Церковное солнце. Рассказы Песня про гробы Светлая седмица. Переполняет радость оттого, что Господь победил смерть, болезни, горе и печаль. Хочется этой радостью делиться и делиться. Ее много, на всех хватит. На всех, кому она нужна. — Христос воскресе!Воистину воскресе! — торжественно, словно на параде, отвечают прихожане. Их лица светятся ярче солнца. Счастливые. — Христос воскресе! — иду, почти лечу с кадилом и трисвечником по храму. — Воистину воскресе! — вещает пономарь Семеныч из алтаря. — Воистину воскресе! — из-за колонны ликует Виктор, старый христианин — беженец из Азербайджана. — Воистину воскресе! — из-за другой колонны тоненьким голоском звенит Екатерина — беглянка с Украины. — Воистину воскресе! — это Илья — переселенец из Казахстана. — Христос воскресе!Воистину воскресе! В храме пять человек. Все беженцы с русской земли на Русскую землю. Рассказывают, что в этих самых странах и даже на Украине тосковали по духовности, оттого и прибежали сюда, в центр Святой Руси, побросав квартиры и работу. А тут... Местные беженцам не радуются, если же уличают в церковности, вовсе съедают. — Пусть лучше съедят свои, православные! — заявил как-то по прибытии из Азербайджана Виктор. — Православные? — удивился я. — Так ведь православные не съедают, они, то бишь мы — не волки. Но пасхальное настроение убивает все темные мысли. — Христос воскресе!Воистину воскресе! После службы довольные пятеро молитвенников расходятся по домам. Словно фонарики, разбредаются по темным проулкам и приветствуют мрачных соседей, дымящих табачищем на лавочках возле дворов: — Христос воскресе! Те в ответ ворчат. Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные? С такими мыслями бреду домой. Меня отвлекает женщина, чей огород подходит вплотную к стене храма. Вот и ее церковная жизнь не волнует. Может, я виноват? — Батюшка, можно Вас спросить? «Ого! — думаю. — Неужели духовная жажда? Отрадно!» — Конечно! — говорю и добавляю: — Христос воскресе!

http://pravoslavie.ru/46992.html

И.Ц. Миронович Лекция 20. Ветхозаветные пророчества о bockpecehiu мертвых – Христосъ воскресе!Воистину воскресе! – Тридневный из гроба. Я хочу сказать, что приятнее для человеческого слуха приветствий не может быть, как вот эти слова: Χριστς νστι – ληθς νστι! Αλθεια– истина: воистину воскрес действительно, не призрачно, не как-то, а воистину! И вот буквально дня четыре-пять мы ещё находились в Страстных днях, в Страстной Седмице. И никто не предполагал, если взять вот то время, когда происходили эти события, что Суббота завершится таким событием, как Воскресение Господа. Вот в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам говорится о том, что воскресение по телу для греков было проблемой. Да, воскресение духа, воскресение души, предсуществование души они, как платоники, как неоплатоники, допускали; но, чтобы человек воскрес по телу, от которого ничего не осталось, которое стало пищей червей или пищей огня, рассеяно было по пространству, по воде, над горами и чтобы это тело своими элементами соединилось в ту личность, какой она когда-то принадлежала, – это казалось невозможным и недопустимым. Поэтому все стрелы лукавого были направлены против догмата о Воскресении. И то, что совершили на эту тему богословы либерального направления – я имею в виду немцы – после них атеистам делать нечего: читай, по телевидению, делай окончательные выводы – вот вам атеизм чистой воды. Почему так? Да потому что с воскресением Христа религия или стоит, или падает. Если Христос не воскрес, – скажет Апостол, – то мы самые несчастные из людей, и вера наша тщетна (см. 1Кор. 15:17–19 ). Мы придумали себе иллюзию и тешим себя, что вот есть какое-то посмертное существование, в то время как ничего этого в действительности нет. Откройте книгу Премудрости Соломона и посмотрите, как рассуждали люди в то время. Премудрость Соломона, и в ней надо нам найти (Господи, помилуй, и дай, и дай, Господи, найти!) 2-ю главу. Её нет в неканонических Библиях, протестантских – они не включают одиннадцать книг, – но вот нужно читать по этой Библии, по полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

2 . «Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; – успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поскольку для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав сие, Исаия воскликнул: ад доле огорчися, срет тя ( Ис. 14, 9 ). Он огорчился, поскольку поруган; огорчился, так как умерщвлен: огорчился, ибо взял плоть, а принял в ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертваго во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 20 ). Господь возстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение. Возвестим память о дне нашего спасения. Возвестим умерщвление диавола и плен нечистых демонов, спасение христиан и востание мертвых. Ибо воскресением Христовым огонь ада угашается, червь неумирающий скончевается, ад устрашается, диавол стенает, грех умерщвляется, злые духи прогоняются, сущии на земле на небо восходят, бывшие во аде освобождаются от уз диавола и, к Богу притекая, взывают диаволу: Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Радость о Господе 252. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! – еще за неделю до Пасхи плету пером к вашему сердцу мое искреннее слово. Дар Божий есть мысль благая; она внутрь сердца веселит и утешает душу, жаждущую вечного спасения. Какая бы ни была грусть и горесть – вдруг прелагаются в неизреченную сладость и погружаются все чувства души в тихое веселье... О торжество торжеств! Душе твоей, душе моей взываю; приветствую, встречаю, вопию: Христос воскресе!!! Радуйтесь о Господе все верующие воистину: уже смертью смерть пожерта, Христос за нас живая Жертва, един безгрешный за всех грешных, яко Агнец Божий, принесеся, и мы свободны ныне от вечной смерти, препровождаемые к вечной жизни Его славным Воскресением. Представьте себе: как над землей, так и на земле все исполнилось света – не такого, какое видимое нами солнце проливает, но во сто крат светлейшего, который только умом созерцается. О день, всех дней светлейший! о Пасха красная, всякую красоту превосходящая! о Пасха – Христос избавитель, из гроба воссиявшее Солнце!.. Когда усердные жены мироносицы очень рано пришли ко гробу, чтобы еще поплакать и помазать миром Господне тело, – что они увидали? Светоносна Ангела взывающа: что ищете Живаго с мертвыми? престаните от слез, Христос воскресе! Идите, скажите ученикам Его... Да веселятся днесь народы! Христос воскресе, смерть поправший, Во гробах мертвым жизнь подавший: Да славят все из рода в роды!.. О наша сила, наша радость, Покой, утеха, мир и сладость! О Слово – плоть, о Слово Бог! Введи нас в горний Твой чертог! Се глас божественный, небесный, Се глас сладчайший, глас любезный! Сый Бог богов, сый Царь небес Обет неложный произнес – Быть неразлучно, присно с нами, Доколе веки за веками Чредою будут протекать И будет мир еще стоять. О радость! Се предел желаний, Венец надежд и упований... Поздравляющий вас и сорадующийся вам пишет еще за неделю вперед, но вы, по по-лучении сего, смотрите мыслью уже на прошедший, уже первый день Пасхи. Ах! где вы тогда носились, когда чувством играли, сердцем веселились о Воскресении Христа? – повторяю вам сорадующийся,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Сортировать по Исключить новости Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: В Пасху солнце играет Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. 17 апреля, 2014 Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. Владыка ответил на вопросы «Комсомолки» Ваше Преосвященство, с каким чувством Вы готовитесь к пасхальному богослужению на Алтае? — Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. Всегда испытываешь это непередаваемое внутреннее чувство — чувство восторга, крылатости. В детстве перед этим праздником мы всей семьей наводили идеальный порядок, все перемывали, вычищали, ненужное выбрасывали. Если в будни мы обедали за деревянным столом, который бабушка после чистила водой и ножом, то на Пасху всегда расстилалась белая скатерть, на нее ставилась миска с крашеными яйцами, кулич, который у нас назывался «паска». Старики говорили: «Солнце на Пасху будет играть». Мы все время хотели узнать, как оно играет, и просили бабушку разбудить пораньше, но она нас жалела. Теперь я знаю: кто-то видит, как солнце играет, а кто-то не может определить. Видимо это от внутреннего настроения зависит. Если человек говорит : «Да все в этот день обыкновенно», значит не надо разубеждать, он не готов. Бабушка ездила на службу в районный храм накануне. Транспорт тогда был гужевой: одна лошадь на весь совхоз и на храм председатель лошадь дать не мог. Сельские жители разговлялись дома. С появлением приемников стали ловить «радио Ватикана» и «голос Америки», где транслировали пасхальную службу. Прерывисто, глухо, но было слышно «Христос Воскресе», а потом было пение, и в этот момент бабушка давала разговеться уже за полночь, если мы не спали: протягивала яичко, резала паску. Утром приходили гости, мы бежали играть на лужайку .К обеду оживало все село и люди вереницами шли на кладбище. Надевали самое лучшее, старики — свои галифе , сапоги начищенные, фуражки обязательно. У родных могилок здоровались, поздравляли друг друга: «Христос Воскресе». А учителя, коммунисты, партактив это время куда-то прятались. А если попадали навстречу, смущенно отвечали «Воистину Воскресе». Все шли на могилки с яичками и куличами. И, конечно, несли с собой напитки, не вполне запрещенные. Там постилалось расшитое полотенце, ставились яства. Люди молились, крестились, кто как умел. После этого за помин души и с праздником «Христос Воскресе» употребляли эти яства и питие.

http://pravmir.ru/episkop-barnaulskiy-i-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Самый счастливый день в году...» Прихожане Спасо-Парголовского храма о Пасхе Христовой 26.04.2019 2074 Время на чтение 11 минут На одном из занятий воскресной школы для взрослых Спасо-Парголовского храма Петербурга по «Основам православной веры и духовной жизни» (преподаватель кандидат богословия протоиерей Александр Зелененко) был задан вопрос: «Что для вас Пасха?» Публикуем ответы прихожан на этот вопрос. Для всех христиан праздник Пасхи всегда воспринимался с особым трепетом, ведь, прежде всего, это осознание того, какую жертву принёс Иисус Христос ради каждого из нас и всего человечества. Вот ответы учащихся на вопрос, «что для вас Пасха?» Для меня Пасха - это самый счастливый день в году... Это когда Христос воскресает и в нашем сердце. Воскресение Христово - самый радостный и светлый христианский праздник. Каждый из нас наверняка может рассказать хотя бы одну жизненную историю, которая связана с Пасхой. Все они будут неповторимыми, а пережитые эмоции - уникальными. Мои первые воспоминания о Пасхе относятся к советскому детству. Когда буквально внезапно солнечным весенним утром вырастал пасхальный кулич в окружении крашеных в луковичной шелухе яиц. Мама обнимает: «Христос Воскресе, деточка...» и целует три раза. Странно-то как: в школе нам об этом ничегошеньки не говорили - стихи и песни не учили, плакаты и транспаранты не рисовали, а вот как светло и радостно на душе... Для меня Пасха существует не в прошлом, но как длящееся сейчас, теперь и всегда - вечно, событие, и напоминание о грядущем воскресении мертвых и Божьем определении каждому за его жизнь. К сожалению, большую часть времени Пасха для меня память, а не содержание жизни. Иногда я и вовсе о Ней забываю, и тогда жизнь становится особенно мрачной или, напротив, слишком, слепяще-яркой. Я хочу, чтобы Пасха стала для меня не просто памятью, но всегдашним содержанием жизни. Я мечтаю жить Пасхой. Жизнь в Пасхе - это ежеминутное обновление сознания, ежеминутное умирание для ошибок и ежеминутное воскресение для нашегосовершенства. Мне представляется, что именно так живут святые и именно к такой всегдашней Пасхе следует стремиться. Так было и так будет: окна чтобы чистые, скатерть чтобы белоснежная, солнечный лучик на стене... Вернувшись из храма, целую свою спящую маленькую дочь и шепчу ей на ухо: «Христос воскресе, деточка...» А она тянет ко мне свои детские ручки и отвечает: «Воистину воскресе, мамочка!» Господи, как же светло и радостно на душе... Конец поста - всегда тяжело. Чувствуешь себя марафонцем на последних километрах, как будто силы вот-вот покинут. И вот идешь с Крестным ходом - и тут возглас: «Христос воскресе!» И как будто новую жизнь в тебя вдохнули!

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

255–256. На страже христианских понятий Чем дольше мы живем на свете, тем дальше уходим от той строгости в области нравственных понятий, какую завещали нам наши благочестивые предки. И уж, конечно, назвать это нравственным прогрессом никак нельзя. Да оно и понятно: сравнить древних подвижников духа, древних отцов пустынь Египта и Сирии с современными иноками – какая разница. То были воистину исполины духа, носители идеалов христианского смирения, кротости, любви, пламенной молитвы, чистоты сердца: и вместе – неподражаемого внешнего подвига; они бежали от мира, от людей, хотя и любили людей так, как нам и во сне не пригрезится; они хотели, чтобы мир забыл о них, но сами они помнили о мире и молились о мире мира, и их молитвами самый мир стоял, они были тем святым семенем, которое, по слову Божию, и есть «стояние мира». Когда читаешь их жития, то невольно склоняешься пред ними как истинными носителями образа Божия, как подражателями Самому Христу, воистину – Богу подобными и преподобными. И нелепая мысль современных безумцев о том, будто бы человек произошел от обезьяны, кажется дикою насмешкой над самыми изобретателями этой мысли, и с негодованием отвергает ее сердце, как не заслуживающую даже критики. Сии жалкие безумцы, столь желающие быть потомками обезьяны, не читают, не хотят читать жития святых подвижников: для них это – сказки, коим и верить стыдно. Но тем хуже для них же: мы вправе усомниться даже в том: христиане ли это? Веруют ли они, что воскрес Господь Иисус Христос и сами они некогда воскреснут? Увы, надо сознаться, что хотя живем мы и в христианской стране, хотя нас окружают как будто все христиане по имени, но на деле, по совести, сколько среди сих именуемых христианами – Неверов и язычников по духу! Этого мало: незаметно для самих себя мы поддаемся их влиянию. Нередко бывает, что мы как будто стыдимся сказать прямо свое православное слово о том или ином явлении в нашей жизни, и предпочитаем молчать. Почему? Да нас останавливает мысль: а что скажут вот эти, лишь именуемые, но не действительные христиане, которые окружают нас?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Почему именно Православие?!» – Такой вопрос обычно задает человек, за которого активно взялись его православные друзья или родные. А если за него еще никто не взялся, но сам он отправился в духовный поиск, его вопрос может звучать немного по–другому, немного спокойнее: «Почему, если Бог один, так много на свете религий, и почему все они считают себя единственно правильными, и как, в конце концов, узнать, где, на самом деле, правда?» Сразу скажем: тот, кто возьмется отвечать на этот вопрос, заведомо не может занимать объективную позицию: «чистого» религиоведения, в отличие, например, от «природоведения», в природе не существует. И в первую очередь, это невозможно для атеиста. Все многообразие религий для атеиста – как совокупность пациентов единого сумасшедшего дома, причем, пациентов буйных, и потому опасных. И он, знакомя тебя с ними, уж постарается, чтобы ты ни от кого не заразился. Ну а приверженец любой религии тоже будет преподавать историю религий, как историю человеческих заблуждений, пока, наконец, не воссияло солнце его собственной религии. И это совершенно естественно. Потому что вопросы религии, это вопросы о самом главном: о происхождении мира, о посмертном воздаянии, о том, как жить, чтобы жить вечно. А противоестественно как раз – когда огромное число людей, называя себя «верующими», ничего о своей вере не знают. «Бог один!» – Провозглашают они свой символ веры . И все вместе пьют на все на свете праздники. «Христос воскрес!» – скажет «христианин», поднимая рюмку. «Воистину воскрес!» – ответят, чокаясь с ним, «иудей» и «мусульманин»... Хорошо, что они из–за веры не режут друг друга. Но вполне можно сказать, что они составляют некий интернационал невежества. Для контраста приведем такой исторический случай. Император Николай Первый обычно на Пасху христосовался с гвардией, с каждым гвардейцем. Вот, подходит к очередному: «Христос воскрес!» – и хочет облобызаться. А тот резко отстраняется и говорит: «Неправда!» Оказывается, это был иудей. Настоящий иудей, из тех, которые, руководствуясь Талмудом, считают Иисуса Христа обманщиком, дескать, «Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью «делал Себя Богом» («Сенхендрин» 107, 2), творил чудеса и говорил, что взойдет на небо. Накануне Пасхи Он был повешен: ибо предался чародейству, соблазнял израильтян переходом в чужую религию, и в Его оправдание никто ничего не сказал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

С юношеских лет и почти до старости я прожил атеистом. Потеряв веру в Бога, я чувствовал, однако, что, для полноты разумной жизни, мне чего-то недостает, что учения материалистов и эволюционистов не удовлетворяют меня, не дают осмысленного познания самого себя и окружающего меня мира. И эта пустота, эта казавшаяся мне бесцельность и бессмысленность жизни, заставили меня, наконец, призадуматься и основательно познакомиться с Евангелием. Тщательное ознакомление с литературой по вопросам о подлинности и достоверности наших четырех Евангелий, а также с содержанием самих Евангелий, привело меня к твердому убеждению в том, что Евангелия наши написаны действительно теми лицами, имена которых носят, что авторы их заслуживают безусловного доверия, и что все записанные ими события и беседы так и происходили, как записаны. Изучая, затем, по четырем Евангелиям Личность Иисуса Христа, я узнал, что Христос был безгрешен и что даже озлобленные враги Его не могли указать ни на один поступок Его, ни на одно слово Его, которые, хотя бы с большими натяжками, можно было признать грехом или неправдой. Я убедился, что Он обладал знанием будущего, и что никто не мог скрыть от Него даже помышлений своих. Я не мог уже сомневаться в том, что Он действительно господствовал над силами природы, и они подчинялись слову Его. Я познал Его дивное учение, давшее ответ на все мировые загадки. Наконец, я убедился, что Он действительно умер и воистину воскрес. И тогда я пришел к непоколебимому убеждению, что Он не мог быть не Тем, Кем Себя именовал, и что, следовательно, Он – истинно Богочеловек, Сын Божий. Признание же, что Христос – Сын Божий, привело меня к логической необходимости верить в истинность каждого слова Его, как слова Божия, хотя бы кое-что из сказанного Им и было недоступно нашему ограниченному уму. И я поверил; я нашел ответ на все мучившие меня вопросы, нашел и душевный покой. Придя, таким образом, вполне сознательно ко Христу, я захотел передать возродившуюся во мне веру и другим, и для этого издал свой многолетний труд „Толкование Евангелия“. Но так как мне хотелось передать эту веру не только взрослым людям, но и детям, и тем предохранить их от атеизма, то я вскоре же издал, для учащихся в средних учебных заведениях, учебник „Священной Истории Нового Завета“, составляющий как бы конспект моего „Толкования Евангелия“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

23.03.2024 Александр СУРОВЦЕВ: Служение военного священника требует призвания и самоотверженности Интервью 22.05.2016 В преддверии 300-летия существования института военного духовенства в России начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Суровцев, принял участие в авторской программе телеканала «Союз» «Есть что сказать». Главная тема беседы — служение военного духовенства в российской армии. – У нас в гостях Александр Иванович Суровцев – начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор философских наук. Александр Иванович, Христос воскресе!Воистину воскресе! С праздником, дорогие телезрители! – Александр Иванович, в этом году в одном временном промежутке сошлись сразу две победы: победа Христа над смертью и победа в Великой Отечественной войне. Что эти победы значат для Вас? Если можно, в нескольких словах. – Как сказано в Писании, Пасха – это победа, победившая мир, праздник праздников. Это величайшее событие в христианском мире для каждого человека. Мой отец был военным летчиком стратегической авиации, был командиром корабля, поэтому в моем детстве слово «Пасха» не звучало. Но я отлично помню Вербное воскресенье, когда мы ходили собирать вербочки. Хорошо помню крашеные яйца и праздничное настроение. Это говорит о том, что в душе народа Пасха всегда была, но несколько в другом виде. Сегодня это действительно великий праздник. В этом году действительно две победы – победа жизни над смертью и победа в Великой Отечественной войне – стоят рядом. Они объединены в общее торжество. Я уверен, что для большинства наших соотечественников это действительно величайшие праздники. – Александр Иванович, продолжая праздничную тему, хочу поздравить Вас с 300-летием института военного духовенства в России, к чему Вы имеете непосредственное отношение. – Спасибо большое. Эта дата, о которой, наверное, не все знают. 10 апреля 1716 года Петр I утвердил воинский устав. Там впервые была глава об обер-полевом священнике. Военное духовенство всегда было с армией, начиная с создания нашего государства, первых дружин, но официально этому событию исполняется 300 лет. Для нас это важно, потому что у нас именно штатное военное духовенство, которое было создано по решению Президента Российской Федерации в 2009 году.

http://pobeda.ru/novosti/intervyu/aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010