания пьяным за рулем о. Николаю грозило уголовное преследование. Ну а если не попадается, надо сделать так, чтобы «попался». Вот и сделали.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/03/ubit_s...

11. Ответ на 10, верующая: Слог письма митрополита Кирилла, конечно, пленяет и подкупает всех - как грамотно, красиво, с чувством - кто же устоит? Только на то и расчитано. Кстати, а владыка, правда, это сам написал? Я в восхищении! Но дело не в красоте слога, а в сущности излагаемого. Если выбирать между малограмотным и эмоциональным о. Сергием и красноречивым интеллигентом, который восхваляет м. Никодима Ротова, я бы выбрала о. Сергия, не оправдывая при этом все его " перекосы " . Только что же Эдуарда Ходоса не пустили на суд? Испугались? Интересно, чего? А у Э.Х. слог не менее выразительный и складный. Будем ждать его видео-материалов про хабад. Тогда о. Сергию уже не надо будет ничего говорить - все сами все поймут. Ну слог, как слог - ничего особенного, кроме того, что грамотно написано. Местами видны явные передергивания. Дело-то в другом - обвиняя схиигумена Сергия в излишней эмоциональности и работе на публику, автор делает то же самое. И опять же все происходит в виртуальном пространстве, где подогреваются новые страсти. Какая польза от этого послания? Никакой. А вред имеется. Владыка находится в каком-то часе-двух езды от монастыря. Почему бы ему лично туда не приехать, отслужить Литургию и не обратиться к народу, если он уверен в своей правоте? Ну разве бы апостолы, на которых он ссылается, сидели бы и строчили письма в Интернет в такой ситуации?... 10. ответ на " Благоразумный архиерей " Слог письма митрополита Кирилла, конечно, пленяет и подкупает всех - как грамотно, красиво, с чувством - кто же устоит? Только на то и расчитано. Кстати, а владыка, правда, это сам написал? Я в восхищении! Но дело не в красоте слога, а в сущности излагаемого. Если выбирать между малограмотным и эмоциональным о. Сергием и красноречивым интеллигентом, который восхваляет м. Никодима Ротова, я бы выбрала о. Сергия, не оправдывая при этом все его " перекосы " . Только что же Эдуарда Ходоса не пустили на суд? Испугались? Интересно, чего? А у Э.Х. слог не менее выразительный и складный. Будем ждать его видео-материалов про хабад. Тогда о. Сергию уже не надо будет ничего говорить - все сами все поймут.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/06/pravya...

Не нужны там знамения, где приемлется Слово по причине понятого достоинства, принадлежащего Слову. Знамения – снисхождение к немощи человеческой ( 111, 305 ) . В Слове – жизнь, и Оно – жизнь. Оно умерших людей рождает в жизнь вечную, подавая им свою святую жизнь: слышатели и делатели Слова рождены не от тленного семени, но от нетленного, Словом живого Бога, пребывающего вовеки ( 111, 311 ) . От созерцания чудес Христовых мы восходим к познанию того великого значения, которое заключается в Слове Божием, едином на потребу для спасения нашего, в Слове, служащем спасению и совершающем спасение ( 111, 322 ) . Бог для восстановления общения с отпавшим от Него человечеством благоволил, чтобы Слово Его облеклось в человечество, явилось, обитало с людьми, вступило в ближайшие отношения с ними и, усвоив их Себе, вознесло на Небо ( 111, 322 ) . Живая вера открывает взорам души Бога. Слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченного благоговения к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжает смиренномудрие ( 111, 324 ) . Великое благо, если кто неупустительно держится Слова Божия, как слепец держится за руку провожатого ( 111, 372 ) . Какое слышание Слова Божия может быть сильнее того, при котором Слово Божие слагается в сердце и хранится в нем? ( 111, 423 ) . Говорящий Слово Божие и слушающий его вместе получают пользу, а приносит пользу Бог ( 111, 439 ) . Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух-учитель, произносящий Слово Божие, и слушающий его разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но Слово Божие, слушающий ощущает, что слышит Слово Божие... ( 111, 493 ) . Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью , она оживляется Словом Божиим, которое возносит мысли и чувствования к небу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 323 ) . Один брат сказал старцу: «Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтобы они сказали мне наставление для спасения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В конце XVIII - начале XIX в. фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны " под один вид " : были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство. По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной " Памятники архитектуры Ленинградской области " , Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г. Интересный факт: Перед Октябрьской революцией 1917 года в городе Тихвине проживало около 8 000 человек, количество же паломников к Тихвинской иконе Божией Матери превышало 75 000 человек. В первые годы советской власти Тихвинский Большой Богородицкий монастырь разделил печальную участь многих обителей. В 1919 году на территории монастыря размещается пересыльная тюрьма, в 1936-1938 годах в Успенском соборе располагается воинский продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - палата военного госпиталя, в 1946-1947 годах - цеха Всесоюзного общества слепых. Сам монастырь был закрыт ещё в 1924 году. Тихвинская Святыня по совершенно непонятным соображениям была оставлена верующим, правда, с неё содрали драгоценную ризу при экспроприации церковных ценностей ещё в 1922 году. Эта риза, на которой были многочисленные, редкие по своей красоте драгоценные камни - дары царской семьи, исчезла таинственным образом, где-то - под Ейском, когда большевики в первый раз струхнув, решили вывезти всё ценное подальше от столицы. Из книги-путеводителя: Райков Г. П., Черемская Ю. Ю. " Санкт-Петербург-Тихвин " . Издательство " Любавич " . Тихвин, 2006 г. Шёл третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьёз задумывалась о своём будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

http://sobory.ru/article/?object=00115

Надеюсь,что наша с Александром Николаевичем книга «Ландшафт отечественной словесности: Восхождение к источникам» найдёт своего читателя… 13 сентября, в 18-30, намечена презентация книги в «Доме А.Ф. Лосева» (ул. Арбат, д. 33). Приглашаем всех желающих! (Фотографии памятной встречи в Тарасовке выполнены Алексеем Новиковым и Маргаритой Бирюковой). Фото автора ПРИЛАГАЕМ СОДЕРЖАНИЕ И АННОТАЦИЮ НОВОЙ КНИГИ: Александр Стрижев, Маргарита Бирюкова. «ЛАНДШАФТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОЧНИКАМ» ( СПб: Любавич. – 768 с., ил. Ответственный редактор В.А. Рыбакова, дизайн – Анастасия Евменова). БЛАГОДАРНОСТЬ: «Авторы выражают сердечную благодарность литературному фонду «Дорога жизни» и лично его президенту Дмитрию Александровичу Мизгулину за помощь в издании книги, а также редакторам отечественных журналов, сборников и ин­тернет-ресурсов: Александру Николаевичу Николюкину, Марине Валерьевне Гани­чевой, Сергею Ивановичу Котькало, Анатолию Дмитриевичу Степанову, Тамаре Васильевне Вересовой и Татьяне Никитичне Жуковской, издателю Аркадию Григо­рьевичу Елфимову — за многолетнее творческое сотрудничество и тёплое друже­ское отношение».   СОДЕРЖАНИЕ От авторов вместо введения. С. 4. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Особое почитание Премудрости. С. 12. Митрополит Антоний (Храповицкий). Когда это кончится? [Слово о Софии Премудрости Божией]. С. 18. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Труды и дни проповедника Иоанна Восторгова. С. 22. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Возвращение Руси уходящей. С. 28. Лидия Васильевна Кобеляцкая. Вещий сон. С. 35. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. В Печеры – к познанию Святой Руси. С. 43. А. Н. Стрижев. Леонид Фёдорович Зуров: Биографический очерк. С. 57. М. А. Бирюкова. Несколько слов о современных исследователях жизни и творчества Леонида Фёдоровича Зурова. С. 62. А. Н. Стрижев. Василий Акимович Никифоров-Волгин. С. 66. А. Н. Стрижев. Василий Сергеевич Арсеньев (1829–1915). С. 69. Василий Сергеевич Арсеньев. О желательном направлении в познавании природы. С. 74.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/ma...

Для того чтобы быть такими, мы имеем Таинства – Крещение и Причащение, посредствуемое у грешащих после крещения покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, должны образоваться в духе содействующие принятию их расположения: вера, которая исповедует: «я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом», любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя, упование, которое, ничего от себя не ожидая, уверено, что не будет оставлено Господом, но будет иметь от Него всякую помощь, и внутреннюю и внешнюю, всю жизнь, пока будет взято туда, где Он Сам. Святитель Феофан Затворник ( 107, 67–68 ). В недре ветхозаветной церкви было только преобразование спасения – в недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение ( 111, 219 ). Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасается ( 111, 143 ). Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям ( 111, 360 ). Без послушания Церкви нет смирения, без смирения нет спасения ( 111, 367–368 ). Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, Новозаветная Церковь , народ Божий... новый Израиль, – этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос ( 111, 220 ). У нас всесильный Ходатай – Господь наш Иисус Христос! У нас всемогущее очищение от грехов – Господь наш Иисус Христос! Уничтожив грехи при посредстве исповеди через такого Ходатая и через такое очищение, мы непременно получаем радостный залог нашего спасения ( 111, 370 ). Тот, кто пренебрегает жизнью по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу Причащением Его Телу и Крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. Святитель Игнатий (Бряпчанинов) ( 111, 330 ). СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ Жертвенное уничижение Богочеловека – наивысшее страдание любви «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» ( Ис. 50, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ЗНАМЕНИЕ При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили христианство по вселенной... когда же вера была насаждена повсеместно, насаждено было слово, тогда отняты знамения как окончившие свое служение ( 111, 309–310 ). Знамения давались не верующим, но неверующим, чтобы они становились верующими ( 111, 311 ). Желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению непонимаемыми ими страстями... в таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения ( 111, 313 ). Знамения, совершив свое служение, оставили поприще служения, предоставив действовать подлинному Творцу-Слову, Которое пребывает и пребудет делателем до кончины мира, как Оно Само возвестило о Себе: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) ( 111, 323 ). Живая вера-духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи совершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений-Его словом ( 111, 234 ). Богочеловек ублажал не видевших знамений и веровавших. Он выражал соболезнования тем, которые, не удовлетворяясь словом, нуждаются в чудесах ( 111, 305–306 ). Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 323 ). Святой Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Лк. 7, 19 ). Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно. Кто есть Иисус Христос, будучи извещен об этом с Неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не для того, чтобы состязаться в прениях, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о Божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает ее и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, потому все и сносно ( 107, 331–332 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым, она – Его Свойство. В кого нисходит Дух Святой, в том является Его свойство – любовь ( 109, 55 ). В купели Крещения восстанавливается падший образ, человек рождается в жизнь вечную водою и Духом. С этих пор Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни ( 109, 134 ). Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышления в Вечность ( 109, 341–342 ). Дух, вселившись в человека, освобождает его от греховного рабства, разрушая тело греха, то есть плотское состояние в человеке ( 109, 366 ). Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство водворяет мир Христов... ( 110, 83 ). Только Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом ( 110, 167 ). Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою, соделывает духом.., человек этот становится духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отдаляются и отпадают от него свойства скотоподобные... ( 111, 134 ). Истина имеет свойственный себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Святой Дух Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое, нераздельное и неслиянное Божеское Существо ( 111, 166 ). Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины... ( 111, 166 ). Истинного христианина Святой Дух созиждет духовно и преобразует в жилище Божие; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа ( 111, 166 ). Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа ( 111, 167 ). Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волей нашей ( 111, 246 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010